Конспект занятия по теме слово

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое публикации

ООД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа). Тема: "Знакомство со словом"

Цель: формирование представлений у детей о слове как интонационно-смысловой единице речи.

Образовательные:

Закреплять представления детей о словах.

Формировать понимание слов- антонимов.

Учить связывать существительные с соответствующими глаголами.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание, память, мышление.

Продолжать развивать умение слышать и различать произносимые слова

Развивать внимание, внимание, память, мышление.

Воспитательные :

Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно.

Воспитывать любознательность, творческую активность,

Воспитание навыка самостоятельной деятельности,

Воспитывать у детей умения: работать в коллективе,

Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Ход занятия:

Вступительная часть

Воспитатель: Давайте поиграем, я предлагаю вам хлопнуть столько раз, сколько точек на кубике. Прохлопать ритмический рисунок.

Основная часть

Воспитатель:Послушайте, что я сейчас произнесу: М, Н, П, У, С. Вам понятно, что я хотела сказать? (нет)

Воспитатель:А что я произнесла? (это звуки)

Воспитатель:Отдельные звуки ничего не значат, не имеют смысла, но из них можно составить слова. Давайте каждый из вас назовет по одному слову.( дети называют)

(воспитатель открывает ширму и показывает во время чтения стихотворения соответствующие предметы – ложку, кошку, тряпку, шапку)

Ложка – это ложка, А я придумал слово,

Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.

Кошкам – это кошка, Я повторяю снова –

У кошки семь котят. Плим, плим, плим.

Тряпка – это тряпка, Вот прыгает и скачет

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим,

Шапка – это шапка, И ничего не значит

Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

Воспитатель:Потому что это слово ничего не обозначает, а слово всегда должно что-то обозначать. Давайте еще раз назовем эти предметы – каждый предмет отдельным словом ( кошка, ложка, тряпка, шапка.)

Воспитатель: Каким словом называется этот предмет? – (Аквариум.)

( Затем воспитатель просит одного из детей: повтори все слова, которые мы назвали.)

Воспитатель:Как, одним словом назвать эти предметы? –(Это овощи)

( Воспитатель подводит итог: вы назвали много разных слов.)

Воспитатель:Очень часть так бывает, что словечка не хватает.

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает, слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь стих потек, как речка,

Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко:

Наша Таня громко плачет, Серый волк в густом лесу

Уронила в речку … мячик. Встретил рыжую … лису.

Воспитатель:– Я назову слово: Помидор. Какое слово я назвала? Повторите его. Теперь я добавлю одно слово: помидор, картофель. Какое слово я добавила? (картофель) Добавлю еще одно слово: помидор, картофель, огурец. Какое слово я добавила? (огурец).

Воспитатель:Молодцы, хорошо получается! – Устали? Отдохнем?

Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.

нож, ножницы — режут;

карандаш, фломастер, ручка — рисуют;

пила - пилити т. д

Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с словами.

Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.

Заключительная часть

- Что нового узнали на занятии и о чём расскажете дома? (Ответы детей)

Цель: Актуализировать знания детей о слове и предложении.

Задачи:

- Учить детей подсчитывать количество слов в предложении, определять их последовательность, подбирать графическое изображение предложения;

- Учить дополнять, а затем и сокращать предложение;

- Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление (загадки, творческое воображение, быстроту реакции, умение анализировать;

- Воспитывать интерес, любознательность, желание учиться и познавать.

Материалы и оборудование: Игрушка Незнайка. Короткие и длинные полоски бумаги. Картинки для составления предложений. Схемы предложений из 2-5 слов.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог: К нам пришел Незнайка, говорит, что он плохо знает, чем слово отличается от предложения. Давайте ему расскажем!

2. Основная часть.

Педагог: Наша речь состоит из. (слов, предложений). Все слова состоят из (слогов, звуков, букв). Если слова подружатся и встанут рядом, то получится (предложение). В предложении может быть разное количество слов.

Педагог: Послушайте, что я скажу: машина, ехать.

- Что я назвала? (два слова.)

- А теперь я скажу по-другому: машина едет.

- Что я назвала? (предложение.)

- Как вы догадались, что в первом случае я назвала слова, а во втором -предложение? (ответы детей)

Педагог: В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии. Молодцы всё правильно.

Педагог: Ребята, расскажите Незнайке как графически изображаем предложение.

Графически изображаем слова с помощью чёрточек.

Первое слово предложения имеет выступ вверх.

В конце ставится точка.

Имена людей и клички животных имеют выступ вверх.

Педагог: Предложение - Машина едет. Покажите Незнайке схему, которая будет соответствовать этому предложению.

Дидактическая игра "Составь предложение по схеме".

Педагог: Ребята, я говорю целое предложение, а вы сокращаете его на одно слово. Моя бабушка всегда печет вкусные пироги.

Бабушка всегда печет вкусные пироги.

Бабушка печет вкусные пироги.

Бабушка печет пироги.

Педагог: Дети, есть длинные слова, а есть очень короткие слова.

Педагог: Такие короткие слова, изображают короткой линией в схеме предложения.

Педагог: Мы любим золотую осень.

Педагог: Сколько слов в предложении? Подберите схему к предложению.

Педагог: Молодцы, а теперь немного дадим отдохнуть глазкам

Гимнастика для глаз.

Протяните вперед руку - посмотрите на большой палец.

Медленно отведите руку вправо, влево, приблизьте палец к носу, удалите от себя.

Педагог: Отдохнули, поиграем в игру?

Педагог: Загадка.

Приходил - стучал по крыше,

Уходил - никто не слышал. (дождь)

Педагог: Со словом дождь - придумайте предложение, подберите схему предложения.

3. Заключительная часть.

Педагог: Ребята вы молодцы! Рассказали Незнайке чем слово отличается от предложения, что предложения состоят из слов.

Педагог: Что нового вы узнали на занятии?

- Что вам помогло в составлении предложений?

- Что больше всего понравилось на занятии?

Педагог: До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подвести детей к пониманию слова как единицы речи (мы говорим словами).

Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ о предмете.

Развивать фонематический слух, умение выделять звук в слове.

Воспитывать усидчивость и развивать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Организационный.

Дети, что я сейчас сказала?

Дети: Вы поздоровались.

Да, я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – здравствуйте.

А это значит, что я вас поприветствовала и пожелала здоровья.

Одно слово, а как оно много значит.

Какое еще слово я сказала?

Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение.

Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.

Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей комнате.

Дети: называют предметы мебели, игрушки.

Сколько слов вы назвали!

Каждое из них обозначает предмет или группу предметов: стол, стул, шкаф – можно назвать одним словом – мебель.

Словом стол называются самые разные столы. Назрвите их.

Дети: обеденный, письменный, журнальный и т.д.

Вот какое интересное слово – стол.

Одно слово, а им можно назвать много предметов одного назначения – за столом сидят.

Об одном предмете разными словами можно рассказать.

Расскажите о любом предмете или игрушке.

Дети: 2-3 рассказа.

Вот видите, сколько слов мы должны знать, чтобы что-то рассказать.

Мы говорим словами.

Слов много, и они все разные.

Грохочет слово словно гром,

И сразу мыши зашуршат.

И листья падают, летят,

И словно наяву ты видишь осень:

Желтый сад и мокрую траву…

А теперь мы поиграем.

Вставайте в круг.

Это будет наша клумба.

Я каждому дам название цветка. (пион, астра, роза, тюльпан, одуванчик, ромашка, незабудка, лилия, гвоздика, ирис, хризантема)

Я буду рассказывать про рассказывать про клумбу , и как только назову цветок , он выходит в круг и садиться.

Будьте внимательны, слушайте, не пропустите свое слово-название цветка.

Первым весной на нашей клумбе расцвел тюльпан…

Игра повторяется несколько раз с нарастанием темпа.

Молодцы ребята! Каждый из вас услышал свое слово – название цветка, и клумба цвела с весны до осени.

А теперь вспомните, как звучат слова: шесть мышат, произнесите их протяжно: ш-ш-ш-шесть мыш-ш-ш-шат. Почему слышно, что мыши шуршат?

Дети повторяют по образцу и вслушиваются как они звучат. Слово надо произносить достаточно громко и четко, чтобы его услышали и оно было понятно всем, кто его слушает.

Ребята, вы назвали слово солнышко.

У вас есть альбомы для рисования и цветные карандаши. Нарисуйте солнце и заштрихуйте его очень аккуратно, не выходя за контур.


Содержимое разработки

Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение.

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии: развивающее обучение

обучение в группах и в парах

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

Организационный этап (слайд 1)

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?

II. Актуализация знаний

Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.

Орфографическая работа ( 1 ряд выписывает с чередующейся гласной в корне, 2 ряд -приставки на пре-при, 3 ряд- приставки на з-с)Обозначить орфограммы.

Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, слагаемое, подпирать, выгорать, зарница, приехать, прескучный, излагать, растение, рассказывать, придорожный, набирать, приболеть, разгорается, преградить, бесшумный, преградить.

Орфоэпическая работа ( мы с вами должны правильно произносит слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)

БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт

III. Определение темы урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):

1. Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)

Это первая часть нашей темы.

2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание , выполняя эту орфографическую задачу.(карточки)

C…деть на стуле – с…деть от горя

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

А только ли лексическое значение есть у слова?

Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:

Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе) - Запишите тему урока .

IV. Определение целей урока

- А теперь поставим цели нашему уроку:

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

V. Открытие нового знания

1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.

Лексика словарный состав языка.

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Лексическое значение

Грамматическое значение

Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

Покрыться какой-либо растительностью.

Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

VI. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам надо сесть – это шесть

Закрепление темы

– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?

– Послушайте стихотворение И. Токмаковой .

Ложка – это ложка, Оделся и пошел.

Ложкой суп едят. А я придумал слово,

У кошки – семь котят. Я повторяю снова:

Тряпкой вытру стол. И ничего не значит

– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

Работа со словарем. Значение этих слов можно узнать
в толковых словарях

Выставка словарей.

– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

– Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.

ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме

Цель: показать межпредметную связь

УУД: коммуникативные, личностные

Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников

Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность

-Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)

- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.

о составителях словарей: В. Даль,Ушаков и Ожегов) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….

– Как вы считаете, какое слово старше: самолет или космонавт? Почему? Сегодня у нас праздник День космонавтики. Какие слова вы можете назвать , связанные с этой темой. ( космодром, вселенная, орбита

Приведите примеры слов, возникших в наше время.

о составителях словарей: Ушакове и Ожегове) Заранее подготовленный ученик….

VII. Закрепление

ЭТАП 5. Проектная групповая работа.

Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы

УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные

Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу

Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах

-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.

(дети работают группами)

- Кто готов представить свой труд?

( идёт представление словарей)

Творческая работа

Используя слова своего словарика , напишите мини-сочинение .

ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.

Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328


-75%

Читайте также: