Конспект занятия по теме слово
Обновлено: 07.07.2024
Содержимое публикации
ООД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа). Тема: "Знакомство со словом"
Цель: формирование представлений у детей о слове как интонационно-смысловой единице речи.
Образовательные:
Закреплять представления детей о словах.
Формировать понимание слов- антонимов.
Учить связывать существительные с соответствующими глаголами.
Развивающие:
Развивать слуховое внимание, память, мышление.
Продолжать развивать умение слышать и различать произносимые слова
Развивать внимание, внимание, память, мышление.
Воспитательные :
Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно.
Воспитывать любознательность, творческую активность,
Воспитание навыка самостоятельной деятельности,
Воспитывать у детей умения: работать в коллективе,
Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Ход занятия:
Вступительная часть
Воспитатель: Давайте поиграем, я предлагаю вам хлопнуть столько раз, сколько точек на кубике. Прохлопать ритмический рисунок.
Основная часть
Воспитатель:Послушайте, что я сейчас произнесу: М, Н, П, У, С. Вам понятно, что я хотела сказать? (нет)
Воспитатель:А что я произнесла? (это звуки)
Воспитатель:Отдельные звуки ничего не значат, не имеют смысла, но из них можно составить слова. Давайте каждый из вас назовет по одному слову.( дети называют)
(воспитатель открывает ширму и показывает во время чтения стихотворения соответствующие предметы – ложку, кошку, тряпку, шапку)
Ложка – это ложка, А я придумал слово,
Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.
Кошкам – это кошка, Я повторяю снова –
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка – это тряпка, Вот прыгает и скачет
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим,
Шапка – это шапка, И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
Воспитатель:Потому что это слово ничего не обозначает, а слово всегда должно что-то обозначать. Давайте еще раз назовем эти предметы – каждый предмет отдельным словом ( кошка, ложка, тряпка, шапка.)
Воспитатель: Каким словом называется этот предмет? – (Аквариум.)
( Затем воспитатель просит одного из детей: повтори все слова, которые мы назвали.)
Воспитатель:Как, одним словом назвать эти предметы? –(Это овощи)
( Воспитатель подводит итог: вы назвали много разных слов.)
Воспитатель:Очень часть так бывает, что словечка не хватает.
Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает, слова не хватает.
Чтобы снова в добрый путь стих потек, как речка,
Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко:
Наша Таня громко плачет, Серый волк в густом лесу
Уронила в речку … мячик. Встретил рыжую … лису.
Воспитатель:– Я назову слово: Помидор. Какое слово я назвала? Повторите его. Теперь я добавлю одно слово: помидор, картофель. Какое слово я добавила? (картофель) Добавлю еще одно слово: помидор, картофель, огурец. Какое слово я добавила? (огурец).
Воспитатель:Молодцы, хорошо получается! – Устали? Отдохнем?
Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.
нож, ножницы — режут;
карандаш, фломастер, ручка — рисуют;
пила - пилити т. д
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с словами.
Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.
Заключительная часть
- Что нового узнали на занятии и о чём расскажете дома? (Ответы детей)
Цель: Актуализировать знания детей о слове и предложении.
Задачи:
- Учить детей подсчитывать количество слов в предложении, определять их последовательность, подбирать графическое изображение предложения;
- Учить дополнять, а затем и сокращать предложение;
- Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление (загадки, творческое воображение, быстроту реакции, умение анализировать;
- Воспитывать интерес, любознательность, желание учиться и познавать.
Материалы и оборудование: Игрушка Незнайка. Короткие и длинные полоски бумаги. Картинки для составления предложений. Схемы предложений из 2-5 слов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: К нам пришел Незнайка, говорит, что он плохо знает, чем слово отличается от предложения. Давайте ему расскажем!
2. Основная часть.
Педагог: Наша речь состоит из. (слов, предложений). Все слова состоят из (слогов, звуков, букв). Если слова подружатся и встанут рядом, то получится (предложение). В предложении может быть разное количество слов.
Педагог: Послушайте, что я скажу: машина, ехать.
- Что я назвала? (два слова.)
- А теперь я скажу по-другому: машина едет.
- Что я назвала? (предложение.)
- Как вы догадались, что в первом случае я назвала слова, а во втором -предложение? (ответы детей)
Педагог: В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии. Молодцы всё правильно.
Педагог: Ребята, расскажите Незнайке как графически изображаем предложение.
Графически изображаем слова с помощью чёрточек.
Первое слово предложения имеет выступ вверх.
В конце ставится точка.
Имена людей и клички животных имеют выступ вверх.
Педагог: Предложение - Машина едет. Покажите Незнайке схему, которая будет соответствовать этому предложению.
Дидактическая игра "Составь предложение по схеме".
Педагог: Ребята, я говорю целое предложение, а вы сокращаете его на одно слово. Моя бабушка всегда печет вкусные пироги.
Бабушка всегда печет вкусные пироги.
Бабушка печет вкусные пироги.
Бабушка печет пироги.
Педагог: Дети, есть длинные слова, а есть очень короткие слова.
Педагог: Такие короткие слова, изображают короткой линией в схеме предложения.
Педагог: Мы любим золотую осень.
Педагог: Сколько слов в предложении? Подберите схему к предложению.
Педагог: Молодцы, а теперь немного дадим отдохнуть глазкам
Гимнастика для глаз.
Протяните вперед руку - посмотрите на большой палец.
Медленно отведите руку вправо, влево, приблизьте палец к носу, удалите от себя.
Педагог: Отдохнули, поиграем в игру?
Педагог: Загадка.
Приходил - стучал по крыше,
Уходил - никто не слышал. (дождь)
Педагог: Со словом дождь - придумайте предложение, подберите схему предложения.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята вы молодцы! Рассказали Незнайке чем слово отличается от предложения, что предложения состоят из слов.
Педагог: Что нового вы узнали на занятии?
- Что вам помогло в составлении предложений?
- Что больше всего понравилось на занятии?
Педагог: До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Подвести детей к пониманию слова как единицы речи (мы говорим словами).
Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ о предмете.
Развивать фонематический слух, умение выделять звук в слове.
Воспитывать усидчивость и развивать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.
Организационный.
Дети, что я сейчас сказала?
Дети: Вы поздоровались.
Да, я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – здравствуйте.
А это значит, что я вас поприветствовала и пожелала здоровья.
Одно слово, а как оно много значит.
Какое еще слово я сказала?
Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение.
Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.
Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей комнате.
Дети: называют предметы мебели, игрушки.
Сколько слов вы назвали!
Каждое из них обозначает предмет или группу предметов: стол, стул, шкаф – можно назвать одним словом – мебель.
Словом стол называются самые разные столы. Назрвите их.
Дети: обеденный, письменный, журнальный и т.д.
Вот какое интересное слово – стол.
Одно слово, а им можно назвать много предметов одного назначения – за столом сидят.
Об одном предмете разными словами можно рассказать.
Расскажите о любом предмете или игрушке.
Дети: 2-3 рассказа.
Вот видите, сколько слов мы должны знать, чтобы что-то рассказать.
Мы говорим словами.
Слов много, и они все разные.
Грохочет слово словно гром,
И сразу мыши зашуршат.
И листья падают, летят,
И словно наяву ты видишь осень:
Желтый сад и мокрую траву…
А теперь мы поиграем.
Вставайте в круг.
Это будет наша клумба.
Я каждому дам название цветка. (пион, астра, роза, тюльпан, одуванчик, ромашка, незабудка, лилия, гвоздика, ирис, хризантема)
Я буду рассказывать про рассказывать про клумбу , и как только назову цветок , он выходит в круг и садиться.
Будьте внимательны, слушайте, не пропустите свое слово-название цветка.
Первым весной на нашей клумбе расцвел тюльпан…
Игра повторяется несколько раз с нарастанием темпа.
Молодцы ребята! Каждый из вас услышал свое слово – название цветка, и клумба цвела с весны до осени.
А теперь вспомните, как звучат слова: шесть мышат, произнесите их протяжно: ш-ш-ш-шесть мыш-ш-ш-шат. Почему слышно, что мыши шуршат?
Дети повторяют по образцу и вслушиваются как они звучат. Слово надо произносить достаточно громко и четко, чтобы его услышали и оно было понятно всем, кто его слушает.
Ребята, вы назвали слово солнышко.
У вас есть альбомы для рисования и цветные карандаши. Нарисуйте солнце и заштрихуйте его очень аккуратно, не выходя за контур.
Содержимое разработки
Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение.
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии: развивающее обучение
обучение в группах и в парах
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Организационный этап (слайд 1)
Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие.
- Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начать пора.
Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?
II. Актуализация знаний
Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.
Орфографическая работа ( 1 ряд выписывает с чередующейся гласной в корне, 2 ряд -приставки на пре-при, 3 ряд- приставки на з-с)Обозначить орфограммы.
Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, слагаемое, подпирать, выгорать, зарница, приехать, прескучный, излагать, растение, рассказывать, придорожный, набирать, приболеть, разгорается, преградить, бесшумный, преградить.
Орфоэпическая работа ( мы с вами должны правильно произносит слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)
БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт
III. Определение темы урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.
Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):
1. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)
Это первая часть нашей темы.
2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание , выполняя эту орфографическую задачу.(карточки)
C…деть на стуле – с…деть от горя
- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).
А только ли лексическое значение есть у слова?
Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:
Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе) - Запишите тему урока .
IV. Определение целей урока
- А теперь поставим цели нашему уроку:
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
V. Открытие нового знания
1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.
Лексика словарный состав языка.
Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.
Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).
Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение
Лексическое значение
Грамматическое значение
Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.
Форма слова, которая определяется по его окончанию.
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.
Часть суши, окружённая со всех сторон водой.
Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.
Река ЗАРОСЛА камышом.
Покрыться какой-либо растительностью.
Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.
4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)
Так какова наша задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.
VI. Физминутка
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам надо сесть – это шесть
Закрепление темы
– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?
– Послушайте стихотворение И. Токмаковой .
Ложка – это ложка, Оделся и пошел.
Ложкой суп едят. А я придумал слово,
У кошки – семь котят. Я повторяю снова:
Тряпкой вытру стол. И ничего не значит
– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
Работа со словарем. Значение этих слов можно узнать
в толковых словарях
Выставка словарей.
– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.
Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.
Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.
– Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.
ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме
Цель: показать межпредметную связь
УУД: коммуникативные, личностные
Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников
Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность
-Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)
- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.
о составителях словарей: В. Даль,Ушаков и Ожегов) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….
– Как вы считаете, какое слово старше: самолет или космонавт? Почему? Сегодня у нас праздник День космонавтики. Какие слова вы можете назвать , связанные с этой темой. ( космодром, вселенная, орбита
Приведите примеры слов, возникших в наше время.
о составителях словарей: Ушакове и Ожегове) Заранее подготовленный ученик….
VII. Закрепление
ЭТАП 5. Проектная групповая работа.
Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы
УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные
Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу
Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах
-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.
(дети работают группами)
- Кто готов представить свой труд?
( идёт представление словарей)
Творческая работа
Используя слова своего словарика , напишите мини-сочинение .
ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.
Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования
УУД: регулятивные, коммуникативные
Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ
Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют
- Как вы считаете, у кого всё получилось?
- Что было самым сложным в вашей работе?
- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?
- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?
- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.
Этап 7. Домашнее задание
Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания
- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.
Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328
-75%
Читайте также: