Образ иудушки головлева в романе конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Цели : проследить, как Салтыков-Щедрин показывает процесс омертвения душ крепостников-помещиков, как формируется психика лицемера-стяжателя Иудушки Головлева; выяснить, какую роль в судьбе головлевского семейства играет Иудушка; в чем смысл финала щедринского романа.
I. Беседа с учащимися п о вопроса м:
1. С какой целью Салтыков-Щедрин избрал жанр семейной хроники?
2. Покажите роль композиции произведения и ее значение в раскрытии идейного содержания.
3. Какие важные исторические события вторгаются в жизнь Головлевых, какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого члена семьи?
4. В чем смысл жизни Арины Петровны?
М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, как происходит постепенное разложение и вымирание помещичьего рода. Этому способствует избранный писателем жанр семейной хроники. Автор превращает семейную хронику Головлевых в социально-психологический роман.
II. Работа над образом Иудушки Головлева.
1. Кто из сыновей Арины Петровны и чем именно походит на свою мать?
2. Какие чувства возникают у хозяйки имения к Порфирию? Что настораживает Арину Петровну в сыне?
3. Опираясь на текст произведения, объясните, почему Порфирий получил прозвище Иудушки?
4. Каково отношение Арины Петровны к другим детям? Почему она боится возвращения Степана в Головлево? Чем Павел не похож на своих братьев?
5. Расскажите о формировании характера Иудушки. Как он выражает родственные чувства? Назовите основные черты характера героя.
8. Последняя глава романа. Какая сила вдруг заставляет Иудушку очнуться? Как сам автор объясняет случившееся с героем превращение? Как кончает жизнь Иудушка Головлев?
9. В чем смысл финала романа?
10. Какие художественные приемы раскрытия образа героя использует автор? (Авторская характеристика, главный жизненный стимул героя, определяющий его поведение в различных ситуациях, предсмертное просветление и смерть.)
Домашнее задание.
Цель: на примере образа Иудушки Головлева показать, как раскрывает Салтыков-Щедрин процесс духовной деградации человека.
- будут знать о сюжетно-композиционном своеобразии романа, проблематике,
- покажут навыки работы в малых группах при создании характеристики образа Иудушки как носителя определенной идеологии и морали,
- закрепят умения выбирать главное, анализировать, делать выводы, создавать постеры по теме.
I. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (проверка наличия заполненной таблицы).
Образ Иудушки Головлева.
Цели и смысл жизни
Характеристика, данная другими героями
2. Тема и цель урока.
- Какова тема нашего урока?
Задание: прочитайте характеристику Порфирия Владимировича Головлева.
Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой-балбесом. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывало, дверь маменькиной комнаты, неслышно прокрадется в уголок, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с маменьки, покуда она пишет или возится со счетами. Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваньям. И тогда этот пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почти
- И сама понять не могу, что у него за глаза такие, -- рассуждала она иногда сама с собою, -- взглянет -- ну, словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и подманивает!
- Кто дает эту первую характеристику?
- Что в ней странного и загадочного?
- Почему его называют Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик?
4. История библейского Иуды.
4. Словарная работа.
ИУДУШКА = ИУДА + душка
Тот, кто он на самом деле тот, кем этот герой
Эта двойственность и составляет его внутренний стержень. В этом загадочность для автора, читателя и даже Арины Петровны.
II. Презентация темы.
Работа в группах.
1 группа. Психологический портрет Иудушки Головлева (на основе рисунка и таблицы домашнего задания).
2 группа. Анализ поступков героя.
Презентация работ.
III. Рефлексия.
Задание: подобрать антонимы к понятиям, чтобы понять, каким должен быть человек на самом деле (индивидуальное задание).
Сатирические персонажи, созданные замечательным художником слова Салтыковым-Щедриным, поражают своим многообразием и гротескной реалистичностью.
Образ Иудушки возник неспроста, в какой-то мере его прототипом был брат писателя.
Настоящее имя героя – Порфирий Владимирович Головлёв. Он средний сын властной помещицы Арины Петровны и легкомысленного помещика Владимира Михайловича. Ему около 40 лет.
От брата Степана Порфирию досталось три прозвища: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Несмотря на то, что самого Степана считали озорником и балбесом, он очень точно дал прозвища своему брату. Они отображали его настоящую суть.
Порфирий – лукавый, скупой человек. Он не умеет говорить прямо, а всегда пытается схитрить. Его скупость поражает даже Арину Петровну, которая была очень бережливой по своей сути.
Иудушка – надоедливый и мелочный человек. Люди старались обходить его стороной, потому что он всегда надоедал по любому поводу. А съемщики не хотели пользоваться его землей, ведь за даже небольшую просрочку Порфирий мог затаскать по судам.
Внешне Иудушка был скорее отталкивающим, чем привлекательным. Его длинная сухощавая фигура часто загадочно колебалась. А странный взгляд вызывал недоумение у других. Из глаз героя словно лился чарующий яд. Он пытался говорить ласково, но при этом чувствовалось его лукавство.
Порфирий любит разыгрывать комедию перед другими людьми. Он усвоил с детства, что главное говорить людям то, что они хотят услышать. Поэтому он умел, и приласкаться, и притвориться почтительным. Его мать не могла понять, что же во взгляде ее сына – лукавство или почтение.
Автор намекает, что Иудушка, возможно, родился уже таким. Что уже само его нутро было ехидным. Он не всегда специально мстил, а делал это словно инстинктивно.
Герой любит поговорить, но все его разговоры не имеют особого смысла. Он – обычный пустослов. Другие задумывались о том, как же это страшно, когда человек столько говорит, а зачем говорит – не понятно.
Поэтому к домашнему сочинению-эссе ребята подходят и готовые эмоционально, и со знанием текста, и со знанием основ жанра эссе.
Изучение романа происходит следующим образом.
Урок 1
Тема. Простая русская семья
Учащиеся заранее получают задания.
Одна группа учащихся должна подготовить сравнительный анализ Коробочки и Арины Петровны.
Все остальные готовят по тексту романа характеристику Арины Петровны (портрет, черты характера, сфера интересов, манера поведения, отношения с людьми, цели и смысл её жизни, ключевые фразы-понятия Арины Петровны).
После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых.
Ребятам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
— На чём строятся отношения между родственниками?
— Как герои относятся друг к другу?
— Можно ли назвать их родными людьми?
— С каким мотивом связаны все герои и семья в целом?
— Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?
— Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?
— Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?
После беседы об Арине Петровне Головлёвой, проводимой с опорой на домашние записи, учащиеся сравнивают её с Коробочкой.
Затем классу предлагается подумать о том, есть ли в Арине Петровне какие-либо положительные черты? Что её отличало от всех остальных представителей семейства Головлёвых?
При подведении итогов урока в особо отведённый лист записываются нравственно-философские понятия, упомянутые на этом уроке.
Урок 2
Тема. Головлята
Учащиеся заранее получают задание подготовить:
1. Рассказы о героях от имени разных лиц с использованием фрагментов романа (индивидуально).
— О Степане от имени пассажиров кареты;
— о Павле от имени соседей-помещиков;
— о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;
— об Аниньке и Любеньке от имени ухажёров-любовников.
Ход урока
Учащиеся предлагают свой ролевой рассказ о судьбе героев, после рассказа следует обсуждение и дополнение первичного анализа.
Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.
— Похож ли герой на остальных Головлёвых, и чем?
— С какими мотивами связан герой, и почему?
— Что или кто виновник гибели героя?
Урок 3
Тема. Бессмертный образ Иудушки Головлёва
Урок начинается с обсуждения характеристики Порфирия Владимировича, данной в первой главе романа.
— Кто даёт эту первую характеристику? Что в ней странного и загадочного?
— Почему его называют Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик?
— Какова история библейского Иуды?
Мы обращаем внимание на то, что героя называют не Иуда, а Иудушка, не кровопийца, а кровопивушка.
Необычные для этих слов суффиксы идут вразрез с теми понятиями, которые этими словами обозначаются.
Странные, непривычные суффиксы эти — замечательная находка Салтыкова-Щедрина, благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобрели благодушный, ласковый оттенок.
Зловещие слова замаскировались, надели маску “приличности”, “благодушия“.
Вот эта двойственность, двуплановость героя и составляет его внутренний стержень. В этом его “загадочность” для автора, для читателя и даже для Арины Петровны.
После обсуждения Иудушки Головлёва в классе заполняется таблица.
В конце урока проводится запись нравственно-философских понятий, затронутых на этом уроке.
Литература
1. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1983.
2. Белова М.Г., Мурин Д.Н. Тематическое планирование уроков литературы в 8–10-м классе. СПб., 1994.
3. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб., 2000.
Читайте также: