Конспект занятия по сенсорной интеграции

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногвардейского района республика Крым

Подготовила: педагог - психолог Дедок О. В.

Занятие по сенсорной интеграции для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с системным нарушением речи тяжелой степени.

Цель – тренировка взаимодействия сенсорных систем (проприоцептивной, вестибулярной, кинестетической).

Задачи:
Развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве; активизации двигательной активности, развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику ребенка.

Оборудование. Мячи разной жесткости и размера. Балансир, подставка, кольца для метания, кочки резиновые, контейнер с наполнением (гидрогель), коврик с шипами.

Приветствие.

1. Психолог здоровается с ребенком, называя его имя, дотрагивается до него, ожидая ответную реакцию от ребенка.

2. Работа с поверхностью тела. Цель: создать тактильные ощущения, тактильную чувствительность.

Интенсивные прикосновения, мягкие непрерывные нажатия, касания предметом средней жесткости начиная с рук, переходя на плечи, спину, ноги, ступни.

3. Работа с массажным мячом

Цель: Развитие мелкой и средней моторики рук. Воздействие на рефлекторные зоны ладони с целью активизации работы всего организма.

Психолог по схеме катает мяч в ладонях ребенка, приговаривая стихотворение.

Упражнение 1 - Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Выполняем массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
Упражнение 2 - Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Выполняем круговые движения, катая мяч по ладоням.
Упражнение 3 - Держа мяч подушечками пальцев, Выполняем вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
Упражнение 4 - Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч (4—6 раз).

Упражнение 5- Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку)

Упражнение 6- Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте. Упражнение? - Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в замок, локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз)

hello_html_m20ccb8ed.jpg

3. Упражнения на балансире. Цель тренировка равновесия, мозжечковая стимуляция.

Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие, одновременно выполняет задание попасть в цель.

4. Упражнения с мячами . Цель привлечение внимания к признаку предмета, развитие координации движения.

Используются мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые.

Психолог подробно описывает предмет находящийся в руках ребенка, называя его форму, цвет, размер, степень жесткости.

Цель. Развитие координации движений.

Ребенок с помощью если требуется проходит по импровизированным кочкам.

6 Завершающее упражнение погружение рук в контейнер с сенсорным наполнителем.

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление.

7. Прощание с ребенком, психолог называет имя, говорит до свидания, ждет ответную реакцию ребенка.

1) Занятия на осознание собственного тела. Цель: вырабатывать произвольное (осознаваемое ребенком) ощущение и управление своим телом.

Разгибаем и переразгибаем ноги. Без болевых ощущений. Упражнение эмоционально заряжено.

Потолкаться: взрослый своей ладонью давит на ладошку ребенка или его ступню так, чтобы ребенок стал отталкивать. Задача: получить моторный ответ на воздействие.

Все упражнения выполнять в виде игры, веселой борьбы. Выполнять минимум 30 минут в день.

2) Упражнения на развитие равновесия.

- Ходить по лесенке (подниматься-спускаться) без опоры на стенку или перила. Лучше придерживать ребенка за плечи и немного давить вниз, так, чтобы ребенок смог почувствовать собственное тело.

- упражнения на гимнастическом мяче (диаметр 90 см).

1. Качаем ребенка сидя, отклоняем ребенка в сторону, делаем паузу и ждем, когда ребенок даст моторную реакцию (попытается восстановить равновесие и поднять свое тело)

Когда у ребенка начнет получаться восстанавливать равновесие на мяче, можно увеличивать темп. Важно, чтобы упражнение ребенком выполнялось не пассивно, а чтобы ребенок был включен. Для этого - эмоциональная связь, контакт глаз, песенки, потешки, стишки.

2. Ребенок лежит на мяче, взрослый страхует, но не держит ребенка. Отклоняем немного мяч в сторону, а ребенок должен руки и ноги отклонить в другую противоположную сторону.

- катание ребенка на доске на колесиках. Ребенок стоит, взрослый катит доску. Задача: ребенок удерживает баланс. Мы вырабатываем не цепкость, а равновесие,

т.е. ребенок не цепляется руками и не размахивает ими. Важно, чтобы он балансировал телом. Можно что-то небольшое дать ребенку в руки: мячик, палочку, игрушку. Главное терпение! Не бойтесь экспериментировать!

- ходьба по бордюрчикам, поребрикам, узким трубам и дощечкам.

3) При играх с сыпучими материалами (песок, крупа) сыпать на руки от ладошек к корпусу, сыпать на ноги от ступней вверх.

4) Кататься на горках, карабкаться по вертикальным и наклонным плоскостям, лесенкам.

5) Прыгать сверху от куда-то. Так ребенок под воздействием силы гравитации сможет почувствовать свое тело, его вес.

1) Всевозможные игры с домиком

2) Игры в темной комнате

Игры с тактильными стимулами

Разные поверхности, крупы, вода, песок, ткани, поглаживания приятными движениями по всему телу. Играть с приятными стимулами.

Размазывать пластилин по разным поверхностям (по картонке, по дощечке), потом оставлять следы на размазанной поверхности (вилкой, карандашом, отпечатывать плоские игрушки)

Играйте с тестом для лепки (стакан муки, полстакана соли, добавить воду и пищевые красители)

— заматывать ребенка в туалетную бумагу (ребенок потом рвет ее, освобождаясь),

— запутывать ножки чем-нибудь — ребенок пытается освободиться, pacnymamь веревку.

Двигательные игры, подвижные игры.

- Ходить по узкой доске или скамейке, по стульчикам, построенным в ряд, проползать через трубу, под стульчиками, под столом, составляйте дорожки из крупных кубиков, цветочных горшков, тазиков, плиток, ковриков, банок из-под краски, учить ребенка ходить по ним.

- Очень полезны игры с мячом: бить ногой, забивать голы,

- Игра в прятки (лучше играть втроем, прятаться вместе с ребенком, или искать вместе с ребенком)

Играйте с обручами, крупными кольцами (ловить ими ребенка, надевать их на него, а ребенок стаскивает их с себя)

- Играйте в игры, помогающие развивать ощущения собственного тела (ребенок становится маленьким, как мышка, большим, как слон, можно ходить по-разному)

Игры на мяче, луне, валике, доске с колесиками, кататься в коробке (большая коробка привязана к веревке), в одеяле по полу, в бочке, кататься на спине у папы (как на лошадке), качаться в одеяле.

Поиск отсутствующих в поле зрения предметов. (Прячем под платочек значимый предмет, или где-нибудь в комнате и вместе пытаетесь найти)

Игры с прищепками, клейкой лентой

Утяжелители: можно надевать тяжелый рюкзачок, помогать нести сумки, вместе нести ведерко с водой, таз с песком или водой.

Игры на подражание:

Можно вызывать подражание через действия с предметами, красками, пластилином. Обязательно комментируйте: например, размазывайте пластилин, закрашивайте игрушки большими кистям, оставляйте отпечатки ладонями, переливайте воду из одного сосуда в другой, гремите крышками от кастрюль и т.п.

Подражание можно вызвать только в играх, эмоционально значимых для ребенка (дельфин так плывет, сделаем дельфина из пластилина, закрасим дельфина, можно обыгрывать божью коровку и т.n.)

Осваивается процедура одевания: начинаем с тапочек (т.е. с того, что поддается зрительному контролю), носков, штанов, и только потом предлагаем, футболки, кофты.

Выведение движения на максимально произвольный уровень: преграды, препятствия, ребенок выбирается из неудобных поз, можно, играя, зажимать его между ногами, проползаем под столом, в трубу, переступаем через палочки, игра в паутинку (в комнате в разных направлениях натянуты веревки, надо пролезть под ними и не задеть их ) - т.е. различные игры с пространством.

Если выстраивает паровозики, можно туда сажать маленьких куколок (мама, папа, ребенок, дельфин, кит. ), маленьких зверюшек, едут по дорожке купаться, всех потом побросать в таз с водой, строить башенки и ломать их, можно сбивать мячом, пускать с горки паровозики и машинки, во что-нибудь врезаться, строить домики, машины, паровозы из стульев— забираться туда, — Ваша фантазия

1. Развитие представлений о себе (мое тело, мои ощущения, мои чувства — я отделяюсь от них, играя с ними, контролирую)

Чем больше будет таких игр, тем быстрее уйдут истерики. А если Вы найдете игротерапевта, который будет играть в агрессивные игры (с контролем за сильными эмоциями), он Вам очень поможет в этом — если помощь все-таки будет профессиональной.

Не оставляйте ребенка наедине с его фантазиями, не уходите от фантазий, а вместе их проживайте, вводите в контекст игры — это со временем поможет ему уйти от напряженных фиксаций и страхов ( это тоже задача для игротерапевта). Но Вы можете и сами рассказывать ему перед сном истории про дельфинов, осликов и т.п., рисовать все истории, играть с куклами – эмоционально - заряженными персонажами).

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу в этом направлении.

Цель: дать каждому ребенку новые чувственные ощущения, используя методы сенсорной интеграции через базовые виды восприятия: тактильное, слуховое, зрительное и проприоцептивное.

• развивать слуховую, вестибулярную, проприоцептивную и тактильную системы;

• способствовать развитию исследовательской активности детей,

• развивать речевую активность детей, побуждать детей отвечать на поставленные вопросы и закреплять умение передавать ощущения в вербальной форме;

• воспитывать у детей чувство отзывчивости, добра; желание помочь.

Материалы: обруч, сенсорные дорожки – мягкие блоки; мелкие игрушки разной величины из разных материалов; бассейн двух видов: из крупы и непрозрачного киселя; таз с водой; колбы, пинцеты, пипетки, стаканчики с водой, пена для бритья, песочный стол, тарелочки с манкой, листы бумаги, карандаши, карта планеты.

-Это нас приглашают. Готовы?

-Руки ставим мы вперед, получился звездолет.

Проходим в обруч.

-Чтоб полет прошел удачно – нужно настроить работу двигателей.

-Чтобы не сбиться с пути настроим работу приборов.

Цель: отстукивание определенного ритма, заданного педагогом, сначала в медленном темпе, затем увеличивая его.

-Вот теперь приборы работают слаженно.

-Звездолёт, звездолёт отправляется в полёт.

-Сигнал SОS. Встречает житель планеты.

-Здравствуйте, земляне. У нас случилась беда - попали обитатели планеты в море липкое и не могут из него выбраться.

- Приступаем к спасательной операции.

-Чтобы и нам не оказаться в море липком, нужно найти безопасную дорогу к нему.

Проходят по мягким блокам, удерживая равновесие.

Цель: активизация тактильного восприятия и различение предметов по величине, форме, развитие мелкой моторики пальцев рук; обогащение сенсорного опыта детей; стимулирование поисковой деятельности.

-Вначале надо опустить руки в "море", найти обитателя, попробовать угадать кто это, а потом спасти его.

-Расскажите, что чувствовали вы во время спасения? Какое море? Было ли вам приятно? Какие у вас руки после моря?

- Вот сколько жителей планеты мы спасли, но прежде чем вернуть их домой, нужно избавить их от липкости. Что же делать?

-А вот и прозрачное озеро. Окуните руки в воду и скажите, какая в нем водичка, приятна ли вам она?

Вытираем руки бумажными салфетками и выбрасываем их в корзину для мусора.

- Вы знаете, эти салфетки можно использовать для поделок, а как можно их использовать, мы поговорим и попробуем это сделать в следующий раз.

Размещаем спасенных и вымытых обитателей их на карту планеты.

-Мы спасли жителей планеты, давайте приготовим им угощение.

Показываем капсулы, объясняем, почему нужны закрытые капсулы.

В сухом бассейне из круп, дети ищут фасоль и закладывают в космические капсулы пинцетом.

- Было ли вам трудно находить еду? Что было самое сложное?

-Спасли, приготовили угощение, а где же они будут жить? (Ответы детей)

-Давайте построим дома и природу на планете. Только правило такое:

- Рисуем всё двумя руками одновременно на песочном столе, на манке, на листочках. (Привлекаем к помощи родителей)

-Ребята, нравится вам этот ожившая планета?

Только какая - то она не яркая.

-Как бы нам ее раскрасить?

Появляется управляющий цветными дождями – воспитатель.

-Здравствуйте, отважные спасатели планеты. Я вам скажу по секрету, что на планетах бывают цветные дожди.

-Ребята, вы знаете, откуда берется дождь?

-Хотите научиться управлять дождями?

-Для этого нам понадобится стакан с водой, пена для бритья, чтобы сделать облака, пипетка и краски.

-Наш дождь поможет раскрасить планету и сделать ее яркой и нарядной.

-Вот так образуется дождь, давайте каплям поможем украсить планету.

Дети с помощью пипеток капают на солевые пятна на планете краску, и планета становится яркой.

-Мы славно потрудились, пора и домой возвращаться.

- Вы спасли нашу планету, и мы хотим подарить вам летающие тарелки. Это не простые, а вращающиеся тарелки. Чтобы долететь до земли без аварий, надо сохранять равновесие!

Звучит космическая мелодия.

Упражнение на вращающихся дисках.

-Вот мы и дома. Нас встречает фотожурналист!

- Каким было ваше путешествие? Что случилось с жителями планеты? Как вы справились с этой задачей? Увидели вы что–то необычное? Какие чувства испытали? Что больше всего понравилось в путешествии?

Приглашение на групповое фото для газеты.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе по теме:.

Коррекционная работа по развитию процессов сенсорной интеграции у детей с аутизмом Коррекционная работа по развитию процессов сенсорной интеграции у детей с аутизмом Дети с аутизмом отличаются от других детей тем, что не.

Онлайн-книги

Предложенные сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, разнообразные по силе и направлению. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. Цель – тренировка взаимодействия сенсорных систем.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

физико-математического профиля

детский сад

Конспект игрового занятия

с использованием приемов сенсорной интеграции

для детей 3-4 лет

Составила Збыковская Жанетта Валентиновна

Республика Крым, г. Евпатория



Конспект игрового занятия

с использованием приемов сенсорной интеграции

для детей 3-4 лет

Поясни тельная записка. Предложенные сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, разнообразные по силе и направлению. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция.

Цель – тренировка взаимодействия сенсорных систем (проприоцептивной, вестибулярной, кинестетической).

Задачи:
– развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве;

– активизировать двигательную активность;,

– развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику ребенка.

Оборудование. Массажные мячи, б алансир, подставка, кочки резиновые с шипами, контейнер с наполнением (кинетический песок или гидрогель).

Ход занятия:

1. Работа с поверхностью тела. Цель: создать тактильные ощущения, тактильную чувствительность.

Мягкие непрерывные нажатия (веки, уши, щеки). Интенсивные прикосновения начиная с рук, переходя на плечи, спину, ноги, ступни.

Доброе утро, глазки, вы проснулись?
(Дети поглаживают веки)

Доброе утро, ушки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ушки)

Доброе утро, щечки, вы проснулись?
(Дети поглаживают щечки)

Доброе утро, ручки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ручки)

Доброе утро, ножки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ножки)

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!
(Протягивают руки вверх и широко улыбаются)

Психолог здоровается с ребенком, называя его имя, дотрагивается до него, ожидая ответную реакцию от ребенка.

2. Работа с массажным мячом

Цель: развитие мелкой и средней моторики рук, воздействие на рефлекторные зоны ладони с целью активизации работы всего организма.

Психолог по схеме катает мяч в ладонях ребенка, приговаривая стихотворение.

Жили-были дед да баба – Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы На полянке у реки прижаты друг к другу. Выполняем массажные движения, катая мяч вперёд-назад. (рис.1)

И любили очень – очень – Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы

На сметане колобки прижаты друг к другу. Выполняем круговые движения, катая мяч по ладоням. (рис.2)

Хоть у бабки мало силы – Держа мяч подушечками пальцев, выполняем Бабка тесто замесила вращательные движения вперёд (как будто закручиваем крышку). (рис.3)

Ну, а маленькая внучка – Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавить Колобок катала в ручках ими на мяч (4—6 раз). (рис.4)
Держа мяч подушечками пальцев, делаем вращательные движения назад (как будто открываем крышку). (рис.5)

Вышел ровный, вышел гладкий – Подкидываем мяч двумя руками на высоту 20-30 см

Не солёный и не сладкий и ловим.(рис.6). Зажимаем мяч между ладонями, пальцы сцеплены в замок, локти направлены в стороны. Давим ладонями на мяч (4-6 раз). (рис.7)

Очень круглый, очень вкусный – Перекладываем мяч из одной ладони в другую

Даже есть его не грустно постепенно увеличивая темп.(рис.8)

3. Упражнения на балансире. Цель – тренировка равновесия, мозжечковая стимуляция.

Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Психолог проговаривает четверостишие несколько раз.

Мышка по полю бежала
Колобочек увидала
Ах, как пахнет колобочек
Дайте мышке хоть кусочек!

Цель – развитие координации движений.

Ребенок с помощью, если требуется, проходит по импровизированным кочкам.

С колобком забот не мало
Скачет глупый где попало
Может в лес он укатиться
Может съесть его лисица.

5. Завершающее упражнение погружение рук в контейнер с сенсорным наполнителем.

Цель – развитие тактильной чувствительности, расслабление.

Лучше взять наш колобочек
И запрятать под замочек
И тогда из-под замочка
Не достать ей колобочка.

6. Прощание с ребенком, психолог называет имя, говорит до свидания, ждет ответную реакцию ребенка.

Читайте также: