Конспект урока любовная лирика ахматовой 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

^ Тип урока: комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения).

Форма урока: семинар.

Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, выставка книг, музыкальное оформление.

^ Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки.
Удел до святости непоправим.
И.Северянин

Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).
^

Ход урока

Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово “поэтесса”, ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева — Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что “женская поэзия”- это не только “стишки в альбом”, но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не “влюблённый лепет”, а слова столь же жаркие, сколь и гордые.

И как будто по ошибке
Я сказала: “Ты…”
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестёр.

“Вдумайтесь” в тему урока, “вчитайтесь” в эпиграф к уроку и сформулируйте цели урока.

  1. Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ахматовой.
  2. Совершенствовать навыки анализа стихотворения.
  3. Расширить свои представления о поэзии серебряного века.
  4. Реализовать свои способности в исследовательском анализе стихотворения.

Проводится выборочная проверка (по желанию учащихся).

^ IV. Исследовательская работа в группах

Задача: учитывая индивидуальную подготовку перспективного домашнего задания, в группе подготовить ответ на проблемный вопрос.

^ Работа в группах

I группа — сборник “Вечер” /1912/: “Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие.

Лирическая героиня Ахматовой — героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.

Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”. Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

  • ясный взгляд на жизнь;
  • стремление к простоте, естественности;
  • конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;
  • увлеченное любование мелочами;
  • близость стиха разговорному строю языка;
  • камерность.

Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.

^ II группа — сборник “Вечер” /1914/: “Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие.

В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё — плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.

В стихах данного периода звучит протест героини:

^ Брошена! Придуманное слово,
Разве я цветок или письмо?

В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив — властность.

Однако в этом сборнике звучит лермонтовкая “оскорблённость”: “Я не любви твоей прошу…” — “Я не унижусь пред тобой…” (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет — теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, — чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.

Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает…”

^ III группа — “Белая стая” /1017/: “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”.

Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:

^ Тот голос, с тишиной великой споря,
Победу одержал над тишиной.
Во мне ещё, как песня или горе,
Последняя зима перед войной.

Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.

^ Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю.
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мой изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой…

^ VI. Обобщение и систематизация результатов исследования

Оформление урока: Стенд с фотографиями. А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева, Н.Н. Пунина.

Эпиграф к уроку:

“Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья –
Ведь все равно я с вами до конца”. (А. Ахматова. “Многим”. 1922.)

Содержание урока

1. Краткое слово учителя об отношении критики к любовной лирике Анны Ахматовой, о том, как воспринимали ее современники.

Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др.

2. Конкурс чтецов. Желательно, чтобы прозвучала большая часть стихотворений, тогда будут правомерными вопросы: “Что вы скажете о героине первых сборников Ахматовой?”. (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, “Подорожник”, “Anno Domini”) Почему Ахматову называли “Сапфо XXвека”

3. Чтение стихотворения “Сероглазый король”. Многие считают, что стихотворение о Блоке. Против этого категорически возражала Анна Андреевна, отмечая, что стихотворение было написано за четыре месяца до знакомства с Блоком. (Л. Чуковская “Записки об Анне Ахматовой”. Нева – 89, №7, с. 102), а потом шутливо называла объяснение по этому поводу “Как у меня не было романа с Блоком”.

- Кем является король в жизни героини?

- Какие чувства испытывает героиня, узнав о гибели своего короля?

- Как передает состояние героини поэтесса?

4. Чтение стихотворения. “Лотова жена”. Рассказ учителя о том, как любил читать со сцены это стихотворение Качалов, и о том, что говорится в Библии о поступке женщины и за что она осуждается.

- А как на этот поступок посмотрела Ахматова?

- Как вы понимаете это стихотворение?

В библейском тексте книги “Бытие”, в главе 19, рассказывается о том, как жена праведника Лота была превращена в соляной столп за то, что нарушила запрет ангелов не оглядываться на пожар, в огне которого погибали города Содом и Гоморра. Нарушение божественного запрета и любопытство погубили несчастную женщину. Но ахматовская героиня погибает не за это. Ценою жизни она платит за возможность оглянуться на своё прошлое и еще раз посмотреть

На красные башни родного Содома, на площадь, где пела,
на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
где милому мужу детей родила.

Не любопытство, а память, прощание толкнули ее нарушить запрет. И за эту верность прошлому, “за единственный взгляд” она заплатила жизнью. В этом стихотворении раскрыто величие женского сердца, которое никак не обозначено в библейском тексте. Стихотворение заканчивается строфой:

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится одна из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Он встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко. Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и ….. получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его.

Он боролся – но ничего не мог с собой поделать. Однажды он приехал к ней на дачу Шмидта.

Из воспоминаний Анны Горенко.

У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было старой опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II.

Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Нам остается только предполагать, опираясь на свидетельства людей, хорошо их знавших, подобно Валерии Срезневской, многолетней, с самого детства и до конца жизни, подруге Анны.

Из воспоминания Срезневской.

Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков…Их отношения скорее были тайными единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаваться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным… увы, без власти над этой вечной ускользающей от него многообразной и не подчиняющейся никому женщиной.

Из воспоминаний Анны Горенко.

Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему “Дай мне развод”. Он страшно побледнел… “Пожалуйста”… Не просил остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: “Ты выйдешь замуж? Ты любишь?” Я ответила: “Да”.

Во время развода он очень выдержан был. … Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень.

Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно сказал: “Зачем ты это все выдумала?”.

6. Чтение и разбор стихотворения "Я научилась просто, мудро жить"

Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.)

- Что вы можете сказать о герое стихотворения? (Женщина одинока, покинута, но она сильна, мужественна)

- Что помогает ей обрести мир в душе? (Простые, обыкновенные , будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере)

- В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?

(Мудрость в том , чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни. Понять счастье быстротечности , всего живого в вечности природы и самой жизни).

- С помощью чего выражается высокий философский смысл стихотворения?

(С помощью простых, очень зримых и понятных всем реалий. С первой строки заявлено кредо: мудрость в просторе)

- На что направлены все открытия, все уроки мудрости?

(Они направлены на жизнь без него, ибо жизнь с ним порождает ненужную тревогу, грусть, неприемлемую для обновления души героини.)

7. Чтение и анализ стихотворения “Небывалая осень построила купол высокий…”

Рассказ ученика о Н.Н. Пунине.

Разбор стихотворения “Небывалая осень построила…”

- О чём это стихотворение? Что в нем описывается?

(В стихотворении говорится о моменте встречи с любимым человеком)

- Чьими глазами видится мир?

(Глазами влюбленной женщины)

- Каким изображен этот мир?

- Как же он изменился, в чем его необычность?

(“Изумрудною стала вода замутненных каналов”,

“И крапива запахла, как розы, но только сильней”,

“Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник”

“И весенняя осень так жадно…”

“Что казалось – сейчас забелеет подснежник”).

- Как вы понимаете сравнение солнца с вошедшим в столицу мятежником?

(Для осени такое солнце было необычным)

- Как понимаете выражение “весенняя осень”? Какое художественное средство использовано (оксюморон)?

(Обратимся к значению этого слова. Купол- это то, что покрывает какое-то священное место. Значит, купол-это то, что защищает, оберегает любовь.)

- От чего защищает купол?

(От “студеных”, “влажных” дней)

- Как вы понимаете строчку “Был приказ облакам этот купол собой не темнить” Чей это приказ?

(Любовь благословлена, оберегаема свыше)

- Итак, почему же осень “небывалая” (Пришла любовь, и весь мир изменился)

- Можно ли сказать, что это стихотворение о чудодейственной силе любви?

8. Подведение итогов урока.

- Какие повторяющиеся мотивы, приемы характеристики героини встречаются в стихотворениях Ахматовой на любовную тему?

- Каковы основные принципы ахматовской поэтической манеры и формы их воплощения в зависимости от конкретной темы стихотворения?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: расширить и систематизировать знания воспитанниц о непростой судьбе и уникальном таланте известной поэтессы.

Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века Анна Горенко, более известная своим почитателям как Ахматова, прожила длинную и насыщенную трагическими событиями жизнь. Эта гордая и одновременно хрупкая женщина была свидетельницей двух революций и двух мировых войн. Её душу опалили репрессии и смерти самых близких людей. Биография Анны Ахматовой достойна романа или экранизации, что неоднократно и предпринимали как её современники, так и более позднее поколение драматургов, режиссёров и литераторов. (слайд 1)

Целевая установка:…

Мне дали имя при крещенье - Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько дней в году…

(читаю автобиографию из книги, отрывок) слайд 2

Эта царственная женщина имела удивительную власть над мужчинами. В юности Анна была фантастически гибкой. Говорят, она могла с лёгкостью перегнуться назад, достав головой пола. Даже балерины Мариинки поражались этой невероятной природной пластике. А ещё у неё были удивительные глаза, менявшие цвет. Одни говорили, что глаза у Ахматовой серые, другие утверждали, что зелёные, а третьи уверяли, что они небесно-голубые. (слайд 3)

Ахматова и Гумелев (слайд 4). Он встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко. Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его. Он боролся – но ничего не мог с собой поделать. Однажды он приехал к ней на дачу Шмидта.

Из воспоминаний Анны Горенко.

У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было старой опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II.

В апреле 1910 года она, наконец, дала согласие на брак и на месяц они поехали в Париж.

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

… А я была его женой.

Я умею любить
Умею покорной и нежною быть.
Умею заглядывать в очи с улыбкой
Манящей, призывной и зыбкой.
И гибкий мой стан так воздушен и строен,
И нежит кудрей аромат.
О, тот, кто со мной, тот душой неспокоен
И негой объят.
Я умею любить. Я обманно-стыдлива.
Я так робко-нежна и всегда молчалива.
Только очи мои говорят.
Они ясны и чисты,
Так прозрачно-лучисты.
Они счастье сулят.
Ты поверишь - обманут,
Лишь лазурные станут
И нежнее и ярче они -
Голубого сиянья огни.
И в устах моих - алая нега.
Грудь белее нагорного снега.
Голос - лепет лазоревых струй.
Я умею любить. Тебя ждет поцелуй.
1906, Евпатория

Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь — уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.

Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать.
Не целуй меня, усталую, -
Смерть придется целовать.

Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой.
Отчего же, отчего же ты
Лучше, чем избранник мой?

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шопот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я сбежала за ним до ворот.

Музе (1911)

Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! ты видишь, как счастливы все -
Девушки, женщины, вдовы.
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жду до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
"Взор твой не ясен, не ярок. "
Тихо отвечу: "Она отняла
Божий подарок".

Ты письмо мое, милый, не комкай.

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно,

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я —

В этом сером будничном платье,

На стоптанных каблуках.

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай

Не плачь о заветной лжи.

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

"Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу

Не будем пить из одного стакана
Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовию одною.

Со мной всегда мой верный, нежный друг,
С тобой твоя веселая подруга.
Но мне понятен серых глаз испуг,
И ты виновник моего недуга.
Коротких мы не учащаем встреч.
Так наш покой нам суждено беречь.

Лишь голос твой поет в моих стихах,
В твоих стихах мое дыханье веет.
О, есть костер, которого не смеет
Коснуться ни забвение, ни страх.
И если б знал ты, как сейчас мне любы
Твои сухие, розовые губы!

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

И я стану — Христос, помоги!—

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней

Ты был виден им, мудрый и смелый.

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,

Слишком плотны любовные сети

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво.

Мне любви и покоя не дав,

Подари меня горькою славой.

Высокие своды костёла

Синей, чем небесная твердь.

Прости меня, мальчик весёлый,

Что я принесла тебе смерть.-

За розы с площадки круглой,

За глупые письма твои,

За то, что, дерзкий и смуглый,

Мутно бледнел от любви.

Я думала: ты нарочно -

Как взрослые хочешь быть.

Я думала: томно-порочных

Нельзя, как невест, любить.

Но всё оказалось напрасно.

Когда пришли холода,

Следил ты уже бесстрастно

За мной везде и всегда,

Как будто копил приметы

Моей нелюбви. Прости!

Зачем ты принял обеты

И смерть к тебе руки простерла.

Скажи, что было потом?

Я не знала, как хрупко горло

Под синим воротником.

Прости меня, мальчик весёлый,

Совёнок замученный мой!

Сегодня мне из костёла

Так трудно уйти домой.

Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты,—
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней.
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло —
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.
1914

Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет.
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи.

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Семь лет длился роман Анны Ахматовой и Льва Гумилева. Запутанные, изломанные, на гране надрыва-разрыва отношения с Гумилевым навсегда определили для Анны Ахматовой модель ее отношений с мужчинами. Она всегда будет влюбляться только тогда, когда поверх сущности, земной, реальной увидит загадку. Она ее волновала, она стремилась разгадать ее, она ее воспевала. Она говорила о любви, как о понятии высшем, почти религиозном.

Из воспоминаний Анны Горенко.

Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему “Дай мне развод”. Он страшно побледнел… “Пожалуйста”… Не просил остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: “Ты выйдешь замуж? Ты любишь?” Я ответила: “Да”.

Во время развода он очень выдержан был. … Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень.

Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно сказал: “Зачем ты это все выдумала?”.

В этом же 1918 году поэтесса вышла замуж за Владимира Шилейко — востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту (слайд 9).

Лирика Ахматовой с течением времени, завоевывала все новые и новые читательские круги, и поколения и, не переставая быть объектом восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходила из, казалось бы, предназначенного ей узкого круга читателей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество великого художника - реалиста ли, модерниста - заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах. (запись в тетрадях):

Литература. 11 класс

Тема урока: Мотивы любовной лирики А. Ахматовой.

Творчество великого художника - реалиста ли, модерниста - заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах. (запись в тетрадях):

В ее лирике благополучное в житейском смысле разрешение конфликта любви и творчества для поэта- женщины невозможно. Трагизм ахматовской лирической героини углубляется постоянным мотивом непонимания, неприятия лирическим адресатом- мужчиной женщины-поэта:

Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине - нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом

И Петропавловскую крепость!

(В последний раз мы встретились тогда…,1914)

Мы сталкиваемся здесь с постоянным приемом Ахматовой- художника: глубина психологизма достигается с помощью единичных бытовых деталей, извлеченных из памяти. Узнаваемые, сопутствующие напряженной лирической ситуации, они становятся знаком глубокого обострения чувств. В данном случае неизменные приметы Петербурга остаются в памяти героини как знак разлуки, но потеря любви трактуется особо: мужчина не может вынести силы и превосходства женщины-поэта, он не признает за ней творческого равноправия и равнозначности. Отсюда - один из постоянных в ахматовской лирике мотивов убийства или попытки убийства любимым ее песни-птицы из ревности, из нежелания делить ее любовь с Музой:

Углем наметил на левом боку

Место, куда стрелять,

Чтоб выпустить птицу - мою тоску

Был он ревнивым, тревожным и нежным,

Как Божие солнце меня любил,

А чтобы она не запела о прежнем,

Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету - к тому, как разовьется этот роман.

Части романа – миниатюры – повести, где в немногих строках рассказана настоящая драма. Такие миниатюры - рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, рассказ о прощании у ворот (стихотворение "Сжала руки под темной вуалью. "), напечатанный в первый год литературной известности Анны Ахматовой.

В лирическом романе-миниатюре, в поэзии "гейзеров" Анна Ахматова достигла большого мастерства. Вот один из таких романов (стихотворение "Смятение"):

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных, древних ликов
На меня посмотрели очи.

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Роман кончен. Трагедия, продолжавшаяся целых долгих десять лет, уместилась в одном кратком событии, одном жесте, взгляде, слове.

Читайте также: