Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему гжельская чашка

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Приоритетная образовательная область : Художественно-эстетическое творчество ( рисование)

Программное содержание. Формировать умение детей расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета. Развивать эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям

1. Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“ С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

2. Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками , вдалеке синий лес виднеется , синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Гжельские узоры приятно и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.

Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

- умение оценивать работу сверстников.

- развивать чувство цвета при составлении узора;

- развивать память, мышление, творческое воображение.

- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

- расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)

- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.

аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.

- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.

- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.

- Знакомство с декоративными приемами рисования.

- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.

- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

- Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.

- Как вы думаете, из чего она была сделана? ( из стекла )
- Из чего бывает сделана посуда? ( Дерево, стекло, металлическая )
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? ( нет )

- Конечно, нет, только бы роспись пострадала.

- А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? ( нет )
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А пластиковая посуда? ( нет )
- А стеклянная? ( да )

- Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
- Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? ( обжигают .) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

- Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? ( гжельская)
- Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель читает стихи:

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

- Где изготавливают эту посуду? ( в поселке Гжель )
- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Воспитатель напоминает историю появления гжельских изделий:

Давайте полюбуемся нашими игрушками.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? ( красивая, синяя, нарядная )
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? ( она голубая, нежная )

- Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.

- Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью?

- Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).

Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера? ( игрушки, скульптуры )

- Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

- Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся на выставке, поднимая и показывая их со всех сторон, и предлагает вспомнить детям стихи.

Дети читают стихи:

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Животные и птицы

Деревня в Подмосковье

Известно всем в народе

Её название гжель.

- А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? ( дымковская игрушка, филимоновская свистулька, хохломская роспись)

- Чем отличие их от гжельской росписи? ( она сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)

- Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? ( нет голубой )

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? ( смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

- Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Садитесь поудобнее, начинаем работу .(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.

- Вам понравилось? ( да )

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? ( гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

- Давайте мы немного поиграем. Презентация игры. Детям нужно выполнить задания по разным видам росписи:

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:

Цель: Познакомить детей с гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, украшать бордюр чашки простыми элементами росписи (точками, прямыми и волнистыми линиями). Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Обучающие: учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, ягодки и т. д.) учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов

Развивающие: развивать чувство цвета при составлении узора, развивать память, мышление, творческое воображение, развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

Воспитываю щие: воспитывать интерес к изучению народных промыслов, эмоциональную отзывчивость, умение оценивать работу сверстников.

Демонстрационный материал: керамическая посуда гжельских мастеров (тарелки, блюдца, досточки, игрушки, пластмассовая, металлическая, деревянная посуда. Картинки "Сказочная гжель"

Раздаточный материал: Шаблоны чашек из картона, белая и синяя гуашь, тонкая кисточка, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз- принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.

-Как вы думаете, из чего она была сделана?

-Из чего бывает сделана посуда?

-А, давайте поиграем Игра "Посуда" с мячом.

-Ребята могла ли разбиться посуда из дерева?

Верно, может разбиться. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.

Мне еще известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная?

Вы правы, ее обжигают в печи при высокой температуре.

Давайте полюбуемся нашей посудой.

Воспитатель читает стих.

-Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.

- Какой цвет использовали мастера?

-Чем украшено блюдце?

-Что нарисовано на чайнике?

-Где расположен цветок?

-Обратите на бордюр?

-Какие узоры использовали мастера при росписи?

Дети садятся на свои места.

-Сегодня вы будете мастерами гжельского искусства.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть?

-Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать?

Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах.

Дети самостоятельно работают. Напоминаю работу с кистью, что лучше начать с самых больших элементов узора.

-А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

-Ребята, мы с вами были сегодня мастерами по гжельской росписи.

-Ребята посмотрите, какая красивая посуда у нас получилась.

-А какие мастера используют эти узоры?

-Мастера, которые используют эти узоры, в каком поселке они живут?

Вывешиваем все рисунки, предлагаю выбрать самый красивый.

-Какая работа вам понравилась больше? Почему?

Спасибо за вашу работу, дорогие мой мастера!

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме .
2. Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки . Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в
середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность , живописность росписи .
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.


Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …
Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!




Средина Ольга Станиславовна, руководитель изостудии МДОУ №1 "Медвежонок" г. Юрюзань Челябинская обл.
Цели
Создание учебного рисунка и склеивание объемной поделки
Задачи
Знакомить с искусством мастеров Гжели
Обучать созданию объемной поделки
Закреплять понятия симметрии
Развивать глазомер
Воспитывать любознательность, желание совершенствовать художественные навыки
Расширять словарный запас


Инструменты и материалы:
Белая бумага формата А 4 (альбомная), фломастеры (голубой, синий, фиолетовый), ножницы, клеящий карандаш

Вступление:
Создание объемной кружечки, расписанной гжельскими узорами, требует довольно плотной бумаги. Альбомная бумага слишком рыхлая для этого и к тому же акварель и гуашь долго сохнут. А детям наверняка захочется взять в руки свое изделие уже на первом занятии.
Рисование фломастерами гжельских мотивов позволит создать чайную пары за одно занятие.

Предварительная работа:





Это усики, ягодки, стебельки, завитки, листочки, капельки.
А так же волна, сеточка и другие бордюры. Виды цветов очень разнообразны.


1 вариант
Подготавливаем листы бумаги. Разрезаем альбомный лист вдоль пополам. Это две заготовки для кружки.



Блюдечки вырезаем из другого листа. (из одного листа тоже получается два круга). Остаток не выбрасываем из него можно сделать что-то полезное. Например, ручки, на которых пишутся имена авторов. Из коротких "ленточек" получатся простые ручки, из длинных отрезков – более изящные, с закрученными краями.
С помощью линейки и шариковой ручки или простого карандаша рисуем границы рисунка. С одной из коротких сторон оставляем место для склейки.




Для создания симметричных изображений, лепестки рисуем так: сначала сверху и снизу, потом слева и справа, На центральном цветке лепестки – капельки, на маленьких цветках лепестки – кружочки.









2 вариант













Вот что у нас получилось

Детские работы до склейки
(подготовительная группа)






Детские работы. Окончательный вариант





Рекомендуем посмотреть:

Ольга Станиславовна!
Какая же красота Вами придумана и с детьми изготовлена. Одни слова восхищения и радости за Ваших воспитанников и талантливого педагога, у которых все спориться в их умелых руках.
В Вашем МК все продуманно, подробно описано, показан процесс изготовления двух вариантов работы, причем к чашке предполагается еще и блюдце.
Все задачи Вами успешно решены. Выставка детских работ вызывает восхищение - у каждого своя фантазия и свой стиль художника.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
БРАВО за такую интересную идею! Мой голос для Вас.

Очень приятно читать Ваши комментарии, Вера Валерьевна!
Дети конечно, постарались. Рисовали с увлечением, с выдумкой. И свои чайные пары в группы несли, как будто они и впрямь могли упасть и разбиться.
Мне понравилась идея объемных поделок, которая как-то мелькнула в интернете. И вот -первый результат.

Здравствуйте. Выполнить роспись многим бывает сложнее рисунка, потому что требуется определенный навык. На первый взгляд простенькие работы на самом деле совсем таковыми не являются. Интересный мастер-класс, а дети справились прекрасно. Творческих Вам успехов. Голос.

Здравствуйте, Людмила Александровна!
Дети с большим удовольствием и с большим успехом рисуют фломастерами. С кисточками и красками управляться сложнее. И дома проще дать ребенку набор фломастеров и разукрашку, чем краски, воду и альбом.
Благодарю Вас за отклик!

Ольга Станиславовна, здравствуйте! Очень красивые чайные пары получились у Вас и детей! МК доступный, понятный. Творческих успехов! голос

Добрый вечер,Ольга Станиславовна! Как приятно удивил Ваш очередной мастер-класс! Надо же так было придумать сделать стаканчики с тарелочками!Таким образом дети действительно поймут красоту росписи "голубой гжели". Мне очень понравилась Ваша идея!Вы по-настоящему творческая личность, ищущая постоянно что-то новое,авангардное. Примите голос!

Тамара Михайловна, добрый вечер!
Каждый год мы рисуем гжель и хочется что-то делать по-новому. Мы и пластилином работали и акварелью рисовали (размывали рисунки), и гуашью. И вот новый "виток" творчества.

Благодарю за комментарий!

Добрый вечер, Ольга Станиславовна! Обожаю эту роспись. Всегда так привлекательно смотрятся изделия, которые украшены Гжельским орнаментом. Этот чудо-цвет вызывает приятные чувства. Идея для росписи замечательная. Чайная пара смотрится оригинально и детские работы восхитительны. Примите мой голос с пожеланиями всего доброго!

Ольга Станиславовна, здравствуйте, много хороших слов написали Вам . не могла не откликнуться и похвалить вас за творческий подход и фантазию. Дети в восторге, а это главное. Просто и со вкусом, беру на заметку.Вам мой голос.

Читайте также: