Немецкий язык конспект указательные местоимения наречия

Обновлено: 05.07.2024

Отрицательные местоименные нар.

Указательные местоименные нар.

Речевая функция указательных местоименных наречий заключается в замене имен существительных, которые служат для обозначения абстрактных понятий или неодушевленных предметов и могут при переводе замещаться указательными или личными местоимениями в сочетании с предл. , например:

  • Hier gibt es ein Bücherregal. Darauf liegen neue Zeitschriften. (Auf dem Bücherregal liegen neue Zeitschriften). – Здесь имеется книжная полка. На ней лежат новые журналы. (На книжной полке лежат новые журналы).
  • Unser Chef hat sich für dieses Angebot sehr interessiert. Hat euer Direktor sich auch dafür interessiert? (Hat euer Direktor sich auch für dieses Angebot interessiert?). – Наш шеф очень интересовался этим предложением. Ваш директор тоже интересовался им? (Ваш директор тоже интересовался этим предложением)?

Вопросительные местоименные нар. употребляются в речи в роли вопросительных слов к различным неодушевленным существительным с предл. , например:

  • Wovon träumt sein Volk? — Sein Volk träumt von dem langfristigen Frieden. – О чем мечтает его народ? – Его народ мечтает о долгосрочном мире.
  • Woran nehmen die Schüler teil? – Die Schüler nehmen an diversen Sportveranstaltungen teil. – В чем участвуют школьники? – Школьники участвуют в различных спортивных мероприятиях.

Следует обратить особое внимание на то, что к одушевленным немецким существительным вопросы задаются совершенно иным образом , например:

  • Von wem hat er sich nicht verabschiedet? – Er hat sich von unserem Onkel nicht verabschiedet. – С кем он не попрощался? – Он не попрощался с нашим дядей.
  • Zu wem fährt Barbara nach Kiel? – Barbara fährt zu ihrer Schwester nach Kiel. – К кому едет Барбара в Киль? – Барбара едет в Киль к своей сестре.

Вследствие многозначности многих немецких предл. образуемые с их помощью местоименные нар. также могут демонстрировать различные значения и, соответственно, по-разному переводиться в зависимости от выбранного значения использованного предлога . Здесь необходимо также вспомнить и управление различных немецких глаголов:


  • Worauf freuen sich ihre Verwandten? – Ihre Verwandten freuen sich auf ihre Hochzeit. – Чему радуются ее родственники? – Ее родственники радуются ее (предстоящей) свадьбе.
  • Wovon zeugt Ihre letzte Aussage? – Meine letzte Aussage zeugt von meiner Zustimmung. – О чем свидетельствует Ваше последнее высказывание? – Мое последнее высказывание свидетельствует о моем согласии.
  • Worum kämpfen die Arbeiter dieser Fabrik? – Die Arbeiter dieser Fabrik kämpfen um ihre Rechte. – За что борются рабочие этой фабрики? – Рабочие этой фабрики борются за свои права.
  • Woran glaubt Peter jetzt? – Jetzt glaubt Peter an seine Kollegen. – Во что верит Петер сейчас? – Сейчас Петер верит в своих коллег.
  • Worauf hoffen viele Studenten vor der Prüfung? – Vor der Prüfung hoffen viele Studenten auf ein Geschenk des Himmels. – На что надеются многие студенты перед экзаменом? – Многие студенты перед экзаменом надеются на улыбку фортуны.
  • Worüber habt ihr gestern gesprochen? – Gestern haben wir über unsere weitere Vorgehensweise gesprochen. – О чем вы вчера разговаривали? – Вчера мы разговаривали о наших дальнейших действиях.


Если вы в самом начале изучения немецкого языка, то сразу хотим вас успокоить: тема указательных местоимений не является сложной. Что такое указательное местоимение? Когда они используются? Какие особенности этих местоимений нужно запомнить? Сегодня мы: узнаем, как склоняются указательные местоимения, рассмотрим примеры употребления и, конечно, выполним упражнения на закрепление.

Demonstrativpronomen (lat. pronomen demonstrativum) – так называют указательные местоимения в немецком языке. Такими местоимениями мы обращаем внимание нашего собеседника на какой-либо предмет/лицо, на их качество или свойство. В речи на них, как правило, делается более сильный акцент. В тексте эти местоимения встают на место определенного артикля, однако вместе с ним их никогда не употребляют.

Наиболее часто употребляемые в немецкой грамматике Demonstrativpronomen:

der, die , das - этот, эта, это
dieser ( diese / dieses / diese)
- этот (эта/ это/эти)
jener ( jene / jenes / jene) – тот (та/то/те)
solcher ( solche / solches / solche) – такой (такая/ такое/ такие)

Местоимения der , die и das применяются в тексте в качестве подлежащего. Кроме того, они могут служить дополнением во всех падежах, кроме родительного. В этой роли они будут относиться к тому члену предложения, который упоминался ранее.

Далее представляем вам таблицу склонений (ее лучше сразу учить наизусть):

Таблица склонения местоимения der

Как мы видим из таблицы, указательные местоимения в немецком приобретают окончания согласно числу и роду имени существительного.

Формы местоимения dieser образуются по аналогии с артиклем: der - dieser, das – dieses и die - diese.

эта газета - diese Zeitung
этот дом - dieses Haus
этот человек - dieser Mensch
во множественном числе: эти друзья - diese Freunde

Эти местоимения обозначают лицо или же предмет, уже известные говорящим или ранее ими упомянутые.

Таблица склонения местоимения dieser

★ Обратите внимание: при переводе с русского, das и dieses можно легко перепутать. Поскольку оба они переводятся как “это”.

Das ist eine Villa. - Это вилла.
Diese Villa ist gross und modern. – Эта вилла просторная и современная.

★ Чтобы не запутаться, запомните, что das характеризуется самостоятельным употреблением и выступает в роли подлежащего. А dieses в предложении выступает в роли определения.

Das ist mein Foto. - Это мое фото.
Ich denke, dieses Foto ist schön. – Я думаю, это фото красивое.

Не менее популярны местоимения solcher , solche и solches , которые указывают нам на образ какого-либо предмета или лица:

Таблица склонения местоимения solcher

Sie hat solche Familie, die sie immer unterstüzt. – У нее такая семья, которая всегда ее поддержит.
Solche teuere Technik kann ich nie kaufen. – Такую дорогую технику я никогда не смогу купить.

Рассмотрим также склонение местоимений jener , jene и jenes, однако необходимо запомнить, что эти местоимения используются только в литературе . Они указывают нам на противопоставление чему-либо:

Таблица склонения местоимения jener


In welche Schule gehst du, in diese oder in jene ? – В какую школу ты ходишь, в эту или в ту?
Unsere Fenster sind an jener Seite. – Наши окна находятся на той стороне.


Девушка выбирает одежду, рисунок

А сейчас попробуйте сами выполнить упражнения по изученной теме и выберите подходящие местоимения. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

1) Заполните пропуски, используя dieser/dieses/diese. Род существительного указан в скобках. Не забывайте про склонение!

Genau ___ Tasche suche ich! (f)
____ Buch habe ich nocht nicht gelesen. (n)
Wie finden Sie _____ Stadt? (f)
Warum siehst du _____ Film? (m)

2) Заполните пропуски, используя jener/jenes/jene

1. Dieses Auto ist zu teuer, ____ ist billiger.
2. Zeigen Sie mir bitte ____ Bluse, diese ist zu eng!
3. ___ Schüler antwortet nicht korrekt.
4. ____ Blumen sind so schӧn.

3) Заполните пропуски, используя solcher/solches/solche

1. Sie interessiert sich für _____ Sachen nicht.
2. _____ Handy mӧchte ich haben!
3. Wo habt ihr _____ Mantel gekauft?
4. ___ Witze hӧre ich zum ersten Mal.

Мы надеемся, что вы легко справились с заданиями. Если да, это значит, что тема была вами успешно освоена. Оставайтесь с нами и учите немецкий язык с удовольствием!

Ответы к упражнениям: 1) 1. diese 2. dieses 3. diese 4. diesen 2) 1. jenes 2. jene 3. jener 4. jene 3) 1. solche 2. solches 3. solchen 4. solche

Материал готовила
Лилия Дильдяева, команда Deutsch Online

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Указательные местоимения .

-- ознакомление с новой страноведческой информацией; развитие

-- овладение новыми лексическими и грамматическими знаниями,

формирование соответствующих навыков и умений. Увеличение

на этой основе речевых возможностей школьников;

-- развитие наблюдательности, умения сопоставлять, сравнивать

предметы, выражать своё мнение окружающей действительности.

Учебно-коммуникативные задачи :

-- познакомить учащихся с разрядами местоимений (общая характеристика);

-- представить подробно указательные местоимения; учить сравнивать,

сопоставлять предметы, используя указательные местоимения;

-- повторить личные и притяжательные местоимения, отрицание kein и nicht;

-- представить уч-ся суффиксы существительных мужского рода -er, женс-

-- тренировать уч-ся в употреблении указательных местоимений.

Оборудование:

-- табл. ,,Местоимения”; плакат ,,Указательные местоимения”;

-- два цветных попугая из картона; цветные схемы; цветные мелки;

карточки с иллюстрациями для словарной работы.

Учитель: ,,Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с общей характеристикой

местоимений; подробно изучим указательные местоимения, повторим уже изученные личные и притяжательные местоимения, а также повторим употребление отрицания kein и nicht.”

II Начало урока. Мотивация.

а) Рапорт дежурного.

б) Фонетическая разминка. (стр. 115 в учебнике) Дети читают хором и сопровождают

прочитанное действиями (показывают руками, зажимают пальчики и т. д.).

In der Stadt ……(развели руками в стороны)

Wer wohnt denn hier? (развели руками, пожали плечами)

Ich und du, (показали на себя и на соседа по парте)

Sie und wir. (показали на первый ряд уч-ся, на второй)

Männer, Frauen, Kinder, Tieren (разжимаем пальчики на кулачке и считаем, как немцы)

Du bist aus ---- (показываем на соседа по парте)

Ich gratuliere! (пожимаем друг другу руки с соседом по парте).

III Проверка домашнего задания.

Учитель показывает схему, а уч-ся называют к данной схеме предложение из д/упр

1) Das ist ein Haus. Das ist ein Kino. Das ist ein Theater.

2) Das Haus ist sehr schon.

3) Ist das eine Bibliothek? Ist das ein Zirkus?

4) Nein, das ist keine Bibliothek. Nein, das ist kein Zirkus.

5) Ist das Theater gross?

Учитель: ,,Скажите, дети, так когда же употребляется отрицание kein и nicht?”

IV Предъявление нового материала и организация работы с ним.

Ребята, а сейчас мы познакомимся с общей характеристикой всех разрядов местоимений.

Посмотрите на таблицу: сколько их много! Относительные, вопросительные, неопределённые, безличное, возвратное. А какие мы с вами уже знаем? Правильно. Это личные местоимения и притяжательные. Давайте их повторим: ich –я, du—ты, er—он, sie—она, они,

es—оно, wir—мы, ihr—вы, Sie—Вы, mein—мой, dein—твой, unser—наш.

А сегодня мы познакомимся с местоимениями указательными. Посмотрите на таблицу: их

тоже очень много, больше всех. Но мы пока изучим только две группы:

diese -- эта jene -- та

dieser – этот jener – тот

dieses – это jenes – то

diese – эти jene – те

А как вы думаете, ребята, почему эти местоимения так называются? Верно. Эти

местоимения служат для того, чтобы указывать на предметы и сравнивать один предмет с другим.

Ведут они себя так же, как и определённые артикли, т. е. различаются по родам:

diese, jene  ж. р. dieser, jener  м. р dieses, jenes  ср. р. diese, jene  мн. число.

2) Игра ,,Дерево”. / Учащиеся поднимают вверх руки, изображая дерево и его ветки, и начинают ими раскачивать то вправо, то влево, произнося поочерёдно:

diese (руки вправо)  jene (руки влево) и так далее./

Физминутка . / 1, 2, 3, 4 – alle, alle gehen wir.

1, 2, 3, 4 – alle, alle springen wir.

1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen wir./

Письменная работа. /Задание написано на доске до урока. Один ученик делает его у доски, а остальные в своих тетрадях. Учитель объясняет задание и

Z.B. Dieses Bild ist schon und jenes ist nicht besonders schon.

1/ Dies… Madchen ist fleissig und jen… ……….

2/ Dies… Junge ist klug und jen… ……….

3/ Dies… Bank ist gross und jen… ……….

4/ Dies… Hefte sind dunn und jen… ……….

Описание и сравнение попугаев.

Учитель: ,,Ребята, я уже сказала, что указательные местоимения, с которыми мы познакомились, служат не только для того, чтобы указывать на предметы, но и для того, чтобы сравнивать один предмет с другим. Поэтому мы сейчас с вами сравним вот этих двух симпатичных попугайчиков.

Учитель: Ist dieser Papagei gross?

Уч - ся : Ja, dieser Papagei ist gross.

Учитель : Und jener?

Уч - ся : Jener Papadei ist klein (oder nicht besonder gross).

Учитель : Ist dieser Papagei schon?

Уч - ся : Ja, dieser Papagei ist sehr schon!

Учитель : Und jener?

Уч - ся : Jener Papagei ist auch schon.

Учитель : Ist dieser Papagei bunt?

Уч - ся : Ja, dieser Papagei ist sehr bunt! Er ist rot, gelb, grun, blau, braun, lila,

Учитель : Und jener Papagei?

Уч - ся : Jener Papagei ist nicht besonders bunt. Er ist nur rosa, blau, grau.

Учитель : Ist dieser Papagei alt?

Уч - ся : Ja, dieser Papagei ist alt, sehr alt.

Учитель : Und jener? Jener Papagei ist auch alt?

Уч - ся : Nein, jener Papagei ist nicht besonders alt. Er ist noch jung.

VI Словарная работа.

а) Учитель спрашивает слова по теме ,,Die Stadt” /Город/.

/Использование цветных картинок/ Учитель показывает картинку классу и задает вопрос:

,,Was ist das?”, а уч - ся отвечают : ,,Das ist Kino. (Theater, Kirche usw.)”

б ) Учитель спрашивает слова по - русски : река ? --- der Fluss, мост ? –die Brucke, зверь ? –das Tier, птица ? – der Vogel, окно ? ---das Fenster, цветок ? ---die Blume, чужой ? –fremd.

VII Домашнее задание.

выучить указательные местоимения;

упражнение № 2(а) стр. 119 (письменная работа)

VIII Итоги урока. Рефлексия.

С чем познакомились на уроке?

Для чего служат указательные местоимения?

Учитель : Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen!

Уч - ся : Auf Wiedersehen!

Учитель : Darf man gehen!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1151 человек из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 352 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.01.2017 2251
  • DOCX 24.1 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Лютсия Каюмовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ich gratuliere! (пожимаем друг другу руки с соседом по парте).

III Проверка домашнего задания.

Учитель показывает схему, а уч-ся называют к данной схеме предложение из д/упр





1) Das ist ein Haus. Das ist ein Kino. Das ist ein Theater.





2) Das Haus ist sehr schon.





3) ? Ist das eine Bibliothek? Ist das ein Zirkus?






4) -, Nein, das ist keine Bibliothek. Nein, das ist kein Zirkus.

?

Ist das Theater gross?

Учитель: ,,Скажите, дети, так когда же употребляется отрицание kein и nicht?”

IV Предъявление нового материала и организация работы с ним.

Ребята, а сейчас мы познакомимся с общей характеристикой всех разрядов местоимений.

Посмотрите на таблицу: сколько их много! Относительные, вопросительные, неопределён-

ные, безличное, возвратное. А какие мы с вами уже знаем? Правильно. Это личные мес-

тоимения и притяжательные. Давайте их повторим: ich –я, du—ты, er—он, sie—она, они,

es—оно, wir—мы, ihr—вы, Sie—Вы, mein—мой, dein—твой, unser—наш.

А сегодня мы познакомимся с местоимениями указательными. Посмотрите на таблицу: их

тоже очень много, больше всех. Но мы пока изучим только две группы:

diese -- эта jene -- та

dieser этот jener тот

dieses это jenes то

diese – эти jene – те

А как вы думаете, ребята, почему эти местоимения так называются? Верно. Эти местои-

мения служат для того, чтобы указывать на предметы и сравнивать один предмет с другим.

Ведут они себя так же, как и определённые артикли, т. е. различаются по родам:

diese, jene ж. р. dieser, jener м. р dieses, jenes ср. р. diese, jene мн. число.

2) Игра ,,Дерево”. /Уч-ся поднимают вверх руки, изображая дерево и его ветки, и начи-

нают ими раскачивать то вправо, то влево, произнося поочерёдно:

diese (руки вправо) jene (руки влево) и так далее.. /1, 2, 3, 4 – alle, alle gehen wir.

1, 2, 3, 4 – alle, alle springen wir.

1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen wir./

Письменная работа. /Задание написано на доске до урока. Один ученик делает его у

доски, а остальные в своих тетрадях. Учитель объясняет задание и

Z.B. Dieses Bild ist schon und jenes ist nicht besonders schon.

1/ Dies… Mädchen ist fleißig und jen… ……….

2/ Dies… Junge ist klug und jen… ……….

3/ Dies… Bank ist gross und jen… ……….

4/ Dies… Hefte sind dünn und jen… ……….

Описание и сравнение попугаев.

Учитель: ,,Ребята, я уже сказала, что указательные местоимения, с которыми мы познакоми-

лись, служат не только для того, чтобы указывать на предметы, но и для того, чтобы срав-

нивать один предмет с другим. Поэтому мы сейчас с вами сравним вот этих двух симпа-

Учитель: Ist dieser Papagei gross?

Уч-ся: Ja, dieser Papagei ist gross.

Учитель: Und jener?

Уч-ся: Jener Papadei ist klein (oder nicht besonder gross).

Учитель: Ist dieser Papagei schon?

Уч-ся: Ja, dieser Papagei ist sehr schon!

Учитель: Und jener?

Уч-ся: Jener Papagei ist auch schon.

Учитель: Ist dieser Papagei bunt?

Уч-ся: Ja, dieser Papagei ist sehr bunt! Er ist rot, gelb, grun, blau, braun, lila,

Учитель: Und jener Papagei?

Уч-ся: Jener Papagei ist nicht besonders bunt. Er ist nur rosa, blau, grau.

Учитель: Ist dieser Papagei alt?

Уч-ся: Ja, dieser Papagei ist alt, sehr alt.

Учитель: Und jener? Jener Papagei ist auch alt?

Уч-ся: Nein, jener Papagei ist nicht besonders alt. Er ist noch jung.

а) Учитель спрашивает слова по теме ,,Die Stadt” /Город/.

/Использование цветных картинок/ Учитель показывает картинку классу и задает вопрос:

,,Was ist das?”, а уч-ся отвечают: ,,Das ist Kino. (Theater, Kirche usw.)”

б) Учитель спрашивает слова по-русски: река? --- der Fluss, мост? –die Brucke, зверь? –das

Tier, птица? – der Vogel, окно? ---das Fenster, цветок? ---die Blume, чужой? –fremd.

Читайте также: