Конспект занятия крещение руси

Обновлено: 06.07.2024

Развивать познава тельный интере с к явлениям ист ории свое й страны.

Формировать у мение различать хороши е и плохие посту пки.

Оборудовани е : иллюстрации, альбомные листы, цветные, простые

Предварительная работа: просмотр мультфиль ма, рассматривание

иллюстраций, рисов ание людей в ста ринных о деждах.

- Ребята, вы знает е, как раньше называли нашу страну ? (Русь.)

- Ребята, отку да мы можем у знать о том, как жил и на Руси прежде ?

(Об этом могут рассказать взрослые, можно прочитать в книгах, картинах

художников, познакомитьс я со старинными предметам и в музее, посмотреть

- Ребята, а у кого из вас на шее крестик? А кто мне скаж ет, отку да он у вас?

- Значит вас, ребята, крестили. Хотите у знать, откуда появился обря д

- Тогда мы отправимся пу тешествовать по страницам истории, в далекое

- В те далекие времена правителем русской земли был князь Влади мир. Все

люди жили племенами – большими - большими семьями. Многие племена

ссорились между со бой, не могли защититься от врагов . Князю Владимиру

не нравилось, что между славянскими племена была вражда, он хотел, чтобы

люди жили мирно и д ружно . И решил князь объединить все племена, чтобы

стали они составл ять одно целое - Русское государство и называтьс я

русскими. Для этого в сем н адо было п ринять христианскую веру -

креститься. Крещение объ единило племена, стала Ру сь сильным

государством, смогла защитить себя перед врагами. Князь

Владимир крест ился сам и крестил всех людей. После кр ещен ия он стал

добрее и милост ивым. И люди с тали добрее и дружелюбнее. Красивое звание

подарил народ князю: Владимир - Ясн ое Солнышк о. Крещен ому человеку

- П осле крещения все русские люди стали добрыми. Что такое добро?

Назовите добрые посту пки в дома, в саду? А что такое зло? Ребята, какие

по словиц ы вы знаете? (Доброе слово и кошке приятно, Добрые дела –

красят человека. Доброе дело лечит, а злое калечит. Жизнь дана н а добрые

- Правильно, доброта – это наше ласковое слово, улыбка подарен ная людям,

хорошие поступки, любовь к живой природе, хорошее настроение, любовь к

- А где вы еще вид ели кресты? (на церквях). Нет в мире другой такой страны,

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по коммуникации с элементами рисования в подготовительной группе по теме:

Интеграция образовательных областей:

  • Коммуникация,
  • Познание,
  • Социализация,
  • Чтение художественной литературы,
  • Безопасность.
  • Формировать основы православной культуры у детей, желание познавать культурные традиции своей страны
  • Формировать представление о себе, как части многонационального общества, носителе его культуры
  • Воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость к произведениям художественной литературы
  • Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений
  • Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям, желание прийти на помощь
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • Воспитывать интерес к духовно – нравственному наследию.
  • успокаивающие упражнения перед занятием;
  • игровой (использование сюрпризных моментов);
  • наглядный (использование иллюстраций)
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • поощрение, анализ занятия.

Словарная работа: Князь, крещение, заповедь, странник.

Грамматический строй речи:

  • Оказывать детям помощь в правильном употребление существительных в именительном и винительном падежах, несклоняемых существительных.
  • Совершенствовать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

Развитие связной речи:

  • Развивать умение поддержать беседу.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Совершенствовать умение связно, выразительно отвечать на поставленный вопросы.

Оборудование: иллюстрации, компьютер, экран.

  • чтение стихов на данную тематику;
  • разучивание игр и песен;
  • чтение рассказов, сказок, легенд о Крещении Руси, о Князе Владимире Красном Солнышке
  • Раскрашивание иллюстраций с изображением Князя Владимира, храмов, Крещения.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Дети входят в группу, здороваются с гостями, становятся полукругом.)

Прошло с тех пор немало лет,
Как вдруг случилось счастье.
Владимир-князь на радость всем
Принес нам христианство!

С днем крещения Руси
Я всех поздравляю.
По закону божьему
Жить я всем желаю!

Пусть невзгоды обойдут
Дом ваш стороной,
Воцарятся в нем навеки
Счастье и покой.

Ребята, сегодняшнее наше занятие необычное. Сегодня в нашем детском саду большой праздник. День Крещения Руси. Мы с вами много говорили о князе Владимире, о Крещении Руси, много читали сказок, рассказов. Рассматривали картинки, иллюстрации, рисовали. Вы уже многое знаете.

Сегодня я вам расскажу, как этот праздник пришёл к нам. (Дети садятся на свои места перед экраном телевизора полукругом).

- Этот рассказ о том, что произошло больше тысячи лет тому назад там в стране, в которой жили наши бабушки и дедушки. Они жили в деревянных городах на берегах рек. У опушек лесов они строили свои небольшие поселки – деревни. Бедные жили в простых деревянных домах, богатые строили большие дворцы, терема, хоромы.

Однажды встретил князь Владимир прекрасную, крещённую в церкви Византийскую принцессу Анну. Всем сердцем полюбим он её . Анне предназначено было стать женой киевского князя. Назначили они день свадьбы и стали к ней готовиться. Перед свадьбой жениху предстояло креститься. Но неожиданно молодой князь стал терять зрение. По горячей молитве Анны к Господу Иисусу Христу, к Пресвятой Богородице, по горячей вере князя после Крещения он прозрел. Но не просто к нему вернулось зрение, он прозрел духовно. Крестился сам и всю Землю Русскую Святым Крещение просветил. Вот и прозвали его за то Красным Солнышком. С тех давних пор вся Русь, Родина наша Россия и мы с вами находимся под покровом Божиим.

Понравилась ли вам эта волшебная история? Давайте мы с вами назовём главных героев истории (дети называют). О каком событии вы узнали из этой истории? (дети отвечают)

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнит простое задание. (детей разделим на две группы). Каждая группа получает набор разрезанных картинок из которых по принципу пазлы дети должны собрать изображение собора и изображение пазла. Работа выполняется на мольбертах. (после выполнения задания дети садятся на свои места)

(обратить внимание детей на экран телевизора) Ребята что вы видите на этой фотографии?

Правильно совершается крещения. С этого дня человек вступает в новую духовную жизнь. Внешне человек не изменился. Меняется его душа. Когда совершается крещение Бог дает каждому из нас Ангела-Хранителя. Этот Ангел охраняет человека и старается помогать ему в добрых делах. Когда человек делает зло, Ангел огорчается. Для того что бы человек не совершал зла, что надо знать и соблюдать? (Заповеди). Правильно, заповедей много, и некоторые из них мы с вами знаем. Давайте вспомним чему учили нас с вами Ангелы. (на экране появляются картинки из сказок дети должны сказать название сказки и заповедь к сказке). Молодцы ребята.

Звучит колокольный звон. Ребята мы слышим опять колокольный звон, он приглашает нас с вами и наших гостей в музыкальный зал на праздник.

воспитывать уважение к своей вере через рассказ о ее становлении.

Материал к занятию :

Предварительная работа: беседа, чтение сказок, былин, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

1. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша Родина? (Наша Родина - Россия.)

Ребята, вы знаете, как раньше называли нашу страну? (Русь.)

Как называли людей, которые жили на Руси? (Русичи.)

Ребята, откуда мы можем узнать о том, как жили на Руси прежде?

(Об этом могут рассказать взрослые, можно прочитать в книгах, увидеть на старых фотографиях, картинах художников, познакомиться со старинными предметами в музее, посмотреть мультфильмы, кино.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.

2. Основная часть:

Воспитатель: У каждого народа и государства есть своя летопись, предания, литературные произведения, рассказывающие о прошлом государства, народа. Есть они и у нашей Родины – России. Сегодня мы с вами перенесемся на много веков назад.

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси, которое произошло усилиями, которые предпринял князь Владимир. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России.

Воспитатель: До князя Владимира на Руси многие люди не знали о том, что всю природу создал Господь и, что Он имеет над нею власть. Поэтому они боялись многого из того, что видели вокруг: молнии, грома, солнца, других явлений природы и поклонялись им, как Богам. Для того что бы молится своим богам и просить у них помощи люди делали из дерева или камня статуи идолов и поклонялись им. Это поклонение называется язычеством. А людей, которые так делали, называют язычниками. (Слайд 2)

В то далекое время правителем русской земли был князь Владимир. (Слайд 3)

Он тоже был язычником и поклонялся богу солнца Перуну. Люди верили в разных богов и каждый считал, что его бог самый сильный и это создавало вражду между славянами. Князь Владимир очень переживал, что между людьми такая вражда. Он всё чаще стал вспоминать своё детство и свою бабушку княгиню Ольгу, которая была христианкой и учила Владимира добру. Тогда Владимир решил сам принять православную веру и отправился по Днепру, со своей дружиной, в византийский город Херсонес. (Слайд 4) Давайте, ребята, поможем князю Владимиру добраться до города Херсонес.

Физкультминутка (под колокольный звон)

Звон по Руси раскатился! (руки вверх, влево, вправо)

Князь Владимир крестился! (руки на грудь)

Князь Владимир - Красно Солнышко! (подпереть щёки ладошками)

Красно Солнышко - Колоколнышко! (покачивание головой)

Воспитатель: Владимир хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных. И решил князь объединить все славянские племена, чтобы они стали составлять одно целое - русское государство и называться русскими, и провозгласил христианство государственной религией. Владимир - повелел окрестить русичей в Днепре - все окрестились и стали христианами. (Слайд 7)

Христианство учило людей доброте, честности, кротости, терпению, справедливости, уважению, взаимопомощи и поддержке бедных и обездоленных.

Воспитатель: Много прошло времени, но не забыл народ князя Владимира. У него было много имен - Владимир Святой, Владимир Великий. А так же Владимир Креститель. Как вы думаете, почему его так называли? (Потому что он первый из русских князей крестился и ввел христианскую религию на Руси.)

Воспитатель: После этого на русских землях было построено много соборов, храмов и церквей. Ребята, в каких городах они построены? (Ответы детей.)

Воспитатель: храм Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в

Самаре (Слайд 8)

Храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира есть в городе Челябинске (Слайд 9)

Храм в честь святого равноапостольного князя Владимира в Сочи (Слайд 10) В Санкт-Петербурге – Князь-Владимирский собор (официальное название – собор Святого равноапостольного князя Владимира) (Слайд 11)

Князь Владимир Русь крестил,

Храмы всюду возводил.

Православной веры люди

Подвиг его не забудут.

С тех пор начал русский народ верить в единого бога, крестить своих маленьких детей. У вас почти у всех есть на шее крестик. А что это обозначает? (Это значит, что мы крещенные.)

Ребята о ком и о чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Конспект занятия Театр кукол на Руси Развивающие задачи: развивать в ребенке способность эмоционально откликнуться на художественный вымысел игры; развивать эстетические чувства.

Православные традиции Руси-праздник Пасхи. (для детей старшего дошкольного возраста) Православные традиции Руси- праздник Пасхи. (для детей старшего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Развитие речи детей в Древней Руси Развитие речи детей посредством русского фольклора. Давайте вернемся к истокам древности, посмотрим на уклад жизни и привычки наших предков.

Занятие для старших дошкольников ДОУ на историческую тематику

Цель: формирование уважительного отношения к истории страны.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления об истории возникновения и развития России, ее важнейших исторических событиях: крещении Руси, о великих киевских князьях: Кие, Владимире — Красное Солнышко;

— продолжать знакомить детей с православными праздниками, традициями, символами крещения (крест, икона, церковь);

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории своей страны;

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Ход занятия

Дети. Можно подобрать иллюстрации, на которых изображены христианские храмы, наши рисунки православных храмов, игры, записать наши рассказы о них на магнитофон,

Воспитатель. Ребята, а чтобы ваши рассказы получились интересными, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о крещении Руси. С какого славного города начиналась ее история?

Дети. С Киева.

Воспитатель. Да, самым древним городом Руси был Киев. В честь кого город получил свое название?

Дети. В честь князя Кия.

Воспитатель. Все верно, самый древний город Руси назван Киевом в честь Кия, смелого и мудрого князя. Какие знаменитые люди прославили Киев?

Дети. Монах Нестор, князь Владимир — Красное Солнышко.

Воспитатель. Чем знаменит монах Нестор?

Дети. Он написал книгу, в которой рассказал о возникновении Руси, русских князьях.

Дети. Он окрестил русский народ.

Воспитатель. Все правильно. Послушайте рассказ о киевском князе Владимире.

Раньше люди мало знали о природе, боялись грома, молнии. Они считали, что все предметы, животные, растения, звезды, солнце и луна обладали волшебной силой. Некоторые боги считались добрыми, другие — злыми (приносящими боль, голод, смерть). Люди старались задобрить силы природы, чтобы они дали им питание и одежду. Поклонялись изображениям разных богов. Они думали, что их много и если задобрить каждого из них, всем будет хорошо.

В то время были другие страны, в которых люди верили только в одного Бога. Киевский князь Владимир спрашивал у странников о том, в каких богов верят люди в других государствах. Потом он выбрал лучших людей и отправил их посмотреть, как в чужедальних странах люди молятся своим богам. Понравилось ему, что там есть красивые церкви и люди верят только в одного Бога. Князь Владимир пытался убедить людей, что всем на земле управляет один Бог и поклоняться нужно только ему. Чтобы доказать любовь к нему, нужно креститься.

После того как русские люди крестились, они стали верить в одного Бога, создавшего все живое на Земле, в сына его Иисуса Христа. С тех пор они стали крещеными, а князя Владимира прозвали святым.

Ребята, как называют людей, которые верят в Бога?

Дети. Верующими.

Воспитатель. К верующим людям все относятся с уважением, поздравляют их с божественными праздниками. Какие божественные (христианские) праздники вы знаете?

Дети. Рождество, Пасха.

Воспитатель. Да, многие божественные праздники, которые отмечали русские люди прежде, празднуют и сейчас: в Рождество Христово празднуют Рождение Иисуса Христа, в Пасху — его Воскресение. Пасха считается самым главным церковным православным праздником. Какие светлые и добрые традиции связаны на Руси с Пасхой?

Дети. К празднику пекут куличи, красят яйца, дарят их друг другу.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением празднования Пасхи на Руси.

Дети. Готовили вкусную еду, ходили в церковь, обменивались подарками.

Воспитатель. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет, как Рождество. В этот день люди не работали, ходили в церковь, готовили вкусную еду, славили будущий урожай. Существовал обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли хозяев с Рождеством и желали им всего самого лучшего. Поздравляли не просто словами, а специальными песенками. Как они назывались?

Дети. Колядки.

Воспитатель. Правильно, они называются колядками, отсюда — колядовать. На Рождество пели веселые песни, проводили пляски, игры. Предлагаю поиграть в одну из них.

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство в новом году. Перед началом игры произносят следующие слова.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего верующие люди построили церкви?

Дети. Чтобы приходить туда молиться.

Воспитатель. Да, чтобы служить своему Богу, молиться ему, люди построили церкви. Храмы, где молятся верующие, построены великими мастерами много лет тому назад. Церкви в России настолько красивы, что ими приезжают любоваться люди со всего мира. И чтобы вспомнить их, предлагаю поиграть в игру.

По предложению воспитателя дети делятся на четыре микрогруппы, каждой из них нужно собрать по образцу одну разрезанную на шесть частей картинку с изображением храма или собора (храм Василия Блаженного, Успенский собор в Москве, Казанский, Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге). В ходе выполнения задания с детьми уточняются названия храмов.

Воспитатель. Давайте еще раз полюбуемся красотой знаменитых русских храмов и соборов. Церкви — достояние культуры русского народа, их берегут, хранят, относятся к ним с уважением.

Ребята, наши друзья-первоклассники прислали нам картинки, на которых нарисованы разные церкви. Предлагаю вам отобрать из них те, на которых нарисованы христианские церкви.

Дети выбирают картинки с изображением христианских церквей.

Что находится внутри церквей?

Дети. Иконы.

Воспитатель. Да, внутри церквей находятся иконы, изображающие святых, ангелов, сцены из библейских легенд. Кто писал иконы?

Дети. Художники.

Воспитатель. Все верно, иконы писали великие мастера-художники: Феофан Грек, Андрей Рублев.

Воспитатель показывает их портреты.

Ребята, как называется священная книга, которую знает и ценит каждый верующий человек?

Дети. Библия.

Воспитатель. Почему эту книгу знают все верующие люди?

Дети. В ней много рассказов о Боге.

Воспитатель. В Библии записаны сказания о происхождении мира, сотворении его Богом. Ребята, а все ли люди верят в Бога?

Дети. Не все.

Воспитатель. Да, ребята, отношение к Богу у всех людей разное: одни верят в него, другие — нет. Каждый человек имеет право на выбор, поэтому к любому человеку нужно относиться с пониманием, независимо от того, верующий он или нет. Ребята, среди детей нашей группы есть крещеные. Где их крестили?

Дети. В церкви.

Воспитатель. Да, их крестили в церкви, они носят нательный крестик, у них есть крестные мать и отец. Как нужно относиться ко всему тому, что связано с крещением?

Дети. Нужно беречь крестик, не отдавать его другим.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Все ваши рассказы я записала на диктофон. Думаю, что они помогут нашим друзьям придумать интересные рассказы о церквях, макеты которых они изготовят.

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе.

Цель: Приобщение детей к истокам русской истории.

Задачи:

Образовательные:

Дать начальные представления детям о процессе крещения Руси при князе Владимире.

Расширить словарь детей за счет слов: славяне, крещение, колокольный звон, князь, вражда, пословиц.

Развивающие.

Развивать познавательный интерес к явлениям истории своей страны.

Воспитательные.

Формировать умение различать хорошие и плохие поступки.

Аудитория: дети дошкольного возраста 5-6 лет.

Оборудование: иллюстрации, альбомные листы, цветные, простые карандаши, ластик.

Предварительная работа: просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций, рисование людей в старинных одеждах.

– Ребята, вы знаете, как раньше называли нашу страну? (Русь.)

– Ребята, откуда мы можем узнать о том, как жили на Руси прежде?

(Об этом могут рассказать взрослые, можно прочитать в книгах, картинах художников, познакомиться со старинными предметами в музее, посмотреть мультфильмы, кино)

– Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.

Ребята, а у кого из вас на шее крестик? А кто мне скажет, откуда он у вас?

– Значит вас, ребята, крестили. Хотите узнать, откуда появился обряд крещения? (Да)

– Тогда мы отправимся путешествовать по страницам истории, в далекое прошлое.

– В те далекие времена правителем русской земли был князь Владимир. Все люди жили племенами – большими – большими семьями. Многие племена ссорились между собой, не могли защититься от врагов. Князю Владимиру не нравилось, что между славянскими племена была вражда, он хотел, чтобы люди жили мирно и дружно. И решил князь объединить все племена, чтобы стали они составлять одно целое – Русское государство и называться русскими. Для этого всем надо было принять христианскую веру – креститься. Крещение объединило племена, стала Русь сильным государством, смогла защитить себя перед врагами. Князь Владимир крестился сам и крестил всех людей. После крещения он стал добрее и милостивым. И люди стали добрее и дружелюбнее. Красивое звание подарил народ князю: Владимир – Ясное Солнышко. Крещеному человеку надевали крестик. Вот откуда у вас крестик.

После крещения все русские люди стали добрыми. Что такое добро? Назовите добрые поступки в дома, в саду? А что такое зло? Ребята, какие пословицы вы знаете? (Доброе слово и кошке приятно, Добрые дела – красят человека. Доброе дело лечит, а злое калечит. Жизнь дана на добрые дела. Доброе братство дороже богатств.)

– Правильно, доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, хорошее настроение, любовь к своим близким, забота о них.

– А где вы еще видели кресты? (на церквях). Нет в мире другой такой страны, где столько золотых куполов устремляются в небо. А вы, ребята, были в нашей церкви? Ребята, вы слушали колокольный звон? (да) А давайте послушаем его еще раз.

Звучит колокольный перезвон

– Понравился, ребята? (Да)

– Что вы ощутили, когда слушали колокольный звон?

– Да, ребята, колокольный перезвон согревает душу. Колокольный звон стал частью жизни всего народа.

– Понравилась вам эта история? Давайте мы с вами назовём главных героев, о которых вы узнали (славянские племена, князь Владимир – Ясное Солнышко). О каком событии вы узнали из этой истории? (крещение Руси).

Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)

И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)

Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих

Птенчики сидят в гнезде, (присели, руки под подбородок).

О добре нам говорят. (развели руки в стороны).

– Ребята, а вы сможете нарисовать крещение народа князем Владимиром? (Да)

– Сначала сделаем набросок простым карандашом.

– Вы знаете, как делать набросок? (не нажимаем на карандаш)

– Рисуем линию горизонта, солнце, берег, реку. Князь Владимир стоит на берегу реки, он в старинной одежде. А вы умеете рисовать человека в старинной одежде? (Да мы учились)

– Затем нарисуем людей, которых крестят.

– Приступаем к работе.

Воспитатель показывает, напоминает, помогает.

– Молодцы, ребята, на этом наше путешествие по страницам истории закончилось, свой рисунок вы можете подарить своим близким и рассказать им о крещении Руси князем Владимиром.

Читайте также: