Конспект урока состав слова 4 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Метапредметные – владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.

1. Закрепление понятия морфемы как значимой части слова.

2. Обучение правилам и навыку морфемного разбора слова.

3. Развитие орфографической зоркости

Организационный момент. Запись числа в тетради.

2. Постановка темы, цели урока.

- Посмотрите на доску, что за значки вы видите?

- Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

- Назовем эти понятия одним словом – морфемы

- Что такое морфема? ( морфема – это наименьшая значимая часть слова)

- Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)

3.Для работы предлагаю вам КАРТУ, в которой прописаны упражнения для работы. В ходе нашего урока вы так же сможете оценить свою деятельность и получить заслуженную отметку.

Отгадаем загадку:

- Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей.

МОРФЕМИКА – особый раздел науки о языке

Разберем слово по составу.

Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.

Задание: выделить окончания в словах.

Зима, зимний, снежинка, заморозит. ( макс. 4 балла)

Вопрос повышенной сложности : в каких частях речи можно обозначить окончание?

Задание: выделить основы слов.

Перемена, пришкольный, звонок, учительница. ( макс. 4 балла)

Вопрос повышенной сложности: какие морфемы входят в состав основы?

Задание: Найти однокоренными слова, выделить корень.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Однокоренные слова: старик- старуха- старухой (стар-); пряла- пряжу (прял-/пряж-); тридцать- три (три-). ( макс 3 бала)

Вопрос повышенной сложности:

Задание: в словах выделить суффиксы.

Гармонист, летчик, ежик, домишко. ( макс 4 балла)

Вопрос повышенной сложности: какие значения слова может указывать суффикс?

березонька - уменьшительно- ласкательное

тараканище - значение преувеличения

футболист - значение лица

Задание: выделить приставки в словах

убежал, записать, распрекрасный, подберезовик. ( макс 4 балла)

Вопрос повышенной сложности: какие значения может иметь приставка?

Особенно это заметно у глаголов. Давайте устно выполним упражнение и подумаем, какую именно информацию может иметь приставка.

Я буду называть вам слова, вы – выделять у них приставки и определять их значение:

Выходить (вы-; движение из чего-либо).

Объезжать (об-; движение вокруг чего-либо).

Перебегать (пере-; движение через что-либо)

Влетать (в-; движение внутрь чего-либо).

Отпрыгнуть ( от-; движение на отдаление от чего-либо).

Выполните морфемный разбор слов

Придорожный, нарисует, книжка, пенал. ( макс 4 балла)

Подведение промежуточных итогов

подсчитаем максимальную сумму баллов

Работа с текстом:

Прочитайте текст и выполните к нему задания.

Наступила настоящая зима. Белым ковром покрыл снег всю землю. Дети радуются зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Сережа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Весело скользят коньки по гладкому льду.

Определите тему текста и озаглавьте его.

Найдите в тексте глаголы с приставками, выделите их.

Назовите однокоренные слова. Выделите корень.

Найдите имена существительные, состоящие из корня и окончания

Из последнего предложения выпишите слова с суффиксом – к-

Творческое задание

А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.

Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)

Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю вам выразить свое восприятие урока при помощи изобразительных знаков ( смайликов)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-путешествие по русскому языку во 2, 4

2 класс

классах на темы:

Тема: Состав слова. Корень. Окончание. (Закрепление)

Цели: Повторить основные правила правописания

орфограмм в корнях слов;

Уметь находить в слове корень, окончание;

Учиться грамотному и каллиграфическому письму;

Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщение.

Воспитывать любовь к родному языку, к родному краю с помощью поэзии; дружбе, способствовать развитию речи детей.

Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Цели: Закрепить знания о склонении имён прилагательных в единственном числе;

Учиться склонять прилагательные во множественном числе.

Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщение.

Воспитывать любовь к родному языку, к родному краю с помощью поэзии; дружбе, способствовать развитию речи детей.

I . Организационный момент. Слайд 1-4

- Здравствуйте дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка.

- В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне.

- Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.

-Дорогие друзья! Сегодня нас с вами ждёт увлекательное путешествие в сказочную страну Грамматики, в которой живут сказочные герои, буквы, слова, знаки препинания. А для этого нужны ваши знания и умения, и, конечно, дружба . Помогут нам маршрутная карта и волшебный клубок. Итак, мы отправляемся в путь за клубочком.

II. Минутка чистописания. Слайд 6

-Поможем, ребята? Золушка всё делает красиво и аккуратно. Вы тоже должны так же работать.

Ор ру ре ер Слайд 7

У мордвы и русских корни перевиты-

Глубока их память, дружба велика.

Беседа: 1000 лет у мордвы и народов России один исторический путь, одна историческая судьба. Народы живут рядом, не теряя своих исконных корней, своей национальной самобытности, они не просто живут, они созидают настоящее и будущее своей великой Родины - России….

- Молодцы. Помогли Золушке. Отправляемся дальше по сказочной стране.

- Ребята, клубок привёл нас к озеру. Прочитаем, как оно называется. Кто живёт в нём?

Вам всем известна сказка про Русалочку. Она тоже просит у нас помощи. Слайд 8

III. Словарная работа. Картинный диктант. Слайд 9

- Находим и объясняем орфограммы в словах.

-Молодцы. Справились с работой. Наше путешествие продолжается. Идём за клубочком.

IV . Работа по теме урока.

-Что происходит? Мы попали в подземный город. Кто нас встречают? (Гномы) Слайд 10

-Кто такие гномы? ( Маленькие подземные человечки) Они очень трудолюбивые, не любят сидеть без работы. Для нас гномы тоже приготовили задания. Принимаемся за работу!

4. Самостоятельная работа. Слайд 11

Выделите корень слова, которое повторяется в каждом предложении.

- Меняемся тетрадями, проверяем выполненное задание и оцениваем.

4. Работа по карточкам.

Выделите окончания имён прилагательных.

(Один ученик работает у доски)

- Проверяем работу по памяткам. Слайд 12

-Вы с успехом справились с заданиями. Молодцы.

V . Физкультминутка.

- Труден был путь. Не помешает хороший отдых. А вот и лесная полянка. Вспомним лето. Слайд 13

- Мы хорошо отдохнули. А теперь отправляемся дальше за клубком.

VI . Закрепление.

- Нас ждут маленькие эльфы со своими заданиями. Слайд 17-18

Коллективная работа.

-Составить предложение о лете. Найти однокоренные слова, выделить корень и окончание.

(Записать предложения на доске и в тетрадях. )

Самостоятельная работа. Работа по учебнику.

-Мы успешно справились со всеми заданиями.

VII . Итог урока. Слайд 19

- Приближается к концу наше путешествие. Видна страна Грамматики. Клубок провёл нас к ней. Нас встречает царица Грамматика. Она оценила ваши знания и хочет услышать, как вы сами оцените друг друга. Слайд 20

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

– Сделайте вывод по схеме:

-ЫЕ, -ИЕ -ЫХ, -ИХ

-ЫМ, -ИМ -ЫМИ, -ИМИ

-Молодцы, ребята! Со всеми заданиями на уроке справились. Помогли сказочным героям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнять представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по разным признакам;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Конспект урока русского языка

Тема: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

учитель начальных классов

Бушманова Наталья Анатольевна

с. Поперечное 2016г.

Тема: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнять представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по разным признакам;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний:

На доске записан ряд слов с пропущенными буквами: К…мбайн, б…гаж, б.бл..тека, ш.фёр, .щё, к.рабль.

- Прочитайте слова, записанные на доске. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? (Списать слова, вставляя пропущенные буквы)

-Выполните задание самостоятельно. Дополнительное задание: Пронумеруйте слова, в каком порядке они бы стояли в словаре.

-Проверим, какие буквы вы вставили с помощью сигнальных карточек. Оцените себя (Ставят на полях +, ! или -).

-Кто выполнил дополнительное задание? В каком порядке эти слова стояли бы в словаре? (412635) Оцените свою работу.

-Что общего во всех словах? (с непроверяемыми написаниями, пропущены гласные буквы)

-Какое слово может быть лишним? Почему? (библиотека – пятисложное, ещё - наречие)

- Назовите слово, в котором все согласные мягкие (ещё)

-В каком слове звуков меньше, чем букв? (корабль)

- В каком слове звуков больше, чем букв? (ещё)

3.Знакомство с новым словарным словом:

-Рассмотрите запись на доске. Что нужно сделать? Составьте слово. Что такое костюм? Найдите значение слова в толковом словаре. Как называется слово, имеющее несколько значений?

-Сколько слогов в слове костюм? Какой ударный? В каком слове орфограмма? Запишите в словарик и запомните, как пишется слово.

-Подберите и запишите однокоренные слова к слову костюм (костюмчик, костюмированный)

- Докажите, что они однокоренные. Какая орфограмма во всех этих словах?

III. Самоопределение к деятельности:

Гора, пригорок, гореть

Лето, лётчик, полёт

Кора, корка, покорить

- Рассмотрите запись на доске. Найдите в каждой группе лишнее слово. (Гореть, лето, покорить)

-Объясните свой выбор. (Не являются однокоренными)

-Какие слова называются однокоренными?

- Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. Для чего служит приставка?

-Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. Для чего служит суффикс?

- Какие ещё части слова вы знаете? Для чего служит окончание?

-Сформулируйте задачи урока (Повторить роль значимых частей слова, в подборе однокоренных слов)

IV. Работа по теме урока:

Учебник стр. 53 Упр 82

-Прочитайте стихотворение. Что вы видите? Все ли слова с выделенной частью –вод- можно назвать однокоренными?

-На сколько групп можно разделить эти слова?

-Первый вариант выписывает слова, образованные от слова вода, второй – от слова водить. Выделяете корни. (Два человека работают на откидной доске)

Дополнительное задание: Выписать сложные слова, выделить в них корни, подчеркнуть соединительную гласную

-Проверим, ребят, работающих у доски. Оцените свою работу.

- Назовите слова, которые образовались с помощью приставки?

-Есть ли слова, которые образовались с помощью суффикса? Придумайте для каждого варианта по одному слову. (Водичка, водящий)

-Кто выполнил дополнительное задание?

-назовите сложные слова, их корни, соединительные гласные. Оцените свою работу.

2. стр.54 Упр 84(с коментированием)

- Что мы сделали, чтобы из слов получились словосочетания? (Изменили окончания)

- Для чего же служит окончание в слове? (Для связи слов в предложениях и словосочетаниях)

3. Составление и разбор предложений

-С любым из записанных словосочетаний составьте предложение, подходящее к схеме:○, ○, ○

(Синтаксический разбор одного из предложений выполняют у доски)

V. Рефлексия:

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Какие слова мы называем однокоренными?

-Из каких значимых частей могут состоять слова?

-Для чего служит каждая часть слова?

- На карточках, которые вы получили, подчеркните однокоренные слова.

-Переверните карточку, проверьте, такие ли вы слова подчеркнули. Оцените свою работу.

VI. Подведение итогов:

- Посмотрите на знаки, которые вы выставляли себе в течение урока. Определите, какую отметку вам нужно поставить за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить умение разбирать по составу слова, принадлежащие к разным частям речи.

Планируемые результаты:

Определять личностный смысл учения.

Ориентироваться в понимании причин успешности/не успешности в учебе.

Определять круг своего знания и незнания.

Самостоятельно делать выводы и преобразовывать ее в виде схемы.

Уметь определять и формировать цель на уроке.

Осуществлять итоговый контроль результатов.

Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок.

Владеть диалоговой формой речи.

Читать вслух и про себя тексты учебников.

Оформлять свои мысли с устной речи.

Формулировать собственное мнение.

Участвовать в работе пары.

Повторят разбор слова по составу.

Научатся выполнять разбор слов по плану.

Эмоциональный настрой на урок.

- Для успешной работы нам сегодня понадобятся: внимательные глазки, чуткие ушки, ловкие ручки, сообразительные головки. Желаю вам успехов в работе на уроке.

Введение в тему урока:

Хорошо, а сейчас прочитайте след. Четверостишие слайд 1

Слово делится на части,
Как на дольки апельсин.

Может каждый грамотей
Строить слово из частей.

Как вы думаете ,о чем мы будем с вами говорить?

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.

Слова тоже сделаны из своего материала.

Слово делится на части

Как на дольки апельсин.

И у каждой части слова есть своё название.

Над которыми мы сегодня и будем работать.

На доске карточки двух видов: наименование части слова, определение части слова.

Соотносят карточки, прикрепляют магнитами нужные карточки друг к другу.

Первый вид карточек.

Второй вид карточек.

Значимая часть слова, в которой заключено общее значение для всех однокоренных слов.

Часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов.

Изменяемая часть слова.

Часть слова, которая стоит перед корнем, служит для образования новых слов.

Часть слова без окончания, которая определяет его лексическое значение.

- С какой части слова мы начнем разбор слова по составу?

- Так кто же из вас прав?

Предположения детей

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставим на уроке?

У вас на парте лежат конверты с заданием, вместе с соседом по парте выполните его.

Разбери по составу:

травушка травинка молоденький рассвет

светлячок ветерок прибрежная моряк

полюшко самовар гнёздышко золотые

бережок рысёнок побережье лисята

небеса дровишки дождливый полоска

лесник голуби глазной глоток

горный далёкий дроздовый подарок

денёк детёныш длинный дочурка

Обучающиеся размышляют, какие суффиксы относятся к какой части речи.

- Суффиксы –ик-, -к-, -ник-, -чик-, это суффиксы имен существительных.

-Суффиксы –ов-, -н-, -ист-, -лив – имени прилагательного.

- Суффиксы –е-, -а-, -у-, -и-,-ва-, - ива- глагола

На доске вывешиваются суффиксы имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Напишите по 2 слова с суффиксами имен существительных, имени прилагательного, глагола.

КТО ОХРАНЯЕТ ЛЕС? ЛЕСник

Не лает не кусает ,а в дом не пускает? Замочек

Какого цвета небо ? ГОЛУБОГО

Обучающиеся по одному выходят к доске, выполняют задание.

Соотнеси схему и слово, выдели приставку, корень, суффикс, окончание.

Самостоятельная работа.

- Когда задание выполнено, не забудьте подписать листок и сдать его мне. На выполнение у вас 5 минут.

Выбирают карточку с желаемым уровнем сложности, выполняют задание

Красная карточка.

Смола, молоть, смоляной.

Чеснок, честный, чесночный.

Ловить, улов, слово.

Желтая карточка.

Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Найди в тексте одно прилагательное, одно существительное, один глагол и разбери эти слова по составу.

________________________

Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.

Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!

Зеленая карточка.

Восстанови нужный порядок следования частей слова, запиши получившиеся слова. Разбери слова по составу.

К, гул, про, а ___________

Ок, гор, при ____________

За, енн, снеж, ые _________

По вариантам разбери слова по составу

Задание 1 Работа со всем классом.

Напиши по образцу.

Сделать замену – заменить,
сделать подарок – . , одержать победу – . ,
быть гостем – . , сделать запись – . ,
найти решение – . , покрыть краской – . ,
положить соль – . , оказать помощь – . .

Задание 2 (На задней части доски)

К данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.
развязать – связать
раздвинуть – .
разложить – .
развернуть – .
разлепить – .
вбежать – .
внести – .
въехать – .
ввести – .
вползти – .

Слайд 6 Составь новые слова

Образуй слова с помощью данных приставок:

под- от- при- у-

ползти бежать тащить гнать нести плыть водить лететь

А в заключении хочется показать вам небольшую сказку.

- Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда могут звенеть, как колокольчики: оньк, еньк, знь; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?

Суффиксы. Конечно, нужны и очень много (выступают вперёд) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.

Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим - и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.

Прист. Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, апрехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суф. Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!

Уч. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Уч. Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: , а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .

Уч. Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

Читайте также: