Конспект урока комнатные растения 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели и задачи:

  • дать представление разнообразии видов комнатных растений,
  • познакомить учащихся с названиями различных комнатных растений,
  • познакомить с отличительными пизнаками комнатных растений между собой и другими видами растений,
  • научить правильно ухаживать за комнатными растениями,
  • развивать речь учащихся,
  • воспитывать бережное отношение,
  • развивать мыслительные процессы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Урок окружающего мира.

– У нас много гостей. Поздоровайтесь с ними.

II. Актуализация знаний.

– О чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (о путешествиях и путешественниках)

– На чем люди путешествуют? (на различных видах транспорта, на животных, пешком)

– Зачем люди отправлялись в дальние и опасные путешествия? (узнать новое, привести диковинки и богатство, торговать с другими странами)

III. Постановка проблемы.

– А можно ли не выходя из дома совершить удивительные путешествия ? Как вы считаете?

– Закройте глаза. Как только вы откроете глаза, вы превратитесь в великих путешествен-ников.

– Как настоящим путешественникам, нам необходима карта, где мы будем отмечать наши открытия.

– Чему же будет посвящено наше путешествие?

IV. Изучение нового материала.

– Какие растения называют комнатными? (ответы детей)

– Растения, выращиваемые в жилых комнатах или общественных помещениях.

– Для чего человек выращивает комнатные растения? (ответы детей)

– В суровом климате России, когда зима длятся 4-5 месяцев, весна часто неприветлива, а осень надоедает слякотью, человек особенно ценит комнатные растения и по возможности украшает ими свое жилище. Они не только радуют своей красотой, но и очищают воздух от грязи и пыли, обогащают его кислородом, насыщают приятными ароматическими веществами, так необходимых человеку.

– Ну что же, пора в путь. Но сначала, разомнемся.

Физкультминутка.

– Сегодня мы отправимся на родину некоторых комнатных растений, а помогут нам наши одноклассники.

Слайд 7 (2 картинки)

Цикламен
Родина – страны Средиземноморья и Азии. Многолетнее светолюбивое травянистое растение с круглыми листьями и мясистым корнем. Цветки яркие, крупные. Цветёт цикламен круглый год.

– Интересно. Из народного поверья известно, что цикламен впитывает отрицательную энергию и отдаёт положительную. Слабохарактерным людям растение дает твердость и решительность.

Слайд 9 (3 картинки)

Гибискус
Родина этого вечнозелёного кустарника – Индия и Китай. Иногда это растение называют китайской розой. Его листья напоминают берёзовые. Растение имеет крупные красивые цветки . Гибискус прекрасно растёт в комнатных условиях.

Слайд 11 (2 картинки)

Драцена
Привезли растение из Африки. Можно встретить на острове Мадагаскар. Это очень величественное растение. Им украшают квартиры, холлы, зимние сады. Цветёт белыми или розовыми цветками с нежным запахом. Но в квартирах цветёт редко.

– Интересно. Известный врач и ботаник Диоскорид рассказал о существовании драконова дерева. Это был один из видов драцены, у которой на стволе были видны кроваво-красные пятна смолистого сока.

Слайд 14 (3 картинки)

Диффенбахия
Родина растения – Южная Америка. Выращивают из-за пестрых листьев, которые прекрасно очищают воздух от химических отходов. В комнатных условиях цветёт редко. Сок этого растения ядовит.

Орхидея
Родина – Австралия, острова Океании. Отличается своей долговечностью. Листья широкие, имеет воздушные корни. Цветёт очень красиво и долго. Цветки напоминают бабочку.

– Интересно. Растение орхидеи может поселяться и расти на других растениях, добывают необходимую влагу при помощи воздушных корней. Называются такие растения эпифитами. (на доску слово)

Слайд 19 (2 картинки)

Юкка
Прекрасное вечнозелёное растение , привезённое из Мексики и Центральной Америки. В природе юкка – дерево высотой 6-10 метров. Неприхотливое теневыносливое растение. Используют для украшения больших комнат и зимних садов.

– Посмотрите на карту. Мы побывали в разных уголках планеты. Путешествие было долгое. Немного отдохнем.

Физкультминутка.

Слайд 23 (2 картинки)

– Родина почти всех комнатных растений – тропические леса с теплым влажным климатом.

– Что необходимо для жизни комнатных растений? (свет, тепло, вода, почва)

– Что же нужно знать любителям комнатных растений? (как ухаживать за комнатными растениями)

– Что значит ухаживать за комнатными растениями? (следить за тем, чтобы растения имели доступ к свету, было тепло, поливать растения и опрыскивать их)

– Что случится, если человек перестанет ухаживать за комнатными растениями? (растения погибнут)

– Знаете ли вы эти растения? Как они называются?

– Что необходимо этим комнатным растениям для нормального роста?

Фикус
Родина этого растения тропики Азии, Африки, Америки, Австралии. Это высокие деревья, небольшие кустарники или ползучие лианы. Некоторые фикусы выбрасывают воздушные корни, которые образуют дополнительные стволы. Привлекает это растение своими листьями разнообразной формы и цвета. Листья и стебли многих видов фикусов содержат белый млечный сок.

– Что необходимо фикусу?

– О чем надо знать любителям герани?

Кактусы
Кактусы произрастают в природе в форме деревьев и кустарников. Имеют сочный мясистый стебель с листиками-колючками. Многие кактусы имеют удивительные цветы с приятным запахом. Плоды некоторых кактусов съедобны.

– Как ухаживать за кактусами?

Нефролепис (папоротник)
Многолетнее растение с ярко-зелеными листьями. Срезанные листья долго сохраняют свежесть в воде, поэтому широко используют для составления букетов. В природе обычно растут на открытых местах. Ученые установили, что папоротник одним из первых заселяет территории, пострадавшие от извержения вулканов. Через 3-4 месяца растение появляется там, где когда-то бушевала лава.

– Что необходимо папоротнику для нормальной жизни?

V. Закрепление пройденного материала.

– С чем связано наше путешествие на уроке? (с комнатными растениями)

– Можно ли совершать открытия, не выходя из дома? (да)

– Какой же человек может совершать такие путешествия? (любознательный, внимательный, наблюдательный, терпеливый)

– Какие растения называются комнатными?

– Что надо знать и уметь, чтобы комнатное растение радовало нас круглый год? (знать, как ухаживать за ними, любить их)

– Для чего человек выращивает комнатные растения?

– Человек издревле ощущал потребность в общении с природой. Чтобы чаще радовать себя, люди научились выращивать и разводить декоративные и комнатные растения. Комнатные растения – зеленая лаборатория, в которой можно познакомиться с живой природой, наши верные друзья.

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

– Понравилось ли вам наше путешествие?

– Есть ли у вас комнатные растения в доме?

– На следующем уроке поделитесь с нами своими наблюдениями и знаниями о них.

Домашнее задание: составить маленький рассказ о комнатном растении (как выглядит растение, интересное о нем, как за ним надо ухаживать)

– Где вы можете найти нужную для вас информацию? (интернет, наблюдения, рассказы родителей, энциклопедии)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: практической направленности

Познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в классной комнате;

Обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека;

Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями;

Развивать любознательность, правильную связную речь

Воспитывать уважительное отношение к живой природе через деятельностный подход

Личностный результат : формирование умения самостоятельно определять и высказывать самые простые правила ухода за комнатными растениями , в предложенной ситуации делать выбор.

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

-учиться высказывать своё предположение , версию на основе иллюстраций

- добывать новые знания, используя жизненный опыт

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате групповой работы

- оформление своей мысли в устной речи

Оборудование: проектор, комнатные растения с крупными и мелкими листьями, лейки с водой, наборы инструменты для ухода за комнатными растениями, памятки по уходу за комнатными растениями.

1.Орг.момент. Настрой на урок (читают наизусть дети).Урок окружающего мира.

Природа самый лучший друг,

Об этом знают все вокруг

2.Проверка домашнего задания

-О чём говорили на прошлом уроке?

-Какие названия камней вы запомнили, напомните друг другу.

Задание для индив.

Работы: соедини название камня и его применение:

гранит, известняк, строительство, делают мел.

-Какие изделия из камней можно сделать?

Проверка индив работы.

2. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку и узнаете, чо мы будем изучать на уроке окружающего мира.

Дышит, растёт, а ходить не может.(растение)

-Что вы знаете о растениях?(3 группы:деревья, кустарники и травы)

-Что общего у всех растений?(цвет листьев, наличие стебля,ствола)

На какие группы ещё делятся растения вы узнаете из сказки.

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать –и- мачехи, нарциссами…

-Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, -возражает ей Лето.- Цветы у тебя правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван – чай, гвоздики, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвел вереск, цикорий, хризантемы..

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад….

Люди сад вырастили. Здесь цветы круглый год самые красивые, зеленые - хвалится Зима.

-О каком зимнем саде идет речь?

-Какими цветами хвалится зима?(комнатные)

Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по – прежнему остались зелеными и даже цветут? (ученики высказывают свои предположения).

- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник КРАСОТЫ,КИСЛОРОДА, РАДОСТИ(На доске - схема)

3.-О чем пойдет речь сегодня на уроке? Определение темы урока.

-Откуда эти комнатные растения, ведь за оконном на улице у нас они не растут.

- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает для них примерно такие же условия, как и летом.

Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 63.

Рассмотри рисунки. С помощью атласа-определителя узнай название этих растений.

(работа в группах)

Обсудите в паре. Есть ли у вас дома такие растения.

5. Приносит ли радость это растение?(открываю погибшие цветы.) А почему?

- Причина такого состояния цветов разная: может заболели, а может за ними просто не ухаживали.

- А что значит УХАЖИВАТЬ за комнатными растениями?

Нередко цветы, которые все лето украшали помещение, с наступлением зимы начинают вянуть, листья у них темнеют и опадают. Дело том, что условия стали менее благоприятными, меньше света, батареи сушат воздух, и земля в горшках сохнет быстрее. Поэтому растениям требуется помощь человека.

Как помочь растению?

Практическая часть урока.

Я приготовила некоторые предметы. А вы хлопните тогда, когда посчитаете их нужными для ухода за растениями.(лопатка, тряпочка, ножницы, пуливизатор)

Некоторые думают. Что тряпочка не нужна. Давайте проверим.

Что необходимо всем живым существам?(воздух,вода,свет,тепло)

-Как обеспечить светом?(Поставить на подоконник)

-Как обеспечить водой?(полить)

-А воздухом?(вот здесь и нужна нам тряпочка или пуливизатор. Чтобы протирать листья для дыхания). Здесь нужен и совок, чтобы рхлить землю для питания корней кислородом)

Попробуем поухаживать за растениями, используя эти инструменты.

(1-2 ученика подходят к постановке комнатных цветов и показывают как рыхлить, поливать, протирать ,опрыскмвать. Учитель при необходимости поправляет).

Сделаем вывод Как ухаживать за цветами?(Дети формулируют правила)

6. Закрепление пройденного.

1. Загадки Стоит мокрый Ванёк, а в кудрях огонёк (Ванька –мокрый)

2. Зелёный в колючках, похож на ежа, а цветки атласные, белые , жёлтые. Красные (кактус)

Внимание на экран.

Угадай-ка по картинкам-названиям растений

(Разные знакомые комнатные растения. Но алоэ в 9-10 видах.)

Как вы думаете, как называются все эти цветы?(Алоэ)

-Какую пользу несёт алоэ людям?(лечебное средство,)

Да. Он больше все поглощает из воздуха вредные вещества. Повышает работоспособность и выносливость организма.

А Вы знаете, что… цветы умеют чувствовать , поэтому к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их, у цветов характер как у маленьких детей, обижать цветы нельзя!

-Хорошо ли чувствуют себя растения у вас дома?

-Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за растениями, а они болеют, плохо себя чувствуют?

-А что нужно помнить, чтобы они чувствовали себя хорошо?

(Правила ухода за комнатными растениями)

Презентация(читаем правила хором)

1.Поливай растения водой комнатной температуры. Вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливай вечером, зимой – утром.

2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растениям.

3.Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями лучше опрыскивать.

4.Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков.

(раздаю памятки по уходу за растениями)

7. Задание на дом

Закрепить за собой один цветок, дать ему имя и ухаживать за ним, следуя памятке. В тетради с. 49 нарисовать этот цветок.

-Что нужного и полезного для себя узнали на уроке?

-Кто считает, что урок для него был нужным и полезным?- возьмите лепесток зеленого цвета

Кому было скучно?- возьмите лепесток желтого цвета

Молодцы .Урок окончен.

Дополнительный материал

10 самых неприхотливых комнатных растений

Любое комнатное растение может погибнуть, если за ним не ухаживать. Однако, есть ряд растений, довольно таки терпимых к недостатку воды, света и влажности. Если вы хотите завести себе комнатные растения, но боитесь, что они погибнут из-за вашей забывчивости, рекомендуем вам список самых неприхотиливых растений:

Филодендрон плющевидный (Philodendron hederaceum), известный также как филодендрон лазящий или филодендрон цепляющийся - довольно популярное быстрорастущее комнатное растение, густо покрытое листвой. Его сердцевидные глянцевые листья в молодом возрасте имеют бронзовый оттенок и, со временем, зеленеют. Длина каждой листовой пластины может составлять 5-10 см, а высота самого растения – 1,2 м и более. Он очень засухоустройчив, но все-таки не рекомендуется забывать его хоть изредка поливать.

Драцена маргината или драконовое дерево (Dracaena ">

Крассула овальная (Crassula Ovata), известная также как Толстянка овальная или денежное дерево. Еще одно очень неприхотливое и очень популярное, особенно в офисах растение, не требующее постоянного и трудоемкого ухода. Предпочитает яркое интенсивное освещение, с прямыми солнечными лучами. Толстянки любят много света и солнца и зимой и летом. Полив нужен умеренный весной и летом, с осени сокращается, и зимой практически не поливают.

Кактус. Ну очень не требовательное к уходу растение. Полил и забыл на несколько недель. Благодаря удивительной способности накапливать большое количество влаги и минеральных веществ, кактус нуждается в редком, но обильном поливе. Это растение очень любит греться на солнышке, поэтому очень великолепно себя чувствует на солнечном окошке.

Бокарнея отогнутая (Beaucarnea recurvata). Бокарнея отогнутая - это очень любопытное комнатное растение, которое обычно выращивают, как нетребовательный к уходу высокий одиночный вид. Ствол этого деревца красивой бутылковидной формы. Толстый бутылковидный ствол бокарнеи отогнутой нужен растению для запасания и хранения питательных веществ. Благодаря этим запасам растение переживает продолжительный период покоя. Это растение очень медленно растет, поэтому покупайте цветок сразу такого размера, которых хотите видеть в будущем.

Сансевьера, она же тещин язык и она же щучий хвост. Если вы опробовали все пять предыдущих растений и они у вас погибли, то идеальное для вас растение - это щучий хвост. Это растение давно нам известно и любимо за декоративность и неприхотливость. Уход за щучьим языком довольно прост, так как растение неприхотливо и не особо требовательно к условиям содержания. Взять хотя бы требования к освещенности. Да, сансевьера светолюбива, но и в тени чувствует себя неплохо. Правда, стоит помнить, что видам сансевьеры с более яркой окраской требуется света больше, чем растениям со спокойным узором листьев. Цветок предпочитает сухой воздух и почву, изредка его нужно пересаживать. Идеальное растение для начинающих цветоводов.

Сциндапсус – под таким названием любителям комнатных растений известен Эпипремнум (Epipremnum) неприхотливая тропическая лиана. Сциндапсус растет очень быстро, за год отрастает больше чем на метр, может карабкаться по стене, свисать вниз из подвесного контейнера, но лучше всего использовать покрытую мхом специальную опору. Довольно такие неприхотливое растение и может простить вам, если вы вдруг забудете его полить. Этим конечно же не стоит злоупотреблять. Не стоит также и переливать растение, чтобы избежать загнивание корней. Чтобы растение было пушистым, его следует обрезать несколько раз в год. Сциндапсус очень хорошо подходит для офиса. Подробнее о сциндапсусе.

Замиокулькас замиелистный (Zamioculcas zamiifolia) - очень пластичное, непритязательное растение, и по этой причине - частый комнатный житель. Этот цветок очень стойко переносит отсутствие влаги, не требователен к освещению и не требует регулярных подкормок. Несмотря на то, что замиокулькас приспособлен к длительным периодам засухи, это не означает, что поливать его не надо. При недостатке влаги растение не сможет полноценно фотосинтезировать и будет голодать, используя только свои внутренние резервы, обреченное не на процветание, а на выживание.

Зебрина (лат. Zebrina) – одно из наиболее часто выращиваемых в комнатных условиях декоративнолистных растений. Растение обладает множеством ползучих стеблей, обильно покрытых листьями овальной формы с заметным заострением на концах. В отличие от многих других декоративнолистных культур зебрина очень неприхотлива, что делает ее излюбленным растением начинающих цветоводов. Растение требует яркого освещения, хотя и нормально переносит полутень. От интенсивности освещения зависит яркость окраски листьев.

Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приемам ухода за комнатными растениями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Графический диктант

(Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске).)


• Снег при таянии превращается в воду. (Да.)

• Если вода замерзает, она превращается в лед. (Да.)

• Снег бесцветный. (Нет.)

• Лед прозрачный. (Да.)

• У снежинки пять лучей. (Нет.)

• Снег непрозрачный. (Да.)

• Все снежинки одинаковые. (Нет.)

(В результате у детей должен появиться рисунок.)


2. Работа по карточкам

- Найди признаки снега и льда и соедини их стрелочками.


(Можно использовать КИМы (тест 20, с. 33).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске рисунки растений; деревьев, кустарников, трав, цветов.)

— Ребята, посмотрите, какие рисунки принес Муравьишка! Что вы на них видите?

(Учащиеся называют растения.)

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О растениях.)

_ Как вы считаете, растения живые? Докажите.

(Мнения учащихся могут разойтись.)

- Как вы считаете, надо ли ухаживать за растениями? (Ответы детей.)

- Прочитайте тему урока на с. 70 учебника. (Как живут растения?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Какие растения вы знаете?

- К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (Комнатные растения.)

(Учитель обращает внимание детей на комнатные растения в классе. Можно несколько растений поставить на стол у доски.)

— Что вы уже знаете о растениях? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами.)

— Давайте еще раз повторим все части растений. Откройте учебник на с. 22.

(Учащиеся выполняют задание.)

— Догадайтесь, о чем идет речь в загадке.

В этот гладкий колобок

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь.)

Желудь — плод дуба. В нем спрятано семя.

(Учитель демонстрирует желуди и показывает разрезанный желудь.)

Рассмотрите рисунок на с. 70 и расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба.

(Работа в парах, затем коллективное обсуждение.)

- Что повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать? (Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.)

- Что получилось из проростка? (Корешок и росток.)

- Что постепенно происходит с ростком? (Он становится выше, больше.)

- В чем теперь нуждается росток? (В солнечном свете. Он тянется шея к солнышку.)

- Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден.)

— Чем растение похоже на живое существо? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают. Значит, они живые.)

— Можете ли вы сейчас ответить на вопрос о том, живые растения или нет? (Живые.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 48).

— Найдите приложение к данному заданию. Вырежьте картинки и наклейте в правильном порядке.

— Кто помнит, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами?

V. Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 71. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни. (Примерный ответ. На первом рисунке рядом с растениями нарисованы лейка и бутылка, значит, растениям необходима вода. Из второго рисунка видно, что растениям нужен солнечный свет. На третьем рисунке девочка протирает листья растения - наверное, ему трудно дышать и нужен воздух. На четвертом рисунке около растения открыли окно, и оно погибло, значит, ему необходимо тепло.)

— Муравьишка и Мудрая Черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас хитрые вопросы. Вы готовы на них ответить? (Учащиеся отвечают на вопросы после картинок.)

2. Практическая работа в парах

(Учитель показывает и рассказывает о приемах ухода за комнатными растениями.)

Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда ухаживают. Как можно поливать цветы? (Ответы детей.)

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Вода не должна быть холодной или горячей. Желательно поливать цветы отстоявшейся водой комнатной температуры один-два раза в неделю.

(Учитель показывает приготовленную воду для полива цветов в классе. Напоминает, что дежурные должны поливать цветы.)

Чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась, цветы следует рыхлить.

(Учитель демонстрирует приспособление для рыхления цветов. 1—2 ученика могут попробовать порыхлить землю в горшочках.)

Любят цветы и водные процедуры. Если листья гладкие, как у фикуса, то их можно протереть влажной тряпочкой. А если лист ворсистый, то лучше стряхнуть пыль кисточкой. Многие цветы очень любят опрыскивание.

(Учитель опрыскивает растение с помощью пульверизатора.)

— Для чего нужно протирать листья растений? (Так растения дышат.)

Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, другие — нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике — поближе к солнышку, другие стоят подальше от окна, так как не любят солнышко.

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 3 (с. 49).

— У вас дома есть комнатные растения? Назовите их.

— Кто у вас дома ухаживает за ними? А вы помогаете? Что вы делаете?

~ Посмотрите на рисунки. На каком рисунке растение поливают правильно? Раскрасьте этот рисунок.

~ Почему нельзя высоко поднимать лейку при поливе комнатных растений?

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 71, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока.

- Справились ли мы с этой задачей?

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 49).

Дополнительный материал

Как нужно ухаживать за кактусами?

Хоть кактусы и пустынные жители, неправильно поступает тот, кто поливает их редко в любое время года. Все лето земля в их горшках должна? быть влажной. Пересушите землю — засохнут тонкие волокнистые корешки, будет вода застаиваться — растение загниет. В теплую солнечную погоду кактусы нужно поливать два-три раза в неделю, в жаркую — чаще, а в дождливую и пасмурную - реже. Это правило нужно усвоить твердо. Поливать кактусы лучше подогретой до комнатной температуры водопроводной или дождевой водой. Летом полезно ежедневно опрыскивать их из пульверизатора теплой водой. Опрыскивать надо рано утром или вечером. А вот кактусы, густо окутанные волосками, опрыскивать нельзя. Вода, попавшая на волоски, спутает их, и растение потеряет свою привлекательность.

Как обеспечить вашим растениям долгую жизнь?

1. Регулярно удаляйте завядшие цветки и поврежденные или засохшие листья.

2. Не заливайте растения; поливать их снова нужно не раньше, чем почвосмесь на поверхности высохнет.

3. В период активного роста (обычно с конца марта до конца сентября) регулярно вносите подкормку.


Цель: сформировать представления о комнатных растениях.

Задачи;

- сформировать представления о нескольких видах комнатных растений

- сформировать навык ухода за комнатными растениями

-сформировать понятия декоративное растение, клумба, комнатное растение, правила ухода за ними.

- развитие зрительного восприятия при работе с реальным предметом

- развитие мышления при работе с алгоритмом

- развитие мелкой моторики во время практического задания

- развитие внимания во время работы с доской

- развитие памяти при воспроизведении уже известных детям знаний

- развитие координации во время выполнения физкультминутки

- воспитание аккуратности при работе на уроке

- воспитание бережного отношения к учебным вещам

- воспитание интереса к предмету и окружающему миру

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые правила ухода за растениями.

- Самостоятельно определять для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Что нужно знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях, как ухаживать за ним.

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике .

- Актуализировать свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдать за комнатными растениями, сравнивать их, характеризовать; выполнять практическую работу по уходу за комнатными растениями.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

Оборудование: комнатные растения, лейка, палочка для рыхления почвы.

Ход:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Конспект урока по окружающему миру по теме Комнатные растения

1. Дышать глубоко, расслабить плечи, уронить голову вперёд, позволить голове раскачиваться из стороны в сторону. (30 сек)

4. Мограйте на каждый вдох и выдох.

3. Повторение.

- Давайте вспомним на какие группы делятся все растения?

- Какие части есть у всех растений?

- На какие группы можно разделить деревья?(хвойные и лиственные) Приведите примеры.

- На какие группы можно разделить травянистые растения? (культурные и дикорастущие)

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Цель: сформировать представления о комнатных растениях.

Образовательные:

- сформировать представления о нескольких видах комнатных растений

- сформировать навык ухода за комнатными растениями

-сформировать понятия декоративное растение, клумба, комнатное растение, правила ухода за ними.

- Развивающие:

- развитие зрительного восприятия при работе с реальным предметом

- развитие мышления при работе с алгоритмом

- развитие мелкой моторики во время практического задания

- развитие внимания во время работы с доской

- развитие памяти при воспроизведении уже известных детям знаний

- развитие координации во время выполнения физкультминутки

Воспитывающие:

- воспитание аккуратности при работе на уроке

- воспитание бережного отношения к учебным вещам

- воспитание интереса к предмету и окружающему миру

Личностные УУД.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые правила ухода за растениями.

Самостоятельно определять для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах.Что нужно знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях, как ухаживать за ним.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике .

Актуализировать свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдать за комнатными растениями, сравнивать их, характеризовать; выполнять практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Оборудование: комнатные растения , лейка, палочка для рыхления почвы.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

1.Дышать глубоко, расслабить плечи, уронить голову вперёд, позволить голове раскачиваться из стороны в сторону. ( 30 сек)

4.Мограйте на каждый вдох и выдох.

3.Повторение.

-Давайте вспомним на какие группы делятся все растения?

-Какие части есть у всех растений?

-На какие группы можно разделить деревья?(хвойные и лиственные) Приведите примеры.

-На какие группы можно разделить травянистые растения? (культурные и дикорастущие)

-О чем мы говорили на прошлом уроке?( о растениях поля)

- На столе у вас карточки с названиями растений. Подчеркните только растения которые растут в поле.

Лён, виноград, персики, хлопчатник, земляника, кукуруза, малина, пшеница, подсолнечник, гречиха, овёс, орехи, рожь.

-Сдайте листочки, а теперь проверим. Хлопайте если услышите растение поля.

4.Физминутка.

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всем нужна сноровка.

(Прыжки на месте.)

А куда медведь идет?

Ищет ягоды и мед.

(Ходьба на месте.)

Ну а нам пора садиться

И учиться, не лениться.

(Дети садятся за парты.)

5.Введение в тему.

-Только ли для еды и одежды человек выращивает растения?

-Где люди выращивают растения, чтобы любоваться ими?

-Как называют такие растения?

-Итак, мы отправляемся в прекрасное царство богини Флора.

В царстве этом светло,

Голубо, и желто, и красно.

Здесь законы просты,

Их узнаешь и ты:

-О каком царстве идёт речь в стихотворении?

-Как называются такие растения?(декоративные или комнатные растения)

-Верно, в природе существуют разные растения, и одна из групп - это комнатные растения. Сегодня мы с вами выясним, почему они так называются. Но прежде скажите, есть ли прямо в классе у нас комнатные растения? Покажи мне их.

6.Новая тема.

-Многие растения пришли к нам с лесной полянки, с луга, с болота. Почему они оказались в палисадниках, в скверах, на клумбе в школьном дворе? Какие их качества улучшил человек? Многие дикорастущие цветковые растения переселились в сады, их используют для украшения скверов, парков, улиц городов. Их называют декоративными растениями. Некоторые растения окультурили, вывели растения с более крупными и более махровыми цветками, с большим разнообразием окраски их лепестков.

-Давайте вспомним, что случается с деревьями в разные времена года: осенью, зимой, весной, летом (ответы детей). А сейчас что с деревьями на улице? Есть ли у них листья? (нет) А посмотрите на комнатные растения – как выглядят они? (осенью у них листья не опадают, и зимой остаются зелеными)

А если кто-нибудь из вас был особенно наблюдательным, то мог заметить, что у некоторых комнатных растений зимой вырастают новые листики, а некоторые растения даже цветут.

Как вы думаете, почему так происходит? (эти растения держат в тепле, человек за ними ухаживает). Родина большинства комнатных растений – это жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человеку надо держать комнатные растения в тепле, чтобы им было хорошо, и они не погибли.

Эти растения растут только в помещениях, комнатах, поэтому их называют комнатные.

Посмотрите еще раз на наши красивые комнатные растения, и скажите – какое значение имеют комнатные растения в жизни людей? Зачем их выращивают? (выращиваются с целью украшения жилых и служебных помещений, они радуют нас своей красотой, заставляют нас улыбаться).

7.Работа в тетради с печатной основой.

является одуванчик – он на клумбе будет сорняком.

8.Работа с учебником.

Беседа о комнатных растениях. Презентация.

Предложить детям сделать аппликацию, либо нарисовать эти цветки, рассказать легенду или сочинить о них сказку, а может, сделать и научный доклад.

9.Практическая работа.

-Я уже говорила, что за комнатными растениями, чтобы они не погибли, человек должен очень хорошо ухаживать.

-Сейчас я вам покажу на примере хлорофитума, как надо правильно ухаживать за комнатными растениями. Я знаю, что вы уже кое-что знаете, так что будете мне помогать. Скажите, где у нас в классе стоят комнатные растения? (в углу класса у окна) Как вы думаете, почему они стоят именно там? (большинство комнатных растений нужно ставить ближе к свету)

-Теперь скажите – как называется то, в чем растет комнатное растение? (цветочный горшок). А под цветочным горшком у нас специальное блюдце, чтобы ничего не запачкать.

Давайте обратим внимание теперь на землю, в которой растет цветок. Земля должна быть слегка влажной, а для этого комнатное растение нужно поливать. Чем мы его поливаем? (водой) А какая вода должна быть для полива? (нельзя поливать холодной или горячей водой. Вода должна быть комнатной температурой, то есть она должна постоять в лейке для полива в течение целого дня, и только тогда мы можем полить наш цветок).

Поливать цветок надо аккуратно: лейку держать низко над горшком, чтобы вода не попадала на листья и не разбрызгивала землю (учитель показывает) Как только она перестала впитываться в землю, мы прекращаем поливать.

Кто знает, как часто надо поливать комнатные растения? (летом каждый день, зимой – несколько раз в неделю)

После того, как мы полили цветок из лейки, надо рыхлить землю. Рыхлим землю нетолстой палочкой. Здесь надо быть очень внимательным – рыхлим только по краю горшка и неглубоко, чтобы не повредить цветок. Вот так (учитель показывает)

Есть еще одно очень важное правило ухода за цветами. Что у меня в руках? (тряпочка) Как вы думаете, зачем она мне? (раз в месяц надо протирать гладкие листья цветов от пыли, которая на них собирается) Мы с вами дышим воздухом с помощью легких, а цветы дышат с помощью своих листочков, поэтому их необходимо протирать чистой тряпочкой.

Итак, давайте повторим основные правила ухода за комнатными растениями:

Большинство растений нужно ставить ближе к свету

Поливать растения можно только водой комнатной температуры

Летом поливаем цветы каждый день, зимой – несколько раз в неделю

Поливаем растение только под корень

Рыхлим землю неглубоко и у самого края горшка

Один раз в месяц протираем листья чистой тряпочкой

- Попросить одного из учеников выйти и показать, как правильно надо ухаживать за комнатными растениями самостоятельно (на примере другого растения ).

10.Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (покружиться)

11.Первичное закрепление.

-С какими растениями мы познакомились?

-Как называются некоторые комнатные растения в нашем классе?

-Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

12.Итог урока.

Подводя итог урока, ученики сделают вывод, что не только для пищи и одежды люди выращивают растения, но и для того, чтобы любоваться ими, украшать свои жилища, улицы, дворы. Чтобы дарить цветы, радуя своих родных, друзей и т.д.

Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

На доске появляется схема:


13.Рефлексия.

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Что показалось трудным?


Домашнее задание:

-написать 10 названий комнатных растений;

-нарисовать любое комнатное растение;

-подготовить доклад о каком-либо комнатном растении (задание №14 в рабочей тетради, с. 7)

Дополнительный материал.

- Стоит мокрый Ванёк,
А в кудрях – огонёк.
( Бальзамин)

- Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час.
( Алоэ)

- Что за хвост пошёл в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки.
(Сансевьера /щучий хвост/)

- Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные.
(Кактус)

- Комнатное растение, в народе называемое “бабьи сплетни”. (Традесканция)

Читайте также: