Конспект урока по изо симметрия 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели и задачи: ознакомление с законом симметрии; знакомство со способом рисования в технике монотипия; расширение знаний о бабочках; ознакомление с различными видами узоров на крыльях бабочек; развитие творческого воображения, эстетического вкуса.

-Ребята, на улице все белым – бело. Представьте, что среди зимы вы оказались на солнечной полянке. Предлагаю добавить нам на урок летнего настроения. Для этого необходимо прикрепить цветок там, где вам понравится (На доске размещен ватман с поляной).

-Посмотрите, какая яркая получилась полянка! Но я бы еще кое-что добавила на нее.

-Ваши предположения, что это может быть.

-Отгадайте загадку и вы поймете, чего не хватает на нашей полянке.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел…

- О ком идет речь в загадке? Почему вы решили, что это бабочка?

-С чем сравнивается бабочка?

- Во все времена люди придумывали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. К сожалению, красота бабочек недолговечна – некоторые виды живут всего несколько дней, а то и часов.

q1627637166.JPG

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа .

- В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. В этом вы сейчас убедитесь сами.

-Предлагаю посмотреть короткое видео и вы поймете, что бабочки – прекрасные создания.

-Расскажу немного об этих удивительных созданиях. Бабочки бывают ночными и дневными. Одна из дневных – Крапивница. Наверняка, эту бабочку вы не раз видели.

n1627637183.JPG

-Почему бабочка получила название крапивница?

- Крапива - излюбленное растение бабочки. Еще в виде гусениц бабочки обитают на этом растении, пожирают его и на нем же откладывают яйца.

-Обратите внимание на окрас крапивницы. Опишите ее.

-Рисунок на крыльях бабочек неповторим. Узоры, линии и их расположение индивидуальны у каждой бабочки, как отпечатки пальцев у человека. Бабочка крапивница может прожить до 9 месяцев. В наших краях бабочки крапивницы на зиму прячутся.

-Еще одна дневная бабочка - Павлиний глаз.

t1627637200.JPG

- Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них.

-Как вы думаете, почему ее так назвали?

-Эта бабочка очень яркая и красивая. Яркость окраски ее крыльев зависит от окружающей ее температуры в период окукливания.

-А на следующем фото ночная бабочка, которая называется Ночной павлиний глаз.

g1627637215.JPG

-К сожалению, многие бабочки уже исчезли с лица планеты, а некоторые занесены в Красную книгу. Некоторые виды находятся на грани вымирания, поэтому люди должны беречь этих красивых насекомых. Не стоит ловить бабочку ради минутной радости - пусть эти создания живут и радуют нас своей хрупкой красотой.

a1627637232.JPG

- Опишите узор на крыльях этой бабочки. Почему она называется Ночной павлиний глаз?

Удивительно, но бабочки и дневные и ночные никогда не спят.

2. Работа по учебнику.

- Из чего состоят узоры на крыльях? (Пятнышки, волнистые каемки; мелкие точки, как будто бы брызги.)

- Сколько крыльев у каждой бабочки? (Четыре, два крыла впереди и два поменьше сзади.)

- Узор какой бабочки вам понравился больше всего? Почему?

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Выполняют упражнения, изображая бабочку.

IV. Педагогический рисунок.

- Ребята, вы уже отметили, что у каждой бабочки четыре крыла: два больших впереди и два поменьше сзади. Крылышки, усики, узор на крылышках, всё – симметрично.

- Кто знает, что означает слово “симметрично”?

- У вас на партах лежат шаблоны бабочек. Давайте сложим пополам. Линия сгиба и есть линия симметрии.

Линия, проведённая через середину туловища, делящая объект на две одинаковые половины, называется линией симметрии.

r1627637252.JPG

- Бабочки симметричны, это значит, что их левые и правые половины похожи по форме, окраске и узорам. Сложите крылышки и вы увидите, что они одинаковые.

-Сейчас я нарисую узор на одной половинке бабочки и отпечатать на вторую. Открываю лист и что я вижу?

-Когда краска высохнет, то я смогу дополнить его деталями – точками, линейными разводами.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

Каждый учащийся получает вырезанную учителем заготовку бабочек.

Во время работы звучит Вальс Бабочек Шопена.

VI. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

-Разместите бабочек над цветами на нашей летней полянке.

-Посмотрите, какое замечательное панно у нас получилось.

- Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

3. Уборка рабочего места.

Комментарии (11)

Спасибо, Егор Игоревич! Стараюсьспланировать уроки ИЗО так, чтобы они были познавательные! Большое внимание уделяю интеграции учебных предметов.

Небольшое дополнение с точки зрения экологии и охраны бабочек, Светлана Валерьевна. В 1 классе вообще не надо показывать слайд с коллекциями бабочек и называть коллекционеров бабочек. Это несёт отрицательный воспитательный эффект! Дети не знают, как правильно подготовить коллекцию, да и жертвами начинающих коллекционеров часто становятся красивые редкие виды бабочек, которые засушиваются, а потом выбрасываются, т.к. бабочка рассыпается. Полезнее подчеркнуть, что среди бабочек много охраняемых видов, занесённых в Красные книги России и регионов, что бабочек необходимо охранять, т.к. они способствуют переносу пыльцы с одного растения на другие и увеличивают урожайность многих плодовых и ягодных культур. Специалист, который изучает жизнь бабочек - лепидоптеролог, или можно назвать слово энтомолог, поскольку бабочки - насекомые. Рекомендую Вам вместо указанного слайда разместить информацию об охране бабочек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в цикл уроков, связанных с нетрадиционным рисованием.

Урок по изобразительному искусству в 1 классе

Тема: «Симметрия как способ гармонизации формы. Монотипия.

Ознакомить учащихся с техникой монотипии; дать понятие симметрии как способа гармонизации формы;

Развивать воображение, творческое мышление учащихся в нетрадиционном рисовании;

Содействовать эмоционально-эстетическому воспитанию детей посредством комплексного воздействия изо, музыки.

для учащихся: акварель, кисточка, баночка с водой, пол-листа бумаги,

картонный шаблон бабочки, простой карандаш, защитная клеёнка на

для учителя: акварель, кисточка, баночка с водой, пол-листа бумаги,

картонный шаблон бабочки, простой карандаш.

Литературный ряд: стихотворение Н.Ланге.

Зрительный ряд: красочные изображения бабочек, большой шаблон бабочки-трансформера.

Музыкальный ряд: музыкальная физминутка, музыка для рисования.

1.Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Ни минуты не теряем

И работать начинаем.

(учащиеся садятся на свои места)

2.Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Какое время года у нас сейчас? А какие изменения в природе происходят весной? (появление листьев на деревьях, травы, первых цветов, прилетают птицы, становится теплее, появляются насекомые: пчёлы, кузнечики, жуки, бабочки)

-А вам нравятся бабочки?

-Каких бабочек вы видели?

-Что напоминает бабочка? (цветок)

В изобразительном искусстве бабочка – один из самых любимых образов. Например, в Японии она символизирует счастье и богатство. Ей поэты посвящают стихи:

«Почему, бабочка, ты меня интересуешь?

Все бабочки разные: есть – яркие и привлекательные, есть ночные – серые и неприметные. Они немного грустят, потому что на них никто не обращает внимания, ими не восхищаются. А как им иногда хочется побыть пёстрыми, красочными!

3.Создание проблемной ситуации. Объявление темы урока

4.Объяснение нового материала

1.1Слово учителя

-Обратите внимание на левое и правое крыло насекомых. Одинаковы ли они? Рассмотрите изображения бабочек (на доске). Что можно сказать о них?(Они симметричны: согнуть пополам, линия сгиба-линия середины или ось симметрии. Две стороны совмещаются вдоль линии сгиба)

Раз две стороны похожи,

Так и будем рисовать

Ось симметрии поможет

Эту тайну нам понять.

(учащиеся по очереди называют предметы, где левая и правая стороны были бы одинаковы)

-А теперь посмотрите, какие предметы симметричной формы подобрала я. Какие вы здесь видите предметы, уже названные вами?

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и улетел.

(учащиеся выполняют действия, описанные в стихотворении; затем учитель включает музыку и предлагает детям выполнить движения бабочек)

1.4Объяснение учебного задания

-Как же нам изобразить бабочку так, чтобы левая и правая стороны были бы одинаковыми, используя шаблон половинки бабочки? (ответы детей)

(согнуть лист пополам, обвести половинку бабочки по шаблону на одной стороне листа. Это будет наш эскиз – предварительный рисунок. Раскрасить эту половинку бабочки, используя краски нескольких цветов. Снова согнуть бумагу и слегка провести сверху рукой. Раскрыв лист, вы увидите, что получилось. Этот приём рисования и есть – монотипия.)

1.5Педагогический рисунок и чтение стихотворения

Лист бумаги пополам

аккуратно я сложу.

Нарисую что-то вам,

Разверну листок и краской

на поверхности листка

Нарисую, как сумею,

И скорей, пока не высох,

снова я сложу листок

И проглажу. Ну, глядите!

Что внутри там? Мотылёк!

5.Самостоятельная работа учащихся

-А теперь давайте поможем нашим бабочкам стать красивыми и разноцветными. Во время выполнения работы будет звучать музыка, чтобы вдохновить вас на создание красочного образа бабочки.

6. Выставка детских работ. Подведение итогов


(детские рисунки вывешиваются на заранее подготовленную бабочку-трансформера) Учащиеся могут придумать имя для своей бабочки и рассказать о том, какая она.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

– получить представление о симметрии, симметричных предметах и оси симметрии;

– закрепить умение работать в технике аппликации;

– развивать умение работать в группах.

Этапы урока

Оборудование

Формирование УУД

Открытие нового знания

Исследовательская работа

Закрепление нового материала

Практическая творческая работа

Составление плана работы

Оценивание своей работы

– Ребята! Сегодня мы с вами будем волшебниками и создадим чудо-дерево. А поможет нам свершить чудо одно очень интересное свойство некоторых

Послушайте стихотворение И. Бунина

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

_-Кто же это расписал терем-лес?(Сама природа: осень-художница)

Природа- самый лучший художник на свете. Очень важно не только видеть красоту природы, суметь её изобразить, найти нужные цвета. Эту задачу ставят перед собой художники.

Посмотрите, какие цвета выбирают художники, чтобы передать красоту осени.

(Просмотр репродукций картин, обсуждение)

-Как мы на прошлом уроке использовали эти цвета?

(раскрашивали осенний лист)

- мы с вами были волшебниками-художниками. Какую работу мы выполнили сначала, до раскрашивания? (вырезали лист)

- Почему наши листики получились ровные?

(рассказ детей пошагового вырезания листика)

Помогло нам выполнить такую работу очень интересное свойство некоторых предметов, которое называется симметрия.

Что означает это трудное слово, мы проясним на примере.

Работа с учебником

– Изучите рис. 1 на с. 18 учебника.

1. Достаньте подготовленные к уроку квадратные заготовки.

2. Согните их, как показано на верхнем рисунке схемы.

3. На половине заготовки нарисуйте половину простой фигуры (например, лист дерева).

4. Не разгибая заготовку, вырежьте фигуру.

5. Разверните заготовку.

– У вас получились симметричные фигуры. У них правая и левая половинки равны, а разделяет их линия сгиба. Линию, разделяющую равные части симметричной фигуры, мы будем называть осью симметрии.

– Кстати, проверить, симметрична ли фигура, можно, согнув её по оси симметрии. Если половинки совпадут, то фигура симметрична.

– Это свойство мы часто можем наблюдать в природе. Внимательно рассмотрите рис. 2 и 3

на с. 18 и 19 учебника.

– Найдите на них симметричные или почти симметричные предметы. (Ответы детей.)

– Что вы можете рассказать обо всех находящихся на берегу предметах и их отражении в воде (рис. 2) ? Конечно, они симметричны, а осью симметрии является линия песчаного берега.

– Как вы думаете, сколько осей симметрии у снежинки ? (Ответы детей.)

– Может ли в природе быть полная симметрия? Опираясь на рисунки в учебнике, докажите своё мнение. (Ответы детей.)

– Перечислите известные вам симметричные предметы . (Ответы детей: очки, развёрнутая тетрадь, различные бутылочки, тарелки.)

Эту работу можно выполнять группами по рядам.

– Бумагу каких цветов вы отберёте для изготовления осенних листьев? (Ответы детей.)

– Как вы думаете, листья деревьев симметричны или нет? (Да.)

– Прекрасно! Значит, мы сможем вырезать их из квадратных заготовок, как мы это делали в начале урока?

– Изучите схему на с. 16. На первом и втором рисунках схемы изображено, как можно самим изготовить квадраты из прямоугольников.

а) Согнуть прямоугольник, как показано на рисунке. б) Отрезать лишнее.

– Что изображено на третьем, четвёртом и пятом рисунках схемы? (Ответы детей: нарисованные и вырезанные листья.)

– Какой у нас получится план для изготовления картинки?

ПЛАН РАБОТЫ

1. Согласовать в группе, сколько листьев и какого цвета изготовит каждый ребёнок в коллективе.

2. Каждому ребёнку нужно:

а) сложить лист А4 два раза пополам и вырезать 4 прямоугольника. Сделать из них квадраты по схеме;

б) на сложенном по диагонали квадрате нарисовать контур половины листа.

в) вырезать лист по нарисованному контуру и развернуть.

3. Всем членам группы поработать над созданием гармоничной композиции работы: подвигать листья по фону так, чтобы найти их лучшее расположение на листе. Если нужно, простым карандашом отметить место каждого листа.

4. По очереди приклеить все листья к фону (на бумажной подложке, чтобы не испачкать фон, намазать лист клеем, аккуратно приложить его на нужное место фона, разгладить от центра к краям через тонкую бумагу ребром ладони или тряпочкой).


План- конспект урока по учебному предмету композиция. Тема урока "Понятие симметрии. Город на реке." Цели урока- дать теоретические знания о симметрии в природе и искусстве, развить художественный вкус, чуство уравновешенности в композиции, активация творческого воображения у учащихся. Задачи- 1. Выполнить творческую композицию на тему "Город на реке" (позитив- негатив), в черно- белом изображении. 2. Показать симметричное (зеркальное отражение в воде домов.)

Содержимое разработки

План - конспект открытого урока с использованием ИКТ

1 класс, художественное отделение

(возраст учащихся 10-12 лет)

преподаватель Ковалёва Ирина Юрьевна

1.Обучающие - дать теоретические знания о симметрии в природе и искусстве, научить применять полученные знания в ходе выполнения композиции.

2. Развивающие - развитие художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции, активация творческого воображения.

2. Показать симметричное (зеркальное) отражение домов в воде.

Образовательные технологии и методы обучения:

1.Личностно - ориентированных технологий

2. Информационно - коммуникативных технологий

3.Объяснительно - иллюстративного метода

1. Организационная часть- 2 мин.

2. Вводная беседа с учащимися по новой теме- 3 мин.

3. Изложение нового материала-10 мин.

4.Самостоятельная работа учащихся- 90 мин. (в том числе – динамическая пауза)

5. Подведение итогов урока-5 мин.

6. Уборка рабочих мест-5 мин.

Используемая литература:

1.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.1999

2. Сокольникова Н.М. Основы композиции.1996

3.Даглдиян К.Декоративная композиция 2008

4. Термины - режим доступа: сайт Информационной системы Свободная энциклопедия "Википедия"

5. Симметрия - смотрите картинки. Яндекс. Картинки

1. Организационная часть

1.Здравствуйте, ребята. Подготовьте, пожалуйста свое рабочее место. Нам понадобятся: простой карандаш, бумага формата А3, гуашь черного и белого цвета, вода, кисти.

2.Беседа с учащимися

Мы уже касались понятий симметрии и асимметрии на уроках рисунка, строили симметричные фигуры, скажите своими словами, что такое симметричная фигура?

-Приведите примеры природных симметричных форм.

-Назовите симметричные предметы, которые окружают нас в мастерской.

3. Изложение нового материала

Симметрия - значение слова по словарю Даля: ж. греч, соразмер, соразмерность, равно (или разно)подобие, равномерие, равнообразие, соответствие, сходность; одинаковость, либо соразмерное подобие расположенья частей целого, двух половин.

Далее просматриваем с ребятами картинки, на которых изображены дома с отражением в воде.

-Какое впечатление создает симметричная композиция? (Впечатление покоя, тишины, торжественности, уравновешенности).

4.Самостоятельная работа учащихся

Приступим к работе. Лист бумаги располагаем горизонтально, и проводим посередине листа горизонтальную линию. Наносим простым карандашом изображения домов разной формы с крышами, окнами, трубами, флюгерами. То же самое рисуем в зеркальном отображении в нижней части листа. В верхней части листа черным цветом мы рисуем дома, а в нижней части листа черный цвет - это фон, дома белые.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, преподаватель следит за каждым этапом выполнения.

5. Подведение итогов работы

-Ребята, сегодня мы познакомились с новым понятием в композиции- симметрией, работали двумя цветами- черным и белым , овладели определенными приемами работы в графической технике. Работа окончена. Все молодцы - справились с заданием! На полу размещаем законченные работы. Проводим мини просмотр. Коллективно разбираем каждую работу, чтобы знать на какие ошибки обратить внимание и в последующих работах их не допускать.

Читайте также: