Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему сегодня так светло кругом

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить детей со стихами русских поэтов об осени, приобщая их к поэтической речи.

Материалы: проектор, экран, ноутбук, презентация, разноцветные листья, картинки для работы в мнемотехнике, теплая одежда.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой. (И. Бунин.)

Цель: создать условия для знакомства детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

1.Формировать представление о приметах осени; вспомнить стихи об осени;

2.Способствовать активному участию детей;

3.Способствовать формированию любви к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование: аудиозапись, репродукции картин, проектор

ВложениеРазмер
000.docx 18.51 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по речевому развитию

Цель: создать условия для знакомства детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

1.Формировать представление о приметах осени; вспомнить стихи об осени;

2.Способствовать активному участию детей;

3.Способствовать формированию любви к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование: аудиозапись, репродукции картин, проектор

I. Организационный момент

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Теперь нам лето только снится,

Давно уже на юге птицы,

Слетают листья, бьются оземь.

Пришла пора - настала. (Осень.)

- Правильно, это осень.

II. Основная часть занятия

Беседа об осени.

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Какой месяц начинает осень? (Сентябрь).

- А после сентября? (Октябрь).

- А после октября? (Ноябрь).

-Есть две осени. Одна- радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая- неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

- Осень- это очень красивое время года. Многие композиторы сочиняли музыку об этом времени года, с помощью звуков они передавали характер осени и своё отношение к ней.

- Какая по характеру музыка в этом произведении? (Грустная)

-Какой вам представилась осень, когда вы слушали это произведение? (Идет дождь, на улице пасмурно, холодно).

- И к каждой осени у нас особая любовь.

- Какими красками написано небо и река . (Голубыми)

- Как вы думаете почему так называется картина?

- Послушайте, как красиво Федор Иванович Тютчев написал об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух. Птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле. …

- Ребята, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем их.

Дети читают стихи об осени.

- Удивительная, неповторимая пора- увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.

- Немного об осени поговорили, пора и отдохнуть.

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Мы последний раз присели,

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

- Молодцы. А теперь внимательно посмотрите на эту иллюстрацию. Это картина Исаака Бродского.

- Представьте, что вам надо нарисовать картину об осени. Что бы вы нарисовали?

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

III. Заключительная часть занятия

- Вот и закончилось занятие.

-Подумайте и ответьте, что сегодня интересного было на занятии?

- Мне понравилось, как вы меня слушали, отвечали на вопросы и играли. Молодцы!

1. Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу.

2. Дети вспомнили стихи об осени, ранее разученные.

3. Происходит развитие связной монологической речи, образного мышления.

4. Развиваются внимание, память.

5. Отрабатывается интонационная выразительность речи.

6. Развивается фонематический слух.

7. Воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать, любовь к природе.

Ожидаемый результат достигнут.

Занятие прошло успешно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сегодня так светло кругом

Помогает познакомить детей со стихами об осени , приобщая их к поэтической речи.


ООД в подготовительной группе "Сегодня так светло кругом"

конспект ООД в подготовительной группе "Сегодня так светло кругом".

Презентация "Сегодня так светло кругом"

Презентация "Сегодня так светло кругом".


занятие по развитию речи в подготовительной группе " сегодня так светло кругом!"


Закрепление знаний детей об изменениях осенней природы в прцессе рассматривания иллюстраций и слушании художественных текстов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : познакомить детей со стихами об осени; приобщать их к поэтической речи. Развивать умение высказывать суждения, соотносить по настроению образцы поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ. Продолжать совершенствовать художественно-речевое развитие детей при чтении стихотворений, прививать чуткость к поэтическому слову.

расширить представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, отображенных, в стихах русских поэтов;

обогатить словарь детей образцами образной лексики, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; подборе эпитетов;

учить детей чувствовать настроение, выраженное в поэтическом слове;

развивать воображение; эстетическое восприятие окружающего мира

- воспитывать чуткость к русскому слову;

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы догадайтесь, о чём мы с вами будем говорить.

«Время года отгадай.

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

II. Основная часть занятия

Беседа об осени.

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Какой месяц начинает осень? (Сентябрь).

- А после сентября? (Октябрь).

- А после октября? (Ноябрь).

-Есть две осени. Одна- радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая- неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

- Осень- это очень красивое время года. Многие композиторы сочиняли музыку об этом времени года, с помощью звуков они передавали характер осени и своё отношение к ней.

- А сейчас давайте послушаем музыкальное произведение Осень - чудная пора и постараемся выбрать из этой песенки приметы осени.

- Какие приметы осени вы услышали?

- И к каждой осени у нас особая любовь.

- Какими красками написано небо и река . (Голубыми)

- Как вы думаете почему так называется картина?

"Листья золотые падают, летят"

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

А теперь внимательно посмотрите на эту иллюстрацию. Это картина Исаака Бродского.

- Какие краски используются в этой картине?

Воспитатель: Послушайте стихотворения о поздней осени:

Осень капельки роняет,

Ветер капли подгоняет.

Я под дождь не выхожу,

Я на дождь в окно гляжу.

Листья мокрые дрожат,

Лужи грязные бурлят.

А на узеньком карнизе

Воробьи рядком сидят.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

- Давайте выучим стихотворение которое вам понравилось больше.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

III. Заключительная часть занятия

- Вот и закончилось занятие.

-Подумайте и ответьте, что сегодня интересного было на занятии?

- Мне понравилось, как вы меня слушали, отвечали на вопросы и играли. Молодцы!

Задачи: - Формировать представления детей о стихах;
-Развивать чувство прекрасного, творческие способности детей и творческое восприятие окружающего мира, воображение, поэтический и музыкальный слух;
-Развивать речь детей и образное мышление;
-Учить детей составлять описательный рассказ;
-Воспитывать интерес к поэтическому искусству, художественному слову;
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оценить 232 0

НОД по развитию речи в подготовительной группе

-Как осень рисует свои картины разноцветными красками, так поэты рассказывают о ней необычными выразительными словами. Вот как в своем стихотворении рассказывает об осени Иван Бунин: - Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Воспитатель:- К какому осеннему месяцу можно отнести это стихотворение? (ответ детей)

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

-Какое настроение вызвало у вас, дети, это стихотворение? Почему? (Грустное, печальное настроение из-за того, что улетают в теплые края перелетные птицы, мы долго не услышим их пения, совсем скоро пойдут дожди, станет холодно и сыро, цветы уже не так радуют глаз и др.)

-А теперь послушайте стихотворение Апполона Майкова и попробуйте услышать, какие приметы осени назвал автор.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок…

Ответы детей (листья укрыли всю землю, завяли цветы, стало холодно и от холода горят щеки и др.)

Воспитатель: Чтобы мы не загрустили, предлагаю вам немного отдохнуть.

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она. (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай! (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна! (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась, (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Воспитатель: - Осень все смелее вступает в свои права, меняются и погода, и природа. Все дальше от нас уходят теплые солнечные дни, красивые яркие картины за окном. На смену им приходят другие, новые и таинственные.

-Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла! (А. Плещеев)

-Какую картину вы смогли бы нарисовать, прочитав это стихотворение: Яркую, теплую, солнечную разноцветную или другую? Какие краски вы взяли бы для работы? (ответы детей)

-День идет за днем, месяц – за месяцем. Наступает последний месяц осени – ноябрь. Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении говорит о нем так:

-Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: Мы сегодня с вами вместе окунулись в море звучного красивого русского языка. Прекрасные русские поэты при помощи своих произведений помогли нам увидеть всю красоту нашей природы.

Тему осени в своих произведениях раскрывают не только художники, но и композиторы. В их произведениях осень рисуют музыкальные инструменты и различный характер музыки.

Воспитатель: Каждый композиторы увидел свою осень и передал ее в своем произведении: у одного музыка нежная, грустная, как легкий шелест листьев под ногами; у другого стремительная и быстрая, как внезапно набежавший ветер… Что вы услышали в этих произведениях? (Высказывания детей)

(Можно предложить детям начало рассказа, дети произносят по одной-две фразы, воспитатель побуждает их к частому использованию в речи слов - определений, задавая вопросы: Какой? Какая? Какие?) Например: Высокие стройные могучие сосны за нашим окном своими макушками упираются прямо в небо.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие по осени, где нашими спутниками были слова, сплетенные в стихи, и музыка. Но оно будет не полное, если мы не сможем запечатлеть свои представления об осени с помощью кистей и красок и превратиться в настоящих художников.

Читайте также: