Конспект занятия по развитию речи домашние животные и их детеныши

Обновлено: 04.07.2024

развитие всех компонентов устной речи детей, развитие познавательного интереса к окружающему миру, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.

Задачи:

формировать у детей умение различать взрослых животных и их детёнышей; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей; развивать умение отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие. способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко, тихо. способствовать освоению диалоговой речи; воспитывать любовь к домашним животным.

Материал:

Методическая работа:

Организационный момент, игровая ситуация, рассматривание картинок на экране, беседа-диалог, физкультминутка, подведение итогов.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций из серии детских книжек с изображением домашних животных и их детёнышей;

Ход занятия:

Организационный момент: дети стоят вокруг воспитателя.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

Здравствуйте детишки девчонки и мальчишки,

И здравствуйте наши гости!

-Ребята, к нам мишка пришел и с собой рюкзак принёс.

(воспитатель обращает внимание детей, что принёс мишка).

-Ребята, посмотрите, мишка принёс картинки домашних животных и их детёнышей, а названия их он забыл, и просит нас с вами помочь ему вспомнить их.

-Ребята поможем мишке? (ответ детей)

-Садитесь на стульчики, ребята я вам буду показывать картинки на экране, а вы будете называть кто это.

Воспитатель показывает на интерактивной доске взрослых животных (на каждом слайде по одному животному), задает вопросы детям (и время от времени обращает внимание на мишку):

Картинка №1 – Ребята кто это? (кошка)

- Как зовут детеныша кошки? (котенок)

(обобщаю ответы детей).

Показываю картинку№2 (собака со щенком)

- Посмотрите, а кто на этой картинке изображён? (собака)

- А кто рядом с нею? (это ее детеныш - щенок)

- Собака какая большая или маленькая? А какой щенок? (а щенок маленький)

(обобщаю ответы детей).

- Посмотрите, кто здесь нарисован? (корова)

- Что ест корова (травку)

- А кто рядом с ней? (теленок)

- Корова маленькая? А теленок? (а теленок маленький)

( обобщаю ответы детей).

Картинка №4 (лошадь с жеребенком)

- А кто на этой картинке? (лошадь)

- А как зовут детеныша лошади? (жеребенок)

- Лошадь большая? А жеребенок какой? (ответы детей)

(обобщаю ответы детей).

Картинка №5 (свинья с поросенком)

- Кто на картине нарисован? (свинья)

- А кто детеныш у свиньи? (поросёнок)

(обобщаю ответы детей)

Картинка №6 (курица с цыплятами)

- Кого вы видите на этой картинке? (Курицу и цыплят) .

- Как зовут маму цыплят? (курица)

- Как зовут деток курицы? (цыплята)

А теперь мы с вами поиграем.

Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)
Вытер сухо. (потёрли ушки)
Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается.(ходьба на месте)

(воспитатель обращает внимание на Мишкин подарок (книжка с пазлами) и предлагает детям поиграть)

-Ребята помогите найти каждому малышу свою маму(вставить нужный пазл с картинкой детёныша к своей маме).

(воспитатель хвалит детей за выполнение задания).

(дети садятся на стульчики).

Воспитатель обращает внимание на картинки с животными и говорит:

- Все эти животные на картинках–это домашние животные(хоровые и индивидуальные ответы).

- А как вы думаете, почему их так называют?

Дети (или с помощью воспитателя):

- Потому, что эти животные живут дома или в сарае, человек их кормит и поит (о них заботится).

воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Ход занятия:

Дети все собрались в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, сегодня в занятии будет много интересного, весёлого и чудесного.

Но мне нужна будет ваша помощь, нужно отвечать на вопросы полным предложением.

-Баран, белка, собака, кошка.

-Лиса, собака, корова, лошадь.

-Коза, волк, овца, свинья.

-Конь, козёл, корова, медведь.

-Ёж, корова, собака, лошадь.

-Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок.

Воспитатель: -Молодцы, справились с заданием!

Воспитатель: -Ребята, а вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить (ответы детей) Правильно о домашних животных, но сначала потренируем наши ротики и язычки, а потом продолжим нашу беседу.

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Корова жуёт жвачку.

Упражнения для щёк и губ

Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.

Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку.

Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

Упражнения для языка

Кошка лакает молоко.

Повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть вправо – нижнюю губу.

Развитие речевого дыхания

С силой подуть на губы как это делает лошадка.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте покажем эмоции животных:

Собака сердится, ей не дали косточку.

Котёнок удивляется, где же мышка.

Ослик упрямится, не хочет идти дальше.

Щенок улыбается, ему снится сон.

-Корова хрюкает? (нет, корова мычит)

-Покажите, как мычит корова (громко, низким голосом)

-А как, подаёт голос свинья? (свинья хрюкает)

-А собака? (собака лает). Покажите, как лает собака.

-Ребята, а какой голос подаёт овца? (бе-е бе-е)

- А кошечка ей в ответ что скажет? (мяу-мяу). Правильно, кошечка замяукает.

Кому я брошу мяч, тот и отвечает. Не забываем отвечать нужно полным ответом.

У овечки – (ягнёнок)

У кошки – (котёнок)

У собаки – (щенок)

У крольчихи – (крольчонок)

У козы – (козлёнок)

У свиньи – (поросёнок)

У коровы – (телёнок)

У лошади – (жеребёнок)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, давайте разомнём наши пальчики:(поочерёдно показывать пальцы на каждой руке)

Довольна корова своими …. телятами,

Овечка довольна своими …. ягнятами,

Кошка довольна своими …. котятами,

Кем же довольна свинья? …. поросятами.

Довольна коза своими …. козлятами,

А я довольна своими …. ребятами.

Как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно?

(нет). Почему? (за ними не кому ухаживать).

-Какая опасность их подстерегает? (на них могут напасть дикие звери).

-Как человек ухаживает за домашними животными? (кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)

-Ребята, а знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных? (да)

Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике).

Где живёт лошадь? (лошадь живёт в конюшне).

Где живёт собака? (собака живёт в будке).

Где живёт кролик? (кролик живёт в клетке).

Где живёт кошка? (кошка живёт в доме).

Где живёт корова? (корова живёт в коровнике).

Где живёт овца? (овца живёт в овчарне).

Воспитатель: Хорошо. Кто где живет вы знаете, а знаете ли вы как называются профессии людей, ухаживающих за животными?

-Ребята, как называются профессии людей, ухаживающих за домашними животными?

За свиньями ухаживает кто? (свинарка)

За лошадьми ухаживает кто? (конюх)

Кто лечит животных? (ветеринар)

Что делает овчар? (ухаживает за овцами)

Лошадь расчёсывает гриву конюху.

Стадо коров пасёт пастуха.

У доярки пятнистые бока.

Телята поят телятницу.

Поросята кормят свинарку.

Физкультминутка Котик

Котик лапкой умывается, (гладят щёки)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, (трут ладонью носик)

Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)

Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)

Вытер сухо. (потёрли ушки)

Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)

К детям в гости собирается.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какой можно сделать вывод? (ответы детей)

Правильно, все животные важны и каждый из них приносит огромную пользу для людей.

Рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с названиями домашних животных, их детенышами.

Задачи:
Образовательные задачи.

обогащать представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных, учить сравнивать, учить детей образовывать сложные слова, существительные множественного числа, упражняем в нахождении геометрических фигур, передавать характерные черты животного в рисунке.

Развивающие задачи.

развивать речь, мышление, память, внимание, восприятие; развивать мелкую и общую моторику; развивать творчество; развивать эстетическое восприятие;

пополнять словарный запас по теме, развивать словоизменение и
словообразование;

Воспитывающие задачи.

воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

Материал и оборудование: картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, фигурки домашних животных, листы бумаги, краски, кисти.

Воспитатель: — Ребята, давайте вы попробуете угадать, о чем мы с вами будем сегодня говорить, и чем мы будем заниматься.

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

А крючок вертлявый. (Поросенок)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (Овца)

Я умею чисто мыться

Не водой, а языком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молоком! (Кошка)

У неё рога, копыта,

И на всех глядит сердито,

Но добрей она щенка,

И нальёт нам молока. (Корова)

Защищать должна я дом.

Всё обнюхаю кругом.

Вас спасать я брошусь в реку,

Первый друг я человеку.

Лаю, если где-то драка,

Потому, что я — …(Собака)

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Теперь давайте сравним с вами диких и домашних животных. Как вы думаете, почему лису, медведя, волка, ежа называют дикими животными?

Дети: — Они живут в лесу, сами добывают корм, строят жилища, заботятся о детенышах.
Воспитатель: — А как называют этих животных? (Показывает картинки с изображением собаки, кошки, коровы, козы, лошади, овцы, свиньи)

Дети: – Домашние животные.

Воспитатель: — Почему их так называют?

Дети: – Эти животные живут рядом с человеком; человек о них заботится, кормит, строит им жилища.

Воспитатель: — А кто изображен на этих картинках? (Показывает картинки с изображение котенка, щенка, жеребенка, поросенка, козленка, теленка).

кошка-кот-котенок
собака-пес-щенок
лошадь-конь-жеребенок
корова-бык-теленок
свинья-хряк-поросенок
коза-козел-козленок

Воспитатель: Хорошо, ребята, а теперь давайте поиграем с вами в игру.

Воспитатель: Ребята, все домашние животные живут рядом с человеком. И у каждого животного есть свое отдельное место, где оно живет. Кто знает называния этих мест?

Дети: Свинья живет в свинарнике, коровы – в коровнике, овцы – в овчарне, кошка – в доме, собаки – в конуре, лошади – в конюшне.
Затем воспитатель называет животное, а дети говорят, где оно живет.

Воспитатель: Ребята, как называется, когда вместе собирается много коров, коз, лошадей, овец, собак?

Дети: — Стадо, табун, отара, стая.

Воспитатель: — Ребята, давайте продолжим фразы:

табун – это много ……

стадо – это много……

отара – это много….

стая – это много…..

Воспитатель: — Ребята, давайте подумаем, какую пользу приносят домашние животные?

Дети: Собака — сторожит дом; кошка — ловит мышей; корова дает молоко и мясо; лошадь – перевозит людей и грузы; коза – дает молоко, мясо, шерсть; овца – дает мясо; шерсть, свинья – мясо.

Игра один – много

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду называть животное, а вы будете называть его во множественном числе:

А сейчас ребятки, выходите все из-за стола, мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

Бегут, бегут со двора (шагаем на месте)

Гулять, гулять в луга: (прыжки на месте)

Курка-гарабурка-каки-таки, (хлопаем в ладоши)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (топаем ногами)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (хлопаем в ладоши)

Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (топаем ногами)

Баран-крутороган-чики-брыки, (хлопаем в ладоши)

Корова-комола-тпруки-муки, (топаем ногами)

Конь-брыконь-иги-виги. (шагаем на месте)

Воспитатель: — Ребята, молодцы, а сейчас мы с вами нарисуем кошку. Мы будем рисовать ее красками. Дети, посмотрите на картинку, как вы думаете, на какую фигуру похоже туловище кошки, голова, лапы, уши?

Дети: Туловище похоже на овал, голова – на шар, лапы – на палочки, столбики, уши – на треугольники.

Воспитатель: Давайте посмотрим с вами, где мы нарисуем голову относительно туловища, где хвост и лапы?

Дети: Голову сверху и с края туловища. Уши на голове. Хвост сзади, лапы – снизу туловища.

Воспитатель: Ребята, посчитайте, сколько лап у кошки? Они должны быть одинакового размера или это неважно? И почему лапы мы рисуем снизу относительно туловища?

Дети: Лап должно быть четыре, они должны быть снизу туловища и одинакового размера, чтобы животное могло стоять на них устойчиво и не упасть.

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось больше всего

Материал: волшебная коробка, картинки с изображением животных и их детенышей, кукла Степашка, фланелеграф.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети стоят в игровой зоне на ковре.

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

(дети здороваются и рассаживаются на стульчики)

2. Сюрпризный момент

В. – Кто-то стучится. Посмотрите, к нам пришел Степашка, что он нам принёс? Коробочка, а что в ней? сейчас я её потрясу, ой, что-то там гремит, сейчас я открою, и мы посмотрим. Это картинки.

3. Основная часть:

В. – Ребята, сейчас я буду по очереди ставить на фланелеграф картинки, которые нам принес Степашка, и загадывать загадки, а вы будете называть кто это.

Целый день жует траву.

Ночью мирно спит в хлеву.

Дарит людям молоко

Белое как облако.

Ставлю первую картинку (корова с теленком) на фланелеграф

В. – Посмотрите, кто здесь нарисован?

В. – Правильно! Корова. Как кричит корова?

В. – А кто рядом с ней?

В. – Корова большая? А теленок?

Д. – А телёнок маленький.

Обобщаю ответы детей:

В. – Давайте отгадаем следующую загадку

Быстрее ветра я скачу,

''Цок-цок,'' – копытами стучу,

Я громко ''иго-го'' кричу,

Садись на спину – прокачу!

Ставлю вторую картинку (лошадь с жеребенком)

- А это кто? (лошадь)

В. – А как зовут детеныша лошади?

Д. – И -го-го. (тоненьким голосом).

В. – Лошадь большая? А жеребенок, какой? (ответы детей)

Обобщаю ответы детей: правильно, ребята, лошадь большая, жеребенок маленький.

Вместо носа - пятачок,

Вместо хвостика - крючок,

На спине растет щетинка.

Ставлю третью картинку (свинья с поросенком):

Кто же на картине нарисован?

В. – Как кричит свинья?

Д. – Хрю-хрю. (громко).

В. – А кто детеныш у свиньи?

В. – Как он кричит?

В. – Правильно, ребята, свинья большая, а поросенок маленький.

В. – А сейчас Степашка предлагает вам немного отдохнуть и поиграть с ним.

Цок-цок-цок-цок! (поочередное топанье одной ногой, затем другой)

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу, (ходьба на месте)

Если хочешь-прокачу! (легкий бег на месте)

Посмотри, как я красива, (руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо)

Хороши и хвост, и грива.

Цок-цок-цок-цок! (кружатся на месте)

Я лошадка – серый бок!

В. - Молодцы! Но у нас в коробке еще остались картинки, поэтому садитесь на стульчики

Кто там очень громко лает,

Никого в дом не пускает?

Злая видимо, однако,

Ставлю четвертую картинку (собака со щенком)

В. – Посмотрите, а кто на этой картинке изображён? (собака)

В. – А как она кричит?

Д. – Гав – гав. (громко).

В. – Ребята, что делает собака?

В. – А кто рядом с нею?

В. – Как кричит щенок?

В. – Собака большая? А какой щенок? (а щенок маленький)

Обобщаю ответы детей. Правильно ребята собака большая, а щенок маленький.

4. Заключительная часть:

Молодцы, ребята, вы все правильно отвечали. Мы помогли Степашке вспомнить названия домашних животных, вот он как радуется, нам с вами спасибо говорит. Вы очень хорошо занимались.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Комментарии

Ломова Татьяна Ивановна

Занятия, направленные на изучение животного мира всегда призваны способствовать всестороннему развитию малышей, воспитанию звуковой выразительности речи,и т.д. Изучение детенышей животных помогают ребятам проникнуться теплотой семейных отношений.

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: