Конспект занятия по развитию математических представлений в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Развивающие задачи: развивать умениепоследовательно называть дни недели, времена года, месяцы; представление детей о геометрических фигурах (умение различатьгеометрические фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, воспитывать интерес к занятиям по ФЭМП.

Методические приёмы: успокаивающие упражнения перед занятием;игровой (использование сюрпризных моментов);наглядный (использование иллюстрации);словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, цифры.

Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребёнка, геометрическая фигура - круг, карандаши, карточки с числовыми домиками,лист А-5 для графического занятия.

Ход занятия:

1. Вхождение в день.

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. Давайте скажем друг-другу добрые слова.Отлично!

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -

Дружно мы в кругу стоим!Молодцы!

Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям нашей группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам всё станет ясно.

Ребята, мы поможем жителям математического королевства?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.

Ой, ребята, злой волшебник засыпал королевство камнями,чтобы убрать все камни нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?(сравнение по форме, цвету, величине). Чем фигуры отличаются.

(Ответдетей). Как вы считаете, какая фигура лишняя? (Круг, не имеет углов).Молодцы, замок мы открыли, теперь можем зайти в математическое королевство. А нас ждёт первое задание.

-утром солнышко встаёт,

-ночью нужно делать зарядку,

-нельзя умываться по утрам,

-днём ярко светит луна,

-утром дети идут в детский сад,

-ночью. люди обедают,

-вечером вся семья собирается дома,

-в неделе 7 дней,

-за понедельником следует среда,

-после субботы идёт воскресенье,

-перед пятницей стоит четверг,

-всего 5 времён года,

-весна наступает после лета.

А теперь давайте сядем за столы. Злой волшебник заколдовал все цифры и некоторые из них исчезли. Помогите им встать на своё место. Нужно дописать исчезнувшие цифры.Посчитайте числа по порядку, так как вы их расставили. Посчитайте цифры в обратном порядке (обратный счёт). Ребята, какая цифра стоит между числами 5 и 7, 2 и 4, 7 и 9 и т. д.. Молодцы ребята, вы отлично справились и со вторым заданием. Теперь каждое число заняло своё место в числовом ряду.

Пальчиковая гимнастика.

А теперь, ребята, возьмите карточку с примерами. Нужно сложить предметы на карточках и результат написать а пустой клетке (карточки с примерами - заданиями).

Переходим к следующему заданию. У вас на столах карточки с геометрическими фигурами. Злой волшебник и здесь поколдовал и дна фигура исчезла. Дорисуйте, пожалуйста, недостающую фигуру. (Работа с каротчками) Молодцы, ребяты, вы и с этим заданием справились.

Физкультминутка.

Ребята, у вас в тарелочках лежат красные и синие кружочки. Будем выкладывать их на наборном полотне. Слушайте внимательно задания. На верхнюю полоску выложите 8 красных кружочков, на нижнюю 7 синих. Каких кружочков больше? (меньше?) На сколько? Как сделать,чтобы было поровну? Добавляем на нижнюю полоску 2 синих кружочка. Сколько синих кружочков стало? Каких кружочков больше? На сколько? и т.д. Правильно! Молодцы, ребята!

Ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями и навели порядок в математическом королевстве. Молодцы! За это Королева Математики награждает вас сладкими призами.

Положительный опыт дошкольных педагогов в области математики и формирования элементарных математических представлений собран в данном разделе. Здесь огромный выбор конспектов занятий и развлекательных досугов, заданий, самодельных математических игр и пособий для развития навыков счёта, становления базовых познаний в геометрии. Для удобства использования публикации разделены на отдельные рубрики.

Полезные материалы для занимательной математики в детском саду.

Включает в себя разделы:

Перспективный план по математике в младшей группе Месяц П/П Образовательная деятельность Содержание работы (виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) Условия для индивидуальных потребностей детей Литература Примечание Тема образовательной ситации Задачи педагогической деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 Сентябрь 1.

Конспект прогулки с математическим содержанием в средней группе Прогулка в средней группе с математическим содержанием. Цель: закрепление представлений о признаках зимы, с помощью игр с математическим содержанием. Задачи: Образовательные: закреплять навыки количественного счета, знания о геометрических фигурах; - расширять представление о.

Конспекты занятий по математике

Именно поэтому особое внимание стоит уделить занятиям педагогов уже в дошкольном учреждении. Развитие речи, логики и математики может проводиться в игровой форме и восприниматься малышом, как веселое времяпрепровождение.

Особенно сейчас очень удобно заниматься с малышами, когда под рукой есть Интернет. В сети можно выкладывать свои собственные разработки и одалживать у коллег отличные варианты и интересные находки.

Особенно много конспектов по математике. Ведь занятия в детском саду, которые посвящены этой точной науке очень полезны. В зависимости от программы мероприятия, дети могут учить, а затем успешно повторять числа, а так же учатся красиво и аккуратно их писать. Ребята получают первые навыки сложения и вычитания, закрепляют знания количественного и порядкового счёта.

Чуть позже дети научаться понимать, какие цифры больше, а какие меньше и даже смогут составлять пары. Ближе к школе, математические занятия будут направлены на развитие логического мышления и пространственного воображения, так как дошкольника уже будут задавать настоящие математические задачки. Дети все больше будут узнавать о сложных геометрических фигурах и знакомиться с многоугольниками.

Занятия по математике для старших дошкольников в детском саду

Материал, содержащийся в данном разделе, представляет собой опыт работы педагога с детьми шестого года жизни.

Конспекты занятий ориентированы на развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

Освоение программного материала происходит через игры, игровые упражнения, игровые ситуации. Основное внимание на занятиях уделяется поиску самостоятельных путей для решения поставленных задач.

Конспекты занятий с детьми шестого года жизни построены с учетом методики формирования элементарных математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. Данная методика уделяет внимание не только обучению дошкольников, но и совершенствованию их познавательной деятельности, общему умственному развитию.

Главными задачами в развитии математических способностей ребенка следует считать:

• активизацию мыслительных процессов;

• стимулирование активных познавательных интересов;

• формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

• совершенствование речевых умений.

Пособие содержит немало примеров из художественной литературы: загадки, стихотворения. Герои сказок, мультфильмов, авторских произведений в виде игрушек, иллюстраций — частые гости занятий. Их использование вызывает интерес к процессу познания математики.

Для успешного обучения детей математике не требуется дорогостоящее оборудование. Все, что нужно для занятий, — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы, имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного изготовления.

Занятия желательно проводить по подгруппам. Это способствует улучшению качества обучения и формированию творческой личности. Воспитатель сможет осуществлять индивидуальную работу при формировании групп детей разного уровня развития. Для детей, имеющих более высокий уровень развития, нагрузка (в виде дополнительного материала) увеличится. Детям с более низким уровнем развития воспитатель даст меньшую нагрузку.

Организация занятий предполагает различные варианты объединения детей. В зависимости от поставленных целей они могут объединяться в пары, тройки, шестерки. Это поможет им активно включиться в коллективную игру, успешно выполнить творческие задания.

Занятия проводятся один раз в неделю. Исключение составляют дошкольные каникулы: последняя неделя декабря и первая неделя января.

Для закрепления математических знаний и умений не следует ограничиваться только занятиями. Создавать игровые математические ситуации можно и в свободное от занятий время.

Если программная задача сложна для усвоения детьми, нужно организовать игру, упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим вы подготовите ребенка к усвоению программного материала.

Не все задачи математического раздела программы можно решить на занятиях. Некоторые из них лучше усвоятся во время проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр или на прогулках.

Конспекты занятий из данного пособия не стоит копировать педагогам полностью. Вы можете брать или не брать конкретную игру, можете добавлять или убирать какие-либо упражнения. Ориентируйтесь на своих детей, на их способности. Что можно провести с одной аудиторией, то невозможно с другой.

Надеюсь, что данное пособие поможет вам в работе по формированию у детей математических способностей.

Задачи математического развития детей шестого года жизни

Свойства

1. Сформировать представления:

• о длине предмета;

• геометрических фигурах: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат;

• геометрических телах: шар, куб, цилиндр.

2. Дать представление:

• о весе предмета;

• об объеме, глубине;

• о вершинах, углах, сторонах геометрических фигур;

3. Учить классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классификации.

Отношения

• упорядочивать предметы по количеству, размеру, весу и т.д.;

• видеть отношения между числами;

• определять свое местонахождение среди объектов окружения;

• ориентироваться в пространстве.

2. Сформировать представление:

• об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей;

• о плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пространстве.

3. Закрепить знания о временных отношениях: сутки, неделя, месяц.

Числа и цифры

• количественный счет предметов в пределах первого десятка;

• порядковый счет предметов в пределах первого десятка;

• знание цифр от 0 до 9;

• знания о составе числа из единиц;

• знания о монетах.

2. Дать представление о числе как результате измерения длины, веса, времени.

3. Учить устанавливать связи и зависимости между числами (больше, меньше, равно).

Сохранение количества, величины

• о неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;

• о неизменности объема в результате осуществленного действия переливания;

• о неизменности веса в результате осуществленного действия перекладывания;

• об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения объема;

• об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения количества.

Последовательность действий

• выполнять действия с ориентировкой на символ (стрела, стрелки);

• обнаруживать логические связи между последовательными этапами какого-либо действия.

Речевые умения

• использовать в речи слова из специальной терминологии: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все и др.;

• называть все свойства, присущие и не присущие объектам (маленькая, не красная, не квадратная и др.);

• отражать в речи основания группировки и классификации;

• самостоятельно высказываться о количестве, способах и результатах действий;

• объяснять последовательность и этапность выполнения.

В разделе представлены конспекты занятий по развитию математических способностей у детей старшей группы, которые включают в себя игровые ситуации, учебно-игровые задачи, методику работы с детьми на занятиях.

Материал, содержащийся в разделе, ориентирован на стандартное дошкольное образование и может быть применен в детских садах, работающих по различным программам.

Материалы адресованы педагогам дошкольных учреждений и родителям.


Конспект занятия по математическому развитию по уточнению имеющихся у детей старшей группы представлений о фигурахОписание: работа рассчитана на воспитателей старшей группы и педагогов, а также родителей. Конспект будет полезен для уточнения и расширения у детей знаний о геометрических фигурах, полученных ранее. Возрастная аудитория: воспитатели старшей группы, педагоги, родители. Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Обучающие: • обучать .

Конспект ООД в старшей группе детского сада "Путешествие в зоопарк"Тема: Путешествие в зоопарк. Цель: Создание условий для обучения счёту в пределах восьми. Задачи: 1. Создать условия для показа образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. 2. Обеспечить условия развития поисковой активности детей. 3. Создать условия для упражнении в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. 4. Создать условия для выражения детьми свои.

Конспект ООД по ФЭМП "Путешествие в космос". Старшая группаОбучающие задачи: - Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. - Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. - Закрепить.

Конспект по ФЭМП в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 лет

Конспект тематического занятия по математике в старшей группе

Конспект занятия по математике в детском саду в старшей группе на зимнюю тему Автор: Рочева Ольга Ивановна, ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова" г. Сыктывкара Описание: Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зимушка-зима". В нем использованы разнообразные методы и приемы стимулирования детей к выполнению разных видов заданий, активизации детей в процессе выполнения деятельности. Цель. Закрепить представления детей о ци.

Конспект занятия по математике с детьми старшей группы "Путешествие в математическую страну"Задачи: 1. Закрепить умение различать понятия длинный – короткий. 2. Развитие мелкой моторики и координации движений руки. 3. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине). 5. Закрепить знания о последовател.

Цель: закрепить знания детей по математическому развитию, развивать умения работать сообща при решении поставленных задач. Задачи: - закреплять счет в пределах 10; - развивать логику; - развивать умение работать сообща для решения поставленных задач; - закреплять умение работать с расчлененными фигурами; - развивать анализ и синтез; - развивать умение решать арифметические задачи. Пособия: Игрушка-мяч, распечатки с шифром, распечатки с пособиями по Заку «сочетание одного хода гусеницы.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Число и цифра восемь"Программное содержание: познакомить детей с образованием числа 8 и цифрой 8. Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7. Закрепить пространственные представления: слева, справа, за, перед, между. Развивать логическое мышление, моторику рук. Воспитывать выдержку, умение выслушивать.


Конспект формирования элементарных математических представлений в старшей группе на тему "По грибы" с использованием нетрадиционной техники рисованияАвтор: Мархель Ирина Алексеевна воспитатель МБДОУ ("Детский сад комбинированного вида № 5") п. Мга Ленинградская область Цель: Формировать математические способности счёта в пределах десяти в прямом и обратном порядке, используя нетрадиционную технику рисования. Задачи: - закреплять умение детей понимать отношения между числами в числовом ря.

II. Введение в тему

Задание 2

– Какие времена года вы знаете? (Весна, лето, осень, зима)
– Какое время года сейчас? (Весна)
– Какой из названных месяцев зимний? (Май, декабрь, апрель).
– Какой из названных месяцев летний? (Сентябрь, июль, февраль)
– Какой из названных месяцев осенний? (Октябрь, март август).
– Какой из названных месяцев весенний? (Декабрь, май, июнь)
– Сколько месяцев в году? (12)

Задание 3

– Сравни количество предметов, впиши нужные знаки и цифры в пустые клеточки. (Приложение 1)

Задание 4

– Придумай по картинке задачу. Реши её и запиши решение. (Приложение 2)

Задание 6

За морями, за горами,
За дремучими лесами.
На пригорке впереди
Что увидел ты, скажи?

7. Итог

– Для поддержки учебно-познавательного интереса

– Закрепление времен года
– Развитие памяти, внимания, слухового восприятия

– Развитие мыслительных операций, мелкой моторики руки.

Развитие мыслительной деятельности
Выявить умение решать задачи на сложение и вычитание.

Задействованные зрительно-моторные функции. Выявление индивидуальных навыков счета.
Развитие слухового внимания.

Для снижения умственного напряжения через речеслуховое, двигательное упражнение.
Закрепление геометрических форм.

Итоговое занятие по ФЭМП (в старшей группе компенсирующего вида)

Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнение на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, пальчиковой гимнастики.

Воспитатель. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас вот это письмо. А прислал его нам Буратино. Послушайте, что он пишет:

Пальчиковая гимнастика

На двери весит замок,
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали
И открыли…

Воспитатель. Вот из этих ключей нужно подобрать ключ, который мог бы открыть замок.
– Как вы думаете, какой ключ подойдет к замку? Почему? (Ответы детей)

Скважина замка и шляпки ключей имеют определенную геометрическую форму. Дети подбирают нужный ключик.

Воспитатель. Ребята, в этой стране живут очень забавные человечки. Они все похожи друг на друга, но вот одна из фигур оказалась лишняя, не похожая на остальные. Что это за фигура? (Ответы детей)
– Чем она отличается от остальных? (Ответы детей)
– Сколько всего забавных человечков? (Ответы детей)
– Которая по счету лишняя фигура? (Ответы детей)

(Дети выполняют задание)

Воспитатель. Дальше, нам нужно идти по самой длинной дорожке. Как узнать где здесь самая длинная дорожка?

(Дети сравнивают и выбирают самую длинную дорожку)

– Вот мы и пришли к следующему испытанию
– Сколько мячей в левом прямоугольнике? (Восемь)
– Сколько в правом? (Семь)
– Что можно сказать об их количестве? (Мячей в левом прямоугольнике больше, чем в правом, на один)
– Что нужно сделать, чтобы мячей в левом и правом прямоугольнике стало поровну, по восемь, по семь. Ответы детей)

Воспитатель.

– Какие фигуры вы здесь видите? (Ответы детей)
– Как можно сгруппировать фигуры? По каким признакам? (По цвету, форме, размеру)

(Дети группируют фигуры по форме, по цвету, по размеру)

Воспитатель. Каждый день недели всегда шел за определенным днем, злые волшебники перепутали все дни недели. Помогите, пожалуйста, расставить их по порядку.

Таня, назови дни недели по порядку!
Паша, Какой сегодня день недели?
Влад, какой день недели будет завтра?
Полина, какой день недели был вчера?

– Сколько дней вы ходите в детский сад? Назовите их.
– Сколько дней отдыхаем? Назовите их.
– Какой день недели между средой и пятницей?

БУРАТИНО. Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплоченность помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии. Большое вам спасибо.

  • Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.
  • Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Печка, яблонька, речка, сковородки, пирожки, яблоки, доски разных размеров по длине, половик, геометрические фигуры.

Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.

Приемы. Объяснение, вопросы к детям, рассматривание, самостоятельная работа детей, появление героя, сюрпризный момент.

I. Организационный момент

Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.
Аня! кто у тебя стоит справа?
Кирилл! кто у тебя стоит слева? и т.д.

II. Ход занятия

Дети выполняют задание

Воспитатель. С этим заданием мы справились, молодцы! Что дальше встретилось Машеньки на пути?
Дети. Яблонька.
Воспитатель. Яблонька тоже приготовила нам задание. Нужно сосчитать, сколько яблок на яблоне? Полина, сосчитай, сколько всего яблок на яблоне?
Дети. На яблоне всего семь яблок.
Воспитатель. Артем, сколько красных яблок?
Дети. На яблоне три красных яблока.
Воспитатель. Даша, сколько зеленых яблок?
Дети. На яблоне четыре зеленых яблока.
Воспитатель. Каких яблок больше и на сколько?
Дети. Зеленых яблок больше на одно.
Воспитатель. На какую форму похоже яблоко?
Дети. Яблоко похоже на шар.
Воспитатель. Молодцы и с этим задание мы справились, а что же дальше повстречалось на пути Машеньке?
Дети. Дальше Машенька повстречала речку.
Воспитатель. Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?
ответы детей
Воспитатель. На какую форму похожи доски?
Дети. Доски похожи на прямоугольник.
Воспитатель. Ребята? чтобы построить мостик нужно разложить доски от самой короткой до самой длинной

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание. Появляется Баба-яга. Нюхает.

Баба Яга. Детским духом пахнет, ой, сколько вас много, А как вы до меня добрались? кого на пути встречали? (Ответы детей)
Воспитатель: Баба Яга, а что у тебя в кувшине?
Баба Яга. Приготовила волшебный напиток, а из чего не помню. Старая я стала, глаза мои плохо видят, да и руки уже не те стали помогите мне, узнать из каких ягод я приготовила напиток? А для этого нужно собрать картинку.

Дети выполняют задание.

Баба Яга. Спасибо вам помогли, я вас угощу волшебным напитком, чтобы вы могли вернуться обратно в группу.
Воспитатель. Мы с вами в группе.

Читайте также: