Цивилизация конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок-анализ.

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя

Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Следовательно, историческое описание может быть неточным.

Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, к каким последствиям привело, какие цели преследовались и т. д. При этом он невольно переносит в прошлое черты той эпохи, в которой он сам живет. То есть он вносит определенный субъективизм.

Попробуем и мы, погрузившись в далекое прошлое, обнаружить и проанализировать общую направленность развития человечества, т. е. создать макротеорию общественно-исторического процесса.

2. Теория локальных цивилизаций.

3. Теория общественно-экономических формаций.

4. Теория постиндустриального общества.

5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

II. Новый материал

Основное понятие - цивилизация. Определений цивилизации около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. civilis - гражданский.

Запись в тетрадь

Под цивилизацией понимают:

• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);

• этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);

• общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);

• совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);

• совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);

• заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).

Существуют множество определений цивилизации. Наиболее употребительное:

Запись в тетрадь:Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Определенные закономерности в развитии различных цивилизаций принадлежит

-основополагающая роль принадлежит субъективным факторам общественного развития.

-Человек - творец истории, он стоит в центре прошлого и настоящего.

-Общественное историческое познание человека осуществляется через формы и продукты его труда.

Запись в тетрадь:Исторический процесс - смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время.

Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в общее многообразие. При изучении современности исследователи обращают самое пристальное внимание на национальную специфику государств.

Были созданы и приобрели своих последователей разнообразные классификации (типологии) цивилизаций. В основание типологии кладутся разные подходы:

• линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая цивилизация, индустриальная и т. п.);

• локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т. п.). В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: цивилизации Запада и Востока.

Переход от первобытности к цивилизации, т. е. к обществу, характеризующемуся производящим хозяйством, имущественной дифференциацией населения и зарождением государственности, происходил у разных народов далеко не одновременно. У некоторых он начался около семи тысяч лет назад, у большинства - позже. На Земле и сегодня живут еще родоплеменным строем сообщества, не знающие ни металлообработки, ни земледелия, ни письменности.

Народы, переходящие к цивилизации, пережили изменения всех сфер общественной жизни.

В социальной сфере шел процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации. Свою важную роль здесь войны, а также обмен и торговля. При условии имущественного и социального неравенства выделялись социальные группы. На стадии разложения первобытности сложились три основных класса: знать, масса свободного населения (непосредственные производители) и рабы.

В духовной сфере изменения были не менее значимыми. Зародились научные знания, появилась письменность (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы), сформировались религиозные системы.

Запись в тетрадь:Для характеристики цивилизаций на линейно-стадиальной основе пользуются следующей периодизацией всеобщей истории:

• с глубокой древности до рубежа IV-III тысячелетий до н. э. - первобытность;

• с рубежа IV-III тысячелетий до н. э. до конца V в. - Древний мир;

• с конца V в. до конца XV в. - Средние века;

• с конца XV в. до конца XIX в. - Новое время;

• с конца XIX в. по настоящее время - Новейшее время.

Эта периодизация не является универсальной.

Для более подробной характеристики двух подходов к изучению истории давайте разобьемся на творческие группы.

Все группы должны наглядно презентовать результаты своей работы.

Н. Я. Данилевский (учение о культурно-исторических типах

Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение)

Цивилизации развиваются независимо друг от друга

Типология культур по О. Шпенглеру

Цивилизация переживает стадии:

• потери творческих сил.

Слабости данной теории:

• преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций;

• определенная биологизация фаз развития цивилизации.

Теория общественно-экономических формаций

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс

Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций

Ключевое понятие данной концепции - категория общественно-экономической формации, которые сменяют друг друга

Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства

Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

Сильные стороны: просто и универсально объясняет процесс развития людей

Слабые стороны: фатализм, безальтернативность, принижает роль человека.

Теория постиндустриального общества

Представители: Д. Белл

Учение О. Тоффлера

2. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия

Давайте подведем итоги того, о чем говорили сегодня на уроке. Мы познакомились с двумя подходами в изучении истории развития человечества. Посмотрите на таблицу.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

• увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;

• представить историю человеческого общества как единый процесс;

• установить определенные законы исторического развития общества;

• предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.).

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций.

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций. Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов

При своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом.

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества

• выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества;

• обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Перспективы цивилизации.

1. Понятие цивилизации.

2. Основные подходы к пониманию цивилизации как научно-философской дефиниции.

Цели и задачи: развитие личности учащегося, его познавательных интересов, критического мышления в области изучения элективного курса в целом, а также в рамках рассматриваемой темы;

воспитание толерантности и ответственности;

формирование опыта применения полученных на уроке знаний.

Название этапа

Содержание урока

Действия учащихся

Организационный момент (2 минуты)

Знакомство с классом, перекличка

Изучение нового материала

1. Понятие цивилизации многообразно. В него часто вкладывают самое различное содержание. Это понятие рассматривают и как синоним культуре, так и противостоящее ему (физический комфорт в противоположность культуре как началу духовному).

Понятие Цивилизация - многозначно, в мировом обществознании имеются сотни определений цивилизации, но все они в конечном счете отталкиваются от того объективного факта, что эти общности обладают устойчивыми социальными, материальными и духовными ценностями.

Одновременно цивилизация является предельным уровнем социокультурной самоидентификации.

Впервые понятие Цивилизация было введено в научный оборот маркизом де Мирабо во Франции в ХVIII веке в трактате “Друг законов”. По его определению “Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития”.

До этого времени существовали прилагательные civil (цивильный), civilise (цивилизованный), близкие по смыслу poli (вежливый), police (утонченный), а также существительное civilite (цивилизованность), употреблявшееся в одном ряду и в одном смысле с существительным politesse (утонченность, вежливость, соблюдение нравов). В ХVII в. появился глагол “civiliser”, выражающий приобщение к правилам благопристойности, смягчение нравов. Этимологически они связаны с латинскими словами “civis”, “civitas”, “civilis” - гражданин, гражданственность, гражданский, наследниками греческого “полиса”. Cама идея цивилизации, возникшая во времена Античности, была связана с наличием социальной упорядоченности прежде всего в городе и государстве. Она предполагала противопоставление существующего в городе несравнимо более высокого общественного порядка, с одной стороны - природе, с другой - варварству как символу отрицательной социальной организации. Т.о, цивилизация характеризуется наличием специфической формы общественной упорядоченности, как правило манифестирующейся в государственной. (Знаменательно, что первые известные цивилизации - шумерская, вавилонская, греческая и др. - имели полисную организацию социальной структуры). Таким образом, идея цивилизации связывалась с городской организацией жизни, постепенно становящейся все более и более легитимной, не только посредством традиций и нравов, но и через юридические и политические законы, что свидетельствует о возникновении позитивного социального дифференцирования. С течением времени Цивилизация перестает быть характеристикой города и распространяется на более обширные пространства, более длительные временные промежутки и более широкие социальные общности ,не теряя основного значения антитезы варварства, социальной упорядоченности, определенной системы ценностей.

В Средние Века и эпоху Возрождения содержание понятий civil, civilite, civilise приобретает значения вежливости, куртуазности, соблюдения правил благопристойности и хорошего тона среди элитарных слоев общества. Иногда они обозначали особенно узкое понятие цивильности - вежливого и учтивого обращения с дамами. В век Просвещения цивилизация стала обозначать Абсолютную рациональную ценность для всех времен и народов, определенный идеал, тот единственный способ существования, тождественный социальной организации и ценностной структуре государств Западной Европы XVIII века

Среди теорий, касающихся рассмотрения понятия цивилизация существуют две наиболее яркие:

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Современные ученые выделяют в общемировом социальном процессе три основные стации:

Или по-другому: доиндустриальная цивилизация, индустриальная цивилизация, постиндустриальная цивилизация.

Вторя теория касается теорий локальных цивилизаций, которая изучает большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определённую территорию, имеют самобытные особенности безопасности и социально-экономического и культурного развития.

Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, религия, философия и др. Каждый элемент самобытен.

Домашнее занятие

Выучить конспект

Современное человечество: единая цивилизация или совокупность цивилизаций.

1. Первые государства Древнего мира и предпосылки их возникновения.

3. Древний Египет.

4. Древняя Индия.

5. Древний Китай.

Цивилизация – это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом обладающая аппаратом управления и принуждения.

Ирригация – система орошения полей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Время появления первых государств называют временем Древнего мира. Как правило, оно делится на три периода: раннего Древнего мира (IV–II тысячелетиях до н. э.), расцвета государств (конец I–II тысячелетий до н. э.) и упадка (первая половина I тысячелетия до н. э.).

Цивилизации Древнего Востока – самые первые цивилизации в истории человечества возникли в долинах многоводных рек, таких как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. В возникших государствах появились специально созданные институты. Обычаи и традиции заменялись законом, общество разделилось на управляемых и управляющих. Каковы же предпосылки возникновения первых государств?

Предпосылки возникновения государства

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Предпосылками возникновения первых государств Древнего Востока являются:

Социально-политические предпосылки:

а) создание аппарата власти;

б) замена законом обычаев и традиций;

в) появление армии.

Экономические предпосылки:

а) появление металлических орудий труда;

б) повышение производительности труда;

в) появление излишек продуктов.

Месопотамия. В долинах рек Евфрата и Тигра сформировалась одна из ранних цивилизаций, где жили родственные племена шумеров и возникли города-государства – Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, требовавших усилия множества людей. Царь города Аккад Саргон первым в Месопотамии создал постоянное войско и объединил эти города, основав династию. Там был религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм и дворец правителя – военного вождя.

Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – клинописи, которая использовалась в Месопотамии почти 3000 лет. В первой половине II тыс. до н. э. большая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи. Город Вавилон стал одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней, со строительством которой связана библейская легенда. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в истории подробный свод законов был составлен царем Хаммурапи, который делил население Вавилонии на категории.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э. в долине реки Нил сложилось египетское государство, которое представляло собой классическую восточную деспотию, где вся полнота власти принадлежала фараону, и его воля была абсолютным законом для подданных. Чиновники собирали налоги и управляли имуществом фараона. Жрецы были хранителями знаний и пользовались значительным влиянием. Было очень много рабов, которые сооружали ирригационные системы, строили дворцы и пирамиды. Наибольшую известность культура древнего Египта обрела благодаря усыпальницам фараона. Самая крупная пирамида Хеопса со сложной системой прохода к гробнице фараона. Широкое распространение в Египте получила грамотность. У египтян была иероглифическая система письма, иероглифы сохранились на статуях, обелисках, папирусах, гробницах, стенах храмов. Значительного развития в Египте достигла медицина, была разработана методика бальзамирования.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на варны – замкнутые группы людей. Высшими считались варны брахманов (жрецы) и кшатриев (вожди и воины). Варна вайшьи объединяла общников. В низшую варну входили шудры – чужаки, пленные и их потомки. Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты.

В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство. Система каст была очень консервативна и исключала возможность перемен в обществе. Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Государство облагало общину повинностями, царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. наиболее влиятельное государственное образование было Западное Чжоу. После его упадка самым могущественным становится империя Цинь, при которой была создана централизованная система управления. Были введены единые деньги, письменность и законы с жесткой системой наказаний. В это время для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены. Далее уже при династии Хань организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с Центральной Азией и Ближним Востоком, появляется Великий шелковый путь. По нему купцы вывозили ткани, бумагу, железо, ввозили рабов, изделия из стекла, пряности. В Китае в единственной стране Древнего мира предпринимались попытки ослабить позицию знати, поэтому эта прослойка общества представляла опасность для целостности государства, создавая сепаратистские устремления. Низкая эффективность от службы чиновников привела к упадку ирригационной системы реки Хуанхэ и стала причиной наводнений и голода.

С совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась, но таинство смерти по-прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало образованию новых религий: зороастризма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма. Все религии объединены одной идеей о спасении своей души от посмертной кары.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Письменность, алфавитная система письма, гигантские пирамиды, величественные дворцы царей, успехи в медицине, развитие права, возникновение религии – вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего, в Индии и Китае.

Тренировочные задания:

3) зороастризма

Разбор задания:

На правильный ответ нам указывает имя верховного божества – Ахурамазда. В иудаизме – это Яхве, в буддизме идея Бога-творца вообще отрицается. Для ведизма характерно обожествление сил природы.

1) участие народа в управлении государством

2) всеохватывающее господство государства над подданными

3) отсутствие налоговой системы

4) отсутствие письменных законов

2) всеохватывающее господство государства над подданными

Разбор задания:

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.


Напомним слушателям уже известные им факты о развитии общества, сформулируем основной вопрос урока: Какова его цель и направленность? Охарактеризуем два основных подхода к ответу на этот вопрос: формационный и цивилизационный. Назовём их представителей. Завершим объяснение выделением их основных различий.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Цивилизация и формация"

Общество - динамическая, развивающаяся система.


Второй фактор, обуславливающий постоянное развитие общества, - сознательные волевые усилия людей. Они стремятся удовлетворить самые разные потребности: материальные, социальные и духовные. Потребности изменяются количественно и качественно. А значит, изменяются и способы их удовлетворения. Появляются, усложняются, распадаются социальные общности. Совершенствуются технические средства, которые человек использует в своей деятельности - орудия и предметы труда. Возникают новые формы взаимодействия.

Но есть ещё один вопрос: какова цель и направленность развития общества? Существует ли в истории человечества некая упорядоченность и закономерность? Если это так, то законы развития можно познать так же, как люди познают законы природы. И тогда можно будет выстроить теорию. Как любая другая научная теория, она не только объяснит, почему и как происходят те или иные социальные изменения, но и позволит предвидеть будущее. Или никакой закономерности на самом деле нет? На развитие общества влияет огромное количество случайных факторов. Варианты их сочетания настолько многочисленны, что каким-то образом предвидеть их совокупный результат невозможно.

Это как с прогнозом погоды. Современная метеорология очень много всего знает про атмосферные потоки, муссоны и пассаты, циклоны и антициклоны, влияния океанических течений.


Но точно предсказать погоду на длительный период времени практически невозможно. Слишком много факторов! И каждый из них может влиять на остальные. Прогноз на ближайшие несколько дней был верен? Спасибо науке. Это уже большое дело!

Но вернёмся к историческому процессу. Среди множества идей, объясняющих его направленность, выделяются два основных подхода: формационный и цивилизационный. Разберёмся, что они собой представляют.

Формационный подход, собственно говоря, можно считать одной из разновидностей линейно-стадиальной модели развития общества. Суть её заключается в следующем. Человечество в своём развитии проходит через определённые ступеньки - стадии. Это верно для всех народов. Какие-то общества пройдут по лестнице быстрее, какие-то медленнее. Кто-то застопориться на одной из ступенек, может быть, даже спуститься на предыдущую, а потом побежит вперёд семимильными шагами. Будут какие-то особенности в развитии. Но, в общем, магистральный путь будет один.


Вначале люди жили счастливо. Не знали ни заботы, ни труда, ни печали, ни болезней, ни немощной старости. Но затем они стали не такими разумными, перестали подчиняться богам. Гордыня овладела ими. Они убивали друг друга в междоусобных войнах. И в результате наступил Железный век, который и теперь продолжается на земле. Людей губят печали и изнурительный труд. Есть в мире добро, но зла всё же больше. Дети не чтут родителей, нет любви между братьями. Люди не ценят правды и добра, не соблюдают клятв. Всюду властвует насилие. Подобные идеи об оставшемся в далёком прошлом Золотом веке есть в других культурах.


Общее в них: человечество катится в пропасть. Общество деградирует, развивается регрессивно.

В 19 веке появилась следующая интерпретация истории. Человечество в своём развитии прошло через стадии дикости, варварства и цивилизации. Дикость - эпоха господства присваивающего хозяйства. Стадия варварства началась после неолитической революции. Когда основными занятиями людей стали земледелие и животноводство. Начали развиваться ремёсла. Переход к цивилизации связывался с появлением письменности.


Это означало качественно новую ступеньку в передаче накопленных знаний. Углубляется разделение труда и социальное разделение. Появляются города, как центры ремесла и торговли. В особую социальную группу выделяются жрецы и деятели культуры: учёные, писатели, художники. Разобщённое общество уже не может управляться по-прежнему. Именно на этой стадии возникает особая система организации власти - государство. Оно по-прежнему опирается на силу авторитета. Но уже и на просто силу, принуждение.

К линейно-стадиальной модели отнесём также технологический подход к анализу общества и концепцию пяти стадий развития общества Уильяма Ростоу. Но о них вы будете говорить отдельно.

Не стоит считать Маркса вульгарным материалистом, который ни во что не ставил духовную жизнь, не верил в силу идей. Наоборот, он считал, что идеи, овладевшие умами многих людей, способны повернуть развитие общества совершенно в ином направлении. Другой вопрос - почему эти новые идеи возникают в умах? Может быть, потому что пришло их время? Потому что их появление подспудно подготовлено теми изменениями, которые уже назревают в экономической сфере? Надстройка может влиять на базис. Скажем, правительство, если оно достаточно разумно, вовремя заметит необходимость проведения реформ в сфере экономики. Или своим консерватизмом затормозит развитие. Но не остановит!

Маркс выделял 5 основных формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Мы не будем сейчас подробно характеризовать каждую из них. Скажем лишь, что главным отличием первой и пятой формаций от всех остальных была общественная собственность на средства производства. Это исключало возможность эксплуатации человека человеком и социального неравенства.


Как Маркс объяснял механизм перехода от одной формации к другой? Способ производства, писал он, это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы развиваются постоянно. Медленнее, быстрее, но непрерывно. Иначе человечество не выживет. А вот система производственных отношений - собственности, обмена, распределения - может длительное время оставаться неизменной. В какой-то момент она начинает тормозить развитие производительных сил. Например, сохранение крепостного права не давало возможности сформироваться трём основным условиям развития крупного промышленного производства: широкий рынок сбыта продукции, свободные рабочие руки и наличие капитала. Или цеховые правила в европейских городах ограничивали рост производства. Нельзя иметь больше рабочих рук. Нельзя работать более установленного времени. Нельзя свободно продавать свою продукцию там, где ты хочешь это делать. Нельзя применять технические новшества. Когда это противоречие становится слишком острым, осуществляется слом старых производственных отношений, переход к новой формации. Это может происходить на протяжении достаточно длительного времени, постепенно. Или быстро, в ходе социальной революции. Если те социальные силы, которые заинтересованы в изменениях, осознали их необходимость и объединились для борьбы.

Главная идея формационного подхода - все народы проходят в своём развитии эти стадии. Критики, правда, отмечают, что не всегда это так. Например, большинство европейских обществ, включая и восточнославянское, не знали рабовладельческого строя. Рабы были, но никогда не становились основной производительной силой. А в цивилизациях Азии не было классического феодализма: с личной зависимостью крестьян и феодальной иерархией.


И если бы не влияние Запада, кто знает, перешли бы страны Востока к рыночной капиталистической системе, или нет?

Нет никакого общего пути развития, заявляют сторонники цивилизационного подхода. Каждая цивилизация уникальна, своеобразна, неповторима. Если их что и объединяет, так только то, что все они возникают, достигают пика своего развития, а затем угасают и исчезают со сцены мировой истории. С этим можно было бы согласиться. В самом деле, так много различий в развитии стран и народов. Но есть и некоторые тенденции, характерные для многих цивилизаций. Рыночная экономика, идеологический плюрализм, демократия, гуманизм, современные технологии.

Именно духовную культуру общества сторонники цивилизационного подхода считают главным фактором, влияющим на направление развития той или иной цивилизации. Господствующие идеалы и ценности определяют цель, к которой стремятся люди, ради которой действуют. Тойнби и Хантингтон признавали особую роль религий в определении этих самых целей.


И цивилизации они выделяли именно по господствующей религии. Тойнби считал, что движущими силами истории являются вызов, брошенный цивилизациям извне и их ответ на этот вызов. Вызовом может быть невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия. А ответ должны были организовать представители культурной элиты - талантливые, творческие личности. Творческое меньшинство ведёт за собой инертное большинство. Но если его энергия иссякает, цивилизация не может дальше существовать. Шпенглер также считал, что основой любой цивилизации является культура. Но цивилизацией культура становится тогда, когда перестаёт развиваться. Когда появляются некие рамки - нормы, правила, институты - приходит время цивилизации. Но это - уже закат культуры.


Всё будет упорядочено, но не будет чего-то нового, живого. Люди сосредоточены в городах, где чувствуют себя лишь бездушным винтиком некоего механизма. Техника занимает всё более важное место. Во главе государства становится тиран. Начинаются войны за мировое господство. Это ведёт к гибели цивилизации.

Читайте также: