Конспект занятия по математике в средней группе счет до 3

Обновлено: 02.07.2024

по ФЭМП в средней группе

Цель: познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента.

Учить детей считать до трех,

называть числительные по порядку,

правильно соотносить числительные к предметам, указывая на предметы по порядку.

Оборудование: Рисунки клоунов (3шт. красный, желтый, зеленый), 3 треугольника (красный, желтый, зеленый), цифры (1,2,3).

Раздаточный материал: cчетные наборы по количеству детей.

Воспитатель: ребята, а давайте с вами повторим, какие цифры мы с вами знаем?

Ответы детей: 1,2.

Воспитатель: правильно, а теперь отгадайте загадку и узнаете с какой цифрой мы познакомимся сегодня.

В теремке живет щенок,

Устроилось в ней?

Ответы детей: трое.

Воспитатель: верно, сегодня мы познакомимся с цифрой 3. Посмотрите, к нам в гости пришли клоуны

(подходим к мольберту)

Воспитатель: Сколько клоунов?

Ответы детей: три

Воспитатель: Как можно проверить, что для этого надо сделать?

Ответы детей: сосчитать.

Воспитатель: Да, клоунов надо сосчитать. Посмотрите внимательно, как надо считать. Надо называть числа и показывать на предметы по порядку, дотрагиваясь до них рукой, слева направо

(показ воспитателя, всего три клоуна (сделать круговое движение рукой).

Воспитатель: Ребята, а теперь все вместе сосчитаем, сколько клоунов (хором).

Воспитатель: А сейчас Алена сосчитает (слева направо, дотрагиваясь рукой до клоунов) и еще 2 ребенка.

Воспитатель: Ребята, а теперь закройте глаза

(убрать одного клоуна).

Воспитатель: Откройте глаза, что изменилось?

Ответы детей: стало два клоуна.

Воспитатель: как узнали?

Ответы детей: сосчитали.

Воспитатель: А теперь все вместе сосчитаем (1,2)

(хором и индивидуально).

Воспитатель: Скажите больше или меньше стало клоунов?

Ответы детей: меньше.

Ответы детей: потому что одного убрали.

Воспитатель: а что надо сделать чтобы клоунов стало три?

Ответы детей: добавить одного к двум.

Воспитатель: Итак, давайте сосчитаем, сколько стало клоунов?

Ответы детей: 1,2,3.

(хором и индивидуально).

Воспитатель: Ребята, клоунам не хватает колпачков, надо их найти, колпачки у них треугольные. Скажите, сколько надо колпачков?

Ответы детей: три.

Ответы детей: потому что три клоуна.

Воспитатель: а клоуны какого цвета?

Ответы детей: красного, желтого и зеленого.

Воспитатель: значит и колпачки будут для каждого свои.

(дети идут к столу, где лежать геометрические фигуры и выбирают треугольники, подходят и одевают их клоунам).

Воспитатель: А теперь сосчитайте сколько колпачков?

Ответы детей: три.

Воспитатель: сколько клоунов?

Ответы детей: три.

(ответы хоровые и индивидуальные).

Воспитатель: ребята, посмотрите, что нам принесли клоуны, что это такое?

(достаю цифру три).

Ответы детей: цифра три.

Воспитатель: цифра три, повторите все вместе

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем ее в воздухе.

Воспитатель: А теперь сели за столы, перед вами наборы. Давайте их откроем. Что лежит в коробке?

Ответы детей: геометрические фигуры.

Воспитатель: Положите перед собой три квадратика. А теперь давайте сосчитаем слева направо.

(хоровой и индивидуальный счет)

Воспитатель: теперь уберите один квадратик, сколько стало?

(ответ хором и индивидуальный).

Воспитатель: А сейчас я вам буду показывать цифры, а вы должны положить столько же квадратиков

(Сколько квадратиков положил Сережа и Филипп).

Воспитатель: Молодцы хорошо. А теперь встаем и проходим на коврик. Мы с вами поиграем. Я буду показывать картинки, а вам нужно будет внимательно посмотреть и посчитать.

Воспитатель МКДОУ № 26: Корниенко Елена Васильевна.

Познакомить детей с образованием числа 3, на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 2 и 3 элемента;

учить считать до трех;

познакомить с новой фигурой – треугольником,

закрепить знания образования чисел 1 и 2;

учить согласовывать существительные с числительными;

развивать мыслительные операции, творческие способности, умение обосновывать правильность решения, воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении заданий.

Оборудование и материалы : 1) демонстрационный

фигурки трех медведей,

картинки крыши, мячика, кубика,

несколько больших и маленьких треугольников

одинакового цвета и разного цвета.

Ход занятия:

Ребята садимся поудобнее и слушаем внимательно. (Ребята садятся на коврик полукругом перед воспитателем)

- Сегодня мы с вами отправляемся в сказку. А к кому, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

- Жили-были на лесной опушке папа – медведь, как его звали? (Михайло Потапыч)

- Мама-медведица. Как её звали? (Настасья Петровна)

- Сколько медведей на опушке? Давайте сосчитаем (1,2).

- А вот к ним прибежал их сынишка. Как его зовут? (Мишутка)

- Сколько стало медведей? (3)

- Значит, два да ещё один получится 3.

- Погуляли медведи и пошли домой – обедать. Настасья Петровна стала накрывать на стол.

- Сначала поставила большую тарелку на стол.

- Сколько тарелок на столе? (1)

- Потом поставила тарелку поменьше. Сколько стало тарелок на столе? (1 да 1 получится 2 тарелки)

- А затем поставила самую маленькую тарелочку. Сколько стало тарелочек на столе? (2 да 1 получится 3)

- Что можно сказать о количестве медведей и тарелок? (их поровну)

- А давайте, ребята, сходим в гости к Мишутке. Но мы не просто так пойдем, а будем собирать грибы. (Дети собирают грибы и кладут в корзинку)

- Ребята, сколько грибов мы с вами собрали? (Много)

- А у меня в руке сколько грибов? (1 гриб)

- Мы эти грибы подарим Мишутке.

- Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Садитесь, пожалуйста! Я сегодня в лесу нашёл интересные фигуры, а как они называются, я не знаю. Вы мне поможете узнать, что это за фигуры?

- Мишутка, ты садись, а ребята тебе расскажут, что это за фигуры. (На столах у детей лежат круги и треугольники)

Показываю круг и спрашиваю:

- Что это за фигура? (Круг)

- Почему вы так думаете? (Его можно покатить)

Воздушный мячик надуваю. Он круглый, как и плоский круг.

Его, как мячик, я катаю, Но кругу он объемный друг.

Бросаю вверх, опять ловлю. Такой же формы апельсин,

На форму я его смотрю. Арбуз, и мяч, и мандарин.

Фигуру, что могу катать,

Я буду шаром называть.

Воспитатель показывает фигуру – шар.

Дети находят на картинке предметы шарообразной формы.

Воспитатель проводит черту на полу. Двое детей должны прокатить до этой черты кубик и шар.

Воспитатель. Почему шар катится быстрее?

- Правильно, положите круг и возьмите другую фигуру. Можем мы её покатить? Почему? (Мешают уголки)

- Давайте сосчитаем, сколько сторон у этой фигуры?

- Сколько уголков? (4)

А у этой фигуры-3 угла.

- Поэтому эта фигура называется треугольник.

- Теперь Мишутка ты знаешь, как называются эти фигуры?

Дети строят слева елочку из двух треугольников, а справа – из трех.

– Какая елка выше?

– Что нужно сделать, чтобы увеличить елку?

– Как сделать елки одинаковой высоты?

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Стоя на одной ноге, потягиваются – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Наклоны корпуса вперед – назад.

Ветки гнутся взад – вперед,

Ветер их качает, гнет.

Рывки руками перед грудью.

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души

И на место вновь пошли.

Шагают на месте.

Мишутка: Ребята, у меня очень много игрушек. И я очень люблю с ними играть. Они все разной формы. Давайте выберем только те игрушки, которые имеют треугольную форму. ( На доске висят рисунки игрушек: крыши, морковки, мячика и кубика, флажка)

- Ой, ребята, что-то фигуры у нас перепутались. Давайте, ребята, посмотрим какая здесь фигура лишняя? Почему?

а) 2 треугольника одинакового цвета и размера и круг.

б) 2 треугольника разного размера и маленький круг.

- Вот какие молодцы, ребята. Все фигуры поставили на места.

- А наши ребята очень хорошо умеют, рисовать. И сейчас они нарисуют одну из твоих игрушек – флажок.

А мне пора уже убегать в лес-домой, к маме. До свидания.

(Дети угощают Мишутку медом)

Автор: Звягинцева Елена Анатольевна

Организация: МКДОУ Детский сад №11

Населенный пункт: ст. Новомарьевская, Шпаковский район, Ставропольский край

Цель – формировать у детей элементарные математические представления.

Задачи:

Обучающие:

• Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

• Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Развивающие:

• Развивать у детей произвольное внимание.

• Формировать умение воспринимать задание воспитателя на слух.

Воспитывающие:

• Воспитывать желание помогать друг другу в проблемных ситуациях.

Форма: фронтальная.

Методические приемы: словесные, наглядные, практические, игровые; проблемные вопросы.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: зайчик, белочка, мишка. Фланелеграф, 3 белочки, 3 грибочка, круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик.

Раздаточный материал. Двухполосная карточка, 3 зайчика, 3 морковки; круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для ребенка).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли ваши любимые игрушки- зверюшки.

Они с вами хотели поиграть. А еще они хотят, чтобы вы их научили считать.

-Ребята, а вы умеете считать?

А давайте тогда посчитаем сколько пришло игрушек.

Ребята, а как надо правильно считать?

-Правильно, ребята, считать надо слева направо по порядку.

-Одна, две, три игрушки.

-Всего три игрушки.

-Сначала надо посчитать сколько раз я хлопну в ладоши. (Воспитатель хлопает в ладоши два раза, дети считают.)

-Теперь надо посчитать сколько раз я топну ногой. (Воспитатель топает ногой три раза.)

-Теперь надо посчитать сколько раз я махну рукой. (Воспитатель машет рукой один раз.)

На фланелеграфе – 3 белочки.

- Ребята, а как можно узнать сколько белочек?

- Правильно, ребята, их надо посчитать.

- Ребята, а как правильно посчитать белочек?

- Всего три белочки.

- Ребята, давайте угостим белочек грибочками.

Под каждой белочкой воспитатель выкладывает грибочек. Всего кладет два грибочка. Одного грибочка не хватает.

- Ребята, сколько всего грибочков? А сколько белочек?

- Три белочки и два грибочка – сравните, что больше. (Три белочки больше, чем два грибочка.)

- Два грибочка и три белочки – сравните что меньше. (Два грибочка меньше, чем три белочки.)

Какое число больше: три или два? (ответы детей)

Какое число меньше: два или три? (ответы детей)

Физкультминутка:

Мы шли, мы шли, (дети шагают)

С кочки - скок, (дети прыгают)

И нашли один грибок.

Два — грибок, три — грибок (наклоняются)

Положили в кузовок.

II часть.

Ребята, а теперь проходите за свои столы.

-Ребята, к вам в гости пришли еще зайчики.

Упражнение проводится с использованием раздаточного материала (дети сравнивают количество зайчиков и морковок). Задания и вопросы аналогичны заданиям и вопросам I части.

На полу лежат круг, квадрат, треугольник.

Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате (пока звучит музыка), по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами.

Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (воспитатель или ребенок) подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим.

Игра повторяется 3–4 раза.

Рефлексия.

-Ребята. Какие вы молодцы!

-Понравилось вам играть?

-Кто к вам сегодня приходил?

-Чему вы обучали игрушек? (счету до трёх)

-Ребята, ваши гости очень довольны и обязательно придут к вам еще раз. чтобы чему-нибудь научиться.

Литература:

Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 1977.

Виды детской деятельности: игровая, художественное слово, коммуникативная, продуктивная.

Задачи:

  • Образовательные:
    • показать образования числа три;
    • счет до трех;
    • согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;
    • различать процесс счета и его итог;
    • развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа
    • развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа
    • расширять кругозор, активизировать словарь;
    • развивать произвольное внимание, мышление, мелкую моторику;

    Раздаточный материал: зайчики, морковки (для каждого ребенка), счетная доска, пластилин.

    Содержание образовательной деятельности

    1 часть. Организационный момент

    Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел Бобик и принес игрушку. Попробуйте отгадать загадку и вы узнаете, что эта за игрушка.

    Ростом разные подружки
    Но похожи друг на дружку
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка. (Матрешка)

    Воспитатель. Давайте опишем матрешку. Какая она?
    Дети. Большая, красивая, деревянная. .
    Воспитатель. Сколько у нас матрешек?
    Дети. Одна.
    Воспитатель. Давайте посмотрим, есть ли внутри нее еще одна матрешка? Посмотрите и если есть достаньте.
    Дети. Есть.
    Воспитатель. Сколько матрешек, посчитайте?
    Дети. Одна матрешка, две матрешки.
    Воспитатель. Давайте еще посмотрим, есть ли там еще одна матрешка, если есть достаньте и посчитайте?
    Дети. Одна матрешка, две матрешки, три матрешки.
    Воспитатель. Какая по счету стоит большая матрешка? (Первая), а какая по счету стоит средняя матрешка (Вторая), а какая по счету стоит маленькая матрешка (Третья).
    Воспитатель. Как мы получили три матрешки? (Мы к одной матрешки, добавили одну матрешку, и добавили еще одну матрешку).

    Воспитатель. К нам из лесу прибежали зайчики. Выкладываем на верхнюю желтую полоску два зайчика, а на нижнюю полоску столько морковок сколько зайчиков. Откладываем под каждым зайчиком. Что вы можете сказать про зайчиков и морковок? Зайчиков и морковок поровну или нет?
    Дети. Поровну.
    Воспитатель. Добавьте еще одного зайчика. Сколько стало зайчиков?
    Дети. Три зайчика.
    Воспитатель. А как мы получили три зайчика?
    Дети. Мы к двум зайчикам, добавили одного зайчика.
    Воспитатель. А теперь зайчиков и морковок поровну или нет? Или чего то больше, чего то меньше.
    Дети. Зайчиков больше, морковок меньше.
    Воспитатель. Да, у нас три зайчика и две морковки. Три больше, два меньше ,а что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну? Дети. Надо добавить еще одну морковку.
    Воспитатель. Теперь зайчиков и морковок поровну или нет?
    Дети. Поровну. Три зайчика, три морковки.
    Воспитатель. Так как же у нас получилось три морковки?
    Дети. Мы к двум морковкам, добавили еще одну морковку и морковок стало три.

    III часть. Физкультминутка

    Утром дети в лес пошли,
    Шаги с высоким подниманием ног.
    И в лесу грибы нашли.
    Приседание.
    Наклонились, собирали,
    Наклоны вперед
    По дороге растеряли.

    Разведение рук в стороны
    Девочки и мальчики
    Прыжки на месте
    Прыгают, как мячики
    Ручками хлопают.
    Хлопнуть 3 раза
    Ножками топают.
    Топнуть 3 раза
    Глазками моргают
    Ритмично зажмуривать глаза
    После отдыхают.
    Присесть, руки свободные.

    IV часть

    Воспитатель. А теперь у нас с вами творческая работа. Раз мы сегодня говорим с вами о числе три, значит нам с вами нужно запомнить цифру три. И мы сегодня с вами будем лепить цифру три. Между какими цифрами она стоит? (Между двойкой и тройкой). Давайте нарисуем цифру три в воздухе.

    Пальчиковая гимнастика

    V часть. Лепка цифры три

    Задачи: Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями; лепить пальцами, скруглять концы, сглаживать поверхность.

    Старшие дети могут помочь младшим. Какие у вас красивые получились тройки.

    Дети встают в круг и закрывают глаза. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим.

    Читайте также: