Конспект занятия по логоритмике для детей 4 5 лет

Обновлено: 07.07.2024

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

. Цель: формирование речевой активности детей, преодоление коммуникативно-речевых нарушений. Задачи: Образовательные: — Развивать и закреплять знания детей об одежде, обуви; — Формировать знания детей о предлогах;…

Занятие логоритмики в средней группе ДОУ

Гусь идёт гулять в луга И гогочет: Га-га-га.

Не может гусь кукарекать, может уточка сумеет?

Вышли уточки в луга, ходьба в полуприсяде Кря-кря-кря! Нам без Пети никуда, Кря-кря-кря!

Собачка только лает, Ку-ка-ре-ку кричать не желает!

Игр. стих. Цок, цок, Я лошадка серый бок. Я копытцами стучу, Постучать вас приглашу.

Не может лошадка ку-ка-ре-ку кричать, Только свою песенку умеет пропевать…. Какую? и-го-го…

Что нам делать, Как нам быть, Как же Петю полечить? Петю в комнату позвали Положили на кровать ручки под щёчку Полоскание достали Чтобы горло полоскать. Приходили к Пете куры- Приносили молоко: «Какова температура Выпей, Петя, молоко!

Стал Петя молочко пить, Знает, что полезное оно.

Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР в средней группе [Зима. Путешествие снежинок]

1. Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. 2. Формировать слоговую структуру слова (отхлопыванием ритмических рисунков слова) 3. Укреплять артикуляционную моторику (артикуляционные упражнения). 4. Подбирать прилагательные к слову зима, снежинки; образовывать Родительный падеж имен существительных. 5. Развивать просодическую сторону речи (дыхательные и голосовые упражнения); развивать фантазию, творческую инициативу. 6. Формировать связную речь через игры-диалоги, подвижные игры. 7. Воспитывать умение воздействовать на биологически активные точки, для профилактики простудных заболеваний, умение слушать педагога.

1. Организационный момент

Снег, снег кружится, Белая вся улица. Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто)

Дети становятся в круг, кружатся на месте под музыку.

Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Дети. Здравствуйте! Муз. рук. Будем заниматься? Дети. Да, да, да!

Логопед. Вот и наступила зимушка-зима. Посмотрите на нее (Слайд№1).

Отличается зима от весны и лета, очень снежная она.

Логопед: Дети, так чего много зимой? Дети. Снега.

Логопед. Зима, какая? Дети. Снежная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая, холодная.

Логопед. Зима хочет рассказать о путешествии снежинок и поиграет с вами.

3. Ритмическая разминка.

Дружно, четко мы шагаем, Зиму весело встречаем. (Ходьба-марш по кругу) Надо нам лопатки взять, Снег с дорожек убирать. (Скользящий приставной шаг) Ну а снег метет, метет, Отдохнуть нам не дает. (Ходьба по кругу с покачиванием рук вправо—влево перед собой) А деревья за окном Спят волшебным тихим сном.(Остановиться, руки в стороны—вверх, закрыть глаза)

Зайчик скачет на опушке, Чтобы не замерзли ушки. (Прыжки на носках друг за другом) А медведь в берлоге спит, Сладко мишенька сопит. (Присесть, сложенные ладони поднести к уху) Чтоб в мороз не замерзать, Птичкам надо полетать. (Бег на месте на носках, взмахи руками в стороны)

Логопед. А теперь мы дружно сядем, а зимушка–зима загадает загадку.

Что за звездочки сквозные. Все сквозные, вырезные, А возьмешь вода в руке?

Логопед. Посмотрите, на снежинки, какие они? (Слайд № 2)


Дети. Красивые, ажурные, хрупкие.

— Снежинки жили в большой снеговой туче.

Превращаемся в снежинки. Заметем мы все тропинки.

Дети надевают полоски-маски снежинок.

Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит И снежинки в танце кружат.

И вот — тихий-тихий снег идет.

Логопед. Наши снежинки попали в лес. Интересно им узнать, что в зимнем лесу происходит. А узнают они из песенки.

Музыкальный руководитель поет с детьми песню.

Ветер злюка дует, Кружатся снежинки. И зима рисует — чудные картинки. Под окном березку, Снегом пеленает. Ивушке прическу Пухом украшает. Побелила шубки Зайчикам трусливым. И сковала слезки Капелькам плаксивым.

8. Логопед. Снежинки нам устроили снегопад. (Дети по слогам отхлопывают слово сне-го-пад Слайд №3)


А из снега я слепила?

Дети. Снежный комочек

Мы снежочки в руки взяли По дорожке побежали. Мы снежочек поднимаем И над головой качаем. Покачайся надо мной Мой снежочек озорной. Потанцуй — ка ты, снежок, Снежный маленький дружок, Потанцуй, не зевай И за нами повторяй! Мы снежочки не покажем, Где их спрячем – не расскажем. Все снежочки у ребят За спиною тихо спят. Мы положим все снежочки. Отдохни-ка ты чуток, Ты лежи и не вставай, Баю-баю, баю-бай.

Дети стоят двумя шеренгами напротив друг друга. Возле ног у них лежат снежки из ваты.

Мы в снежки играем смело. Ах, какое это дело! Хлоп! Хлоп! Не зевай! (Лепить воображаемый снежок) А теперь в меня бросай! (Руки вытянуть вперед; прижать ладони к груди)

Музыка продолжает звучать, дети бросают ватные снежки друг в друга.

После игры дети садятся на стульчики.

10. Логопед. Налетел холодный ветер и понес наши снежинки, смотрят они и видят (показ слайда № 3)

Раз-рука, два — рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком — (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны , показывая какой большой)

А потом поменьше ком — (растирают ладонями грудь)

Вот такой. (показывают величину кома меньше)

А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел снеговик-Снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево — вправо)

Очень милый толстячок!

Логопед. Снежинки устали. Они хотят отдохнуть, и дети отдыхают вместе с ними. (Дети ложатся на ковер под расслабляющую музыку). Музыка затихает, дети встают в круг.

Муз. рук. Вот и всё, ребята! До свидания! Дети. До свидания!

Муз. рук. Вы позанимались? Дети. Да, да, да!

Логопед: Что вам понравилось на занятии?

  1. Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок В. Сутеева
  2. Логопедическая зарядка по теме [Зима, Зимние забавы]
  3. Тематическое планирование логопедической работы в средней группе (ОНР)
  4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи [Кто где живет?] в подготовительной к школе группе
  5. Конспект открытого логопедического занятия для детей с ОНР — составление описательного рассказа по картине Левитана

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

ЗАДАЧИ: Учить детей выполнять двигательную импровизацию в соответствии с текстом, совершенствовать чувство ритма, укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивать речевое дыхание, воображение и ассоциативно-образное мышление; воспитывать чувство эмпатии, позитивного самоощущения.

1. Организационный момент.

Раз-котенок самый белый

Два-котенок самый смелый

Три-котенок самый шумный

А четыре самый умный…

Сколько же котят родилось у мамы-кошки?

Упражнения на активизацию тонуса мышц шеи, спины и пле-чевого пояса

поднимание и опускание плеч

повороты головы в стороны

наклоны головы к плечам.

а потом и ушки моют хорошенько (дети выполняют массирующие движения в соответствии с текстом)

2. Основная часть.

Упражнения в различных видах ходьбы под музыку.

ходьба на носочках

ходьба на пяточках

Налетел ветер, сорвал листья с деревьев. Котята играют с лис-точками. Собрать листья клена, рябины, березы, дуба. Закрепить в речи прилагательные (кленовые, дубовые)

Прохлопать ритмический рисунок:

Капля – раз, капля два (целыми)

Очень медленно (сперва половинными)

Потом стали поспевать,

Капля каплю догонять (четвертными).

Внести карточки с изображением капель. Сопоставить количество сыгранных нот и изображенных капель. (1-5)

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на развитие мимических мышц, эмоциональной

3. Заключительная часть.

Упражнения на релаксацию.

Нестандартное оборудование и его использование

Нестандартное оборудование и его использование Цель: Познакомить педагогов с нестандартным оборудованием и использование его в непосредственной образовательной деятельности и играх. Задачи:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- Закрепить названия грибов, листьев деревьев (березы, клена, дуба);

- закрепить знание основных цветов – красный, желтый, зеленый.

- Закрепление артикуляционных позиций гласных звуков: А; У; О; И;

- Развитие длительного речевого выдоха;

- Развитие фонематического восприятия,

- Формирование и развитие слухового и зрительного внимания;

- Развитие просодической стороны речи.

- Формирование двигательных умений и навыков;

- Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма;

- Воспитание творческой активности, закреплять умение перевоплощаться.

Оборудование: игрушка старичок-лесовичок, листья, грибы иллюстрации, зеркало, маленькие корзинки по количеству детей, погремушки и деревянные ложки.

I Вводная часть.

Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.

Упражнение для развития общей моторики

Приглашаю вас пойти

Нам ребята не найти

Ходьба по залу под марш

На носочки зайка встал

По дорожке зашагал

Ходьба на носочках

Он на пяточках шагал

Носик к верху поднимал

Ходьба на пятках

Зайка прыгает и скачет

По дороге словно зайчик

Прыжки на двух ногах

По лесной сухой дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ежик

Если подкрадется волк

Превратился еж в клубок

Присесть, обхватив колени,

По извилистой дорожке

К речке синей мы пришли

Постарайтесь так пройти

Чтоб с дорожки не сойти

Как лисички мы пойдем

Ходьба по извилистой дорожке

Имитация ходьбы лисички

(ходьба между цветочков)

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

Бег на носочках

II. Основная часть.

1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.

«Мы оказались в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво!

1) Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз.

2) Одновременно поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.

3) Заходи в осенний лес. - Повороты влево - вправо:

Много здесь вокруг чудес.

4) Вот березки золотые стоят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

Вот осинки листвой шелестят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

5) Под листвою у маслят - присели руки над головой

Только шапочки блестят, - сплели пальчики.

2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.

«Набежали серые тучи. - Нахмурили брови.

Вдруг небо стало светлеть. Удивились и подняли брови вверх.

Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь.

Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза.- (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз)

Зажмуриться и открыть глаза.

3. Упражнение на развитии слухового внимания.

Л. – А сейчас мы поиграем в игру, где надо быть очень внимательными.

Если вы услышите команду: - гриб

Вы должны остановиться поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба. ( показ логопедом позы)

Если услышите команду: - дерево

Вы должны встать прямо, поднять руки вверх. ( показ логопедом позы)

А когда услышите команду: - кочка

Вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. ( показ логопедом позы)

2. Упражнение на координацию слова и движения

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой

Я не малое лукошко,

Я корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни

Ох, и хитрые грибочки!

Где же прячутся они.

Ладони ребром друг к другу движения вперед назад.

Руки полочкой, показ рукой далеко вперед

Сложить ладошки корзинкой

Соединить пальцы в замок, вытянуть руки вперед слегка согнутые в локтях.

Приседаю, заглядывая под воображаемые пни

Разводят руки в стороны, удивляясь.

3. Фонетическая гимнастика

Ах сколько грибов выросло в лесу. Ой, как мы рады им, покажите ребята.

1. карточка звук [А]

- Вот какой боровик порадуемся ему.

И.П. - Стоя, руки вытянуты вперед собой. Развели руки в стороны.

Ротик открыли широко, губы - окошко круглое, большое; воздух выходит свободно, горлышко поет - А-А-А-А

2. Карточка звук [О]

- Ой, сколько опят на пеньке сидят.

И.П. -- Стоя, руки в низу. Поднимаем руки через стороны вверх

Ротик открыли, окошко овальное, воздух выходит свободно, горлышко поет - О-О-О-О-О

3. Карточка звук [У]

- А это что за гриб красивый, с красной шляпкой с белыми пятнами?

Дети: - мухомор, он ядовитый.

И.П. - Руки согнуты на уровне груди. Ладошки повернуты от себя. Давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Губы вытянули вперед трубочкой, горлышко поет - У-У-У-У-У

4. Карточка звук [И]

- Это кто на рыжей ножке к солнцу шляпку повернул?

Интонация радости и удивления.

И.П. – Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Губки растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, воздух выходит свободно, горлышко поет - И-И-И-И-И.

3. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.

Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.

- Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: - пя-пя-пя-пя

4. Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

Дети мы сейчас в лесу – дружно покричим АУ!

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается

Давайте подойдем к Елене Георгиевне и распоемся.

А кто это к нам из леса вышел? Это дядюшка АУ старичок-лесовичок.

- Выходите в круг скорей спойте песню веселей.

Дядюшка АУ принес с собой деревянные ложки и погремушки и предлагает станцевать.

Посмотрите, какой красивый ковер из листочков. Какого они цвета?

- красные, желтые, зеленые.

- А с каких деревьев они упали?

- Клена, березы и дуба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Хлопаем в ладошки, кулачками

листики дуба мы соберем

Поочередно собираем пальчики

Маме осенний букет принесем.

Хлопают в ладоши

Старичок - лесовичок предлагает поиграть в игру. Раздает детям корзинки

Логопед поочереди говорит каждому ребенку, какие листья он будет собирать. (дети под спокойную музыку собирают листочки).

10. Итог занятия.

Пора ребята нам возвращаться из леса. Давайте на прощание расскажем старичку – лесовичку, что мы видели в лесу.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 050 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.01.2019 979
  • DOCX 19.3 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Авхадиева Гульнара Хатиповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Анимационные девочка и мальчик показывают друг другу языки

Становление речевой функции является одним из основных показателей гармоничного развития личности ребёнка. Образовательной программой детского сада предусмотрена последовательная и многосторонняя работа, направленная на помощь малышам в освоении речи, а также коррекцию возможных нарушений. В логопедической практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) особое место занимает логоритмика, представляющая собой отдельный методический курс, элементы которого активно вводятся на занятиях.

Значение занятий по логоритмике в детском саду

Главное препятствие на пути устранения проблем в становлении речевой функции заключается в том, что дети не могут раскрепоститься, а значит, полностью погрузиться в содержание логопедических упражнений. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика). Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:

  • заикание;
  • нарушения звукопроизношения;
  • замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;
  • дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);
  • нарушения моторики;
  • задержка речевого развития.

Дети двигаются под аккомпанемент фортепиано

Логоритмика объединяет слово, движение и музыку

Практика введения логоритмики в образовательный процесс ДОУ показывает, что уже за 9 месяцев регулярных занятий у детей, вне зависимости от вида речевых нарушений, прослеживается положительная динамика развития. Попутно малыши учатся общаться со сверстниками и взрослыми, то есть социализируются.

Это интересно. Занятия по логоритмике проводятся логопедом при участии музыкального руководителя. Отдельные элементы логоритмических упражнений также вводятся в ежедневный образовательный процесс в ДОУ и организуются воспитателем группы.

Цели и задачи

Развитие двигательной сферы малыша в сочетании с музыкой и словом позволяет реализовать комплекс образовательных целей:

  • развивает все виды моторики (общую, артикуляционную, мелкую);
  • формирует правильное дыхание, что, в свою очередь, позволяет, например, отработать произношение смычно-проходных (л, л’), свистящих (с, с’, з, з’, ц) и других видов звуков;
  • тренирует способность ориентироваться в пространстве;
  • помогает выработать точные скоординированные движения, связанные с речью;
  • способствует становлению фонематического слуха (способности улавливать и различать звуки речи), просодических компонентов (темпа и тона речи, пауз, мелодики);
  • вырабатывает навык релаксации;
  • воспитывает чувство радости от общения в коллективе.

Улыбающийся мальчик на фоне плаката с буквами и картинками

Занятия по логоритмике позволяют не только откорректировать некоторые речевые нарушения, но и решить ряд других общеобразовательных задач

Среди задач, решение которых способствует реализации поставленных целей, можно назвать несколько:

Формы занятий

Как отмечалось выше, логоритмика может быть цельным занятием, а может быть элементом других образовательных курсов. Так, логоритмические упражнения используются во время занятий по:

  • физкультуре;
  • музыке;
  • развитию речи.

Элементы логопедической ритмики эффективно применяются педагогами ДОУ и на прогулках.

Педагог в костюме клоуна играет с детьми в автобус

Большая часть упражнений по логоритмике носит игровой характер

Виды заданий по логоритмике

Поскольку логопедическая ритмика сочетает движения, слово и музыку, то в различных комбинациях эти компоненты могут быть представлены набором заданий.

Таблица: картотека разных видов упражнений по логоритмике

(Младшая, средняя, старшая группы).

  • Приводить в норму ритм и темп речи;
  • расширять пассивный и активный словарь;
  • автоматизировать произношение звуков.
  • Мы — снежинки, мы — пушинки, (Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо и влево)
    Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360 градусов)
    Мы — снежинки-балеринки, (Наклоны туловища вправо и влево)
    Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево)
    Мы деревья побелили, (Подъём на носочки с подниманием рук, возврат в исходную позу)
    Землю бархатом укрыли (Приседание с разведением рук)
    И от стужи сберегли (Возврат в исходную позу с разведением рук в стороны и вниз).

(Младшая и средняя группы).

  • Тренировать последовательность мелодии и речи;
  • отрабатывать дикцию, глубину и темп дыхания;
  • воспитывать вокальные навыки.
  • Тренировать движения пальцев рук, их координацию;
  • развивать артикуляционную моторику.
  • Зайчики и белочки вышли погулять, (Кисти в кулачок — поочерёдное разгибание и сгибание пальцев — по 2 раза)
    На полянке солнечной в салочки играть. (Круговые движения кистями, поочерёдное поглаживание кистей)
    Выходи скорей в кружок. (3 хлопка и кисти в форме шара)
    Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (Пальцы правой руки поочерёдно встречаются с пальцами левой руки).

(Младшая, средняя группы).

  • Развивать координацию динамических и статических движений;
  • тренировать пластичность.
  • Я на солнышке лежу, (Ноги на ширине плеч, ленты в опущенных руках, поочерёдное поднимание и опускание рук),
    Я на солнышко гляжу. (Наклоны в стороны, руки над головой)
    Всё лежу и лежу (2 наклона вниз с вытянутыми руками)
    И на солнышко гляжу. (Подпрыгивание на месте с разворотом на 360 градусов, руки над головой).

(Старшая, подготовительная группы).

  • Развивать общую моторику;
  • тренировать координацию движений;
  • воспитывать чувство ритма.
  1. Малыши выстраиваются парами по кругу.
  2. Поднимают и опускают правую руку, глазами внимательно следя за её движениями.
  3. Повторяют 2 раза.
  4. Левую руку ставят на пояс и одноимённую ногу отставляют в сторону.
  5. Повторяют 2 раза.
  6. Делают 4 шага, заведя одну руку за спину.
  7. С правой ноги начинают кружиться в парах.

Это интересно. Завершать комплекс логоритмических упражнений следует ходьбой в спокойном темпе, дыхательными упражнениями или простыми общеразвивающими упражнениями.

Педагог и дети выполняют упражнение с поднятыми вверх ладошками

Видовое разнообразие упражнений по логоритмике позволяет комплексно подойти к решению проблем, связанных с речью

Приёмы проведения занятий по логоритмике в ДОУ

Являясь частью образовательного процесса ДОУ, логоритмика на занятиях проводится с помощью комбинации из трёх групп методических приёмов.

Виды словесных приёмов

В работе с дошкольниками без звучащей речи не обойтись. Тем более если речь идёт о занятиях логопедической ритмикой, где у слова особенная, терапевтическая, роль. Поэтому коррекция речевых функций предполагает использование четырёх видов словесных приёмов.

Объяснение

Все задания, в том числе и игрового характера, требуют детального и подробного объяснения. При этом важно помнить, что, подражая речевому образцу педагога, малыши постепенно вырабатывают для себя языковую модель. В связи с этим, чтобы усвоить нормы и правила грамматического строя, в младших группах рекомендуется объяснение формулировать одним и тем же набором речевых средств. А старшие дошкольники, наоборот, должны получать представления о многообразии языковых возможностей, поэтому педагогу необходимо следить за богатством своей речи, насыщая её синонимами, сложными синтаксическими конструкциями, языковыми клише.

Трое детей вытянули губы трубочкой

Даже для самых маленьких ребят важно не только увидеть образец выполнения упражнения, но и услышать словесное описание порядка его выполнения

Загадки

Это один из самых актуальных мотивационных приёмов в работе с детьми. Загадки позволяют, с одной стороны, привлечь внимание ребят, а с другой — настроить их на выполнение упражнений, актуализировать знания по теме.

  • Если в доме вдруг случится —
    Из окошек дым клубится,
    И огонь, и пышет жар —
    Это значит там … (Пожар).
  • Победит огонь коварный
    Тот, кого зовут … (Пожарный).
  • Выпал на пол уголёк,
    Деревянный пол зажёг.
    Не смотри, не жди, не стой.
    А скорей залей … (Водой).

Это интересно. Для младшего дошкольного возраста загадки лучше подбирать с договорками. Малышам будет проще понять, о чём идёт речь, опираясь не только на содержание, но и на рифму.

Дети сжимают щёки ладошками

Загадки помогают привлечь внимание детей, включают их в работу

Стихотворения

Большинство логоритмических упражнений построено на рифмовках, поэтому использовать стихотворения, которые по праву считаются одним из самых эффективных мотивационных приёмов, следует с оглядкой. Если задание имеет рифмованную основу, то перенасыщать работу одной и той же формой не стоит. А вот переход к упражнениям на регуляцию тонуса мышц, заданиям с танцевальными элементами и т. д. можно сделать стихотворным.

Я на пальчики встаю
Ловко и умело.
И над сценою парю,
Словно лебедь белый.
Озорнее ветерка,
Как пушиночка, легка
В пышной пачке синьорина —
Танцовщица балерина.

После чтения стихотворения мы с детьми беседуем о его содержании. Разговор выстраивается на основе вопросов к тексту:

  • Как называется танцовщица балета?
  • В чём особенность движений балерины?
  • Вы бывали на балетных спектаклях? Чем они запомнились?

Словесное сопровождение упражнений по логоритмике обычно имеет стихотворную форму

Короткие сюжеты

Это словесный приём также относится к мотивационным, позволяющим сосредоточить внимание дошкольников на выполнении логоритмических упражнений.

  • С кем дружил Зайчонок?
  • Кого разбудили малыши?
  • Что успокоило Волка?

Это интересно. Сюжеты не должны быть слишком замысловатыми, иначе они, во-первых, перестанут быть короткими, а во-вторых, отвлекут малышей от самого задания.

Девочка повторяет движения пальчиками за педагогом

Короткие истории могут сопровождаться выполнением пальчиковой разминки

Группа наглядных приёмов

Без воздействия на являющийся ведущим в дошкольном возрасте зрительный канал восприятия реализовать цели и задачи логоритмики не удастся. Поэтому при подготовке занятий, упражнений педагогу важно подобрать:

  • картинки к заданиям (если речь идёт о заданиях на развитие голоса, артикуляцию, дикцию, то без иллюстрирующих игровые действия изображений добиться правильного положения органов речи у детей очень сложно — малыши должны видеть, как нужно расположить язык, насколько растянуть губы или приоткрыть рот);
  • демонстрационный материал (видеоролики, презентации, в которых показаны все этапы выполнения того или иного упражнения);
  • игрушек-персонажей, от лица которых идёт объяснение порядка выполнения логоритмических упражнений.

Практические приёмы

Обычно приёмы этой группы используются для подведения итогов работы над логоритмическими упражнениями, для проверки качества усвоения детьми материала занятия. К этим способам взаимодействия с дошкольниками относятся:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки;
  • проекты (этот вид работы приобретает всё большую популярность в контексте поддержания связи детского сада с семьями воспитанников, так как бо́льшая часть работ такого свойства выполняется ребёнком при помощи мамы или папы).

Игровые приёмы

Это интересно. Чтобы не было переизбытка, игровые приёмы не следует сочетать с упражнениями игрового характера.

Мальчики выкладывают палочками лучи солнца

Настольные дидактические игры могут проводиться для актуализации опорных знаний или для их закрепления

Как индивидуализировать задания

Для прочного и точного запоминания материала по логоритмике дети должны:

По опыту своей работы могу сказать, что самый беспроигрышный вариант настроить на работу гиперактивных ребят, способных поменять 2–3 вида деятельности в считаные минуты, — это отдать проведение мотивационного этапа занятия им на откуп. Возможность почувствовать себя в роли воспитателя дисциплинирует непосед.

Это интересно. Индивидуализация является приоритетным направлением выбора упражнений для коррекции конкретных речевых расстройств. Но поскольку эти отклонения имеют медицинский характер, ответы на вопросы выбора индивидуальной логоритмической траектории остаются за специалистом (логопедом, дефектологом).

Некоторые виды нарушений речи после проведённой профессионалом диагностики могут потребовать индивидуальной работы с логопедом или дефектологом

Подготовка и проведение занятия по логоритмике в детском саду

Занятия по логоритмике в детском саду, как правило, объединены общими сюжетами, что способствует большей организованности дошкольников и мотивирует их к выполнению заданий. Разрабатывая план занятия, педагог равномерно распределяет эмоциональную и физическую нагрузку своих подопечных, подбирает различные формы работы, учитывает индивидуальные особенности ребят.

Временной план занятия

Временные рамки занятия по логоритмике зависят от возраста подопечных, для каждого из которых установлены конкретные границы:

  • в первой младшей группе — 15 минут;
  • во второй — 20 минут;
  • в средней — 25 минут;
  • в старшей и подготовительной — 30 минут.

Дети по очереди показывают язык в зеркало, которое держит педагог

Продолжительность занятий по логоритмике зависит от возраста воспитанников

Таблица: поэтапный хронометраж занятия

Этап Содержание Время
Вводный Разминка-марш до 2 минут
Игры на развитие мелкой моторики до 5 минут
Основной Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания до 5 минут
Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение, задания на отработку темпа речи и др. 5–15 минут
Заключительный Расслабляющие или общеукрепляющие упражнения до 3 минут
Ходьба 1 минута

Составление конспекта занятия по логоритмике

При создании конспекта занятия по логоритмике педагог подбирает комплекс заданий, реализующий актуальную коррекционную или общеразвивающую задачу, а также заранее подбирает необходимое музыкальное сопровождение.

Дети и педагог выстукивают ритм деревянными ложками

В процессе проведения занятия педагог ориентируется на решение актуальных образовательных задач

  • В огород сейчас пойдём,
    Овощей там соберём. (Дети шагают на месте)
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Что мы будем собирать? (Хлопают в ладоши)
    Картошку, морковку, репу и свёклу, помидоры, огурец
    И капусту, наконец! (Загибают пальцы сначала на правой руке, а затем на левой).
    В огороде мы старались —
    Низко к грядке нагибались. (Наклоняются)
    Весь собрали урожай. (Выпрямляются и разводят перед собой руки)
    Вот он, видишь? Получай! (Протягивают вперёд ладони).

(На экране через проектор появляется красивая картинка овощей)…>

  • У нас под крышей (Руки над головой)
    Белый гвоздь висит.
    Солнце взойдёт, (Роняют расслабленные руки)
    Гвоздь упадёт. (Приседают).

Педагог: Вы очень хорошо изобразили сосульки. Но что это я слышу? Мне кажется, дует сильный ветер? (Звучит фонограмма шума ветра).

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Картотека логоритмических игр и упражнений для младших дошкольников РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ РАЗДЕЛ I ОБ ОПЫТЕ Условия возникновения и становления опыта Одной из причин считаем то, что многие родители стали меньше общаться со своими детьми. Да и сами дети больше смотрят и слушают компьютер и телевизор, меньше…

Логоритмические игры для детей 4–5 лет Логоритмические игры для детей 4-5 лет К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место. Бежит лошадка цок-цок-цок,…

Конспект логоритмического занятия в старшей группе

Конспект логоритмического занятия.

Загадки обманки. 1. Он живет среди болот, у него большой живот И огромный страшный рот! Это толстый бегемот! 2. Ест осоку в речке Нил Неуклюжий …(бегемот) 3.Сено хоботом берет Толстокожий …..(слон). 4. Над лесом солнца луч потух, Крадется царь зверей … (лев). 5. Длиннее шеи не найдешь, Сорвет любую ветку …(жираф). 6. кто взлетит с цветка вот – вот? Разноцветный …(бегемот)! Бабочка. 7. На заборе поутру Кукарекал …кенгуру (петух). 8. Чик – чирик! Чик – чирик!- Кто поднял веселый крик? Эту птицу не пугай! Расшумелся попугай (воробей). 9. Дур – рак! – кричит из клетки. От страха не робей! Диковинная птица Зовется ….Воробей (папугай). 10. С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает …корова (обезьяна). 11. Быстрее всех от страха Несется ….черепаха (заяц). 12. Мимо улья проходил Косолапый ……крокодил (медведь) 13. Зимой в берлоге видит сон Лохматый, косолапый ….слон (медведь).

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий спектакля для детского сада. Старшая группа Летнее развлечение для детского сада. Старшая-подготовительная группа Методическая разработка сценария летнего развлечения для детей средней группы Литературная викторина с ответами по русским народным сказкам для детей средней группы.

Читайте также: