Конспект занятия по казачеству в средней группе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Чумак Анжелика Ашотовна

Организация: МБДОУ №8

Населенный пункт: Краснодарский край, Ленинградский район, ст. Ленинградская

— Знакомить детей с жизнью, бытом и казачества;

-Закреплять приемы лепки работы с тестом

-Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

— Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям.

Под казачью мелодию дети входят в музыкальный зал в одежде казачат. Их встречает казачка-воспитатель:

Казачка – Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки: «Здорово ночевали!

Казачка:– Проходите, присаживайтесь, гости дорогие!

— Мы живем с вами в замечательном, героическом казачьем крае и поговорим мы о жизни казачьей.

Казачка – Ребята, а вы знаете на какой земле вы живете? (ответы детей)

А вы казаки? Можно ли вас так назвать?

А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?

Дети : Казаки свободные, вольные люди.

Казачка: Давайте я вам расскажу рассказ о казаках. Давно в Тамбовскую область переселились казаки с Дона.

Казачка: — Казачата я хочу вам загадать загадку.

Лес на берегах стоит

Под мостом она бежит,

И течет вода куда-то

Догадались вы ребята?

У молчу ответ пока,

Под мостом бежит ….

— Правильно это река. Какая главная река в Донском крае?

Дети: Река называется Дон.

(показ иллюстрации реки Дон)

Хозяйка. Посмотрите – вот река Дон. А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

1 реб. Река Дон большая, широкая, она тянется далеко по всей области.

2 реб. По реке Дон ходят корабли, теплоходы.

3 реб. По берегам реки расположены села, города.

Казачка: Издавна были крепки казачьи семьи. Они селились на берегах реки Дон. И сильны они были тем, что каждый в семье имела свои обязанности.

Казачка: А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки?

Кто охраняет любимую Родину (любимую Родину охраняет казаки)

Кто ведёт домашнее хозяйство (домашнее хозяйство ведет казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля (пашет и засевает широкие донские поля казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать -казачка)

Кто готовит вкусный казачий борщ (вкусный казачий борщ готовит казачка)

Кто ухаживает за лошадьми (ухаживает за лошадьми казак)

Кто печёт вкусный каравай (печет вкусный казачий каравай хозяйка — казачка)

А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)

— Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Кто шагает дружно в ряд,

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Казачка: А сейчас поговорим о казачьей избе. Казачьи, да и все русские избы были построены из дерева, т. к. лесов в России много (показ презентации).

Рубили их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки.Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат : стряпная, спальня,

чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью — глины и коровьего

помета. Вначале крылись курени чаканом — камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик — балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и

дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие — волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно-два окна.

Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.

Казачка:

Казаки — люди гостеприимные. Всегда рады гостям. И сегодня мы тоже приготовим угощение. А вот кто нам в этом поможет, отгадайте.

3. Загадывание загадки.

Наша барыня — сударыня

Щи да каши наварила

Пирогов нам напекла

Казачка:

Без печки курень — не курень

В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.

Ну и какие посиделки без песен. А не спеть ли нам песню казачата?

(Показ картинок приготовление пирогов и вареников)

А сейчас время поиграть.

Ребенок: А горелки как? горелки!

Ах, горелки хороши!

Были праздником души.

Казачка: Хорошо играли, от души.

Ребята, а какие пословицы вы знаете о казаках?

• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• Казачья смелость порушит любую крепость.

• Кто пули боится, тот в казаки не годится.

• Смекалка во всяком деле казака выручает

• Казачьему роду нет переводу.

• Чти родителей своих.

• По главному казаку и семья ценилась.

• Жизнь сладка, где семья крепка.

Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.

— Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 реб. Казаки были сильные люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.

2 реб. Казак смелый,отважный воин: воевал на коне с винтовкой через плечо.

3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку, лошадь.

Казачка: А какая главная казачья заповедь?

— А кто главный у казаков?

Дети: Главный у казаков Атаман.

Казачка: Молодцы казачата! Посмотрите, что это за казачий экспонат? Нагайка (повторить 2 раза детям)

— Для чего служила нагайка казакам?

Дети : Нагайка — короткая плеть, служила оружием.

Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку,по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.

— Как называли предводителя войска казаков? — Атаман.

— Как назывался казачий населенный пункт? — Станица.

— Как называется казачья шапка? — Папаха.

— Какое оружие было у казаков? — Шашка.

— Как называется казачий дом? — Хата, курень

— Из чего поили чаем гостей? Самовара.

— Воду приносили из чего? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).

-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).

— В чем готовили казачки еду? (чугунках)

-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печка)

Любимое угощенье казачат (пряник).

Казачка: Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках.

Шутки, прибаутки, веселье!

А у меня есть вкусное угощение.

Очень даже вкусные.

(Казачка: выносит на подносе пироги).

Автор: Щеснович Юлия Викторовна

Организация: ГБОУ Школа №1467

Населенный пункт: г. Москва

Цель:

1. Воспитывать чувства патриотизма и любовь к Родине.

2. Приобщать дошкольников к культуре и традициям народов России.

3. Расширять представления о Донском крае и быте казаков.

Задачи:

1.Знакомить детей с предметами быта казаков.

2. Закрепить знания о жизни и быте казаков.

Ход занятия:

На столе расставлены предметы донской утвари (утюг, сундук, глиняные горшки, прялка). Воспитатель предлагает детям выяснить, кому и для чего нужны эти вещи.

Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы с вами живем?

Дети: - В России.

Воспитатель: Россия наша родина, в ней живет много разных народов. Какие народы вы знаете, которые проживают на территории нашей страны?

Дети: Донские казаки, калмыки, татары, русские, дагестанцы и т.д.

Воспитатель: Мы с вами знакомили с Ростовской областью, какие особенности есть в этой области?

Дети: Река Дон.

Воспитатель: Что вы знаете о реке Дон?

Дети: Он очень глубокий, в нем много рыбы. По ней ходят баржи, корабли. Река богата рыбой (окунь, сом, толстолоб, красноперка, щука и другие) .

Дети: Дон-батюшка.

Воспитатель: Как называли людей, которые селились по берегам Дона?

Дети: Казаки.

В дверь, почтальон приносит письмо от Донских казаков.

Письмо: Здравствуйте ребята!

Мы знаем, что вы знакомились с Ростовской областью и Донским казачеством. Так как вы показали отличные знания о Донских казаках, мы вас хотим пригласить в гости, и показать, как раньше жили казаки.

Воспитатель: Что вы знаете о жизни казаков?

Дети: Казаки строили дома, засевали земли, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшие свои земли, семьи. Казачки занимались домашними делами, топили печь, готовили еду, воспитывали детей.

Воспитатель: Ребята, дома, которые строили казаки, назывались куреня. Внутри они круглой формы и в них очень много окон, такие дома строили для того, чтобы вовремя набегов врагов можно было уйти из дома незамечено .

Воспитатель: Ребята вы хотите попасть в прошлое и побывать в казачьем курене, посмотреть, как жили раньше казаки?

Воспитатель показывает слайд казачьей горницы. В группе оформлены наглядные музейные предметы (махотка, прялка, чугунок, люлька, утюг). Звучит музыка , дети попадают в прошлое.

Воспитатель: Ребята мы с вами попали в казачий курень, вот так выглядела главная комната Донских казаков, в ней хозяйка встречали гостей. Ребята, мы не можем находиться в доме без приглашения хозяина. Наверное хозяйка отлучилась. А пока ее нет, я предлагаю поиграть, она услышит как мы играем и скорее вернется домой.

Цель: Упражнять в ловкости, быстроте, ходьбе по кругу, знакомство с

казачьими словами (курень).

Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:

«Вокруг куреня хожу

И в окошечки смотрю,

К одному я подойду

Ребенок: - Зачем пришла?

Водящий: - Побежим наперегонки.

Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.

В группе появляется казачка.

Казачка: Ой, батюшки! У меня гости! А я все делами занимаюсь!

Здравствуйте гости дорогие!

Казачка: А вы меня узнали?

Дети: ответ детей

Казачка: Правильно. Я Казачка, а зовут меня Аксинья.

Так как вы стали моими гостями, я вам хочу рассказать, как жили казаки на Дону.

Воспитатель : А мы с ребятами расскажем, как живут сейчас люди, какими вещами пользуются.

Показ слайдов с картинками

Казачка: печь у казаков была каменная, ее топили дровами (показ слайда)

Воспитатель: А сейчас у нас дома, печи какие стоят?

Дети: Электрические (показ слайда)

Казачка: Каши и щи я варю в чугунке (показ музейного экспоната)

Воспитатель: А сейчас ребята в чем мы варим еду?

Дети: В кастрюлях, сковородках. (показ слайда)

Казачка: Глажу я одежду вот так - кладу горячие угольки в утюг он нагревается, я глажу. (показ музейного экспоната)

Воспитатель: А сейчас ребята чем мы гладим?

Дети: Тоже утюгом, только он электрический. (показ слайда)

Воспитатель: Правильно,

Казачка: Вещи храню в сундуках. (показ музейного экспоната)

Воспитатель: Ребята, а мы в чем храним свои вещи?

Дети: В шкафах. (показ слайда)

(показ музейного экспоната)

Казачка : Вот я вам и рассказала, как мы живем. Ребята, еще донские казаки очень любят водить хоровод. А вы умеете водить хоровод?

Дети: Да!

Казачка: Ребята, мне очень понравился с вами , мне пора возвращаться в Донской край. Ребята я вам приготовила подарок, это казачьи махотки, только я не успела закончить украшать их.

Воспитатель: Марфа, не переживай наши ребята помогут украсить твои подарки.

Воспитатель предлагает пройти детям и казачке Марфе в групповую для творческой работы.





prog

prog

prog











347081, Ростовская область, Тацинский район, п.Быстрогорский, ул.Волгодонская 7

Режим работы

МБДОУ работает 5 дней в неделю.

Выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни.

Длительность пребывания воспитанников в МБДОУ - 10 часов (с 7:15 до 17:15).

Приказ о присвоении статуса "казачье" МБДОУ "ВЦРР-детский сад №2"

Программа по приобщению дошкольников к культуре Донского края "Юные казачата"

Проекты педагогов ДОУ в рамках программы "Юные казачата"

Праздник красных штанов

Край в котором я живу!

Детский мастер-класс "Казачья игрушка"

calendar20192020-29.jpg

11.jpg

WhatsApp Image 2019-06-11 at 10.41.10.jpg

WhatsApp Image 2019-03-26 at 14.28.15(1).jpg

20180618_093838.jpg

Рисунок1.jpg


Дата последнего изменения на сайте: 02.03.2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Читайте также: