Конспект занятия по изонити цветок

Обновлено: 07.07.2024

Развивающая: развивать фантазию, глазомер, моторику пальцев рук.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, любовь к прекрасному.

Оборудование: готовые работы – узоры, иглы, нитки, ножницы, технологические карты, шаблоны, плакат формата А-2, картон.

Организационный момент.

Изложение нового материала:

а) материалы и инструменты;

б) выбор цвета;

в) знакомство с технологическими приемами.

Практическая часть.

Закрепление материала.

Итоги урока.

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к занятию.

2.Актуализация. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой техникой.

Историческая справка

ИЗОНИТЬ (ниткография, ниточный дизайн, вышивка хордовым стежком) - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Отсчет история изонити ведет с XVII века. Именно в то время английскими ткачами была изобретена техника украшения переплетающимися нитями – изонитью она еще не называлась, это название было придумано позже. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали меж ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Но такой способ выполнения узора доступен только взрослым людям. А чтобы эта техника была доступна детям, придумали использовать вместо деревянных дощечек картон.

Искусство нитяной графики находит применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и поздравительных открыток, сувенирных обложек. В этой технике можно выполнять закладки для книг, декоративные панно и даже оформить элементы одежды. Примеры работ:

3. Изложение нового материала.

а) Следующее, на чем остановимся – это материалы и инструменты.

Что можно использовать в качестве фона.

Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон - цветной или белый. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица.

Какие нитки используются в работе.

Нитки являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей. Совсем непривлекательны картины из простых хлопчатобумажных белых и цветных ниток, применяемых для пошива, поскольку они имеют блеклые тона, но их можно использовать в тренировочных упражнениях или при разработке собственного замысла (черновой вариант). Наиболее оптимальным является использование ириса или мулине.

б) Далее мы остановимся на выборе цвета.

У каждого из вас есть любимый цвет или сочетание цветов. И как тяжело, практически невозможно заставить себя купить вещь нелюбимого цвета, даже если во всем остальном она будет хороша. Подсознательный выбор цвета, который зависит от вашего темперамента, эмоционального состояния — это задача для психолога, а искусство красиво сочетать цвета доступно всем!

Вам доводилось застывать в немом восторге перед картиной какого-нибудь художника? Или восхищаться красотой пейзажа, созданного самой природой? Или любоваться невероятными сочетаниями цветов в каком-либо изделии?

Вы тоже можете создавать композиции, которые завораживают своими красками!

Существует множество классических схем сочетания цветов. В основе цветовых сочетаний лежит цветовой круг.

Из уроков рисования вы должны помнить, что основными цветами считаются красный, синий и желтый, остальные цвета дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Дополнительные цвета получаются путем смешивания основных цветов и в цветовом круге располагаются между основными цветами. Из них теплыми считаются красный и желтый, холодным - синий, все остальные цвета составные и поэтому могут быть и теплыми и холодными в зависимости от того какой цвет в них преобладает.

Часто для создания удачного цветового сочетания используют принцип противоположности – контраст. Этим приемом мы и будем сегодня пользоваться.

в) а теперь давайте познакомимся с основными технологическими приемами. И привели нас к следующим вопросам:

-Что такое окружность?

-Что такое хорда, диаметр?

Плотность заполнения окружности зависит от величины хорды: чем меньше хорда, тем больше свободной от нити поверхности внутри окружности и наоборот.

В начале необходимо разделить окружность на четное количество делений (16, 24, 48 и т.д.); сделать проколы в точках деления, пронумеровать деления, определить величину хорды, сделать первый прокол в т. 1 с изнаночной стороны на лицевую, затем выполнять проколы против часовой стрелки (с изнаночной стороны работы) согласно выбранной величине хорды. При этом на лицевой стороне работы – удлиненные протяжки, на изнаночной – прямые стежки (показ приема заполнения окружности).

4. Практическая часть.

И последнее чему мы должны научиться – это выполнение практических приемов.

Для этого необходимо заполнить окружность, используя контрастные цвета ниток.

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ при работе:

Заполнение угла:

- начертить на изнаночной стороне картона угол;

- каждую сторону угла разбить на равные отрезки;

- количество отрезков на каждой стороне угла должно быть одинаковым;

- расставить цифры очередности продевания нити;

- взять нить контрастного цвета, вдеть ее в иголку и закрепить скотчем с изнаночной стороны в точке 0;

- далее игла с ниткой опускается в точку 1 с лицевой стороны;

- далее из точки 1 в точку 2,из точки 2 в точку 3 ит.д.

Заполнение окружности:

- разделить ее на равные части (их должно быть четное количество);

- выбирается любая хорда в окружности;

- иголка с ниткой вставляется с изнаночной стороны в точке 0, затем опускается в точку 1, из точки 1 в точку 2 и т.д.;

Заполнение окружности (2 способ):

- разделить ее на равные части;

- расставить точки очередности протягивания нити: выбрать любую точку и обозначить ее 0, разделить количество точек на 2 равные части и обозначить ее точкой 1, рядом точка 2, точки 3 и 4 с другой стороны точки 0, точки 5 и 6 рядом с точками 1и 2 и т.д.

5. Закрепление материала.

1.Для освоения техники изонити нужно знать следующие приемы:

А. Заполнение угла

Б. Заполнение окружности

В. И тот и другой приемы

2.При заполнении угла по лицевой стороне нити протягиваются:

А. От одной стороны угла к другой

Б. Располагаются строго по сторонам угла

В.В любой последовательности

3.При заполнении окружности по лицевой стороне:

А. Нить повторяет линию окружности

Б. Получается рисунок в виде звезды

В. Получается любой другой рисунок

4.При работе в технике изонить разметку нужно делать:

А. На лицевой стороне картона

Б. На изнаночной стороне картона

В. Не нужно делать совсем

5.При заполнении угла проколы нужно делать:

А. Во всех полученных точках разметки

Б. В точках разметки через одну

В. Во всех точках кроме вершины угла

6.При заполнении окружности проколы нужно делать:

А. Во всех полученных точках разметки

Б. В точках разметки через одну

В. В центре окружности

7.Если необходимо удлинить нить, то:

А. Нужно закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком на конце

Б. Привязать к концу старой нити новую и работать дальше

В. И тот и другой приемы

6. Подведение итогов урока.

Учащиеся подписывают свои работы, которые преподаватель крепит на плакат, как итог выполненной работы. Обсуждается цветовое решение композиции. Учитель проводит оценку каждой работы, проверяет результаты теста.

-по объему выполненной работы

-по сложности рисунка

-по эстетическому оформлению

Домашнее задание: выполнить работу до конца, на следующем уроке мы устроим выставку творческих работ.

Рассматривание иллюстраций бабочек, вышивание углов на других работах в технике изонить.

Воспитатель. Ребята, к нам в детский сад пришло необычное письмо, давайте узнаем, что в нём написано.

Воспитатель. Вы хотите помочь жителям цветочной страны?

Воспитатель. Тогда мы сейчас превратимся в птичек и отправимся в путь.

Воспитатель. Посмотрите как здесь красиво, но почему - то не видно жителей цветочной страны, они наверное спрятались. Давайте тихонько присядем и подождём.

Воспитатель. Посмотрите, какой большой вырос цветок, в нём наверное кто - то живёт. Давайте посмотрим.

(Цветок открывается, в нём сидит маленькая девочка, в руках у неё красивый мешочек.)

Воспитатель. Девочка, ты кто?

Девочка. Я девочка - Дюймовочка,

В цветочке я сижу,

С стрекозами и бабочками

С детства я дружу.

Воспитатель. А что у тебя за мешочек?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Дети. Это бабочка.

Воспитатель. Мы сейчас проверим, правильно вы отгадали загадку или нет.

(Дети по очереди достают из мешочка силуэты бабочек.)

Воспитатель. Что мы можем сделать, чтобы вернуть бабочкам яркие краски? Дети. Мы можем украсить их узором из нитей. Воспитатель. Давайте тогда пройдем за стол и начнём работу.

(Дети садятся за стол.)

Воспитатель. С чего мы начнём работу?

Дети. Сначала мы проколем дырочки на уголках шилом Воспитатель. Правильно, а как вы будете это делать?

Дети. Под работу подложим подкладку и аккуратно проколем дырочки. Потом поставим шило в стаканчик остриём вниз.

Воспитатель. Правильно, начинайте работу.

(Дети под руководством воспитателя, прокалывают шилом дырочки.)

Воспитатель. Теперь выбирайте нитку для шитья. Какое правило необходимо помнить?

Дети. Нельзя брать нитку такого же цвета как бабочка, потому что её не будет видно. Воспитатель. Давайте ещё вспомним правило вышивания угла.

Дети. Работу начинаем с изнаночной стороны с уголочка. Потом прошиваем длинную дорожку на лицевой стороне. На изнаночной стороне игла попадает в соседнюю дырочку.

Воспитатель. Молодцы, правильно. А куда необходимо помещать иголку после работы?

Дети. Иголку вкалываем в подушечку, чтобы не потерять её и не уколоться.

(Дети вышивают уголки на крыльях бабочки. Воспитатель контролирует работу, помогает детям по мере необходимости.)

Воспитатель. Мы закончили работу, посмотри, Дюймовочка, какие яркие и красивые теперь твои подружки - бабочки. Давайте поместим их на цветочной полянке.

(Дети прикрепляют бабочки на мольберт.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток, который назвали изонитью. Они вбивали в дощечку гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нить. В результате получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилище. Это было давно. А вот в наше время изонитью украшают изделия, предметы быта, выполняют подарки, сувениры. И вместо дощечек используют картон, бархатную бумагу, а гвозди заменяет иголка. Нитки можно использовать различного цвета и назначения (мулине, ирис, швейные)
Изонить-техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне.
Правила техники безопасности
Перед началом и после работы следует мыть руки, чтобы работа всегда оставалась чистой.
При выполнении работы очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Свет должен падать на работу слева или спереди. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
Прежде чем приступить к работе, необходимо помнить следующие правила:
- рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь своё место (игла – в игольнице, ножницы, спицы, крючок и нитки в пенале или коробочке);
- игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы её легче было найти, если вдруг она надумает от нас спрятаться;
- нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;
- руки во время работы держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;
-никогда не берите в рот нитки, булавки, пуговицы, иголки и другие предметы;
- не следует откусывать нитку: это портит зубы;
- необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки – тупым концом;
- кладите ножницы сомкнутыми остриями от себя.

Этапы выполнения работы

1. Серединка цветка.
Шаг нити 1-9 против часовой стрелки.





Вышивать по кругу до тех пор, пока в каждой дырочке нить не окажется дважды, образовав галочки.


2. Лепесток
У основания лепестка два отверстия (например,1 и 11, см. схему):
а) шаг нити 1-2, 1-3, 1-4 и т.д. против часовой стрелки;



б) шаг нити 11-19, 11-18, 11-17 и т.д. по часовой стрелке;



3. Стебель
Шаг нити 1-8 по часовой стрелке;



4. Листья
а) шаг нити 1-20 по часовой стрелке до тех пор, пока нить не окажется в первом отверстии;


б) шаг нити 1-15 против часовой стрелки до тех пор, пока нить не окажется в первом отверстии;


Дети приобрели знания:
- о разных приемах выполнения изображения путем пересечения нитей.
У детей сформировались представления:
- о технике изонити, как одним из видов рукоделия;
- об истории развития рукоделия;
- о материалах, используемых в технике изонити (иголки, нитки).
Дети научились
- правильно пользоваться иголкой с ниткой;
- выполнять разные приемы в технике изонити: вышивание окружностей, дуг;
- вышивать изображения, сочетая различные приемы.
Занятия изонитью способствуют развитию у детей:
• мелкой моторики рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
• сенсорного восприятия;
• глазомера;
• логического мышления;
• воображения;
• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
• художественных способностей и эстетического вкуса.

Задачи: Познакомить учащихся со способом декоративного оформления работы в технике объемной аппликации.

Закрепить умения учащихся в работе с инструментами и материалами.

- развивать художественно-эстетический вкус, внимание, воображение; навыки работы с материалами и инструментами;

- воспитывать творческую активность, положительно-эмоциональный настрой к декоративно-прикладной деятельности, аккуратность и усидчивость.

Методы : беседа, рассказ-объяснение, показ иллюстраций, метод создания ситуации, демонстрация выполнения приемов педагогом, демонстрация приема выполнения воспитанником, самостоятельная деятельность воспитанников.

Наглядный материал: иллюстрации с изображением цветов, образец готовой работы.

Литературный ряд: беседа по теме; стихи, загадки.

Материал: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, заготовка серединки,(вышитый изонитью), декоративный материал.

Музыкальное сопровождение: Вальс цветов. П. И. Чайковский.

Мы с вами говорили о праздниках, посвященных нашим мамам. И начали изготавливать поздравительную открытку.

Сколько в доме света!

На столе для мамы

Так люблю я маму-

Пусть не знает мама

Мамин день пусть длится целый год! К.Чолиев.

Когда вся природа просыпается от долгого сна - ярче и теплее светит солнышко, тает снег, и в лесу на проталинах появляются первые …цветы!

Какие цветы вы знаете ?

Скоро приближается прекрасный праздник. Какой?

А какие подарки вы дарите своим близким? Что изображаете на открытках? Что пишете на них? С какой стороны? А можно создать открытку чтобы на ней и поздравление и изображение было на одной стороне? (ответы детей).

А посмотрите, какой цветок получился у меня. Что необычного вы увидели? Сравните эту работу с простой аппликацией. (ответы детей).

Особенность этой работы заключается в том что она соединяет в себе несколько техник. Каких? (ответы детей). Изонить используется как серединка цветка, а лепестки приклеены не полностью, что создает эффект объема. Листочки выполнены в технике гофрирования. А что еще необычного вы заметили?

Работа по подготовке рабочих мест

На что следует обратить внимание при работе с ножницами?

Чего нельзя делать при работе с ножницами?

Как нужно передавать ножницы?

Давайте вспомним, что мы уже сделали к этой открытке. (ответы детей).

Сейчас вы получите конверты с материалом для работы.

Посмотрите, как вы справились с работой по изонити, (выполнили круг на отдельном картоне и вырезали его по контуру)как вы считаете, чего не хватает в нашей работе? Мы с вами сделали серединку цветка, а теперь нам нужны …(лепестки).

А что вы обнаружили в конвертах? Полоски разного цвета с текстом. Что нам нужно сделать из этих некрасивых полосок? Лепестки, и их нужно вырезать.

Практическая деятельность детей (техника последовательности выполнения демонстрируется педагогом по ходу объяснения).

Внимание уделите четким контурам, нам нужно аккуратно вырезать лепесток.

-Вырезаем деталь - не нарушая правил Т.Б. (помните, что при вырезании поворачиваем деталь, а не ножницы; лезвия ножниц не следует смыкать до кончиков, нужно работать серединой, иначе на детали образуются зазубрины).

Выполнение практической работы . (Работа выполняется под музыку. Вальс цветов. П. И. Чайковский.)

Ребята, вспомните сказки про волшебные цветы: (Цветик-семицветик – В.Катаева, Аленький цветочек - С.Т.Аксакова, Дюймовочка - Г.Х.Андерсена появилась из цветка

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются,

затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно

закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Мы с вами уже работали с этим приемом, кто нам покажет, как он выполняется?( демонстрация приема выполнения воспитанником)

Дети работают самостоятельно.

Мы подготовили все детали и теперь можем собирать работу.

Давайте составим план сборки.

- наклеивание салфетки. Как? (ответы детей).

Лепестки готовы но нам необходимо их сделать выпуклыми. С помощью линейки или сложенных ножниц обрабатываем деталь, аккуратно прижимая её большим пальцем к линейке и вытягивая лепесток на себя. Получаем завитый край детали. Как приклеим? (ответы детей).

Помните, что приклеивать лепестки нужно частично - капните клей на серединку цветка. Лепестки приклеиваем только до серединки.

- наклеивание листьев. Как? (ответы детей).

Пока сохнет работа. Я проверю как вы справились с ней. Молодцы!

. А с загадками про цветы справитесь?

Поклонились Нам цветы

На Зелёной Ножке

Из-под снега вышел друг, и весной запахло вдруг.(подснежник)

Белый, душистый, в лесу растет, бубенчиками цветет. (ландыш)

Красные ладошки на одной ножке (тюльпан)

В беленькое платьице.

Рассматривание иллюстраций (Какие цветы вы узнали? Какие из угаданных цветов присутствуют на иллюстрации?

III. Заключительный этап.

Подведение итогов занятия.

А сколько лепестков получилось у вас? А какого они цвета? Можно назвать наш цветок –волшебным?

Беседа .Что понравилось на занятии ,что нового узнали?

Анализ детских работ (рассматривание работ, отметить самые интересные).



Цель:
- образовательная: ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения нового вида вышивки, ознакомить с образцами работ в технике изонити;
- воспитательная: вос¬питывать вкус, терпение, пробуждать фантазию, обучить плоскостному моделированию;
- развивающая: научить заполнению окружности в технике изонить, улучшить сенсорные и моторные навыки,
Наглядные пособия: образцы выполненные в технике изонити, карточки.
Оборудование: нитки, игла , картон, ножницы,

Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток, который назвали изонитью. Они вбивали в дощечку гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нить. В результате получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилище. Это было давно. А вот в наше время изонитью украшают изделия, предметы быта, выполняют подарки, сувениры. И вместо дощечек используют картон, бархатную бумагу, а гвозди заменяет иголка. Нитки можно использовать различного цвета и назначения (мулине, ирис, швейные)
Изонить-техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне.
Правила техники безопасности
Перед началом и после работы следует мыть руки, чтобы работа всегда оставалась чистой.
При выполнении работы очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Свет должен падать на работу слева или спереди. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
Прежде чем приступить к работе, необходимо помнить следующие правила:
- рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь своё место (игла – в игольнице, ножницы, спицы, крючок и нитки в пенале или коробочке);
- игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы её легче было найти, если вдруг она надумает от нас спрятаться;
- нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;
- руки во время работы держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;
-никогда не берите в рот нитки, булавки, пуговицы, иголки и другие предметы;
- не следует откусывать нитку: это портит зубы;
- необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки – тупым концом;
- кладите ножницы сомкнутыми остриями от себя.








2. Лепесток
У основания лепестка два отверстия (например,1 и 11, см. схему):
а) шаг нити 1-2, 1-3, 1-4 и т.д. против часовой стрелки;











Дети приобрели знания:
- о разных приемах выполнения изображения путем пересечения нитей.
У детей сформировались представления:
- о технике изонити, как одним из видов рукоделия;
- об истории развития рукоделия;
- о материалах, используемых в технике изонити (иголки, нитки).
Дети научились
- правильно пользоваться иголкой с ниткой;
- выполнять разные приемы в технике изонити: вышивание окружностей, дуг;
- вышивать изображения, сочетая различные приемы.

Занятия изонитью способствуют развитию у детей:
• мелкой моторики рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
• сенсорного восприятия;
• глазомера;
• логического мышления;
• воображения;
• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
• художественных способностей и эстетического вкуса.

Читайте также: