Как люди научились считать 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Конспекты
Автор: Звягинцева Татьяна Николаевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 90.86 Kb

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 села Ермолаево

муниципального района Куюргазинский район

Внеклассное занятие по математике на тему:

Фаршатова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

Внеклассное занятие по математике на тему:

Цели: 1. Познакомить с тем, как люди научились считать. Расширить познания об истории математики.

2. Воспитывать гибкость математического мышления, умение рассуждать. Развивать внимание, память, воображение, логику мышления.

  • Организационный момент.
  • Подготовка к активной познавательной деятельности. – Что толкнуло человека к счету предметов?

– Как раньше назывались числа?

III. Знакомство с новым материалом.

– Сегодня, ребята, вы узнаете о том, как люди учились считать. Сотни тысяч лет назад люди жили скудной голодной жизнью в пещерах. Древние люди очень зависели друг от друга. Жили они небольшими группами. Всем нужны были ягоды, корешки и зерна. Их собирали женщины. Нужно было и мясо. Его добывали мужчины. Итак, первые сотни тысяч своей жизни на земле люди охотились на диких животных, собирали орехи, ягоды и съедобные корни.

Часто люди пользовались жестами (учитель показывает несколько жестов, чтобы детям было понятно, о чем идет речь). Например, у некоторых племен в Австралии была примета, что слова, сказанные вслух, вредят охоте. Поэтому люди показывали руками, на пальцах: сколько поймано или убито зверей, сколько человек должно укрыться в засаде на тигра, а, сколько его будут окружать. Вспомните, наверняка, на рыбалке с папой вы объяснялись иногда и жестами, чтобы не спугнуть рыбу. Чтобы сфотографировать птичку или зверька в лесу, тоже объясняются на пальцах. Ну, совсем, как древние люди!

– В те далекие времена люди постоянно перебирались с места на место в поисках дичи, ягод, корней и семян. Переходя с одной стоянки на другую, они не в силах были тащить с собой много поклажи. Но даже, если бы они зимой и летом, год за годом сидели в одной и той же пещере, у них все равно не набралось бы много вещей. Но раз вещей у древнего охотника было мало, то ему и считать было почти нечего. Он обходился двумя-тремя числами.

– Постепенно люди перешли от охоты к скотоводству, земледелию. Жили они, конечно, уже не в пещерах, а в домах. И вещи стали накапливаться и накапливаться. Им нужны были теперь числа больше, чем 1, 2, 3 и т.д. Вот они и начали считать при помощи того, что всегда было при себе – на собственных пальцах.

– Как выдумаете, много ли можно было показать на пальцах? Совершенно верно, только небольшие количества предметов. Так, постепенно, у людей появилась необходимость в записи чисел, а не в показе их на руках.

– Записывали поначалу совсем просто: делали зарубки на куске дерева или кости.

– Когда понадобилось записывать большие числа, то для пятерок или десяток стали придумывать новые знаки. Со временем понадобились знаки для десятка и так далее. Очень наглядной была система таких знаков у древних египтян:

Единица (мерная палка).

Десять (путы для стреноживания коров).

Сто (мерительная веревка – каждая такая веревка была длиною в сто локтей).

Тысяча (цветок лотоса – этот цветок был распространен в Египте).

Вот как египтяне записывали число 3246:

– Несмотря на свою громоздкость, такая запись чисел была довольно удобной. Однако у нее был недостаток. Например, попробуйте умножить или разделить два числа, записанные древнеегипетским способом.

– Запись чисел, похожую на египетскую использовали и древние римляне. Только цифры у них были другими и обозначались ими не только десятки, но и пятерки, например:

V- Пять (считают, что этот знак произошел от рисунка руки ).

X – Десять (две руки).

Например, число 36 записывали так: ХХХVI.

– Римскими цифрами пользуются и сегодня. Однако вычислять римскими числами не удобно также как и с помощью египетских.

– Казалось бы, удобные цифры должны были изобрести древние греки, которые создавали математику как науку. Однако вычислениями греки не увлекались, и поэтому просто тем, что обозначили числа буквами своего алфавита. Так же, буквами обозначили числа и в Древней Руси.

– Те, очень удобные числа, которыми мы пользуемся сегодня, изобрели индийцы. Индийцы догадались, что значение цифры может зависеть от ее места в записи числа. В Европу эти цифры попали благодаря арабам, поэтому цифры называют арабскими.

IV. Решение логических задач.

  1. Прямоугольный лист бумаги со сторонами и разрезали на четыре равных части, а затем из них составили квадрат. Как это сделали? Выполни рисунок.
  2. Стоят 6 стаканов, 3 из них с водой, а 3 – пустые. Как сделать так, чтобы они чередовались? Разрешается брать в руки только один стакан.
  3. Задача-шутка. а) Если в 11 ч ночи идет дождь, то возможна ли через 48 ч солнечная погода?

б) Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?

V. Подведение итогов.

– Когда пользуются римскими цифрами?

– Кто изобрел цифры, которыми мы пользуемся сегодня?

– Почему их называют арабскими?

VI. Домашнее задание.

Найди три числа. В каждом упражнении под символами подразумеваются три разных числа.

Используя цифровой ключ, данный в каждом примере, попытайтесь найти эти числа.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]


Работа знакомит учащихся с историей возникновения счета, с историей возникновения написания цифр у разных народов и в разное время.

Описание разработки

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения чисел.

Задачи:

1. Развивать творчество и любознательность.

2. Воспитывать потребность в самостоятельном приобретении знаний, культуру мышления.

3. Развивать вычислительные навыки.

Конспект учебного занятия.

Орг. момент.

презентация к уроку математики Как люди научились считать

- Первым людям, которые жили на Земле тысячи лет назад, было очень трудно научиться считать.

Природные недостатки, преимущества и зависимость людей друг от друга связали и объединили их в племена, и с появлением устной речи древний человек стал человеком мыслящим. Первобытные люди представляли себе только конкретное количество каких - то определенных предметов. Например, пять пальцев, две руки, два глаза. Понятие о числе у разных народов Земли развивалось по - разному. Так у аборигенов Австралии имелось только три численных понятия: один, два и три, и для того, чтобы сказать пять, они говорили два и три. Все, что превосходило это понятие они называли просто словом много. Некоторые африканские племена до сих пор не имеют множественного числа, и вместо того, чтобы сказать две коровы, они говорят корова – корова, а если коров больше, - много коров.

Постепенно у людей стала развиваться письменность. Цифры, условные знаки для обозначения чисел, в древнее время у разных народов имели различное начертание. (Показ 3 слайда).

История Древнего Египта насчитывает несколько десятков тысячелетий - с 5000 г. до н. э. до IV в. н. э. В Египте жил послушный, терпеливый, трудолюбивый, упорный и выносливый народ. Египтяне смогли создать мощное, процветающее государство. Единственное, чего не смогли сделать древние египтяне, - развить свое иероглифическое письмо. И это было одной из загадок Древнего Египта. Египтяне, не развив свою письменность, удивительным образом смогли достичь больших успехов в арифметике, геометрии и других точных науках. В Древнем Египте считали десятками, но значки обозначавшие числа, использовались только для разрядов. (Показ 4 слайда).

Древние греки были хорошими моряками и быстро усваивали знания, привезенные из других стран. В Древней Греции развивался демократический строй. Их умения рассуждать и доказывать повлияло на развитие страны и народов. (Показ 5 слайда).

(Показ 6 слайда). Именно в Греции появилось название науки арифметика (в переводе – простейшие действия, производимые с числами).

Первые мореплаватели передали эстафету открытий народам Европы. Без математики не могла развиваться ни одна наука, в которой требуется производить вычисления. (Показ 7, 8, 9 слайдов).

Первый славянский алфавит был создан Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. Первые числа записывались с помощью этого алфавита. (Показ 10 слайда). (Показ 11 слайда).

Весь материал – смотрите архив.


-75%

1. Познакомить со способами счета и обозначением цифр в древности.

2. Расширить знания детей о древнем мире, о занятиях людей в древности.

3. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.

4. Тренировать умение распознавать форму геометрических фигур, развивать внимание.

5. Тренировать умение считать до 5 в прямом и обратном порядке.

6. Учить пересказывать текст.

7. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями, пополнять лексикон новыми словами.

8. Учить детей эмоционально рассказывать и воспринимать стихи.

9. Развивать мыслительные операции, речь.

10. Развивать фантазию, любознательность.

• Иллюстрации с изображениями древних людей

• Изображение камня, папируса

• Палка с зарубками

• Веревка с узелками

• Карточка с цветами

• Большие карточки с цифрами

• Маленькие карточки с цифрами на каждого, включая 0

• Ватман, картинки для аппликации, клеящие карандаши, салфетки

Ход занятия:

- Сколько тебе лет?

- Сколько лап у кота?

- Сколько у тебя друзей?

- Сколько солнц на небе?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько у тебя ушей?

Воспитатель: Что нужно уметь делать для того чтобы ответить на все эти вопросы? (Нужно уметь считать)

А как считали древние люди? Вот послушайте.

Давным- давно много лет назад, наши далекие предки жили небольшими группами – племенами (повторить слово хором).

Что вы уже знаете об этом?

Ребенок: Они бродили по лесам и полям, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались они в шкуры убитых зверей.

Ребенок: Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться различными орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди, как и современные маленькие дети не знали счета.

Воспитатель: Но теперь детей учат считать родители, учителя, воспитатели. А первобытным людям не у кого было учиться. Наблюдая за окружающей природой, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – одного волка, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу. И считали так : один – много. Потом они заметили, что многие предметы состоят из пар. Скажите, а что на нашем теле присутствует в паре? (глаза, уши, руки, ноги и т. д.) А у животных?

Первобытные люди научились показывать число на пальцах. Например, желая обменять сделанное им копье на 5 шкурок для одежды, человек клал руку на землю и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. (Выложить предметы).

Как же люди научились записывать цифры? Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на камнях и палках, в виде отложенных ракушек или камушков, узелков завязанных на веревке.

Вглядитесь внимательно, какой – то человек поднял обе руки к верху. Ему было чему удивляться, ведь он обозначал целый миллион. Рисовали такого человечка древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человек изображал миллион. В Древнем Египте числа записывали палочками. В древней Руси буква а – обозначала единицу, в – два, г – три и т. д.

Современные цифры выглядят совсем по- другому. А вы знаете цифры?

В стране цифр случилась беда – все цифры перепутались. Нужно построить их по порядку. Для того чтобы туда попасть нужно построиться в определенном порядке (у детей в руках по одному карандашу, разного цвета, воспитатель показывает карточку с цветами в определенном порядке, дети выстраиваются по цветам).

Воспитатель: Какая цифра самая первая? (1)

Кто расскажет стихотворение про эту цифру?

Рисовал я единицу

Получилось - ну и ну!

Для полета на Луну.

Как стрела помчусь я в небо,

Где ни разу до меня

Ни один мальчишка не был

Самым первым буду я!

Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа цифра 1?

На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух,

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

Кто расскажет стихотворение про эту цифру?

А вот это посмотри.

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков –

Состоит из 2 крючков.

Воспитатель: Цифра 3 дает нам задание.

(Задание на соотношение числа и цифры. Выложи столько предметов, какая цифра нарисована на карточке).

На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенков)

Воспитатель: Кто знает стихотворение про цифру 2?

Два на ножке приседает

И головку наклоняет

Так красиво шею гнет-

Прямо лебедем плывет.

Задание: Определить из каких геометрических фигур состоят рожицы.

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало? (4)

(выложено на столе из деревянных палочек, дети определяют ошибку, и исправляют, добавляя или убирая палочку).

Как – то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка

Воспитатель: Кто знает стихотворение про эту цифру?

А вот это цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи

Цифру пальчику скажи.

(пальчиковая гимнастика)

Воспитатель: Мы собрали все цифры, давайте выложим их по порядку.

(Восстановление числового ряда)

А теперь мы закроем глаза, хором досчитаем до 5 и вернемся обратно в группу.

Итог занятия :

Где мы сегодня побывали?

Что нового узнали?

Что вам особенно запомнилось?

Для того чтобы запомнить с помощью чего люди считали в древности, мы выберем нужные картинки и наклеим их на большой лист бумаги. А наши папы и мамы посмотрят, чем мы сегодня занимались.

Консультация для родителей. Как научить ребенка считать? Как научить ребенка считать? Азы обучения счету ребенок осваивает в раннем дошкольном возрасте. Первые понятия чисел познаются крохой в.

Как люди научились считать

Понятие числа - такое привычное для нас. Но оно ведь было не всегда. Как и когда человек впервые до него додумался?
Исследователи первобытной эпохи утверждают, что уже в эпоху палеолита человек имел представление о количестве. Конечно, эти представления еще нельзя назвать счетом - первобытный человек оценивал количество предметов чувственно, как это происходит у высших животных.

Тема, которую я выбрала, очень заинтересовала и меня сразу с нескольких сторон. Это определило цель и задачи проекта:

Цель исследования – выяснить, как люди научились считать. Какие символы используют для записи числа. Какими числами мы пользуемся в 21 веке. Какую роль они играют в нашей жизни? Задачи:

1. Узнать историю развития чисел

2. Понять, связаны ли наши современные числа и цифры с теми, которыми пользовались наши далекие предки. 3. Проанализировать доступную информацию из книг и Интернета о развитии понятия числа и счёта.

1.Как люди научились читать.

Родиной математики принято считать Древнюю Грецию. Всем нам хорошо известны имена первых древнегреческих мыслителей, которые для объяснения мироустройства прибегали не только к философским рассуждениям, но и к математическим аксиомам и теоремам: Фалеса, Евклида, Архимеда, Пифагора. Да, действительно, именно в Греции математика впервые оформляется как система научного знания. Но если говорить о её зарождении - о возникновении первых преднаучных арифметических и геометрических понятий - следует обратиться к временам гораздо более далеким.

Нетрудно догадаться, что самое простое арифметическое понятие - понятие числа - возникло на основе потребности счета. Но когда же появляется эта потребность? И когда у человека появляется способность эту потребность реализовать?

2.Как появились первые цифры.

Итак, человек научился считать. Но этого было мало. Нужно было еще и запоминать числа – например, чтобы знать численность скота или количество зерна в амбаре. Человек использует для этого зарубки на кости или на дереве или узелки на веревке (кипу). Он уж не просто считает, он сохраняет результат счета! И по сути своей эти зарубки и узелочки уже есть прообраз записанного числа.

Далее совершается переход к изображению чисел с помощью цифр. Первоначально это изображение носит так называемый аддитативный принцип (от лат. addito - сложение) и очень напоминает зарубки. Этот принцип состоит в том, что вводится несколько основных знаков, например 1, 10, 100, а промежуточные числа записываются путем повторения этих знаков. Также использовался субстрактивный (substracto – вычитание) принцип – когда число записывалось в виде ab и означало разность b-a. Пример аддитативный и субстрактивной системы – дошедшие до наших дней римские цифры. К примеру, чтобы выразить число 23, в римских цифрах используется удвоение числа 10 и утроение числа 1 – XXIII (аддитативный принцип). А при выражении числа 9 используется число 1, которое ставится перед числом 10 и должно быть вычтено из него – IX (субстрактивный принцип).

Запись числа – это новый этап в развитии культуры человека. Записанное число неумолимо влечет за собой изобретение системы исчисления, возможность оперировать очень большими числами и в результате приводит к элементарной арифметике. Ведь система исчисления уже заключает в себе принципы сложения и умножения. Чтобы выразить число 15, надо к десяти прибавить пять, а чтобы получить число 20 – надо к десяти прибавить десять (т.е. взять десять два раза, иначе говоря, умножить).

Дальнейшее развитие этой элементарной арифметики происходит вместе с экономическим развитием жизни, с развитием торговли, с возникновением первых государств.

Итак, мы видим, что человек уже на ранних этапах своей культуры умел считать и сохранить результаты счета, производил над числами арифметические действия, а также имел понятие о геометрических формах .Но откуда же появились современные цифры, которыми мы пользуемся?

4.Как к нам пришли современные цифры.

Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. От арабов к нам пришло и слово цифра. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся : 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 ,7 , 8 ,9. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

В России только после введения Петром I гражданского шрифта, арабские цифры практически полностью сумели вытеснить буквенное обозначение цифр. Они остались с нами до настоящего времени.

3.Цифры в наше время.

Числа в нашей жизни играют невообразимо важную роль. Они окружают нас повсюду. С самого нашего рождения мы приобретаем целый ряд значимых для нас чисел. И потом числа не покидают нас: мы пользуемся ими при счете предметов, денежных единиц, отсчитывании времени, календарных дней. Не стоит забывать, что числа необходимы для очень многих специальностей, и особенно технических. Так же мы не обойдемся без чисел при наборе телефонного номера, снятии показаний с разнообразных счетчиков. Смотрим ли мы спортивную программу или покупаем продукты в магазине, читаем пословицы или поговорки, загадываем ли загадки – везде нас окружают числа.

Трудно представить нашу жизнь сейчас без чисел. Все смешается, спутается. Жизнь очень усложнится. В отношениях между людьми появится много трудностей: начиная с опозданий на работу, различные встречи и заканчивая международными конфликтами. Попробуйте сами некоторое время не пользоваться числами. Это просто невозможно! Числа имеют очень большое значение в повседневной жизни.

Я тоже не исключение: я родилась 5 декабря 2008 года в 17:30. Сейчас 2021год и мне 12 лет. В школу я пошла в 6 лет. В нашем классе 26 человек. В школу я иду в 7:50. По расписанию у нас обычно 6 уроков и мы заканчиваем в 14:05, а начинаем в 8:30.

4.Мои исследования и наблюдения.

Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к числам. Для этого я провела опрос среди учеников, и вот что у меня получилось. У большинства почему то любимыми числами являлись однозначные.

Андуганова Юстина – 18;

Дегтярев Илья – 15,7;

Габдуллина Юлия – 8;

Биктубаева Виолетта – 7;

Токарев Константин – 25;

Полех Полина – 6;

Одношивкин Никита – 9;

Мой Папа – чтобы облегчить решение проблем в области математики;

Андуганова Юстина – чтобы правильно сосчитать количество предметов;

Султанова Эльвина – чтобы знать сколько тебе лет;

Полех Полина – чтобы знать количество предметов;

А у остальных все тоже самое.

Это значит, что мои одноклассники тоже часто встречаются с числами и понимают, что без счета нам не обойтись.

Совр е менную жизнь невозможно представить без чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.

Мы используем числа изо дня в день, из года в год. Они с нами дома и в школе, на уроках и после уроков.

Для осознанного понимания окружающего мира необходимы математические знания о числах, необходимо дальнейшее развитие математического мышления

Теоретические знания могут быть глубокими и прочными лишь при условии их непосредственной связи с живой деятельностью людей.

5. Ван дер Варден Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. - М., ГИФМЛ, 1959. - 462 с.

6. Матвиевская Г.П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. - Изд.: Фан, 1967, 341 c.

7. Юшкевич А.П. История математики в средние века Изд.: Физматгиз, 1961, 448 с.

Читайте также: