Конспект занятия по истокам в средней группе любимая сказка
Обновлено: 31.05.2024
Оценить 751 0
Цель: создать осмысление русских народных сказок, продолжать совместное движение к постижению духовного опыта нашего народа, его стремление к высокому, его верования и обычаи.
Образовательные: 1. Формировать коммуникативные навыки, интерес и потребность детей в восприятии сказки.
2. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
Воспитательные: 1. Воспитывать дружбу, взаимопомощь, согласие и единение в общем деле.
2. Учить осмысливать ценность семьи и отношение в семье, роль доброго слова и доброго дела в жизни человека.
ХОД образовательной деятельности:
I этап. Организационный
Воспитатель: Ре бята, давайте по приветствуем друг друга.
1. Психогимнастика
Дети сидят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх) .
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди) .
Выхожу из дома я : (Показать рукой на себя) .
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой) .
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер) .
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими) .
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки) .
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случится, наша сказка впереди.
II этап. Мотивационный
Посмотрите ребята, у меня есть волшебный сундучок. А в нем спрятались сказки. Попробуйте их отгадать.
Унесла его лиса, аж за темные леса. (Кот, петух и лиса)
Сдобный, пышный, круглощекий у него румяный бок. (колобок)
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться? (Аленушка и братец Иванушка)
Красна девица, грустна, ей не нравится весна. (Снегурочка)
Молодцы много сказок знаете.
III этап. Практический
Воспитатель : Отгадайте загадку :
Стоит домик расписной,
Он красивый такой.
По полю зверюшки шли,
Остались в доме жить они.
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили.
Мишка домик развалил,
Чуть друзей не раздавил.
- О какой сказке идёт речь ?
Воспитатель : Назовите персонажей этой сказки .
Дети : Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка- попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Мишка-топтыжка.
Воспитатель с детьми встают в круг .
Центр круга – теремок.
Воспитатель с детьми идут по кругу , при этом произнося слова :
Воспитатель : Стали звери вместе жить, Стали жить и не тужить. Дружно, весело живут, О дружбе песенку поют. Стоит в поле теремок, теремок, Очень-очень он высок. Без веселья здесь нельзя, В теремке живут друзья!
Воспитатель : Что побеждает во всех сказках ?
Дети : Дружба и доброта.
Воспитатель : Будем такими же дружными и добрыми как персонажи сказок , всегда приходить на помощь друг другу.
- Ну а теперь настало время вернуться нам на наши стульчики.
- У каждого из нас есть своя любимая сказка. Может вам её рассказали ваши родители, бабушка или дедушка, а может вы познакомились с ней здесь, в детском саду. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев и мечтаете стать как они, такими же храбрыми и добрыми. Подумайте и скажите, какая сказка у вас самая любимая ?
Воспитатель из сундучка достает клубочек .
Первым отвечает ребенок слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель.
- Мы любим эти сказки которые учат нас жить в мире и согласии, в сказках всегда торжествует добро, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, вселяют веру в торжество правды на земле.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что с ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Воспитатель просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.
Цель: обобщить имеющиеся знания детей о русских народных сказках.
Образовательные задачи:
- Закрепить умение ориентироваться в героях и сюжете русских народных сказок.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к русской народной сказке.
- Воспитывать доброе отношение друг к другу.
- Развивать умение внимательно слушать друг друга, работать в паре.
- Развивать речь, воображение, мышление, память.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе совместной деятельности: коммуникативная деятельность
Форма организации детей: подгрупповая.
Материал и оборудование:
• Клубок (2, пенёк, корзинка (лукошко) с предметами из русских народных сказок.
Планируемый результат: формирование ориентира на положительные качества героев русских народных сказок.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на этот столик с книгами, многие книги вам знакомы, и вы не раз их читали на занятиях и дома с родителями. В этих книгах живут русские народные сказки. Почему сказки называются народными? (Сочинил русский народ)
- Правильно. Сказки передавались из уст в уста от родителей детям, которые вырастали и в свою очередь рассказывали их своим детям. Так они дошли и до нас с вами. Эти сказки добрые: в каждой сказке побеждает добро, а зло всегда наказывается. А откуда, кроме книг, вы еще познакомились со сказками? (Рассказывала мама/бабушка, смотрели мультфильмы, ходили в театр).
- Вы уже знаете много сказок. И вот сегодня мы еще раз вспомним любимые сказки. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Как вы думаете, что нам нужно с ним сделать? (Бросить, и он покажет дорогу)
-Давайте возьмемся за руки и пойдем туда, куда укажет нам клубочек.
Цепочкой за воспитателем идут к пеньку.
- На полянку мы пришли,
Оглянитесь, дети, вы!
Может где-то за пеньком
Чудо чудное найдем.
Находят лукошко.
- Посмотрите-ка, это лукошко сказок. Не простое, а волшебное, с загадками. Давайте попробуем отгадать. Присаживайтесь на полянку. Я буду доставать предмет, а вы называть из какой он сказки.
Яичко – Курочка Ряба
Пирожок – Маша и медведь
Скалка – Лисичка со скалочкой
Колодец – Лиса и козел
Щука – По щучьему веленью
Яблоко – Гуси – лебеди
Дети собирают картинки. Когда все готовы, по очереди называют свою сказку.
- И с этим заданием справились! Устали? Давайте теперь немножко поиграем.
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки
Здоровые и крепкие (показать "силу")
- Ну а теперь настало время вернуться нам на наши стульчики.
- У каждого из нас есть своя любимая сказка. Может вам её рассказали ваши родители, бабушка или дедушка, а может вы познакомились с ней здесь, в детском саду. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев и мечтаете стать как они, такими же храбрыми и добрыми. Подумайте и скажите, герой какой сказки у вас самый любимый и почему?
Первым отвечает ребенок слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что с ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
- Вот и наша встреча подошла к концу. Вам, ребята, понравилось наше маленькое путешествие по сказкам? О каких сказках мы с вами сегодня говорили? Почему они называются народными? Молодцы! Спасибо!
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
3. Развивать умение внимательно слушать друг друга, работать в паре
4. Воспитывать доброе отношение друг к другу. 5.Формировать эмоционально-выразительную речь детей. Материал к занятию:
4. Изобразительный материал для создания рисунка к сказке.
5. Аудиозапись "В гостях у сказки" (минус)
6. Волшебный клубок (из разноцветных ниток)
1. Чтение детям русских народных сказок: "Братец Иванушка и сестрица Аленуш- ка", "У дедушки Трифона", "Петушок и бобовое зернышко", "Петушок -золотой гребе- шок", "Снегурушка и лиса" и другие беседа по ним, организация выставки книжек - ма- лышек "Любимая сказка", изготовленных воспитанниками и их родителями
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Дидактические игры: серия развивающих игр "Играем в сказку" (разрезные кар- тинки), пазлы "Герои русских сказок". Словесные игры: "Узнайте сказку", "Чья песен- ка?","Отгадайте сказочного героя", "Я назову, а вы продолжите", "Собери и расскажи сказку", "Раскрась героя сказки правильно" и другие.
4. Театрализованные игры детей по мотивам русских народных сказок "Теремок". "Петушок и бобовое зернышко", пальчиковый театр "Курочка Ряба", "Журавль и лиса",
5. Привлечение родителей к: 1.изготовлению шапочек, атрибутов для обыгрывания народных сказок, 2. изготовлению совместно с детьми книжек -малышек "Моя люби- мая сказка"
1. Подготовительный этап.
Звучит аудиозапись песни В. Толкуновой "Сказки гуляют по свету"
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, о чем поется в песне?
Дети. В песне поется о сказках, о змее Горыныче, о Сивке-Бурке, о Золушке, о Василисе Прекрасной, о Кощее Бессмертном, о том, что добро всегда побеждает зло.
Воспитатель. Совершенно верно. Ребята, скажите, пожалуйста, а о чем рассказыва- ют сказки?
Дети. Сказки рассказывают о волшебстве, о чудесах, о животных, о дружбе, о добре и зле.
Воспитатель. Молодцы! И правда, сказки рассказывают о небывалом и чудесном. Мы с вами читали много сказок и все они - русские- народные сказки. А как вы думаете почему их называют народными?
Дети. Сказки называют русскими народными, потому что их сочинил народ. Воспи- татель. Правильно, именно потому, что их сочинил народ. Сказки передавались от од- ного человека к другому. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Ребята, а откуда вы знаете сказки?
Дети. Их рассказывают родители, читают взрослые, мы смотрим мультфильмы, в группе есть уголок сказок, ходим в театр
Воспитатель. Ребята, что можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, веселая, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Любите ли выслушать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. Вы знаете уже много сказок. И вот мы сегодня ещё раз вспомним лю- бимые сказки. А чтобы их вспомнить мы с вами отправимся в интересное сказочное путешествие.
Звучит отрывок аудиозаписи "В гостях у сказки" (минус). Дети за воспитателем идут по кругу.
На волшебную полянку мы пришли Оглядитесь, дети, вы!
Может где-то под кустом Чудо -чудное найдем?
Дети находят лукошко
Воспитатель. Вот лукошко. Что же в нем?
Что мы с вами там найдем?
Ну - ка.. (имя ребенка) подойди И в лукошко загляни.
Ребенок находит зеркало.
Зеркало, да не простое! А волшебное, большое!
Сейчас я зеркальцем взмахну И загадку вам прочту.
Отгадай, не зевай Сказку сразу называй! Стоит домик расписной, Он красивый и большой.
По полю зверюшки шли, Остались в доме жить они.
дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка) Бабушка за дедушку,
Общий, дружный труд. (Репка)
У Алёнушки сестрицы Унесли братишку птицы, Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)
Что за гостья в дом пришла, К трём лесным медведям? Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала, А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя) Не послушался братишка Старшую сестрицу,
И попил из лужицы Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) Воспитатель.
Вы все загадки отгадали, много сказок мне назвали. Ну- ка! В круг вставайте дружно!
В сказки поиграть нам нужно! Физкультурная минутка "Сказки" Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
А сейчас закрывайте глазки и мы с вами отправимся дальше.
Дети закрывают глаза. Звучит отрывок аудиозаписи "В гостях у сказки" (минус).
Ой, ребят, откройте глазки! Кто - то перепутал сказки! Всех зверей перемешал!
Репку он козлятам дал!
Трем медведям вместо Маши Дал горшочек вкусной каши! Брат с сестрой не убегают Бабку- ежку угощают.
Помогите, подскажите, Сказку снова соберите. Чтобы каждый из героев Был на месте на своем!
Я предлагаю разделиться на группы и помочь героям русских народных сказок со- браться вместе.
Воспитатель. Дети, назовите, пожалуйста, сказку, героям которой вы помогали. До- говоритесь в своей группе, кто из вас будет отвечать.
Дети, выполнив задание, отвечают.
Воспитатель. Вот и настала пора возвращаться в группу. Звучит отрывок аудиоза- писи "В гостях у сказки" (минус).
Воспитатель. Сказки любят не только дети, но и взрослые. И в каждой семье есть своя сказка, любимая, которую рассказывают вам взрослые: мама или папа, бабушка или дедушка, которую вы перечитывали не раз. Подумайте и скажите, какая сказка в вашей семье самая любимая? Кто вам ее читал и почему она вам нравится?
Сейчас мы будем передавать клубок друг другу. Каждый из вас, кто держит клубок в руках, должен назвать одну любимую сказку, а затем передать его своему соседу.
Первым в круге на вопрос отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Завер- шает ресурсный круг воспитатель.
1. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок.
2. Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев.
3. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.
1. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок.
2. Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев.
3. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Загадывание загадок.
Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли гости. Давайте, поприветствуем наших гостей.
Воспитатель: Давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг!
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Вот и стало светло в нашей группе от улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила почтальона, и он передал нам письмо. Давайте вместе прочитаем и узнаем от кого оно. (Открывается конверт и читается).
Воспитатель: Ребята как мы можем помочь Колобку?
Воспитатель: А как мы можем попасть в сказочную страну? А чтобы попасть в сказочную страну надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться? Какие средства передвижения бывают в сказках? (Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).
Воспитатель: - Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем:
«Раз, два, три ковер лети! Представляем. Что мы летим над горами, лесами, морями. Вот уже мы с вами приземляемся На волшебную полянку, открываем глаза. Вот мы и в сказке. Оглядитесь, дети, вы! Может где-то под кустомЧудо -чудное найдем?
Дети находят лукошко
Что мы с вами там найдем?
Ну - ка. (имя ребенка) подойди
И в лукошко загляни.
Ребенок находит клубочек.
Я загадки вам прочту.
Отгадайте, не зевайте
Сказку сразу называйте!
Стоит домик расписной,
Он красивый и большой.
По полю зверюшки шли,
Остались в доме жить они.
Воспитатель: Как звери жили в Теремке?
Бабушка за дедушку,
«Ох, никак не вытянуть,
Общий, дружный труд. (Репка)
Не послушался братишка
И попил из лужицы
Много горя принесла
Им нечистая вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Вы все загадки отгадали, много сказок мне назвали.
На карточках картинки с героями сказок добрые и злые.
Воспитатель: Ребята давайте сейчас каждый из вас выберет героя и расскажет нам добрый он или злой? И почему он так решил?
Дальше идут и видят, разбросаны картинки и рядом лежит конверт с заданием.
Ой, ребят, откройте глазки!
Хитрая лиса перепутал сказки
Дети проходят к столам. На двух столах лежат разрезанные картинки перемешанных сказок. Девочки собирают за одним столом две сказки, мальчики за другим столом две сказки.
Воспитатель: Ребята смотрите, мы собрали перепутанные сказки? Сейчас наш колобок попадет в свою сказку? Появляется колобок и благодарит ребят.
А нам ребята пора возвращаться в детский сад.
Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и произнесем волшебные слова:
Воспитатель: Ну что ребята помогли мы Колобку попасть в свою сказку? А как мы помогли ему? Какие задания мы с вами выполняли сегодня? Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку попасть в его скаку.
А какой поступок мы с вами совершили, когда помогли Колобку? Добрый или злой?
Воспитатель: О каких сказках мы с вами говорили?
Воспитатель: Что побеждает во всех сказках?
Дети: Дружба и доброта.
Воспитатель: Будем такими дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.
2. Развивать умение внимательно слушать друг друга.
3. Развивать умение работать в паре.
4. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке
5. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу, учить говорить не перебивая сверстников.
Работа по книге для развития «Благодарное слово".
Чтение русских народных сказок, беседа по содержанию.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
1. Организационная игра.
2. Сюрпризный момент: получение письма от Сказочницы.
3. Проблемная ситуация. Отправление в Сказочную страну.
5. Прилёт в Сказочную страну. Встреча со Сказочницей.
9. Ресурсный круг. Подведение итогов.
Организационная игра:
«Придумано кем – то просто и мудро
Крепко за руки возьмемся
И друг другу мы улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы поздороваемся с нашими гостями и улыбнёмся им. Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе письмо. Вот оно! Как вы думаете от кого оно? (ответы детей). Вам интересно прочитать его? (ответы детей). Откроем и прочитаем.
Воспитатель читает письмо
На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
(Воспитатель разворачивает сказочный ковер - самолет)
На ковер садитесь!
В Сказочную страну снарядитесь!
(Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Посмотрите, как красиво вокруг, сколько сказочных героев живёт здесь.
(Воспитатель преображается в сказочницу).
Как вы думаете какие добрые дела совершала Крошечка – Хаврошечка в доме хозяйки?
Как вы думаете как относилась Хаврошечка к коровушке?
Сказочница: А у меня для вас еще одна загадка:
«- Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка.
- Давайте вспомним, какой путь прошла девочка чтобы спасти братца от Бабы-яги. (Перед детьми фланелеграф с героями сказки, речка, яблонька, печка. Дети выкладывают последовательность пути на фланелеграфе.)
Сказочница: Вы справились с моим заданием. Теперь я вижу, что сказки вы знаете хорошо и хочу, чтобы вы помогли героям сказок собраться вместе.
Воспитатель: Поможем героям? Но как сложно жить и решать дела в одиночку, я предлагаю разделиться на пары и помочь им. У вас на столе лежат конверты, а в них картинки. Вам нужно из этих картинок сделать одну большую.
Сказочница: Ребята, сейчас вы будете называть сказку, героям которой вы помогали. Но сначала договоритесь в своей паре, кто из вас будет отвечать. (ответы детей).
Сказочница: Вы помогли героям сказок собраться вместе, и теперь я вам помогу вернуться назад в группу.
Дружно три раза повернитесь
В группе скорее окажитесь.
( Сказочница преображается в воспитателя)
Воспитатель: А сейчас мы пройдём в уголок, сядем в кружок, да поговорим немножко. (Дети садятся в круг)
Воспитатель: У каждого из вас есть своя любимая сказка, которую рассказывают вам взрослые: мама или папа, бабушка или дедушка. Много сказок мы прочитали в детском саду. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми, как они.
Воспитатель: Скажите, какая у вас любимая сказка и почему она вам нравится? (Сначала начинает воспитатель, затем дети).
Читайте также: