Конспект занятия по истокам в средней группе любимая сказка

Обновлено: 31.05.2024

Оценить 751 0

Цель: создать осмысление русских народных сказок, продолжать совместное движение к постижению духовного опыта нашего народа, его стремление к высокому, его верования и обычаи.

Образовательные: 1. Формировать коммуникативные навыки, интерес и потребность детей в восприятии сказки.

2. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

Воспитательные: 1. Воспитывать дружбу, взаимопомощь, согласие и единение в общем деле.

2. Учить осмысливать ценность семьи и отношение в семье, роль доброго слова и доброго дела в жизни человека.

ХОД образовательной деятельности:
I этап. Организационный
Воспитатель: Ре бята, давайте по приветствуем друг друга.
1. Психогимнастика

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх) .

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди) .

Выхожу из дома я : (Показать рукой на себя) .

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой) .

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер) .

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими) .

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки) .

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случится, наша сказка впереди.

II этап. Мотивационный


Посмотрите ребята, у меня есть волшебный сундучок. А в нем спрятались сказки. Попробуйте их отгадать.

Унесла его лиса, аж за темные леса. (Кот, петух и лиса)

Сдобный, пышный, круглощекий у него румяный бок. (колобок)

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться? (Аленушка и братец Иванушка)

Красна девица, грустна, ей не нравится весна. (Снегурочка)

Молодцы много сказок знаете.

III этап. Практический

Воспитатель : Отгадайте загадку :

Стоит домик расписной,

Он красивый такой.

По полю зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили.

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

- О какой сказке идёт речь ?

Воспитатель : Назовите персонажей этой сказки .

Дети : Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка- попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Мишка-топтыжка.

Воспитатель с детьми встают в круг .

Центр круга – теремок.

Воспитатель с детьми идут по кругу , при этом произнося слова :

Воспитатель : Стали звери вместе жить, Стали жить и не тужить. Дружно, весело живут, О дружбе песенку поют. Стоит в поле теремок, теремок, Очень-очень он высок. Без веселья здесь нельзя, В теремке живут друзья!

Воспитатель : Что побеждает во всех сказках ?

Дети : Дружба и доброта.

Воспитатель : Будем такими же дружными и добрыми как персонажи сказок , всегда приходить на помощь друг другу.

- Ну а теперь настало время вернуться нам на наши стульчики.

- У каждого из нас есть своя любимая сказка. Может вам её рассказали ваши родители, бабушка или дедушка, а может вы познакомились с ней здесь, в детском саду. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев и мечтаете стать как они, такими же храбрыми и добрыми. Подумайте и скажите, какая сказка у вас самая любимая ?

Воспитатель из сундучка достает клубочек .

Первым отвечает ребенок слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель.

- Мы любим эти сказки которые учат нас жить в мире и согласии, в сказках всегда торжествует добро, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, вселяют веру в торжество правды на земле.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что с ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Воспитатель просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

Цель: обобщить имеющиеся знания детей о русских народных сказках.

Образовательные задачи:

- Закрепить умение ориентироваться в героях и сюжете русских народных сказок.

- Воспитывать у детей интерес и любовь к русской народной сказке.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу.

- Развивать умение внимательно слушать друг друга, работать в паре.

- Развивать речь, воображение, мышление, память.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе совместной деятельности: коммуникативная деятельность

Форма организации детей: подгрупповая.

Материал и оборудование:

• Клубок (2, пенёк, корзинка (лукошко) с предметами из русских народных сказок.

Планируемый результат: формирование ориентира на положительные качества героев русских народных сказок.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на этот столик с книгами, многие книги вам знакомы, и вы не раз их читали на занятиях и дома с родителями. В этих книгах живут русские народные сказки. Почему сказки называются народными? (Сочинил русский народ)

- Правильно. Сказки передавались из уст в уста от родителей детям, которые вырастали и в свою очередь рассказывали их своим детям. Так они дошли и до нас с вами. Эти сказки добрые: в каждой сказке побеждает добро, а зло всегда наказывается. А откуда, кроме книг, вы еще познакомились со сказками? (Рассказывала мама/бабушка, смотрели мультфильмы, ходили в театр).

- Вы уже знаете много сказок. И вот сегодня мы еще раз вспомним любимые сказки. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Как вы думаете, что нам нужно с ним сделать? (Бросить, и он покажет дорогу)

-Давайте возьмемся за руки и пойдем туда, куда укажет нам клубочек.

Цепочкой за воспитателем идут к пеньку.

- На полянку мы пришли,

Оглянитесь, дети, вы!

Может где-то за пеньком

Чудо чудное найдем.

Находят лукошко.

- Посмотрите-ка, это лукошко сказок. Не простое, а волшебное, с загадками. Давайте попробуем отгадать. Присаживайтесь на полянку. Я буду доставать предмет, а вы называть из какой он сказки.

Яичко – Курочка Ряба

Пирожок – Маша и медведь

Скалка – Лисичка со скалочкой

Колодец – Лиса и козел

Щука – По щучьему веленью

Яблоко – Гуси – лебеди

Дети собирают картинки. Когда все готовы, по очереди называют свою сказку.

- И с этим заданием справились! Устали? Давайте теперь немножко поиграем.

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки

Здоровые и крепкие (показать "силу")

- Ну а теперь настало время вернуться нам на наши стульчики.

- У каждого из нас есть своя любимая сказка. Может вам её рассказали ваши родители, бабушка или дедушка, а может вы познакомились с ней здесь, в детском саду. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев и мечтаете стать как они, такими же храбрыми и добрыми. Подумайте и скажите, герой какой сказки у вас самый любимый и почему?

Первым отвечает ребенок слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что с ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

- Вот и наша встреча подошла к концу. Вам, ребята, понравилось наше маленькое путешествие по сказкам? О каких сказках мы с вами сегодня говорили? Почему они называются народными? Молодцы! Спасибо!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

3. Развивать умение внимательно слушать друг друга, работать в паре

4. Воспитывать доброе отношение друг к другу. 5.Формировать эмоционально-выразительную речь детей. Материал к занятию:

4. Изобразительный материал для создания рисунка к сказке.

5. Аудиозапись "В гостях у сказки" (минус)

6. Волшебный клубок (из разноцветных ниток)

1. Чтение детям русских народных сказок: "Братец Иванушка и сестрица Аленуш- ка", "У дедушки Трифона", "Петушок и бобовое зернышко", "Петушок -золотой гребе- шок", "Снегурушка и лиса" и другие беседа по ним, организация выставки книжек - ма- лышек "Любимая сказка", изготовленных воспитанниками и их родителями

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Дидактические игры: серия развивающих игр "Играем в сказку" (разрезные кар- тинки), пазлы "Герои русских сказок". Словесные игры: "Узнайте сказку", "Чья песен- ка?","Отгадайте сказочного героя", "Я назову, а вы продолжите", "Собери и расскажи сказку", "Раскрась героя сказки правильно" и другие.

4. Театрализованные игры детей по мотивам русских народных сказок "Теремок". "Петушок и бобовое зернышко", пальчиковый театр "Курочка Ряба", "Журавль и лиса",

5. Привлечение родителей к: 1.изготовлению шапочек, атрибутов для обыгрывания народных сказок, 2. изготовлению совместно с детьми книжек -малышек "Моя люби- мая сказка"

1. Подготовительный этап.

Звучит аудиозапись песни В. Толкуновой "Сказки гуляют по свету"

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, о чем поется в песне?

Дети. В песне поется о сказках, о змее Горыныче, о Сивке-Бурке, о Золушке, о Василисе Прекрасной, о Кощее Бессмертном, о том, что добро всегда побеждает зло.

Воспитатель. Совершенно верно. Ребята, скажите, пожалуйста, а о чем рассказыва- ют сказки?

Дети. Сказки рассказывают о волшебстве, о чудесах, о животных, о дружбе, о добре и зле.

Воспитатель. Молодцы! И правда, сказки рассказывают о небывалом и чудесном. Мы с вами читали много сказок и все они - русские- народные сказки. А как вы думаете почему их называют народными?

Дети. Сказки называют русскими народными, потому что их сочинил народ. Воспи- татель. Правильно, именно потому, что их сочинил народ. Сказки передавались от од- ного человека к другому. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Ребята, а откуда вы знаете сказки?

Дети. Их рассказывают родители, читают взрослые, мы смотрим мультфильмы, в группе есть уголок сказок, ходим в театр

Воспитатель. Ребята, что можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, веселая, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Любите ли выслушать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. Вы знаете уже много сказок. И вот мы сегодня ещё раз вспомним лю- бимые сказки. А чтобы их вспомнить мы с вами отправимся в интересное сказочное путешествие.

Звучит отрывок аудиозаписи "В гостях у сказки" (минус). Дети за воспитателем идут по кругу.

На волшебную полянку мы пришли Оглядитесь, дети, вы!

Может где-то под кустом Чудо -чудное найдем?

Дети находят лукошко

Воспитатель. Вот лукошко. Что же в нем?

Что мы с вами там найдем?

Ну - ка.. (имя ребенка) подойди И в лукошко загляни.

Ребенок находит зеркало.

Зеркало, да не простое! А волшебное, большое!

Сейчас я зеркальцем взмахну И загадку вам прочту.

Отгадай, не зевай Сказку сразу называй! Стоит домик расписной, Он красивый и большой.

По полю зверюшки шли, Остались в доме жить они.

дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка) Бабушка за дедушку,

Общий, дружный труд. (Репка)

У Алёнушки сестрицы Унесли братишку птицы, Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)

Что за гостья в дом пришла, К трём лесным медведям? Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала, А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! (Три медведя) Не послушался братишка Старшую сестрицу,

И попил из лужицы Мутную водицу.

Много горя принесла

Им нечистая вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) Воспитатель.

Вы все загадки отгадали, много сказок мне назвали. Ну- ка! В круг вставайте дружно!

В сказки поиграть нам нужно! Физкультурная минутка "Сказки" Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")

Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

А сейчас закрывайте глазки и мы с вами отправимся дальше.

Дети закрывают глаза. Звучит отрывок аудиозаписи "В гостях у сказки" (минус).

Ой, ребят, откройте глазки! Кто - то перепутал сказки! Всех зверей перемешал!

Репку он козлятам дал!

Трем медведям вместо Маши Дал горшочек вкусной каши! Брат с сестрой не убегают Бабку- ежку угощают.

Помогите, подскажите, Сказку снова соберите. Чтобы каждый из героев Был на месте на своем!

Я предлагаю разделиться на группы и помочь героям русских народных сказок со- браться вместе.

Воспитатель. Дети, назовите, пожалуйста, сказку, героям которой вы помогали. До- говоритесь в своей группе, кто из вас будет отвечать.

Дети, выполнив задание, отвечают.

Воспитатель. Вот и настала пора возвращаться в группу. Звучит отрывок аудиоза- писи "В гостях у сказки" (минус).

Воспитатель. Сказки любят не только дети, но и взрослые. И в каждой семье есть своя сказка, любимая, которую рассказывают вам взрослые: мама или папа, бабушка или дедушка, которую вы перечитывали не раз. Подумайте и скажите, какая сказка в вашей семье самая любимая? Кто вам ее читал и почему она вам нравится?

Сейчас мы будем передавать клубок друг другу. Каждый из вас, кто держит клубок в руках, должен назвать одну любимую сказку, а затем передать его своему соседу.

Первым в круге на вопрос отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Завер- шает ресурсный круг воспитатель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок.

2. Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев.

3. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.

1. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок.

2. Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев.

3. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Загадывание загадок.

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли гости. Давайте, поприветствуем наших гостей.

Воспитатель: Давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг!

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Вот и стало светло в нашей группе от улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко.

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила почтальона, и он передал нам письмо. Давайте вместе прочитаем и узнаем от кого оно. (Открывается конверт и читается).

Воспитатель: Ребята как мы можем помочь Колобку?

Воспитатель: А как мы можем попасть в сказочную страну? А чтобы попасть в сказочную страну надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться? Какие средства передвижения бывают в сказках? (Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

Воспитатель: - Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем:

«Раз, два, три ковер лети! Представляем. Что мы летим над горами, лесами, морями. Вот уже мы с вами приземляемся На волшебную полянку, открываем глаза. Вот мы и в сказке. Оглядитесь, дети, вы! Может где-то под кустомЧудо -чудное найдем?

Дети находят лукошко

Что мы с вами там найдем?

Ну - ка. (имя ребенка) подойди

И в лукошко загляни.

Ребенок находит клубочек.

Я загадки вам прочту.

Отгадайте, не зевайте

Сказку сразу называйте!

Стоит домик расписной,

Он красивый и большой.

По полю зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Воспитатель: Как звери жили в Теремке?

Бабушка за дедушку,

«Ох, никак не вытянуть,

Общий, дружный труд. (Репка)

Не послушался братишка

И попил из лужицы

Много горя принесла

Им нечистая вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Вы все загадки отгадали, много сказок мне назвали.

На карточках картинки с героями сказок добрые и злые.

Воспитатель: Ребята давайте сейчас каждый из вас выберет героя и расскажет нам добрый он или злой? И почему он так решил?

Дальше идут и видят, разбросаны картинки и рядом лежит конверт с заданием.

Ой, ребят, откройте глазки!

Хитрая лиса перепутал сказки

Дети проходят к столам. На двух столах лежат разрезанные картинки перемешанных сказок. Девочки собирают за одним столом две сказки, мальчики за другим столом две сказки.

Воспитатель: Ребята смотрите, мы собрали перепутанные сказки? Сейчас наш колобок попадет в свою сказку? Появляется колобок и благодарит ребят.

А нам ребята пора возвращаться в детский сад.

Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и произнесем волшебные слова:

Воспитатель: Ну что ребята помогли мы Колобку попасть в свою сказку? А как мы помогли ему? Какие задания мы с вами выполняли сегодня? Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку попасть в его скаку.

А какой поступок мы с вами совершили, когда помогли Колобку? Добрый или злой?

Воспитатель: О каких сказках мы с вами говорили?

Воспитатель: Что побеждает во всех сказках?

Дети: Дружба и доброта.

Воспитатель: Будем такими дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.

2. Развивать умение внимательно слушать друг друга.

3. Развивать умение работать в паре.

4. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке

5. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу, учить говорить не перебивая сверстников.

Работа по книге для развития «Благодарное слово".

Чтение русских народных сказок, беседа по содержанию.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

1. Организационная игра.

2. Сюрпризный момент: получение письма от Сказочницы.

3. Проблемная ситуация. Отправление в Сказочную страну.

5. Прилёт в Сказочную страну. Встреча со Сказочницей.

9. Ресурсный круг. Подведение итогов.

Организационная игра:

«Придумано кем – то просто и мудро

Крепко за руки возьмемся

И друг другу мы улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы поздороваемся с нашими гостями и улыбнёмся им. Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе письмо. Вот оно! Как вы думаете от кого оно? (ответы детей). Вам интересно прочитать его? (ответы детей). Откроем и прочитаем.

Воспитатель читает письмо

На полу он тихонько лежит

И тепло моих ног сторожит.

(Воспитатель разворачивает сказочный ковер - самолет)

На ковер садитесь!

В Сказочную страну снарядитесь!

(Дети садятся на ковер)

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Посмотрите, как красиво вокруг, сколько сказочных героев живёт здесь.

(Воспитатель преображается в сказочницу).

Как вы думаете какие добрые дела совершала Крошечка – Хаврошечка в доме хозяйки?

Как вы думаете как относилась Хаврошечка к коровушке?

Сказочница: А у меня для вас еще одна загадка:

«- Яблоня, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего лесного яблочка.

- Давайте вспомним, какой путь прошла девочка чтобы спасти братца от Бабы-яги. (Перед детьми фланелеграф с героями сказки, речка, яблонька, печка. Дети выкладывают последовательность пути на фланелеграфе.)

Сказочница: Вы справились с моим заданием. Теперь я вижу, что сказки вы знаете хорошо и хочу, чтобы вы помогли героям сказок собраться вместе.

Воспитатель: Поможем героям? Но как сложно жить и решать дела в одиночку, я предлагаю разделиться на пары и помочь им. У вас на столе лежат конверты, а в них картинки. Вам нужно из этих картинок сделать одну большую.

Сказочница: Ребята, сейчас вы будете называть сказку, героям которой вы помогали. Но сначала договоритесь в своей паре, кто из вас будет отвечать. (ответы детей).

Сказочница: Вы помогли героям сказок собраться вместе, и теперь я вам помогу вернуться назад в группу.

Дружно три раза повернитесь

В группе скорее окажитесь.

( Сказочница преображается в воспитателя)

Воспитатель: А сейчас мы пройдём в уголок, сядем в кружок, да поговорим немножко. (Дети садятся в круг)

Воспитатель: У каждого из вас есть своя любимая сказка, которую рассказывают вам взрослые: мама или папа, бабушка или дедушка. Много сказок мы прочитали в детском саду. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми, как они.

Воспитатель: Скажите, какая у вас любимая сказка и почему она вам нравится? (Сначала начинает воспитатель, затем дети).

Читайте также: