Конспект урока по литературному чтению стихи михалкова

Обновлено: 05.07.2024

1 КЛАСС. ЧТЕНИЕ.
Урок 80
Тема: Весёлые стихи С. Михалкова, А. Барто.
Педагогическая цель:Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. Барто и С. В. Михалкова, с их произведениями, совершенствования навыков выразительного чтения; развития речи, памяти и логического мышления
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные):Читают выразительно и наизусть стихи; определяют героев произведения; отвечают на вопросы по тексту
Личностные результаты:Знают основные моральные нормы
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: оценивают результаты деятельности своей, чужой.
Познавательные: общеучебные – извлекают из художественных текстов необходимую информацию; логические – анализируют произведение.
Коммуникативные: выбирают вид рассказа
Сценарий урока

– Познакомиться с жизнью и творчеством
А. Л. Барто, С.В.Михалкова и с их стихами
Речевая разминка Артикуляционная гимнастика

Чтение шепотом:
Ла - ла - ла – молоко пила.
Ло-ло-ло –мы идём в село.
Лу-лу-лу – купили мы пилу.
Лы-лы-лы – мы вымыли полы.
Ли–ли–из лесу ягод принесли.
Жужжащее чтение
Жа- жа –жа –есть иголки у ежа
Жу –жу – жу – молоко дадим ежу
У ежа ежата,у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Дыхательная гимнастика
-Представьте перед собой одну свечку. Задуйте свечу.
-Представьте перед собой три свечки.Задуйте три свечи.
- Задуйте много маленьких именинных свечей.
- Побрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять).
- Восхититесь ароматом цветущих растений.

Прослушивание песен на стихи Михалкова.
VIII. Рефлексивно-оценочный
Беседа – Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось и понравилось?
– Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, ценными для вас?
– Кто доволен своей работой?
Рефлексия:
- Оцените свою работу.
Дети оценивают смайликами.
– Спасибо за урок!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).

– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).

– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.

Сказки пишут . Сказочники.
Басни сочиняют . Баснописцы
Переводят с других языков . Переводчики.
Театральные пьесы пишут . Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут . Журналисты.

– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России) СЛАЙД 4

– А какие стихи Сергея Михалкова вы знаете?

СЛАЙД 5 Дети рассказывают стихотворения.

– Давайте проверим, все ли знакомы со стихами С. Михалкова. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их:

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью. Каланча.
Говорят: под новый год
Что ни пожелается –
Все всегда произойдет,
Все всегда. Сбывается.

В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый. Фома.
На прививку! Первый класс! –
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня. Дрожат коленки.

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету. Ровно пять.
Плачет глупая девчонка,
Слезы виснут на носу –
Парикмахер под гребенку
Режет рыжую. Косу.

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые. Друзья.
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним… Корову

– Давайте отдохнём. Физкульт.минутка. СЛАЙД 10

А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:

* Писать красиво не легко:
“Дает корова молоко”
За буквой буква,
К слогу слог.

Дело было вечером,
Делать было нечего. (“А что у вас ?”.) Продолжают.

* А мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)

* Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет! (“Прививка”)

Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.

*Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:

Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть,
Ну, поднимись еще чуть-чуть! (“36,5”)

– Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).

*А вот стихотворение о другом мальчугане:

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят от рук отбился
От каких, скажите, рук?! (“Лапуся”)

*О каком лекарстве идет речь в следующих строчках:

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три,
Нужно, что ни говори. (“Чудесные таблетки от лени”)

*О каком заболевании идет речь:

У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип
Что такое? Это … (грипп)

А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:

* Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала. (“Мой щенок”)

На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его. (“Трезор”)

– И что же натворили каждый из этих щенков:

* Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.

* Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.

– А теперь поработаем командами. Каждой команде кроссворд. Посмотрим, какая команда знакома с творчеством Михалкова лучше. (Приложение 2):

После разгадывания кроссворда в командах, коллективно проверить.

Вопросы:

  1. 36, 5 на градуснике – это …
  2. Как называется стих о красивом письме?
  3. Что опубликовал Сергей Михалков в 15 лет?
  4. Какую фамилию носит дядя Стёпа?
  5. В стихотворении “Котята” каким был первый котёнок?
  6. На дверях висел замок,
    Взаперти сидел … Кто?
  7. Стихотворение “Как мужик … продавал”. Вставь слово.
  8. Куда звали 1 класс?

– Давайте определим, какая команда выполнила все задания в кроссворде, поаплодируем им.

– Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. Закончить это занятие я бы хотела таким пожеланием: Любите книги! Читайте книги! СЛАЙД 12

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством С.В. Михалкова; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лири­ческие тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произ­ведения и его содержание; высказывать свое мнение.

Оборудование: портрет и выставка книг С.В. Михалкова; кар­точки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, ра­бочие тетради.

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством С.В. Михалкова; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лири­ческие тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произ­ведения и его содержание; высказывать свое мнение.

Оборудование: портрет и выставка книг С.В. Михалкова; кар­точки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, ра­бочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте отрывки из стихотворений. Узнайте, кто их автор.

(Ответы записывают в рабочей тетради.)

Какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог.

И клякса, черная, как жук,

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

— Прочитаем эти отрывки вместе выразительно.

— Ребята, а кто их автор? (Сергей Владимирович Михалков.)

III. Актуализация знаний. Введение в тему

1. Аукцион

— Кто больше всех знает стихотворений СВ. Михалкова?

— А какие из них вы можете прочитать наизусть?

— Что вы знаете об этом авторе?

2. Рассказ учителя об авторе

Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, не за­бывал и взрослых — для них он сочинял басни, пьесы, киносценарии.

IV. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Работа по теме урока

— Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюст­рации к стихотворению и предположите, о чем оно. (Пред­положения детей.)

— Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями.

(Самостоятельная работа учащихся.)

— Что помогло детям скоротать скучный, дождливый день? (Им помогла их фантазия. Они сидели и фантазировали.)

— Прочитайте, как дети превратили лужу в море, каплю в каплищу.

— Прочитайте стихотворение выразительно, так, чтобы все почувствовали, какой большой фантазией обладают дети.

Я хочу вас познакомить с еще одним стихотворением этого автора.

(Учитель читает стихотворение, дети следят по тексту на кар­точках.)

Я карандаш с бумагой взял,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.

Направо дождь, налево сад,

В саду пятнадцать точек,

Как будто яблоки висят,

И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Потом над ними облака

И эти тучи я потом

Чтоб на рисунке вышел гром

И молния над садом.

Я черным точки зачеркнул,

Как будто ветер вдруг подул —

И яблок больше нету.

Еще я дождик удлинил —

Он сразу в сад ворвался,

Но не хватило мне чернил,

А карандаш сломался.

И я поставил стул на стол,

Залез как можно выше

И там рисунок приколол.

Хотя он плохо вышел.

— Как вы поняли, о чем это стихотворение?

— Почему мальчик стал рисовать? (Была плохая погода, он, на­верное, сидел один, было скучно, и он решил нарисовать все, что было за окном.)

— Послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь запо­мнить, как мальчик рисовал. (Учащиеся читают стихотво­рение еще раз.)

— Как мальчик изобразил гром и ветер? Прочитайте.

— Какими красками он пользовался? (Розовой для быка, оран­жевой для дороги, черной для точек.)

— Почему он выбрал эти цвета? (Они яркие, контрастные. Изо­браженный с их помощью мир становится радостным.)

— Как бы вы показали голосом, что герой рисует с увлечением? (Выразительное чтение стихотворения.)

3. Сравнение стихотворений

Предметные: познакомить с жизнью и творчеством автора, читать и воспринимать на слух лирические тексты, развивать навыки выразительного чтения.

Метапредметные: обучающиеся получат возможность прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, анализировать прочитанное.

Личностные: воспитывать интерес к предмету, учить оценивать свою работу на уроке.

Регулятивные : осуществляют действие по образцу и заданному правилу, участвуют в оценке результатов деятельности;

Коммуникативные : понимают содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения, сотрудничают с одноклассниками при подготовке выразительного чтения;

Познавательные : ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания;

Личностные: проявляют познавательный интерес, извлекают информацию, дополняют имеющиеся знания.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация

1.Этап мотивации. Слайд 2

-Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

(Цель: создать эмоциональную обстановку на уроке)

- Какой раздел мы с вами изучаем? Слайд 3

- С какими авторами мы познакомились в этом разделе?

- Какой жанр литературы мы изучаем в этом разделе?

- Чем вам понравилось это стихотворение?

- Что запомнилось? Что показалось смешным?

Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следить, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух.

(Цель этапа: актуализировать знания о разделе и его писателях, проверить домашнее задание)

3.Этап выявления места и причины затруднения.

- Возникли ли трудности?

4.Этап целеполагания слайд 7

— Прочитайте отрывки из стихотворений. Узнайте, кто их автор.

В доме восемь дробь один У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью. (каланча)

В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил Упрямый. (Фома)

На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат. (коленки)

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые ………….(друзья)

Кто, набив пирожным рот, Говорит: А где …………(компот)

Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел Толя пел, Борис молчал Николай ногой ……….. (качал)

Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный …… (рой)

- Ребята, а кто их автор? (Сергей Владимирович Михалков.)слайд 8

- Что вы знаете об этом авторе?

- С какими его стихами знакомы?

- Сформулируйте тему урока и цель.

(Цель этапа: учить определять тему урока и цель)

5.Этап открытия нового знания. Слайд 9

1) Знакомство с биографией писателя.

Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) родился в Москве, школьные годы провел в Пятигорске.

Слайд 10 Учился в средней школе №1, в 1977 году у преподавателей школы возникла мысль создать мемориальную комнату Михалкова, ребята приняли эту идею с восторгом. И Сергей Владимирович передал школе свои книги с автографом, фотографии и личные вещи.

Слайд 11 В день его 90-летия его имя было присвоено центральной городской детской библиотеке нашего города, также в городе есть улица Михалкова.

Слайд 13 Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, не забывал и взрослых — для них он сочинял басни, пьесы, киносценарии.

Физкультминутка. Слайд 14

Быстро встали, улыбнулись. Выше, выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на место прискакали.

- Прочитайте название стихотворения и рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

- Предположите, о чем это стихотворение?

- Прежде чем познакомиться со стихотворением, проведем словарную работу.

Словарная работа. Слайд 15

Сырость - влажность, обильное содержание влаги в чем-нибудь.

Если – это союз, выражающий условие.

(Цель этапа: познакомить с биографией писателя, учить прогнозировать произведения)

6.Этап первичного закрепления.

- Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями.

Читайте также: