Конспект урока по литературному чтению стихи михалкова
Обновлено: 05.07.2024
1 КЛАСС. ЧТЕНИЕ.
Урок 80
Тема: Весёлые стихи С. Михалкова, А. Барто.
Педагогическая цель:Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. Барто и С. В. Михалкова, с их произведениями, совершенствования навыков выразительного чтения; развития речи, памяти и логического мышления
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные):Читают выразительно и наизусть стихи; определяют героев произведения; отвечают на вопросы по тексту
Личностные результаты:Знают основные моральные нормы
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: оценивают результаты деятельности своей, чужой.
Познавательные: общеучебные – извлекают из художественных текстов необходимую информацию; логические – анализируют произведение.
Коммуникативные: выбирают вид рассказа
Сценарий урока
– Познакомиться с жизнью и творчеством
А. Л. Барто, С.В.Михалкова и с их стихами
Речевая разминка Артикуляционная гимнастика
Чтение шепотом:
Ла - ла - ла – молоко пила.
Ло-ло-ло –мы идём в село.
Лу-лу-лу – купили мы пилу.
Лы-лы-лы – мы вымыли полы.
Ли–ли–из лесу ягод принесли.
Жужжащее чтение
Жа- жа –жа –есть иголки у ежа
Жу –жу – жу – молоко дадим ежу
У ежа ежата,у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Дыхательная гимнастика
-Представьте перед собой одну свечку. Задуйте свечу.
-Представьте перед собой три свечки.Задуйте три свечи.
- Задуйте много маленьких именинных свечей.
- Побрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять).
- Восхититесь ароматом цветущих растений.
Прослушивание песен на стихи Михалкова.
VIII. Рефлексивно-оценочный
Беседа – Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось и понравилось?
– Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, ценными для вас?
– Кто доволен своей работой?
Рефлексия:
- Оцените свою работу.
Дети оценивают смайликами.
– Спасибо за урок!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).
– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).
– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.
Сказки пишут . Сказочники.
Басни сочиняют . Баснописцы
Переводят с других языков . Переводчики.
Театральные пьесы пишут . Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут . Журналисты.
– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?
– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.
– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.
– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России) СЛАЙД 4
– А какие стихи Сергея Михалкова вы знаете?
СЛАЙД 5 Дети рассказывают стихотворения.
– Давайте проверим, все ли знакомы со стихами С. Михалкова. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их:
В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью. Каланча. | Говорят: под новый год Что ни пожелается – Все всегда произойдет, Все всегда. Сбывается. |
В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил упрямый. Фома. | На прививку! Первый класс! – Вы слыхали? Это нас! Почему я встал у стенки? У меня. Дрожат коленки. |
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята – Их по счету. Ровно пять. | Плачет глупая девчонка, Слезы виснут на носу – Парикмахер под гребенку Режет рыжую. Косу. |
Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, счастливые. Друзья. | Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ней быка нарисовал, А рядом с ним… Корову |
– Давайте отдохнём. Физкульт.минутка. СЛАЙД 10
А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:
* Писать красиво не легко:
“Дает корова молоко”
За буквой буква,
К слогу слог.
Дело было вечером,
Делать было нечего. (“А что у вас ?”.) Продолжают.
* А мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)
* Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет! (“Прививка”)
Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.
*Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть,
Ну, поднимись еще чуть-чуть! (“36,5”)
– Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).
*А вот стихотворение о другом мальчугане:
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят от рук отбился
От каких, скажите, рук?! (“Лапуся”)
*О каком лекарстве идет речь в следующих строчках:
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три,
Нужно, что ни говори. (“Чудесные таблетки от лени”)
*О каком заболевании идет речь:
У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип
Что такое? Это … (грипп)
А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:
* Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала. (“Мой щенок”)
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его. (“Трезор”)
– И что же натворили каждый из этих щенков:
* Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.
* Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.
– А теперь поработаем командами. Каждой команде кроссворд. Посмотрим, какая команда знакома с творчеством Михалкова лучше. (Приложение 2):
После разгадывания кроссворда в командах, коллективно проверить.
Вопросы:
- 36, 5 на градуснике – это …
- Как называется стих о красивом письме?
- Что опубликовал Сергей Михалков в 15 лет?
- Какую фамилию носит дядя Стёпа?
- В стихотворении “Котята” каким был первый котёнок?
- На дверях висел замок,
Взаперти сидел … Кто? - Стихотворение “Как мужик … продавал”. Вставь слово.
- Куда звали 1 класс?
– Давайте определим, какая команда выполнила все задания в кроссворде, поаплодируем им.
– Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. Закончить это занятие я бы хотела таким пожеланием: Любите книги! Читайте книги! СЛАЙД 12
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством С.В. Михалкова; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг С.В. Михалкова; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, рабочие тетради.
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством С.В. Михалкова; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг С.В. Михалкова; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте отрывки из стихотворений. Узнайте, кто их автор.
(Ответы записывают в рабочей тетради.)
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог.
И клякса, черная, как жук,
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
— Прочитаем эти отрывки вместе выразительно.
— Ребята, а кто их автор? (Сергей Владимирович Михалков.)
III. Актуализация знаний. Введение в тему
1. Аукцион
— Кто больше всех знает стихотворений СВ. Михалкова?
— А какие из них вы можете прочитать наизусть?
— Что вы знаете об этом авторе?
2. Рассказ учителя об авторе
Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, не забывал и взрослых — для них он сочинял басни, пьесы, киносценарии.
IV. Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
V. Работа по теме урока
— Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к стихотворению и предположите, о чем оно. (Предположения детей.)
— Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями.
(Самостоятельная работа учащихся.)
— Что помогло детям скоротать скучный, дождливый день? (Им помогла их фантазия. Они сидели и фантазировали.)
— Прочитайте, как дети превратили лужу в море, каплю в каплищу.
— Прочитайте стихотворение выразительно, так, чтобы все почувствовали, какой большой фантазией обладают дети.
Я хочу вас познакомить с еще одним стихотворением этого автора.
(Учитель читает стихотворение, дети следят по тексту на карточках.)
Я карандаш с бумагой взял,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят,
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Потом над ними облака
И эти тучи я потом
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я черным точки зачеркнул,
Как будто ветер вдруг подул —
И яблок больше нету.
Еще я дождик удлинил —
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол.
Хотя он плохо вышел.
— Как вы поняли, о чем это стихотворение?
— Почему мальчик стал рисовать? (Была плохая погода, он, наверное, сидел один, было скучно, и он решил нарисовать все, что было за окном.)
— Послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь запомнить, как мальчик рисовал. (Учащиеся читают стихотворение еще раз.)
— Как мальчик изобразил гром и ветер? Прочитайте.
— Какими красками он пользовался? (Розовой для быка, оранжевой для дороги, черной для точек.)
— Почему он выбрал эти цвета? (Они яркие, контрастные. Изображенный с их помощью мир становится радостным.)
— Как бы вы показали голосом, что герой рисует с увлечением? (Выразительное чтение стихотворения.)
3. Сравнение стихотворений
Предметные: познакомить с жизнью и творчеством автора, читать и воспринимать на слух лирические тексты, развивать навыки выразительного чтения.
Метапредметные: обучающиеся получат возможность прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, анализировать прочитанное.
Личностные: воспитывать интерес к предмету, учить оценивать свою работу на уроке.
Регулятивные : осуществляют действие по образцу и заданному правилу, участвуют в оценке результатов деятельности;
Коммуникативные : понимают содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения, сотрудничают с одноклассниками при подготовке выразительного чтения;
Познавательные : ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания;
Личностные: проявляют познавательный интерес, извлекают информацию, дополняют имеющиеся знания.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация
1.Этап мотивации. Слайд 2
-Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
(Цель: создать эмоциональную обстановку на уроке)
- Какой раздел мы с вами изучаем? Слайд 3
- С какими авторами мы познакомились в этом разделе?
- Какой жанр литературы мы изучаем в этом разделе?
- Чем вам понравилось это стихотворение?
- Что запомнилось? Что показалось смешным?
Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следить, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух.
(Цель этапа: актуализировать знания о разделе и его писателях, проверить домашнее задание)
3.Этап выявления места и причины затруднения.
- Возникли ли трудности?
4.Этап целеполагания слайд 7
— Прочитайте отрывки из стихотворений. Узнайте, кто их автор.
В доме восемь дробь один У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью. (каланча)
В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил Упрямый. (Фома)
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат. (коленки)
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые ………….(друзья)
Кто, набив пирожным рот, Говорит: А где …………(компот)
Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел Толя пел, Борис молчал Николай ногой ……….. (качал)
Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный …… (рой)
- Ребята, а кто их автор? (Сергей Владимирович Михалков.)слайд 8
- Что вы знаете об этом авторе?
- С какими его стихами знакомы?
- Сформулируйте тему урока и цель.
(Цель этапа: учить определять тему урока и цель)
5.Этап открытия нового знания. Слайд 9
1) Знакомство с биографией писателя.
Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) родился в Москве, школьные годы провел в Пятигорске.
Слайд 10 Учился в средней школе №1, в 1977 году у преподавателей школы возникла мысль создать мемориальную комнату Михалкова, ребята приняли эту идею с восторгом. И Сергей Владимирович передал школе свои книги с автографом, фотографии и личные вещи.
Слайд 11 В день его 90-летия его имя было присвоено центральной городской детской библиотеке нашего города, также в городе есть улица Михалкова.
Слайд 13 Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, не забывал и взрослых — для них он сочинял басни, пьесы, киносценарии.
Физкультминутка. Слайд 14
Быстро встали, улыбнулись. Выше, выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на место прискакали.
- Прочитайте название стихотворения и рассмотрите иллюстрации к стихотворению.
- Предположите, о чем это стихотворение?
- Прежде чем познакомиться со стихотворением, проведем словарную работу.
Словарная работа. Слайд 15
Сырость - влажность, обильное содержание влаги в чем-нибудь.
Если – это союз, выражающий условие.
(Цель этапа: познакомить с биографией писателя, учить прогнозировать произведения)
6.Этап первичного закрепления.
- Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями.
Читайте также: