Конспект урока по русскому языку 6 класс описание места разумовская

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Использованные источники:

Планируемые результаты:

  • личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
  • регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
  • коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
  • предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Лингвистическая разминка

3. Актуализация знаний

Работа по вопросам:

  • Чем описание отличается от других типов речи?
  • Что можно описывать?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Каких художников-пейзажистов вы знаете?

4. Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).

Проблемное слово учителя. Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

Совместная работа учителя и учащихся. Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.

(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что мы видим на картине?

(Перечисляются образы, созданные живописцем : река, берега, деревья, небо.)

Работа в группах.Подбор рабочего материала.

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

План

Рабочий материал

Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне.

Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…

Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…

Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..

Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

6. Физкультминутка

7. Речевая подготовка

– Как иначе можно назвать художника?

(Мастер, живописец, автор полотна).

– Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства).

– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

8. Рефлексия

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

2 I.Повторение. Какие вы знаете стили речи? РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ НАУЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДЕЛОВОЙ

3 I.Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ

4 I. Повторение. Назовите способы связи предложений в тексте. СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шел мальчик в валенках и меховой шапке. Мальчик возвращался домой из булочной и в согнутой руке нес два кирпичика хлеба. Хлеб был теплый, и мальчик грел об него маленький нос. Снегири прилетают кормиться на балкон до середины марта. Эти красногрудые красавцы много и охотно поют ДанноеНовое

5 I.Повторение. Назовите средства связи предложений в тексте. СИНОНИМЫ ПОВТОР СЛОВАМЕСТОИМЕНИЯ . В ОДНОМ ТЕКСТЕ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ .

6 II.Работа с текстом. Задание: прочитайте текст, определите, к какому стилю и типу речи он относится, назовите способы и средства связи предложений в тексте. Нас было пять сестер. Как и все дети, мы много озорничали. Заводилой чаще всего была Саша. Вот одна из ее проказ. Однажды в какой-то канаве она откопала лошадиный череп, совсем белый, омытый дождями. Мы пополоскали его в ручейке, внутрь вставили свечку и прикрепили его к старой шляпе, чтобы надевать на голову. Накидывали на себя простыню и вставали на ходули. Зрелище получалось жутковатое.

7 III.Новая тема. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники. ГДЕ ? ЗДЕСЬ ГДЕ-ТО КОЕ-ГДЕ ТУТ ЖЕ ГДЕ ? В ШКОЛЕ В ЛЕСУ В СЕЛЕ В КАБИНЕТЕ ГДЕ ? СПРАВА СЛЕВА НАПРАВО НАЛЕВО НАПРОТИВ ГДЕ ? ОКОЛО НЕЕ ВБЛИЗИ НЕДАЛЕКО ОТ ПОБЛИЗОСТИ В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ

8 III.Новая тема. При описании о чем вы говорили? Как можно разделить на 2 группы все то, что вы описывали? Что из описываемого является широким понятием, а что – узким? Вывод: при описании мы говорили о самом месте (широкое понятие) и о предметах, которые здесь находятся (узкое понятие).

12 Проверьте себя! Цель высказывания – обратить внимание на состояние помещения, расположение вещей. Данное - предметНовое - место каждая вещьна своем месте вычищенные и смазанные маслом автоматы висели на желтых палочках шинели и плащ-палаткилежали на свежих еловых ветках противогазы и вещевые мешки были поставлены в головах вместо подушек

13 IV. Закрепление. Работа с учебником: упражнение Задание: прочитайте тексты, определите тему каждого фрагмента и укажите, как построены тексты – по типу описания предмета (что? какой?) или по типу описания места (где? что?)

15 Текст 2. Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне- круглое окошко из разноцветных стекол.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

(по программе под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта).

Учитель русского языка и литературы

Минеева Мария Александровна.

Тип урока: объяснение нового материала.

Целевая установка.

I . Обучающие цели:

1) Знания : повторить понятие деепричастие, познакомить сообразованием деепричастий, проверить качество усвоения учащимися данной темы.

2) Умения : развить умение находить деепричастия в тексте, умение определять вид деепричастия, совершенствовать умения проводить морфемный разбор, закреплять умение подбирать однокоренные слова, составлять словосочетания и предложения, совершенствовать умения работать с материалом школьного учебника.

3) Навыки : продолжить формировать навык грамотного письма (правописание словарных слов, попутно повторить встречающиеся орфограммы: правописание безударных гласных в корне слова, а также повторить пунктограммы: постановка тире в середине предложения, постановка точки, восклицательного знака в конце предложения).

4) Развитие речи : максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как: слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо (на уроке в тетради ученика записано около слов). Развить коммуникативные умения, связанные с речеведческими понятиями (умение определить тему и идею текста).

II . Развивающая цель: развить когнитивные процессы: внимание, память, мышление.

III . Воспитательная цель: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской классической литературе.

Методы : слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, элементы языковых разборов, наблюдение над языковым явлением.

Организационный момент (1 мин.)

Проверка домашнего задания (6 мин.)

Целеполагание (1 мин.)

Повторение ранее пройденного материала (4 мин.)

а) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала (3 мин.)

Изучение нового материала (15 мин.)

а) Слово учителя (3 мин.)

б) Работа с текстом (10 мин.)

Беседа по тексту (3 мин.)

Словарно-орфографическая работа (5 мин.)

Первичное закрепление (8 мин.)

а) Работа с текстом (7 мин.)

Комментированное списывание (7 мин.)

б) работа с учебником, текстом (3 мин.)

Оценивание работы учащихся(2 мин.)

Подведение итогов (1 мин.)

Задавание на дом (1 мин.)

Оформление доски:

Дееприч. несов. вида:

Дееприч. сов. вида:

крикну ть - крикнув

(По ходу урока на доске оформляется словарно-орфографическая работа).

Раздаточный материал:

Карточка с заданием ( на каждой парте )

Найдите в данном тексте деепричастия и подчеркните их. Определите вид. Расскажите, как образовано каждое из этих слов.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. То тут, то там - то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей - кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше. ( По К. Г. Паустовскому)

2. Повторение теории

3. Работа над описанием слова

Цвет – (яркий, теплый, солнечный, нежный, приятный для глаз, согревающий),
Характер – (жизнерадостный, добрый, чистый, дружелюбный, любящий, радостный, приветливый, солнечный, теплый).
Запах – (чистый, свежий, зелени)
Звук – (звонкий, но нежный).

4. Обобщение изученного материала

1) Мы попробовали описать слово, а что мы еще можем описать?
Какие виды описательных текстов вы знаете? (Описывать можно предметы (вещи, животных, людей), место, состояние (природы, человека) и др. Поэтому среди описаний различают описание места, описание состояния, описание предмета).Слайд 6

2) Как же должна строиться композиция сочинения-описания? Какой языковой материал необходимо использовать, чтобы у нас получилось художественное описание? Слайд 7
На эти вопросы мы должны ответить сегодня, исследуя тексты-описания.

5. Работа с текстом

  • Издали, с пригорка, спокойно поглядывают старинные бревенчатые дома. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. Под холмом – ключ.
  • С моего балкона видны крыши, еще покрытые снегом, узкие тротуары, утопающие в воде, люди, прыгающие через лужи.
  • В лесу тихо. Не шелохнется ни одна веточка. Ни звука.
  • В лесу мне встретился необыкновенный пень. Он был огромный, вокруг весь заваленный снегом, а в самом центре, как продолговатое зеркало, синела весенняя лужа.

2) А сейчас давайте поработаем с выданными текстами. Приложение 1,Слайд 11

Что же вы можете о них сказать. Какой вид описания? Почему? (Работа в группах)

Ответы представителей групп.

3) Какого стиля тексты перед нами?

4) Употребляем ли мы в речи все эти виды описаний вместе? (Да, например, при описании картины).
Можно ли соединить все предложенные тексты в один?
Если мы соединим наши тексты, то у нас может получиться, например, описание картины.
Слайд 12
Картину “Март” создал замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан. “Март” — это одно из самых радостных произведений Исаака Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня.
Соединим наши тексты так, чтобы получился текст-описание картины. В каком порядке лучше их расположить? Почему? Придумайте и запишите предложения-связки, необходимые, чтобы получилось цельное описание. (Ребята работают, затем зачитывают собственные варианты).

5) Я тоже хочу представить вам возможное соединение этих текстов.

6)Почему части нашего текста лучше соединять именно в такой последовательности?

(Наиболее типичной является следующая структура текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика.)

6. Творческая работа

1) Описывая картину, мы создаем тексты художественного стиля. Мы уже говорили о том, что наша задача – описывая, создать художественный образ, и помогают нам в этомизобразительно- выразительные средства.

(Ребята подбирают эпитеты, метафоры, сравнения) Слайд 15.

7. Заключительное слово

– Мы с вами обобщили все сведения, изученные на уроках по типу речи – описание. Нашли ответы на вопросы нашего урока (Слайд 17) Думаю, вы еще раз убедились в том, что (чтение эпиграфа) Слайд 18.

8. Домашнее задание

Читайте также: