Конспект урока испарение насыщенный и ненасыщенный пар 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

образовательные – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать микромеханизм этих явлений, объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно- кинетической теории;

развивающие – формировать представление о процессе научного познания, развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики;

воспитательные – сформировать умения применять полученные знания на практике для объяснения явлений природы.

Тип урока: комбинированный, с применением информационных технологий.

Форма урока: урок - игра

Презентация.

Фронтальные эксперименты:

1.Зависимость скорости испарении от температуры, площади поверхности, рода жидкости, движения воздуха
2. Охлаждение жидкости при испарении.

I. Организационный момент.

1. Проверка знаний учащихся (решение задач у доски)

2.Работа с карточками- формулами, проверка знания определений.

3.Работа с тестом.

III. Изучение нового материала

1.Объяснение явления испарения с точки зрения МКТ.

2.Испарение, как физическое явление, его признаки.

3.Факторы, влияющие на скорость испарения.

6.Испарение в природе, технике.

IV. Закрепление нового материала

VI. Домашнее задание

VII. Итоги урок

I .Организационный момент

«Добрый день, ребята и дорогие гости!

Сегодня у нас с вами необычный урок.

« За мигом миг, за часом час,

Впадайте в изумленье.

Всё будет так и всё - не так,

Через одно мгновенье.

В дорогу мы возьмём багаж:

II. Опрос:

У вас на столе разложены карточки, поработаем с ними. Вспомним ранее изученный материал.

1). Покажите, пожалуйста, карточку с формулой, по которой вычисляется количество теплоты, необходимое для нагревания тела на определённую температуру.

Предполагаемый ответ: ( Q = с· m· ( t2 - t1 ) )

Учитель: Прочитайте её, где: Q-… (количество теплоты), C- …( удельная теплоёмкость), m – … (масса тела ), ( t2 - t1)- …, (температура на которую нагревается тело). Сформулируйте, пожалуйста, определения : количества теплоты, удельной теплоёмкости.

Учитель: Покажите, пожалуйста, карточку с формулой, по которой вычисляется количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива

Предполагаемый ответ: (Q = q· m)

Учитель: Прочитайте её, где Q- …( количество теплоты), q- … (удельная теплота сгорания), а теперь сформулируйте, пожалуйста, определение удельной теплоты сгорания.

Учитель: Покажите, пожалуйста, карточку с формулой, по которой вычисляется количество теплоты, необходимое для плавления вещества при температуре плавления.

Предполагаемый ответ: (Q = ۸ · m)

Учитель: Прочитайте её, где Q- …( количество теплоты), ۸-…( удельная теплота плавления). Сформулируйте, пожалуйста, определение: удельной теплоты плавления.

Учащиеся дают определения.

За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон- 1 жетон это 1 балл.

Учитель: . нам прокомментирует решение своей задачи, как наиболее сложной.

Учащиеся, закончившие работу у доски, садятся на своё место и слушают ее.

Хорошо, присаживайтесь. Оценки за работу в баллах учащиеся проставляют в лист оценки, который находится у каждого на столе. ( за правильное решение задачи 5 баллов, ( за решение задачи с недочётами 4 балла)

Учитель: А сейчас встали, потянулись ( физкультминутку проводит ученица)

Учитель: Время нашей остановки истекло, поспешим в наш автобус и продолжим наше увлекательное путешествие. Но вот налетела тучка, закрыла солнце и дождь забарабанил по стёклам автобуса, по стёклам потекли ручейки воды. Дождь внезапно прекратился, также как и начался, выглянуло Солнце и ручейки воды на стёклах пропали. Куда исчезла вода, что с ней произошло? ( постановка проблемы)

Предполагаемый ответ: высохла, испарилась

III. Изучение нового материала

1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?

2.Чем отличаются вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях с т. зрения МКТ? Слайд 3.

3. Как называется переход вещества из твердого состояния в жидкое?

4. При каких условиях происходит плавление?

5. Какой процесс называют отвердеванием?

Учитель. А сегодня наша задача рассмотреть процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное ( парообразование) и наоборот. Слайд 4

Но в зависимости от условий рассматривают два способа парообразования: испарение и кипение. Сегодня мы рассмотрим один из них - испарение и обратный ему процесс – конденсацию.

Как вы думаете, ребята из чего состоят все вещества?

Предполагаемый ответ: Вещества состоят из молекул, молекулы непрерывно движутся и взаимодействуют.

Учитель. Молекулы движутся с одинаковыми скоростями ?

Предполагаемый ответ: Молекулы движутся с разными скоростями.

Учитель. Какие молекулы покидают жидкость?

Как вы думаете, ребята, у оставшихся молекул могут меняться скорости?

Предполагаемый ответ: Оставшиеся молекулы при движении сталкиваются с другими молекулами, в результате чего у них меняется скорость. Некоторые молекулы могут получить скорость, достаточную для того, чтобы, оказавшись у поверхности, вылететь из жидкости.

Учитель: Сделаем вывод:

Испарение это парообразование, происходящее с поверхности жидкости

Жидкость покидают самые быстрые молекулы, способные преодолеть силы притяжения соседних молекул, находящихся у поверхности жидкости. ( слайд 5)

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести небольшие экспериментальные исследования.

На каждом столе находится оборудование и карточки с заданиями. Проделайте опыты и сделайте выводы

( Работа в парах. Учащиеся выполняют задания)

Задание 1. Оборудование: термометр, вата, сосуд с водой. Запишите показания термометра. Обмотайте шарик термометра ваткой, смоченной водой. Как изменяются показания термометра. Почему?

Задание 2. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, сосуд с водой. Нанесите пипеткой на стеклянные пластины по капле воды и жидкости для снятия лака. Наблюдайте за их испарением. Сделайте вывод о скорости испарения жидкостей.

Задание 3. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, электрическая лампа. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Одну из пластин поместите над электрической лампой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры жидкости.

Задание 4. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, бумажный веер. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра.

Задание 5. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака. Капните на пластины по капле жидкости. На одной из пластин распределите каплю так, чтобы она заняла максимальную площадь. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности.

Учитель: Делаем вывод. Показ слайда 6

Подуйте на стёклышко, которое лежит у вас на столе. Что вы увидели?

Предполагаемый ответ: На стёклышке образуются капельки жидкости.

Учитель: Откуда появились эти капельки жидкости?

Предполагаемый ответ: В воздухе имеются пары жидкости и при соприкосновении с холодным стеклом пар превращается в жидкость.

Учитель: Правильно, этот процесс превращения пара в жидкость называется конденсацией. Конденсация пара сопровождается выделением энергии.

Учитель: С процессом конденсации пара связано много красивых природных явлений. (объяснение образования облаков, тумана, выпадение росы.) Их красоту и особенности очень хорошо описывают в поэзии.

« Я видел сам: Слон летел по небесам!

В синеве он важно плыл, даже солнце заслонил!

А вот уже другие лирические стихи И. Бунина:

« Бледнеет ночь… Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, безжизненной луна

Учитель: Если испарение жидкости происходит в закрытом сосуде, то молекулы не только будут покидать жидкость, но и возвращаться обратно в жидкость и вначале число молекул, вылетевших из жидкости будет больше числа молекул, возвратившихся в жидкость – то такой пар над жидкостью будет называться ненасыщенным.

Однако довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвратившихся обратно в жидкость. С этого момента число молекул пара над жидкостью будет постоянным. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью. Такой пар называется насыщенным.

Просмотр слайдов 9,10

Мы с вами сегодня изучили какие явления?

Предполагаемый ответ: Мы изучили явления: испарения и конденсации.

Учитель: А что ещё узнали мы?

Предполагаемый ответ: Мы узнали, что испарение это парообразование с поверхности жидкости и оно происходит при любой температуре.

Учитель: От каких факторов зависит скорость испарения жидкостей?

Учитель: Меняется ли энергия и температура тела при испарении и конденсации, как меняется температура тела при этом.

Учитель: Находят ли применение данные явления в природе и технике?

Просмотр слайда 13. А ещё мы чему научились?

Ответ: Проводить наблюдения и эксперименты, выдвигать гипотезы для объяснения результатов эксперимента.

Учитель: Цели урока мы достигли, поставленные задачи выполнили.

3. Работа с листом оценивания. Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют оценки в лист и передают его учителю. Учитель комментирует и выставляет оценки в журнал и дневник.

Учитель: Запишем домашнее задание: параграф 16,17. упражнение 9

Учитель: Наше путешествие заканчивается. Мне сегодня было с вами, ребята, на уроке очень комфортно. Желаю вам успеха!

Провёл урок и составил разработку урока учитель физики ГБОУ ООШ с. Четыровка Кот З. А.

Материалы, используемые при опросе, объяснении и закреплении новой темы.

Лист оценивания:

1. Работа по карточкам: ____ баллов (за каждый правильный ответ по 1 баллу)

2. Работа по определениям ___баллов ( за каждый правильный ответ по 1 баллу).

3.Оценивание теста №1: ______________ баллов.

( за каждый правильный ответ по 1 баллу, получают каждый индивидуально).

4. Оценивание решение задач у доски ________ баллов ( от 2 до 5 баллов)

5. Оценивание работы по ответам на вопросы:_______баллов.

( за каждый правильный ответ по 1 баллу)

6. Оценивание теста № 2: ________________ баллов

( за каждый правильный ответ по 1 баллу)

Итого: _________________баллов. Оценка: _________

Какое количество энергии необходимо затратить, чтобы лёд массой 20кг. с начальной температурой - 10ºC , расплавить и полученную воду нагреть

до 100 ºC? ( св = 4200 Дж./ кг ºC, ۸ = 340∙10³ Дж/кг, сл = 2100 Дж./ кг ºC )

Найти удельную теплоёмкость вещества массой 5 кг, из которого изготовлена деталь, если при нагревании её от 20 ºC до 120 ºC.ей сообщили 230 кДж количества теплоты.

Для плавления болванки массой 80 кг при температуре плавления

было затрачено 16800 кДж энергии. Найти удельную теплоту плавления вещества, из которого изготовлена болванка и что это за вещество?

Ответы к решению задач.

Задача № 1. Задача № 2.

Q = 16, 62· 106 Дж. с = 460 Дж/кг.ºС

۸ = 2,1· 105Дж/кг.

1.Металлическая деталь нагрелась при обработке её резцом. Можно ли сказать, что детали передано определённое количество теплоты.

А. Можно, так как внутренняя энергия детали увеличилась. Б. Можно, так как внутренняя энергия детали уменьшилась. В.Можно, так как внутренняя энергия детали не изменилась. Г.Нельзя, так как внутренняя энергия детали увеличилась при совершении работы, а не при теплопередаче. Д. Нельзя, так как внутренняя энергия детали увеличилась при теплопередачи, а не при совершении работы.

2.В один стакан налили холодную воду, а в другой горячую. Масса воды в стаканах одинаковая. Что можно сказать о внутренней энергии в стаканах?

А. Внутренняя энергия воды в стаканах одинакова. Б. Внутренняя энергия воды во втором стакане больше. В.Внутренняя энергия воды в первом стакане больше. Г. Внутренняя энергия воды в первом стакане может быть и больше и меньше. Д.Не знаю.

3.Какие из тел - твёрдые тела, жидкости или газы - обладают наименьшей

теплопроводностью?

А.Твёрдые тела. Б. Жидкости. В.Газы. Г. Твёрдые тела и жидкости.

Д. Твёрдые тела и газы.

4. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж /кг·ºc. Как изменилась внутренняя энергия 1 кг. воды при охлаждении на 1 ºС ?

А. Увеличилась на 4200 Дж. Б. Уменьшилась на 4200 Дж. В. Не изменилась.

Д. Увеличилась на 8400 Дж. Г. Уменьшилась на 8400 Дж.

5. Чугунный утюг массой 2 кг. нагревают от 20 ºС до 220 ºС. Какое количество теплоты необходимо при этом затратить? ( Удельная теплоёмкость чугуна 540 Дж /кг·ºc.)

1. Что понимают под внутренней энергией тела?

А. Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

Б. Только энергию движения частиц, из которых состоит тело.

В. Только энергию взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

Г. Кинетическую энергию тела.

Д. Потенциальную и кинетическую энергию тела.

2. Холодную металлическую ложечку опустили в стакан с горячей водой.

Изменилась ли внутренняя энергия ложечки? Если да, то каким образом?

А. Увеличилась путём совершения работы. Б. Уменьшилась, благодаря совершению работы. В. Не изменилась. Г. Уменьшилась из-за теплопередачи. Д. Увеличилась вследствие теплопередачи.

3.В каких телах может происходить конвекция: в твёрдых телах,

А. В твёрдых телах. Б. В жидкостях. В. В газах. Г. В твёрдых телах и жидкостях. Д. В жидкостях и газах.

4. Одинакова ли внутренняя энергия 1 кг льда и 1кг воды, взятых при температуре плавления ( 00С )? А.Одинакова. Б. Внутренняя энергия льда больше. В. Внутренняя энергия льда меньше. Г.Внутренняя энергия льда иногда может быть больше, а иногда меньше. Д. Не знаю.

1.Скорость испарения жидкости зависит от…

А. рода вещества;

Б. площади поверхности жидкости;

В. температуры жидкости;

Г. от массы жидкости;

Д. А,Б,В, правильные;

Е. все ответы неверные.

2. Испарение происходит при …

А. постоянной определённой температуре жидкости;

Б. любой температуре жидкости;

В. постоянной любой температуре жидкости

3.При испарении температура пара..

А. больше температуры испаряющейся жидкости;

Б. меньше температуры испаряющейся жидкости;

В. равная температуре испаряющейся жидкости.

4. Энергия образовавшегося пара…

А. больше энергии испаряющейся воды;

Б. меньше энергии испаряющейся воды;

В. одинаковая с энергией испаряющейся воды.

5. Испаряются ли твёрдые тела?

А. твёрдые тела не испаряются;

Б. твёрдые тела испаряются;

6. Энергия образовавшейся жидкости при конденсации…

1.Испарение –это парообразование , происходящее ….

А. со свободной поверхности жидкости;

Б. внутри жидкости с образованием пузырьков;

В. по всему объёму жидкости.

2.При испарении температура жидкости…

Г. остаётся неизменной.

3.Энергия испаряющейся жидкости…

Г. остаётся неизменной.

4. Размеры молекул образовавшегося пара…

А. больше размера молекул испаряющейся воды;

Б. меньше размера молекул испаряющейся воды;

А. такие же, как и размеры молекул испаряющейся воды.

5. Конденсация – это переход вещества …

А. из газообразного состояния в жидкое;

Б. из твёрдого состояния в жидкое;

В. из жидкого состояния в твёрдое;

Г. из жидкого состояния в газообразное.

6 Насыщенный пар – это пар находящийся…

А.в динамическом равновесии со своей жидкостью;

Б. не в динамическом равновесии со своей жидкостью;

В. оба ответа неверные.

Вариант 1. Вариант 2.

6. а) 6; б) 2;3,в) 1;2 и 6;7. 6.Б. а) 2; б) 5;6,в) 2;3 и 5;6.

Вариант 1. Вариант 2.

Экспериментальные задания

Задание 1. Оборудование: термометр, вата, сосуд с водой. Запишите показания термометра. Обмотайте шарик термометра ваткой, смоченной водой. Как изменяются показания термометра. Почему?

Задание 2. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, сосуд с водой. Нанесите пипеткой на стеклянные пластины по капле воды и жидкости для снятия лака. Наблюдайте за их испарением. Сделайте вывод о скорости испарения жидкостей.

Задание 3. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, электрическая лампа. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Одну из пластин поместите над электрической лампой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры жидкости.

Задание 4. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, бумажный веер. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра.

Задание 5. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака. Капните на пластины по капле жидкости. На одной из пластин распределите каплю так, чтобы она заняла максимальную площадь. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности.

Экспериментальные задания. Задание 1. Оборудование: термометр, вата, сосуд с водой. Запишите показания термометра. Обмотайте шарик термометра ваткой, смоченной водой. Как изменяются показания термометра. Почему?

Задание 2. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, сосуд с водой. Нанесите пипеткой на стеклянные пластины по капле воды и жидкости для снятия лака. Наблюдайте за их испарением. Сделайте вывод о скорости испарения жидкостей.

Задание 3. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, электрическая лампа. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Одну из пластин поместите над электрической лампой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры жидкости.

Задание 4. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, бумажный веер. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра.

Задание 5. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака. Капните на пластины по капле жидкости. На одной из пластин распределите каплю так, чтобы она заняла максимальную площадь. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности.


На этом уроке мы детально рассмотрим процесс испарения и попытаемся разобраться, от чего зависит скорость испарения. Также, мы познакомимся с такими важными понятиями как насыщенный пар и динамическое равновесие.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Испарение. Насыщенный и не насыщенный пар"

Все замечали, что после дождя лужи постепенно высыхают. Конечно, это не значит, что вода просто пропала. Она постепенно испарилась, т.е. образовывался пар. Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием. Однако, мы также знаем, что пар образовывается и при кипении. Значит, существует два способа парообразования: кипение и испарение.

Испарение происходит в результате того, что отдельные молекулы жидкости обладают большей кинетической энергии, чем остальные молекулы в среднем. Если такие отдельные молекулы в нужный момент окажутся у поверхности, то они могут вылететь из жидкости в виде пара.


Именно это и происходит в процессе испарения. Как мы знаем из бытового опыта, чем жарче, тем вода испаряется быстрее. Значит, скорость испарения зависит от температуры жидкости.

Логично предположить, что имеет значение и сам род жидкости (например, моторное масло испаряется значительно медленнее, чем вода). Заметим, что есть ещё один фактор, влияющий на скорость испарения: очевидно, что если на солнце поставить ведро и таз с одинаковым объёмом воды, то вода из таза будет испаряться быстрее, потому что на большую её часть будет воздействовать солнце. Поэтому, на скорость испарения жидкости влияет площадь её поверхности.

Не трудно догадаться, что существует и обратный процесс: переход из газообразного состояния в жидкое, который называется конденсацией. Как и вылетевшие из жидкости молекулы превращаются в пар, также и молекулы пара, находясь рядом с поверхностью воды, могут замедлиться и превратится обратно в жидкость. Это происходит практически в любой закрытой ёмкости с жидкостью. Изначально, в ёмкости будет только жидкость, потом, какая-то часть молекул превратится в пар. Чуть позже некоторые молекулы вернутся в жидкость. Этот процесс будет повторяться снова и снова, однако, каждый раз количество молекул вылетевших из жидкости будет превышать количество вернувшихся молекул. Это приведёт к тому, что плотность пара будет постепенно увеличиваться, пока пар и жидкость ни придут к динамическому равновесию. Это состояние, когда количество молекул, превращающихся в пар, станет равным количеству молекул, возвращающихся обратно в жидкость.

Если пар находится в динамическом равновесии со своей жидкостью, то он называется насыщенным.

И наоборот: пар называется ненасыщенным, если он не находится в равновесии со своей жидкостью.

Очевидно, что в открытой ёмкости достигнуть динамического равновесия практически невозможно, поскольку большинство молекул пара попросту покидают ёмкость, и жидкость постепенно испаряется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

– познакомить учащихся с понятиями парообразование, испарение, насыщенный пар, ненасыщенный пар, конденсация;

– формировать представление о процессе научного познания;

– прививать культуру умственного труда, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Подготовка к усвоению нового материала

Актуализация опорных знаний

Освоение нового материала

Первичная проверка полученных знаний

Подведение итогов урока

1. Организационный момент.

Сегодняшняя встреча будет посвящена давно известным явлениям, которые сегодня вы научитесь видеть по-новому.

2. Подготовка к усвоению нового материала.

2.1. Послушайте стихотворение:

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается… в море.
Моря пополняют запас океанов,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока,
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.

– Как весь процесс называют в народе?

Верно, круговорот воды в природе.

Конечно, давно знакомое вам явление. Но иногда этот милый круговорот воды приводит к стихийным бедствиям. Ученые всего мира не теряют надежду научиться укрощать стихию, изучают, исследуют ураганы, предлагают различные способы для управления ими. Сегодня мы рассмотрим физическую суть процессов, которые лежат в основе и круговорота воды в природе, и многих других явлений.

Формулировка темы урока.

Начнем изучать эти явления с опыта: (в лоточке лежит по два предметных стекла); подышите на стеклышко. Что вы наблюдается?

Как называют происходящие явления. Назовите явления?

Назовите тему нашего урока. Это испарение и конденсация.

Записываем тему в тетрадь.

Постановка цели урока.

– Наблюдали ли вы эти явления вокруг себя. Где?

Действительно. Мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, высыхает и т.д.

Ваши примеры являются фактами, полученными из наблюдений в природе, в конце урока мы объясним эти факты изучив явления испарения и конденсации, что и будет является целью нашего урока.

3. Актуализация опорных знаний.

Для достижения цели урока, необходимо вспомнить изученное ранее.

– Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

– В каких агрегатных состояний может находиться вещество?

– Как называется переход вещества из твердого состояния в жидкое?

– Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? При плавлении, например?

– Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящиеся в любом агрегатном состоянии?

– Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

– Какую энергию называют внутренней? Что происходит с ней при переходе вещества из жидкого состояния в твердое. От чего и как она зависит? Почему?

4. Освоение нового материала.

На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений, построим модели испарения и конденсации.

– Выясним, каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

– Да, тем молекулам, чьи кинетические энергии движения намного больше потенциальных энергий притяжения соседних молекул.

Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, во-первых, находящиеся вблизи поверхности, и во-вторых, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии притяжения соседних молекул.

Над поверхностью жидкости образуется пар.

– Какой процесс мы представили на модели?

Определение: Парообразование – явление превращения жидкости в пар. Различают два вида: испарение и кипение .

Определение Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости при любой температуре.

Если возьмем открытый сосуд с жидкостью, то через некоторое время жидкость испарится. Если же накрыть сосуд крышкой, будет ли меняться масса жидкости? Конечно, нет. Возникает вопрос – прекратился ли процесс испарения? А почему же масса жидкости не изменяется? Делаем вывод: наряду с процессом испарения наблюдается обратный процесс. Назовите его.

Определение Конденсация – явление превращения пара в жидкость .

В нашей модели это молекулы, которые возвращаются в жидкость.

Итак, нами построены модели испарения и конденсации , которые помогают нам наглядно представить, что это за явления. Так как из жидкости улетают наиболее быстрые, энергичные молекулы, то средняя скорость оставшихся молекул жидкости, а значит и их средняя кинетическая энергия уменьшается, поэтому испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости , вследствие чего жидкость охлаждается. Проверим это следствие на опыте.

Фронтальная экспериментальная работа.

Экспериментально доказать, что при испарении внутренняя энергия уменьшается, имея оборудование : термометр, шарик которого обёрнут ватой, ацетон

1. Заметьте начальное показание термометра.

2. Шарик термометра, обёрнутый ватой, обмакните в ацетон. Заметьте наименьшую температуру, которую через некоторое время покажет термометр.

3. Сделайте вывод

Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым подтвердила и правильность самой модели. Мы изучили явление испарения, используя цикл естественно научного познания. Схема его такова.

Факты Модель Следствие Эксперимент

Теперь нужно выяснить от каких факторов зависит испарение жидкости. Прошу выдвигать свои гипотезы (помощь, если будет трудно).

Фронтальные экспериментальные работы

1 группа: Зависимость испарения от рода вещества

Оборудование: 3 стеклянные пластины, сосуды с жидкостями: вода, спирт, уайт-спирит, пипетка.

Ход работы: капните на три чистые стеклянные пластины по капле воды, спирта, уайт-спирит.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости.

2 группа : Зависимость испарения от температуры

Оборудование: 2 стеклянные пластины, сосуд с водой, пипетка, электрическая лампа.

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле воды, одну из пластин поместите под электрической лампой.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры.

группа : Зависимость испарения от площади поверхности

Оборудование: 2 стеклянные пластины, сосуд с ацетоном, пипетка.

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле ацетона так, чтобы капля в первом случае не растеклась, а во втором - сильно растеклась.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади поверхности.

4 группа: Зависимость испарения от наличия ветра

Оборудование: 2 стеклянные пластины, сосуд со спиртом, веер.

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта. Обмахивайте веером одну из пластин.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра .

Выводы в тетрадь:

Интенсивность испарения зависит от:

рода вещества;

от скорости движения воздуха над поверхности жидкости;

от температуры;

от площади поверхности жидкости.

Возникает естественный вопрос: зависит ли интенсивность изменения внутренней энергии жидкости от интенсивности испарения?

Правильно. Чем быстрее будет испаряться жидкость, тем быстрее будет уменьшаться е е внутренняя энергия и, следовательно, ее температура.

Одновременно с испарением происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация .

Для того чтобы этот процесс шел, нужно, чтобы энергичные (быстрые) молекулы пара уменьшили свою скорость. Это обычно происходит на поверхности жидкого или твердого тела или требует наличия в газе центров конденсации. Их роль могут играть различные примеси или пылинки. Конденсация сопровождается выделением энергии.

Жидкость испаряется не только в открытом пространстве, но и в закрытых сосудах. Нальем в банку горячей воды. Закрываем банку крышкой. Жидкость продолжает испаряться, но пар в воздухе не рассеивается. При этом уровень жидкости в сосуде не изменяется. Молекулы жидкости, покидающие её, движутся, взаимодействуют друг с другом со стенками и крышкой сосуда уменьшают свою энергию и возвращаются в жидкость.

В этом случае могут наблюдаться два явления:

Количество молекул, покинувших жидкость, равно количеству молекул, вернувшихся в неё, наступает динамическое равновесие .

Количество молекул, покидающих жидкость, больше количества молекул, возвращающихся в неё. В первом случае пар над жидкостью называют насыщенным, во втором – ненасыщенным .

Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным.

Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называют ненасыщенным.

Испарение жидкости и конденсация играют важную роль в природе и жизни человека.

5. Закрепление.

Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:

Решение качественных задач

В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе? (просто на столе)

Почему, желая скорее высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? (увеличение поверхности испарения, увеличивает скорость испарения)

Какое значение имеет для организма выделение пота? (выделение пота и испарение его предохраняет организм от перегрева)

6. Домашнее задание.

Параграф 16, 17, упражнение 9 для всех.

7. Первичная проверка знаний. (тест)

Практическое применение испарения и конденсации:

быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования (фреон, аммиак)

в жарких странах воду принято хранить в глиняных сосудах.

при поездке в поезде летом очень просто получить из теплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15 – 20 минут вода будет достаточно холодной.

при высокой температуре назначают потогонные средства (он испаряется с поверхности кожи, при этом температура тела понижается).

при высокой температуре эффективны обтирания водой, в которую добавлено несколько капель уксуса.

в большой мороз можно отморозить нос, т. к. температура кожи уменьшается, поверхность кожи переохлаждается. ( нужно закрывать нос, нельзя рот).

Интересные факты.

Оказывается, не только люди в жизни используют знания о таких процессах, как испарение и конденсация, но и многие животные.

в пустынях температура земной поверхности может повышаться до 70 – 80 0 С днем и падать до 4 0 С к концу ночи. В этих условиях большинство ящериц ищет убежище. Помимо того ящерица способна менять положение тела и его окраску, а когда температура становится высокой, может также уменьшить поверхность тела, втягивая ребра. К числу реакций ящериц на высокую температуру относятся тепловая отдышка, а также выпучивание глаз.

Шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и небе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.

У слона в коже нет ни одной потовой железы. Но водоем у слона всегда под рукой. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется.

У зайца большие уши, но совсем не для того. Чтобы слушать, а для того чтобы ими … потеть. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий тепла в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?

Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему?

Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы быстрее высохло бельё?

Какие из процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества, названы ошибочно?

А) плавление, кристаллизация В) парообразование, конденсация

Б) сублимация, десублимация Г) нагревание, охлаждение

2. Из какого сосуда быстрее испаряется жидкость ( температура жидкости в обоих сосудах одинакова)

А) Из 1-го Б) Из 2-го В) Из 1-го и 2-го одинаково одинаково

3. При испарении вода охлаждается. Это объясняется тем, что воду покидают частицы…

А) самые медленные В) самые быстрые

Б) самые мелкие Г) самые крупные

4. Что вызовет более тяжелый ожог: стоградусная вода или стоградусный пар?

5. Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры?

Материал содержит презентацию и конспект к уроку. Дана подробная инструкция по проведению исследований зависимости скорости испарения. Для закрепления материала проводится тест.



Целевая аудитория: для 8 класса

В целом, работа неплохая. Презентация включает много текстовой информации, но есть и иллюстрации. Однако, почему нельзя было подобрать более качественные и большие изображения? Тема интересная, картинок в интернете много. уж найти "туман" - очень несложно.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: