Конспект занятия по естествознанию в старшей группе кому нужен воздух

Обновлено: 05.07.2024

Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:

  1. Емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг.
  2. Стаканы с водой, соломинки.
  3. Пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
  4. Чеснок, лук, лимон, пустая, пластиковая бутылка.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.

  1. Словесный.
  2. Игровой.
  3. Практический.
  4. Экспериментальный.
  5. Наглядный.

Дети проходят в группу из спальни. Ребята к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.) В прошлом году они уже у нас были, вы помните? Сейчас мы стали старше, и узнали много нового и интересного. Предлагаю вам рассказать и показать, что нового и интересного вы узнали!

Воспитатель: А сейчас загадаю вам загадку, а отгадка и будет темой нашей беседы!

Ты без него не можешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить

И даже честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня

Воспитатель: что это?

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А зачем нам нужен воздух?

Дети: Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)

Воспитатель: Понравился вам фильм? А сейчас мы с вами закрепим, что нового узнали! Сколько слоев воздуха нас защищает? (ответы детей). Что образуется в первом слое (облака, дождь, снег). Правильно, молодцы и этот слой называется тропосфера. Что происходит во втором слое (летают самолеты). Молодцы, а слой называется стратосфера. Ну, а что же в третьем слое происходит? (там сгорают метеориты). Вы очень внимательные! Ну и остался последний слой, там очень красивое явление происходит, как называется? (северное сеяние). Правильно и все эти слои называются атмосфера, с этим словом мы уже с вами знакомы. Что снами будет если на земле не будет воздуха? (не будет жизни).

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.

Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!

Воспитатель: Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! Молодцы очень внимательные!

Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?

Дети: (воздух).

Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим (дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха) Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.

Воспитатель: А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?

Дети: Зимой, изо рта выходит пар.

Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.

Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?

Дети: Через нос.

Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.

1. Тихо – тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)

2. Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)

3. Подыши одной ноздрей.

И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)

4. Нужно глубоко вздохнуть,

Воспитатель: Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?

Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?

Дети: Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель: Все правильно, молодцы! Ребята хотите, я покажу вам фокус. Я попросила друзей и они привезли мне горный воздух, там много деревьев, озер и они поместили этот воздух в шарик. Это полезный воздух? А сейчас я возьму иголку и проткну его. Что должно произойти с шариком? (Ответы детей лопнет.) А что произошло? Ответы детей (шарик не лопнул). Это не обычный шарик с необычным полезным воздухом. Если вы будете следить за своим здоровьем, заниматься спортом, много гулять, кушать полезную пищу, то вам как и шарику не будет страшна не какая болезнь, а шарику иголка! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (полезным).

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

4. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.

5. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

Ход занятия

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

Ребята, отгадайте загадку: он всегда находится вокруг нас, но мы его не видим и не можем потрогать, и как же плохо, когда его нет.

Его так же называют океаном без берегов и воды. Догадались? Показывается Карточка с самолетом в небе обозначающая воздушный океан.

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле. Воздух окружает нас со всех сторон и занимает всё свободное пространство, и при этом он очень таинственен.

- Я хочу вам предложить разгадать тайны воздуха. Почему мы называем его невидимкой? Вы когда-нибудь видели воздух?

Как вы думаете в стакане есть воздух?

Опыт с перевёрнутым стаканом. Опускаем стакан в воду, пузырьки поднимаются. Пузырьки это что?

- Как можно проверить, есть ли воздух в нашей группе?

Опыт с пакетом. А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаю детям пакеты) .

- Что произошло с пакетами?

- Что в них находится?

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

- А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха?

Ветер – это и есть движение воздуха. Как мы определяем из окна ветряную погоду?

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Значит, для чего нужен воздух?

- Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке?

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит?

- Почему появились пузырьки?

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Ещё можно взять воздушные шарики и попытаться надуть.

Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы.

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом?

Для чего необходим воздух?

- Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.

- Посмотрите, что происходит с воздухом?

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха?

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Ребята, как вы думаете, можно ли сжать воздух?

Возьмите шприц и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие и надавите на поршень. Поршень вернётся в первоначальное положение, будет тяжело надавливаться. Значит что мы сделали с воздухом внутри шприца?

- Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? Дети перечисляют: мяч, шарик, колесо….

Если отпустить надутый развязанный шарик что будет? Он улетит.

Ребята, как вы думаете Сколько весит воздух? И вообще, имеет ли он вес?

Опыт с палочкой и шариками. На трубочку с двух сторон прикрепляются два шарика : надутый и сдутый. Трубочка кладётся по центру на опору, как весы. Надутый шарик будет тяжелее сдутого. (перевесит) Добавляется новое знание. Учёные подсчитали что 1м кубический весит 1,2 кг. В средней комнате вес воздуха 70 кг., как вес взрослого человека.

Получается воздух имеет вес?

Что происходит с воздухом при его нагревании? Опыт бутылка с шариком. На стеклянную бутылку, на горлышко надевается шарик, и поочерёдно опускается то в горячую, то в холодную воду. При нагревании воздух в бутылке расширяется (проникает в шарик и надувает его). При охлаждении сжимается.

А сейчас давайте попробуем воздух сжечь?

Опыт с банкой и свечой. Берётся тарелка, на неё ставится свеча. В тарелку наливается подкрашенная вода. Свеча поджигается и накрывается литровой банкой. Кислород в банке сгорает, и банка наполняется окрашенной водой. Опыт проводится с соблюдением мер противопожарной безопасности. Дети восприняли этот опыт как волшебство!

Какой воздух легче, горячий или холодный? Опыт Ёлочка! Для опыта взяла новогоднюю ёлку-сувенир. У основания ёлки зажигаются маленькие свечи. Под воздействием источника тепла воздух нагрелся и поднимается вверх. На верхушке ёлки находится флюгер. Дойдя до флюгера, горячий воздух давит на его витки и придаёт вращательные движения. Волшебное и завораживающее зрелище! Дети были в восторге!

Воздушный шар остаётся на высоте, пока дует горячий воздух.. Карточка воздушный шар.

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе. Мы открыли много секретов о воздухе, но не все….

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт).

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога - психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе

Өткізу күні/Дата проведения: 01.04.19г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Ларюшина Т. А.

Тақырыбы/Тема: Зачем нужен воздух? Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание культуры и гуманного отношения к природе, интереса к окружающей жизни.

2.Дамытушылық – развивающая: Развитие интереса к опытно-экспериментальной работе, умения сравнивать, анализировать результаты наблюдений и делать выводы. Формирование у детей элементарных естественнонаучных знаний

3.Оқыту- обучающая: Совершенствование представлений детей о воздухе, как источнике жизни для животных и растений. Расширение представления детей о значимости воздуха в жизни человека, знакомство детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения, активизация и расширение словарного запаса детей.

Педагогикалық технологиялар / Педагогические технологии: ИКТ, технология экспериментирования, технология полиязычия, здоровьесберегающие, лего – технология.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: стаканы с водой и трубочки, полиэтиленовые пакеты, пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны), конструкто ЛЕГО.

Көптілділік/Полиязычие : ауа- воздух- air, красный – red - Қызыл, синий – blue - көк, зелёный – green - жасыл, коричневый – brown - қоңыр, жёлтый – yellow - сары, воздушные шары - әуе шарлары – Balloons.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы / Ход организованной учебной деятельности

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:

Доброе утро! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся сначала тем кто справа от вас, затем слева, чтобы весь день сегодня было хорошее настроение .
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие ,вы будете настоящими исследователями.

- А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку .
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый ,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это ?

А хотите узнать, что такое воздух?

2. Негізі блімі/основная часть:

- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория?

Сегодня нам с вами предстоит узнать ,что такое воздух ,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

У нас тоже будут свои маленькие лаборатории .Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо? Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта ,давайте вдохнем глубоко ,а затем выдохнем.
-Как вы думаете что вы вдохнули?

-А мы можем увидеть воздух?

-Значить какой воздух?

ОПЫТ №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет, что в нем?

-Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему?

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Ловите пакетом воздух и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета.
-Что в пакете?

- На что похож мешок?

- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло?

- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Проходим в следующую лабораторию

ОПЫТ № 2. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах?

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

(Воздух не имеет запаха).

Сейчас мы это проверим.

Закройте глаза ,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин ,лимон ,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух . Все что то почувствовали.

Как вы думаете, почему этот ребенок ничего не почувствовал?

Правильно, потому что я ему ни чего не дала почувствовать .Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Следующая лаборатория. Дети проходят на ковёр и становятся в круг

ОПЫТ № 3

Ребята, я знаю ещё интересные свойства воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре.

Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Что произойдет с воздухом, если его охладить?

Упражнения повторяют 4-5 раз

ОПЫТ №4 (воздух жизненно необходим)

Воспитатель: Чем мы с вами дышим? Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? - Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки?

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Долго человек может не дышать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

А только ли человеку нужен воздух ?

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух?
Почему он там чистый?( там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город ,в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет город, посмотрите внимательно и подумайте ,чего в нем не хватает, что бы вы добавили ? Перед вами различные картинки ,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе . Почему ?(картинки с деревьями, цветами, птицами, машинами, заводами, велосипедами, гужевой транспорт ).

Физкультминутка с элементами массажа с мячиком.

-Скажет утром каждый пальчик.

Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю.

Крепко мячик обнимает.

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали.

И другим козляткам дали.

По столу круги катаю,

Из - под рук не выпускаю,

Взад - вперед его качу;

Вправо - влево - как хочу.

Рассказ воспитателя: в наше время наблюдается нехватка чистого и свежего воздуха. А ведь для нашего здоровья чистый воздух необычайно полезен. Очень полезен воздух в сосновом лесу, ведь сосны очищают воздух лучше других деревьев. Но и другие деревья, окружающие нас, очищают воздух, поэтому очень важно сохранять наши леса, не засорять их. Воздух - это основа нашей жизни.

3. Қорытынды/итоговая часть:

Уточнение: Вот наше занятие подошло к концу. Пора возвращаться в группу. Что вы нового узнали о воздухе? Зачем нам нужен воздух? Что такое воздух? А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны.

Предложение построить из конструктора ЛЕГО объекты, которым необходим воздух.

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод:Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим .Закройте глаза ,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин ,лимон ,чеснок ). Один ребенок вдыхает просто воздух . Все что то почувствовали ,только Саша ни чего не почувствовал .Как вы думаете почему ? Правильно ,Саша ничего не почувствовал ,потому что я ему ни чего не дала почувствовать .Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода )
Воспитатель:Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче ,чем вода .

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята ,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты ,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат .Как вы думаете почему ? (Музыкант дует в отверстие инструмента .Воздух дрожит ,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху .Например,на Луне ,где нет воздуха ,ничего не слышно ,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них .Что мы услышали? (звук )Почему возник звук ?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух ?( растениям ,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики .( обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город ,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте ,чего в нем не хватает,что бы вы добавили ? Перед вами различные картинки ,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе . Почему ?(картинки с деревьями ,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт )
Давайте пройдем на стульчика ,не забываем о том ,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться )
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас .Что вы чувствуете ?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них .Что почувствовали?( теплый ветер )
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? ( около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться , как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь ,выкрикивать не нужно ,дослушайте до конца ,а потом ответите .Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана ,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так ,мы с вами выяснили ,что ветер -это и есть воздух .Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Читайте также: