Штрих в изобразительном искусстве 5 класс презентация и конспект
Обновлено: 20.05.2024
1 Конспект урока по Изо в 5 классе
2 Формирование представлений об эмоциональной выразительности цвета и его воздействии на человека. Значение колорита в передаче настроения. Развитие отзывчивости к красоте цвета в природе и искусстве. Расширение опыта владения цветовыми сочетаниями.
3 Мир, который лежит перед нами, полон красок. Каждый цвет имеет очень много оттенков.Нужно научиться внимательно смотреть вокруг себя, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа.
4 Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет!
5 Цвет может оказывать на человека эмоциональное воздействие. Он может радовать, но может и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.Давайте посмотрим на один и тот же пейзаж как бы через цветные стекла. Какие ощущения вызывают у вас эти картины?
7 Для художника важен и сам по себе цвет, и его сочетания с другими цветами.Он помогает художнику передать настроение картины. Колорит картины может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Колорит также бывает теплым и холодным, светлым и темным. Сочетания различных цветов в картине называют колоритом. Это одно из важных средств художественной выразительности.Он раскрывает нам красочное богатство мира.
8 Колорит картины теплый, если в нем преобладают теплые цвета. Какие цвета называют теплыми? Колорит холодный, если в нем преобладают холодные цвета. Какие цвета называют холодными?
9 В произведениях живописи можно увидеть, как изменяется образ пейзажа, натюрморта от того, в каком колорите художник пишет свою картину. В каком колорите написаны эти картины? Какое настроение создает колорит в этих картинах?
10 Изобразить гуашью цветок, используя его графический контур: 1 вариант – в теплой гамме на зеленом фоне; 2 вариант – в холодной гамме на фиолетовом фоне.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ЛИНИЯ И ШТРИХ – ОСНОВА РИСУНКА
Цели: познакомить учащихся с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом); учить рисовать прямые и кривые линии, делить отрезок на равные части; развивать технику работы карандашом, глазомер; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Словарь: линия, штрих, абрис .
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е.
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.
III. Введение в тему.
Учитель. Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и живописи, скульптуры, графики. Поэтому отсутствие рисовальных умений будет тормозом в осуществлении ваших творческих задумок. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры, собирая материал для будущих картин и скульптур. В рисунке выполняются эскизы – композиции картин, скульптурных групп, архитекторы рисуют фасады и интерьеры проектируемых ими зданий. И все-таки, помимо перечисленных выше функций, рисунок занимает важнейшее место как вполне самостоятельный род графического искусства. В крупнейших музеях мира бережно сохраняются как быстрые наброски, так и тщательно проработанные рисунки великих мастеров.
Посмотрим на рисунки некоторых выдающихся живописцев: В. А. Серова, И. Е. Репина и других.
В а л е н т и н а А л е к с а н д р о в и ч а С е р о в а увлекала выразительность чистой и гибкой линии, проводимой карандашом на белом листе бумаги. Иногда он сочетал сплошную, легко текущую линию с энергичной штриховкой. В карандашном портрете балерины Т. П. Карсавиной (1909 г.) певучая линия, то скользя легко и беспрерывно, то прерываясь и исчезая, обрисовывает изящную фигуру артистки. Два-три штриха дают намек на легкое платье, облегающее гибкий стан. Свободно ложащиеся в разных направлениях то прямые параллельные, то закручивающиеся штрихи воссоздают прическу. По контрасту с пышной прической особенно нежным и чистым рисуется профиль женского лица, очерченный тонкой линией. И только легкая растушевка кладет тень на переносицу и на опущенное веко с бахромой ресниц, делающее грустно-задумчивым выражение лица. Этих немногих художественных средств оказалось достаточно, чтобы создать женственно-мягкий, поэтический образ балерины с ее профессиональной грациозной элегантностью и изяществом. В рисунке В. А. Серова много воздуха, света, каждый штрих осмыслен и на своем месте, линия, проведенная и едва касаемым бумаги карандашом, и с сильным нажимом, всегда уверенна и изящна.
И л ь я Е ф и м о в и ч Р е п и н рисовал много и увлеченно. Как в живописи, так и в рисунке художник любил изображать человека. В рисунках художник охватывал неповторимость и конкретность рисуемой натуры. И, как бы повинуясь этой натуре, его рука направляла карандаш. Поэтому так разнообразны репинские приемы рисунка.
Л. Н. Толстой запечатлен в домашней обстановке. Он не замечает художника, весь ушел в работу. Мы отчетливо ощущаем огромное напряжение мысли – писатель вдохновенно творит на наших глазах. Репин использует различные приемы рисунка. Короткие, как бы порывисто разбегающиеся штрихи выявляют форму широкой блузы. Совсем мелкие, легкие и беспорядочные штрихи очерчивает руки писателя. Длинные, энергичные штрихи, положенные разнообразно и свободно, то плотные и яркие, то легкие и светлые, воссоздают мебель, интерьер.
Рассмотрим, какие же линии и штрихи могут выражать настроение и эмоции, пересекать пространство.
IV. Изучение нового материала.
1. Л и н и я к а к с р е д с т в о в ы р а ж е н и я.
Линия – наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру – длинные и короткие; тонкие и толстые; по направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные.
Горизонтальная линия вызывает чувство покоя; вертикальная – передает стремление вверх; наклонная – неустойчивость, падение; ломаная – переменное движение; волнообразная линия – равномерное движение, качание; спиральная линия – вращение.
А какая из представленных линий выражает активное настроение; пассивное; равнодушное; решительное?
Вот так с помощью линий мы можем передать свои эмоции.
2. П е р е д а ч а п р о с т р а н с т в а л и н и е й и т о ч к о й.
На рисунках мастеров живописи вы видите, что линия в изобразительном искусстве не является однообразной, чертежной, одинаковой толщины на всем протяжении. Линия в рисунке не должна быть похожа на проволочный контур. Она может передавать не только абрис (линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур), но и его трехмерный объем. Посмотрите на линию, проведенную с разным нажимом карандаша. (См. табл. 2.) Что вы видите? (Ответы учащихся.) Правильно, глядя на эти изображения, мы ощущаем, что более яркие, сочные отрезки линии кажутся лежащими ближе, а по мере ослабления толщины уходят, отдаляются, как бы тают в пространстве.
Точно так же пространство можно передать и точкой. Посмотрите на эти две точки: одна – яркая и большая, другая – маленькая и бледная. (См. табл. 2.) Какая точка к нам ближе? (Ответы учащихся.)
Штрих – это относительно короткие линии, с помощью которых в рисунке подчеркивают характер формы. На рисунках выдающихся мастеров мы видели, как штрихами передают форму лица, пышность кудрявой шевелюры и т. д.
Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема. Это утверждение проиллюстрировано в т а б л и ц е 3.
V. Демонстрация приемов работы.
Для того чтобы провести прямые линии, легко наметим на листе бумаги две точки, обозначающие начало и конец будущей линии. При этом очень важно приучить себя видеть всю линию в целом. Поэтому вначале необходимо, держа карандаш над бумагой, сделать несколько движений, как бы мысленно соединяя заданные точки направленной линией, а затем, опустив карандаш, прочертить легкую линию. Вести линию надо не по частям, а сразу по всей длине, смотря при этом не на кончик карандаша, а на конец линии, отмеченный точкой.
Кривую линию строят уже, как минимум, по трем точкам: две из них определяют длину и направление прямой линии, а третья – степень отклонения от прямой.
Образцы построения линий
VI. Практическая работа.
З а д а н и е 1. Провести линии в различных направлениях с нажимом и без нажима на карандаш.
З а д а н и е 2. Выполнить деление отрезка на равные части (без линейки).
Н а п р и м е р:
З а д а н и е 3. Построить простой геометрический орнамент из прямых линий с использованием штриховки.
Н а п р и м е р:
VII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.
«Рисовать – значит соображать, – утверждал П. П. Чистяков. – И не только соображать, но и изучать мир посредством рисования, постигая и совершенствуя свое мастерство. Сегодня вы сделали первый, но очень важный шажок по этой нелегкой, но интересной дороге. Пусть не все так красиво и ровно получилось у вас. Тренируйте свою руку, свой глазомер – и результат обязательно будет.
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по ИЗО для учителя и ученика.
- Все 6474
- Уроки 3032
- Презентации 1698
- Тесты 103
- Планирование 527
- Мероприятия 271
- Прочее 843
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе на тему "Пермская деревянная скульптура" по учебнику Ермолинской Е.А., Медковой Е.С., Сладковой Л.Г.
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Пермская деревянная скульптура" по учебнику Ермолинской Е.А., Медковой Е.С., Сладковой Л.Г.
Выполнения декоративной композиции в технике гжельской росписи по керамической поверхности. Разработка эскиз на заданную тему индивидуально на альбомном листе, и перенос его на рабочую по.
Рабочая программа составлена на основе Программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы. Учебное по.
Внеурочная деятельность Изображение окружающего мира в объемном панно. Формирование знаний о форме стилизации. .
Роль художественных техник в создании выразительного образа
Роль художественных техник в создании выразительного образа.
Техника – это язык художника, развивайте ее неустанно до виртуозности
В изобразительном искусстве под техникой ( от греческого technike - искусная и techne – искусство, мастерство ) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством…
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых выполняется художественное произведение.
Техника является одним из элементов системы выразительных средств создания художественного образа.
В теории методики преподавания изобразительного искусства существует несколько точек зрения на роль техники в создании выразительного образа:
В теории методики преподавания изобразительного искусства существует несколько точек зрения на роль техники в создании выразительного образа:
Во второй половине 19 века в изобразительном искусстве начал превалировать взгляд, что главное в картине – ее идея, а техническое исполнение не так уж и…
Неоимпрессионизм Дивизионизм Клуазонизм
К концу прошлого века в изобразительном искусстве возникает множество формалистических течений и направлений
К концу прошлого века в изобразительном искусстве возникает множество формалистических течений и направлений. И спор о роли художественного замысла и технического исполнения разгорается вновь. Художники-формалисты отрицали необходимость художественной идеи для создания произведения искусства. Они считали, что вполне достаточно интересной техники и мастерского исполнения, что техника сама подскажет. Такой подход имел неожиданные, в том числе и полезные результаты. В это время возникает множество новых техник и приемов (коллаж, пуантилизм и др.), художники стремятся использовать в своих работах все новые и новые материалы (анилиновые и синтетические краски, пластмассы, синтетические клеи т.д.).
Пуантилизм Районизм Кубофутуризм
Создание выразительного образа в изобразительном искусстве напрямую связано с его техническим воплощением, которое опирается на использование таких средств выразительности как линия, цвет, перспектива, композиция
Создание выразительного образа в изобразительном искусстве напрямую связано с его техническим воплощением, которое опирается на использование таких средств выразительности как линия, цвет, перспектива, композиция. В свою очередь исследователи детского изобразительного творчества указывают на то, что многие из средств выразительности доступны детям дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения.
В дошкольном рисовании могут применяться различные материалы и техники, как простые, так и сложные. Однако, как показали исследования Н.П.Сакуниной, Т.С.Комаровой, Р.Г.Казаковой, Л.И.Головановой и др., на первых этапах обучения следует избегать очень сложных техник рисунка, так как у детей много времени и энергии будет уходить на освоение самой техники, а не на создание выразительного образа.
Техники рисунка как основа создания выразительного образа
При организации процесса обучения следует учитывать, что любая из техник рисунка обладает теми изобразительно-выразительными средствами, которые являются базой для создания выразительного образа: линией, штрихом, пятном,…
При организации процесса обучения следует учитывать, что любая из техник рисунка обладает теми изобразительно-выразительными средствами, которые являются базой для создания выразительного образа: линией, штрихом, пятном, точкой, фактурой. В зависимости от природных свойств материала каждое из этих средств может быть применено с большими или меньшими усилиями со стороны ребенка, с большим или меньшим художественным эффектом.
Одним из основных средств выразительности рисовальных техник является штрих
Одним из основных средств выразительности рисовальных техник является штрих.
Штрих(нем. Strich от лат. Strictus — "сжатый, узкий, тесный") — изобразительное средство графического искусства.
Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка.
В зависимости от направления штрих бывает вертикальным, горизонтальным, диагональным
В зависимости от направления штрих бывает вертикальным, горизонтальным, диагональным. Он может идти в одном направлении или перекрещиваться.
Штрихи бывают идущими по форме
Штрихи бывают идущими по форме.
Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов
Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов. Использование одного или разных видов штриха зависит от художественной задачи и передаваемого образа.
При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот,…
При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.
Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое
Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.
Штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины и наиболее удачными материалами для его исполнения являются графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо
Штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины и наиболее удачными материалами для его исполнения являются графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо.
Читайте также: