Штрих в изобразительном искусстве 5 класс презентация и конспект

Обновлено: 20.05.2024

1 Конспект урока по Изо в 5 классе

2 Формирование представлений об эмоциональной выразительности цвета и его воздействии на человека. Значение колорита в передаче настроения. Развитие отзывчивости к красоте цвета в природе и искусстве. Расширение опыта владения цветовыми сочетаниями.

3 Мир, который лежит перед нами, полон красок. Каждый цвет имеет очень много оттенков.Нужно научиться внимательно смотреть вокруг себя, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа.

4 Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет!

5 Цвет может оказывать на человека эмоциональное воздействие. Он может радовать, но может и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.Давайте посмотрим на один и тот же пейзаж как бы через цветные стекла. Какие ощущения вызывают у вас эти картины?

7 Для художника важен и сам по себе цвет, и его сочетания с другими цветами.Он помогает художнику передать настроение картины. Колорит картины может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Колорит также бывает теплым и холодным, светлым и темным. Сочетания различных цветов в картине называют колоритом. Это одно из важных средств художественной выразительности.Он раскрывает нам красочное богатство мира.

8 Колорит картины теплый, если в нем преобладают теплые цвета. Какие цвета называют теплыми? Колорит холодный, если в нем преобладают холодные цвета. Какие цвета называют холодными?

9 В произведениях живописи можно увидеть, как изменяется образ пейзажа, натюрморта от того, в каком колорите художник пишет свою картину. В каком колорите написаны эти картины? Какое настроение создает колорит в этих картинах?

10 Изобразить гуашью цветок, используя его графический контур: 1 вариант – в теплой гамме на зеленом фоне; 2 вариант – в холодной гамме на фиолетовом фоне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛИНИЯ И ШТРИХ – ОСНОВА РИСУНКА

Цели: познакомить учащихся с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом); учить рисовать прямые и кривые линии, делить отрезок на равные части; развивать технику работы карандашом, глазомер; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Словарь: линия, штрих, абрис .

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

III. Введение в тему.

Учитель. Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и живописи, скульптуры, графики. Поэтому отсутствие рисовальных умений будет тормозом в осуществлении ваших творческих задумок. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры, собирая материал для будущих картин и скульптур. В рисунке выполняются эскизы – композиции картин, скульптурных групп, архитекторы рисуют фасады и интерьеры проектируемых ими зданий. И все-таки, помимо перечисленных выше функций, рисунок занимает важнейшее место как вполне самостоятельный род графического искусства. В крупнейших музеях мира бережно сохраняются как быстрые наброски, так и тщательно проработанные рисунки великих мастеров.

Посмотрим на рисунки некоторых выдающихся живописцев: В. А. Серова, И. Е. Репина и других.

В а л е н т и н а А л е к с а н д р о в и ч а С е р о в а увлекала выразительность чистой и гибкой линии, проводимой карандашом на белом листе бумаги. Иногда он сочетал сплошную, легко текущую линию с энергичной штриховкой. В карандашном портрете балерины Т. П. Карсавиной (1909 г.) певучая линия, то скользя легко и беспрерывно, то прерываясь и исчезая, обрисовывает изящную фигуру артистки. Два-три штриха дают намек на легкое платье, облегающее гибкий стан. Свободно ложащиеся в разных направлениях то прямые параллельные, то закручивающиеся штрихи воссоздают прическу. По контрасту с пышной прической особенно нежным и чистым рисуется профиль женского лица, очерченный тонкой линией. И только легкая растушевка кладет тень на переносицу и на опущенное веко с бахромой ресниц, делающее грустно-задумчивым выражение лица. Этих немногих художественных средств оказалось достаточно, чтобы создать женственно-мягкий, поэтический образ балерины с ее профессиональной грациозной элегантностью и изяществом. В рисунке В. А. Серова много воздуха, света, каждый штрих осмыслен и на своем месте, линия, проведенная и едва касаемым бумаги карандашом, и с сильным нажимом, всегда уверенна и изящна.

И л ь я Е ф и м о в и ч Р е п и н рисовал много и увлеченно. Как в живописи, так и в рисунке художник любил изображать человека. В рисунках художник охватывал неповторимость и конкретность рисуемой натуры. И, как бы повинуясь этой натуре, его рука направляла карандаш. Поэтому так разнообразны репинские приемы рисунка.

Л. Н. Толстой запечатлен в домашней обстановке. Он не замечает художника, весь ушел в работу. Мы отчетливо ощущаем огромное напряжение мысли – писатель вдохновенно творит на наших глазах. Репин использует различные приемы рисунка. Короткие, как бы порывисто разбегающиеся штрихи выявляют форму широкой блузы. Совсем мелкие, легкие и беспорядочные штрихи очерчивает руки писателя. Длинные, энергичные штрихи, положенные разнообразно и свободно, то плотные и яркие, то легкие и светлые, воссоздают мебель, интерьер.

Рассмотрим, какие же линии и штрихи могут выражать настроение и эмоции, пересекать пространство.

IV. Изучение нового материала.

1. Л и н и я к а к с р е д с т в о в ы р а ж е н и я.

Линия – наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру – длинные и короткие; тонкие и толстые; по направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные.

hello_html_388df427.jpg

Горизонтальная линия вызывает чувство покоя; вертикальная – передает стремление вверх; наклонная – неустойчивость, падение; ломаная – переменное движение; волнообразная линия – равномерное движение, качание; спиральная линия – вращение.

А какая из представленных линий выражает активное настроение; пассивное; равнодушное; решительное?

hello_html_m69003b6f.jpg

Вот так с помощью линий мы можем передать свои эмоции.

2. П е р е д а ч а п р о с т р а н с т в а л и н и е й и т о ч к о й.

На рисунках мастеров живописи вы видите, что линия в изобразительном искусстве не является однообразной, чертежной, одинаковой толщины на всем протяжении. Линия в рисунке не должна быть похожа на проволочный контур. Она может передавать не только абрис (линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур), но и его трехмерный объем. Посмотрите на линию, проведенную с разным нажимом карандаша. (См. табл. 2.) Что вы видите? (Ответы учащихся.) Правильно, глядя на эти изображения, мы ощущаем, что более яркие, сочные отрезки линии кажутся лежащими ближе, а по мере ослабления толщины уходят, отдаляются, как бы тают в пространстве.

hello_html_m25de5799.jpg

Точно так же пространство можно передать и точкой. Посмотрите на эти две точки: одна – яркая и большая, другая – маленькая и бледная. (См. табл. 2.) Какая точка к нам ближе? (Ответы учащихся.)

Штрих – это относительно короткие линии, с помощью которых в рисунке подчеркивают характер формы. На рисунках выдающихся мастеров мы видели, как штрихами передают форму лица, пышность кудрявой шевелюры и т. д.

Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема. Это утверждение проиллюстрировано в т а б л и ц е 3.

hello_html_60c92849.jpg

V. Демонстрация приемов работы.

Для того чтобы провести прямые линии, легко наметим на листе бумаги две точки, обозначающие начало и конец будущей линии. При этом очень важно приучить себя видеть всю линию в целом. Поэтому вначале необходимо, держа карандаш над бумагой, сделать несколько движений, как бы мысленно соединяя заданные точки направленной линией, а затем, опустив карандаш, прочертить легкую линию. Вести линию надо не по частям, а сразу по всей длине, смотря при этом не на кончик карандаша, а на конец линии, отмеченный точкой.

Кривую линию строят уже, как минимум, по трем точкам: две из них определяют длину и направление прямой линии, а третья – степень отклонения от прямой.

hello_html_m5dffd74a.jpg

Образцы построения линий

VI. Практическая работа.

З а д а н и е 1. Провести линии в различных направлениях с нажимом и без нажима на карандаш.

З а д а н и е 2. Выполнить деление отрезка на равные части (без линейки).

Н а п р и м е р:

hello_html_7ab33241.jpg

З а д а н и е 3. Построить простой геометрический орнамент из прямых линий с использованием штриховки.

Н а п р и м е р:

hello_html_m6374fac0.jpg

VII. Итог урока.

1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.

2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

«Рисовать – значит соображать, – утверждал П. П. Чистяков. – И не только соображать, но и изучать мир посредством рисования, постигая и совершенствуя свое мастерство. Сегодня вы сделали первый, но очень важный шажок по этой нелегкой, но интересной дороге. Пусть не все так красиво и ровно получилось у вас. Тренируйте свою руку, свой глазомер – и результат обязательно будет.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по ИЗО для учителя и ученика.

  • Все 6474
  • Уроки 3032
  • Презентации 1698
  • Тесты 103
  • Планирование 527
  • Мероприятия 271
  • Прочее 843

Нажмите, чтобы узнать подробности




Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе на тему "Пермская деревянная скульптура" по учебнику Ермолинской Е.А., Медковой Е.С., Сладковой Л.Г.




Презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Пермская деревянная скульптура" по учебнику Ермолинской Е.А., Медковой Е.С., Сладковой Л.Г.







Выполнения декоративной композиции в технике гжельской росписи по керамической поверхности. Разработка эскиз на заданную тему индивидуально на альбомном листе, и перенос его на рабочую по.



Рабочая программа составлена на основе Программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы. Учебное по.






Внеурочная деятельность Изображение окружающего мира в объемном панно. Формирование знаний о форме стилизации. .

Роль художественных техник в создании выразительного образа

Роль художественных техник в создании выразительного образа

Роль художественных техник в создании выразительного образа.

Техника – это язык художника, развивайте ее неустанно до виртуозности

Техника – это язык художника, развивайте ее неустанно до виртуозности

В изобразительном искусстве под техникой ( от греческого technike - искусная и techne – искусство, мастерство ) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством…

В изобразительном искусстве под техникой ( от греческого technike - искусная и techne – искусство, мастерство ) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством…

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techneискусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых выполняется художественное произведение.
Техника является одним из элементов системы выразительных средств создания художественного образа.

В теории методики преподавания изобразительного искусства существует несколько точек зрения на роль техники в создании выразительного образа:

В теории методики преподавания изобразительного искусства существует несколько точек зрения на роль техники в создании выразительного образа:

В теории методики преподавания изобразительного искусства существует несколько точек зрения на роль техники в создании выразительного образа:

Во второй половине 19 века в изобразительном искусстве начал превалировать взгляд, что главное в картине – ее идея, а техническое исполнение не так уж и…

Во второй половине 19 века в изобразительном искусстве начал превалировать взгляд, что главное в картине – ее идея, а техническое исполнение не так уж и…

Неоимпрессионизм Дивизионизм Клуазонизм

Неоимпрессионизм Дивизионизм Клуазонизм

К концу прошлого века в изобразительном искусстве возникает множество формалистических течений и направлений

К концу прошлого века в изобразительном искусстве возникает множество формалистических течений и направлений

К концу прошлого века в изобразительном искусстве возникает множество формалистических течений и направлений. И спор о роли художественного замысла и технического исполнения разгорается вновь. Художники-формалисты отрицали необходимость художественной идеи для создания произведения искусства. Они считали, что вполне достаточно интересной техники и мастерского исполнения, что техника сама подскажет. Такой подход имел неожиданные, в том числе и полезные результаты. В это время возникает множество новых техник и приемов (коллаж, пуантилизм и др.), художники стремятся использовать в своих работах все новые и новые материалы (анилиновые и синтетические краски, пластмассы, синтетические клеи т.д.).

Пуантилизм Районизм Кубофутуризм

Пуантилизм Районизм Кубофутуризм

Создание выразительного образа в изобразительном искусстве напрямую связано с его техническим воплощением, которое опирается на использование таких средств выразительности как линия, цвет, перспектива, композиция

Создание выразительного образа в изобразительном искусстве напрямую связано с его техническим воплощением, которое опирается на использование таких средств выразительности как линия, цвет, перспектива, композиция

Создание выразительного образа в изобразительном искусстве напрямую связано с его техническим воплощением, которое опирается на использование таких средств выразительности как линия, цвет, перспектива, композиция. В свою очередь исследователи детского изобразительного творчества указывают на то, что многие из средств выразительности доступны детям дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения.
В дошкольном рисовании могут применяться различные материалы и техники, как простые, так и сложные. Однако, как показали исследования Н.П.Сакуниной, Т.С.Комаровой, Р.Г.Казаковой, Л.И.Головановой и др., на первых этапах обучения следует избегать очень сложных техник рисунка, так как у детей много времени и энергии будет уходить на освоение самой техники, а не на создание выразительного образа.

Техники рисунка как основа создания выразительного образа

При организации процесса обучения следует учитывать, что любая из техник рисунка обладает теми изобразительно-выразительными средствами, которые являются базой для создания выразительного образа: линией, штрихом, пятном,…

При организации процесса обучения следует учитывать, что любая из техник рисунка обладает теми изобразительно-выразительными средствами, которые являются базой для создания выразительного образа: линией, штрихом, пятном,…

При организации процесса обучения следует учитывать, что любая из техник рисунка обладает теми изобразительно-выразительными средствами, которые являются базой для создания выразительного образа: линией, штрихом, пятном, точкой, фактурой. В зависимости от природных свойств материала каждое из этих средств может быть применено с большими или меньшими усилиями со стороны ребенка, с большим или меньшим художественным эффектом.

Одним из основных средств выразительности рисовальных техник является штрих

Одним из основных средств выразительности рисовальных техник является штрих

Одним из основных средств выразительности рисовальных техник является штрих.
Штрих(нем. Strich от лат. Strictus — "сжатый, узкий, тесный") — изобразительное средство графического искусства.
Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка.

В зависимости от направления штрих бывает вертикальным, горизонтальным, диагональным

В зависимости от направления штрих бывает вертикальным, горизонтальным, диагональным

В зависимости от направления штрих бывает вертикальным, горизонтальным, диагональным. Он может идти в одном направлении или перекрещиваться.

Штрихи бывают идущими по форме

Штрихи бывают идущими по форме

Штрихи бывают идущими по форме.

Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов

Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов

Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов. Использование одного или разных видов штриха зависит от художественной задачи и передаваемого образа.

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот,…

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот,…

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.

Штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины и наиболее удачными материалами для его исполнения являются графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо

Штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины и наиболее удачными материалами для его исполнения являются графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо

Штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины и наиболее удачными материалами для его исполнения являются графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо.

Читайте также: