Конспект занятия по автоматизации звука ш при дизартрии

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.


  1. Образовательная: уточнение артикуляции и характеристики звука [ш];

  2. Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной моторики и мимических мышц лица; развитие фонематического слуха и восприятия; обогащение и накопление словаря;

  3. Коррекционно-воспитательная: воспитание самоконтроля речи.

Упражнение 1. Делать разминающие и поглаживающие движения от углов рта к вискам по щечной мышце.

Упражнение 2.Надуть щеки (упражнение выполнять перед зеркалом).

Массаж губ: Делать поглаживающие и растирающие движения от середины верхней губы к углам рта.

Упражнение 1. Делать поглаживающие движения от средней части языка к его кончику шпателем.

Речевые задачи:

• активизировать словарь: звук согласный, глухой, твердый, символ.

Коррекционные задачи:

• коррекция общей и мелкой моторики;

• коррекция речевого дыхания;

• развивать фонематические процессы;

• коррекция артикуляционных нарушений;

Воспитательные задачи:

• воспитывать навыки самоконтроля;

• воспитывать активность и внимательность на занятии;

• воспитывать потребность в речевом общении.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие общей моторики

Пляшут мышки-шалунишки, (на первых двух строчках ребенок танцует)

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки, (затем тихо ходит на цыпочках)

Не мешайте спать братишке.

3. Релаксация. Мимическая гимнастика

— Сейчас ты превратишься в заводную игрушку.

Вокруг себя повернись, В куклу Машу превратись. (Изображает куклу)

— Заводная игрушка сломалась! Замри в той позе, в какой ты сейчас стоишь. (Застывает в определенной позе).

— Почувствуй напряжение. А сейчас покажи, как ты умеешь расслабляться. Сначала урони голову, левую руку, затем туловище. Тебе очень жалко сломанную куклу, покажи, как ты огорчена. Папа починил куклу. И ты рада. Покажи, как ты радуешься.

4. Коррекция артикуляционной моторики

Лицевой массаж:

• Массаж лба: от середины к вискам, от бровей к волосам, массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

• Массаж щек: вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

• Массаж скуловой мышцы: поглаживание, пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

• Массаж губ: растирание, разминание, пощипывание от середины губ к углам.

• Массаж языка: поглаживание от кончика языка к корню языка, легкое поглаживание языка из стороны в сторону, точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

Артикуляционная гимнастика

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

Язык лопаткой положи

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять.

Язык надо расслаблять.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

5. Работа над дыханием

-А теперь давай покажем мышонку фокусы. Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

6. Автоматизация звука в изолированном виде

7. Акустико-артикуляционная характеристика

А теперь возьми зеркало и поставь перед собой, посмотрим, правильно ли у тебя работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси шшшш. Губки округлены и слегка вытянуты вперед. Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Горлышко “молчит”.

8. Работа над голосом

Мышонок хотел приехать к нам на машине, но у него спустило колесо, кто-то проткнул его гвоздиком. Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву Ш из счетных палочек.

11. Развитие фонематического слуха

ш, п, к, ш. ; ша, па, ка, шу. ; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш

12. Автоматизация звука в слогах

Ша-шо-шу, аш-ош-уш, шо-ши-ше, ош-иш-еш.

13. Автоматизация звука в словах

А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость

• Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел, я побежал. (Шарик)

• Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно. (Шишек)

• Он чудак или невежда?

На любого посмотри:

Сверху носится одежда.

У него ж она внутри. (Шкаф)

14. Развитие фонематического восприятия

Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа

15. Формирование лексико-грамматического строя речи

Закончи предложение, используя слово МЫШКА.

Под шкафом шуршит МЫШКА.

Чуткие ушки у МЫШКИ.

Пушистая кошка подкралась к МЫШКЕ.

Не поймать кошке МЫШКУ

Мы наблюдаем за МЫШКОЙ.

16. Итог занятияДомашнее задание: нарисовать необычную букву Ш.

Мышонку очень понравилось, как ты занималась, и он дарит тебе воздушный шарик!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия составлен для коррекции проявлений дизартрии на завершающем этапе логопедической работы.

Цель: Автоматизация звука [ш] в связном тексте.

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение зву­ка [ш].

Закреплять правильное произношение звука [ш] в сло­гах, словах, стихах, предложениях.

Продолжать учить составлять предложения по опорным сло­вам.

Продолжать учить определять наличие звука в словах.

Учить произносить звук в стихах, тексте.

Развивать звуковой анализ и синтез.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня ты отправишься в путешествие, но не одна. А с кем, ты мне сейчас скажешь, если из слов, которые я буду называть, ты выделишь последние звуки и обозначишь их буквами.

Шум, шины, камыш, сок, весна.

-какое слово у тебя получилось?

2. - С кем ты пойдешь в путешествие?

- Я пойду в путешествие с мышкой.

- Какой звук из этого слова мы изучаем?

- Расскажи про него.

- Звук [ш].

- Он согласный, глухой, твердый; когда мы его произносим, губы выдвинуты вперед трубочкой, кончик языка поднят, но не касается нёба. Выдыхаемая струя воздуха сильная, на ладони ощущается тепло.

- Мышка оставила карту, которая покажет дорогу. Посмотри, где живет мышка?

- Мышка живет в домике.


Что-то шепчут камыши.

Это утка в камыше.

Выходи из камыша.

Нет уж утки в камыше.

Что же шепчут камыши?

3. - Посмотри, что лежит возле дома?

- Возле дома лежат листья.

- Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш.

- Давай пойдем за ней и пошелестим, как лис­точки. Разложи картинки по листочкам (на листьях схемы) на 1 – где звук [ш] в начале слова, 2- в середине, 3 – в конце (шапка, погремушка, кошка, шуба, штаны, нож, башмаки, мишка, машина, шкаф.)

Ребенок выкладывает картинки и проговаривает слова с отра­батываемым звуком.

4. Пока ты помогала мышке, она сочинила стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей после­дние словечки.

Носит яркий гребешок

Наш веселый . петушок.

Вот бежит малышка —

Серенькая . мышка.

Зашуршали тихо шины —

Это едет к нам . машина.

Мама просит Машу:

Мышка моется под душем,

Моет хвостик, моет . уши.

5. Посмотри, куда дальше ведет дорожка?

- Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

- А кто же тут прячется в камышах?

- Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Если шаль сшита из шелка, то она КАКАЯ?

- Если шаль сшита из шелка, то она шелковая.

Если мишка сшит из плюша…

- Если мишка сшит из плюша, то он плюшевый.

- Кабинка для душа ..

- Кабинка для душа – душевая.

- Если каша сварена из пшена…

- Если каша сварена из пшена, то она пшенная.

6. Чтобы пройти по дороге дальше, нужно выполнить следующее задание - составить предложения из рассыпанных слов.

Карточки со словами:

Наташа вышивает подушку.

- Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, второе, третье.

Бабушка шьет на машинке шапку.

- Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, второе, третье, четвертое, пятое слово.

Кошка и мышка

Наша кошка под окошком

Шутит с мышкой по – немножку.

Что-то не до шуток мышке,

Помогу-ка я малышке.

- Много заданий вы выполнили, теперь отдохнем

Ох-ох-ох, что за гром?

(Руки к щекам, наклоны в стороны)

Мышка строит новый дом

(Движения руками, имитирующие стены, крышу.)

Молоток: стук, стук.

(Изображение работы с молотком)

Помогать идет ей друг.

(Руки на поясе, топает ногами)

9. немного отдохнули, а теперь пойдем дальше. По дорожке мышка привела нас на почту. На почте она получила письмо от бабушки. Давай его откроем и поможем мышке его прочитать.

Два мышонка шумели и шутили на опушке. У камыша мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, ни шёпота. Увлекли мышат шахматы.

Ребенок читает текст.

- сколько мышат шумели и шутили на опушке?

- Два мышонка шумели и шутили на опушке.

- Где мышата нашли шахматы?

- Мышата нашли шахматы у камыша.

- Зачем они ушли в камыши?

- Они ушли в камыши, чтобы им не мешали.

Повтори за мной: Тишина в камышах: ни шума, ни шёпота.

- Что увлекло мышат?

- Мышат увлекли шахматы.

Попробуй пересказать текст (по картинкам).

10. Итог занятия.

- Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогала! А какой звук тебе помогал в этом?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

ПАЛЬЧИКОВАЯ гимнастика Котята.mp3

спасибо вам ребятишки.wma

Выбранный для просмотра документ Занятие мышонок.docx

Желтышева Наталья Николаевна

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,

с дизартрическим компонентом.

Тема: У нас в гостях мышонок. Автоматизация звука Ш.

Цель: Развитие речи, закрепление правильного произношения звука Шв речи детей.

Коррекционно-образовательные задачи.

Продолжать учить характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам

Закреплять четкое произношение звука Ш, упражнять в произношении звука Ш в слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование существительных множественного числа в родительном падеже, употребление в речи предложений с простыми предлогами). Продолжать формировать фонематическое восприятие, выделять звук в ряду других звуков, определять наличие звука в слове, развивать навыки слогового анализа слова.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, развивать психические процессы зрительное и слуховое внимание, мышление, память.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Воспитание самоконтроля над речью. Воспитание навыков взаимодействия, активности и самостоятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 слайд – тема занятия

Мое приветствие детей.

2 слайд - пустой

Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица, С кем бы мне здесь подружиться?

– Давайте познакомимся, меня зовут Наталья Николаевна, а вас как зовут.

Отгадайте, кто сегодня у вас в гостях?

- Серый маленький зверек в норке весело живет

А вот и наш гость . (Щелчок)(появляется мышонок)

Послушайте, что он нам скажет (Щелчок-звук) Здравствуйте ребята. Я мысонок. Люблю кроски, боюсь коски. Но надо мной все смеются, мне так обидно.

- Ребята, почему над мышонком все смеются?

- Как мы можем помочь мышонку? Мы можем его научить правильно говорить

Сегодня мы с вами будем учить мышонка правильно произносить звук Ш.

2. Массаж БАТ. - Расскажем считалочку для мышей. Повторяйте все за мной.

1, 2, 3, 4 Трем ладони друг о друга

Сосчитаем дыры в сыре Мягко поглаживать шею ладонями сверху вниз.

Если в сыре много дыр Указательными пальцами мягко надавливая, провести по крыльям носа

Значит вкусным будет сыр Всеми пальцами провести от середины носа к вискам – 4 раза

Если в нем одна дыра Указ.исредн. пальцы вилочкой, растереть точки перед и за ушами

Значит вкусным был вчера Потереть ладони друг о друга.

3. Дыхательная гимнастика .

Наш мышонок вдруг почувствовал запах и стал принюхиваться. Вот так.

4. Артикуляционная гимнастика .

Присядем за столы и возьмем зеркало. Посмотрим в зеркало и улыбнемся.

-Вот что почувствовал наш мышонок, Губки дружно округлим, бублик мы изобразим

-Испекли блинов немножко

Остудили на окошке Показали язычок, спрятали

А блинчики мышонок кушал с вареньем

Чтоб варенье с губ убрать нужно губки облизать

Мышонок вкусных блинчиков поел, выпить чаю захотел.

Язык широкий положи, а края приподними, его в чашку преврати.

5. Изолированное произношение звука Ш.

Наш мышонок шел, шел – посмотрите, что нашел (Шарик). Сейчас надую, я не завязала ниточкой шарик. Шарик сдувается, послушайте, как воздух выходит из шарика (тихонько сдуваю) Что вы слышите? (Ш Ш, Ш…)

А теперь вы покажите, как воздух выходит из шарика, сделайте носиком вдох, плечики не поднимайте, а потом на выдохе произносим звук Ш как можно дольше Ш- ш-ш-ш.. (повторить 3 раза) Какие мы молодцы!

Выделение звука Ш в потоке других звуков на слух.

А сейчас мы будем ловить наши шарики. Как только услышите звук Ш, хлопайте в ладошки

П, М, Ш, Т, С, Ш, Ф, Ч, Д, Ш, Ц, Ш, В, Н, Ш..

Молодцы, вы были очень внимательными.

6. Артикуляционно-акустическая характеристика звука Ш

Давайте расскажем мышонку как нужно правильно произносить звук Ш

(Используем все виды контроля) ( перед зеркалом для зрительного контроля)

Посмотрите на себя в зеркало и произнесите звук ш

-Где находится язычок? Какой он? (Язычок поднят за верхние зубы, он широкий в форме чашечки).

- Какая выдыхаемая воздушная струйка? Подставьте ладонь к ротику и произнесите звук Ш для тактильного контроля( теплая) (

- Как мы произносим звук Ш с голосом или без голоса? Положите тыльной стороной ладонь к горлышку и произнесите звук Ш. Горлышко дрожит? ( нет) Значит голосок не работает.

Давайте еще раз повторим, как мы произносим звук Ш.

Теперь мышонок знает, как правильно надо произносить звук Ш.

Наш мышонок очень обрадовался и побежал Щелчок 3 слайд к своим друзьям мышатам поделиться своей радостью.

7. Произношение звука Ш в слогах.

Мышонок бежал и все время повторял звук Ш, чтобы не забыть. Вот так.

Пальцеходы с аппликатором Кузнецова, хождение пальчиками правой, а затем левой рукой с проговариванием слогов.

Ша-ша-шашо-шо-шо шу-шу-шу ши-ши-ши, аш-аш-ашош-ош-ошуш-уш-ушиш-иш-иш

Вдруг на появилась (Щелчок) кошка и сказала мышонку:

(Щелчок - звук) - Я тебя не отпущу, поиграть с тобой хочу.

Мы можем помочь мышонку?

Чтобы кошка отпустила мышонка и не съела его, давайте мы с кошкой поиграем.

8. Развитие фонематического слуха.

Логопед называет слова: МАШИНА, НОСКИ, ШАРЫ, МЯЧ, ШАПКА, ЗОНТ, МИШКА, АРБУЗ, ШКАФ.

4 слайд Слова, которые я называла, превратились в картинки, посмотрите на экран, назовите только те картинки, в которых есть звук Ш.

А теперь все лишние слова исчезли. (Щелчок)

Посчитайте сколько слов со звуком Ш на экране, (пять) проверьте столько же у вас прищепок, ( по пять )Если столько же, то вы были очень внимательными,что же у на с свами получилось? Это похоже на цветы Цветочки поставим в вазочку.

9. Произношение звука Ш в словах.

Как вы думаете, с чем любят играть кошки? ( Ответы детей)

(Щелчок) 5 слайд

Давайте поиграем с мячиком. Приглашаю всех в кружок.

Мячик маленький поймай, да словечки приласкай (назови ласково)

Кошка-кошечка , Шапка-шапочка , Петух – петушок, машина - машинка, вишня-вишенка,

Лошадь-лошадка, чашка – чашечка, подушка – подушечка, камень – камешек, штаны – штанишки, мешок – мешочек, ладонь -ладошка

Шапка – много шапок, кошка – много кошек, лепешка - лепешек, чашка – много чашек, мышка – много мышек, мошка- много мошек, лягушка- много лягушек, кукушка - много кукушек, игрушка – много игрушек, катушка- много катушек, мишка – много мишек, шутка – шутки.

Еще кошки любят играть с клубочками, с катушками . Наша кошка все ниточки размотала, запутала, давайте смотаем ниточки на катушки.

Что нашли на конце ниточки? Картинки у всех одинаковые?Посмотрите, а корзиночки одинаковые? Что обозначают кружочки? (слоги) Давайте каждый сейчас по очереди разделит свое слово на слоги и положит катушку с картинкой в корзинку. Один делит слово на слоги, а остальные внимательно слушают и помогают.

Молодцы, все катушки на своих местах!

10. Произношение звука Ш в предложениях.

Я предлагаю вам сесть и посмотретькак мышонок играет в прятки

(Щелчок) 6 слайд

Мы с вами расскажем, где прячется мышонок, используйте слова: прячется, залез, вылез, сидит. Внимательно следите глазками за мышонком.

(составление предложений с простыми предлогами.. ( по слайдам)

(Щелчок) 7 слайд

Мышонок залез на шкаф. Мышонок сидит на шкафу.

(Щелчок) 8 слайд

Мышонок залез под шкаф. Мышонок прячется под шкафом.

(Щелчок) 9 слайд.

Мышонок спрятался за шкаф. Мышонок сидит за шкафом.

(Щелчок)10 слайд.

.Мышонок залез в шкаф. Мышонок сидит в шкафу.

(Щелчок)11 слайд.

Мышонок сидит около шкафа.

11. Произношение звука Ш в скороговорках .

Давайте подружим кошку с мышкой и расскажем про них стишок

(Щелчок)12 слайд. Кошка с мышкойПослушайте внимательно. Кошка на окошке шапку шьет, мышка в штанишках избушку метет.

У меня есть картинка подсказка, смотрите на картинки и повторяйте теперь все вместе со мной. Еще раз повторим. А теперь, кто хочет сам рассказать? (индивидуальное рассказывание)

Кошечке понравилось с вами играть, она подружилась с мышонком и отпустила его к друзьям мышатам.

13 Слайд

Мышонок был так рад и стал всем показывать, как он умеет говорить (Щелчок – звук)

- Я мышонок Люблю крошки, боюсь кошки. Теперь надо мной никто не смеется.

14 слайд спасибо вам ребятишки.

12. Итог. Скажите, почему мышонок сначала был грустный, а теперь стал веселый? Как мы сегодня помогали мышонку? Ребята, если кто-нибудь что-то не умеет, не может, то не нужно расстраиваться, огорчаться, ведь всему можно научиться, нужно только не лениться, а постараться. Мышонок вас благодарит за то, что вы научили его говорить звук Ш и подружили его с кошкой, он приготовил вам сюрприз…

Пальчиковый бассейн. Это мышиные запасы. Знаете, Что это? Положите ладошки на крупу. А теперь запускайте ручки поглубже и ищите сюрприз.

Читайте также: