Кусака конспект урока с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Почему ты плачешь? – спросил Бог. Собака поднялась, подошла к Создателю, легла у его ног и уткнулась в колени.
  • Ну, говори, а то завтра отправлю на землю – будет поздно. Собака подняла свои умные глаза и сказала:
  • Мне нужен тот, кому нужна буду я, кого буду любить и ждать. Бог подумал и создал человека.
  • Кто больше вспомнит произведений литературы и авторов книг о собаках?
  • 1 группа.
  • Кусака до встречи с людьми.
  • 2 группа.
  • Кусака после встречи с людьми.
  • 3 группа.
  • Какую роль в описании Кусаки играют описания природы?

Повторить 5 раз.

  • Как озаглавим?
  • Почему собака выла?
  • Почему Л. Андреев выбирает именно это слово?
  • Каково лексическое значение этого слова?
  • Выть
  • Милосердие
  • Любовь
  • Доброта
  • Сочувствие
  • Сострадание
  • Жалость
  • Понимание
  • Забота

Домашнее задание.

Написать ответы на вопросы:

1) продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:

  • характеризовать героев произведений;
  • давать оценку поступкам персонажей рассказа;
  • определять тему, идею произведения;
  • составлять план рассказа;

2) научить творчески перерабатывать произведение.

  • развитие речи, словарного запаса;
  • развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, интеллекта;
  • развитие эмоциональной сферы.
  • формирование навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;
  • воспитание гуманного отношения к животным, ответственности за их судьбу;
  • формирование нравственного сознания.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Урок рассчитан на 2 часа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Проверка домашнего задания.

Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы.

Примерный цитатный план:

– Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа?

– Как изменил собаку случай с пьяным человеком?

– Как состоялось знакомство собаки с дачниками?

– Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

– Как вы думаете, как воспринимали дачники Кусаку?

– Почему дачники не взяли с собой в город собаку?

– Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.

– Почему выла собака?

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

– Какова тема произведения?

Тема взаимоотношений человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.

– Какую проблему поднимает автор рассказа?

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.

3. Подготовка к творческой работе №1.

– Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?

– Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?

Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.

Итак, начнем работу.

– Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?

Конечно, финал произведения.

– Кто виноват в том, что Кусака осталась одна на покинутой всеми людьми даче?

Люди, которые приручили собаку, и прежде всего, мама Лели и сама Леля.

– Вспомните, какие доводы приводила мама Леле о невозможности взять Кусаку с собой в город? Согласны ли вы с ее доводами?

Мама утверждала, что городские условия не подходят для дворовой собаки. Мы не согласны с ее доводами. Если мама готова взять в дом породистого щенка, значит, условия позволяют.

Девочка не так сильно привязалась к собаке, да и мама пообещала взять в дом породистого щенка. Кусака была для Лели больше развлечением.

– Могла ли Леля найти выход из сложившейся ситуации?

Конечно, могла, но не захотела.

– Как характеризует маму и Лелю поступок, который они совершили по отношению к собаке?

Они поступили как безнравственные люди. Приручив собаку, дали ей надежду, а потом предали.

– Как же нам изменить финал рассказа?

Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму.

А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?

4. Творческая работа по группам.

Класс разбивается на три группы. Каждая группа получает свое задание.

Первая группа

Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.

Вторая группа

Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.

Третья группа

Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.

5. Выступление творческих групп учащихся со своими придуманными новыми финалами рассказа.

6. Подготовка к творческой работе №2 и домашнему заданию.

Сказываются последствия перенесенных обид.

С эпизода встречи с пьяным мужчиной.

– Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовали любовь, доброта, сострадание и милосердие. Это будет вашим домашним заданием.



Целевая аудитория: для 5 класса

Хороший материал к уроку литературы. Презентация качественная, много иллюстраций, есть немного текстовой информации, к уроку прилагается конспект.

Вера Александровна, спасибо за разработку урока. Содержание интересное, многообразие форм.
С уважением Волкова Елизавета Ураловна

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект.docx

открытого урока литературы,

проведённого в 7 б классе

учителем Стариковой Г.А

16 марта 2016 года

Тема: сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека.

Цель: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, попробовать разобраться в человеческих поступках.

Задачи: образовательные

- продолжить формирование умений и навыков литературного анализа;

- умения характеризовать героев;

- давать оценку поступков героев;

- определять тему, основную мысль произведения;

- составлять план рассказа.

- развивать устную и письменную речь учащихся, пополнять словарный запас;

- развивать эмоциональную сферу учащихся.

воспитательные

- формирование навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;

- воспитание гуманного отношения к животным, ответственности за их судьбу;

- формирование нравственного сознания.

Задача учителя: организовать учебную деятельность учащихся при освоении новых знаний по теме, создать условия для позитивного отношения к познанию нового; способствовать формированию умению находить и выделять необходимую информацию по данной теме.

1. Предметные. Научить определять особенности повествования Л. Андреева.

2. Метапредметные:

А) познавательные: уметь и выделять необходимую информацию из текста; определять понятия, создавать обобщения;

Б) регулятивные: ставить цели, осознавать качество и уровень усвоения, уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.

В) коммуникативные: работать в парах, сотрудничество при составление плана, таблицы, уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на событии и поступки героев.

3. Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию, увеличение словарного запаса, способности к самооценки в конце урока.

Форма организации – фронтальная, парная

Оборудование: 1) компьютер, проектор, экран (для презентации)
2) раздаточный материал для учащихся ( с печатной основой)
3) УМК под редакцией Коровиной В.Я.

1. Мотивация к учебной деятельности.

(Ответы учащихся)
Да, я считаю, что литература – самый главный предмет в школьном курсе, потому что он помогает разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо, что есть добро, а что - зло, книга убеждает нас в правильности тех или иных поступков, заставляет размышлять над смыслом жизни, взрослеть и мудреть. Анализируя сегодня художественное произведение, мы должны решить для себя, какой жизненный урок получили.

2. Актуализация знаний.

Послушайте, пожалуйста, строчки из песни и подумайте, как они связаны с домашним заданием.

- Кто автор этого рассказа?

- Что вы о нём знаете?

3. Целеполагание .

Каковы цели урока?

- Познакомиться с биографией писателя.

- Определить идею (основную мысль) рассказа.

4. Тема урока (формулирует учитель)

Запись темы учащимися в тетрадь.

5. Освоение новых знаний.

А) Знакомство с биографией писателя.

Ребята, в учебнике биографических сведений об авторе практически нет, поэтому о нём расскажет Тугушева А.

Б) Ученица рассказывает о писателе, учитель демонстрирует слайды.

В) Беседа с учащимися.

Д) Самостоятельная работа учащихся ( в парах)

Е) Чтение составленных планов, сравнить с планом на слайде.

6. Физкультминутка.

7. Анализ рассказа (поитоговое усвоение, закрепление)

Перейдём к анализу произведения.

1 глава:вопросы

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Как относились к ней люди?

Прочитаем последний абзац первой главы и подумаем над его смыслом: о чём говорят сочетания (зимняя ночь, чёрные окна, пустой дачи?)

Ответы учащихся. (Пустая, безрадостная жизнь собаки.)

- А голубоватый огонёк, упавшая звезда, робкий луч (надежда на лучшую жизнь с человеком)

Слово учителя. Вопросы:

- Сбылась ли мечта собаки? Как она получила своё имя?

- Что можете сказать о дачниках?

- Прочитайте 4 абзац стр. 95.

- Отчего дачники стали добрее? ( На них так действовала окружающая природа)

- Изменилась ли собака? (Внешне и внутренне)

(Небольшая исследовательская работа)

Работа в парах, сравнить со слайдом.

- Как стала вести себя собака и почему?

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 98.

- Какая строчка из рассказа могла стать подписью под ней? А какую иллюстрацию нарисовали бы вы?

- Читаем начало главы 4 стр. 98 . 1 абзац.

- Как соотносится пейзаж с содержанием главы? Какие средства выразительности использовал автор? С какой целью?

- Почему дачники не взяли Кусаку в город?

- Какие слова и поступки Лёли говорят о том, что её сожаление было не совсем искренним?

- Как реагировала собака на отъезд дачников?

- Примирилась ли собака со своим одиночеством? А чтобы это доказать, обратимся к тексту.

- Читаем главу со 2 абзаца. Как состояние природы помогает понять состояние собаки?

- Повтор слов: собака выла, что он обозначает?

8. Обобщение. Вопросы:

- Как вы думаете, если бы Кусака жила в других условиях, была бы у неё такая кличка?

- Как вы понимаете эти строки?

- Можно ли дачников назвать ответственными за Кусаку?

- Какое качество им присуще? (Смотри тему урока)

- А как можно было решить проблему с собакой?

9. Определение основной мысли рассказа.

- Ребята, проанализировав рассказ, мы должны определить идею (основную мысль) рассказа. Как вы думаете, в чём она состоит?

(Автор призывает нас быть сострадательными и милосердными и к людям, и к животным.)

- Неужели в нашей жизни не встречаются люди, способные помочь животным, пожалеть их?

10. Подведение итогов, рефлексия.

- Итак, каковы были цели нашего урока? Достигли ли мы их?

Я задумался …

11. Домашнее задание: тесты в тетрадях с печатной основой (по вариантам)

Читайте также: