Конспект занятия по арт терапии для детей с аутизмом

Обновлено: 02.07.2024

МАтериал предназначен для воспитателей, в группе которых есть дети с ОВЗ. В своей практике могут использовать АРТ-терапию.Термин "арт-терапия" (терапия искусством) ввел художник Адриан Хилл .Арт-терапия основана на механизме сублимации. В материале описаны виды АРТ-терапии, на которые можно опираться в работе с детьми с синдромом аутизма.

ВложениеРазмер
art-terapiya.docx 25.66 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.

Автор: Павельева Т. Л.

Аутизм - отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.
К.С.Лебединская

Независимо от Л. Каннера, австрийский педиатр Ганс Аспергер описал состояние, названное им аутистической психопатией.

В России первое описание аутизма в детском возрасте было представлено С. С. Мнухиным в 1947 году.

Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве (терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека). Термин "арт-терапия" (терапия искусством) ввел художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны.

Арт-терапия основана на механизме сублимации.

Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
  • кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия ;
  • куклотератия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия);
  • смехотерапия;
  • ароматерапия;
  • цветотерапия (хромотерапия)
  • Песочная терапия

1. Развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия)

2. Нормализация эмоционального фона, высвобождение негативных эмоций.

3. Облегчение процесса лечения (психотерапии, коррекции) в качестве вспомогательного метода.

4. Развитие эстетических качеств, визуального восприятия произведений искусств.

5. Снижение напряжения путем обсуждения различных конфликтных ситуаций, гнетущих переживаний.

6. Побуждение ребенка к самостоятельному творчеству.

Показания к применению:

Особо эффективен метод арт-терапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, у которых отмечаются относительно легкие варианты детского аутизма, сохранено понимание речи, нет глубокой задержки интеллектуального развития. Наиболее эффективными в работе с аутистами считаются такие арт-терапевтические методы, как сочетание сказкотерпии с рисованием, а также куклотерапия.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ песочной терапии.

Основная цель песочной терапии - достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Возможности песочной терапии Позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Способствует изменению отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи: Диагностические; Коррекционные; Терапевтические; Творческого развития.

Показания к песочной терапии:

Рекомендуется предлагать песочную терапию и она успешно используется в случаях: Трудности в общении Взаимоотношения детей и родителей Кризисные ситуации (развод, переезд) Психологические травмы Расстройства настроения Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства Проблемы поведения (агрессия) Ограничен в проявлении своих чувств;

Противопоказания к использованию песочной терапии.

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Клиент характеризуется повышенной возбудимостью; У клиента есть обсессивно-компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний); Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы. Кожные заболевания и порезы на руках.

Оснащение кабинета песочной терапии

1. Подносы с песком Два деревянных ящика прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Один из подносов используется для сухого, а другой – для влажного песка.

Коллекция миниатюрных фигурок и предметов Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики: Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр. Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.) Дома , другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.). Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда Деревья, кусты, цветы и др. растения Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы. Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр. Транспортные средства: наземный, водный, воздушный. Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.

Преимущества переноса традиционных педагогических занятий в песочницу Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать или работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается "тактильная" чувствительность как основа развития "ручного интеллекта". В третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В четвертых, песок как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию.

Песочная терапия в работе с детьми с особенностями в развитии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью Дети с неустойчивым вниманием Агрессивные дети Дети, пережившие психическую травму. К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Песочная терапия как один из методов эффективной работы по снятию страхов, агрессии, напряжений, у детей с ограниченными возможностями Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми любого возраста (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем: различные формы нарушений поведения; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи; неврозы; сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками. Преимущества песочной терапии: помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков); освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации; актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения; дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий; сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа) адаптация в школе и детском саду.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Положительный эффект оказывает арт-терапия. Она объединяет психокоррекционные действия, социальную адаптацию и развитие навыков ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

При заболевании аутистического характера страдает эмоциональное, социальное и когнитивное развитие человека. Проявляется РАС до трех лет, и уже тогда принимается решение о лечении. Однако исключительно медикаментозными методами тут не обойтись, что подтверждается назначением коррекционной работы и психологической помощи.

Лечение должно быть направлено на преодоление симптомов не только комплексно, но и по отдельности.

Положительный эффект оказывает арт-терапия. Она объединяет психокоррекционные действия, социальную адаптацию и развитие навыков ребенка.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия для детей с аутизмом – это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество.

Необходимо разграничить простые занятия рисованием и арт-терапию. Первое относится к категории уроков. Цель таких занятий – приобретение навыков и получение конкретного результата.

Как эффективно проводить арт-терапию при аутизме

Арт-терапия сосредотачивается на процессе, который построен таким образом, чтобы снизить эмоциональную нагрузку больного. Путем творческой работы специалист создает атмосферу доверия, что помогает наладить контакты с задействованными в процесс людьми. Арт-терапия позволяет выразить с помощью образов то, что ребенок не может сказать словами, тем самым снижая тревожность.

Поэтому так важно не зацикливаться на уровне эстетичности и качестве законченной работы. Это способ самовыражения, который должен прийтись по душе только автору.

Все эти методики развивают у детей-аутистов воображение, помогают концентрировать внимание. Идет активное развитие мелкой моторики рук. Проходят даже самые начальные стадия творчества – малыша учат держать карандаш, правильно пользоваться ножницами, красками и другими материалами.

Как выбрать вид арт-терапии?

Арт-терапия при аутизме не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек. Следующие категории также входят в состав арт-терапии:

  • сказко-терапия;
  • драмо-терапия;
  • библио-терапия;
  • музыко-терапия;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • кино-терапия;
  • кукло-терапия;
  • песочная терапия.

Подбирается методика в зависимости от особенностей конкретного человека. Каждая из них не должна превращаться во что-то рутинное, так как ребенку легче включится в процесс, если предлагается что-то новое. Важность этого условия диктуется тем, что арт-терапия приносит новый опыт.

Погружение в необычную среду убирает контроль сознания над ребёнком, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.

Однако разнообразие методик должно соотноситься с возможностями – надо отталкиваться от простоты процесса.

Как эффективно проводить арт-терапию при аутизме

Техника должна завлекать, развлекать и быть приятной. Если же она вызывает негативные эмоции, такие как раздражение, недовольство, злость, то модель была подобрана некорректно.

Естественно, при подборе методики важно позаботится о том, чтобы условия, в которых работает ребенок, были безопасными и способствовали активности и самовыражению. Таким образом, повышается познавательная активность. Это способствует одновременному применению комплексной реабилитации больного.

Специалисты рекомендуют прибегать к педагогической коррекции с помощью арт-терапии. Тут важно учитывать степень зрелости всех психических и физических показателей. Путем применения творческих методик, например рисования гуашью, детей обучают цветам. Карандаши помогут в изучении цифр и простейшей арифметике.

Плюсы и минусы методики

Положительные

Отрицательные

Подойдет любому пациенту. Разнообразие видов искусства сопровождается фантазией и креативностью специалиста. Так можно найти подход к каждому, и бороться с индивидуальными проблемами.

Ребенок может не проявлять интерес к предложенным методикам. Новое может пугать.

Дети с аутизмом плохо соотносят чувства со словами и редко говорят о своих эмоциях. Творчество – это возможность выразить состояние без слов.

Иногда приходится начинать с банальных вещей (как держать карандаш), а скука может отпугнуть ребенка или не привлечь его внимания.

Обходятся блокирующие и защитные стороны сознания аутиста. Арт-терапия стимулирует быть открытым.

Эффективность в регулярности. Необходимо помнить о повторении для закрепления навыка – на это иногда уходят месяцы.

Ребенок-аутист социализируется, учится доверять.

Как проводить арт-терапию?

Необходимо решить, будут проходить занятия в группе или индивидуально. Для обоих видов есть квалифицированные инструкции:

  1. Николь Мартин – американский терапевт, специализация которого – работа с детьми-аутистами. Он разработал методику по групповой арт-терапии, наиболее распространённой в развивающих центрах.
  2. Индивидуальная программа помощи через арт-терапию были разработана специалистами из Университета Маккуэри. Нацелена она на раннюю педагогическую помощь детям.

Оба варианта должны включать уже упомянутые условия: простота, безопасность, креативность, необычность.

Как эффективно проводить арт-терапию при аутизме

В среднем, каждое занятие должно длиться от 10 до 30 минут. Этот промежуток оптимален для качества занятия, чтобы не заставить малыша чувствовать себя уставшим, а концентрация внимания не была принудительной. Важно не вынуждать пациента работать в конкретной технике – он сам проявит интерес, и на это стоит ориентироваться в первую очередь. Можно дать ребенку возможность выбрать методику и материалы.

Как научить работать с новыми материалами?

Во-первых, давать инструкции. Важно, чтобы был налажен контакт с ребенком, тогда он будет проще воспринимать указания. Для того, чтобы установить доверие, как к специалисту, так и к материалу, можно показывать пример, сначала пробуя все самостоятельно.

Во-вторых, начать можно с заданий, не требующих следования каким-то нормам. Свободные техники, вроде акварель по мокрой бумаге, помогут ребенку выразить себя, и не будут его ограничивать.

Во-вторых, метод арт-терапии основан на повторении. Каждое новое занятие начинается с повторения тех упражнений, которые связаны у ребенка с положительным опытом и эмоциями.

Регулярность – правило, которого хорошо придерживаться во всех сферах жизни людей, страдающих аутизмом – это способствует эмоциональному спокойствию и уверенности. Повторение в обучении стимулирует к закреплению навыка.

Вывод

Работа с ребенком должна быть построена на наглядности и лаконичности. Аутистические заболевания приводят к тому, что пациент использует только один тип мышления по восприятию окружающего мира. У детей отсутствует широкое абстрактное восприятие, а значит понять ненаглядные формы и сюжеты им сложно.

Специалист, проводящий арт-терапию, обязан принимать пациента таким, какой он есть и не требовать от него большего, чем он может дать. Более того, есть выбор, который ребенок делает и с этим надо считаться. Арт-терапия стимулирует к тому, чтобы делать самостоятельный выбор, а значит, учит независимости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование изотерапии в сопровождении

детей с расстройством аутистического спектра

Ахрамович А.А., Тьютор

г.Ульяновск, 2019 г.

В широком смысле понятие арт-терапия (англ.: arts therapy) включает также и музыкальную терапию, танцевально-двигательную терапию, драма-терапию и некоторые другие группы методов, в данном случае подразумевается терапия изобразительным искусством (англ.: art therapy) – изотерапия.

Изотерапия используется как метод психологической коррекции в работе с детскими неврозами, фобиями и расстройствами поведения.

В творческом процессе ребенок становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной жизни, и обретает такие способы выражения своих чувств, как цвет, пластическая форма, движение, символ, образ.

Изотерапия (краскотерапия) - глубоко личный, эмоциональный творческий процесс, позволяющий осуществлять невербальную коммуникацию с миром, с окружающими людьми, с самим собой за счёт активизации эмоциональных ресурсов и беспрепятственного самовыражения.

Изотерапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции для детей с расстройством аутистического спектра, сопровождающимся такими нарушениями развития как гиперактивность, задержка психического и речевого развития и другими нарушениями.

Выбор данного метода обусловлен как спецификой нарушений при РАС, так и сопровождающей данные нарушения симптоматикой.

Расстройства аутистического спектра (РАС) определяются как: группа нарушений психологического развития, при которых у детей отмечаются проблемы с коммуникацией, часто повторяющееся поведение (бесцельные действия, соблюдение определенных правил в поведении или последовательности действий, потребность в однообразии досуга и т.д.), ограниченные интересы.

Данные нарушения развития влекут за собой множественные симптомы, в том числе:

- невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми, качественный эмоциональный контакт;

- крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;

- отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

- страх изменений в окружающей обстановке, сопровождаемый стереотипными действиями;

- агрессия и самоагрессия;

Исходя из вышеперечисленного, изотерапия является эффективным средством коррекции широкого спектра нарушений при аутизме. Так, изотерапия существенно снижает агрессивность, в том числе самоагрессию, и тревогу у детей с РАС. Данный эффект основывается на выражении ребенком различного рода эмоций, переживаний, желаний, в том числе отрицательных, которыми он зачастую не может поделиться с окружающими в адекватной форме, проявляя агрессивное, либо тревожное поведение.

Изотерапия способствует снятию эмоционального напряжения, т.к сам процесс художественной деятельности позволяет создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство защищенности, уверенности, стабильности.

Безусловно, в процессе творческой деятельности, положительное влияние оказывается на развитие мелкой моторики и воображения. Изотерапия способствует сенсорному развитию, снимает мышечное напряжение, что, в свою очередь, позволят осуществлять коррекцию аутостимулирующего поведения, стереотипий. Например, характерное стремление к упорядочиванию, ребенок с РАС имеет возможность выразить на бумаге, тем самым избегая навязчивых движений и действий. Происходит развитие психических процессов: памяти, восприятия, внимания, воображения и др.

Занятия изотерапией могут отличаться друг от друга в зависимости от направления, формы работы и особенностей подхода. Для занятий может быть выбран различный художественный материал (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей ) , и соответствующий ему вид деятельности. Существует ряд художественных техник, применяемых в изотерапии.

Бумага для рисования сначала мнется, затем разглаживается так, чтобы на ней можно было выполнить рисунок. Используются любые карандаши, краскиит.д. Форму листа можно изменить по желанию.

Лист бумаги нужно намочить, а затем нанести краски, давая им смешиваться, экспериментируя с цветами. Полученные в результате разводов формы и образы могут стать узнаваемыми. Тогда можно дать им названия, при желании поделиться впечатлениями.

Рисование в свободной технике.

1) Выбирается какой-то один цвет. Этот цвет используется для изображения различных форм. Желательно определить смысл этого цвета, почему выбран именно он.

2) В рисунке используются оттенки одного цвета.

3) Используются различные цвета по желанию ребенка.

В одном рисунке сочетаются разные стили изображения, формы и цвета, максимально используя все возможные контрасты.

Техника свободного движения карандашом по бумаге. Движение руки свободное, не задумывайте никаких образов. Просто рисуете любые каракули, не придавая им никакого смысла.

Подбираются спокойные музыкальные композиции, рекомендуется использовать классические произведения. В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами.

Ладошка ребенка окрашивается гуашью, затем прикладывается к листу. Полученный отпечаток дорисовывается до задуманной картинки (животное, цветок, солнце).

Обмакивание пальцев в гуашь и рисование руками. Можно оставлять как отпечатки пальцев, или использовать руку как кисть.

В стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом. Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Подводя итог, следует отметить, что эффективность занятий изотерапией, зависит от регулярности проводимых занятий, степени вовлеченности ребенка с РАС в процесс творчества, настроения ребенка на момент занятия, его желания заниматься конкретным видом деятельности, состава группы, где проводятся занятий (наибольший эффект достигается во время индивидуальных занятий).

Таким образом, грамотно и профессионально подойдя к занятиям изотерапией в работе с аутичными детьми, можно достигнуть существенных как творческих результатов, так и целостного всестороннего развития личности ребенка с РАС.

Категория: легкая умственная отсталость, ЗПР, СДВГ, повышенная тревожность.

Образовательная цель:

научить пользоваться карандашами,

дать понятие о цвете,

дать первичные понятия о композиции,

научить простейшим приемам рисования.

Развивающая цель:

развивать мелкую моторику,

развивать чувство цвета,

развивать творческие способности,

развивать чувство стиля,

Коррекционная цель:

снизить проявление тревожности и страхов,

скоординировать работу обоих полушарий,

научить контролировать свое эмоциональное состояние.

Оборудование: бумага. простой карандаш, цветные карандаши, иллюстрации.

Ход занятия

Приветствие

У меня хорошее настроение и я хочу передать его другим. Воспитатель улыбается рядом стоящему ребенку, тот следующему и так по кругу.

Заполнение арт-дневников

Дети должны нарисовать значок своего настроения




Не могу определиться


Упражнения «Гимнастика мозга

Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны

Основная часть

- Бывало ли в вашей жизни, чтобы вы злились?

Вас кто-то обидел, и вы даже захотели подраться?

А кто знает, что нужно делать, когда ты злишься? Нам же нельзя драться, а что тогда делать? Вспомните, что вы делаете, когда злитесь? Сегодня я покажу вам, что делать чтобы злость прошла. Надо ее нарисовать. Каких злых сказочных персонажей вы знаете?

Иллюстрации





Можно ли заказать, что они красивые? Такие же некрасивые и мы, когда злимся?


Учимся рисовать злость? В каком виде мы ее нарисуем?

Таблица методической последовательности






Вариант 1.Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать на месте или с минимальным продвижением.

Стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях пальцами вверх.
Поднимите правое бедро и одновременно наклонитесь к нему левым плечом. Выпрямитесь.
Поднимите левое бедро и одновременно наклонитесь к нему правым плечом.
Голова слегка поворачивается в сторону наклона.
Рот и губы расслаблены.

Большой и указательный пальцы левой руки поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Правая рука расположена на пупке. Слегка помассируйте ямки в течение минуты. Поменяйте положение рук.
Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами.

Возьмитесь за верхнюю часть уха, так чтоб большой палец был сзади, а остальные четыре на переднем крае, и мягко массируйте, продвигаясь по краю уха сверху вниз и слегка растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.
Затем поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове уходить все дальше и дальше. При этом старайтесь заглянуть назад как можно дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела, прекратите выполнение упражнение.
Поверните то же вправо.

Заключительная часть

Итак, что лучше драться или нарисовать свою злость?

Красивые персонажи у нас получились?

Мы хотим быть похожи на них?


Выставка рисунков.

Заполнение арт-дневников

Анализ изменений настроения за время занятия

Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга

Рисуем 50 сказочных персонажей ЭАвтор: Эймис Ли Джей изд : Попурри Минск : 2004

Читайте также: