Конспект занятия по аппликации узорчатые полотенца

Обновлено: 05.07.2024

Придумывать с детьми различные орнаменты увлекательно и интересно. Нарежьте из цветной бумаги всевозможных кружочков, квадратиков, полосок и расположите их на простом листе бумаги так, чтобы получился красивый рисунок. В ходе такого занятия будет развиваться не только мелкая моторика, мышление, внимание, но и воображение, смекалка. А если поделке придумать еще и практическое назначение, то она будет полезна вдвойне. Например, сделайте оригинальный подарок для бабушки: красивое бумажное полотенце.

Прежде чем украшать полотенце, с помощью ножниц с двух коротких сторон сделайте бахрому.

Затем придумайте орнамент. При желании его можно нарисовать на бумаге. Таким образом, ребенок научится планировать свою деятельность, будет стремиться к определенному результату, время от времени поглядывая на рисунок. Попробуйте предложить готовое изображение и попросить детей повторить его. Такое задание — отличная тренировка зрительной памяти.

Вырежьте из цветной бумаги маленькие кружочки, квадратики, полоски и наклейте их на бумажное полотенце.

Подарок для бабушки, мамы, сестры или воспитательницы детского сада готов. Впрочем, подобные поделки займут свое место и среди игрушек, ведь кукол иногда нужно умывать и купать, а значит полотенце, пусть и бумажное обязательно пригодится.

Автор: Баймашкина Нина Ивановна

Организация: МАДОУ Детский сад № 36

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству- народной вышивке.

Задачи: закрепить умение передавать образ сказочной птицы в работе, вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое;

Помочь запомнить и изображать символы Солнца, Земли и воды в русской народной вышивке;

вызвать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Материалы к занятию: сундук, вышитые полотенца, коврики, доски, кружки(расписанные городецкой и хохломской росписью); цветная бумага, полоски полотенца из белой бумаги 10х20 см на каждого ребенка, шаблоны( хвост, корона сказочной птицы), ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Занятие проводиться в изостудии.

Воспитатель:(в русском народном костюме встречает детей)

-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем наш разговор. Поговорить я хочу с вами о добре. Кто нам объяснит, что такое добро.

Дети: ( рассуждают)

Воспитатель: (обобщает высказывания детей)

-Самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете- это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила:

- Как вы думаете, дети, что в нем? ( ответы детей)

- А хотите заглянуть ?

( дети вместе с воспитателем открывают сундук)

Воспитатель : Ой, да здесь доски, к кружкам, да какие красивые!

- Для чего эти доски сделали?

- Из чего мастер вырезал7

- А как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?

- Конечно, добрый и его доброта поселилась в каждую вещь. Поэтому они такие красивые и нравятся нам.

Воспитатель : Я сейчас в сундуке еще поищу( ищет)

- Посмотрите, какие красивые полотенца. ( достает вышитые полотенца)

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала. Праздничные одежды, скатерти- столешники, подзоры, концы полотенец – все было украшено вышитым орнаментом. (Рассматривают)

Взгляните какие дивные м сказочные птицы сказочные птицы живут в узорах вышивки – здесь и птица пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин. Здесь можно увидеть и фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, огромные кисти рук, странной формы головы. Вышивку дополняют растительные элементы и маленькие птички.

Женщины начинали вышивать ранней весной. Вышивали узоры под благотворительными лучами солнца; использовали в вышивке символы земли, солнца и воды. ( Рассматриваем символы земли, солнца, воды)

Фон на тканях белый, он связывался со светом ,чистотой, с понятием о благе.

Главным цветом в вышивке был красный, что означало цвет огня, солнца, жизни, красоты .

Ребята, давайте еще раз полюбуемся тем, что лежит у меня в сундуке. Положите все руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу сердцу вашему становится тепло? А знаете почему?

Это доброта, любовь этих вещей поселилась в вашем сердце. Добрые мастера и рукодельницы, которые вышивали эти полотенца подарили вам любовь.

- Вот о каком добре говорила моя мама., когда дарила мне этот сундук.

-Я думаю, мы тоже сможем украсить полотенце. Отдохните – и возьмемся за дело.

2 –ое занятие.

  1. Рассматривание образца.
  2. Отметить фон, какие цвета использованы.
  3. Обратить внимание на элементы узора, каким образом можно их вырезать.( Символы солнца и земли – вырезаются из квадратов.

Вода – ломанная линия из полосок синего цвета)

4.Образ сказочной птицы:

А) туловище – вырезается из цветной бумаги прямоугольной формы;

голова - из бумаги квадратной формы;

Б) хвост, корона – из бумаги сложенной вдвое по шаблону.

5 Обратить внимание на расположение орнамента на полотенце.( по нижнему краю символ воды – 1 ряд

2 ряд – символ солнца

3 ряд – сказочная птица

Во время самостоятельной работы, воспитатель оказывает помощь тем, кто затрудняется. Обращает внимание на технику безопасность при работе с ножницами клеем.

В конце занятия рассматриваются работы и оцениваются с привлечением.

1. Продолжать зна комить дете й с бытом башк ирского народа.

2. Расширять з нание детей о б особенностях интерьера баш кирского жил ища,

- с функциями полотенец (у тилитарная в хозяйственны х целях;

эстетическая – ка к незаменимый эл емент декоратив ного оф ормления;

обрядовая – ис пользование на свадьбах, при встр ече гостей, на п охоронах);

- с вариантами декорировки – у зор состоит из несколь ких полос,

одинаковых п о величине; у зор состоит: из двух у зких и одной широко й

- с вариантами цв етового решения – сочетание зеленог о, синего, красн ого

4. Воспитывать у важение к ку льтурным тра дициям дру гих народов.

2. Вариативн ые образцы, вып олненные в технике апплика ции.

Воспитатель: В ходит и здорова ется на башк ирском языке : «Хау мыгыз,

«Гладкое, поло сатое два выш итых конца, всегда ты со мною, когда руки

- Ребята, посмот рите, что я вам се годня принесла. – (Это башкирские

- А кто из вас знает, для чего в ю рте, башки рской избе ну жно полотенце ?

Да, такие полотенц а использовали в хозяйстве, выт ирали руки, их

подвешивали на стены для у крашения, а в избе их развеш ивали на стена х

между окнами. Д арили их на п раздники, ис пользовали их в различных

обрядах: невест а, войдя в дом жениха, должн а была повес ить башкирс кое

Полотенце в ышивала себе каж дая башкирская женщина, ст аралась, чтобы

оно полу чилось нарядным, поэтому сама придумывала интересные у зоры.

Элементы башки рского геометриче ского орнаме нта довольно разнообраз ны.

Здесь часто встре чаются квадрат ы и треу гольники в различны х комбинация х.

Их красочность п ри простоте оче ртаний достигается гл авным образ ом, ярким

и теплым к олоритом: крас ный, синий, черны й и их оттенк ами.

Композицион ный строй башк ирских украшений отлич ается

- Посмотри на эт и образцы полоте нец. Из каких эл ементов сост оит узор на

башкирских полотенцах ? На одном полосы одинаковые п о величине, н а

другом – две у зкие и одна широкая полоса. – (Покажи, на к аком полоте нце,

- В основном эт о красный цвет, он слу жит фоном или являе тся основным

цветом у зора. Особую нарядность п олотенцам придают так ие цвета, как

синий, зелены й, белый и че рный – это контрастные цвета.

- Из каких геометр ических фигу р составл ены узоры на пол отенце? –

(Покажите, ге ометрические фигу ры ) – Правильно, мол одцы!

- Это ромбы, т реугольники, квад раты – они имели оберегаю щее значение

- Посмотрите, как построен у зор на полотенце. В ц ентре более кру пные

узоры, а верхн ий и нижн ий ряды повт оряют дру г друга и состоят из более

- Молодцы! А теп ерь я вас приглашаю в мастерску ю, где мы бу дем

расписывать б ашкирские п олотенца кра сивыми у зорами. Для у крашения

можно составл ять разные у зоры из ромбов, т реугольников, пол ос разной

В ходе работ ы оказывать дет ям помощь , поощрять самостоятельность и

творчество каж дого ребенка в цвет овом решени и при создан ии узора.

- В ходе занятия п ознакомить с башкирским и пословицами:

В итоге дать оце нить деятельност и детей, по хвалить тех, кт о сумел создать

красивую композицию. Спр осить их, чт о они хотели ск азать, создав так ой

узор. Как назыв ается этот у зор? Из каких геометрич еских фигу р состоит

- Свои башки рские полотен ца, мы с вам и подарим нашим г остям, в честь 1

Полотенце – являл ось традиционны м видом пода рка во всех слу чаях

жизни, предмет ом культового приношения в ме четь. Ткали их из

растительных в олокон: конопл и, позже из льна. У башкир обработка

крапивы, кон опли, льна везде производил ась одним и тем же способом.

Стебли вымачивали сь и для отделе ния волоко н от стержней толклись в

больших де ревянных сту пах деревянными же ше стами.

Холст их конопли был самым ра спростран енным, льняной же холст,

встречался редко. Т кали полот енца и рушники, разл ичные скатерт и,

занавески. Узорн ые занавески предназначались для украшения дома, их

берегли, передавал и по наследству , при этом ос обенно цени лись узорные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал: полоса цв. картона 20 х 6 см, готовые геом. фигуры из тонкой цв. бумаги (круги, квадрат) диам. круга 3 см, квадрат – сторона 3 см. Фигуры даются индивидуально каждому ребенку на подносе, кисточки, клеёнки, клей в розетке, тряпочки.

Цели: уметь составлять аппликацию на полосе, чередуя геом. фигуры по форме (сначала круг, потом квадрат)

Технические навыки: уметь правильно набирать клей на кисточку из розетки, лишнее убирать о край розетки. Намазывать форму от середины к краям на белой стороне бумаги. Уметь переворачивать намазанную форму, придерживая с двух сторон пальцами обеих рук. При снятии лишнего клея плотно прижать салфетку, а не поглаживать её. Уметь работать аккуратно.

Вызывать интерес к декоративной аппликации.

Развивать чувство формы и цвета.

Развивать психические процессы (внимание, память, мышление).

Воспитывать эстетический вкус, любовь к декоративно-прикладному искусству.

Воспитывать отзывчивость и доброту.

Предварительная работа: накануне во второй половине дня знакомство детей с предметами народного творчества.

Столы и стулья стоят так, чтобы свет из окна падал с левой стороны.

Мольберт с образцом стоит на расстоянии (1-2 м) от детских столов.

Двум детям даётся поручение разложить на столы салфетки.

Стайкой на ковре.

Воспитатель: Ребята, угадайте, кто это пришел к нам в гости! А для этого послушайте загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секретик есть

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская ….

Дети: матрёшка!

Воспитатель: конечно, это матрешка. Посмотрите, какая она красивая, нарядная. У матрешки есть младшие сестрички и она хочет подарить им новые полотенца, что бы сестрички были еще краше и румянее.

Дети рассматривают матрешку.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Посмотрите, у меня на мольберте есть образец полотенца для матрешки. Скажите, какими формами оно украшено

Дети: кружками и квадратами.

Какого цвета кружки? (Красного)

Какого цвета квадраты (Синего)

Как расположены кружки и квадраты? (друг за другом)

Что сначала? (кружок)

Что после кружка? (квадрат)

На каком расстоянии расположены друг от друга кружки и квадраты на одинаковом или нет? (на одинаковом)

Какое красивое полотенце!

А вы хотите сами сделать такие же полотенца и подарить их матрешкам?

Но сначала наша гостья хочет, чтобы вы немного потанцевали для неё.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки,

Топают матрешки (руки на пояс, поочередно то правую, то левую ногу выставляют вперед на пятку)

Влево, вправо наклонись (наклоны)

Всем знакомым поклонись. (поклон)

А теперь сядьте правильно, спинки прямые, ноги стоят ровно.

Воспитатель говорит детям, что сначала нужно все формы выложить на полосе бумаги так, как было показано на образце. Все формы должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга.

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

Тем, кто выложил правильно все формы предлагается начать приклеивать их. Напоминает детям, что формы с полоски не снимать. Брать по одной фигуре, намазывать на клеенке с белой стороны клеем от середины к краям, переворачивать намазанную форму придерживая с двух сторон пальцами обеих рук и приклеивать к полосе. При снятии лишнего клея нужно плотно прижать салфетку.

Затем взять следующую фигуру и так далее.

Кто работает медленно, того поторапливает:

Смотри, (имя ребенка, уже приклеила две фигуры, делай побыстрее.

Вывешивает готовые работы детей на мольберт.

Спрашивает у детей, что мы делали?

Ответы детей: полотенца.

Ответы детей: для матрешек.

Какие красивые у вас получились полотенца!

Читайте также: