Конспект занятия по альтернативной коммуникации с детьми с тмнр

Обновлено: 04.07.2024

2. Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха на неречевом материале, совершенствование общей моторики, закрепление навыков самомассажа рук с использованием импровизированного массажера; развитие внимания, логического мышления; развитие понимания речи.

3. Воспитательные: формирование положительной мотивации к учению, обогащение жизненного опыта.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Изучение нового материала.

5. Закрепление пройденного.

Смотри, Женя, Мишка просит о помощи. Поможем Мишутке? (Да.)
Помоги Мишке выполнить упражнения:

  1. Выбор нужной карточки из ряда других (Из нескольких карточек ученик должен узнать и показать ту, которую назвал учитель).
  2. Выбор двух одинаковых карточек из ряда других.

- Женя, оцени себя. Как ты занимался: хорошо или плохо? (Ученик выбирает карточку - символ).
- Ты хорошо занимался. Молодец. Занятие закончено. До свидания (прощаются с мишкой – жестом, с педагогом – словом - карточкой).

* Примечание: в тексте конспекта жирным шрифтом выделены отрабатываемые на занятии понятия.

Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению какой-то цели, наладив контакт с собеседником:

- побудить к действию;

- удовлетворить психическую потребность в общении.

Коммуникация - это процесс обмена информацией для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов, составляет больший процент общения.

Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Коммуникативные возможности и способности воспитанников, обучающихся в группе, резко снижены. Поэтому в нашей работе альтернативная коммуникация (это коммуникация с людьми, у которых речь полностью отсутствует по каким-то причинам) - одна из наиболее значимых программ обучения и развития детей, так как способствует лучшему пониманию потребности детей с ТМНР, помогает им включаться в коммуникацию с окружающими, а также способствует социальной адаптации каждого ребенка с учетом уровня его возможностей.

Для всех воспитанников группы характерны нарушения функций психики: мышления и речи, памяти и внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Так, например, речь они понимают на узко бытовом уровне, с жестовым подкреплением. Собственная речь детей с ТМНР представлена вокализациями, звукокомплексами, голосовыми реакциями, криком. Они не могут использовать речь при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети отличаются по стилю коммуникации :

- общительные дети, которые любят быть в контакте с другими (Садыков Дмитрий);

- дети, которые хотят быть в общении, но пассивны (Резник Егор);

- дети, которые не хотят быть в общении (Ольховиков Вова);

- дети со своей собственной программой действий (Акулов Никита).

Анализируя коммуникативные проявления воспитанников на начальном этапе работы с ними, я отметила, что дети способны вступать в коммуникацию, но их социальные и коммуникативные навыки представлены в довольно узком диапазоне:

- привлекают внимание к себе взглядом, криком;

- улыбаются и вокализируют, тем самым сохраняя внимание и заинтересованность взрослого.

Учитывая уровень коммуникативного развития детей группы, основной целью моей работы стало обогащение эмоционального опыта детей, привлечение их к общению, формирование доступных коммуникативных навыков.

Поскольку методических материалов по данной проблеме недостаточно, большую помощь в практической работе оказало изучение специальных программ, изучение литературы в интернет пространстве, а также обмен опытом с коллегами.

Развитие коммуникации и формирование коммуникативных навыков я осуществляю на внеклассных занятиях, и в ситуациях повседневной жизни (в повседневной жизни мы следуем за спонтанным поведением и активностью ребенка, это позволяет наблюдать за его проявлениями, помогать и направлять ребенка, а также предоставлять ему выбор (игры, игрушки, предмета, действия, продукта питания).

При организации и проведении занятий основными направлениями работы являются: установление эмоционального и зрительного контакта; формирование двигательных умений; установление положительного взаимодействия. В процессе формирования коммуникативных навыков используем методы поддерживающей коммуникации : звуки, устная речь, взгляд, жесты, мимика, изображения, символы, предметы, с целью привлечь детей к общению.

В процессе работы некоторые дети уже могут реагировать на коммуникативные сигналы, у них шире диапазон понимания речи, они проявляют элементарные коммуникативные реакции и подают сигналы вербально и невербально (реагируют на своё имя взглядом, поворотом головы, движением, узнают знакомых людей, смотрят, слушают, когда кто-либо разговаривает). У этих детей немного выше уровень возможностей. При обучении их коммуникации мы можем использовать не только коммуникативную и эмоциональную стимуляцию, но и формировать умение осуществлять общение с помощью жестов, овладевать техникой общения в специально созданных ситуациях в совместной деятельности, а также учить действовать по подражанию и по инструкции.

Таким образом, практическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, дает положительную динамику. Дети проявляют эмоциональную активность, способны откликаться и устанавливать эмоциональный контакт, положительно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, реагируют на различные раздражители, жесты, речь. Они откликаются на свое имя, некоторые дети могут использовать элементарные жесты, выражают свои потребности с помощью невербальных средств. Данная работа способствует лучшей социальной адаптации и улучшению качества жизни детей с ТМНР.

В свою очередь арттерапия сегодня широко используется в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Основные функции арттерапии :

Работа по арттерапии с детьми ТМНР предполагает широкое применение различных изобразительных материалов. Мы с детьми часто используем цветные карандаши, фломастеры, пластилин, цветную бумагу и картон, клей ножницы.

Проводимую работу по арттерапии можно условно разделить на несколько этапов.

Сначала детям предлагают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами, которые позволяют им контролировать своё рисование. Постепенно дети осваивают и работу с красками, которые предоставляют больше возможностей для выражения переживаний.

Затем работают с песком, тестом, пластилином и т. д. Ребёнок может трансформировать свою поделку, создать вместо неё новую, снизить таким образом эмоциональное напряжение.

Формы арттерапии различны, но можно выделить два основных варианта— индивидуальный и групповой.

Проводя индивидуальную работу, обязательно учитывают проблемы воспитанника, характер заболевания и особенности личности. Каждый ребёнок действует в индивидуальном темпе, и далеко не все способны сразу включаться в изобразительную деятельность. Особую ценность индивидуальная арттерапевтическая работа имеет для детей, испытывающих определённые затруднения в вербализации своих переживаний.

В нашей группе проводится индивидуальная работа с детьми, больными аутизмом. Вербальный контакт с ними крайне затруднён. Они погружены в себя, их действия носят стереотипный характер. Попытки изменить эти стереотипы, как правило, вызывают сильную тревогу и даже агрессию. Арттерапия позволяет в какой-то мере получить доступ к переживаниям такого ребёнка, активизировать его, способствовать развитию некоторых практических навыков. На занятиях мы предлагаем несложные упражнения с различными материалами.

Учитываем специфические различия между детьми. При более значительной степени умственной отсталости работу проводим с более ограниченным, чем обычно, набором техник, тем и упражнений.

В работе с детьми с ТМНР мы используем темы и упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, мышления, развитие сенсомоторных навыков, разнообразие игры (в том числе с предметами).

Применение элементов методик арттерапии в коррекционной работе с детьми с ТМНР вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность.

Дети обретают уверенность в себе, больше общаются с членами семьи и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации.

Картотека игр для застенчивых детей по развитию коммуникативных умений и навыков Кинолента (автор — М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Пример индивидуального образовательного маршрута по развитию речи и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ "Пример индивидуального образовательного маршрута по развитию речи и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ, реализуемый в условиях школьного.

Оптимизация коммуникативных умений и навыков дошкольников через игровую деятельность 1. Актуальность Умение общаться - это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Анализ речевого развития.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шульга Екатерина Михайловна

ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа – интернат

Учитель начальных классов

Конспект индивидуального занятия

по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" в 1 классе для обучающихся с ТМНР

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование представлений о внешнем виде домашних животных.

Соотнесение изображения с пиктограммой.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, заботливости, навыков сотрудничества.

Коррекция эмоционального настроя.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.

Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.

Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Ход занятий

I. Вводная часть

– Ребята, прозвенел звонок …начался урок. Здравствуйте, ребята.

Самомассаж и позитивный эмоциональный настрой на работу:

- С помощью массажа настроимся на работу.

- Вы готовы глазки? (поглаживание век)

-Вы готовы ушки? (растирание мочек ушек)

-Вы готовы ручки? (поглаживание)

-Вы готовы? (развести руки в стороны и обнять себя)

-Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха!

Вспомним сказку о язычке.

Живет язычок в домике. Вышел он погреться на солнышке, лег, расслабился (Кладем язык на нижнюю губу, расслабляем). Вдруг начался дождь (постучи по языку верхними зубами – т-т-т-т…). Спрятался язычок, в домике закрылся.

Бабушка : «Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы ко мне приехали. У меня в деревне очень интересно. У меня живет много животных .

II. Основная часть

- Посмотри, о ком мы сегодня будем говорить? Как можно назвать их, одним словом? Кивни мне - да, когда услышишь правильное название. Это Одежда? Птицы? Животные?

- Да, сегодня мы познакомимся с домашними животными, которые живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.

2. Знакомство с новым материалом

- Выбери животных и отложи в сторону которых ты уже видел (кошка, собака, корова). Я назову тебе остальных, а ты рассмотри их внимательно.

- Рассмотри изображения – как выглядят животные, послушай, какие звуки они издают, давай попробуем их повторить.

- Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил. Выбери и покажи на животное, которое назову. (Ребенок показывает выбранную картинку). Ты все сделал правильно. Молодец!

3. Соотнесение пиктограммы с реальным предметом, изображением на картинке

Я тебе покажу изображение- пиктограмму, а ты мне покажи такую же цветную картинку с животным.

4. Закрепление нового материала. Узнавание пиктограмм

Давай теперь проверим, правильно ли ты запомнил.

- Покажи, что я назову (ребенок соотносит название с пиктограммой).

- Найди одинаковые картинки (из 4 пиктограмм - 2 одинаковые).

- Посмотри внимательно на изображение и найди среди остальных такую же картинку-пиктограмму (по данной пиктограмме ищет такую же).

- Покажи, о ком я говорю (выбрать пиктограмму с соответствующим изображением). Собака сторожит дом. О ком я сейчас говорила? Покажи. Это собака. Молодец. Слушай дальше. Кошка ловит мышей. Покажи, кто ловит мышей (выбор нужной пиктограммы). Корова дает молоко. Покажи, кто дает молоко (выбор нужной пиктограммы).

Раз- подняться, подтянутся

Два – согнуться, разогнуться

Три, четыре – руки шире

Пять, шесть – тихо сесть

5. Актуализация полученных знаний

Составление предложения

Составь из картинок (пиктограмм) предложение.

Посмотри, у меня на рисунке кошка, только она не раскрашена.

Возьми карандаши и раскрась ее. Сначала мордочку, потом туловище и лапы. Покажи, что будешь раскрашивать. Где у кошки мордочка (голова), где туловище, где лапы.

III. Итог занятия

1. Проверка усвоения материала

Давай проверим, каких ты запомнил домашних животных. Покажи картинки с изображением кошки, собаки, и др. Выбери для них картинки-пиктограммы. Это все домашние животные. Они живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.

Пальчиковая гимнастика

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу

Ниприменно каждый пальчик

Быть послушным научу.

4. Работа в тетради :

- Число, месяц, день недели.

2. Рефлексия

Цель занятия : актуализация знаний детей по теме “ Домашние животные” .

I. Образовательные :

- расширять и активизировать словарь детей;

- закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах ;

- закреплять умение составлять описательные рассказы применяя схему;

- развивать внимание, быстроту реакции и сообразительность ;

- активизировать мышление с помощью дидактических игр;

- развивать общую моторику, координацию движений с речью.

- воспитывать бережное отношение к домашним животным .

Материал : картинки с изображением домашних животных и их детенышей ; схема для составления описательного рассказа, мяч.

Бабушка : «Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы ко мне приехали. У меня в деревне очень интересно. У меня живет много животных . А что это за животные вы узнаете отгадав мои загадки :

1. Голодная - мычит,

2. Спереди – пятачок,

А на ней – щетинка.

3. Гладишь – ласкается,

4. Мордочка усатая

А с водой не знается!

У кошки – котенок

У собаки – щенок

У свиньи – поросенок

У коровы – теленок

У лошади – жеребенок

У овцы – ягненок

У козы - козленок

Дети поочередно называют уменьшительно-ласкательные формы слов : кошка-кошечка, котенок-котеночек, корова-коровка, теленок-теленочек, собака-собачка, щенок-щеночек, свинья-свинка, поросенок-поросеночек.

Воспитатель предлагает детям закончить предложения : Корова – мычит, дает молоко, жует траву; собака – лает, охраняет дом, грызет кости, прыгает, кусается; кошка – мяукает, мурлычет, ласкается, умывается; свинья – хрюкает, роет землю, купается в луже.

Динамическая пауза "Кошечка проснулась"

(дети сидят на корточках, спят,

(встают на ножки, руки в стороны,

На носочках встала

(встают на носочки,

Лапки вверх подняла

(поднимают руки вверх) .

За мышкой побежала – 2 раза

(дети бегут по кругу,

(разводят руки в стороны) .

Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием схемы

Воспитатель напоминает детям, что означает каждый пункт схемы для составления описательных рассказов о домашних животных . План рассказа : название животного , где живет, части тела, чем питается, как называется детеныш животного , какую пользу приносит людям.

Коррекционно-образовательные задачи:

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, заботливости, навыков сотрудничества.
  • Коррекция эмоционального настроя.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
  • Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
  • Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Ход занятий

– Ребята, прозвенел звонок …начался урок. Здравствуйте, ребята.

Самомассаж и позитивный эмоциональный настрой на работу:

- С помощью массажа настроимся на работу.

-Вы готовы глазки? (поглаживание век)

-Вы готовы ушки? (растирание мочек ушек)

-Вы готовы ручки? (поглаживание)

-Вы готовы? (развести руки в стороны и обнять себя)

-Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха!

Вспомним сказку о язычке.

Живет язычок в домике. Вышел он погреться на солнышке, лег, расслабился (Кладем язык на нижнюю губу, расслабляем). Вдруг начался дождь (постучи по языку верхними зубами – т-т-т-т…). Спрятался язычок, в домике закрылся.

Бабушка: «Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы ко мне приехали. У меня в деревне очень интересно. У меня живет много животных.

- Посмотри, о ком мы сегодня будем говорить? Как можно назвать их, одним словом? Кивни мне - да, когда услышишь правильное название. Это Одежда? Птицы? Животные?

- Да, сегодня мы познакомимся с домашними животными, которые живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.

- Выбери животных и отложи в сторону которых ты уже видел (кошка, собака, корова). Я назову тебе остальных, а ты рассмотри их внимательно.

- Рассмотри изображения – как выглядят животные, послушай, какие звуки они издают, давай попробуем их повторить.

- Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил. Выбери и покажи на животное, которое назову. (Ребенок показывает выбранную картинку). Ты все сделал правильно. Молодец!

  1. Соотнесение пиктограммы с реальным предметом, изображением на картинке

Я тебе покажу изображение- пиктограмму, а ты мне покажи такую же цветную картинку с животным.

  1. Закрепление нового материала. Узнавание пиктограмм

Давай теперь проверим, правильно ли ты запомнил.

- Покажи, что я назову (ребенок соотносит название с пиктограммой).

- Найди одинаковые картинки (из 4 пиктограмм - 2 одинаковые).

- Посмотри внимательно на изображение и найди среди остальных такую же картинку-пиктограмму (по данной пиктограмме ищет такую же).

- Покажи, о ком я говорю (выбрать пиктограмму с соответствующим изображением). Собака сторожит дом. О ком я сейчас говорила? Покажи. Это собака. Молодец. Слушай дальше. Кошка ловит мышей. Покажи, кто ловит мышей (выбор нужной пиктограммы). Корова дает молоко. Покажи, кто дает молоко (выбор нужной пиктограммы).

Физминутка

Раз- подняться, подтянутся

Два – согнуться, разогнуться

Три, четыре – руки шире

Пять, шесть – тихо сесть

Составление предложения

Составь из картинок (пиктограмм) предложение.

Посмотри, у меня на рисунке кошка, только она не раскрашена.

Возьми карандаши и раскрась ее. Сначала мордочку, потом туловище и лапы. Покажи, что будешь раскрашивать. Где у кошки мордочка (голова), где туловище, где лапы.

III. Итог занятия

Давай проверим, каких ты запомнил домашних животных. Покажи картинки с изображением кошки, собаки, и др. Выбери для них картинки-пиктограммы. Это все домашние животные. Они живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.

Пальчиковая гимнастика

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

- Число, месяц, день недели.

Читайте также: