Конспект занятия онр 1 класс
Обновлено: 05.07.2024
Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление и способность к самостоятельным выводам.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать потребность в общении, навыки правильного речевого поведения
1.Представление героя занятия. Постановка цели.
II. Основная часть
2. Звуки речевые и неречевые
3.Использование речи в различных ситуациях.
А). Логопед: Вспомните и скажите, когда вы сегодня уже слышали речь? С кем вы разговаривали сами? А теперь давайте посмотрим, для чего используют речь люди. (Рассматриваются ситуации: дети узнают что-то новое, договариваются о совместной работе, утешают.)
Вывод: Речь может утешить, развеселить, обрадовать. С помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. Речь помогает узнавать новое, интересное в окружающем мире.
Б). Логопед: А теперь попробуйте представить себе такую картинку: в одно прекрасное, а скорее ужасное, утро все люди потеряли дар речи. Представьте себя в это утро. Чего бы вы не смогли объяснить маме? Что бы вы не смогли сказать учителю? Чего вы не смогли бы понять сами?
Хорошо, что такого не может быть! И вы, и все люди вокруг умеют разговаривать! А это значит, что вы всегда поймете друг друга. А всегда ли?
А он как даст ему
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
- Знаете, что ответила сестра после такого рассказа?
Нет, видно, я еще мала,
Я ничего не поняла.
Логопед: Как вы думаете, почему девочка не поняла содержание фильма?
Вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.
Пословицы: Хорошую речь приятно слушать.
Хорошая речь слаще мёда.
4. Формирование положительной психологической установки на правильную речь.
Логопед: Мы тоже с вами будем учиться правильно и понятно разговаривать. Давайте послушаем стихотворение:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен разговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети проговаривают вместе с логопедом:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
6. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Девочка сажает семечку.
Девочка поливает росток.
Девочка любуется цветком .
Логопед: Как вы думаете, что будет, если я поменяю картинки местами?
Вывод: чтобы рассказ был понятным, предложения должны стоять в правильной последовательности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема : Слово. Предложение.
Цель : коррекция общего недоразвития речи.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, стремление быть грамотным человеком, воспитывать потребность в грамотном речевом поведении.
Логопед: Сегодня на занятии мы с вами сделаем очередные шаги на пути к грамотности.
А что значит быть грамотным человеком? (Звучат ответы детей, а затем проговариваем правило)
Грамотным быть – значит четко мыслить, четко говорить.
Это значит с пониманием читать.
Это значит безошибочно писать!
Хотите этому научиться?
Чтобы пройти по пути к грамотности, нам с вами необходимо вспомнить обещание, которое мы с вами выучили на прошлом занятии:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед : Итак, шаг первый!
Чтобы четко говорить – наше занятие начинаем с речевой разминки, хорошо артикулируем, выразительно рассказываем, помогаем пальчиками.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Ёжик топал по дорожке,
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать
Нужно пальцы загибать.
2. Обогащение словарного запаса словами-признаками и словами-действиями.
Логопед: Шагаем дальше!Перед вами буквы, сейчас я буду загадывать загадки, а отгадки вы выложите из этих букв.
Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, красивая. (Лиса)
Серый, сильный, злой, голодный. (Волк)
Косолапый, большой, толстый, сильный (Мишка)
Логопед : Молодцы! Шаги прибавляются! Перед вами отгадки, и в каждой отгадке…
Буквы рядышком стоят
Нам о чем-то говорят.
Что же в этом?
Что такого?
Догадались – это слово!
Поменяйте местами буквы в словах. Слово получается?
Слово получится только тогда, когда буквы стоят в определенном порядке
Логопед: А теперь вам вот такие загадки:
- ходит, бродит, рычит, зимой спит.
- воет, охотится, нападает.
- кур крадет, за зайцами охотится, тявкает.
За эти отгадки - еще шажок!
Логопед: В каких сказках вы встречались с этими животными?
Мишки по лесу гуляют,
Мишки шишки собирают,
Собирая шишки – приседают мишки.
Вдруг ногою мишка топнул,
Головою покачал:
Ах, какой я молодец!
Сколько шишек я собрал!
Логопед: Как вы думаете, а животные умеют разговаривать? Да умеют, мы это знаем из сказок, но по-своему.
Эти кирпичики одинаковые или отличаются друг от друга? Уголком обозначается начало предложения, точка в конце – конец предложения.Сколько предложений вы услышали?
Предложение может быть коротким и длинным. В длинном предложении слов больше, чем в коротком.
Как подаёт голос лиса? – Лиса тявкает.
В лесу тявкает лиса.
Как подает голос медведь ? – Медведь ревёт. Сколько предложений вы услышали?
В лесу ревет медведь. Он хочет мёду. – Сколько предложений вы услышали сейчас? (два). Сколько слов в первом предложении? Во втором?
Встали все слова по смыслу, строго, без движения.
Мысль закончена и точка – это предложение!
7. Работа над текстом с параллельной связью предложений.
Мама отправила Красную шапочку к бабушке. Дорога шла через лес. Там живёт злой волк. Он съел Красную шапочку и бабушку. На помощь пришли охотники. Они спасли девочку и её бабушку. Бабушка и внучка остались жить в домике.
Логопед: Что вы сейчас слушали? (сказку, предложения). Вы можете сказать, сколько предложений вы услышали? (Учащиеся считают предложения, загибая пальцы, анализируют, что помогает им определять их границы. А потом вместе с логопедом проверяют сказанное с помощью слайда).
Всем без исключения еще шажок за чтение!
Логопед: Сегодня на занятии мы с вами сделали всего семь шагов к грамотности и вы все молодцы потому, что дорогу осилит идущий !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л И С А В О Л К М Ш К А И
Как волк голос подаёт? . Волк воет .
Волк воет на луну . .
Как лиса голос подаёт? . Лиса тявкает .
В лесу тявкает лиса . .
Как медведь голос подаёт? Медведь ревёт . .
В лесу ревёт . . медведь . Он хочет меду .
Он съел Красную Шапочку и бабушку На помощь пришли охотники Они спасли девочку и бабушку Там живёт злой волк Дорога шла через лес Мама отправила Красную Шапочку к бабушке . . . . . .
Школьный логопед запись закреплена
Осипова Т.А., Ларионова И.А. Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекциооно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с ОНР
Ход занятия
I. Организационный момент
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
Логопед: - Доброе утро, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
К знаниям стремиться - …
На вопросы отвечать - …
Соседу по парте мешать - …
Если трудно ему – помогать - …
Хихикать, без дела болтать - …
Слушать, смотреть, размышлять –
Логопед: - А для того чтобы справится со всеми заданиями нашего урока, мы должны подготовить наши ручки и язычок к работе.
II Вспоминаем гимнастику для пальчиков…
III. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Вот теперь мы готовы к работе!
Ребята, а к нам на урок пришёл гость. Отгадайте кто это?
боится кошки (мышка)
А какой первый звук вы слышите в слове мышка?
а какой третий звук?
а какой последний звук?
а сколько в слове мышка – слогов
а какой слог ударный…Молодцы.
А наш мышонок любит загадки. Он и для вас принёс загадки. Попробуем их разгадать?
- рыженькая, пушистая, прыгает по веткам, грызёт орешки – БЕЛОЧКА
- Колючий, круглый, фыркает и топает – ЁЖИК
желтая, пятиконечная, светит по ночам с неба – ЗВЕЗДА
- какое слово лишнее? Почему?
- На какие вопросы отвечают слова – отгадки (КТО? ЧТО?)
- Значит это слова- предметы
- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?
- А какие ещё слова вам помогли отгадать загадки, на какие вопросы они отвечают?
- значит это слова – признаки
- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?
- Прыгает, грызёт – ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Это слова – действия
- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?
(вывешиваем таблицы: КТО? ЧТО? – ПРЕДМЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ? – ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
КАКАЯ? КАКОЙ? – признак предмета; Анализируем слова и делаем выводы)
- А сейчас я проверю, как хорошо вы умеете различать эти слова. У вас у каждого карточка со схемой слова. Я вам буду называть слова, а вы поднимайте соответствующую карточку:
платье, рубит, красивый, большой, рука, чистит, осторожный, рыбачит.
V Знакомство с темой урока
1. Логопед демонстрирует картинку и называет предложение:
Белка бросает шишку.
- Понятно, что я сказала?
- Про кого вы узнали?
- Что вы узнали про белку?
- Что бросает белка?
- А кому белка бросает шишку?
2. Логопед показывает не связанные грамматически слова.
* мальчик, читать, книга
- Понятно ли вам, что я сказала?
* Мальчик читает книгу.
- О ком вы узнали?
- Что вы узнали о мальчике?
- Что мальчик читает?
- Из чего состоит предложение?
- Поднимите длинную полоску, если услышите предложение, короткую – если слово.
Медведь рычит.
Корова мычит.
Дети учатся.
Снег падает
3. Логопед предлагает рассмотреть картинки и составить по ним предложения из двух слов, а затем поставить к каждому слову предложения вопрос и ответить на него.
Кто? – коза. Что делает? – варит.
Как графически мы можем изобразить это предложение?
(логопед показывает схему)
Что обозначает первое слово в предложении Коза варит? – ПРЕДМЕТ
Как на схеме мы изображаем слова предметы – ОДНОЙ ЧЕРТОЙ
Что обозначает второе слово в предложении? – ДЕЙСТВИЕ
Как на схемы мы изобразим это слово? – ДВУМЯ ЧЕРТАМИ
НАЧАЛО предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.
Что обозначает уголок? – НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Что обозначает точка? – КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Как мы покажем начало предложения? – УГОЛКОМ
А как мы покажем конец предложения? – Точкой
Слова в предложении всегда пишутся раздельно между собой!
Логопед предлагает составить предложения из двух слов по картинкам и начертить к ним схемы
- Ребята, какие предложения у вас получились…(зачитываем) поменяйтесь с соседом и проверьте работы, если всё правильно то рисуем . звезду желтого цвета, если есть недочеты то закрашиваем звезду красным цветом, если не справились с задание то синим цветом.
5. Итоги занятия
-Из чего состоит предложение?
-Чтобы получилось предложение, слова должны между собой …
(Логопед подводит итоги работы учащихся на занятии, выставляются оценки за работу.)
Цель: Закрепление знаний у детей о транспорте.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать связную и диалогическую речь, зрительное восприятие и внимания, слуховое внимание, речевой слух, звуковую сторону речи, тонкую и общую моторику.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Ход занятия
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Ни минуты не теряем!
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я получила письма. Давайте мы вместе его прочитаем. “Здравствуйте, дети! Мы, Веселые человечки, приглашаем вас к себе в гости. Мы хотели бы с вами познакомиться. Живем мы далеко и до нас пешком не дойти”.
- Дети, а вы хотите в гости к Веселым человечкам?
- На чём можно поехать в гости?
Я поеду на грузовике.
Я поеду на троллейбусе.
Я поеду на трамвае.
Я поплыву на корабле.
Я полечу на ракете.
Я полечу на вертолете.
Вам первое задание.
На картинки посмотрите
Одним словом назовите. ( Транспорт)
Ждут нас в гости человечки К ним мы собираемся. Выбираем себе мы транспорт И в гости отправляемся.
Кто загадку отгадает
На чем поедем мы, узнает.
Бежит конь вороной,
Вагоны тащит за собой. (Поезд)
- Мы поедем в гости к Веселым человечкам на поезде. Учитель показывает карту поездки.
- А кто управляет поездом? (Машинист).
- Правильно. Машинистом буду я. Приглашаю всех занять места в поезде.
II. Основная часть. Путешествие на поезде.
Поезд подает сигнал — Он стоять уже устал. Набирает поезд ход, Свою песенку поет.
Артикуляционная гимнастика
Вот наша и первая станция, на ней нас встречает Веселый язычок. Он предлагает нам сделать артикуляционную гимнастику. Ребята, для чего нам нужна артикуляционная гимнастика?
Раз – открыли шире дверь.
Два – гуляем мы теперь.
Три – смеются наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – качаются качели.
Шесть – на лошадь смело сели.
Семь – болтает так индюк.
Восемь – в доме сделай круг.
Девять – трубочка у нас.
Десять – спать пора сейчас.
В городе Веселых человечков.
Поезд к станции подходит
И Незнайка к нам выходит. Картинка Незнайки
Он про транспорт мало знает
И у вас спросить желает.
Вы Незнайке помогите
Какой бывает транспорт расскажите.
Вот наша вторая станция. И на ней нас ждет Незнайка. Он знает много загадок, но ничего не знает о транспорте. Давайте отгадаем загадки Незнайки и познакомим с транспортом его.
Каждый ответ загадки сопровождается слайдом
Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный.
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военный кораблей
Известен легкостью своей.
Молодцы! Мы отгадали все загадки Незнайки и познакомили его с видами транспорта. Мы можем дальше отправляться в путь.
Мы с вами добрались до 3 станции, на которой нас встречает Знайка со своими заданиями.
Очень много мы узнали,
Разный транспорт называли.
Будь внимательным, смотри -
Проезжай, лети, плыви.
Вы под листик загляните
И по два флажка возьмите.
Самолет, пароход, велосипед, лошадь, верблюд, машина, пони, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец, троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик, электричка и др.
Флажки под листик уберите
И на меня все посмотрите.
А вот и следующая станция. На ней нас со своим заданием ждет Кнопочка.
Физкультминутка
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел,
Левое крыло отвел,
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу!
- Карандаш очень рад, что мы приехали к нему в гости. Он нарисовал для нас картинку, но очень торопился и все перепутал.
Ошибки в рисунке найдите
Карандашу их назовите.
-Что перепутал Карандаш?
Упражнение "Один – много"
Следующая станция, станция Винтика и Шпунтика.
Машина – много машин
Колесо – много колес
Фара – много фар
Автобус – много автобусов
Поезд – много поездов
Мотор – много моторов
Самолет – много самолетов
Лодка – много лодок
Дорога – много дорог
Игровое упражнение “Назови ласково”
На следующей станции нас ждет Стекляшкин. Он хочет проверить, умеете ли вы называть слова ласково. Я буду называть вам слова, а вы будете изменять это слово и называть его ласково. Игра с мячом.
Читайте также: