Конспект занятия онр 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление и способность к самостоятельным выводам.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать потребность в общении, навыки правильного речевого поведения

1.Представление героя занятия. Постановка цели.

II. Основная часть

2. Звуки речевые и неречевые

3.Использование речи в различных ситуациях.

А). Логопед: Вспомните и скажите, когда вы сегодня уже слышали речь? С кем вы разговаривали сами? А теперь давайте посмотрим, для чего используют речь люди. (Рассматриваются ситуации: дети узнают что-то новое, договариваются о совместной работе, утешают.)

Вывод: Речь может утешить, развеселить, обрадовать. С помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. Речь помогает узнавать новое, интересное в окружающем мире.

Б). Логопед: А теперь попробуйте представить себе такую картинку: в одно прекрасное, а скорее ужасное, утро все люди потеряли дар речи. Представьте себя в это утро. Чего бы вы не смогли объяснить маме? Что бы вы не смогли сказать учителю? Чего вы не смогли бы понять сами?

Хорошо, что такого не может быть! И вы, и все люди вокруг умеют разговаривать! А это значит, что вы всегда поймете друг друга. А всегда ли?

А он как даст ему

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

- Знаете, что ответила сестра после такого рассказа?

Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

Логопед: Как вы думаете, почему девочка не поняла содержание фильма?

Вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.

Пословицы: Хорошую речь приятно слушать.

Хорошая речь слаще мёда.

4. Формирование положительной психологической установки на правильную речь.

Логопед: Мы тоже с вами будем учиться правильно и понятно разговаривать. Давайте послушаем стихотворение:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен разговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают вместе с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

6. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Девочка сажает семечку.

Девочка поливает росток.

Девочка любуется цветком .

Логопед: Как вы думаете, что будет, если я поменяю картинки местами?

Вывод: чтобы рассказ был понятным, предложения должны стоять в правильной последовательности.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема : Слово. Предложение.

Цель : коррекция общего недоразвития речи.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, стремление быть грамотным человеком, воспитывать потребность в грамотном речевом поведении.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами сделаем очередные шаги на пути к грамотности.

А что значит быть грамотным человеком? (Звучат ответы детей, а затем проговариваем правило)

Грамотным быть – значит четко мыслить, четко говорить.

Это значит с пониманием читать.

Это значит безошибочно писать!

Хотите этому научиться?

Чтобы пройти по пути к грамотности, нам с вами необходимо вспомнить обещание, которое мы с вами выучили на прошлом занятии:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед : Итак, шаг первый!

Чтобы четко говорить – наше занятие начинаем с речевой разминки, хорошо артикулируем, выразительно рассказываем, помогаем пальчиками.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Ёжик топал по дорожке,

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать

Нужно пальцы загибать.

2. Обогащение словарного запаса словами-признаками и словами-действиями.

Логопед: Шагаем дальше!Перед вами буквы, сейчас я буду загадывать загадки, а отгадки вы выложите из этих букв.

Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, красивая. (Лиса)

Серый, сильный, злой, голодный. (Волк)

Косолапый, большой, толстый, сильный (Мишка)

Логопед : Молодцы! Шаги прибавляются! Перед вами отгадки, и в каждой отгадке…

Буквы рядышком стоят
Нам о чем-то говорят.
Что же в этом?
Что такого?
Догадались – это слово!

Поменяйте местами буквы в словах. Слово получается?

Слово получится только тогда, когда буквы стоят в определенном порядке

Логопед: А теперь вам вот такие загадки:

- ходит, бродит, рычит, зимой спит.

- воет, охотится, нападает.

- кур крадет, за зайцами охотится, тявкает.

За эти отгадки - еще шажок!

Логопед: В каких сказках вы встречались с этими животными?

Мишки по лесу гуляют,
Мишки шишки собирают,
Собирая шишки – приседают мишки.
Вдруг ногою мишка топнул,
Головою покачал:
Ах, какой я молодец!
Сколько шишек я собрал!

Логопед: Как вы думаете, а животные умеют разговаривать? Да умеют, мы это знаем из сказок, но по-своему.

Эти кирпичики одинаковые или отличаются друг от друга? Уголком обозначается начало предложения, точка в конце – конец предложения.Сколько предложений вы услышали?

Предложение может быть коротким и длинным. В длинном предложении слов больше, чем в коротком.

Как подаёт голос лиса? – Лиса тявкает.

В лесу тявкает лиса.

Как подает голос медведь ? – Медведь ревёт. Сколько предложений вы услышали?

В лесу ревет медведь. Он хочет мёду. – Сколько предложений вы услышали сейчас? (два). Сколько слов в первом предложении? Во втором?

Встали все слова по смыслу, строго, без движения.

Мысль закончена и точка – это предложение!

7. Работа над текстом с параллельной связью предложений.

Мама отправила Красную шапочку к бабушке. Дорога шла через лес. Там живёт злой волк. Он съел Красную шапочку и бабушку. На помощь пришли охотники. Они спасли девочку и её бабушку. Бабушка и внучка остались жить в домике.

Логопед: Что вы сейчас слушали? (сказку, предложения). Вы можете сказать, сколько предложений вы услышали? (Учащиеся считают предложения, загибая пальцы, анализируют, что помогает им определять их границы. А потом вместе с логопедом проверяют сказанное с помощью слайда).

Всем без исключения еще шажок за чтение!

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами сделали всего семь шагов к грамотности и вы все молодцы потому, что дорогу осилит идущий !

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Л И С А В О Л К М Ш К А И

Как волк голос подаёт? . Волк воет .

Волк воет на луну . .

Как лиса голос подаёт? . Лиса тявкает .

В лесу тявкает лиса . .

Как медведь голос подаёт? Медведь ревёт . .

В лесу ревёт . . медведь . Он хочет меду .

Он съел Красную Шапочку и бабушку На помощь пришли охотники Они спасли девочку и бабушку Там живёт злой волк Дорога шла через лес Мама отправила Красную Шапочку к бабушке . . . . . .

Школьный логопед

Школьный логопед

Школьный логопед запись закреплена

Осипова Т.А., Ларионова И.А. Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекциооно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход занятия

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Логопед: - Доброе утро, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

К знаниям стремиться - …

На вопросы отвечать - …

Соседу по парте мешать - …

Если трудно ему – помогать - …

Хихикать, без дела болтать - …

Слушать, смотреть, размышлять –

Логопед: - А для того чтобы справится со всеми заданиями нашего урока, мы должны подготовить наши ручки и язычок к работе.

II Вспоминаем гимнастику для пальчиков…

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Вот теперь мы готовы к работе!

Ребята, а к нам на урок пришёл гость. Отгадайте кто это?

боится кошки (мышка)

А какой первый звук вы слышите в слове мышка?

а какой третий звук?

а какой последний звук?

а сколько в слове мышка – слогов

а какой слог ударный…Молодцы.

А наш мышонок любит загадки. Он и для вас принёс загадки. Попробуем их разгадать?

- рыженькая, пушистая, прыгает по веткам, грызёт орешки – БЕЛОЧКА

- Колючий, круглый, фыркает и топает – ЁЖИК

желтая, пятиконечная, светит по ночам с неба – ЗВЕЗДА

- какое слово лишнее? Почему?

- На какие вопросы отвечают слова – отгадки (КТО? ЧТО?)

- Значит это слова- предметы

- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?

- А какие ещё слова вам помогли отгадать загадки, на какие вопросы они отвечают?

- значит это слова – признаки

- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?

- Прыгает, грызёт – ЧТО ДЕЛАЕТ?

- Это слова – действия

- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?

(вывешиваем таблицы: КТО? ЧТО? – ПРЕДМЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ? – ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

КАКАЯ? КАКОЙ? – признак предмета; Анализируем слова и делаем выводы)

- А сейчас я проверю, как хорошо вы умеете различать эти слова. У вас у каждого карточка со схемой слова. Я вам буду называть слова, а вы поднимайте соответствующую карточку:

платье, рубит, красивый, большой, рука, чистит, осторожный, рыбачит.

V Знакомство с темой урока

1. Логопед демонстрирует картинку и называет предложение:

Белка бросает шишку.

- Понятно, что я сказала?

- Про кого вы узнали?

- Что вы узнали про белку?

- Что бросает белка?

- А кому белка бросает шишку?

2. Логопед показывает не связанные грамматически слова.

* мальчик, читать, книга

- Понятно ли вам, что я сказала?

* Мальчик читает книгу.

- О ком вы узнали?

- Что вы узнали о мальчике?

- Что мальчик читает?

- Из чего состоит предложение?

- Поднимите длинную полоску, если услышите предложение, короткую – если слово.

Медведь рычит.

Корова мычит.

Дети учатся.

Снег падает

3. Логопед предлагает рассмотреть картинки и составить по ним предложения из двух слов, а затем поставить к каждому слову предложения вопрос и ответить на него.

Кто? – коза. Что делает? – варит.

Как графически мы можем изобразить это предложение?

(логопед показывает схему)

Что обозначает первое слово в предложении Коза варит? – ПРЕДМЕТ

Как на схеме мы изображаем слова предметы – ОДНОЙ ЧЕРТОЙ

Что обозначает второе слово в предложении? – ДЕЙСТВИЕ

Как на схемы мы изобразим это слово? – ДВУМЯ ЧЕРТАМИ

НАЧАЛО предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

Что обозначает уголок? – НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Что обозначает точка? – КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Как мы покажем начало предложения? – УГОЛКОМ

А как мы покажем конец предложения? – Точкой

Слова в предложении всегда пишутся раздельно между собой!

Логопед предлагает составить предложения из двух слов по картинкам и начертить к ним схемы

- Ребята, какие предложения у вас получились…(зачитываем) поменяйтесь с соседом и проверьте работы, если всё правильно то рисуем . звезду желтого цвета, если есть недочеты то закрашиваем звезду красным цветом, если не справились с задание то синим цветом.

5. Итоги занятия

-Из чего состоит предложение?

-Чтобы получилось предложение, слова должны между собой …

(Логопед подводит итоги работы учащихся на занятии, выставляются оценки за работу.)


Цель: Закрепление знаний у детей о транспорте.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать связную и диалогическую речь, зрительное восприятие и внимания, слуховое внимание, речевой слух, звуковую сторону речи, тонкую и общую моторику.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Ни минуты не теряем!

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я получила письма. Давайте мы вместе его прочитаем. “Здравствуйте, дети! Мы, Веселые человечки, приглашаем вас к себе в гости. Мы хотели бы с вами познакомиться. Живем мы далеко и до нас пешком не дойти”.

- Дети, а вы хотите в гости к Веселым человечкам?

- На чём можно поехать в гости?

Я поеду на грузовике.

Я поеду на троллейбусе.

Я поеду на трамвае.

Я поплыву на корабле.

Я полечу на ракете.

Я полечу на вертолете.

Вам первое задание.

На картинки посмотрите

Одним словом назовите. ( Транспорт)

Ждут нас в гости человечки К ним мы собираемся. Выбираем себе мы транспорт И в гости отправляемся.

Кто загадку отгадает

На чем поедем мы, узнает.

Бежит конь вороной,

Вагоны тащит за собой. (Поезд)

- Мы поедем в гости к Веселым человечкам на поезде. Учитель показывает карту поездки.

- А кто управляет поездом? (Машинист).

- Правильно. Машинистом буду я. Приглашаю всех занять места в поезде.

II. Основная часть. Путешествие на поезде.

Поезд подает сигнал — Он стоять уже устал. Набирает поезд ход, Свою песенку поет.

Артикуляционная гимнастика

Вот наша и первая станция, на ней нас встречает Веселый язычок. Он предлагает нам сделать артикуляционную гимнастику. Ребята, для чего нам нужна артикуляционная гимнастика?

Раз – открыли шире дверь.

Два – гуляем мы теперь.

Три – смеются наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – качаются качели.

Шесть – на лошадь смело сели.

Семь – болтает так индюк.

Восемь – в доме сделай круг.

Девять – трубочка у нас.

Десять – спать пора сейчас.

В городе Веселых человечков.

Поезд к станции подходит

И Незнайка к нам выходит. Картинка Незнайки

Он про транспорт мало знает

И у вас спросить желает.

Вы Незнайке помогите

Какой бывает транспорт расскажите.

Вот наша вторая станция. И на ней нас ждет Незнайка. Он знает много загадок, но ничего не знает о транспорте. Давайте отгадаем загадки Незнайки и познакомим с транспортом его.

Каждый ответ загадки сопровождается слайдом

Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет

Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.

Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный.

По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.

На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военный кораблей
Известен легкостью своей.

Молодцы! Мы отгадали все загадки Незнайки и познакомили его с видами транспорта. Мы можем дальше отправляться в путь.

Мы с вами добрались до 3 станции, на которой нас встречает Знайка со своими заданиями.

Очень много мы узнали,

Разный транспорт называли.

Будь внимательным, смотри -

Проезжай, лети, плыви.

Вы под листик загляните

И по два флажка возьмите.

Самолет, пароход, велосипед, лошадь, верблюд, машина, пони, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец, троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик, электричка и др.

Флажки под листик уберите

И на меня все посмотрите.

А вот и следующая станция. На ней нас со своим заданием ждет Кнопочка.

Физкультминутка

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел,

Левое крыло отвел,

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу!

- Карандаш очень рад, что мы приехали к нему в гости. Он нарисовал для нас картинку, но очень торопился и все перепутал.

Ошибки в рисунке найдите

Карандашу их назовите.

-Что перепутал Карандаш?

Упражнение "Один – много"

Следующая станция, станция Винтика и Шпунтика.

Машина – много машин

Колесо – много колес

Фара – много фар

Автобус – много автобусов

Поезд – много поездов

Мотор – много моторов

Самолет – много самолетов

Лодка – много лодок

Дорога – много дорог

Игровое упражнение “Назови ласково”

На следующей станции нас ждет Стекляшкин. Он хочет проверить, умеете ли вы называть слова ласково. Я буду называть вам слова, а вы будете изменять это слово и называть его ласково. Игра с мячом.

Читайте также: