Конспект занятия однокоренные слова
Обновлено: 03.07.2024
1. Работа в тетради.
- Откройте тетради и запишите тему нашего занятия.
3. Повторение изученного материала.
- Скажите, у чего может быть корень?
- Корень есть и у слова. Что такое корень? Это самая главная часть в слове, не будет корня – не будет и слова. А как выделить корень у слова?
- Нужно подобрать однокоренные слова. Что такое однокоренные слова?
- Я прочитаю вам стихотворение, а вы отгадайте о каком времени года идёт речь?
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
- учить выделять «лишнее слово в ряду предложенных и аргументировать свой ответ.
- расширять активный и пассивный словарь(за счёт родственных и однокоренных слов), связную речь;
- смысловую и образную память;
- стимулировать творческое воображение, формировать гибкость мыслительных процессов (при анализе языкового материала).
- воспитывать интерес к родному языку, любознательность;
- формировать творческую активность, навыки культуры общения.
Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе слово, родственное ответу.
- Кто летает на самолете и управляет им?
- Кто плавает на морских кораблях?
- Кто работает на заводе?
- Кто охраняет границы нашей Родины?
- Кто работает на тракторе?
- Кто продает игрушки в магазине?
Друзья! Наша задача такова –
Открыть всем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют!
Отгадать кроссворд: 1 . изменяемая часть слова. 2.часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. 3. часть слова, которая находитсяпосле корня и служит для образования новых слов. 4. главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов
Откройте конверт и прочитайте о каких словах мы будем говорить.
(СЛОВА, КОТОРЫЕ БЛИЗКИ ПО СМЫСЛУ И ИМЕЮТ ОБЩУЮ ЧАСТЬ, НАЗЫВАЮТСЯ РОДСТВЕННЫМИ)
Сегодня мы будем говорить о самой главной морфеме – это корень слова.
Корень слова – главная, значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова .
Вы готовы к путешествию? тогда в путь!
Слова, как родные, похожи чуть-чуть.
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
На доске стихотворение: Прочитать каждому по строчке
Л-ска, л-сонька, л-са!
Ты в каких живешь л-сах?
Л – сий хвост замёл следы.
Где л-сичка? Видел ты?
- Подумайте, есть ли в предложениях родственные слова?
- Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в этих словах?
- Какое слово, близкое по звучанию, не является родственным?
2. Работа над основной целью урока.
- Ребята, по-моему, корень ЛЕС рассердился, он не хочет без родственников жить.
(на доске плакат с текстом):
Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу летом! Цветут цветы, птицы поют замечательные песни. Перешел он через ручеек,
Дошел до озера и увидел лесника. Лесник обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к лесничему, поздоровался с ним и спросил, где ему родственников искать?
- Ребята, не поможете ли вы найти корню ЛЕС родственные слова? Выпишите их в тетрадь. ЛЕСНУЮ, ЛЕСУ, ЛЕСНИКА, ЛЕСНИЧЕМУ
- Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?
Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов.
Вы его в словах найдите, Аккуратно выделите.
.Отгадывание ребуса: Смор1а. Логопед. Какое слово зашифровано на доске? (Смородина, картинка) Ознакомление со словарным словом и его написанием на эмоционально-образной основе
Что произойдет со словом смородина, если убрать его первый слог? (Получится слово РОДИНА) Послушайте стихотворение и назовите какие слова в тексте стихотворения звучат похоже на слово РОДИНА?(РОДИНА – РОДНАЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ).
Если скажут слово РОДИНА,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, РОДНАЯ улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся РОДНЯ моя любимая,
РОДСТВЕННИКИ здесь и там !
РОДИНА бывает разная, но у всех она одна!
Какие слова в тексте стихотворения звучат похоже на слово РОДИНА?(РОДИНА – РОДНАЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ).
Прослушайте стихотворение . Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на дереве. Как растут слова?
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот ещё посадк и рядом,
С ним садовник идет.
. Молодцы! Отправляемся дальше.
- Здесь нам приготовили вот такое задание
Найди и подчеркни общую часть в каждой группе слов.
Задание по карточкам с рисунком. Записать слова и подчеркнуть корень
- Я – ГУСЬ, ЭТО – ГУСЫНЯ, ЭТО – НАШИ ГУСЯТА. А ТЫ КТО?
_- А Я ВАША ТЕТЯ ГУСЕНИЦА.
Права ли Гусеница? Почему её нельзя принять в эту семью родственных слов?
Упражнение детей в умении выделять из ряда родственных слов лишнее слово.
Логопед: Закройте глаза и прослушайте несколько слов. Затем назовите одно слово, которое не подходит ко всем остальным:
БУЛКА, БУЛОЧКА, БУЛОЧНИК, ХЛЕБ, БУЛОЧНАЯ;
КОТ, КОТИК, КАТОК, КОТИЩЕ, КОТ
Выполним задание по карточкам. НАЙДИ НЕРОДСТВЕННОЕ СЛОВО.
( Эти слова, хотя и являются близкими по значению, не являются родственными, имеют другой корень, не похожий на корень родственных слов.)
ЛОГОПЕД : Мама сыплет соль в солонку.
Масло я кладу в . (маслёнку)
Много хлеба в хлебнице,
А конфет в . ( конфетнице).
Вот салат в салатнице,
А сухарь в . (сухарнице).
Всё разложим по местам, а теперь закончи сам!
Придумала я три словечка:
РЕКА, РЕЧЕНЬКА И РЕЧКА.
Ну, а хитренький мальчонка подсказал слово . (РЕЧОНКА)
Бородатый старичище вдруг назвал слово . (РЕЧИЩЕ).
А с косичками девчушка слово вспомнила . (РЕЧУШКА)
У реки песок какой? Все ответили .. (РЕЧНОЙ)
На реке цветы какие? Ну, конечно, же . (РЕЧНЫЕ)
А вода в реке какая? Ясно всем она . (РЕЧНАЯ)
Тот, кто очень добрый, - . (добряк).
Тот, кто очень сильный, - . (силач)
Тот, кто очень храбрый, - . (храбрец)
Тот, кто очень мудрый, - . (мудрец)
Тот, кто варит, - . (повар)
Тот, кто помогает, - . (помощник)
Физкультминутка( игра на развитие слухового внимания)
(Дети встают парами. Логопед называет пару слов, если они являются родственными – дети берутся за руки, а если нет, то отворачиваются.
СЛОВА: САД – САДОВНИК
ЛОГОПЕД: У вас на партах лежит конверт с яблоками разных цветов.
Посмотрите, что чудесного в яблоках?
ДЕТИ: На них написаны родственные слова.
ЛИСА, ЛИСЯТА, ЛИСЬЯ НОРА. БЕРЁЗА, ПОДБЕРЁЗОВИК, БЕРЁЗОВАЯ РОЩА.
ГОСТЬ, ГОСТИЛ, ГОСТИНИЦА. КОРМИТЬ, КОРМ, КОРМУШКА
ЛОГОПЕД: Вам нужно из слов, написанных на яблоках,, составить предложения. Кто будет готов, поднимите руку.
Примерные: ( Лиса с лисятами жили в лисьей норе. Под берёзой вырос подберёзовик. Гость гостил в гостинице. Я кормлю птиц из кормушки.
ЗАДАНИЕ по карточкам. Из данных вразбивку слов составьте предложения. Устно и прочитать.
Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины.
Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо.
Это была малиновка. Всё лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила
душистое малиновое варенье.
РЕБЯТА, как бы вы дополнили фразы, относящиеся к теме занятия(на доске записаны)
«СМОТРИ В КОРЕНЬ. в этом выражении заключена современная форма слова
«ЗРИ В КОРЕНЬ. В этом выражении заключена устаревшая
Запишите вы вод в тетрадях.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: Русский язык
Класс : 2 класс
Тема урока : Однокоренные слова. Корень
Тип урока : ОНЗ
Цель урока : формирование понятия о корне слова, однокоренных словах
Задачи урока:
Развивающие: развивать связную речь, расширять кругозор учащихся, развивать операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, воспитывать ответственное отношение к результату своего учебного труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: знает, что такое корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов, умеет выделять корень в однокоренных словах, находить однокоренные слова в тексте, пользоваться словарем однокоренных слов, умеет подбирать однокоренные слова к заданным словам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ :
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: воспринимает смысл читаемых текстов , выделяет существенную информацию из текстов разных видов; осознанно строит речевое высказывание в устной форме; осуществляет анализ, синтез, сравнение.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимает и сохраняет учебную задачу; умеет работать с информацией; осуществляет контроль и коррекцию своих действий под руководством учителя.
КОММУНИКАТИВНЫЕ : принимает участие в работе в паре, аргументировано выражает свое мнение, включается в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем.
ЛИЧНОСТНЫЕ: понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности, развитие самостоятельности и личной ответственности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний
- Поработайте в парах: разделите представленные на слайде слова на две группы и запишите их в два столбика в тетради:
кот, дом, котенок, домище, домик, котята, котик
- Какие группы слов у вас получились?
- Одинаковы ли по значению данные слова?
- Исходя из темы предыдущего урока, как называются такие группы слов?
- Что вы заметили?
Учитель загадывает загадку:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
- В загадке также сказано, что у слов тоже есть корень.
Выполняют задание в парах.
- кот, котенок, котята, котик
дом, домище, домик
- Да, эти слова имеют общее значение.
- Такие слова называются родственными словами.
- У этих слов есть общая часть.
- Это важная часть растения, зуба.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
- Сформулируйте тему урока.
- Я сформулировала тему урока таким образом: Однокоренные слова. Корень.
- Предположите, какие задачи мы должны решить, чтобы изучить эту тему.
- Такие задачи урока сформулировала я:
- Узнать, что такое корень слова;
- Узнать, какие слова называют однокоренными и познакомиться с их признаками;
- Научиться находить корень в словах.
- Вернемся к словам, которые мы записывали ранее на уроке. Как вы уже сказали, у них есть общая часть.
Выделите её часть знаком в каждом слове.
(Учитель осуществляет показ на доске).
- Какую общую часть вы выделили в первой группе?
- Какую общую часть вы выделили во второй группе?
- Эта часть и называется корнем слова.
- У записанных вами слов один корень. Предположите, как называются такие слова?
- Откройте учебники на странице 61 и прочитайте правило.
- Что же такое корень слова?
- Какие слова называют однокоренными?
- Какими двумя признаками обладают однокоренные слова?
- На странице 62 найдите упражнение 86.
- Прочитайте представленные однокоренные слова. (читают по цепочке)
- Я приготовила для вас небольшие кусочки бумаги.
(Перед уроком были заранее подготовлены и представлены на парты учащихся).
- С помощью этих полосок закройте в первой группе слов закройте общую часть слов и прочитайте то, что осталось. 1-ый ряд работает с первой группой слов, 2-ой – со второй группой слов, 3-ий – с 3-ьей группой слов.
- Можно ли назвать то, что вы прочитали словами?
- Сохраняют ли они смысл слова?
- Какой вывод вы можете сделать?
- Верно, корень – самая главная часть слова. В слове обязательно должен быть корень, т.к. он хранит в себе значение всех однокоренных слов.
Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
- развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать творческую активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
III. Словарная работа
(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).
У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?
У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.
V. Изучение нового материала
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Мотивация
У.: Послушайте сказку.
Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!
У.: Из чего же состоит это дерево?
У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)
У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).
– Чем похожи все эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Как она называется?
У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).
Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)
У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Назовите мне ее.
О.: Это часть – корень – ход.
У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).
У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).
У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).
– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.
– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
– Ясен ли смысл слов? (Нет.)
– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)
– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.
– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).
О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.
2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).
– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).
Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?
У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)
– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).
– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).
У.: Какой вывод можно сделать?
О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.
У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.
– А как написан корень в однокоренных словах?
У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.
(После записи выделяется корень в словах.)
У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки; карточки для индивидуальной работы; тетради, ручки, карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Задача: эмоциональный настрой.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Назови, пожалуйста, своё имя (логопед указывает на одного из обучающихся).
А теперь давайте это имя назовём ласково. А если вы обиделись, как вы скажите? А если я спрошу: “Чья шапка?”.
Подведение итога этапа
– Прослушайте стихотворение и назовите слова, которые сходны по основному смыслу и по “внешнему виду”: звукам и буквам.
Если скажут слово родина ,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся родня моя любимая,
Родственники здесь и там.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(Учитель-логопед вывешивает на доску плакат с написанными словами-родственниками: Родина, родная, родня, родственники. Учениками выясняют, что все слова объединяет общий смысл и общая часть –род-).
– Кто поможет мне назвать тему занятия?
Подведение итога этапа.
Основная часть
1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.
– Так, сегодня на занятии мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова.
– Ребята, у слов есть самое главное, самое важное – корень, который несёт самый главный смысл. Корень несёт смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются однокоренными, родственными. Обратите внимание, как обозначается корень.
– На партах у вас лежат карточки. Как вы считаете, с каким корнем будет первая группа слов? Назовите слова-родственники. А теперь укажите корень второй группы слов.
Подведение итога этапа.
2. Задача: определение корня однокоренных слов.
Игра “Какие корни “убежали” из слов?”
(Детям раздаются карточки с пропущенными корнями, в каждом столбике пропущен один и тот же корень).
– Определите, какой корень “убежал” из каждого столбика слов, и верните его на место, нарисовав на месте пропуска одну картинку-пиктограмму. Поставьте в таблицу под номером столбика слов с пропущенным корнем номер выбранной вами картинки. Дети работают парами. Показ указкой на сигнал “работа парой”. Даётся время на подготовку.
(У каждой пары на столе карточки и картинки-пиктограммы из справочного отдела. Затем дети выходят к доске с картинкой-пиктограммой и на ватмане формата А-3 рисуют свою пиктограмму. Затем на наборном полотне выставляют номер выбранной ими картинки.)
Подведение итога этапа.
3. Задача: выделение в каждой группе (“семье”) родственных слов главного, несущего основной смысл, от которого образованы все слова данной группы.
– А сейчас определите самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назовите корень. (Уточняется значение некоторых слов).
Подведение итога этапа.
4. Задача: исключение “лишнего” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов.
Читайте также: