Конспект занятия однокоренные слова

Обновлено: 03.07.2024

1. Работа в тетради.
- Откройте тетради и запишите тему нашего занятия.
3. Повторение изученного материала.
- Скажите, у чего может быть корень?
- Корень есть и у слова. Что такое корень? Это самая главная часть в слове, не будет корня – не будет и слова. А как выделить корень у слова?
- Нужно подобрать однокоренные слова. Что такое однокоренные слова?
- Я прочитаю вам стихотворение, а вы отгадайте о каком времени года идёт речь?
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.

- учить выделять «лишнее слово в ряду предложенных и аргументировать свой ответ.

- расширять активный и пассивный словарь(за счёт родственных и однокоренных слов), связную речь;

- смысловую и образную память;

- стимулировать творческое воображение, формировать гибкость мыслительных процессов (при анализе языкового материала).

- воспитывать интерес к родному языку, любознательность;

- формировать творческую активность, навыки культуры общения.

Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе слово, родственное ответу.

- Кто летает на самолете и управляет им?

- Кто плавает на морских кораблях?

- Кто работает на заводе?

- Кто охраняет границы нашей Родины?

- Кто работает на тракторе?

- Кто продает игрушки в магазине?

Друзья! Наша задача такова –

Открыть всем, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют!

Отгадать кроссворд: 1 . изменяемая часть слова. 2.часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. 3. часть слова, которая находитсяпосле корня и служит для образования новых слов. 4. главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов

Откройте конверт и прочитайте о каких словах мы будем говорить.

(СЛОВА, КОТОРЫЕ БЛИЗКИ ПО СМЫСЛУ И ИМЕЮТ ОБЩУЮ ЧАСТЬ, НАЗЫВАЮТСЯ РОДСТВЕННЫМИ)

Сегодня мы будем говорить о самой главной морфеме – это корень слова.

Корень слова – главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова .

Вы готовы к путешествию? тогда в путь!

Слова, как родные, похожи чуть-чуть.

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

На доске стихотворение: Прочитать каждому по строчке

Л-ска, л-сонька, л-са!

Ты в каких живешь л-сах?

Л – сий хвост замёл следы.

Где л-сичка? Видел ты?

- Подумайте, есть ли в предложениях родственные слова?

- Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в этих словах?

- Какое слово, близкое по звучанию, не является родственным?

2. Работа над основной целью урока.

- Ребята, по-моему, корень ЛЕС рассердился, он не хочет без родственников жить.

(на доске плакат с текстом):

Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу летом! Цветут цветы, птицы поют замечательные песни. Перешел он через ручеек,

Дошел до озера и увидел лесника. Лесник обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к лесничему, поздоровался с ним и спросил, где ему родственников искать?

- Ребята, не поможете ли вы найти корню ЛЕС родственные слова? Выпишите их в тетрадь. ЛЕСНУЮ, ЛЕСУ, ЛЕСНИКА, ЛЕСНИЧЕМУ

- Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?

Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов.

Вы его в словах найдите, Аккуратно выделите.

.Отгадывание ребуса: Смор1а. Логопед. Какое слово зашифровано на доске? (Смородина, картинка) Ознакомление со словарным словом и его написанием на эмоционально-образной основе

Что произойдет со словом смородина, если убрать его первый слог? (Получится слово РОДИНА) Послушайте стихотворение и назовите какие слова в тексте стихотворения звучат похоже на слово РОДИНА?(РОДИНА – РОДНАЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ).

Если скажут слово РОДИНА,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, РОДНАЯ улица,

Толстый тополь у ворот.

Вся РОДНЯ моя любимая,

РОДСТВЕННИКИ здесь и там !

РОДИНА бывает разная, но у всех она одна!

Какие слова в тексте стихотворения звучат похоже на слово РОДИНА?(РОДИНА – РОДНАЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ).

Прослушайте стихотворение . Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на дереве. Как растут слова?

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот ещё посадк и рядом,

С ним садовник идет.

. Молодцы! Отправляемся дальше.

- Здесь нам приготовили вот такое задание

Найди и подчеркни общую часть в каждой группе слов.

Задание по карточкам с рисунком. Записать слова и подчеркнуть корень

- Я – ГУСЬ, ЭТО – ГУСЫНЯ, ЭТО – НАШИ ГУСЯТА. А ТЫ КТО?

_- А Я ВАША ТЕТЯ ГУСЕНИЦА.

Права ли Гусеница? Почему её нельзя принять в эту семью родственных слов?

Упражнение детей в умении выделять из ряда родственных слов лишнее слово.

Логопед: Закройте глаза и прослушайте несколько слов. Затем назовите одно слово, которое не подходит ко всем остальным:

БУЛКА, БУЛОЧКА, БУЛОЧНИК, ХЛЕБ, БУЛОЧНАЯ;

КОТ, КОТИК, КАТОК, КОТИЩЕ, КОТ

Выполним задание по карточкам. НАЙДИ НЕРОДСТВЕННОЕ СЛОВО.

( Эти слова, хотя и являются близкими по значению, не являются родственными, имеют другой корень, не похожий на корень родственных слов.)

ЛОГОПЕД : Мама сыплет соль в солонку.

Масло я кладу в . (маслёнку)

Много хлеба в хлебнице,

А конфет в . ( конфетнице).

Вот салат в салатнице,

А сухарь в . (сухарнице).

Всё разложим по местам, а теперь закончи сам!

Придумала я три словечка:

РЕКА, РЕЧЕНЬКА И РЕЧКА.

Ну, а хитренький мальчонка подсказал слово . (РЕЧОНКА)

Бородатый старичище вдруг назвал слово . (РЕЧИЩЕ).

А с косичками девчушка слово вспомнила . (РЕЧУШКА)

У реки песок какой? Все ответили .. (РЕЧНОЙ)

На реке цветы какие? Ну, конечно, же . (РЕЧНЫЕ)

А вода в реке какая? Ясно всем она . (РЕЧНАЯ)

Тот, кто очень добрый, - . (добряк).

Тот, кто очень сильный, - . (силач)

Тот, кто очень храбрый, - . (храбрец)

Тот, кто очень мудрый, - . (мудрец)

Тот, кто варит, - . (повар)

Тот, кто помогает, - . (помощник)

Физкультминутка( игра на развитие слухового внимания)

(Дети встают парами. Логопед называет пару слов, если они являются родственными – дети берутся за руки, а если нет, то отворачиваются.

СЛОВА: САД – САДОВНИК

ЛОГОПЕД: У вас на партах лежит конверт с яблоками разных цветов.

Посмотрите, что чудесного в яблоках?

ДЕТИ: На них написаны родственные слова.

ЛИСА, ЛИСЯТА, ЛИСЬЯ НОРА. БЕРЁЗА, ПОДБЕРЁЗОВИК, БЕРЁЗОВАЯ РОЩА.

ГОСТЬ, ГОСТИЛ, ГОСТИНИЦА. КОРМИТЬ, КОРМ, КОРМУШКА

ЛОГОПЕД: Вам нужно из слов, написанных на яблоках,, составить предложения. Кто будет готов, поднимите руку.

Примерные: ( Лиса с лисятами жили в лисьей норе. Под берёзой вырос подберёзовик. Гость гостил в гостинице. Я кормлю птиц из кормушки.

ЗАДАНИЕ по карточкам. Из данных вразбивку слов составьте предложения. Устно и прочитать.

Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины.

Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо.

Это была малиновка. Всё лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила

душистое малиновое варенье.

РЕБЯТА, как бы вы дополнили фразы, относящиеся к теме занятия(на доске записаны)

«СМОТРИ В КОРЕНЬ. в этом выражении заключена современная форма слова

«ЗРИ В КОРЕНЬ. В этом выражении заключена устаревшая

Запишите вы вод в тетрадях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Русский язык

Класс : 2 класс

Тема урока : Однокоренные слова. Корень

Тип урока : ОНЗ

Цель урока : формирование понятия о корне слова, однокоренных словах

Задачи урока:

Развивающие: развивать связную речь, расширять кругозор учащихся, развивать операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, воспитывать ответственное отношение к результату своего учебного труда.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: знает, что такое корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов, умеет выделять корень в однокоренных словах, находить однокоренные слова в тексте, пользоваться словарем однокоренных слов, умеет подбирать однокоренные слова к заданным словам.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ :

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: воспринимает смысл читаемых текстов , выделяет существенную информацию из текстов разных видов; осознанно строит речевое высказывание в устной форме; осуществляет анализ, синтез, сравнение.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимает и сохраняет учебную задачу; умеет работать с информацией; осуществляет контроль и коррекцию своих действий под руководством учителя.

КОММУНИКАТИВНЫЕ : принимает участие в работе в паре, аргументировано выражает свое мнение, включается в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем.

ЛИЧНОСТНЫЕ: понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности, развитие самостоятельности и личной ответственности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний

- Поработайте в парах: разделите представленные на слайде слова на две группы и запишите их в два столбика в тетради:

кот, дом, котенок, домище, домик, котята, котик

- Какие группы слов у вас получились?

- Одинаковы ли по значению данные слова?

- Исходя из темы предыдущего урока, как называются такие группы слов?

- Что вы заметили?

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- В загадке также сказано, что у слов тоже есть корень.

Выполняют задание в парах.

- кот, котенок, котята, котик

дом, домище, домик

- Да, эти слова имеют общее значение.

- Такие слова называются родственными словами.

- У этих слов есть общая часть.

- Это важная часть растения, зуба.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

- Сформулируйте тему урока.

- Я сформулировала тему урока таким образом: Однокоренные слова. Корень.

- Предположите, какие задачи мы должны решить, чтобы изучить эту тему.

- Такие задачи урока сформулировала я:

- Узнать, что такое корень слова;

- Узнать, какие слова называют однокоренными и познакомиться с их признаками;

- Научиться находить корень в словах.

- Вернемся к словам, которые мы записывали ранее на уроке. Как вы уже сказали, у них есть общая часть.

Выделите её часть знаком в каждом слове.

(Учитель осуществляет показ на доске).

- Какую общую часть вы выделили в первой группе?

- Какую общую часть вы выделили во второй группе?

- Эта часть и называется корнем слова.

- У записанных вами слов один корень. Предположите, как называются такие слова?

- Откройте учебники на странице 61 и прочитайте правило.

- Что же такое корень слова?

- Какие слова называют однокоренными?

- Какими двумя признаками обладают однокоренные слова?

- На странице 62 найдите упражнение 86.

- Прочитайте представленные однокоренные слова. (читают по цепочке)

- Я приготовила для вас небольшие кусочки бумаги.

(Перед уроком были заранее подготовлены и представлены на парты учащихся).

- С помощью этих полосок закройте в первой группе слов закройте общую часть слов и прочитайте то, что осталось. 1-ый ряд работает с первой группой слов, 2-ой – со второй группой слов, 3-ий – с 3-ьей группой слов.

- Можно ли назвать то, что вы прочитали словами?

- Сохраняют ли они смысл слова?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Верно, корень – самая главная часть слова. В слове обязательно должен быть корень, т.к. он хранит в себе значение всех однокоренных слов.

Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

  • развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать творческую активность.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

III. Словарная работа

(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).

У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?

У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.

V. Изучение нового материала

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мотивация

У.: Послушайте сказку.

Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!

У.: Из чего же состоит это дерево?

У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)

У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).

– Чем похожи все эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Как она называется?

У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).

Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)

У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Назовите мне ее.

О.: Это часть – корень – ход.

У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).

У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).

У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).

– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.

– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

– Ясен ли смысл слов? (Нет.)

– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)

– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.

– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).

О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.

2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).

– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).

Дома

Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?

У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)

– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).

– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).

У.: Какой вывод можно сделать?

О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.

У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.

– А как написан корень в однокоренных словах?

У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.

(После записи выделяется корень в словах.)

У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки; карточки для индивидуальной работы; тетради, ручки, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Задача: эмоциональный настрой.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Назови, пожалуйста, своё имя (логопед указывает на одного из обучающихся).

А теперь давайте это имя назовём ласково. А если вы обиделись, как вы скажите? А если я спрошу: “Чья шапка?”.

Подведение итога этапа

– Прослушайте стихотворение и назовите слова, которые сходны по основному смыслу и по “внешнему виду”: звукам и буквам.

Если скажут слово родина ,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся родня моя любимая,
Родственники здесь и там.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(Учитель-логопед вывешивает на доску плакат с написанными словами-родственниками: Родина, родная, родня, родственники. Учениками выясняют, что все слова объединяет общий смысл и общая часть –род-).

– Кто поможет мне назвать тему занятия?

Подведение итога этапа.

Основная часть

1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.

– Так, сегодня на занятии мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова.

– Ребята, у слов есть самое главное, самое важное – корень, который несёт самый главный смысл. Корень несёт смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются однокоренными, родственными. Обратите внимание, как обозначается корень.

– На партах у вас лежат карточки. Как вы считаете, с каким корнем будет первая группа слов? Назовите слова-родственники. А теперь укажите корень второй группы слов.

Подведение итога этапа.

2. Задача: определение корня однокоренных слов.

Игра “Какие корни “убежали” из слов?”

(Детям раздаются карточки с пропущенными корнями, в каждом столбике пропущен один и тот же корень).

– Определите, какой корень “убежал” из каждого столбика слов, и верните его на место, нарисовав на месте пропуска одну картинку-пиктограмму. Поставьте в таблицу под номером столбика слов с пропущенным корнем номер выбранной вами картинки. Дети работают парами. Показ указкой на сигнал “работа парой”. Даётся время на подготовку.

(У каждой пары на столе карточки и картинки-пиктограммы из справочного отдела. Затем дети выходят к доске с картинкой-пиктограммой и на ватмане формата А-3 рисуют свою пиктограмму. Затем на наборном полотне выставляют номер выбранной ими картинки.)


Подведение итога этапа.

3. Задача: выделение в каждой группе (“семье”) родственных слов главного, несущего основной смысл, от которого образованы все слова данной группы.

– А сейчас определите самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назовите корень. (Уточняется значение некоторых слов).

Подведение итога этапа.

4. Задача: исключение “лишнего” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов.

Читайте также: