Конспект занятия мои права

Обновлено: 05.07.2024

Цель: создать условия для формирования основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о правах и обязанностях ребёнка.
- Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей.
- Воспитывать чувство уважения к другим людям

Воспитатель: если гости к нам пришли, что сказать мы им должны? (Приветствие гостей. Под музыкальное сопровождение воспитатель зачитывает стихотворение.)

По извилистой дорожке,
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети -
О правах, что защищают всех на свете.

(Ответы детей: Это свидетельство о рождении. Оно выдается человеку сразу после рождения.)

Воспитатель: Правильно, этот документ рассказывает нам о том, что у каждого ребенка и человека, есть право на имя, фамилию и отчество. Именно в этом документе они указываются.

- Зачем нам нужно имя?

(Ответы детей: чтобы нас не перепутали, различали, чтобы обратиться именно к тому человеку, с которым хотят пообщаться.)

- Старайтесь так жить, чтобы прославить свое имя.

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Ответы детей: мы обязаны обращаться друг к другу по имени.)

(Дети становятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют своего соседа по имени ласково.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. Ребята, а сейчас давайте посмотрим, что еще храниться в моём волшебном сундучке. (Воспитатель достает картинку с изображением семьи, а дети рассматривают её.)

- Как вы думаете, о каком праве вам рассказывает эта картинка?

(Ответы детей: эта картинка рассказывает нам о том, что каждый человек имеет право на семью.)

Воспитатель: Как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей: у каждого человека должна быть семья: папа, мама, бабушка, дедушка.)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Давайте сначала разберёмся, что такое семья. Послушайте внимательно шуточное стихотворение.

Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щётка,
Мяч - сестричке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.

- Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, то есть родня? (Да, нет).
- Назовите персонажей стихотворения, которые являются одной семьёй? (Ответы детей.)
– Верно, членами этой семьи являются Мама, Папа, брат и сестра. Серёжа просто друг, а не член семьи. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, они живут у нас в доме, иногда считаем их членами семьи, но они не люди, поэтому не являются родней герою стихотворения. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники, родня.
- А как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей: люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, живут в одном доме.)

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье.

- А какие поговорки и пословицы знаете вы?

Дети отвечают сами.
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
В родной семье и каша гуще.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без хозяина дом – сирота.

Воспитатель: Ребята, расскажите, у вас есть какие-нибудь обязанности в семье?

(Ответы детей: убирать за собой игрушки, помогать маме убирать дома, помогать мыть посуду и т.д.)

- Ребята, а еще ваша обязанность уважать и слушаться взрослых людей, которые заботятся о вас. А сейчас давайте посмотрим, что еще хранит наш и волшебный сундучок. (Воспитатель достает картинку, где изображено, как дети играют.) О каком праве нам может рассказать эта картинка?

(Ответы детей: право на отдых.)

- Правильно, а как вы любите отдыхать?

(Ответы детей: играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать и т.д.)

Ребенок: Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите.
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.

(Дети загадывают движения, имитируют: игра с мячом, прыжки на скакалке, кушаем, поем и т.д., а один из детей угадывает.)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось отдыхать? (Да.) Конечно, отдыхать не только интересно, но еще полезно для здоровья человека. Главное, чтобы ваш отдых не мешал окружающим вас людям, т.к. ваши предпочтения для отдыха не всегда совпадают с предпочтениями других людей.

- А наш волшебный сундучок пытается нам что-то еще показать, давайте посмотрим? (Достаем картинку с изображением учеников.)

- Дети, посмотрите, о каком праве нам пытается рассказать сундучок?

(Ответы детей: право на образование, так как на картинке изображены дети, сидящие за школьной партой.)

Век живи - Век учись.
Учиться - Всегда пригодится.
Ученье – свет, не ученье – тьма.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

- Молодцы, знаете пословицы. А где можно получить образование? (Ответы детей: в школе, в детском саду, в училище, в институте и т.д.)

- Как вы думаете, для чего человеку надо учиться? (Ответы детей.)

Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!

- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Да, нет.)

- Предлагаю вам рассмотреть картинки с сюжетами известных сказок, попробуем определить какие права нарушаются в этих сказках. (Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

- Право на дом, что это за право? (ответы детей: каждый человек имеет право на свой дом (жилье) и никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи).

- Правильно, это право на имущество и оно неприкосновенно без нашего разрешения. А как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

- Ребята, давайте вернемся к нашему волшебному сундучку, он наш и поэтому мы с вами имеем право в него заглянуть еще раз.

(Ребята достают картинку с изображением доктора.)

- Кто изображен на рисунке? (Ответы детей: на этой картинке изображен доктор, врач.)

- О каком праве он вам напоминает? (Ответы детей: доктор напоминает о том, что каждый человек имеет право на медицинский уход.)

- А что обязан делать человек, чтобы сохранить свое здоровье в порядке? (Ответы детей: стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов и т.д.)

- Посмотрите, ребята, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас, теперь знает, эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что у каждого человека есть права и обязанности.

- А сейчас давайте послушаем ребят, которые прочтут вам стихотворения:

Я – Гражданин России! –

Почетный титул Родины моей.

Торжественно и гордо он звучит,

И выше всех наград и лести.

Не каждый удостоен этой чести

С достоинством его носить.

Достойна ты, страна – могуча,

Делами добрыми кипуча.

Прославим мы, тебя, поверь.

А если надо, то проверь!

С дороги с этой не свернем:

Почетно мы по ней пройдем!

Нам жить, вершить, творить.

Как совесть наша и душа велит.

Я – гражданин России!

И этот титул нам носить!

Воспитатель: Ребята, каждый из нас имеет право на гражданство в той стране, в которой он родился, вырос, и мы обязаны защищать свою страну, чтобы и нам и нашим близким было приятно, комфортно жить в родной стране, чтобы можно было гордиться той страной, гражданином которой ты являешься. (Дети все вместе стоя поют гимн России под музыку – 1 куплет.)

- А сейчас, давайте еще раз вспомним, о каких правах мы с вами сегодня беседовали? (Ответы детей: право на имя, право на семью, право на отдых, право на образование, право на медицинский уход, право на гражданство.)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Вместе с этим мы еще узнали о своих обязанностях по каждому из этих прав. И если мы будем соблюдать все эти права и выполнять свои обязанности, тогда все у нас будет хорошо. А теперь послушайте еще одно замечательное стихотворение:

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились и в нашем волшебном сундучке для вас есть небольшой сюрприз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое занятие социального педагога

Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия;

Закрепить информацию через практические задания.

Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Словарная работа: Гражданин, конституция.

Оборудование: образец паспорта; карта России; карточки со словами: конституция, гражданин; шляпа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А, что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель: Я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:

уважение к тому, кто говорит;

не смеяться над высказываниями других;

правило поднятой руки.

Как вы их понимаете?

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним о нашей Родине – России, о ее символах.

1.Что такое Родина? (ответы детей).

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

На свете много разных стран,

но есть одна страна:

от белых льдов до теплых рек раскинулась она.

2.Назовите растение – символ России? ( береза)

3.Покажите нашу страну на карте. (Как правильно показывать территорию страны?)

4.Назовите столицу России? (г. Москва)

5.Как называется город или село, в котором мы живем? (Покажите его на карте).

6.Назовите государственный язык нашей страны? (русский)

7.Кто президент нашей страны? (карточка)

8.Назовите основные символы нашего государства? (герб, флаг, гимн) (Карточки)

ГЕРБ : У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел (золотой) на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, а 2 головы, чтобы смотреть в разные стороны и охранять Родину от врагов. Это очень древний герб. Впервые его ввел царь Иван III. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.

ФЛАГ: Государственный флаг - это трехцветное полотнище с белой, синей и красной полосами.

белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – сила, кровь, пролитая за Родину.

Гимн т оржественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ.

Где бы ни был русский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России.

Быть гражданином России – это большое счастье.

-Ребята, как вы понимаете слово "гражданин"? (ответы детей)

Гражданин - это человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий его личность.

Мы постоянно живем в России? (Да)

Это первая характеристика гражданина – постоянное местожительства в России.

- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Взрослые и дети имеют свои права и обязанности, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений.

Сегодня на нашем занятии вы узнаете о некоторых ваших правах и обязанностей.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (слайд).

- Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

Конечно же взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, воспитатели, директор, завуч, социальный педагог и многие др.

- Но о вас также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". (слайд).

ООН - Международная организация, объединяющая государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.

Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

Права детей, определённые Конвенцией о правах ребенка.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.

Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет?

У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

Посмотрите ребята на этот рисунок. Как вы думаете, о чем он говорит? (слайд)

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама

Пусть всегда буду я!

Так написал когда-то маленький мальчик на своем рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.

Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

- Как он называется? (паспорт) (слайд.)

Что означает, иметь право на имя?

Как следует обращаться друг к другу?

Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

Статья 18 "Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье"

Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.

У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.

Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений (детских садов), где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый мальчик или девочка в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, физику и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. В школе таланты и способности ребенка получают дальнейшее развитие. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. Для того чтобы стать врачом или космонавтом, учителем или инженером, художником или агрономом, нужно много учиться. В нашей стране у детей самые широкие возможности для получения образования.

Я начинаю, а вы продолжаете.

Век живи … век учись.

Учиться всегда … пригодиться.

Ученье – свет, … а не ученье – тьма.

Тяжело в ученье – … легко в бою.

В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)

- Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.

- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.

А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку релаксации.

Физкультминутка

Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.

Здоровье -главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался,ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры. Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.

Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Игра "Права сказочных героев"

Воспитатель:

В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.

- Какие права имели сказочные герои?

- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

(1 слайд) - Как называется сказка? (русская народная сказка "Колобок").

- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

- Какое право нарушила Лиса? (статью 6)

- Что должен ответить Колобок, защищая свое право? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд)- Как называется эта сказка? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

- Как должна ответить Маша, защищая свои права. (Не имеешь права лишать меня свободы).

(На отдых и досуг)

Какое право имеет сказочный герой Буратино. (На образование)

Кто знает название этой сказки? (Лиса и Заяц).

- Какое право нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно). ". На жилище.).

Назовите сказку. ("Золушка" Шарль Перро).

- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

Какое право имел Иванушка-Дурачок. (Право на ФИО)

Какое право имел сказочный герой Айболит? (На охрану здоровья)

(Подведение итога викторин).

Закрепление знаний по правам.

-Что такое право?

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

-Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

-С какими правами вы познакомились? (ответы детей)

- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

- Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

- Напоминаю точное определение.

Обязанности – это определенный круг действия, обязательных для выполнения.

- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Если у вас есть право на труд,

то как вы обязаны трудиться?

Если есть право на

образование, как вы обязаны

учиться? И т.д.

Кроме того, каждый человек

обязан сохранять природу,

окружающую среду.

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в школе. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

- Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

"Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

- Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

- Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

Заключительная часть. Обобщение.

- С каким важным документом вы сегодня познакомились?(Конвенция)

- Какой организацией они были приняты? (ООН)

- Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

- Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

Образовательная: продолжить создавать условия для формирования представлений обучающихся об основных правах и обязанностях человека, закрепить знания об основных понятиях, о правах и обязанностях ребенка, опираясь на нормы Конституции Российской Федерации, Устава МБОУ "Высокомысовская СОШ"; закрепить полученные знания в ходе выполнения практических заданий, игр.

Развивающая: развивать правовое сознание младших школьников, образное логическое мышление; развивать познавательный интерес, кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в классе, формировать творческие способности.

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию, формировать информационную культуру учащихся.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; устная, практическая работа по выполнению заданий.

1. Организационный момент и постановка целей перед учащимися (2 минуты).

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучать и закреплять тему - права и обязанности, которые должен выполнять гражданин Российской Федерации - государства, в котором мы живем. И на этом уроке более подробно мы поговорим об основных правах и обязанностях ребенка - школьника (слайд 1 Приложения 1).

2. Актуализация полученных знаний - (10 минут).

Учитель. Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Какой главный или основной Закон нашей страны вы знаете?

Ученики. Конституция Российской Федерации.

Учитель. Что означает этот закон?

Ученики. Его должны соблюдать все люди, граждане нашей страны. Он содержит важные положения, в нем прописаны основные права и обязанности.

Учитель. Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на уроке я не буду предлагать вам ребята заучивать правила, статьи нашего закона - Конституции России, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.

3. Закрепление изученного материала - (15 минут).

Учитель. Прежде чем узнать более подробно об основных правах, выполним следующие задания.

Учитель. Итак, ребята, перед вами лежат карточки с изображением различных предметов, вещей материального и нематериального мира: еда, вода, компьютер, игрушки, книги, карандаши, краски, воздушные шары, мотоцикл, автомобиль и многое другое. Задание - какие вещи или предметы из представленных вам кажутся наиболее необходимыми и значимыми для жизни, и какие вы бы себе пожелали приобрести. Выберите только 3 вещи из 10 предложенных (ребята выбирают те вещи, которые им кажутся самыми необходимыми для жизни и какие из них они пожелали приобрести).

Учитель. Как много нужных вещей вы себе пожелали. То, что человек хочет, это его потребности и желания. А про них в законах нашей страны, в том числе и в Конституции написано очень много. Давайте посмотрим на интерактивную доску (слайд 2. Приложения 1).

Учитель. Что изображено на слайде?

Ученики. Треугольник, пирамида.

Учитель. Правильно. И не просто пирамида, а пирамида наших потребностей. Потребности - это то, что человеку очень нужно, без чего он не может обойтись, чтобы жить достойной жизнью. И даже без некоторых самых важных потребностей человек не сможет жить. Например, человек не сможет жить без пищи, воды, воздуха (слайд 3 Приложения 1).

Таким образом, внизу мы видим самые важные потребности - пища, вода, воздух. Если, например, ты не сможешь дышать, то не захочешь компьютер - только бы сделать глоток воздуха. Если хочешь кушать, то не пойдешь гулять и т.д.

Выше тоже идет важная потребность - в безопасности (слайд 4 Приложения 1). Например, если ты чего то боишься, то тебя не обрадует пятерка по диктанту. (Дальнейший рассказ по слайдам).

Таким образом, без удовлетворения нижних потребностей невозможно удовлетворить верхние. Одна из высших потребностей - потребовать реализовать себя и свои способности. Например, ты хочешь написать стихи о весне или нарисовать картину, придумать новую компьютерную игру (слайд 7 Приложения 1). Но если ты не пил воды уже целый день, то никакой картины ты не нарисуешь и игры не сочинишь.

Как же у нас связана Конституция и потребности? В ней отмечается, что государство должно обеспечивать наши потребности, а значит реализовывать права. Но это не значит, что закон должен обеспечить нас всем - вещами, компьютерами и т.д. Государство обеспечивает самое необходимое. Например: дети-сироты получают от государства бесплатную еду, жилье; вы имеете право учиться в школе, а значит получить образование; имеете право на жизнь; имеете право на маму и папу, имеете право на имя и т.д.

Учитель. Ребята, какие еще права вы имеете?

Ученики. Имеем право на отдых, поэтому в школе есть каникулы; имеем право на жилье; право на бесплатную медицинскую помощь; право на посещение культурных мест (кино, цирк, библиотека); право на творчество: сочинение стихотворений, песен, музыки; право на занятие спортом и другое.

Учитель. Таким образом, государство и родители обеспечивают основные потребности детей. Конституцией РФ и другими законами предоставлены основные права детям и всем гражданам нашей страны.

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его нормального развития.

Учитель. А теперь ребята, давайте рассмотрим следующую ситуацию.

Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама. Сколько раз говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.

Учитель. Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

Ученики. Сын пользуется правом на отдых и досуг. Но в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок.

Учитель. О какой важной обязанности он забыл?

Ученики. Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

Учитель. А что такое обязанности? У каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции. Как Вы, думаете, какие это обязанности?

Ученики. Обязанности - это то, что граждане должны делать или соблюдать: соблюдать права других граждан, платить налоги, не причинять вред другим гражданам, охранять окружающую природную среду и др.

Учитель. Какая самая главная обязанность сейчас у вас школьников?

Учитель. Какие обязанности еще есть у школьников?

Учитель. Хорошо учиться, не опаздывать на уроки, соблюдать правила поведения в школе, уважать учителя, уважать и слушаться родителей, не портить имущество школы, приходить в школу в школьной форме, в школе ходить в сменной обуви, приносить на уроки физкультуры спортивную форму и др.

Учитель. Предлагаю всем ребятам создать первое в нашей школе правовое дерево обязанностей, на котором будут расти волшебные правовые яблоки. На листе ватмана, группа художников подготовила контур дерева - ствол, крона. Учащимся раздаются разноцветные стикеры в форме яблочек, для наклеивания на дерево (Приложение 2).

Мы с вами вместе еще раз вспомним основные наши обязанности, и по очереди будем выходить к доске и приклеивать правовые яблоки - обязанности к правовому дереву.

Ребята выходят к доске и клеят правовые яблоки к правовому дереву.

  • действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;
  • строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;
  • добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания;
  • в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача;
  • относиться с уважением к работникам школы, учителям и другим ученикам;
  • предъявлять дневник по требованию учителя;
  • записывать в дневник домашние задания по всем предметам;
  • приносить на занятия все необходимые принадлежности по просьбе учителя: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши, краски и т.п.;
  • выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида, приходить в школьной форме;
  • заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;
  • беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;
  • принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

4. Физкультминутка - 3 минуты.

Учитель. А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

5. Закрепление материала с помощью сказок.

Учитель. А теперь закрепим полученные знания, используя героев различных сказок. Вы же любите сказки? Поиграем в литературно-сказочную-правовую викторину, выполнив несколько заданий.

Не забываем отвечать по поднятию руки.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено выходить из дома, ехать на бал. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни? (право ребенка на отдых, право на свободу).

2. Какое основное право нарушила ведьма в русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", утопив Аленушку в речке? (Право на жизнь).

3. Вспомним сказку Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок". Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка? (Он не был похож на других). Могли бы ребята из вашего класса поступить ка обитатели птичьего двора? (Ответы детей).

3. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право было нарушено? (Право на свободу.)

4. Какое право нарушили гуси - лебеди, украв братца? (Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность). Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Река, печь, яблоня).

Учитель. А теперь посмотрим отрывки из мультфильмов и определим, какое право было нарушено у героев мультфильмов (Просмотр видеороликов по 1,5 - 2 минуты: "Буратино", "Волк и семеро козлят", "Тараканище", "Фунтик").

Ответы детей, обсуждение после просмотра каждого ролика.

Сценка (Участвуют 2 ученицы)

- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена - разные. Одну звали Права, а другую - Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает):

Жизнь, образование, труд, отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

6. Рефлексия. Итоги урока

Учитель. Спасибо, ребята, что еще раз мы с вами обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам выразить своё настроение, используя карточки с изображением смайликов: радость и грусть. Какое у вас настроение? Поднимают карточки (Приложение 3, Приложение 4).

А теперь подведём итог занятия. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях детей и правах и обязанностях школьников. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.

(Права и обязанности.) Внеклассное занятие по правовому воспитанию.

Задачи: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся, уважение к правам человека, его основным обязанностям; способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности, осознанию себя как личности; показать младшим школьникам единство прав и обязанностей (все люди имеют равные права).

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, формирование правовой культуры.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация/data/files/h1564126511.ppt , листы для самооценки.

Ответы детей, примечан.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

2. Работа по теме

(Работа с презентацией)

А что такое права человека? Постарайтесь дать наиболее полное определение.

Права - это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.

Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда дети обладают и особыми правами, о них ты узнаешь позже!

Посмотри что было бы, если бы у человека не было никаких прав.)

Назовите, какие права детей вы знаете?

А кто несёт ответственность за ваше развитие, обучение, воспитание?

Правильно! И в Конвенции идёт об этом речь (зачитывается ст. 27 (1.2)).

Однако не всё зависит от родителей. Во многом ответственны за свои поступки и вы сами. Мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

Как вы думаете, что такое обязанности?

Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.

Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.

Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях

У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.

- Какие у вас есть домашние обязанности? Школьные? По закону?)

Давайте немножко поиграем.

Предлагаю посоревноваться и узнать, ребята, с какого ряда знают больше обязанностей школьников?

Какие обязанности есть у школьников?

Выбери предложения, в которых говорится о правах.

- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.

-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.

-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

Определи, что является обязанностью школьника

-Школьник обязан выполнять все требования учителя

-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию

-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе

-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

Права – это то, что может делать каждый человек, то что есть у всех людей.

Читайте также: