Сказка как особый жанр фольклора 5 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Сценарий урока в 5 классе по программе Т. Ф. курдюмовой.
Цель урока: познакомиться со сказкой как фольклорным жанром, видами сказок; дать представление о том, как пересказывается народная сказка.
Планируемые результаты: предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.
коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.
Оценить 719 0
Учитель: Сисенгалиева А. К.
Авторы УМК: Курдюмова Т. Ф.
Тема. Сказка как жанр фольклора.
Цели: познакомиться со сказкой как фольклорным жанром, видами сказок; дать представление о том, как пересказывается народная сказка.
Планируемые результаты: предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.
коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.
Сказка – ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.
1. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к урока. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! У меня сегодня очень хорошее настроение, ведь нам с вами на этом уроке предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. Уверена, нам будет интересно!
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.
Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?
-Что такое фольклор?
-Какие жанры УНТ вы знаете?
- Дома вы должны были подготовить красивые карточки с произведениями современного детского фольклора. Давайте это проверим. Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки..
- Молодцы, вы отлично усвоили тему прошлого урока.
- На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.
- Устное народное творчество.
- Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы.
Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.
3. Актуализация опорных знаний
Формулировка темы и цели урока.
- На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них.
- Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?
- А что такое сказка?
-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?
Конечно, а еще мы поговорим о видах сказок.
- Назовите мне сказки, которые вы читали.
- Кто часто бывают героями русских народных сказок?
Формулируют тему и цель урока.
3. Открытие нового знания.
Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
4. Физминутка
Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, пробуждают творческое воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.
- По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?
На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.
1 3. Работа с учебником Чтение вступительной статьи учебника-хрестоматии (с. 22 - 23)
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Объяснение с элементами беседы:
- На ваш взгляд, какова цель присказки?
За присказкой следует зачин, который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия.
- В текстах сказок, ребята, найдите примеры зачинов.
Иногда в сказках имеется концовка, которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро.
- Найдите примеры концовок в сказках.
VI. Блиц – турнир по сказкам.
1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?
2. Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?
3. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?
4. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?
5. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?
6. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?
7. Назовите магическое число в русских сказках.
8. Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?
9. Какие реки текут в сказках?
10. Где живёт сказочный царь?
Отвечают на вопросы.
- Привлечь внимание слушателей
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
- Итак, урок наш подошёл к концу.
- Что нового вы узнали на уроке? - Какое задание вызвало затруднение при его выполнении?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
-устно продолжите предложение (Я сегодня повторил… Я сегодня узнал…
6. Домашнее задание.
Прочитать русскую народную сказку «Царевна - лягушка
Записывают в дневник.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
3. Воспитательная : показать важность чтения сказок, в которых содержится мудрость народа, и способствовать формированию культуры во всех видах речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа) .
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
Учебные задания по формированию УУД
Формы организации учебной деятельности
Познавательные: восприятие текстов разных стилей.
Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.
Ответить устно на вопросы
-Что такое фольклор?
-Какие жанры УНТ вы знаете?
Проверка домашнего задания
Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки.. и отгадаем
Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.
Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
Ответы на вопросы
- Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?
- А что такое сказка?
-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?
Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?
Записывают тему в тетрадь.
-Высказывают свои предположения.
-Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра.
Ученики открывают тетради и определение записывают. Один из учащихся каждого ряда проходит и проверяет записанное определение.
3. А ктуализация знаний и знакомство с новым материалом
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.
-Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе?
-Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок.
- Кто часто бывают героями русских народных сказок?
Учащиеся называют известные им сказки.
С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу
После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Регулятивные: Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности . Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.
Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.
Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите.
Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары
Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.
Организация деятельности учащихся по решению учебных задач. Сейчас мы познакомимся с композицией сказки.
Просмотр презентации (индивидуальное задание ). Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Задание на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию.
Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.
Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.
Организация деятельности учащихся по решению учебных задач.
-Найдите в сказке
Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?
Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку.
Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).
Познавательные : умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.
Цель: провести самостоятельную работу над текстом
- Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.
Вопрос №1: Как называется сказка?
Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?
Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.
- Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?
Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.
10.Информация о домашнем задании
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Учитель: Микрун Е.В.
Полный текст материала Конспект урока литературы "Сказка как жанр фольклора"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по Литературе "Сказка как жанр. Виды сказок" 5 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок изучения и закрепления нового материала
Метелёва Елена Леонтьевна
МБОУ СОШ № 2 им. А.А.Араканцева
Учитель русского языка и литературы
Тема и номер урока в теме
Развивающая : вовлекать учащихся в творческий процесс на уроке,
развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы
Воспитательная : воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским народом; развивать и поддерживать интерес к дополнительному чтению.
10. Цели для учащихся:
Знать: характеристику сказки как жанра, её определение; отличие волшебных сказок от бытовых и сказок о животных;
Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со справочной и художественной литературой;
11 . Тип урока : комбинированный
12. Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная работа по таблице
13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, выход в Интернет (ЭОР ресурс), мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитофон
Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.
Оргмомент. Проверка домашнего задания.
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок.
Выберите свой вопрос (работа в группах)
Чтение статьи учебника (с. 24-28) и коллективное составление плана этой статьи.
— Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
Слово учителя, эвристическая беседа
— Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.
Домашнее задание
Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 25-29)
Индивидуальное задание (опережающее)
Предложим двум-трем ученикам к уроку подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором.
Читайте также:
- Рок опера иисус христос суперзвезда конспект и презентация 7 класс
- Напряженность электрического поля силовые линии 10 класс конспект
- Конспект по биологии 7 класс многообразие водорослей
- Юридическая психология в системе научного знания и правовой практики конспект
- Конспект занятия социального педагога в доу