Юридическая психология в системе научного знания и правовой практики конспект

Обновлено: 05.07.2024

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Вариант 17 - ДЗ №1 - Задачи 1-2 "Динамика материальной точки" и 2-3 "Динамика вращательного движения"

Юридическая психология в системе научного знания.

Долгое время психология развивалась как составная часть фило­софии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно превра­щалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоя­щее время психология представляет собой довольно сложную и развет­вленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быст­ро развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности, составля­ют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы - инженерная, авиационная и космическая психология; психология по­знания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.

Перед оперативными, следственными, прокурорскими и судебными работниками постоянно возникает множество вопросов, решение кото­рых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания юридической психологии. Чтобы правильно разбираться в сложных отношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситу­ациях, которые находят свое отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.

Юридическая психология включает в себя различные области науч­ных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность лю­дей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специ­фикой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология - единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.

Потребность обращении к психологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях кон­кретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы, однако, приуменьшением роли есте­ственного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, пси­хофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием.

Вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и естествен­ные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юрисп­руденцию и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.

В отечественном науковедении доминирующей является объектно-ориентированная система классификации научного знания, разработан­ная академиком Б.М. Кедровым. Построена она на учете процессов не только дифференциации, но и интеграции наук, их координации и суб­ординации, субъективности и объективности в их развитии, обособлен­ности и междисциплинарности*. Система Б.М. Кедрова отражает мно­гоплановые связи между науками, обусловленные главным образом их предметной и объективной близостью, методами исследования, их на­правлениями, организацией, кооперированием, координированием от­дельных областей, всем сложным комплексом взаимоотношений между теоретической и практической деятельностью в условиях современного этапа развития научного знания. Схематически она выглядит как тре­угольник, вершины которого занимают естественные, общественные, философские науки. Их взаимодействие осуществляется по принципу субординации или развития более высоких форм из нижестоящих, а не координации, основанному на формально-логическом делении поня­тий. Субъективистскому принципу здесь противопоставляется принцип объективности, согласно которому, науки должны располагаться после­довательно и связывать между собой предметы, ими изучаемые. Следует отметить и принцип развития, являющийся ведущим по отношению к остальным, заключается он в том, что классификация наук является расположением согласно внутренней присущей им последовательности их форм движения. Такой принцип классификации наук помогает избе­жать резких разрывов между ними, предполагает возникновение много­численных промежуточных наук и дисциплин**.

Рекомендуемые материалы

*Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985, с. 37-45.

**Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1965. Т. 2, с. 218, 467.

*Кедров Б.М. Синтез наук. Проблемы и поиски. М., 1973, с. 30. Его же. О методологических вопросах психологии. Психологический журнал. 1982, № 6. Т. 3, с. 19.

Рассмотрев общие характеристики психологии как науки о законо­мерностях развития и функционирования психики, для того чтобы более полно представить базис возникновения юридической психо­логии, обратимся к вопросам, относящимся к юриспруденции.

Юриспруденцию мы понимаем как теоретическую и практическую деятельность в области права, а не только как юридическую науку. В качестве науки юриспруденция изучает право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности госу­дарства, других структурных элементов политической системы общест­ва. Юридическая наука подразделяется на ряд отраслей, среди которых методологическая функция принадлежит теории государства и права. Это: нормативные науки (гражданское, административное, уголовное, муниципальное, семейное, хозяйственное, финансовое, банковское, экологическое право), прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, этика, правовая кибернетика и др.), теоретические науки (теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права отечества и т. д.).

Юридическая наука изучает государство и право в их единстве с точки зрения внутренних закономерностей возникновения и развития, связи и взаимного влияния с социально-экономической структурой общества. Она изучает также специфику общественного осознания государствен­но-правовых явлений, правосознание, практическое функционирование государственно-правовых отношений и других правовых связей субъек­тов права. Юридическая наука изучает, следовательно, государственно-правовую организацию общества и поэтому входит в систему общест­венных наук.

Воздействие права на социальную среду осуществляется двумя пу­тями: деятельностью правоохранительных и правоприменительных ор­ганов и влиянием, оказываемым на сознание личности, социальных групп, общества уже самим фактом наличия, закрепления определен­ного порядка должного поведения. В настоящее время все больший вес приобретает подход, согласно которому юридическая наука - это ис­следование не только общественных институтов, но и деятельности человека в его государственно-правовых связях и отношениях. Пред­посылкой эффективности исследований в области юриспруденции и эффективности правоохранительной и правоприменительной деятель­ности является ориентация на реальных людей с их сложным сознани­ем, изучение воздействия государственно-правовых институтов на раз­витие их сознания. Поэтому необходим социально-психологических подход к трактовке права как основы юриспруденции.

Юридическая наука, безусловно, не может замыкаться в собственных узких рамках и не учитывать экономических, демографических, куль­турных, социально-психологических и других факторов при решении проблем правоохранительной и правоприменительной деятельности. На стыках юриспруденции с указанными науками могут развиваться новые отрасли научного знания, имеющие двойственную природу и единст­венную цель - обеспечение правоохранительной и правоприменитель­ной деятельности. Интеграция юриспруденции и психологии достаточ­но четко проявляется на трех уровнях:

Первое направление - это непосредственное использование психо­логических знаний в виде метода экспертных психологических оценок. В данном случае психолог выступает в роли эксперта, консультанта или специалиста в уголовном, гражданском, административном процессе или в ходе исполнения наказания или других мер правового воздействия на личность.

Второе направление - это уточнение, расширение, совершенствова­ние юридических понятий и институтов за счет привлечения психологи­ческих категорий и понятий, а также применения юристами психологи­ческих методов в научных исследованиях или правоприменительной, правоохранительной и другой юридической практике, использования данных психологии в организационной и процессуальной деятельности, профессиональном отборе, расследовании правонарушений, исправле­нии и перевоспитании осужденных. Применяют психологические зна­ния и при установлении профессиональной пригодности к работе в пра­воохранительных органах, профориентации и др.

Третье направление взаимодействия психологии и юриспруденции имеет более выраженный, чем два предыдущих, двухсторонний харак­тер. Потребности юриспруденции в психологическом знании предо­пределяют возникновение юридической психологии, являющейся дву­единой наукой, одновременно и психологической и юридической, ана­лизирующей психологические особенности в сфере применения права. Безусловно, возникновение такой интегративной науки одновременно стимулирует развитие и совершенствование знания как психологичес­кого, так и юридического.

Учеными-правоведами традиционно в юриспруденции выделяются следующие три формы ее взаимодействия со смежными науками:

1. Использование данных смежных с юриспруденцией наук для ре­шения актуальных специфических проблем правотворчества и право­вого регулирования.

2. Использование научных идей и принципов смежных наук для анализа системы государственно-правового регулирования.

3. Использование в социально-правовом познании конкретных при­емов, методов, способов, научного исследования, заимствованных из той или иной конкретной науки*.

_____________________________________________________________________________ *Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Под ред. Васильева А.М.: М., 1986. Кн. 1, с. 347-348.

Нам представляется, что предложенная первая модель взаимодей­ствия юриспруденции и психологии более полно, чем вторая, традици­онная, отображает объективный характер процесса, в результате кото­рого и формируется юридическая психология.

Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология.

Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.

Развитие общей и социальной психологии привело к образованию специальной дисциплины - юридической психологии, имеющей свой предмет, методы, психологические закономерности и играющей важную роль в практической деятельности юристов.

Психология (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Основными различиями житейских и научных психологических знаний являются:

В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином "душа" и считались предметом одного из разделов философии - онтологии , названного в XVI в. психологией. Главная методологическая проблема психологии - это проблема ее объекта, предмета и метода исследования.

Философия включает в себя несколько разделов - онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о способах познания), этику (учение о том, как вести себя в обществе себе подобных), эстетику (учение о прекрасном). Онтология (учение о бытии), в свою очередь, включает три подраздела - учение о Боге, учение о мире и учение о душе. Именно из философского учения о душе (как подраздела онтологии) и берет свое начало психология. - Прим. Д.В. Белых-Силаева.

Объектом исследования психологии является человек. Предметом научного изучения в психологии являются факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики.

Основные задачи психологической науки:

  • изучение законов психической деятельности в ее развитии;
  • дальнейшая (и более глубокая) разработка методологических проблем психологической науки и ее общей теории;
  • сопоставление и интеграция накопленных и накапливаемых психологических знаний, их систематизация;
  • выполнение объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии;
  • разработка психологических аспектов повышения эффективности профессионально-практической деятельности личности в системе образования, воспитания, в промышленности, государственном управлении, военном деле, медицине, культуре, спорте и т.д.;
  • исследование путей реализации и практического применения выводов и рекомендаций психологической науки;
  • изучение и критическое осмысление достижений теории и практики зарубежной психологии.

Психологическая наука представляет собой разветвленную систему знаний, как общетеоретических, так и прикладных.

Так, одной из сфер, нуждающейся в применении психологических знаний, является сфера правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Юридическая психология включает в себя различные особенности научных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психологическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой юридической деятельности в сфере правового регулирования.

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология - научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы "человек - право", разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений.

Таким образом, предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей (М.И. Еникеев).

Объект юридической психологии - человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений.

Задачи юридической психологии:

  • исследование и выведение психологических закономерностей деятельности и личности человека в области правового регулирования;
  • разработка практических рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Юридическая психология как отрасль психологической науки включает:

  • разработку общих вопросов (предмет, система, методы и т.д.);
  • проблематику психологии нормативно-правовой регуляции, психологическое обеспечение применения норм права, правотворчества.

Исходя из положений диалектико-материалистической философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления и познания, психология формирует свои методологические принципы - наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к построению психологических исследований.

Применительно к юридической психологии они трактуются как научные принципы познания юридической психологии:

Принцип объективного исследования психики. В основе лежит идея о единстве сознания, психики и деятельности. Психика человека изучается путем исследования объективных показателей проявления психических процессов в той или иной, в том числе и в противоправной, деятельности человека.

Принцип детерминизма, причинной (каузальной) обусловленности психических явлений. Помогает объяснять изучаемые психические феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов, различных обстоятельств, которые предшествуют какому-то событию, вызывают его (например, наследственные факторы).

Принцип системности в изучении и объяснении психических явлений. Побуждает исследователя рассматривать различные психические явления, психику в целом как единое целое, состоящее из множества взаимодействующих между собой элементов.

Принцип изучения психики, сознания в развитии, в единстве сознания и деятельности. Психика человека, его сознание на всем протяжении жизни подвергаются постоянному воздействию окружающей среды и являются отражением тех внешних социальных воздействий, которым подвергается человек.

Также юридическая психология включает принципы правовой науки (законодательства): принципы законности, равенства граждан перед законом, принципы вины, справедливости, гуманизма.

Рассматривая теоретико-методологические основы юридической психологии, необходимо рассмотреть естественнонаучные основы психологии.

Материальной основой психики является нервная система и главным образом головной мозг.

Нервная система подразделяется на центральную, периферическую и вегетативную. Она функционирует как единое целое, обеспечивая регуляцию внутренних органов (низшая нервная деятельность) и взаимодействие организма с внешней средой (высшая нервная деятельность).

Основной формой взаимодействия организма со средой является рефлекс. Рефлексы бывают безусловными (врожденными) и условными (приобретенными).

Условные рефлексы у высших животных образуются в коре головного мозга.

Основными функциональными процессами, на основе которых происходит их образование и затухание, являются нервные процессы возбуждения и торможения.

Возбуждение - нервный процесс, лежащий в основе любого вида активности, включая образование условно-рефлекторных связей; это выражение деятельного состояния нервных клеток, нервной системы. Оно включает исполнительные органы в работу.

Торможение - нервный процесс, задерживающий, тормозящий функцию рефлекторной связи. Он противоположен процессу возбуждения.

Возбуждение и торможение являются двумя сторонами единого процесса уравновешивания организма с внешней средой.

Возникновение и протекание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга подчиняются определенным законам:

Закон иррадиации состоит в том, что возникшее возбуждение (торможение) в одном участке коры головного мозга распространяется по поверхности больших полушарий, вызывая возбуждение (торможение) в других ее участках.

Закон концентрации состоит в том, что распространение возбуждения или торможения ограничивается наведением противоположного процесса, который заставляет возникший очаг стягиваться к пунктам своего первоначального возникновения.

Закон взаимной индукции заключается в том, что каждый из двух процессов способен наводить противоположный процесс. Возбуждение в одних пунктах коры вызывает торможение в других и наоборот. Способность одного процесса вызывать противоположный и есть закон взаимной индукции возбуждения и торможения.

Закон системной деятельности коры головного мозга заключается в том, что реакции организма на воздействие среды не протекают изолированно друг от друга, а объединяются в целые комплексы, или функциональные системы.

Функциональная система - это определенная организация активности различных элементов, приводящая к достижению соответствующего полезного результата. Теория функциональных систем разработана П.К. Анохиным.

Первая сигнальная система - это условные временные связи, которые обеспечивают правильное реагирование на непосредственные раздражители, предметы окружающей действительности. Она присуща и человеку, и животному.

Вторая сигнальная система, присущая только человеку, - это временные условные связи, в которых раздражителями являются не непосредственные воздействия предметов и явлений на рецепторы, а слова, с помощью которых человек обозначает эти предметы и явления. Причем человек с помощью второй сигнальной системы реагирует не на звук, а на смысл, содержащийся в слове.

Динамический стереотип - это устойчивая система условных рефлексов, закрепленная и рационально видоизмененная в результате многократных повторений и упражнений в одинаковых условиях жизнедеятельности. Он является физиологической основой навыков и привычек человека. Ломка старого и формирование нового стереотипа сопровождаются сильными переживаниями человека.

Доминанта - преобладающий сильный очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Понятие доминанты введено А.А. Ухтомским.

Итак, подводя итог, можно сказать, что юридическая психология является полноценным связывающим звеном между психологией и правом. Она активно развивает теоретические проблемы в конкретно-научном и междисциплинарном аспектах, актуальные как в правоприменительной, так и в законотворческой деятельности.

Методология конструирования экспертно-психологических понятий осуществляется через их специфическое наполнение при наложении на психологическую реальность законодательного контекста. Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой. Сформировавшийся сравнительно недавно, она имеет ярко выраженный предмет, объект, принципы, задачи и методы, позволяющие ей развиваться и существенно влиять на такие области, как "человек - право" и "человек - право - общество", а также анализировать правоохранительную и другие виды юридической деятельности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Долгое время психология развивалась как составная часть фило­софии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно превра­щалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоя­щее время психология представляет собой довольно сложную и развет­вленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быст­ро развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности, составля­ют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология по­знания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.

Перед оперативными, следственными, прокурорскими и судебными работниками постоянно возникает множество вопросов, решение кото­рых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания юридической психологии. Чтобы правильно разбираться в сложных отношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситу­ациях, которые находят свое отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.

Юридическая психология включает в себя различные области науч­ных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность лю­дей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специ­фикой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология — единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.

Потребность обращении к психологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях кон­кретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы, однако, приуменьшением роли есте­ственного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, пси­хофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием.

Вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и естествен­ные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юрисп­руденцию и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.

В отечественном науковедении доминирующей является объектно-ориентированная система классификации научного знания, разработан­ная академиком Б.М. Кедровым. Построена она на учете процессов не только дифференциации, но и интеграции наук, их координации и суб­ординации, субъективности и объективности в их развитии, обособлен­ности и междисциплинарности*. Система Б.М. Кедрова отражает мно­гоплановые связи между науками, обусловленные главным образом их предметной и объективной близостью, методами исследования, их на­правлениями, организацией, кооперированием, координированием от­дельных областей, всем сложным комплексом взаимоотношений между теоретической и практической деятельностью в условиях современного этапа развития научного знания. Схематически она выглядит как тре­угольник, вершины которого занимают естественные, общественные, философские науки. Их взаимодействие осуществляется по принципу субординации или развития более высоких форм из нижестоящих, а не координации, основанному на формально-логическом делении поня­тий. Субъективистскому принципу здесь противопоставляется принцип объективности, согласно которому, науки должны располагаться после­довательно и связывать между собой предметы, ими изучаемые. Следует отметить и принцип развития, являющийся ведущим по отношению к остальным, заключается он в том, что классификация наук является расположением согласно внутренней присущей им последовательности их форм движения. Такой принцип классификации наук помогает избе­жать резких разрывов между ними, предполагает возникновение много­численных промежуточных наук и дисциплин**.

*Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985, с. 37-45.

**Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1965. Т. 2, с. 218, 467.

*Кедров Б.М. Синтез наук. Проблемы и поиски. М., 1973, с. 30. Его же. О методологических вопросах психологии. Психологический журнал. 1982, № 6. Т. 3, с. 19.

Рассмотрев общие характеристики психологии как науки о законо­мерностях развития и функционирования психики, для того чтобы более полно представить базис возникновения юридической психо­логии, обратимся к вопросам, относящимся к юриспруденции.

Юриспруденцию мы понимаем как теоретическую и практическую деятельность в области права, а не только как юридическую науку. В качестве науки юриспруденция изучает право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности госу­дарства, других структурных элементов политической системы общест­ва. Юридическая наука подразделяется на ряд отраслей, среди которых методологическая функция принадлежит теории государства и права. Это: нормативные науки (гражданское, административное, уголовное, муниципальное, семейное, хозяйственное, финансовое, банковское, экологическое право), прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, этика, правовая кибернетика и др.), теоретические науки (теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права отечества и т. д.).

Юридическая наука изучает государство и право в их единстве с точки зрения внутренних закономерностей возникновения и развития, связи и взаимного влияния с социально-экономической структурой общества. Она изучает также специфику общественного осознания государствен­но-правовых явлений, правосознание, практическое функционирование государственно-правовых отношений и других правовых связей субъек­тов права. Юридическая наука изучает, следовательно, государственно-правовую организацию общества и поэтому входит в систему общест­венных наук.

Воздействие права на социальную среду осуществляется двумя пу­тями: деятельностью правоохранительных и правоприменительных ор­ганов и влиянием, оказываемым на сознание личности, социальных групп, общества уже самим фактом наличия, закрепления определен­ного порядка должного поведения. В настоящее время все больший вес приобретает подход, согласно которому юридическая наука — это ис­следование не только общественных институтов, но и деятельности человека в его государственно-правовых связях и отношениях. Пред­посылкой эффективности исследований в области юриспруденции и эффективности правоохранительной и правоприменительной деятель­ности является ориентация на реальных людей с их сложным сознани­ем, изучение воздействия государственно-правовых институтов на раз­витие их сознания. Поэтому необходим социально-психологических подход к трактовке права как основы юриспруденции.

Юридическая наука, безусловно, не может замыкаться в собственных узких рамках и не учитывать экономических, демографических, куль­турных, социально-психологических и других факторов при решении проблем правоохранительной и правоприменительной деятельности. На стыках юриспруденции с указанными науками могут развиваться новые отрасли научного знания, имеющие двойственную природу и единст­венную цель — обеспечение правоохранительной и правоприменитель­ной деятельности. Интеграция юриспруденции и психологии достаточ­но четко проявляется на трех уровнях:

синтез психологии и юриспруденции, собственно их стыков, и воз­никновение новой отрасли науки — юридической психологии.

Первое направление — это непосредственное использование психо­логических знаний в виде метода экспертных психологических оценок. В данном случае психолог выступает в роли эксперта, консультанта или специалиста в уголовном, гражданском, административном процессе или в ходе исполнения наказания или других мер правового воздействия на личность.

Второе направление — это уточнение, расширение, совершенствова­ние юридических понятий и институтов за счет привлечения психологи­ческих категорий и понятий, а также применения юристами психологи­ческих методов в научных исследованиях или правоприменительной, правоохранительной и другой юридической практике, использования данных психологии в организационной и процессуальной деятельности, профессиональном отборе, расследовании правонарушений, исправле­нии и перевоспитании осужденных. Применяют психологические зна­ния и при установлении профессиональной пригодности к работе в пра­воохранительных органах, профориентации и др.

Третье направление взаимодействия психологии и юриспруденции имеет более выраженный, чем два предыдущих, двухсторонний харак­тер. Потребности юриспруденции в психологическом знании предо­пределяют возникновение юридической психологии, являющейся дву­единой наукой, одновременно и психологической и юридической, ана­лизирующей психологические особенности в сфере применения права. Безусловно, возникновение такой интегративной науки одновременно стимулирует развитие и совершенствование знания как психологичес­кого, так и юридического.

Учеными-правоведами традиционно в юриспруденции выделяются следующие три формы ее взаимодействия со смежными науками:

Использование данных смежных с юриспруденцией наук для ре­шения актуальных специфических проблем правотворчества и право­вого регулирования.

Использование научных идей и принципов смежных наук для анализа системы государственно-правового регулирования.

Использование в социально-правовом познании конкретных при­емов, методов, способов, научного исследования, заимствованных из той или иной конкретной науки*.

_____________________________________________________________________________ *Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Под ред. Васильева А.М.: М., 1986. Кн. 1, с. 347—348.

Нам представляется, что предложенная первая модель взаимодей­ствия юриспруденции и психологии более полно, чем вторая, традици­онная, отображает объективный характер процесса, в результате кото­рого и формируется юридическая психология.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психи­ческая деятельность людей приобретает своеобразные черты, ко­торые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Являясь активным членом общества, человек совершает по­ступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения и устанавливают­ся самими людьми в интересах либо всего общества, либо от­дельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на технические и соци­альные. Первые регулируют деятельность человека по использова­нию природных ресурсов (нормы расхо­да топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы ре­гулируют отношения между людьми.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо соверше­ния каких-то активных действий.

Методологическая особенность юри­дической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности.

Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психо-

логия исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п

Место юридической психологии в системе научных знаний.

Судебная (ныне юридическая) психология возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыке правовой и психологической наук. Поэтому она носит, безусловно, комплекс­ный, междисциплинарный характер. Юридическая психология является как бы частичкой многих научных дисциплин поэтому она не может не занимать своё место в нижеперечисленных дисциплинах. Прежде всего она связана с общей психологией и по отношению к ней находится в ряду аналогич­ных ей научных дисциплин, которые Л.С. Выготский называл отрасля­ми прикладной психологии (педагогическая, медицинская и др.).

Тесные связи юридическая психология поддерживает также и с со­циальной психологией. Такие ее разделы, как социально-психологичес­кие проблемы личности, являются базовыми в изучении психологичес­ких аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии пре­ступной группы и некоторых других вопросов. Многие положения юри­дическая психология заимствует из области педагогической, медицин­ской, инженерной психологии, психологии труда, управления приме­нительно к решению своих частных задач. В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональ­ной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может быть, несмотря на свой естественно-научный ха­рактер, и вспомогательной правовой наукой, связанной с ее различны­ми отраслями. Причем юридическая психология не только поддержива­ет с ними междисциплинарные связи, но и оказывает им уникальную помощь, выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяется прежде всего гносеологической природой установления истины при расследовании (рассмотрении) уголовных дел, в ходе разре­шения различных гражданско-правовых споров в суде, поскольку это — не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания, осущест­вляемого с учетом закономерностей психических познавательных про­цессов, в целом познавательной деятельности человека.

В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучаю­щей сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участни­ков процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уго­ловным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее на­чала до завершения, правила деятельности органов расследования, про­куратуры и суда при производстве по уголовным делам.

Основным содержанием уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами, является процесс рассле­дования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанав­ливается истина по делу. То есть, доказывание истины в уголовном про­цессе представляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и осо­бенностями психолого-гносеологического характера.




Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуально­го закона, таких, как независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПК РСФСР), вырабаты вались на протяжении длительного периода под влиянием практики уго­ловного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объектив­ность установления истины и принятия судебных решений.

Поэтому при анализе норм уголовно-процессуального закона, регу­лирующих процесс доказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых, отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. И во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных вли­яний процессы мышления, памяти, принятия решений различными участниками уголовного процесса. И хотя законодатель не прибега­ет к собственно психологическим терминам, процедура расследова­ния (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный че­ловечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в уста­новлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезную по­мощь правоохранительной деятельности будет оказывать психологи­ческая наука, которая должна перейти от распространенного психо­логического комментария отдельных явлений или процессов, психо­логического всеобуча работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной дея­тельности как единой целостной системы.

Психологическое обеспечение уголовно-процессуальной деятель­ности (поэтапное психологическое сопровождение ее стадий) в виде по­стоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохрани­тельной деятельности в стране. А это в свою очередь предполагает со­зданиепсихологической службы в системе правоохранительных ор­ганов, укомплектованных соответствующими специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную, но самое глав­ное — постоянную практическую помощь работникам этих органов, на­пример, при выезде на место происшествия, во время проведения обыс­ка и других следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, при проведении профилакти­ческих мероприятий и т.п.

Тесные междисциплинарные связи также имеют место между юри­дической психологией и наукой уголовного права в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. На­пример, к ним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъек­тивной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъ­ект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.

Не менее актуальной в гражданском праве становится проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, дефектов его воле­изъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им ре­шений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).

Все еще недостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права (законодательства).

Самая тесная связь юридической психологии установилась с кри­миналистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интег­рационном процессе необходим более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше применительно к уго­ловно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологи­ческого обеспечения внедрения и реализации рекомендаций кримина­листики (и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельность правоохранительных органов.

Для этого необходимо:

более широкая и квалифицированная методическая (по сравнению с настоящим положением) помощь специалистов (экспертов)-психологов в процессе расследования (рассмотрения) уголовных дел;

введение института судебного психолога в систему республикан­ских, областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохрани­тельных органов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов в проведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповых преступлений.

Традиционные связи поддерживаются между юридической психо­логией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нор­мой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие та­кого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Предмет юридической психологии, ее структура и содержание

При определении предмета юридической психологии следует иметь в виду те базовые понятия, основные категории психологической науки, рассматриваемые в любой прикладной отрасли психологии и составляющие ее стержень:

— личность субъекта — участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики;

— собственно деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, его психике особые, специфические требования.

Именно эти два понятия лежат в основе предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых находится и юридическая психология. Подобный подход, выделяющий два основных блока в юридической психологии, позволяет дать следующее ее определение.

Предметомюридической психологии выступают различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику, сознание и поведение участвующих в ней людей.

Содержаниеюридической психологии как прикладной отрасли психологической науки включает в себя помимо разработки общих вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологическому обеспечению применения норм права, правотворчеству, правовому сознанию, составляющие правовую психологию.

Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями — психологические исследования следственной, прокурорской, оперативно-розыскной, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности, юстиции, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи населению, юридическим лицам (нотариата, адвокатуры). С этой точки зрения, в структуре юридической психологии, являющейся родовым понятием, можно выделить такие ее разделы, как судебная психология, психология оперативно-розыскной деятельности, военно-юридическая, исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, или в наиболее общем виде — психология профессиональной деятельности юриста.

Самостоятельным разделом юридической психологии является криминальная психология, занимающаяся проблемами личности преступника, психологическими особенностями отклоняющегося, противоправного поведения.

В настоящее время на стыке судебной, оперативно-розыскной криминальной психологии разрабатывается самостоятельное направление — криминалистическая психология, предметом которой являются психологические особенности методики расследования особо опасных (так называемых серийных) преступлений.

Читайте также: