Конспект занятия его величество электричество
Обновлено: 01.07.2024
Автор: Захарова Ирина Вячеславовнв
Населенный пункт: Челябинская область, г. Троицк
обобщать знания детей об электричестве;
закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
формировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать умение работать в коллективе.
В: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю.
— В некотором царстве, некотором государстве жило было Его Величество Электричество. И пришла ему весть, что не все жители государства знают правила пользования электричеством. И много бед произошло от этого. В одном доме забыли выключить утюг, начался пожар, в другом – решили починить розетку и получили удар током, в третьем – включили много приборов в одну розетку, произошло замыкание. Рассердилось Электричество и решило уйти из своего государства. Очень ему было обидно, и очень хотелось найти тех, кто хорошо знает правила электробезопасности.
В: Ну, что ребята поможем Его Величество Электричество вернуться в своё государство, выполним все задания, которые нам приготовили.
1.Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу! (Пылесос)
2. В неё сначала бельё загружай,
Насыпь порошок и в розетку включай,
Программу для стирки задать не забудь,
А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)
3. Помялось платье? Ничего!
Разглажу я сейчас его,
Работать мне, не привыкать…
Готово! Можно надевать. (Утюг)
4. Живут там разные продукты,
Котлеты, овощи и фрукты.
Сметана, сливки и колбасы,
Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник)
5. Он может волосы сушить
И аккуратно уложить.
В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер (Фен)
6. Он мгновенно без проблем
Нам собьет для торта крем (Миксер)
7. Есть у нас в квартире
Что происходит в мире
Покажет нам оно (Телевизор)
В: Как можно назвать всё это одним словом?
В: Что общего в этих приборах?
Д: У них есть шнур, вилка, которая вставляется в розетку; они все работают от электричества.
В: Молодцы, справились с заданием, получайте первый знак. Давайте его рассмотрим. Что он обозначает? (Выключать электроприбор надо за вилку, а не за шнур)
В: Назовите лишний прибор на картинках:
— микроволновая печь, пылесос, ножницы, утюг;
— сковорода, тарелка, электрический чайник, кастрюля;
— телевизор, вентилятор, магнитофон, батарея отопления.
(Дети получают второй знак, рассматривают его (Нельзя сразу включать все приборы в одну розетку)
В: А сейчас нужно отгадать ребус. Составьте слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках и тогда вы узнаете в какую пальчиковую игру мы будем играть, (телефон, окно, кран). Дети составляют слово ТОК.
Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки
Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)
Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на
Холодильник, мониторы, на обеих руках)
Ток энергию принёс (стучат кулаком одной руки о кулак другой)
В: Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы очень трудно. Когда-то люди пользовались совсем другими предметами. Давайте на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает людям сейчас, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Каждому из вас надо найти пару. И рассказать, что есть и что было (стиральная машина-корыто, пылесос-веник, лампа-свеча, утюг-рубель, скалка, электроплита-печка, обогреватель-костер, электрический чайник-самовар, вентелятор-веер).
Дети получают третий знак (нельзя в розетку вставлять предметы)
4 задание.
В: Ребята, посмотрите какой-то провод лежит на полу, давайте его уберем.
Д: Может ударить током.
В: Если вы увидели где-то висит провод, что надо делать?
(От провода надо отойти на 8 метров, идти гусиным шагом, ноги должны постоянно задевать друг друга. Отойдя на безопасное расстояние обратиться к взрослым за помощью. Сообщить по телефону 01 или 112 об опасности. Оставаться на месте и предупреждать прохожих об опасности).
Дети получают четвертый знак (нельзя подходить к проводам и трогать их руками)
Ты дома один. Вдруг загорелся телевизор.
- накрыть влажной тканью;
- выключить телевизор из розетки;
- позвонить по “01”.
А теперь надо ответить правильно ли поступают дети или нет и почему?
1) Лампа светило очень ярко. Таня взяла мамин шелковый платок и положила на плафон лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
2) Бабушка попросила Вову посмотреть, не нагрелась ли вода в чайнике. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
3) Оля мыла посуду и вспомнила, что начинается ее любимый фильм. Она стала вставлять вилку в розетку мокрыми руками.
4) Женя гладила платье. Раздался звонок. Девочка поставила утюг на специальную подставку и пошла, открывать дверь.
5) Мама попросила Наташу протереть люстру. Девочка включила свет, чтобы лучше было видно, намочила тряпку и стала вытирать пыль с лампочки.
Я пришел к подруге Ире,
У нее во всей квартире
Свет горит, телевизор говорит,
Радио поет, магнитофон орет,
А она на компьютере играет,
Ничего не замечает.
Так должно быть или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ. (Ответы детей: нет, не должно быть.)
Один мальчик после школы
Побежал играть в футбол.
Но оставил свет в окошке,
Чтоб не скучно было кошке.
Дайте мне скорей ответ:
Так должно быть или нет?
(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте).
В: Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).
Солнце утром ярко светит,
Всем ребятам шлет привет.
А Артем в своей квартире
Все равно включает свет.
Дайте правильный ответ:
Так должно быть или нет?
(Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце)
Дети получают пятый знак (нельзя оставлять включенным утюг)
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре - Хлопают в ладоши
С мамой мы утюг купили.
Будем гладить, а потом Имитируют глажку белья
Всё на полки уберем.
Ну, а с папой мы вдвоем Имитируют уборку
Пылесосом пол протрем.
С делами управимся - Хлопают в ладоши
К телевизору усядемся Приседают
6 задание. Назови правила.
В: Посмотрите на картинку и назовите правило обращения с электричеством. (Демонстрируются картинки, дети формулируют правила).
-Не дёргай шнур и не тяни,
Затея выйдет боком –
Порвётся провод и тебя
Ударить может током.
-Если все приборы разом
Ты в одну розетку включишь,
То пожар проводки сразу
В этой комнате получишь.
-Ты, малыш, запомнить должен —
Будь с розеткой осторожен.
С ней никак нельзя играть
Гвоздики в неё совать.
-Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды.
Такая халатность – шаг до беды.
-Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь.
Самое главное правило – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
В: Молодцы! Вы знаете все правила и получаете шестой знак (нельзя выключать электроприборы мокрыми руками).
А сейчас давайте наклеим эти знаки под каждой картинкой, чтобы всем было понятно, что это за правило! (Дети наклеивают картинки на лист ватмана)
Теперь возьмите в руки плакат, и я вас сфотографирую, а потом отправлю фотографию Его Величество Электричество. Его Величество Электричество увидит, что вы собрали все 6 знаков и сделали плакат с правилами электробезопасности. И благодаря вам вернется в своё государство.
Ребята, скажите как мы можем еще использовать наш плакат с правилами? (показать детям в других группах и рассказать что они обозначают).
1.Дыбина, О. В. Что было до. игры- путешествия в прошлое предметов. - М., 2001г.
2. Елена Ульева - Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей
3.Наглядно – дидактическое пособие Мир в картинках Бытовая техника 3-7 лет. Мозаика – Синтез под ред. Дорофеева А.2004г.
4..Наглядно – дидактическое пособие Расскажите детям о бытовых приборах 3- 7 лет Мозаика – Синтез 2011г. автор текста Э.Емельянова, худ. редактор Н.Василевская.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ego_velichestvo-elektrichestvo.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 202
Фрунзенского района Санкт- Петербурга
отделение дошкольного образования
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира с использованием технологии исследовательской деятельности дошкольников
для детей подготовительной группы 6 – 7 лет
Обозной Валерии Игоревны
Формирование целостной картины мира
Основной вид детской деятельности: познавательная, исследовательская
Форма проведения мероприятия: игровая
Используемые образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные технологии, личностно – ориентированная технология.
Цель: расширение и обобщение представлений детей об электричестве и его использовании через организацию опытно - экспериментальной деятельности.
• Уточнить представления об электричестве;
• Познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества;
• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
• Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к здоровью человека.
• Формировать навыки логического мышления во время исследовательской деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
• Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе;
• Воспитывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
• Развивать интерес к окружающему миру;
• Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Планируемый результат: дети систематизируют и закрепят знания об электричестве и его использовании в жизни человека.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, рассматривание остановившихся часов в группе, написание письма Фиксикам.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Дети встают в полукруг
Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.
Воспитатель: Ребята! Я вам сейчас загадаю загадку, а ответ на нее подскажет нам тему нашего занятия. Слушайте внимательно.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Воспитатель: Правильно, ребята. Это его величество – электричество или его еще называют электрический ток. Электрический ток похож на реку. В реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы. Маленькие частички называются электронами.
2. ФИЗКУЛЬТ, МИНУТКА
Воспитатель: Как называются маленькие частички? (ответы детей, индивидуальное и хоровое повторение)
Воспитатель: Давайте представим, что мы маленькие электрончики. Вставайте друг за другом. Я положу на пол веревочку, это будет провод. Сейчас мы с вами побежим по этой веревочке как электрончики по проводам.
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом. В ходе движения проговаривают стихотворение:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Ток энергию принес.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Садитесь на стулья.
3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ
Воспитатель: Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!
Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:
стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина — игла.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.
5. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ
Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает? (ответы детей)
Воспитатель: Я сейчас вам объясню. Давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Как вы думаете, а в природе можно встретить электричество? (Ответы детей.) Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии — это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация слайда из презентации или иллюстрации.) У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притягивают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.
6. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Стук в дверь. Вносят письмо.
Воспитатель: Ребята, это же письмо от Фиксиков. Помните, мы с вами писали письмо Фиксикам и просили их отремонтировать наши часы. Вот мы получили от них ответ.
Кто такие Фиксики? Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.
Давайте прочитаем письмо.
«Привет, ребята! Мы получили ваше письмо, в котором вы просили отремонтировать часы в вашей группе. Теперь все в порядке, ваши часы опять работают. Вы не будете опаздывать на обед после прогулки, во время будете ложиться спать.
Нам очень понравилось в вашей группе. У вас столько много игрушек. Нолику очень понравилось играть на металлофоне. Дедус рассмотрел ваши книги. И даже успел нам прочитать сказку, пока мы разбирались с вашими часами. Там все оказалось просто. Нужно было правильно вставить батарейку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
Воспитатель: Да, когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время. Ребята, в батарейках живёт неопасное электричество.
7. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА, БЕСЕДА О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Воспитатель: Ребята, но есть бытовые электроприборы, в которых живет опасное электричество? Какие это электроприборы, вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: А чем оно опасно, вы тоже знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.
Посмотрите маленький мультфильм и запомните некоторые правила безопасности:
- Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
- Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
- Не играй с розетками!
- Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
- Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!
А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Давайте прочитаем дальше.
Воспитатель: Ребята, Фиксики приготовили для нас сюрприз. Смотрите, около окон стоят столы. на них лежат какие – то предметы. С помощью этих предметов мы научимся ловить неопасное электричество. Такое электричество тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе и, если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаю вам превратиться в волшебников.
Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. (дети произносят волшебные слова)
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию, где вы научитесь ловить доброе электричество. Теперь мы с вами научные сотрудники, старшие и младшие. Вы – младшие, а я профессор электрических наук.
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Воспитатель: Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)
Как же заставить бабочек притянуться к палочке? Предположения детей.
Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)
Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)
А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?
Вывод: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.
Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.
Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые линейки.
Воспитатель: Ребята, прикоснитесь линейкой к конфетти. Что произошло с конфетти? Предположения детей.
Воспитатель: Возьмите линейки и потрите их о волосы. Поднесите линейки к конфетти. Что произошло? Ответы детей.
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать линейки о волосы, они стали электрическими, наэлектризовались.
Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?
Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый шарик висит на стене! Давайте и мы попробуем повесить эти шарики на стены (дети пытаются повесить шарики, но у них ничего не получается)
Воспитатель: Ребята, почему этот шарик висит, а ваши падают? Как ты думаешь Стася? А ты Даня? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Попробуйте. Дети пробуют. Если у кого-то не получается опыт, предложу помочь тому ребенку который уже справился с заданием.
Воспитатель: Вот и наши шарики висят на стене, они стали волшебными.
Вывод: Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество - и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы.
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Бывает опасное и неопасное) . За это огромное спасибо Фиксикам. Что больше всего понравилось вам? Что нового вы узнали? О чем расскажите мамам и папам?
Давайте поблагодарим Фиксиков за часы, которые они починили и за интересные открытия в лаборатории.
Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – растопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.
Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но на нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали, и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный, если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.
Дети крепят ладошки.
Воспитатель: Конечно же, вы активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому на Помогаторе у нас зеленые ладошки! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Думаю, что дома вы расскажете своим близким, какие опыты мы сегодня делали с вами на занятии. Спасибо вам.
Оценить 106 1
План-конспект занятия № 2
Форма работы: занятие.
Целевая аудитория: несовершеннолетние 3-6 лет.
Цель: расширение знаний детей об электричестве.
расширять знания детей о бытовых электроприборах; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
4.Заключительная часть - рефлексия подведение итогов.
Воспитатель:Здравствуйте ребята.
Рада видеть всех сейчас,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети:электрический ток.
Воспитатель:давайте узнаем, что такое электрический ток.
- Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землёю, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Ему приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Приходя в дом по электрическому проводу. Этот провод-дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам и попадает в розетки, а затем в электроприборы.
Воспитатель:Для чего нужен электрический ток?
Дети:смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер.
Воспитатель:электроприборы окружают вас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их. А я вам немного помогу.
Воспитатель:Если кнопочку нажать
Будет музыка звучать (магнитофон)
- Чудо-ящик – В нём окно.
В том окошечке кино! (телевизор)
- Пыль найдёт и вмиг проглотит,
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит… (пылесос)
- Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кормашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него… (утюг)
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт. (холодильник)
- Только, только я
Я на кухне главная
Без меня, как не трудись,
Без обеда насидитесь. (электроплита)
- Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьёт
Зато всё собьёт. (миксер)
- На столе в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке,
Развесёлый огонёк. (настольная лампа)
Воспитатель:А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!
Воспитатель:Дети, беремся по очереди за каждый пальчик и говорим слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Ток энергию принёс.
Воспитатель:Послушайте поучительную историю, которая приключилась с одной девочкой:
-В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели!
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал: «В розетке – ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Воспитатель:Запомните важное правило, повторяйте за мной (дети хором повторяют)
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Это каждый должен знать.
Воспитатель:Запомните на будущее ещё несколько важных правил!
- Играть вблизи объектов энергетики и даже приближаться к ним крайне ОПАСНО!
- Смертельно опасно подходить к любым провисшим или оборванным проводам.
- Ни в коем случае нельзя залезать в трансформаторные подстанции, трогать руками оборудование, провода. Этим вы подвергаете свою жизнь смертельной опасности и можете оставить без электричества сотни и тысячи людей.
Постарайтесь запомнить эти правила, и я буду для вас всегда самым надёжным другом.
закрепить правила безопасного поведения при обраще нии с электроприборами в быту.
- развивать стремление к поисково - познавательной деятельности;
- способствовать овладению п риёмам практического взаимодействи я с окружающими
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анал изировать, делать
- воспитывать осторожность при использовании электрических приборов .
изображением электрических приборов, воз ду шные шары, пластмассовые палочки по
количеству детей, кусочки шерстяной ткани, музыкальная игрушка, батарейка.
Воспитатель: Ребята! Хотите узнать, какую сказку я читаю?
Фрагмент мультфильма, где Золушка работает на кухне (на интерактивной доск е) .
Воспитатель: А вот и Золушка (входит, в руках веник и ру чная кофемолка).
постирать, у брать дом, погладить, разжечь огон ь в печ и, н агреть воды, при готовить еду. Я так
Воспитатель: Прох оди, Золушка, садись и отдохни . А мы подумаем, к ак тебе помочь . Как ты
думаешь…? (обращение к детям). А ты…? ( фея, волшебник, сам им помочь, электроприборы -
Воспитатель: Так, значит можно помочь! Ребята, так что же и з предложенного вами нам
выбрать? Правильн о, нас окр ужа ют предм еты, которые, как добрые волшебники, п омогают нам
в повседневной жизни, в быту. Как можно назвать эти предметы?
Дети: Телевизор, пылесос, холодильник, стиральная машина, электроплита, электрочайник,
Золушка: А как они могу т помочь человеку ? Что он и делают? Покажите мне их.
Воспитатель: Не волнуйся, Золушка. Сейчас ребята тебе всё покажут и расскажу т.
Дети берут по карточке с изображением электроприбора и по оче реди рассказывают:
1. Электрическая лампа ну ж на для того, чтобы давать свет .
3. Пылесос помогает убирать квартиру , у бирает пыль.
4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.
8. Микроволновая печь – для приготовления и разогревания пищи.
Золушка: А почему эти предметы называются электроприборами?
Воспитатель: Да, пра вильно. Они работают от электричества. Без электричества не сможет
работать ни один бытовой электроприбор. А как заставить работать любой электроприбор?
Вот мы вставляем вилку в розетку и происх одит чудо: прибор оживает. Что же такое невидимое
сидит в розетке и заставляет домашние маши ны тр у ди ться? Ответ вы узнаете, если отгадаете
Золушка: А что такое электрический ток, и отку д а он берётся?
Воспитатель: Я сейчас вам объясню . Прави льно, электрический ток бежит по проводам и
заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем - то похож на реку, толь ко в
реке течёт вода, а п о проводам текут малень кие - премаленькие частицы – электроны. А
подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойде те учиться в школу.
- выявить зоны повышенной опасности в доме, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами;
- познакомить и изучить правила безопасности при использовании электрических приборов дома;
- разработать инструкцию (свод правил) техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме;
- привить навыки и умения действовать при возникновении пожара при эксплуатации электрических приборов доме;
- воспитывать сознательное отношение к вопросам личной безопасности в доме.
- У учителя — картины, плакаты или другие иллюстративные материалы (слайды).
- У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.
1 этап. Актуализация знаний
1. Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепениться -
Пригласит чайку напиться. (Самовар)
2. Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были. (Пылесос)
3. На голове пуговка,
В носу решето, одна рука,
Да и та на спине. (Чайник)
4. Ей набили мясом рот,
И она его жуёт.
Жуёт, жуёт, но не глотает –
В тарелку отправляет. (Мясорубка)
5. Нет ушей, а слышит;
Нету рук, а пишет. (Магнитофон)
6. Очень умная машина.
Она поможет и написать,
И нарисовать,
И даже перевести на другой язык. (Компьютер)
1. | с | а | м | о | в | а | р | ||||
2. | п | ы | л | е | с | о | с | ||||
3. | ч | а | й | н | и | к | |||||
4. | м | я | с | о | р | у | б | к | а | ||
5. | м | а | г | н | и | т | о | ф | о | н | |
6. | к | о | м | п | ь | ю | т | е | р |
- электрочайник (включают, не налив в него воды, включают в неисправную розетку, включают мокрыми руками, забывают выключить, после того, как в нём вскипела вода)
- электрический утюг (оставляют включенным без присмотра, аналогично первому)
- стиральная машина (включают без разрешения родителей, открывают крышку во время работы машины, аналогично первому)
Вывод: Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт.
– Мы с вами продолжаем серию уроков “Раздела безопасности и защита человека в чрезвычайных ситуациях”. Сегодня мы поговорим о безопасности в доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это веди не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей, одни из которых бытовая техника и электрические приборы. Все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни. Наш разговор затронет очень серьезную тему, а именно – о безопасности в вашем доме при использовании электрических приборов.
2 этап. Историческая справка
Беседа о пользе электричества
– Почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям? (Электрический ток даёт людям свет в доме).
– Ребята, вы, наверно, знаете из книг, из рассказов своих бабушек, как раньше люди освещали своё помещение? (Люди использовали свечки, керосиновые лампы, лучины, лампады)
– Да, люди очень радовались, когда, наконец, была изобретена первая электрическая лампочка, которая пришла на смену свечке, лампаде, лучине.
– Ребята, в старших классах на уроках физике вы узнаете, что электрическую лампочку накаливания изобрёл русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин в 1879 году. С тех пор, в наших домах всегда горит свет
3 этап. Задание по группам
– Сейчас мы разделимся на команды и проведем соревнование. За правильный ответ команда получает баллы – лампочки. Чья команда набирает больше лампочек, следовательно, она и победитель.
Карточки с видами квартиры.
Найти источники повышенной опасности и обвести красным маркером. (Приложение 1)
Итог: подсчет количества лампочек.
– Какую еще возможность дает нам электричество в доме? (Использование различных электрических приборов)
В нашем доме много опасностей, связанных с электричеством.
4 этап.
– Сейчас, расскажем одну историю, которая приключилась в одной городской квартире.
Сказка про Его Величество нужное людям Электричество (Приложение 2)
Итог: Сказочные герои нам рассказали, какие умные электрические приборы есть в нашем доме, и посоветовали изучить правила, как пожара избежать.
5 этап.
– Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать правила использования домашних электрических приборов и своевременно устранять причины, при которых могут возникнуть потенциальные опасности превратиться в реальные.
Поэтому необходимо соблюдать свод правил при использовании домашних электрических приборов, а как называются такие указания?
Инструкция (указание) – свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь …
6 этап. Работа в группах
- внимательно прочитать инструкцию: разделы (1 – Техника безопасности, 2 – Запрещается)
- выделить правила безопасности при использовании электрических приборов дома;
- разработать инструкцию (свод правил) техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме;
- назвать семь основных правил техники безопасности.
- назвать пять основных правил пожарной безопасности (ваши действия при возникновении пожара).
– Назовите средства пожаротушения электроприборов в доме? (Вода, плотное ткань, одеяло, одежда, земля из цветочного горшка, огнетушитель).
Итог: основные правила безопасности.
– А сейчас давайте рассмотрим плакаты, которые ещё раз напомнят вам о том, какие правила необходимо соблюдать в быту, чтобы избежать поражения электрическим током! Эти правила полезно знать как детям, так и взрослым, поэтому после нашего занятия я рекомендую вам рассказать о некоторых из них и вашим родителям!
Перед началом работы проверь исправность шнура (кабеля), проводов, надёжность работы выключателя!
Будь осторожен! Не используй бытовые электроприборы и светильники на открытом воздухе.
Опасно! Не подключай сам, вызови электрика!
Самовольный ремонт электроустановок не принадлежащих населению, подключение к электрическому вводу в дом или к проходящей мимо дома линии электропередач бытовых электроприёмников и домашних электросетей, как правило, приводит к травмам.
Внимание! Не подвергай себя опасности! Будь острожен! Не пользуются бытовыми электроприборами с повреждённой изоляцией.
При повреждении изоляции электрического прибора тело человека, прикоснувшегося к металлическим конструкциям в квартире (батареям отопления, водопроводным трубам и другим заземлённым конструкциям) или другим электрическим проводникам оказывается в цепи прохождения электрического тока.
Дети! Нельзя вставлять в розетки различные предметы, кроме штепсельной вилки! Помните об опасности действия электрического тока и соблюдайте элементарные правила электробезопасности в быту.
Родители! Недостаточный контроль со стороны взрослых и наличие в доме легко доступных открытых розеток, включенных электроприборов и светильников подчас с нарушенной изоляцией и оголёнными токоведущими частями могут привести к ожогам и более серьёзным травмам.
– Вот такие правила помогут вам избежать опасности, которую таит в себе светлое Величество – Электричество!
7 этап. Рассказ учителя об электрическом токе, высоком напряжении и о мерах, при поражении электричеством.
- не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;
- не использовать неисправные электроприборы;
- не трогать включенный электроприбор мокрыми руками.
– Ребята, мы смогли ещё раз убедиться в том, что ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – очень для нас важно, что не можем в современном мире обойтись без электричества, которое нужно уважать и беречь. Электричество мы не можем увидеть. Поэтому электрический ток, бегущий по проводам, несмотря на то, что он так необходим человеку, очень опасен! Об этом нас предупреждают люди, которые работают с электричеством, подвергая свою жизнь постоянной опасности. Ребята, а знаете ли вы, как называется профессия людей, которые работают с электричеством?
Воздействие электрического тока на организм человека.
Этот знак предупреждает
Предупреждение. Опасность! Не вскрывать опасность получения электрошока.
8 этап. Игровые ситуации (Приложение 3)
Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при умелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электроприборами.
В правильном порядке выстроить последовательность шагов.
За правильный ответ – лампочка.
Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?
- накрыть влажной тканью;
- обесточить телевизор;
- позвонить по “01”.
Ситуация №2
На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?
- накинуть на сковороду влажное полотенце, снять с плиты.
- выключить печь, а сковороду плотно накроите крышкой
- залить сковороду водой.
Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
- бежать
- упасть на пол;
- накрыться влажной тканью;
Ситуация №4
- бежать за водой и заливать пламя
- выдернуть шнур с вилкой из розетки
- взять утюг и убрать его с горящей вещи.
Ситуация №6
- Буду звать на помощь
- Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз.
- Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь.
Ситуация №5
- спрятаться
- вызвать пожарных.
- закрыть рот и нос мокрым носовым платком и продвигаться к выходу, прижимаясь к полу
Ситуация №7 (выберите правильный вариант ответа)
1) Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.
2) Лампа светило очень ярко. Таня взяла цветной лист бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
3) – Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
Ситуация №8 (выберите правильный вариант ответа)
Итог: Необходимо действовать правильно, без паники от этого зависит скорость тушения пожара и безопасность человека.
9 этап. Динамическая пауза (медленно, быстро, очень быстро):
10 заключительный этап: Творческое задание по группам.
Придумать Указ Его Величества Электричества. (Приложение 4)
- В жилом помещении опасными могут быть … (электроприборы)
- Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо … (прочитать инструкцию)
- Выходя из комнаты или дома, надо … (выключайте электроприборы)
- При включении и выключении электроприборов, надо … (исправность электропроводки)
- К оголённым проводам … (не прикасаться)
- Не устанавливайте электроприборы вблизи … (приборов отопления), или плохо охлаждаемое место, например … (в шкаф)
2 команда.
Дается карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
1. Огонь нельзя оставлять 2. Если увидишь пламя – 3. Вызывай пожарных 4. От огня 5. Из горящего помещения 6. Прибор неисправен | а) по телефону 01 б) нельзя прятаться в) без присмотра. г) не включай д) зови на помощь взрослых е) надо быстро уйти |
3 команда. Дается карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
1. Не включай электроприборы… 2. Не пытайся починить электроприбор,… 3. Не пользуйся электроприборами. 4. Не пользуйся электроприборами. 5. Опасней всего при пожаре 6. Если произошло возгорание | а) когда сидишь в ванне б) выключи из розетки и накрой плотной тканью в) с оголенными проводами г) если он включен в розетку. д) мокрыми руками е) дым |
- Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному … (проводу);
- Не используй бытовые электроприборы и светильники на … (открытом воздухе).
- Нельзя пользоваться … (неисправными) электроприборами.
- Нельзя самим … (чинить, разбирать) электроприборы,
- Нельзя ковыряться в розетке ни … (пальцем), ни … (другими предметами).
- Электричество не терпит соседства с … (водой).
Подведение итогов соревнования (подсчет количества лампочек).
Его Величество Электричество для вас приготовило подарок – Инструкцию техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов (Приложение 5).
Спасибо Его Величеству Электричеству за подарки, которые помогут ребятам, в их повседневной жизни.
Итог занятия
– Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. Записали инструкцию по правилам обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.
Читайте также: