Конспект занятия его величество электричество

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Захарова Ирина Вячеславовнв

Населенный пункт: Челябинская область, г. Троицк

обобщать знания детей об электричестве;

закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

формировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать умение работать в коллективе.

В: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю.

— В некотором царстве, некотором государстве жило было Его Величество Электричество. И пришла ему весть, что не все жители государства знают правила пользования электричеством. И много бед произошло от этого. В одном доме забыли выключить утюг, начался пожар, в другом – решили починить розетку и получили удар током, в третьем – включили много приборов в одну розетку, произошло замыкание. Рассердилось Электричество и решило уйти из своего государства. Очень ему было обидно, и очень хотелось найти тех, кто хорошо знает правила электробезопасности.

В: Ну, что ребята поможем Его Величество Электричество вернуться в своё государство, выполним все задания, которые нам приготовили.

1.Пыль увижу – заворчу,

Заверчу и проглочу! (Пылесос)

2. В неё сначала бельё загружай,

Насыпь порошок и в розетку включай,

Программу для стирки задать не забудь,

А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)

3. Помялось платье? Ничего!

Разглажу я сейчас его,

Работать мне, не привыкать…

Готово! Можно надевать. (Утюг)

4. Живут там разные продукты,

Котлеты, овощи и фрукты.

Сметана, сливки и колбасы,

Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник)

5. Он может волосы сушить

И аккуратно уложить.

В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер (Фен)

6. Он мгновенно без проблем

Нам собьет для торта крем (Миксер)

7. Есть у нас в квартире

Что происходит в мире

Покажет нам оно (Телевизор)

В: Как можно назвать всё это одним словом?

В: Что общего в этих приборах?

Д: У них есть шнур, вилка, которая вставляется в розетку; они все работают от электричества.

В: Молодцы, справились с заданием, получайте первый знак. Давайте его рассмотрим. Что он обозначает? (Выключать электроприбор надо за вилку, а не за шнур)

В: Назовите лишний прибор на картинках:

— микроволновая печь, пылесос, ножницы, утюг;

— сковорода, тарелка, электрический чайник, кастрюля;

— телевизор, вентилятор, магнитофон, батарея отопления.

(Дети получают второй знак, рассматривают его (Нельзя сразу включать все приборы в одну розетку)

В: А сейчас нужно отгадать ребус. Составьте слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках и тогда вы узнаете в какую пальчиковую игру мы будем играть, (телефон, окно, кран). Дети составляют слово ТОК.

Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки

Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)

Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на

Холодильник, мониторы, на обеих руках)

Ток энергию принёс (стучат кулаком одной руки о кулак другой)

В: Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы очень трудно. Когда-то люди пользовались совсем другими предметами. Давайте на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает людям сейчас, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Каждому из вас надо найти пару. И рассказать, что есть и что было (стиральная машина-корыто, пылесос-веник, лампа-свеча, утюг-рубель, скалка, электроплита-печка, обогреватель-костер, электрический чайник-самовар, вентелятор-веер).

Дети получают третий знак (нельзя в розетку вставлять предметы)

4 задание.

В: Ребята, посмотрите какой-то провод лежит на полу, давайте его уберем.

Д: Может ударить током.

В: Если вы увидели где-то висит провод, что надо делать?

(От провода надо отойти на 8 метров, идти гусиным шагом, ноги должны постоянно задевать друг друга. Отойдя на безопасное расстояние обратиться к взрослым за помощью. Сообщить по телефону 01 или 112 об опасности. Оставаться на месте и предупреждать прохожих об опасности).

Дети получают четвертый знак (нельзя подходить к проводам и трогать их руками)

Ты дома один. Вдруг загорелся телевизор.

- накрыть влажной тканью;

- выключить телевизор из розетки;

- позвонить по “01”.

А теперь надо ответить правильно ли поступают дети или нет и почему?

1) Лампа светило очень ярко. Таня взяла мамин шелковый платок и положила на плафон лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.

2) Бабушка попросила Вову посмотреть, не нагрелась ли вода в чайнике. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

3) Оля мыла посуду и вспомнила, что начинается ее любимый фильм. Она стала вставлять вилку в розетку мокрыми руками.

4) Женя гладила платье. Раздался звонок. Девочка поставила утюг на специальную подставку и пошла, открывать дверь.

5) Мама попросила Наташу протереть люстру. Девочка включила свет, чтобы лучше было видно, намочила тряпку и стала вытирать пыль с лампочки.

Я пришел к подруге Ире,

У нее во всей квартире

Свет горит, телевизор говорит,

Радио поет, магнитофон орет,

А она на компьютере играет,

Ничего не замечает.

Так должно быть или нет?

Ну-ка, дайте мне ответ. (Ответы детей: нет, не должно быть.)

Один мальчик после школы

Побежал играть в футбол.

Но оставил свет в окошке,

Чтоб не скучно было кошке.

Дайте мне скорей ответ:

Так должно быть или нет?

(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте).

В: Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).

Солнце утром ярко светит,

Всем ребятам шлет привет.

А Артем в своей квартире

Все равно включает свет.

Дайте правильный ответ:

Так должно быть или нет?

(Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце)

Дети получают пятый знак (нельзя оставлять включенным утюг)

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре - Хлопают в ладоши

С мамой мы утюг купили.

Будем гладить, а потом Имитируют глажку белья

Всё на полки уберем.

Ну, а с папой мы вдвоем Имитируют уборку

Пылесосом пол протрем.

С делами управимся - Хлопают в ладоши

К телевизору усядемся Приседают

6 задание. Назови правила.

В: Посмотрите на картинку и назовите правило обращения с электричеством. (Демонстрируются картинки, дети формулируют правила).

-Не дёргай шнур и не тяни,

Затея выйдет боком –

Порвётся провод и тебя

Ударить может током.

-Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь.

-Ты, малыш, запомнить должен —

Будь с розеткой осторожен.

С ней никак нельзя играть

Гвоздики в неё совать.

-Все дети должны обязательно знать:

Электроприборы нельзя выключать

Тогда, когда руки мокры от воды.

Такая халатность – шаг до беды.

-Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил, проверь.

Самое главное правило – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

В: Молодцы! Вы знаете все правила и получаете шестой знак (нельзя выключать электроприборы мокрыми руками).

А сейчас давайте наклеим эти знаки под каждой картинкой, чтобы всем было понятно, что это за правило! (Дети наклеивают картинки на лист ватмана)

Теперь возьмите в руки плакат, и я вас сфотографирую, а потом отправлю фотографию Его Величество Электричество. Его Величество Электричество увидит, что вы собрали все 6 знаков и сделали плакат с правилами электробезопасности. И благодаря вам вернется в своё государство.

Ребята, скажите как мы можем еще использовать наш плакат с правилами? (показать детям в других группах и рассказать что они обозначают).

1.Дыбина, О. В. Что было до. игры- путешествия в прошлое предметов. - М., 2001г.

2. Елена Ульева - Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей

3.Наглядно – дидактическое пособие Мир в картинках Бытовая техника 3-7 лет. Мозаика – Синтез под ред. Дорофеева А.2004г.

4..Наглядно – дидактическое пособие Расскажите детям о бытовых приборах 3- 7 лет Мозаика – Синтез 2011г. автор текста Э.Емельянова, худ. редактор Н.Василевская.

ВложениеРазмер
konspekt_ego_velichestvo-elektrichestvo.docx 31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 202

Фрунзенского района Санкт- Петербурга

отделение дошкольного образования

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира с использованием технологии исследовательской деятельности дошкольников

для детей подготовительной группы 6 – 7 лет

Обозной Валерии Игоревны

Формирование целостной картины мира

Основной вид детской деятельности: познавательная, исследовательская

Форма проведения мероприятия: игровая

Используемые образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные технологии, личностно – ориентированная технология.

Цель: расширение и обобщение представлений детей об электричестве и его использовании через организацию опытно - экспериментальной деятельности.

• Уточнить представления об электричестве;

• Познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества;

• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

• Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к здоровью человека.

• Формировать навыки логического мышления во время исследовательской деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

• Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе;

• Воспитывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

• Развивать интерес к окружающему миру;

• Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Планируемый результат: дети систематизируют и закрепят знания об электричестве и его использовании в жизни человека.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, рассматривание остановившихся часов в группе, написание письма Фиксикам.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети встают в полукруг

Знаем мы с детства

Слова очень мудрые

При встрече здороваться

Доброе утро, хороший мой друг!

Доброе утро всем людям вокруг!

Доброе утро небу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

Воспитатель: Ребята! Я вам сейчас загадаю загадку, а ответ на нее подскажет нам тему нашего занятия. Слушайте внимательно.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Воспитатель: Правильно, ребята. Это его величество – электричество или его еще называют электрический ток. Электрический ток похож на реку. В реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы. Маленькие частички называются электронами.

2. ФИЗКУЛЬТ, МИНУТКА

Воспитатель: Как называются маленькие частички? (ответы детей, индивидуальное и хоровое повторение)

Воспитатель: Давайте представим, что мы маленькие электрончики. Вставайте друг за другом. Я положу на пол веревочку, это будет провод. Сейчас мы с вами побежим по этой веревочке как электрончики по проводам.

Дети вместе с воспитателем встают друг за другом. В ходе движения проговаривают стихотворение:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Ток энергию принес.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Садитесь на стулья.

3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ

Воспитатель: Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина — игла.

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

5. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ

Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает? (ответы детей)

Воспитатель: Я сейчас вам объясню. Давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

Как вы думаете, а в природе можно встретить электричество? (Ответы детей.) Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии — это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация слайда из презентации или иллюстрации.) У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притягивают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.

6. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ

Стук в дверь. Вносят письмо.

Воспитатель: Ребята, это же письмо от Фиксиков. Помните, мы с вами писали письмо Фиксикам и просили их отремонтировать наши часы. Вот мы получили от них ответ.

Кто такие Фиксики? Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.

Давайте прочитаем письмо.

«Привет, ребята! Мы получили ваше письмо, в котором вы просили отремонтировать часы в вашей группе. Теперь все в порядке, ваши часы опять работают. Вы не будете опаздывать на обед после прогулки, во время будете ложиться спать.

Нам очень понравилось в вашей группе. У вас столько много игрушек. Нолику очень понравилось играть на металлофоне. Дедус рассмотрел ваши книги. И даже успел нам прочитать сказку, пока мы разбирались с вашими часами. Там все оказалось просто. Нужно было правильно вставить батарейку.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)

Воспитатель: Да, когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время. Ребята, в батарейках живёт неопасное электричество.

7. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА, БЕСЕДА О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Воспитатель: Ребята, но есть бытовые электроприборы, в которых живет опасное электричество? Какие это электроприборы, вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: А чем оно опасно, вы тоже знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.

Посмотрите маленький мультфильм и запомните некоторые правила безопасности:

  1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
  2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
  3. Не играй с розетками!
  4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
  5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Давайте прочитаем дальше.

Воспитатель: Ребята, Фиксики приготовили для нас сюрприз. Смотрите, около окон стоят столы. на них лежат какие – то предметы. С помощью этих предметов мы научимся ловить неопасное электричество. Такое электричество тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе и, если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаю вам превратиться в волшебников.

Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. (дети произносят волшебные слова)

Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию, где вы научитесь ловить доброе электричество. Теперь мы с вами научные сотрудники, старшие и младшие. Вы – младшие, а я профессор электрических наук.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

Как же заставить бабочек притянуться к палочке? Предположения детей.

Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Вывод: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.

Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые линейки.

Воспитатель: Ребята, прикоснитесь линейкой к конфетти. Что произошло с конфетти? Предположения детей.

Воспитатель: Возьмите линейки и потрите их о волосы. Поднесите линейки к конфетти. Что произошло? Ответы детей.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать линейки о волосы, они стали электрическими, наэлектризовались.

Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?

Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый шарик висит на стене! Давайте и мы попробуем повесить эти шарики на стены (дети пытаются повесить шарики, но у них ничего не получается)

Воспитатель: Ребята, почему этот шарик висит, а ваши падают? Как ты думаешь Стася? А ты Даня? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Попробуйте. Дети пробуют. Если у кого-то не получается опыт, предложу помочь тому ребенку который уже справился с заданием.

Воспитатель: Вот и наши шарики висят на стене, они стали волшебными.

Вывод: Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество - и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы.

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Бывает опасное и неопасное) . За это огромное спасибо Фиксикам. Что больше всего понравилось вам? Что нового вы узнали? О чем расскажите мамам и папам?

Давайте поблагодарим Фиксиков за часы, которые они починили и за интересные открытия в лаборатории.

Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – растопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.

Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но на нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали, и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный, если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.

Дети крепят ладошки.

Воспитатель: Конечно же, вы активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому на Помогаторе у нас зеленые ладошки! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Думаю, что дома вы расскажете своим близким, какие опыты мы сегодня делали с вами на занятии. Спасибо вам.

Оценить 106 1

План-конспект занятия № 2

Форма работы: занятие.

Целевая аудитория: несовершеннолетние 3-6 лет.

Цель: расширение знаний детей об электричестве.

расширять знания детей о бытовых электроприборах; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

4.Заключительная часть - рефлексия подведение итогов.

Воспитатель:Здравствуйте ребята.

Рада видеть всех сейчас,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети:электрический ток.

Воспитатель:давайте узнаем, что такое электрический ток.

- Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землёю, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Ему приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Приходя в дом по электрическому проводу. Этот провод-дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам и попадает в розетки, а затем в электроприборы.

Воспитатель:Для чего нужен электрический ток?

Дети:смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер.

Воспитатель:электроприборы окружают вас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их. А я вам немного помогу.

Воспитатель:Если кнопочку нажать

Будет музыка звучать (магнитофон)

- Чудо-ящик – В нём окно.

В том окошечке кино! (телевизор)

- Пыль найдёт и вмиг проглотит,
Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос,

Коврик чистит… (пылесос)

- Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кормашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него… (утюг)

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт. (холодильник)

- Только, только я

Я на кухне главная

Без меня, как не трудись,

Без обеда насидитесь. (электроплита)

- Посмотри на бочок

Во мне вертится волчок.

Ни кого он не бьёт

Зато всё собьёт. (миксер)

- На столе в колпаке,

Да в стеклянном пузырьке,

Развесёлый огонёк. (настольная лампа)

Воспитатель:А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

Воспитатель:Дети, беремся по очереди за каждый пальчик и говорим слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Ток энергию принёс.

Воспитатель:Послушайте поучительную историю, которая приключилась с одной девочкой:

-В гости к нам пришла соседка,

Мы резвились с ней полдня

Спицу вставили в розетку,

Из розетки – столб огня!

Мы с соседкой еле-еле

Прыгнуть в сторону успели!

Папа мой, большой знаток,

Нам сказал: «В розетке – ток,

Вам розетку эту я

Трогать не советую,

Утюги и провода

Не хватайте никогда!

Ток невидимый без рук

Воспитатель:Запомните важное правило, повторяйте за мной (дети хором повторяют)

Гвоздики и пальчики

В розетку не вставлять.

Это каждый должен знать.

Воспитатель:Запомните на будущее ещё несколько важных правил!

- Играть вблизи объектов энергетики и даже приближаться к ним крайне ОПАСНО!

- Смертельно опасно подходить к любым провисшим или оборванным проводам.

- Ни в коем случае нельзя залезать в трансформаторные подстанции, трогать руками оборудование, провода. Этим вы подвергаете свою жизнь смертельной опасности и можете оставить без электричества сотни и тысячи людей.

Постарайтесь запомнить эти правила, и я буду для вас всегда самым надёжным другом.

закрепить правила безопасного поведения при обраще нии с электроприборами в быту.

- развивать стремление к поисково - познавательной деятельности;

- способствовать овладению п риёмам практического взаимодействи я с окружающими

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анал изировать, делать

- воспитывать осторожность при использовании электрических приборов .

изображением электрических приборов, воз ду шные шары, пластмассовые палочки по

количеству детей, кусочки шерстяной ткани, музыкальная игрушка, батарейка.

Воспитатель: Ребята! Хотите узнать, какую сказку я читаю?

Фрагмент мультфильма, где Золушка работает на кухне (на интерактивной доск е) .

Воспитатель: А вот и Золушка (входит, в руках веник и ру чная кофемолка).

постирать, у брать дом, погладить, разжечь огон ь в печ и, н агреть воды, при готовить еду. Я так

Воспитатель: Прох оди, Золушка, садись и отдохни . А мы подумаем, к ак тебе помочь . Как ты

думаешь…? (обращение к детям). А ты…? ( фея, волшебник, сам им помочь, электроприборы -

Воспитатель: Так, значит можно помочь! Ребята, так что же и з предложенного вами нам

выбрать? Правильн о, нас окр ужа ют предм еты, которые, как добрые волшебники, п омогают нам

в повседневной жизни, в быту. Как можно назвать эти предметы?

Дети: Телевизор, пылесос, холодильник, стиральная машина, электроплита, электрочайник,

Золушка: А как они могу т помочь человеку ? Что он и делают? Покажите мне их.

Воспитатель: Не волнуйся, Золушка. Сейчас ребята тебе всё покажут и расскажу т.

Дети берут по карточке с изображением электроприбора и по оче реди рассказывают:

1. Электрическая лампа ну ж на для того, чтобы давать свет .

3. Пылесос помогает убирать квартиру , у бирает пыль.

4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.

8. Микроволновая печь – для приготовления и разогревания пищи.

Золушка: А почему эти предметы называются электроприборами?

Воспитатель: Да, пра вильно. Они работают от электричества. Без электричества не сможет

работать ни один бытовой электроприбор. А как заставить работать любой электроприбор?

Вот мы вставляем вилку в розетку и происх одит чудо: прибор оживает. Что же такое невидимое

сидит в розетке и заставляет домашние маши ны тр у ди ться? Ответ вы узнаете, если отгадаете

Золушка: А что такое электрический ток, и отку д а он берётся?

Воспитатель: Я сейчас вам объясню . Прави льно, электрический ток бежит по проводам и

заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем - то похож на реку, толь ко в

реке течёт вода, а п о проводам текут малень кие - премаленькие частицы – электроны. А

подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойде те учиться в школу.

  • выявить зоны повышенной опасности в доме, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами;
  • познакомить и изучить правила безопасности при использовании электрических приборов дома;
  • разработать инструкцию (свод правил) техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме;
  • привить навыки и умения действовать при возникновении пожара при эксплуатации электрических приборов доме;
  • воспитывать сознательное отношение к вопросам личной безопасности в доме.
  • У учителя — картины, плакаты или другие иллюстративные материалы (слайды).
  • У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

1 этап. Актуализация знаний

1. Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепениться -
Пригласит чайку напиться. (Самовар)

2. Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были. (Пылесос)

3. На голове пуговка,
В носу решето, одна рука,
Да и та на спине. (Чайник)

4. Ей набили мясом рот,
И она его жуёт.
Жуёт, жуёт, но не глотает –
В тарелку отправляет. (Мясорубка)

5. Нет ушей, а слышит;
Нету рук, а пишет. (Магнитофон)

6. Очень умная машина.
Она поможет и написать,
И нарисовать,
И даже перевести на другой язык. (Компьютер)

1. с а м о в а р
2. п ы л е с о с
3. ч а й н и к
4. м я с о р у б к а
5. м а г н и т о ф о н
6. к о м п ь ю т е р

  • электрочайник (включают, не налив в него воды, включают в неисправную розетку, включают мокрыми руками, забывают выключить, после того, как в нём вскипела вода)
  • электрический утюг (оставляют включенным без присмотра, аналогично первому)
  • стиральная машина (включают без разрешения родителей, открывают крышку во время работы машины, аналогично первому)

Вывод: Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт.
– Мы с вами продолжаем серию уроков “Раздела безопасности и защита человека в чрезвычайных ситуациях”. Сегодня мы поговорим о безопасности в доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это веди не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей, одни из которых бытовая техника и электрические приборы. Все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни. Наш разговор затронет очень серьезную тему, а именно – о безопасности в вашем доме при использовании электрических приборов.
2 этап. Историческая справка
Беседа о пользе электричества
– Почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям? (Электрический ток даёт людям свет в доме).
– Ребята, вы, наверно, знаете из книг, из рассказов своих бабушек, как раньше люди освещали своё помещение? (Люди использовали свечки, керосиновые лампы, лучины, лампады)




– Да, люди очень радовались, когда, наконец, была изобретена первая электрическая лампочка, которая пришла на смену свечке, лампаде, лучине.
– Ребята, в старших классах на уроках физике вы узнаете, что электрическую лампочку накаливания изобрёл русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин в 1879 году. С тех пор, в наших домах всегда горит свет

3 этап. Задание по группам

– Сейчас мы разделимся на команды и проведем соревнование. За правильный ответ команда получает баллы – лампочки. Чья команда набирает больше лампочек, следовательно, она и победитель.

Карточки с видами квартиры.

Найти источники повышенной опасности и обвести красным маркером. (Приложение 1)


Итог: подсчет количества лампочек.

– Какую еще возможность дает нам электричество в доме? (Использование различных электрических приборов)

В нашем доме много опасностей, связанных с электричеством.

4 этап.

– Сейчас, расскажем одну историю, которая приключилась в одной городской квартире.

Сказка про Его Величество нужное людям Электричество (Приложение 2)

Итог: Сказочные герои нам рассказали, какие умные электрические приборы есть в нашем доме, и посоветовали изучить правила, как пожара избежать.

5 этап.

– Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать правила использования домашних электрических приборов и своевременно устранять причины, при которых могут возникнуть потенциальные опасности превратиться в реальные.

Поэтому необходимо соблюдать свод правил при использовании домашних электрических приборов, а как называются такие указания?

Инструкция (указание) – свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь …

6 этап. Работа в группах

  • внимательно прочитать инструкцию: разделы (1 – Техника безопасности, 2 – Запрещается)
  • выделить правила безопасности при использовании электрических приборов дома;
  • разработать инструкцию (свод правил) техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме;
  • назвать семь основных правил техники безопасности.
  • назвать пять основных правил пожарной безопасности (ваши действия при возникновении пожара).

– Назовите средства пожаротушения электроприборов в доме? (Вода, плотное ткань, одеяло, одежда, земля из цветочного горшка, огнетушитель).

Итог: основные правила безопасности.
– А сейчас давайте рассмотрим плакаты, которые ещё раз напомнят вам о том, какие правила необходимо соблюдать в быту, чтобы избежать поражения электрическим током! Эти правила полезно знать как детям, так и взрослым, поэтому после нашего занятия я рекомендую вам рассказать о некоторых из них и вашим родителям!



Перед началом работы проверь исправность шнура (кабеля), проводов, надёжность работы выключателя!

Будь осторожен! Не используй бытовые электроприборы и светильники на открытом воздухе.



Опасно! Не подключай сам, вызови электрика!

Самовольный ремонт электроустановок не принадлежащих населению, подключение к электрическому вводу в дом или к проходящей мимо дома линии электропередач бытовых электроприёмников и домашних электросетей, как правило, приводит к травмам.

Внимание! Не подвергай себя опасности! Будь острожен! Не пользуются бытовыми электроприборами с повреждённой изоляцией.

При повреждении изоляции электрического прибора тело человека, прикоснувшегося к металлическим конструкциям в квартире (батареям отопления, водопроводным трубам и другим заземлённым конструкциям) или другим электрическим проводникам оказывается в цепи прохождения электрического тока.


Дети! Нельзя вставлять в розетки различные предметы, кроме штепсельной вилки! Помните об опасности действия электрического тока и соблюдайте элементарные правила электробезопасности в быту.

Родители! Недостаточный контроль со стороны взрослых и наличие в доме легко доступных открытых розеток, включенных электроприборов и светильников подчас с нарушенной изоляцией и оголёнными токоведущими частями могут привести к ожогам и более серьёзным травмам.

– Вот такие правила помогут вам избежать опасности, которую таит в себе светлое Величество – Электричество!

7 этап. Рассказ учителя об электрическом токе, высоком напряжении и о мерах, при поражении электричеством.

  • не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;
  • не использовать неисправные электроприборы;
  • не трогать включенный электроприбор мокрыми руками.

– Ребята, мы смогли ещё раз убедиться в том, что ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – очень для нас важно, что не можем в современном мире обойтись без электричества, которое нужно уважать и беречь. Электричество мы не можем увидеть. Поэтому электрический ток, бегущий по проводам, несмотря на то, что он так необходим человеку, очень опасен! Об этом нас предупреждают люди, которые работают с электричеством, подвергая свою жизнь постоянной опасности. Ребята, а знаете ли вы, как называется профессия людей, которые работают с электричеством?


Воздействие электрического тока на организм человека.

Этот знак предупреждает

Предупреждение. Опасность! Не вскрывать опасность получения электрошока.



8 этап. Игровые ситуации (Приложение 3)

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при умелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электроприборами.
В правильном порядке выстроить последовательность шагов.
За правильный ответ – лампочка.

Игровая ситуация №1

У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

  • накрыть влажной тканью;
  • обесточить телевизор;
  • позвонить по “01”.

Ситуация №2

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?

  • накинуть на сковороду влажное полотенце, снять с плиты.
  • выключить печь, а сковороду плотно накроите крышкой
  • залить сковороду водой.

Ситуация №3

На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?

  • бежать
  • упасть на пол;
  • накрыться влажной тканью;

Ситуация №4

  • бежать за водой и заливать пламя
  • выдернуть шнур с вилкой из розетки
  • взять утюг и убрать его с горящей вещи.

Ситуация №6

  • Буду звать на помощь
  • Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз.
  • Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь.

Ситуация №5

  • спрятаться
  • вызвать пожарных.
  • закрыть рот и нос мокрым носовым платком и продвигаться к выходу, прижимаясь к полу

Ситуация №7 (выберите правильный вариант ответа)

1) Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.
2) Лампа светило очень ярко. Таня взяла цветной лист бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
3) – Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Ситуация №8 (выберите правильный вариант ответа)

Итог: Необходимо действовать правильно, без паники от этого зависит скорость тушения пожара и безопасность человека.

9 этап. Динамическая пауза (медленно, быстро, очень быстро):

10 заключительный этап: Творческое задание по группам.

Придумать Указ Его Величества Электричества. (Приложение 4)

  • В жилом помещении опасными могут быть … (электроприборы)
  • Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо … (прочитать инструкцию)
  • Выходя из комнаты или дома, надо … (выключайте электроприборы)
  • При включении и выключении электроприборов, надо … (исправность электропроводки)
  • К оголённым проводам … (не прикасаться)
  • Не устанавливайте электроприборы вблизи … (приборов отопления), или плохо охлаждаемое место, например … (в шкаф)

2 команда.

Дается карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

1. Огонь нельзя оставлять
2. Если увидишь пламя –
3. Вызывай пожарных
4. От огня
5. Из горящего помещения
6. Прибор неисправен
а) по телефону 01
б) нельзя прятаться
в) без присмотра.
г) не включай
д) зови на помощь взрослых
е) надо быстро уйти

3 команда. Дается карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

1. Не включай электроприборы…
2. Не пытайся починить электроприбор,…
3. Не пользуйся электроприборами.
4. Не пользуйся электроприборами.
5. Опасней всего при пожаре
6. Если произошло возгорание
а) когда сидишь в ванне
б) выключи из розетки и накрой плотной тканью
в) с оголенными проводами
г) если он включен в розетку.
д) мокрыми руками
е) дым

  • Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному … (проводу);
  • Не используй бытовые электроприборы и светильники на … (открытом воздухе).
  • Нельзя пользоваться … (неисправными) электроприборами.
  • Нельзя самим … (чинить, разбирать) электроприборы,
  • Нельзя ковыряться в розетке ни … (пальцем), ни … (другими предметами).
  • Электричество не терпит соседства с … (водой).

Подведение итогов соревнования (подсчет количества лампочек).

Его Величество Электричество для вас приготовило подарок – Инструкцию техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов (Приложение 5).

Спасибо Его Величеству Электричеству за подарки, которые помогут ребятам, в их повседневной жизни.

Итог занятия

– Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. Записали инструкцию по правилам обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.

Читайте также: