Конспект занятия для детей с нарушением речи с использованием арт терапии

Обновлено: 03.07.2024

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образования На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.

В эти инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям, вовлечены и педагоги нашего дошкольного учреждения. В ДОУ функционируют две логопедические группы и логопедический пункт. Анализ результатов педагогической диагностики позволил обнаружить общие для всей вертикали недостатки по развитию речи. Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на наш взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме мы уже на протяжении двух лет используем элементы разновидностей арт-терапии в работе с дошкольниками.

Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:

  • Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
  • Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
  • В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:

  • Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
  • Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.
  • Способствовать развитию детского коллектива.

Новизна и актуальность работы коллектива в данном направлении заключается в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста. Использование средств арт-терапевтических в работе с детьми в доступной привлекательной форме.

Виды арт-терапии для дошкольников:

  • Изотерапия
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия
  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.

Педагоги ДОУ в своей работе активно используют элементы:

Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности.Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

В заключении хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Поработав с использованием арт-терапии, мы поняли, что есть огромная отдача: повысилась качество обучения детей, а также творческая активность педагогического коллектива. Были конечно и трудности, возникали они по мере того как специалисты начали использовать арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности. Главная проблема, с которой мы столкнулись - отсутствие методического обеспечения. Хочется отметить, что была проведена огромная работа, большой вклад в разработку занятий внесли педагоги ДОУ. Пришлось самостоятельно изучать методическую литературу. В настоящее время продолжается разработка цикла занятий, специалисты используют методическую литературу:

Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: совершенствовать словарь детей с помощью методов арт-терапии.

Закреплять знания детей о названиях и внешнем виде, среде обитания насекомых.

Закреплять умение классифицировать насекомых, диких животных и птиц.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительного).

Закреплять умение составлять рассказ с помощью собственных рисунков.

Коррекционно-развивающие :

Развивать воображение, артикуляционные движения, дыхание, зрительную ориентировку в пространстве, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, художественное творчество, изобразительные навыки.

Воспитывать доброе и бережное отношение к маленьким соседям по планете;

проявлять эмоциональную отзывчивость на просьбу.

-арт-терапия;

-логоритмика;

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, фонограммы, искусственные цветы, мяч, индивидуальные зеркала, бабочка на ниточке, плакат с изображением полянки, альбомные листы, восковые мелки, корзина с яблоками.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность детей Образовательный результат

Воспитатель предлагает закрыть глаза и представить себя на солнечной весенней полянке. Дети закрывают глаза.

Развитие воображения детей; избавление от эмоционального напряжения.

2. Рассматривание насекомых.

Маша говорит о том, что сделала фото и предлагает детям их рассмотреть.

Дети рассматривают на экране фото насекомых и называют их : жук, комар, муха, бабочка, муравей, кузнечик, пчела, стрекоза, божья коровка. Говорят, что всё это – насекомые. Закрепление знаний о названиях и внешнем виде насекомых.

Воспитатель говорит о том, что насекомые заблудились, и просит помочь им найти дорогу домой. Дети играют в интерактивную игру.

Закрепление знаний о среде обитания насекомых, умения классифицировать насекомых, диких животных и птиц.

Воспитатель предлагает детям поиграть в мяч.

Дети играют в дидактическую игру, называют насекомых во множественном числе.

Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительного).

5. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель рассказывает детям о том, что у насекомых есть свой язык, и предлагает выполнить гимнастику для язычка. Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Развитие артикуляционного аппарата.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что прилетела стрекоза, и предлагает поиграть с ней. Дети выполняют движения синхронно с текстом. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

7. Зрительная гимнастика.

Воспитатель предлагает детям выполнить задание глазками, не поворачивая головы. Дети выполняют зрительную гимнастику.

Развитие зрительной ориентировки в пространстве.

8. Дыхательная гимнастика

Воспитатель показывает детям бабочку, предлагает загадать желание и подуть на неё. Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Развитие правильного дыхания.

Маша просит детей помочь ей нарисовать насекомых. Дети соглашаются помочь Маше. Проявление эмоциональной отзывчивости на просьбу.

9. Пальчиковая гимнастика

Воспитатель предлагает размять пальчики. Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Развитие мелкой моторики.

10. Арт-терапия.

Каждый ребёнок рисует насекомое по своему выбору.

Развитие художественного творчества, изобразительных навыков.

11. Рассказ о насекомом.

Воспитатель предлагает детям рассказать о своём насекомом. Каждый ребёнок приклеивает свою картинку на плакат и рассказывает о своём насекомом.

Закрепление умения составлять рассказ с помощью собственных рисунков.

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель предлагает показать свои работы Маше. Маша хвалит детей, благодарит их, говорит о том, что насекомых надо беречь.

Угощает детей яблоками. Дети рассказывают, чем им понравилось путешествие, угощаются яблоками. Воспитание доброго и бережного отношения к маленьким соседям по планете.

Категория: легкая умственная отсталость, ЗПР, СДВГ, повышенная тревожность.

Образовательная цель:

научить пользоваться карандашами,

дать понятие о цвете,

дать первичные понятия о композиции,

научить простейшим приемам рисования.

Развивающая цель:

развивать мелкую моторику,

развивать чувство цвета,

развивать творческие способности,

развивать чувство стиля,

Коррекционная цель:

снизить проявление тревожности и страхов,

скоординировать работу обоих полушарий,

научить контролировать свое эмоциональное состояние.

Оборудование: бумага. простой карандаш, цветные карандаши, иллюстрации.

Ход занятия

Приветствие

У меня хорошее настроение и я хочу передать его другим. Воспитатель улыбается рядом стоящему ребенку, тот следующему и так по кругу.

Заполнение арт-дневников

Дети должны нарисовать значок своего настроения




Не могу определиться


Упражнения «Гимнастика мозга

Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны

Основная часть

- Бывало ли в вашей жизни, чтобы вы злились?

Вас кто-то обидел, и вы даже захотели подраться?

А кто знает, что нужно делать, когда ты злишься? Нам же нельзя драться, а что тогда делать? Вспомните, что вы делаете, когда злитесь? Сегодня я покажу вам, что делать чтобы злость прошла. Надо ее нарисовать. Каких злых сказочных персонажей вы знаете?

Иллюстрации





Можно ли заказать, что они красивые? Такие же некрасивые и мы, когда злимся?


Учимся рисовать злость? В каком виде мы ее нарисуем?

Таблица методической последовательности






Вариант 1.Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать на месте или с минимальным продвижением.

Стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях пальцами вверх.
Поднимите правое бедро и одновременно наклонитесь к нему левым плечом. Выпрямитесь.
Поднимите левое бедро и одновременно наклонитесь к нему правым плечом.
Голова слегка поворачивается в сторону наклона.
Рот и губы расслаблены.

Большой и указательный пальцы левой руки поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Правая рука расположена на пупке. Слегка помассируйте ямки в течение минуты. Поменяйте положение рук.
Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами.

Возьмитесь за верхнюю часть уха, так чтоб большой палец был сзади, а остальные четыре на переднем крае, и мягко массируйте, продвигаясь по краю уха сверху вниз и слегка растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.
Затем поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове уходить все дальше и дальше. При этом старайтесь заглянуть назад как можно дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела, прекратите выполнение упражнение.
Поверните то же вправо.

Заключительная часть

Итак, что лучше драться или нарисовать свою злость?

Красивые персонажи у нас получились?

Мы хотим быть похожи на них?


Выставка рисунков.

Заполнение арт-дневников

Анализ изменений настроения за время занятия

Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга

Рисуем 50 сказочных персонажей ЭАвтор: Эймис Ли Джей изд : Попурри Минск : 2004

Одной из важных задач модернизации российского образования является осуществление квалифицированной комплексной психолого-педагогической поддержки, включающей развивающую работу со старшими дошкольниками, профилактику поведенческих и эмоциональных нарушений.

Н.Д. Денисова выделяет базисные характеристики личности дошкольника: произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, безопасность поведения, ответственность, самосознание [2]. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка.

Одним из самых эффективных средств развития личности дошкольника является арт-терапия. Основная цель арт-терапевтической работы со старшими дошкольниками состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов.

Задачи занятия:

1. Создание эмоционально положительного настроя у участников тренинга.

2. Сплочение детского коллектива на основе совместной продуктивной деятельности дошкольников.

3. Развитие коммуникативных навыков детей в различных ситуациях общения.

4. Снятие эмоционального напряжения.

5. Развитие активного творческого воображения у старших дошкольников, побуждение детей к творчеству.

6. Профилактика эмоциональных, поведенческих нарушений.

Практическая значимость занятия состоит в том, что приведенные в нем методы работы, психологические техники могут быть полностью или частично использованы специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Оргмомент занятия: Вступительное слово педагога-психолога: С каждым днем на улице становится холоднее. Однако в осеннее время нас радует разноцветье красок деревьев. Где мы можем полюбоваться ими?

(Педагог-психолог размещает атрибуты осеннего леса.)
- Ну, вот мы и прибыли в наш волшебный лес. Смотрите, как здесь красиво! Деревья в золотом наряде, а кое-где видны желтые, оранжевые и красные листочки. Чтобы попасть на самую красивую лесную поляну, нужно пройти по волшебным следам.

- Вот мы и прибыли на самую красивую полянку сказочного леса.

- Ребята, лесные жители приготовили для нас клубочек с нитками. Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток следующему ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец. Психолог показывает образец действия. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.

- Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое. И на нашем занятии мы должны быть дружными, действовать слаженно.

2. Основная часть:

По дорогам безымянным
Мы в звенящий входим лес.
Здесь уютом первозданьем
Греют сосны до небес
Ранней песней соловьиной
Лес очнётся ото сна
Черноплодною рябиной
Вспыхнут бусинки в глазах.

Беседа с детьми: Ребята, а кто еще обитает в сказочном лесу? Предполагаемые ответы детей: Дикие животные, звери. А каких животных можно встретить в лесу? Предполагаемые ответы детей: зайца, волка, лисицу, белку и т.д.

- Здорово! У нашего зверя появилось имя! Прислушайтесь к дыханию животного. Все вместе глубоко вдыхаем воздух и выдыхаем. Громко дышит большое животное. Сейчас делаем один шаг вперед - глубоко вдыхаем воздух через нос, ненадолго задерживаем дыхание, делаем шаг назад и сильно выдыхаем весь воздух через рот. Вот какое дыхание у большого зверя!

- У нашего животного большое, доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Все вместе медленно стучим ногами. Наше животное кто-то вспугнул, и оно пустилось наутек, его сердце застучало быстро и громко (давайте часто и громко потопаем ногами). Дыхание стало прерывистым и частым-частым. Делаем шаг вперед и быстро топаем ножками, шаг назад, снова быстро топаем ногами.

- Утомилось наше животное, уже не может быстро бежать, поэтому медленно идет. Давайте покажем наше усталое животное (тихонько, стучим ногами, делаем шаг вперед, и шаг назад). Животное спряталось за деревом и уснуло от усталости. Давайте покажем, как оно спит. Очень хорошо, молодцы.

Беседа по результатам коллективной работы:

- Какое прекрасное животное мы создали. Давайте придумаем ему имя.

- А расскажите мне, пожалуйста, какой у него характер?

- Где оно живет, на дереве или может быть в земле?

- С кем дружит наше животное?

- Чем оно любит заниматься?

Предполагаемые ответы детей: У нашего животного добрый, веселый характер. Оно живет в собственной норе. У животного много друзей: белка, лисица, волк и заяц. Наше животное любит играть, рисовать, разговаривать с другими животными.

3. Подведение итогов занятия, рефлексия:

- Ребята, вам понравилась экскурсия в сказочный лес?

- Что больше всего запомнилось и почему?

Предполагаемые ответы детей: деревья, животные, а еще понравилось вместе рисовать животное и придумывать ему имя, характер.

- Трудно ли вам было всем вместе рисовать одно общее животное?

- Как быстро вы смогли договориться друг с другом о том, каким будет животное?

Предполагаемые ответы детей: Иногда было трудно договариваться, каждый хотел, чтобы у животного было имя, которое он придумал, но мы прислушивались друг к другу и смогли договориться.

Игровой момент: Появляется лисичка (ребенок) с разноцветным букетом листьев в руках.

Лисичка: Ребята, благодарю Вас за то, что Вы побывали в сказочном лесу, были дружными. На прощанье я хочу Вам подарить букет из листьев (вручает педагогу-психологу букет).

Педагог-психолог: Спасибо, лисичка! А сейчас выберите, пожалуйста, листик того цвета, который больше всего подходит Вашему настроению на занятии.

(Дети выбирают листики.)

Педагог-психолог комментирует выбор детей: Вы выбрали самые яркие листики, которые говорят о том, что у Вас солнечное, хорошее настроение.

- Наше путешествие закончилось. Вернуться в детский сад нам помогут волшебные следы.

Психолог: К сожалению, уже пора прощаться. До свидания, мои милые друзья!

Заключение

Разработанное мною занятие с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего обучения, учитывает индивидуальные возможности детей.

Список использованных источников:

2. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. - В.: изд. дом Воронеж, 2012. – С.15.

3. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998. - С.3-10.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

5. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Академия, 2007.

6. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005.

8. Соколова С. Сказки из бумаги. - С.-Пб., Валерии СПб, Сфинкс СПб, 1998.

9. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.

Показания к проведению:

Какие проблемы решает изотерапия?

Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:

Как проходят занятия?

Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.

Методы изотерапии

Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.

Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.

Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.

Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.

Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.

Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.

Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Читайте также: