Конспект снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Снятие мерок для по основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом Тема урока:" — Транскрипт:

1 Снятие мерок для по основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом Тема урока:

2 К плечевым изделиям относят платья, блузки, халаты, Сарафаны и жилеты. платье сарафанблузка и жилет

3 Снятие мерок- это измерение фигуры человека для построения выкроек При снятии мерок необходимо соблюдать следующие правила: при измерении фигуры сантиметровой лентой её не натягивать и не ослаблять; мерки снимать по правой стороне фигуры; перед измерением талию перевязывать узким поясом; измеряемый человек при снятии мерок должен стоять прямо; фигура человека измеряется по основным линиям: линия середины спины и переда, линии шеи, груди, бедер, колен.

5 Мерки для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом Полуобхват груди Сг Длина спины до талии Дтс Обхват плеча Оп Полуобхват шеи Сш Длина изделия Ди

6 Прибавки на свободное облегание -Прибавка к полуобхвату груди Пг = 6-8см; -Прибавка к обхвату плеча Поп = 5-7 см.


Снятие мерок — очень важная и ответственная часть работы. Ведь если допустить даже малейшую ошибку, то все последующие процессы изготовления изделия не дадут хороших результатов. От того, насколько правильно и точно будут сняты мерки с фигуры, зависит и внешний вид будущего изделия, и его посадка на фигуре. На этом уроке мы говорим о снятии мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Обсудим обозначения и правила их снятия.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Понятно, что приступая к индивидуальному пошиву любой одежды необходимо построить чертёж. Ну а для того, чтобы построить чертёж в первую очередь нужно провести ряд измерений.


Напомним, что эти измерения принято называть мерками. А сам процесс измерения – снятием мерок. На основании этих мерок уже и будет строиться чертёж изделия, делаться выкройка соответствующих размеров.


Снятие мерок очень важная и ответственная часть работы. Ведь если допустить даже малейшую ошибку, то все последующие процессы изготовления изделия не дадут хороших результатов.


От того, насколько правильно и точно будут сняты мерки с фигуры, зависит и внешний вид будущего изделия, и его посадка на фигуре. Правильно снятые мерки также помогут в подборе уже готовых выкроек, их проверке и коррекции под свои размеры.


Поэтому при снятии мерок важно соблюдать определённые правила. Давайте перечислим их.

× Снимать мерки с себя не рекомендуется самостоятельно. Иначе они получатся неточными, а чертёж будет неправильным. Поэтому обязательно нужно найти себе помощника.

× Человек, с которого снимают мерки, должен стоять спокойно, со свободно опущенными руками и сдвинутыми пятками. Желательно чтобы он был в нижнем белье, чтобы ничего не мешало.

× Линию талии нужно зафиксировать. Для этого талию плотно, но не туго, обвязывают шнурком или тонкой тесьмой.

× В процессе снятия мерок, ни в коем случае нельзя изменять фигуру. Например, втягивать живот или прогибаться. Так как это повлечёт за собой ошибки в определении размера.

× При снятии мерок обязательно нужно следить, чтобы сантиметровая лента не натягивалась и не провисала. Иначе готовое изделие будет сильно искажено.

× И последнее правило, мерки снимаются по правой стороне фигуры.

Прежде чем мы рассмотрим мерки, которые нужны для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, давайте подумаем, какие же инструменты и приспособления нам пригодятся для снятия мерок.

Итак, нам понадобится всего лишь сантиметровая лента, эластичная тесьма или шнурок, а ещё ручка и листик, куда мы будем записывать соответствующие мерки. Чтобы потом их не забыть и не пришлось снимать мерки заново.


А теперь мы с вами приступим к самому интересному! Будем снимать мерки!

Для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом необходимо снять следующие мерки: полуобхват шеи, полуобхват груди, обхват плеча, длина спины до линии талии и длина изделия.

Давайте обсудим каждую из перечисленных мерок в отдельности. Рассмотрим, как обозначают эти мерки, правила их снятия и их назначение.

Полуобхват шеи. Условно эту мерку обозначают так Сш. А измеряют следующим образом, сантиметровая лента проходит по основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной. Эта мерка используется для определения размера горловины.

Следующая мерка, полуобхват груди. Обозначают её так СгII. Измеряют следующим образом, сантиметровая лента должна проходить сзади горизонтально по лопаткам, через подмышечные впадины, спереди на уровне высоких выступающих точек груди. Цель этой мерки – определение ширины изделия и размера фигуры.

Обхват плеча. Условное обозначение Оп. Измеряют следующим образом, сантиметровая лента проходит перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины, при этом она должна касаться верхнего края заднего угла подмышечной впадины. Эта мерка используется для определения ширины рукава.

Ещё одна мерка, которая понадобится – это длина спины до линии талии. Обозначают её так Дтс. Измеряют следующим образом, сантиметровая лента проходит по спине от седьмого шейного позвонка по позвоночнику до линии талии, зафиксированной шнурком. Этой меркой определяют положение линии талии.

И последняя мерка, которая нужна, это длина изделия. Условно обозначают так Ди. Измеряют следующим образом, сантиметровая лента проходит от самой высокой точки плеча параллельно позвоночнику до места желаемой длины изделия. Не сложно догадаться, что нужна эта мерка для определения длины готового изделия.


Напомним, что мерки длин следует записывать полностью, а мерки обхватов – в половинном размере. Так как чертёж строят на одну половину фигуры.

Итоги урока

На этом уроке мы говорили о снятии мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Обсудили обозначения и правила их снятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

города Алушты РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект урока по технологии 7 класс

Разработала: Шапшалова Валентина Алексеевна,

Урок по технологии 7 класс Урок №______

Учитель: Шапшалова В.А. Дата_____________

  • Ознакомить учащихся с новыми мерками;
  • научить снимать мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;
  • развивать эстетический вкус, воспитывать аккуратность и внимательность.

Планируемые УУД:

  • научить учащихся правильно снимать мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Метапредметные:

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать внимание, точность, аккуратность;
  • способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.
  • умение работать самостоятельно;
  • формирование толерантного отношения друг к другу.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : рабочая тетрадь, чертеж выкройки халата, манекен, сантиметровая лента, линейка, карандаши, шнуры.

1 Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2 Актуализация знаний

Учитель показывает модели с разными силуэтами и стилями, обучающиеся выкладывают на столах соответствующее название. (Приложение 1)

1) К какому стилю относится данная модель? (классический)

2) какой силуэт у данной модели? (трапеция)

3) Назовите стиль данной модели? (романтический)

4) Назовите силуэт данной модели? (полуприлегающий)

5) одежда этого стиля удобна, комфортна. Она приемлема как для работы, так и для активного отдыха. Назовите стиль? (спортивный)

6) Данный стиль хорошо подходит для всех фигур, при этом одежда может быть узкой, вытянутой или более широкой. О каком силуэте идет речь? (прямой)

7) Одежда данного силуэта имеет расширенные линии плеча и низа изделия и зауженная талия. О каком силуэте идет речь? ( приталенный).

3.Самоопределение к деятельности.

Но какой бы стиль, вид одежды мы не выбрали, прежде чем ее сшить ее нужно спроектировать и сконструировать – точно так же, как любой станок, машину.

Кстати, ребята, вспомните, пожалуйста, какие специалисты участвую в процессе изготовления одежды?

Совершенно верно! С чего же начинает работу художник – конструктор, прежде чем построить чертеж?

Определите последовательность изготовления швейного изделия из предложенных карточек: снятие мерок, готовое изделие, выкройка, построение чертежа, раскрой, детали кроя, пошив изделия.

Мы с вами тоже будем строить чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (на примере ночной сорочки).

4. Работа по теме урока

Объяснение нового материала с применением наглядных пособий – манекен.

Сегодня мы должны научиться снимать несколько новых мерок, для того, чтобы выполнить чертеж ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.

Снятие мерок для построения основы чертежа

плечевого изделия с цельнокроенным рукавом.

Повторить правило снятия мерок

ü Сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.

ü Измеряемый должен стоять прямо, сохраняя привычную осанку.

ü Линию талии фиксируют тесьмой.

ü Сначала снимают мерки со стороны переда, затем со спины.

ü Мерки ширины и полуобхватов записывают в половинном размере,

мерки длин, высоты записывают в полную величину.

5. Физминутка

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.

6. Продолжение работы по теме урока

Мерки необходимые для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом

Условное обозначение мерки

Правила снятия мерок

Сзади горизонтально по лопаткам, через подмышечные впадины, спереди по выступающим точкам грудных желез.

Определение ширины изделия

Длина спины до талии

От 7-го шейного позвонка вертикально вниз по позвоночнику до линии талии.

Определение положения линии талии

Вокруг руки на уровне передних и задних углов подмышечных впадин

Определение ширины рукава

Сантиметровая лента проходит над 7-ым шейным позвонком и замыкается спереди над еремной впадиной

Определение размера горловины

От 7-го шейного позвонка по позвоночнику до желаемой длины.

Определение длины изделия.

На доске вы видите написаны мерки, часть из них вы умеете снимать. Какие из этих мерок вы знаете, как снимать? (ДТС, Д из).

Три мерки вам неизвестны. Попробуйте расшифровать данные мерки? Ответы детей.

Как вы думаете, измеряются данные мерки? Ответы детей

7.Практическая работа

Инструменты и материалы: сантиметровая лента, тесьма для фиксирования линии талии.

Работа проводится в парах или группах по три человека, где один из учащихся заказчик, второй закройщик, третий приемщик заказов.

Учащиеся снимают мерки друг с друга и результаты измерений записывают в тетрадь

8.Закрепление

  1. Мерки снимаются по левой стороне фигуры? (нет)
  2. Для определения размера плечевого изделия используется портновская линейка?(нет)
  3. Влияет ли реклама на величину спроса? (да)
  4. Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Сш, Ст, Сг2, Сб? (да)
  5. К ассортименту плечевой одежды относится юбка, шорты брюки? (нет)
  6. Неправильно подобранный силуэт в одежде может зрительно “искажать” фигуру? (да)
  7. Размер женской одежды определяет мерка С г2? (Да)
  8. Романтический стиль – это одежда с воланами, рюшами, оборками? (да)

Взаимопроверка работ учащимися - - + + - + + +

1 2 3 4 5 6 7 8

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Домашнее задание.

§ выучить мерки. Принести линейку закройщика, миллиметровую бумагу для построения чертежа.


В отличии от массового промышленного производства одежды, где используют типовые выкройки нескольких размеров, индивидуальный пошив должен быть индивидуальным!
А значит, необходимо учитывать особенности того человека, для которого шьется одежда.
Для того, чтобы построить выкройку, а затем и сшить одежду с учетом личных особенностей человека, необходимо провести ряд измерений. Эти измерения принято называть мерками, а процесс измерения – снятием мерок.
Для того, чтобы правильно снять мерки, и, как следствие, построить выкройку, одежда по которой идеально подойдет по фигуре, необходимо соблюдать ряд правил:
- измерения производят плотной сантиметровой лентой. Сантиметровую ленту при измерении нельзя ослаблять или натягивать;
- тот, с кого снимают мерки, должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку, с опущенными руками; положение ног — пятки вместе, носки развернуты;
- целесообразно снимать мерки по белью, чтобы лишняя одежда не искажала показания;
- парные размерные показатели нужно определять по правой стороне;
-ошибка измерений не должна превышать 0,5 см.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока

Урок разработан по технологии развития критического мышления, способствует формированию самостоятельности.

Систематизировать и расширить знания учащихся об измерениях фигуры человека для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

научить учащихся правильным приемам снятия мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

развивать познавательную активность учащихся;

развивать внимание, точность, аккуратность;

способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.

воспитывать умение работать самостоятельно;

способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки - задания, конверты с пазлами, рабочая тетрадь, манекен, сантиметровая лента, карандаш, тесьма, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

На манекене образец ночной сорочки.

Вопрос учителя: 1) как называется изделие на манекене?

Ответ: ночная сорочка

2) вам нравится это изделие?

Ответы учениц: нет.

Ученицы дают различные ответы, учитель помогает наводящими вопросами и подводит к теме урока.

На экране высвечивается тема урока. (Слайд 1)

(Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях)

Актуализация

От точности снятия мерок зависят правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре, поэтому при снятии мерок необходимо соблюдать определённые правила. Давайте вспомним эти правила.

Повторение ранее изученного материала в 5 классе и 6 классе.

Работа учащихся с записями в рабочих тетрадях, которые они ведут с 5 класса.

А). Учитель раздаёт карточки с таблицей, где приведено название мерки, её условное

обозначение и правила снятия. Необходимо найти соответствие.

А) обозначают Ст

Б) снимают от седьмого шейного позвонка до талии

В) мерки обхватов

Г) обозначают полуобхват бёдер

Д) снимают для определения длины проектируемого изделия

Е) исходные данные для построения чертежа выкройки

7. В половинном размере записывают

Ж) снимают для определения ширины изделия

8. Мерки длины записывают

З) это построение чертежа выкройки

И) обозначают Ди

10. Длину изделия

Проверка в парах с использованием слайда презентации (слайд 2)

Работа с речью учащихся.

Б). Учитель задаёт вопросы, девочки отвечают.

1.Что называют конструированием одежды? (Построение чертежа выкройки изделия)

2. Что называют снятием мерок? (Определение размеров фигуры человека путём его измерения по конструктивным линиям)

3. Перечислите известные вам конструктивные линии.

(линия талии, линия бёдер, линия низа).

4. Назовите основные правила снятия мерок

- перед снятием мерок определить линию талии, опоясав ее тесьмой;

- измеряемый должен стоять прямо без напряжения, сохраняя привычную осанку;

- сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать;

-мерки снимают с правой стороны фигуры;

- все величины записывают в сантиметрах.

5. Почему мерки обхватов записывают в половинном размере, а мерки длины полностью?

(Чертёж строится на половину фигуры.)

В). Изучение нового материала

Учитель. Для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом снимают мерки, приведённые в таблице (слайд 3)

Учащимся раздают инструкционные карты

Название мерки

Условное обозначение мерки

Правила снятия мерки

Назначение мерки

Сзади горизонтально по лопаткам, через подмышечные впадины; спереди через выступающие точки грудных желез

Определение ширины изделия, размера фигуры.

Длина спины до талии

От седьмого шейного позвонка по позвоночнику до шнурка, фиксирующего линию талии

Перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины

Определение ширины рукава.

По основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной

Определение размера горловины.

От самой высокой точки плеча параллельно позвоночнику до желаемой длины изделия

Читайте также: