Русские народные росписи по дереву конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя: доска, мел, проектор-компьютер (для показа презентации, фильма), репродукции;

Для учащихся: Бумага А4, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, баночка для воды, салфетка, простой карандаш, тетрадь.

План урока (45 мин):

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией изделий Хохломы.

Практическая часть. Самостоятельная работа. Выполнение элементов Хохломской росписи.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход урока:

Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

Объяснения и закрепления учебного материала:

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Рассматривание образцов изделий (выставка работ - презентация).

Техника Хохломской росписи:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

Особенности Хохломской росписи:

Два приема письма:

верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

элементы: листья, цветы, ягоды,

композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

Практическая работа: работа над композициями.

- Где и когда возникла Хохломская роспись?

- Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?

- Основной элемент Хохломской росписи?

- Элементы Хохломской росписи?

- Цветовая палитра Хохломской росписи?

- Композиционное построение рисунка?

- Орнамент, декор, украшение?

Подведение итогов. Выставка работ. Подведение итогов.

Задание на дом: 1. Повторить пройденного урока.

Автор: Набиуллина Галина Александровна, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ с. Васильевка Ишимбайского района Республики Башкортостан

Цель: формирование у учащихся интереса к изучению росписи по дереву.

Задачи:

· Обучающие: познакомить учащихся с такими видами росписи как Хохлома, Башкирская роспись, Городец, научить некоторым приемам росписи по дереву.

· Развивающие: развить познавательный, эмоциональный опыт школьников.

· Воспитательные: воспитание общей культуры.

Материалы и приспособления для учащихся: яйцо (белье для росписи), кисть (колонок №1,2), баночка для воды, гуашь.

План конспекта:

1. Организационная часть

2. Подготовительный момент

3. Основной момент

А) теоретическая часть

Б) практическая часть

Ход урока:

1. Организационная часть:

2. Подготовитеьный момент:

Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.

Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным, красивым. И в то же время такая посуда долго сохранялась.

3. Основной момент:

Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство Хохломской росписи.

(Демонстрация изделий Хохломской росписи).

Материалы к уроку

Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы и других необходимых в хозяйстве продуктов. Искусство Хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке деревянных изделий технике получения золотого цвета без использования драгоценного металла.

Колорит Хохломских изделий – сочетание золота с красным и черным цветом. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при этом, однако, гармоническую целостность цветовой гаммы.

(Демонстрация изделий Башкирской росписи).

Материалы к уроку

Давайте познакомимся с еще одним видом росписи – Городец. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы. Птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись – яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко – желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все разнообразие русского орнамента.

(Демонстрация изделий Городецкой росписи).

Материалы к уроку

Б) практическая часть

Сейчас мы попробуем расписать с вами сувенир – пасхальное яйцо Хохломской росписью.

Материалы к уроку

Материалы к уроку

Материалы к уроку

Материалы к уроку

Сейчас на доске на рисунке я вам буду показывать как превратить наше яйцо в красивое изделие – сувенир. Для этого нам понадобятся кисть и гуашь. Давайте вспомним, как правильно работать с кисточками и красками: никаких лишних и резких движений кисточкой, с красками работать аккуратно.

Теперь посмотрите, какое преображение произошло с нашим сувениром при помощи кисточки, красок и главное наших рук.

4. Итог урока.

Цель: знакомство детей с народным декоративным искусством.

Задачи:

- образовательные:

• учить различать виды декоративных росписей: хохломскую, филимоновскую, городецкую, Полхов-майданскую, дымковскую;

• закрепить умение выделять элементы узора;

• учить передавать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения;

- развивающие:

• развивать технические умения владения кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

• развивать эстетический вкус;

- воспитывающие:

• воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства;

• воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих;

Материал:затонированые силуэты: водоноска (дымковская роспись, конь (Городецкая, матрешка (Полхов-Майданская, петушок (Филимоновская, уточка-ковш (Хохломская, гуашь, кисти №1,№3, ватные палочки, капиллярные ручки, салфетки, куклы - бибабо.

Предварительная работа: знакомство с декоративными росписями, раскрашивание эскизов, получение определенных оттенков цвета на палитре, прорисовывание элементов.

Содержание НОД

В разноцветном царстве- государстве жили краски- дружная семья

Рисовали завитки и травки, листики, бутоны, и не зря

Ранним утром, перед рассветом,

Когда вся земля спала

Краски выкрала Яга

А выкрала она краски, которыми были расписаны силуэты игрушек. И где какая роспись? Давайте вспомним какие виды росписи мы знаем? (ответы детей) Хорошо молодцы! А теперь о каждой росписи мы послушаем стихи:

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают.

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется

И цветы удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Филимоново

Есть под Тулой деревенька,

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

И добро там не простое,

И не злато серебро.

Сильно вытянуты шеи,

И корова, как жираф,

И медведь, что змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

И коровы, петухи

Дымковские барышни

Ай да, девица- душа!

Как ты чудо хороша!

На полосках точки,

А вокруг кружочки

А что скажите о Полхов-Майданских матрешках?

Ребенок: Майданские игрушки - красивые, яркие, матрешки. Где их только не увидишь - на сельских ярмарках, и в Москва, и в Париже. А на свет они произошли благодаря старинной легенде. (Далее инсценировка театрализованная с куклами бибабо)

Кукла Иван: "Жил- был Иван-молодец. Пошел он по свету искать себе красавицу- невесту. Ходил, ходил, но нигде такой красавицы не нашел. Что Ивану делать? Пришел он в лес дремучий, а навстречу ему девица идет, вся как цвет цветет, и Ивану молвит. "

Кукла девица: "Выйду замуж за тебя, коль из дерева простого, мастерство свое вложив, сотворишь красу- девицу, краше самой Жар- птицы!"

Молвив это, сей же час Девица исчезла с глаз,

Времени с тех пор прошло немало,

Солнце и садилось, и вставало,

А Иван-то все не унимался

И земную красоту создать пытался.

Девицы Ивану улыбаются,

Светлым облаком наряд их разливается.

Деревенский люд матрешкой не нахвалится,

Уважают Ваню все, а он все мается.

Так летел за годом год, век прошел,

А Иванов труд в нашу жизнь вошел.

Вот Майдан своей матрешкой знаменит

Об Иване- мастере слава по свету летит.

(приступают к изобразительной деятельности)

По окончанию работы, силуэты выставляются на мольберт.

"Нам по плечу любое дело,

И если только захотим,

Мы простые силуэты Кистью быстро оживим. "

Теперь ни что не мешает быть Ивану и Красной девице вместе.

Иван: "Ну, теперь душа - девица выйдешь замуж за меня?"

Девица: "Да согласна, Ваня, я!"

Тема 7: Народная художественная роспись ( обобщение ) .

Тип: урок –обобщение знаний

Главная дидактическая цель : обобщить знания детей о народных промыслах (роспись).

Цели и задачи на формирование видов деятельности:

Предметные: Различать и называть произведения ведущих центров народной художественной росписи. Выявлять общее и особенное в
произведениях традиционных художественных промыслов.
Метапредметные: Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм в природе и жизни, сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в искусстве Гжели, цветы и животных Городца и и Хохломы и их реалистичный вид в природе. Находить в поисковых системах Интернета экспозиции народных промыслов, а также интересные дополнительные материалы. Объяснять важность сохранения
традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Личностные: Самостоятельно мотивировать свою деятельность. Участвовать в коллективном творчестве при создании композиций и при поисковой работе, участвовать в диалоге, совместно обсуждать. развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России. Формировать целостное мировоззрение.

Оборудование: 1.Для учителя: образцы работ, ИКТ, доска, мел, раздаточный материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне давно хотелось сделать что-то полезное и красиво. На мой взгляд, разработанный мною проект я могу использовать в качестве подарка, сувенира, украшения в интерьере.

Изучив некоторые приемы работы с деревом, я решила выполнить поделку роспись по дереву. Этот творческий проект привлек меня тем, что при его изготовлении потребуется минимум расходов, времени и усилий.

Задачи проекта

1.Провести исследования и разработать эскиз моего проекта.

2.Организовать рабочее место.

3.Подобрать инструменты и приспособления для различных операций.

4.Разработать схему изготовления изделия.

5.Подобрать материал для изделия

Выявление основных параметров и ограничений.

Изделие должно отвечать следующим: экологически чистое, красивое, безопасное, прочное, соответствовать с выбранным дизайном. Изделие должно быть выполнено аккуратно, практично и многофункциональна.

Изучив собранный мною материал, я много узнала о происхождении хохломской росписи.

История золотой хохломы

Читайте также: