Конспект все для фронта все для победы

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДАТА :

КЛАСС : 9

ТЕМА :

ЦЕЛЬ :

Формирование представлений у учащихся о мероприятиях Советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.

ЗАДАЧИ :

Раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией;

Показать мужество, высокое чувство долга и ответственности каждого гражданина СССР за судьбу своей страны в самый острый момент её истории.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ :

Эвакуация промышленных предприятий, вклад учёных и инженеров

ТЕРМИНЫ , ПОНЯТИЯ :

Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы

ОБОРУДОВАНИЕ :

ТИП УРОКА :

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности учащихся к уроку

5 – ти минутное чтение

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Вспомните, какую тему говорили на прошлом уроке?

На прошлом уроке говорили о битве за Москву

Как назывался план немецких войск по захвату СССР?

Как называлась операция по захвату Москвы?

Как называлась группировка немецких войск направленных на Москву?

Когда фашистские войска начали генеральное контрнаступление на Москву?

Генеральное контрнаступление на Москву началось 30 сентября 1941 года.

Рассказать, как москвичи защищали Москву.

Тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве, старики, женщины, подростки рыли окопы, делали земляные насыпи, натягивали колючую проволоку, на дорогах, ведущих к городу, ставили заграждения против танков – ежи, сваренные из рельсов, мешками с песком закрывали исторические памятники, чтобы во время бомбёжки они не были повреждены.

Кто руководил обороной Москвы?

Обороной Москвы руководил Г.К. Жуков

Чем закончилась битва за Москву?

Битва за Москву закончилась победой русского народа.

Когда закончилась битва за Москву?

Битва за Москву закончилась в апреле 1942 год

Какое значение имела победа под Москвой?

Это была первое крупное поражение немецких войск с начала Второй мировой войны и первая победа советских войск, которая вдохнула надежду и уверенность в разгром врага.

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Посмотрите на доску и прочитайте слова, которые нам сегодня встретятся при изучении новой темы:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ТЫЛ – ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ТАК НАЗЫВАЛИ ТЕРРИТОРИЮ СТРАНЫ, ГДЕ НЕ ВЕЛИСЬ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

БРОНЯ – ТОЛСТЫЕ ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, КОТОРЫМИ ПОКРЫВАЛИ ТАНКИ

КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО – УЧРЕЖДЕНИЕ, ГДЕ СОВЕТСКИЕ ИНЖЕНЕРЫ РАЗРАБАТЫВАЛИ КОНСТРУКЦИИ НОВОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

АВТОМАТЫ – СКОРОСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

В начале Великой Отечественной войны руководство страной было поручено Государственному Комитету Обороны (ГКО), который возглавил И.В. Сталин. ГКО разработал план эвакуации промышленных предприятий из прифронтовой местности. Для осуществления эвакуации был образован Совет по эвакуации. Сотни тысяч человек разбирали станки и машины на заводах, грузили их в железнодорожные вагоны и отправляли за Урал. Рабочие заводов уезжали вместе с ними, для того, чтобы на новом месте наладить выпуск орудий и боеприпасов. Эвакуировать промышленные предприятия нужно было в короткое время, и поэтому люди трудились и днём и ночью, т.к. фашисты продолжали наступать и могли захватить оборудование. За несколько месяцев было эвакуировано полтора миллиона крупных предприятий, вместе с предприятиями выехало 10 миллионов человек. После выгрузки станков налаживали их работу и только потом начинали строить стены заводов. В таких невероятно тяжелых условиях приходилось перестраивать промышленность на военный лад. Те предприятия которые не успевали вывезти – уничтожали взрывая. Многие заводы, построенные во время первых пятилеток - перестраивались на выпуск военной техники, танков, артиллерийского оружия, винтовок и боеприпасов.

Почему все промышленные предприятия эвакуировали?

Все промышленные предприятия эвакуировали потому, что нужно было налаживать выпуск военной техники, танков, артиллерийского оружия, винтовок и боеприпасов.

Как осуществлялась установка заводов на новых местах?

После выгрузки станков, налаживали работу станков, а только потом начинали строить стены заводов

В каких условиях приходилось работать людям?

Люди работали и днём и ночью, чтобы как можно быстрее наладить работу заводов

Что делали с предприятиями, которые не успевали эвакуировать?

Предприятия, которые не успевали эвакуировать - взрывали, уничтожали

Почему уничтожали предприятия, которые не успели эвакуировать?

Предприятия уничтожали потому, что фашисты постоянно наступали и могли захватить оставшиеся и заставить их работать на благо фашистской армии.

Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 178 (4 – 7 абзацы) вам нужно найти и выписать в тетрадь разработки советских инженеров сделанные во времена Великой Отечественной войны. (РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО – 3 МИНУТЫ)

Какие разработки советских инженеров были сделаны во времена Великой Отечественной войны?

Артиллерийская установка «Катюша стреляла на расстояние до 20 км.

Почему танк ИС считался лучшим?

Танк ИС считался лучшим потому, что его броня была такой крепкой, что вражеские снаряды не оставляли на ней даже вмятин.

Давайте посмотри на слайдах, какие трудности испытывали труженики тыла. (УЧАЩИЕСЯ ОЗВУЧИВАЮТ)

Таким образом, всё население в тылу понимали, что и от их труда зависит победа наших солдат на фронте и поэтому они героически трудились для фронта и для победы

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Сегодня на уроке говорили о том, как труженики тыла помогали советским бойцам приблизить победу.

Какой комитет был создан в начале войны?

В начале войны был создан Государственный Комитет Обороны

Кто руководил Государственным Комитетом Обороны

Государственным Комитетом Обороны руководил И.В. Сталин

Почему в стране возникла необходимость в эвакуации промышленных предприятий

В стране возникла необходимость в эвакуации потому, что фашисты наступали.

Куда эвакуировали заводы?

Заводы эвакуировали за Урал.

Почему взрывали заводы, которые не успевали эвакуировать?

Заводы, которые не успевали эвакуировать взрывали потому, что немцы наступали и могли в любой момент захватить оставшиеся заводы и настроить на работу на фашистов.

Какие учреждения были созданы для разработки конструкций новой военной техники?

Для разработки конструкций новой военной техники были созданы конструкторские бюро.

Какие трудности приходилось переживать людям в тылу?

Многие люди, чтобы не терять времени на дорогу до дома и обратно оставались ночевать у станков, многим детям, которые не доставали до станка им под ноги ставили ящики.

Почему люди в тылу так самоотверженно трудились?

Люди в тылу трудились самоотверженно потому, что каждый человек хотел чтобы как можно быстрее закончилась война и хоть как то помочь солдатам приблизить великий день победы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Формирование представлений у учащихся о мероприятиях Советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.

ЗАДАЧИ:

Раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией;

Показать мужество, высокое чувство долга и ответственности каждого гражданина СССР за судьбу своей страны в самый острый момент её истории.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Эвакуация промышленных предприятий, вклад учёных и инженеров

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы

ОБОРУДОВАНИЕ:

ТИП УРОКА:

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности учащихся к уроку

5 – ти минутное чтение

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Вспомните, какую тему говорили на прошлом уроке?

На прошлом уроке говорили о битве за Москву

Как назывался план немецких войск по захвату СССР?

Как называлась операция по захвату Москвы?

Как называлась группировка немецких войск направленных на Москву?

Когда фашистские войска начали генеральное контрнаступление на Москву?

Генеральное контрнаступление на Москву началось 30 сентября 1941 года.

Рассказать, как москвичи защищали Москву.

Тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве, старики, женщины, подростки рыли окопы, делали земляные насыпи, натягивали колючую проволоку, на дорогах, ведущих к городу, ставили заграждения против танков – ежи, сваренные из рельсов, мешками с песком закрывали исторические памятники, чтобы во время бомбёжки они не были повреждены.

Кто руководил обороной Москвы?

Обороной Москвы руководил Г.К. Жуков

Чем закончилась битва за Москву?

Битва за Москву закончилась победой русского народа.

Когда закончилась битва за Москву?

Битва за Москву закончилась в апреле 1942 год

Какое значение имела победа под Москвой?

Это была первое крупное поражение немецких войск с начала Второй мировой войны и первая победа советских войск, которая вдохнула надежду и уверенность в разгром врага.

Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Посмотрите на доску и прочитайте слова, которые нам сегодня встретятся при изучении новой темы:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ТЫЛ – ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ТАК НАЗЫВАЛИ ТЕРРИТОРИЮ СТРАНЫ, ГДЕ НЕ ВЕЛИСЬ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

БРОНЯ – ТОЛСТЫЕ ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, КОТОРЫМИ ПОКРЫВАЛИ ТАНКИ

КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО – УЧРЕЖДЕНИЕ, ГДЕ СОВЕТСКИЕ ИНЖЕНЕРЫ РАЗРАБАТЫВАЛИ КОНСТРУКЦИИ НОВОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

АВТОМАТЫ – СКОРОСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

В начале Великой Отечественной войны руководство страной было поручено Государственному Комитету Обороны (ГКО), который возглавил И.В. Сталин. ГКО разработал план эвакуации промышленных предприятий из прифронтовой местности. Для осуществления эвакуации был образован Совет по эвакуации. Сотни тысяч человек разбирали станки и машины на заводах, грузили их в железнодорожные вагоны и отправляли за Урал. Рабочие заводов уезжали вместе с ними, для того, чтобы на новом месте наладить выпуск орудий и боеприпасов. Эвакуировать промышленные предприятия нужно было в короткое время, и поэтому люди трудились и днём и ночью, т.к. фашисты продолжали наступать и могли захватить оборудование. За несколько месяцев было эвакуировано полтора миллиона крупных предприятий, вместе с предприятиями выехало 10 миллионов человек. После выгрузки станков налаживали их работу и только потом начинали строить стены заводов. В таких невероятно тяжелых условиях приходилось перестраивать промышленность на военный лад. Те предприятия которые не успевали вывезти – уничтожали взрывая. Многие заводы, построенные во время первых пятилеток - перестраивались на выпуск военной техники, танков, артиллерийского оружия, винтовок и боеприпасов.

Почему все промышленные предприятия эвакуировали?

Все промышленные предприятия эвакуировали потому, что нужно было налаживать выпуск военной техники, танков, артиллерийского оружия, винтовок и боеприпасов.

Как осуществлялась установка заводов на новых местах?

После выгрузки станков, налаживали работу станков, а только потом начинали строить стены заводов

В каких условиях приходилось работать людям?

Люди работали и днём и ночью, чтобы как можно быстрее наладить работу заводов

Что делали с предприятиями, которые не успевали эвакуировать?

Предприятия, которые не успевали эвакуировать - взрывали, уничтожали

Почему уничтожали предприятия, которые не успели эвакуировать?

Предприятия уничтожали потому, что фашисты постоянно наступали и могли захватить оставшиеся и заставить их работать на благо фашистской армии.

Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 178 (4 – 7 абзацы) вам нужно найти и выписать в тетрадь разработки советских инженеров сделанные во времена Великой Отечественной войны. (РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО – 3 МИНУТЫ)

Какие разработки советских инженеров были сделаны во времена Великой Отечественной войны?

Артиллерийская установка «Катюша стреляла на расстояние до 20 км.

Почему танк ИС считался лучшим?

Танк ИС считался лучшим потому, что его броня была такой крепкой, что вражеские снаряды не оставляли на ней даже вмятин.

Давайте посмотри на слайдах, какие трудности испытывали труженики тыла. (УЧАЩИЕСЯ ОЗВУЧИВАЮТ)

Таким образом, всё население в тылу понимали, что и от их труда зависит победа наших солдат на фронте и поэтому они героически трудились для фронта и для победы

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Сегодня на уроке говорили о том, как труженики тыла помогали советским бойцам приблизить победу.

Какой комитет был создан в начале войны?

В начале войны был создан Государственный Комитет Обороны

Кто руководил Государственным Комитетом Обороны

Государственным Комитетом Обороны руководил И.В. Сталин

Почему в стране возникла необходимость в эвакуации промышленных предприятий

В стране возникла необходимость в эвакуации потому, что фашисты наступали.

Куда эвакуировали заводы?

Заводы эвакуировали за Урал.

Почему взрывали заводы, которые не успевали эвакуировать?

Заводы, которые не успевали эвакуировать взрывали потому, что немцы наступали и могли в любой момент захватить оставшиеся заводы и настроить на работу на фашистов.

Какие учреждения были созданы для разработки конструкций новой военной техники?

Для разработки конструкций новой военной техники были созданы конструкторские бюро.

Какие трудности приходилось переживать людям в тылу?

Многие люди, чтобы не терять времени на дорогу до дома и обратно оставались ночевать у станков, многим детям, которые не доставали до станка им под ноги ставили ящики.

Почему люди в тылу так самоотверженно трудились?

Люди в тылу трудились самоотверженно потому, что каждый человек хотел чтобы как можно быстрее закончилась война и хоть как то помочь солдатам приблизить великий день победы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

III ГРУППА – стр. 177 - 180 , прочитать


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о мероприятиях Советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.

Задачи:

Образовательные: раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией; показать морально- психологическое состояние советского общества в годы войны; дать знания о вкладе науки в дело разгрома врага.

Коррекционно – развивающие: закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; развивать умение слушать, приводить в качестве примера сведения из текста учебника, художественной литературы.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, народу (народу-бойцу, народу-труженику); показать мужество, высокое чувство долга и ответственности каждого гражданина СССР за судьбу своей страны в самый острый момент её истории.

Основные знания:

Эвакуация промышленных предприятий; вклад учёных и инженеров, помощь колхозников.

Основные термины и понятия:

Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы.

Оборудование и материалы:

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

II. Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам:

  1. Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке?
  2. Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?
  3. Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города?
  4. Какие трудности пережили ленинградцы?
  5. Сколько времени длилась блокада?
  6. Как ленинградцам доставлялись продукты?

III. Актуализация знаний, объявление новой темы:

Вводное слово учителя.

IV. Изучение нового материала.

  1. Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия в тыл?
  2. У каждого из вас есть карточки, ознакомьтесь с ними. После внимательного просмотра состоится беседа по вопросам.
  3. Работа по вопросам (См. приложение).

1. Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия?

2. Куда эвакуировали заводы?

3. Коснулись ли боевые действия города Барнаула?

4. Какие задачи стояли перед страной?

5. Сколько заводов было эвакуировано в Барнаул?

( назовите некоторые из них).

6. Какую помощь оказали граждане фронту?

  1. Работа с таблицей. Внимательно изучите таблицу – проанализируйте:

Какой вклад в победу внес город Барнаул?

3. Работа с текстом учебника. Один ученик читает вслух, остальные слушают, по ходу чтения отвечают на вопросы.

Словарная работа: броня, конструкторское бюро, автомат.

  1. Что делали с заводами и другими промышленными объектами, если их не успевали эвакуировать?
  2. Какую помощь оказывали ученые и инженеры?
  3. Какие советские танки считались лучшими?

V. Первичное закрепление материала.

Беседа по вопросам:

  1. Какой орган власти был создан вначале войны по руководству страной?
  2. Кто руководил ГКО?
  3. Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия вглубь страны, на восток?
  4. Покажите по карте, куда и в каком направлении эвакуировались заводы?
  5. Какие виды оружия были созданы учёными, инженерами?
  6. Какую помощь оказывали гражданские люди фронту?
  7. Почему так самоотверженно работали люди?

VI. Подведение итогов, оценка знаний.

VII. Д/з.: читать текст &, вопросы.

Индивидуальное задание – абзацы, указанные учителем, вопросы 6,7.

Приложения.

Карточки для сильных учеников.

  1. Сколько военных госпиталей было в городе Барнауле?
  2. Выбери правильный ответ: 16,15,20.
  1. Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия?
  2. Куда эвакуировались заводы?
  3. Коснулись ли боевые действия города Барнаула?
  4. Какие задачи стояли перед страной?
  5. Сколько заводов было эвакуировано в г. Барнаул? Назовите некоторые из них. (Воспользуйтесь таблицей).
  6. Из каких городов были эвакуированы заводы в город Барнаул?

Карточки для среднеуспевающих учеников

  1. Когда началась Великая отечественная война?
  2. Против кого воевал Советский Союз?
  3. Какую помощь оказывали гражданские люди фронту?

При ответе используйте слова для справок:

Добровольные пожертвования, теплые вещи, варежки, носки, кисеты, валенки.

Сколько барнаульцев были награждены орденами и медалями за

добросовестный труд во время Великой Отечественной

Слова для справок: 80 тысяч, 40 тысяч, 15 тысяч.

Какие дивизии были сформированы в Сибири?

Слова для справок: 107 стрелковая дивизия,

80 гвардейская дивизия,

42 отдельная бригада.

Карточки ля слабоуспевающих учеников

Какие награды получили заводы за доблестный труд?

При ответе используйте слова для справок:

Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени.

Какое движение началось на заводах, чтобы перевыполнить план?

Выбери правильный ответ: движение стахановцев,

  1. Почему в годы войны люди стремились учиться?
  2. 2.Во сколько смен шли занятия в школе?
  3. Что использовали для письма, когда не было бумаги?

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о мероприятиях Советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.

Образовательные: раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией; показать морально- психологическое состояние советского общества в годы войны; дать знания о вкладе науки в дело разгрома врага.

Коррекционно – развивающие: закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; развивать умение слушать, приводить в качестве примера сведения из текста учебника, художественной литературы.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, народу (народу-бойцу, народу-труженику); показать мужество, высокое чувство долга и ответственности каждого гражданина СССР за судьбу своей страны в самый острый момент её истории.

Основные знания:

Эвакуация промышленных предприятий; вклад учёных и инженеров, помощь колхозников.

Основные термины и понятия:

Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы.

Оборудование и материалы:

Тип урока: комбинированный.

II. Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам:

Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке?

Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?

Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города?

Какие трудности пережили ленинградцы?

Сколько времени длилась блокада?

Как ленинградцам доставлялись продукты?

III. Актуализация знаний, объявление новой темы:

Вводное слово учителя.

IV. Изучение нового материала.

Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия в тыл?

У каждого из вас есть карточки, ознакомьтесь с ними. После внимательного просмотра состоится беседа по вопросам.

Работа по вопросам (См. приложение).

1. Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия?

2. Куда эвакуировали заводы?

3. Коснулись ли боевые действия города Барнаула?

4. Какие задачи стояли перед страной?

5. Сколько заводов было эвакуировано в Барнаул?

( назовите некоторые из них).

6. Какую помощь оказали граждане фронту?

Работа с таблицей. Внимательно изучите таблицу – проанализируйте:

Какой вклад в победу внес город Барнаул?

Физкультминутка

3. Работа с текстом учебника. Один ученик читает вслух, остальные слушают, по ходу чтения отвечают на вопросы.

Словарная работа: броня, конструкторское бюро, автомат.

Что делали с заводами и другими промышленными объектами, если их не успевали эвакуировать?

Какую помощь оказывали ученые и инженеры?

Какие советские танки считались лучшими?

V. Первичное закрепление материала.

Беседа по вопросам:

Какой орган власти был создан вначале войны по руководству страной?

Кто руководил ГКО?

Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия вглубь страны, на восток?

Покажите по карте, куда и в каком направлении эвакуировались заводы?

Какие виды оружия были созданы учёными, инженерами?

Какую помощь оказывали гражданские люди фронту?

Почему так самоотверженно работали люди?

VI. Подведение итогов, оценка знаний.

VII. Д/з.: читать текст &, вопросы.

Индивидуальное задание – абзацы, указанные учителем, вопросы 6,7.

Карточки для сильных учеников.

Куда и на что шли добровольные пожертвования барнаульцев?

Сколько военных госпиталей было в городе Барнауле?

Выбери правильный ответ: 16,15,20.

Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия?

Куда эвакуировались заводы?

Коснулись ли боевые действия города Барнаула?

Какие задачи стояли перед страной?

Сколько заводов было эвакуировано в г. Барнаул? Назовите некоторые из них. (Воспользуйтесь таблицей).

Из каких городов были эвакуированы заводы в город Барнаул?

Карточки для среднеуспевающих учеников

Когда началась Великая отечественная война?

Против кого воевал Советский Союз?

Какую помощь оказывали гражданские люди фронту?

При ответе используйте слова для справок:

Добровольные пожертвования, теплые вещи, варежки, носки, кисеты, валенки.

Урок истории

ЦЕЛЬ : Формирование представлений у учащихся о мероприятиях Советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.

ЗАДАЧИ :

Ø Раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией;

Ø Показать мужество, высокое чувство долга и ответственности каждого гражданина СССР за судьбу своей страны в самый острый момент её истории.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ: Эвакуация промышленных предприятий, вклад учёных и инженеров

ТЕРМИНЫ , ПОНЯТИЯ: Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

v Приветствие учащихся

v Проверка готовности учащихся к уроку

v 5 – ти минутное чтение

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель: Вспомните, какую тему говорили на прошлом уроке?

Учащиеся : На прошлом уроке говорили о битве за Москву

Учитель: Как назывался план немецких войск по захвату СССР?

Учитель: Как называлась операция по захвату Москвы?

Учитель: Как называлась группировка немецких войск направленных на Москву?

Учитель: Когда фашистские войска начали генеральное контрнаступление на Москву?

Учащиеся : Генеральное контрнаступление на Москву началось 30 сентября 1941 года.

Учитель: Рассказать, как москвичи защищали Москву.

Учащиеся : Тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве, старики, женщины, подростки рыли окопы, делали земляные насыпи, натягивали колючую проволоку, на дорогах, ведущих к городу, ставили заграждения против танков – ежи, сваренные из рельсов, мешками с песком закрывали исторические памятники, чтобы во время бомбёжки они не были повреждены.

Учитель: Кто руководил обороной Москвы?

Учащиеся : Обороной Москвы руководил Г.К. Жуков

Учитель: Чем закончилась битва за Москву?

Учащиеся : Битва за Москву закончилась победой русского народа.

Учитель : Когда закончилась битва за Москву?

Учащиеся : Битва за Москву закончилась в апреле 1942 год

Учитель : Какое значение имела победа под Москвой?

Учащиеся : Это была первое крупное поражение немецких войск с начала Второй мировой войны и первая победа советских войск, которая вдохнула надежду и уверенность в разгром врага.

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель : Посмотрите на доску и прочитайте слова, которые нам сегодня встретятся при изучении новой темы:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ТЫЛ – ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ТАК НАЗЫВАЛИ ТЕРРИТОРИЮ СТРАНЫ, ГДЕ НЕ ВЕЛИСЬ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

БРОНЯ – ТОЛСТЫЕ ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, КОТОРЫМИ ПОКРЫВАЛИ ТАНКИ

КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО – УЧРЕЖДЕНИЕ, ГДЕ СОВЕТСКИЕ ИНЖЕНЕРЫ РАЗРАБАТЫВАЛИ КОНСТРУКЦИИ НОВОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

АВТОМАТЫ – СКОРОСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

Учитель : В начале Великой Отечественной войны руководство страной было поручено Государственному Комитету Обороны (ГКО), который возглавил И.В. Сталин. ГКО разработал план эвакуации промышленных предприятий из прифронтовой местности. Для осуществления эвакуации был образован Совет по эвакуации. Сотни тысяч человек разбирали станки и машины на заводах, грузили их в железнодорожные вагоны и отправляли за Урал. Рабочие заводов уезжали вместе с ними, для того, чтобы на новом месте наладить выпуск орудий и боеприпасов. Эвакуировать промышленные предприятия нужно было в короткое время, и поэтому люди трудились и днём, и ночью, т.к. фашисты продолжали наступать и могли захватить оборудование. За несколько месяцев было эвакуировано полтора миллиона крупных предприятий, вместе с предприятиями выехало 10 миллионов человек. После выгрузки станков налаживали их работу и только потом начинали строить стены заводов. В таких невероятно тяжелых условиях приходилось перестраивать промышленность на военный лад. Те предприятия, которые не успевали вывезти – уничтожали взрывая. Многие заводы, построенные во время первых пятилеток - перестраивались на выпуск военной техники, танков, артиллерийского оружия, винтовок и боеприпасов.

Учитель : Почему все промышленные предприятия эвакуировали?

Учащиеся : Все промышленные предприятия эвакуировали потому, что нужно было налаживать выпуск военной техники, танков, артиллерийского оружия, винтовок и боеприпасов.

Учитель : Как осуществлялась установка заводов на новых местах?

Учащиеся : После выгрузки станков, налаживали работу станков, а только потом начинали строить стены заводов

Учитель : В каких условиях приходилось работать людям?

Учащиеся : Люди работали и днём и ночью, чтобы как можно быстрее наладить работу заводов

Учитель : Что делали с предприятиями, которые не успевали эвакуировать?

Учащиеся : Предприятия, которые не успевали эвакуировать - взрывали, уничтожали

Учитель : Почему уничтожали предприятия, которые не успели эвакуировать?

Учащиеся : Предприятия уничтожали потому, что фашисты постоянно наступали и могли захватить оставшиеся и заставить их работать на благо фашистской армии.

Учитель : Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 178 (4 – 7 абзацы) вам нужно найти и выписать в тетрадь разработки советских инженеров, сделанные во времена Великой Отечественной войны. (РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО – 3 МИНУТЫ)

Учитель : Какие разработки советских инженеров были сделаны во времена Великой Отечественной войны?

Учащиеся : Артиллерийская установка «Катюша стреляла на расстояние до 20 км.

Учитель : Почему танк ИС считался лучшим?

Учащиеся : Танк ИС считался лучшим потому, что его броня была такой крепкой, что вражеские снаряды не оставляли на ней даже вмятин.

Учитель : Давайте посмотри на слайдах, какие трудности испытывали труженики тыла. (УЧАЩИЕСЯ ОЗВУЧИВАЮТ)

Учитель : Таким образом, всё население в тылу понимали, что и от их труда зависит победа наших солдат на фронте и поэтому они героически трудились для фронта и для победы

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель : Ребята, о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся : Сегодня на уроке говорили о том, как труженики тыла помогали советским бойцам приблизить победу.

Учитель : Какой комитет был создан в начале войны?

Учащиеся : В начале войны был создан Государственный Комитет Обороны

Учитель : Кто руководил Государственным Комитетом Обороны

Учащиеся : Государственным Комитетом Обороны руководил И.В. Сталин

Учитель : Почему в стране возникла необходимость в эвакуации промышленных предприятий

Учащиеся : В стране возникла необходимость в эвакуации потому, что фашисты наступали.

Учитель : Куда эвакуировали заводы?

Учащиеся : Заводы эвакуировали за Урал.

Учитель : Почему взрывали заводы, которые не успевали эвакуировать?

Учащиеся : Заводы, которые не успевали эвакуировать взрывали потому, что немцы наступали и могли в любой момент захватить оставшиеся заводы и настроить на работу на фашистов.

Учитель : Какие учреждения были созданы для разработки конструкций новой военной техники?

Учащиеся : Для разработки конструкций новой военной техники были созданы конструкторские бюро.

Учитель : Какие трудности приходилось переживать людям в тылу?

Учащиеся : Многие люди, чтобы не терять времени на дорогу до дома и обратно оставались ночевать у станков, многим детям, которые не доставали до станка им под ноги ставили ящики.

Учитель : Почему люди в тылу так самоотверженно трудились?

Учащиеся : Люди в тылу трудились самоотверженно потому, что каждый человек хотел чтобы как можно быстрее закончилась война и хоть как то помочь солдатам приблизить великий день победы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читайте также: