Конспект время суток подготовительная группа

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное образовательное учреждение г. Москвы

средняя образовательная школа

с углубленным изучением иностранных языков № 1399

Дошкольное отделение

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Подготовила: воспитатель Андреева С.В.

Москва 2017

Закрепить знание детей о частях суток , их отличительных особенностях (Познавательное развитие)

Закрепить представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. (Речевое развитие)

Воспитывать желание помогать друг другу.

Развивать логическое мышление, память

Продолжить учить произносить тихо, громко, быстро-медленно.

Продолжить учить правильно, согласовать текст и движения.

Виды деятельности : игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.

Формы организации : групповая , индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игра с речевым сопровождением.

Оборудование : игрушка Тигренок, картинный материал с изображением часов, изображения утра, дня, вечера, ночи (как себя ведет солнышко: встает, встало, садится, село.)

Ход занятия:

Организационный момент (психологическая поддержка) воспитатель произносит тихо, дети вслед за воспитателем громко :

Мы – внимательные

Мы – старательные

Мы – отлично учимся

Все у нас получится.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Ребята к нам сегодня на занятие пришел гость. Давайте посмотрим, кто же к нам пришел?

Тигренок: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуй, тигренок!

Воспитатель: - Вот мы и снова встретились! Какие вы все красивые, радостные! А скажите нам ребята, в какое время суток Тигренок к нам пришел в гости? Ночью или когда?

Дети: - Утром! Мы только пришли в садик!

Воспитатель: - Правильно Тигренок к нам пришел утром! А что мы с вами делаем утром, когда встаем с кровати?

Дети: - Мы умываемся, Чистим зубки, кушаем!

Воспитатель:- Правильно, а что вокруг происходит?

Дети: - Все просыпается, солнышко встает!

Воспитатель: - Молодцы! Солнышко наше встает и все вокруг просыпается! И воробушки наши проснулись! А смотрите, как они весело умываются!

Давайте мы попробуем, как воробушки ручки расправим и представим, что мы воробушки! Повторяйте за мной!

Воспитатель и дети садятся на корточки, отводят руки немного в стороны и когда немного приподымаются произносят: Солнышко встало! Чик-чирик! Чик-чирик!)

Воспитатель:- И наши пальчики тоже проснулись!

Солнышко встало, утро настало!

(пальцы растопырены, запясти скрещены).

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

(кулак левой руки с вытинутым большим пальцем по середине правой раскрытой ладошки, палец делает круговые движения по часовой стрелки).

Вставай – Большак! (большой палец левой руки разжимает большой палец правой руки).

(большой палец левой руки разжимает указательный палец правой руки).

(большой палец левой руки разжимает средний палец правой руки).

(большой палец левой руки разжимает безымянный палец правой руки).

(большой палец левой руки разжимает мизинец палец правой руки).

(хлопаем в ладоши).

(пальцы растопырены в стороны).

(руки вверх, тянемся).

Воспитатель: - Вот все проснулись! А утром мы, что делаем, после того как, умылись, сделали зарядку?

Дети: - Мы кушаем!

Воспитатель: - Правильно, мы кушаем. А как это еще назвать другим словом?

Воспитатель: - Правильно мы утром завтракаем! А что, мы кушаем?

Дети: - Кашу, чай, какао!

Воспитатель: - Молодцы! А что наступает после утро?

Воспитатель: - А днем вы, что делаете?

Дети: - Гуляем! Играем!

Воспитатель: - А давайте мы тоже с вами поиграем? Хотите?

Дети: - Да, хотим! Ура!!

Воспитатель: - Тогда встанем и повторяем за мной!

(Читаем стихотворение под музыку)

Мы ручками похлопаем

Мы ножками потопаем

Тик- так – тик так!

Мы руки подымаем,

Мы руки опускаем,

И бегаем кругом!

Давайте еще раз! (повторяют)

Воспитатель: - Садитесь ребята, а кто ответит на такой вопрос? Вот мы утром завтракаем, а что мы делаем днем, после того как поиграли!

Дети: - Обедаем! Мы кушаем суп, и второе!

Воспитатель: - А мама вам дома что-нибудь печет? Пирожки, например?

Воспитатель: - А давайте мы с вами испечем калач?

Воспитатель: - Так повторяйте за мной!

Ча - Ча- Ча- дай мне калача! (хлопаем в ладоши)

Чо - Чо - Чо- Ох как горячо!( дуем на ладоши, нам горячо!)

Воспитатель: - А когда вас забирают из садика?

Воспитатель: - А что вы делаете вечером дома?

Дети: - Играем в компьютер, в игрушки, в мазлы!

Воспитатель:- А отгадайте загадку!

Мы ходим ночью, ходим днем!

Тик- так, Тик- так! (произносим высоко, низко)

И все же на месте не сойдем!

Тик- так, тик- так! (произносим высоко, низко)

Воспитатель: Молодцы! Детям демонстрируется картинка с изображением разных часов (электронные и механические).

- А к акие вы знаете часы?

Ответы детей: (Песочные, цветочные, солнечные, электронные и механические, настенные, напольные, ручные, настольные).

Воспитатель: А хотите, я Вам немного расскажу как раньше люди узнавали время?

Воспитатель: Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов - Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).

Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.

Позже изобрели водяные часы. Еще через некоторое время появились механические часы, в корпусе которых помещали часовой механизм - пружину и шестеренки. В настоящее время изобрели электронные часы (воспитатель демонстрирует модель электронных часов).

Сейчас нас окружают самые разные часы, которые имеют размеры от горошины до размера целой комнаты. Самое точное время показывают электронные часы.

Воспитатель: А вы знает, как устроены часы? (Дети отвечают, что часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).

Воспитатель:- А стрелки похожи на усики?

(Показ разных картинок с изображением часов и читает стихотворение).

Интересней нет усов,

Чем у часиков часов!

Посмотри- один короче!

А другой длинней чуть-чуть!

Совершаем долгий путь!

Воспитатель Что показывает маленькая и что – большая стрелка? (Маленькая отмечает час и называется часовой, большая стрелка отмечает минуты, называется минутной.)

– Маленькая стрелка проходит от одной большой чёрточки до другой за один час, большая – от одной маленькой чёрточки до другой за одну минуту. В сутках 24 часа, поэтому маленькая стрелка обходит циферблат дважды (показывает) .

Воспитатель предлагает познакомиться с внешним видом часов.

Дети рассматривают циферблат, называют цифры по порядку, вращают стрелки. При помощи модели часов воспитатель показывает время, называет его, а дети повторяют те же действия.

Выставление времени по инструкции воспитателя.

Воспитатель: (Представлены следующие изображения : ребёнок, который делает зарядку, ест, идёт в детский сад, гуляет, играет, ложится спать.)

Воспитатель: В какое время дня вы просыпаетесь? (Утром.)

А если точнее, то это 7 часов утра. Поставьте на ваших циферблатах маленькую стрелку на 7 часов, большую на 12. Что делаете вы в это время дня? (Встаём, делаем зарядку, умываемся, завтракаем, идём в детский сад.)

Воспитатель: А давайте немного разомнемся.

Физминутка "Расскажи стихи руками"

Воспитатель: Какие вы молодцы.

- Ребята, а кто мне сможет сказать, что вы кушаете вечером и как это можно назвать другим словом?

Дети: - Мы ужинаем! Жареную картошку, йогурт, пьем сок!

Воспитатель:- А после вечера что наступает?

Воспитатель:- А что вы делаете ночью?

Дети:- Спим, видим интересные сны!

Воспитатель:- Правильно мы ночью спим, и наш организм отдыхает, набирается новых сил! Ведь вы днем играли! А давайте мы тоже немного отдохнем, ведь мы с вами поиграли и вам нужно набраться новых сил!

Ночь пришла, темноту принесла!

Задремал петушок, запел сверчок!

Ложись на бочок

Спи! И глаз не открывай!

Воспитатель: - Наш язычок отдохнул. Ребята, давайте напомним тигренку порядок времени суток. Сначала наступает утро! А дальше?

Дети: День, вечер, ночь!

Воспитатель: – Ребята давайте подведём итоги.

-Что такое часы? ( Часы это прибор для определения времени ).

- На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

- Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).

- Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).

- Какие часы наиболее точно показывают время? (Наиболее точно показывают время электронные часы).

Воспитатель: Тигренок тебе понравилось у нас на занятии?

Тигренок: Очень. Я много , что узнал. И хочу еще прийти к Вам на урок и узнать много нового и интересного. Можно?

Возрастная группа : подготовительная к4к школе.

Ведущая образовательная область: Познавательное развитие.

Закрепить знание детей о частях суток, их отличительных особенностях (на основе деятельности детей, взрослых, объективных условий природы) (Познавательное развитие)

Закрепить представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. (Речевое развитие)

Совршенствовать навыки счета в пределах 10, учить воспроизводить воспринятое на слух. (Художественно – эстетическое)

Воспитывать желание помогать друг другу.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игра с речевым сопровождением.

Оборудование: игрушка – звезда, замки и ключи в форме геометрических фигур из картона, картинки с частями суток, фото с профессиями, маски ежей, солнца, яблоки из картона по количеству детей, восковые карандаши, листы.

1. Вводная часть

Воспитатель организовывает детей.

- Дети, когда я шла в детский сад сегодня рано утром, то возле дерева нашла вот это (показывает детям звезду).

Посмотрите какая красивая звезда.

А когда, в какое время суток мы видим на небе звезды?

А какие части суток вы еще знаете?

Давайте мы сегодня с вами попутешествуем по частям суток.

Путешествовать мы будем с помощью машины времени.

Чтобы наша машина начала работать, необходимо назвать пословицы о частях суток.

Вот наша машина и заработала. (Звучит музыка)

Дети, а вы знаете, кто правит частями суток?

Отгадайте загадку: В дверь, в окно стучать не будет.

А войдет и всех разбудит.

Вот к нему - то мы и отправляемся.

На фланелеграфе – дверь с тремя замками в виде геометрических фигур.

Дети, вот мы и возле владений солнца. Но чтобы попасть туда, надо очень хорошо знать геометрические фигуры, и правильно подобрать ключи. Ведь солнце спрятано за тремя замками.

2. Основная часть

Когда последняя дверь открыта (свет гаснет и включается). На фланелеграфе – светло – голубое небо, начинает всходить солнце. Дети, а в какую часть суток мы с вами попали?

Если звонко за окном защебечут птицы,

Если так светло кругом, что тебе не спится,

Если радио у вас вдруг заговорило, Это значит, что сейчас…

Какое время суток наступило?

Почему вы думаете, что наступило утро?

После какого времени наступает утро?

Сравните утро и ночь. Какие изменения происходят в утреннее время?

А как люди узнают, что наступило утро?

А теперь мы отправляемся путешествовать на улицу.

(На стенде картины улиц города, иллюстрации с изображением людей следующих профессий: дворник, почтальон, учитель, водитель, врач, школьники, идущие в школу).

Ночью людей на улице было мало. Люди отдыхали дома, и машины стояли в гаражах. Наступило утро, и что мы видим…

Люди каких профессий работают утром?

Дети, а что случилось, если бы люди не начали работать утром? Если повар не пришел бы на работу и не приготовил нам завтрак, водители не вывели утром автобусы, то все бы опоздали на работу, пекари не успели выпечь хлеб, учитель не пришел в школу, врач в поликлинику).

Утро очень важное время суток.

Пока мы с вами путешествовали, посмотрите, как высоко поднялось солнце, радостно улыбается, Небо стало ярко голубым. Все люди заняты работой.

Какое время суток наступило?

А чем мы с вами занимаемся днем?

Вот сейчас мы с вами покажем солнцу, как умеем работать и играть. (Воспитатель дает детям задание похлопать в ладоши столько раз, сколько она ударит в бубен, присесть столько раз, сколько услышит звуков – до 10.)

Поработали, а вот теперь можно и отдохнуть.

За секундою минутка,

Пробежали быстро сутки

Чтоб с природой в мире жить,

Надо с временем дружить,

Ну, а время – как река,

Проплывает сквозь века.

Дети, пока мы с вами считали и играли, солнце вновь к земле клониться стало. (Меняется картинка на фланелеграфе).

Какого цвета стало солнце?

Какого цвета небо?

Дети, какое время суток наступило?

Посмотрите, кто это к нам идет. (Дети в масках ежа и двух ежат)

Здравствуйте. Откуда это вы идете?

Да, действительно и наших детей забирают домой вечером. А почему вы ежата такие грустные?

Ну вот сейчас они наверняка справятся с заданием. Давайте и мы с вами попробуем.

(У каждого ребенка круг в виде яблока) Воспитатель показывает, как правильно сложить круг пополам.

На сколько частей разделили круг?

Каждая из частей называется половинкой. Это половинка, и это половинка. (Показываем)

Еще можно назвать одна вторая или одна из двух частей.

Равны ли между собой половины?

Что больше целое яблоко или половина?

Гаснет свет, на фланелеграфе луна, звезды.

Посмотрите, стало совсем темно.

Гуляет мама с дочками

Дочкам не твердит она,

Спать ложитесь поздно!-

Потому что мать – луна,

А дочурки – звезды.

О какой части суток идет речь в стихотворении?

3. Заключительная часть

Включается свет. Выходит девочка солнышко.

Дети сейчас ночь, но почему то так светло стало.

Как одним словом моно назвать утро, день, вечер, ночь?

Вот и прошли сутки нашего пребывания во владениях солнца, но они прошли очень быстро, ведь мы передвигались на машине времени. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Где мы сегодня с вами были?

Что интересного увидели

Понравилось ли вам путешествовать?

Дети выходят из машины времени.

(Дети поочередно ищут соответствующие ключи, закрепляя название геометрических фигур (прямоугольник, многоугольник, трапеция)

Дети: Утром светлее, чем ночью. Начинает светить солнце, просыпаются птицы.

По часам, по телевидению.

Дети: Дворник – убирает улицы, почтальон – заходит в каждый дом. Он опускает газеты и письма в почтовые ящики, водители пассажирского транспорта перевозят людей, чтобы те не опоздали на работу, также водители привозят в магазин продукты.

Дети выполняют движения.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Дети: Мы идем из детского сада, ведь сейчас вечер и родители забирают из детского сада своих детей.

Папа – еж задал нам задачу: как разделить круг пополам, а мы не можем разрешить ее.

(Ежик дает ежатам по яблоку)

Дети: на две части.

Дети повторяют за воспитателем.

Солнышко: Потому что пришло солнышко. Я утром, и днем, и вечером работало, землю освещало, а ночью могу отдохнуть. Вы так интересно рассказывали о частях суток, что я решила к вам спуститься и попросить вас на память о нашей встрече нарисовать различные части суток. В моей мастерской вы найдете все необходимое, и не забывайте рисовать меня.

Дети садятся за четыре стола, каждый стол рисует определенную часть суток, используя восковые карандаши.

Дети садятся в машину времени.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Набор открыток "цветочные часы", модель солнечных часов, часы электронные (наручные, настенные, настольные) и механические (наручные, настенные, настольные), песочные часы; модели часов со стрелками на каждого ребенка; модели частей суток (прямоугольники розового, желтого, синего, черного цветов), сюжетные картинки с изображением различных режимных моментов.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Дети садятся на свои места, положили руки перед собой, внимательно смотрят на воспитателя и слушают.

2. Игра "Утро-день-вечер-ночь"

На наборном полотне воспитатель выставляет модели частей суток (прямоугольники розового, желтого, синего и черного цвета). У каждого ребенка на столе лежит сюжетная картинка с изображением режимных моментов (части суток).

Воспитатель предлагает каждому ребенку прикрепить сюжетную картинку под определенной моделью части суток (утро - розовый прямоугольник, день - желтый прямоугольник, вечер - синий прямоугольник, ночь - черный прямоугольник) и объяснить свой выбор.

Дети по очереди подходят к наборному полотну и прикрепляют сюжетную картинку под прямоугольником определенного цвета (моделью части суток), объясняя воспитателю свой выбор.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь давайте назовем вместе названия частей суток в той последовательности, как они сменяют друг друга(Дети с воспитателем проговаривают названия частей суток: утро-день-вечер-ночь).

3. Актуализация имеющихся у детей знаний

Воспитатель: С помощью какого прибора люди определяют время?

(Время люди определяют при помощи часов).

Детям демонстрируется картинка с изображением разных часов (электронные и механические).

Воспитатель: Какие вы знаете часы? (Песочные, цветочные, солнечные, электронные и механические, настенные, напольные, ручные, настольные).

4. Изучение нового материала

Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов - Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).

Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.

Позже изобрели водяные часы. Еще через некоторое время появились механические часы, в корпусе которых помещали часовой механизм - пружину и шестеренки. В настоящее время изобрели электронные часы (воспитатель демонстрирует модель электронных часов).

Сейчас нас окружают самые разные часы, которые имеют размеры от горошины до размера целой комнаты. Самое точное время показывают электронные часы.

Воспитатель: А вы знаете как устроены часы? (Дети отвечают, что часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).

Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая)стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12). На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстро и показывает минуты.

Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой - меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час.

(Свой рассказ воспитатель демонстрирует на модели часов).

5. Физминутка "Расскажи стихи руками"

Соблюдается совой Сжимают и разжимают
Распорядок часовой кулачки на обеих руках
Ночью в час по распорядку Показывает один палец
Совы делают зарядку Руки на поясе, наклоны влево и вправо
Циферблат покажет два Показывают два пальца
В магазин спешит сова Шагают на месте
В три - готовит суп Показывают три пальца и "варят"
В четыре Показывают четыре пальца
Вытирает пыль в квартире Делают вид, что вытирают пыль
В пять сова идет читать Показывают пять пальцев и "читают книгу"
В шесть она садится есть Показывают шесть пальцев и "кушают"
Семь показывают стрелки Показывают семь пальцев
В гости к ней приходят белки Прыгают на месте, руки перед грудью
Не поздней восьми часов Показывают восемь пальцев
Совещание у сов "Совещаются" между собой
Но как только девять бьет Показывают девять пальцев
В лес сова идет гулять Шагают на месте
В десять у нее - вязанье Показывают десять пальцев и "вяжут"
А в одиннадцать - купанье Показывают сначала десять пальцев, затем
еще один палец и "плавают"
Как двенадцать бьет часов Показывают сначала десять пальцев, затем
еще два пальца
Двери в доме на засов "Закрывают дверь на ключик"
В полдень ей пора в кровать Потягиваются и зевают
Любит днем сова поспать Руки под щеку и "спят"
Дальше все по распорядку Сжимают и разжимают кулачки

В час - встает и на зарядку на обеих руках.

6. Закрепление изученного материала

- При помощи модели часов воспитатель показывает время, называет его, а дети повторяют те же действия.

- Выставление времени по инструкции воспитателя. Воспитатель называет время, а дети выставляют в соответствии с этим стрелки часов на необходимое время на моделях часов.


7. Итог занятия

Воспитатель задает детям вопросы, а они отвечают.

- Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).

- На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

- Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).

- Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).

- Какие часы наиболее точно показывают время? (Наиболее точно показывают время электронные часы).

Материал предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а так же для родителей, которые развивают детей самостоятельно


Итак, подведем итог вышесказанному. Прошу ответить на вопросы:
1. Можем ли мы потрогать время? Почему?
2. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?
3. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?
4. Что такое время?
5. Умеет ли время ползти? Когда такое бывает?
6. Что помогает определить время?
7. Почему мы часто говорим, что время дороже золота?
8. Должны ли мы ориентироваться во времени?




Цель: знакомство детей с солнечными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• активизировать словарный запас детей и наполнить его новой лексикой;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:



• Вертикальные (эти часы, соответственно, расположены на вертикальной поверхности, а их гномон как бы торчит в строну. Чаще всего их устанавливают на стенах башен, высоких зданий и сооружений).



Если вы скажете, что такие часы нельзя взять с собой. Я отвечу – ребята, можно! Народные умельцы тут же среагировали и придумали уменьшенную копию солнечных часов – наручные миниатюрные модели. У путешественников и монахов были специальные посохи с отметками, и, поставив их под определенным углом к Солнцу, они могли определить время.



Но, стоит отметить, что установка солнечных часов требовало определенных знаний астрономии и географии. Для каждой местности необходимо было правильно рассчитать, куда поставить гномон, и где устроить циферблат. Без этих расчетов солнечные часы перестали бы быть точными. Это сейчас можно проверить по обычным механическим или электронным часам, правильно ли показывают время солнечные часы, а раньше люди не имели такой возможности.
Кроме того, самый большой минус солнечных часов – работать-то они могут лишь в солнечную ясную погоду! Тем не менее, солнечные часы служили людям в течение тысячелетий. И люди ими были очень довольны.
Давайте подведем итоги нашей беседы:
1. Где появились первые солнечные часы?
2. Кто такой бог Ра?
3. Как пришла мысль к созданию солнечных часов?
4. Из чего состоят солнечные часы?
5. Легко ли их самим сделать?
6. Какие бывают солнечные часы?
7. Где устанавливали солнечные часы?
8. Какие недостатки есть у солнечных часов?



Цель: знакомить детей с песочными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Продолжаем знакомиться с видами часов. Сегодня мы узнаем, что такое песочные часы.
Песочные часы, как и всякие любые другие часы, - это, прежде всего, прибор для измерения времени. Состоят они из двух соединенных друг с другом прозрачных стеклянных сосудов. В одном сосуде находится мелкий песок, который пересыпается в другой сосуд через горловину, тем самым отмеряется определенный промежуток времени. Он может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
Это зависит от размера сосудов: маленькие сосуды – маленький промежуток времени, большие сосуды – большой промежуток времени, так как они могут вмещать много песка. Кроме того, размер горловины (самой узкой части часов) тоже имеет значение: шире горловина - песочек быстрее пробегает из одного сосуда в другой, времени тратиться меньше, Уже горловина – песок медленно просачивается, поэтому время тратится больше.
Считается, что первые песочные часы появились в Индии и Китае. Они быстро распространились по свету, потому что были просты в использовании, надежны, ими можно измерять время в любой момент дня и ночи, так как они не зависят ни от солнечного света, ни от погоды, ни от ветра. Но есть и недостатки – песочные часы измеряют лишь кроткий промежуток времени, ими не измерить сутки. Представляете, какими должны быть сосуды и сколько понадобится песка, чтобы все 24 часа он перетекал из одного сосуда в другой. Кроме того, песочные часы со временем перестают быть точными: песчинки стачиваются, превращаются в пыль, и быстрее пересыпаются.
Изготовлением песка для песочных часов занимались лучшие мастера. Ведь именно от него зависела точность времени. Умельцы брали морской или речной песок, просеивали его с помощью сита, делая его однородным, промывали и сушили на солнце. Другой песочек делали из толченой яичной скорлупы. Такой песок имел красивый кремовый оттенок. Еще песок делали из древесного угля (сгоревшего кусочка дерева), уголёк так же, как и яичную скорлупу, толкли. Какой цвет получился у песка? Правильно, черный.
Сосуды, или колбы, мастера делали из стекла. В те времена уже могли изготавливать стекло. А стекло, как вы знаете, делается так же из песка. Внутри сосуды должны быть идеально гладкими, чтобы песочек не задерживался и не застревал.
В настоящее время песочными часами пользуются редко. В основном их ставят для украшения. Но их можно встретить, например, в санаториях, когда мед.сестра отсчитывает время процедуры. А где вы встречали песочные часы?
Настало время подвести итог тому, что мы сегодня узнали:
1. О каких часах мы сегодня беседовали?
2. Из чего состоят песочные часы?
3. Как делали песочек?
4. Почему сосуды должны быть гладкими?
5. Какие плюсы у песочных часов?
6. Какие недостатки у них?
7. Где сейчас можно встретить песочные часы?


Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с водяными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, давайте вспомним, какие виды часов мы уже знаем. Молодцы! Мы знаем, что такое солнечные. А помните, мы вскользь говорили, что есть еще водяные, песочные, масляные, механические, электронные и атомные часы. Как вы думаете, о каких из них мы будем беседовать сегодня? О водяных часах.
Название данных часов говорит само за себя. Они исчисляют время благодаря чему? Правильно, воде, жидкости. Мы знаем, что древние люди, как и вы, очень наблюдательны. У них не было всяческих современных приспособлений, какие имеем сейчас мы. Они полагались на собственную интуицию, кое-какие знания о природе и ее силах, на свой опыт и не боялись совершать ошибки.
Итак, кто-то говорит, что в Египте, а кто-то утверждает, что в древнем Вавилоне у одного из служителей храма прохудился глиняный сосуд. Трещинка была очень мала, и из нее капля за каплей стала вытекать вода. Вода капала медленно. И так как служителю нечем было заняться в ту ночь, он стал наблюдать за этим процессом. В итоге, наступило утро, и его позвали завтракать. На следующую ночь служитель взял этот же дырявый сосуд, наполнил его водой, поставил его на табурет, а на пол подставил другой сосуд, чтобы вода из дырявого не вытекала на пол. И знаете что! Этот человек заметил, что вода отмеряет промежуток времени, равный его ночному служению в храме. Так и появились первые водяные часы, прибор для измерения времени.
А потом начались эксперименты: водяные часы представляли собой и два сосуда, описанные выше, и одну большую чашу с дырочкой на дне, которую подвешивали, и из нее капля за каплей вытекала вода, так же измеряя время. А китайцы вообще что придумали – в бассейн, наполненный водой, ставили такую же круглую чашу с дырочкой на дне. Дырявая чаша, плавая в бассейне, наполнялась через дырочку водой и тонула. Не очень практично для измерения времени, правда?!
Но самые интересные и самые полюбившиеся водяные часы были – клепсидра.




Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с огневыми и масляными часами, их историей, назначением
Задачи:
• Формировать представление об определении времени;
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, отгадайте загадку:
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Правильно, это свеча. А причем тут свеча, когда мы говорим о часах? Сейчас всё узнаете.
На Древнем Востоке, а именно в Китае, три тысячи лет назад появились огневые, или огненные часы. Китайцы же любят всё, что связано с огненной стихией. Они придумали до удивления простую конструкцию: брали длинную плошку с бортиками, клали в нее свечу, на бортиках делали равномерные надрезы, обозначающие промежуток времени, через надрезы натягивали нитки, на краях которых были шарики (обычно металлические или из слоновой кости). Зажигали свечу, свеча потихоньку сгорала, нитка плавилась, разрывалась, шарик падал на металлическую тарелочку под плошкой, издавал бой, тем самым сигнализируя, что прошло какое-то время. И так до тех пор, пока свеча не сгорит. Потом свечу меняли. И до бесконечности.


В эту плошку могли добавить благовония, ароматические масла, могли украшать ее всякими статуэтками и фигурками. Ну, очень красивое и ароматное изобретение. А главное, полезное, ведь по нему древние люди могли четко строить свой распорядок дня и ориентироваться во времени.
Огневые часы были разных конструкций. Вот, например, свечные цилиндрические часы: это подставка (некий подсвечник) с металлическим вертикальным штырьком с одинаковыми делениями по всей его длине. Рядом со штырьком ставили свечу (вертикально), зажигали, она горела и указывала прошедшее время. Как вы думаете, удобная конструкция? Да, удобна, но, по-моему, свеча быстро сгорает. Тогда люди стали выдумывать свечи разного состава, с разными фитилями, чтобы свеча горела как можно дольше, ведь воск очень быстро плавится.







Но в середине прошлого века во Франции придумали такие часы, которыми мы все с вами пользуемся – электронные. Маятник и электромагнит электрических часов заменили элементом электрического питания – аккумулятором или батарейкой. А привычный нам циферблат вытиснился электронным табло, на котором светились электронные цифры. Кроме того, инженеры стали придумывать электронные часы с калькулятором, с будильником (сейчас нас, конечно же, этим не удивить, а раньше это было неслыханное чудо техники), и даже встроенным миникомпьютером. Постепенно электронные часы и электронные будильник стали встраиваться в различные бытовые приборы и устройства, что позволяло управлять ими при наступлении определённого времени. Электронные часы стали обязательным элементом таких устройств как телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сотовый телефон и прочее, и прочее. Сегодня мы привыкли к электронным часам и даже не помним, что есть что-то иное для определения времени.
Давайте подведем итог:
1. Электронные и электрические часы – это одно и то же?
2. Что было самым важным в электрических часах?
3. А что важно в электронных?
4. Где мы встречаем электронные часы?
5. Чем же они нас покорили?



Пока ученым из разных стран есть над чем работать. И думаю, что в недалеком будущем мы сможем использовать атомные часы так же, как и любые механические и электронные.
Итак, давайте посмотрим, как легко вы запомнили информацию из нашей беседы:
1. Что дает атом?
2. Какие они – первые атомные часы?
3. Кто изобрел атомные часы?
4. Сложен ли механизм атомных часов?
5. Кто-нибудь следит за Временем в мире?
6. Зачем нужно следить за временем?
7. Почему у нас с вами до сих пор нет атомных часов дома?

Читайте также: