Конспект воспитание культуры поведения

Обновлено: 06.07.2024

Цель: 1. Дать детям представление об особенностях человека, как живого орга низма.

2. Развивать эмоциональный мир детей, уч ить у п равлять своими эмоциями.

Материал : плакаты с изображе нием хороших и плохих поступков, карточки

изображающие мимику – удивление, восклицание, радость, злость, грусть.

Организация: сидя полу к ругом воспитатель в центре.

Воспитатель : Дети, сегодня мы с вами поговорим о к ультуре пов еде ния. Как вы д у маете,

Воспитатель: дети, культ у ра поведения – это к у льт у ра речи, общени я и внешнего вида.

Внешний вид не только одежда человека, но и его поза, жесты, мимика. При общении с

другим человеком надо сл у шать собеседник а, смотреть ему в глаза. Очень хорошо то, что

люди научились п ользоваться речью. Благодар я способности говорить, мы общаемся др уг

с другом. Часто наше х орошее настроение зависит от доброго взгляда и слова

собеседника. И наоборот, небрежно оброненное злое с лово может больн о ранить.

Воспитатель: Тру дно представить то время, ког да люди не у мели говорить, польз оваться

Воспитатель: правильно, ребята. Они использовали пр иёмы общения, которыми

польз у ются животные. Дети, как собака показывает своё расположение к ласкам и и грам?

Дети: собака виляет хвостом, подпрыгивает, трётся о ноги.

Воспитатель: молодцы, дети, правильно. Собака бе з слов показывает своё настроение,

используя толь ко различные движения тела. Дети, человек тоже меняет позу в

зависимости от самочу вствия и н астроения. Как вы д у маете, какую поз у применяет

Воспитатель: правильно, ребята, такую поз у ч еловек п римет больной человек, потому, что

она не треб у ет физических ус или й. А также примет и человек, который ус тал. Ребята,

давайте п оиграем, вых одите на игр у ( предлагаю первому ребёнк у изобразить человека,

которому холодно, об хватив себя ру ками еле заметно покачивается. Второму ребёнк у

предлагаю изобразить позу агрессивного человека: ноги на ширине плеч, голова оп у щена,

человека, радостно встречающего гостей: голова п риподнята, на лице улыбка, р у ки

протян у ты вперёд). Остальные дети отгадывают, что же было изображено.

Воспитатель: дети, как обращаются люди, лишённые слу х а?

Воспитатель: дети, такие люди использ у ют различное положение рук, головы для

передачи мыслей – это язык жестов. Мы с вам и тоже говорим этим языком. Попроб у йте

изобразить жестами, то, что я сейчас вам произнесу словам и:

Тишина. Тс - с - с! (поднести к губам у к азательный палец)

Воспитатель: молодцы, дети, хорошо справились с заданием. Эти жесты стали

международными, понятны людям разных н ациональностей. А вы знаете, что во время

разговора не принято размахи вать ру ками, хлопать собеседника по п лечу , кр у тить

пуговицу, или теребить одежд у . Сокращение лицевых мышц называ ется мимикой.

мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать у лыбн у лась и он широко

улыбается в ответ; она нахм у рила брови, у ребёнка мгновенно появляется

настороженность в глазах, кривится ротик, он готов заплакать.

А сейчас мы с вами поиграем, подойдите ко мне, выберите себе карточку с заданием.

Изобразите п ри помощи мимики то, что вы видите н а картинке: сердитый человек,

радостный, удивлённый, грустный (дети выполняют задание).

Воспитатель: а сейчас послушайте рассуждение одн ого мальчика: « Я умею радоваться

смеяться, улыбаться. Когда я рад уюсь , мне х очется петь, плясать, прыгать, рассказывать

кому - нибудь о своей р адости, делать так, чтобы и вокруг все радовались, но иногда я

огорчаюсь, плачу, грущу, скучаю. Тогда я сижу тихо, мне не хочется играть, читать,

смотреть телевизор. Но я з наю, что я – человек поэтому я ум ею у правлять своими

чувствами: мог у сдерживаться и н е плакать, не капризничать, мог у н е смеяться, даж е если

очень смешно. Управл ять собой очень трудно, но я учусь эт ом у , н о я понимаю, когда

другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, речь, руки. Мои

Воспитатель: Ребята, я х очу чтобы у вас всегда было х орошее настроение. А теп ерь

Материал: Мультимедийное оборудование, картинки по теме

Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.



Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим
Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом



Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?



Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?



Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными


Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.



Воспитатель: А теперь посмотрите на другую картинку. Что вы видите? Правильно ли поступают дети?
Ситуации поведения
[/b]
(Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассуждают и объясняют поступки)









Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зрительный ряд, пособия: туалетные принадлежности: мыло, полотенце, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций невежливого поведения в автобусе.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня паролем на наше занятие будет следующее: надо назвать вежливое слово в определенной ситуации. Назовёте правильно, пройдете и займёте свободный стул. Назовите вежливые слова встречи…, прощания…, просьбы…, извинения…(Дети называют слова)

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, о правилах поведения. Ваши папы и мамы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. Кого можно назвать вежливым, воспитанным и культурным человеком? (Воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово) Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами гордиться.

Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид. Как выглядит культурный и воспитанный человек? (Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие мелочи, как грязный носовой платок или обкусанные ногти.)

Воспитатель: Что с тобой случилось?

Ребенок: Я проспал.

Воспитатель: А почему ты так неопрятно одет?

Ребенок: Я торопился, думал и так сойдет.

Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: "Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д."

Воспитатель: Вот теперь порядок. Ребята, вы помогли мальчику привести себя в порядок, а он забыл вам что-то сказать?

Воспитатель: К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Давайте вспомним эти слова. Я буду читать стихотворение, а вы, как только услышите, вежливое слов, хлопните ладонями по коленям.

Доброе утро! скажи, Попугай! - Ты нас приветствовать не забывай!

Днем "Добрый день" говори нам при встрече, вечером помни слова "Добрый вечер!"

А в благодарность за все воспитание что ты нам скажешь? Пока! До свидания!

Слоненок, ты на хвост мне сел! Прости, мартышка, не хотел!

Слоненок долго извинялся, Ну а потом. с хвоста поднялся.

Эй, привет, соседка - Мышка! Может, в гости пригласишь?

Извини, голубчик Кот, очень узкий в норку вход.

Воспитатель: Мы сообщили родителям, что мы отправляемся в театр. Отгадайте загадку, на чем мы поедем:

Дом по улице идет, на работу всех везет.

Не на курьих, тонких ножках, а в резиновых сапожках.

Правильно, это автобус, и мы с вами отправляемся на автобусную остановку.

Проводится физминутка (дети идут энергично по группе):

Раз, два! Три, четыре! Три, четыре! Раз, два! Кто шагает дружно в ряд? Наш веселый детский сад.

Пришел водитель нашего автобуса, и мы сейчас поедем. Но вначале поговорим о том, как можно и нельзя вести себя пассажирам. (Дети по картинкам с изображением ситуаций невежливого поведения в автобусе поясняют как нужно поступать в данной ситуации)

Воспитатель: Следующая остановка наша - "Детский театр". При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете? Вспомним некоторые правила поведения в театре.

Можно ли опаздывать к началу спектакля? Разговаривать громко? Разворачивать конфеты?

Для того чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билеты. Где их покупают? Кто их продает? Я буду кассиром.

Театр открывается! К началу все готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово.

Игра "Вежливое слово" (Дети покупают билеты за вежливые слова)

Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.

Материал: игрушки- Мышонок Пик, поросенок Х рюшка, кукольный столик, сервированный к чаю, кукольные угощения ( конфеты, пирожные, варенье и т.д.)

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, вы любите ходить в гости?

- К кому вы ходили в гости?

-Что вы делали в гостях?

- Как надо вести себя в гостях?

К нам сегодня придут гости Мышонок Пик и поросенок Хрюша.

- Что мы должны сделать к приходу гостей? Нужно приготовить угощения и накрыть стол. Сколько гостей придет, столько и приборов поставим. ( Один ребенок накрывает стол к чаю)

Приходит мышонок Пик и стучится в дверь.

- Как мы встретим гостя? ( Здравствуйте , проходите пожалуйста, мы вас ждали).

Мышонок: Здравствуйте! Я к вам в гости пришел, гостинцы принес. Как у вас дела?

Воспитатель: -Что вы скажете, ребята!? ( Проходите, садитесь к столу, будьте как дома.)

К нам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря кисель варили, пироги пекли.

С морковкой пирог, с капустой пирог.

А который без начинки самый вкусный пирог.

Хрюша: Ой, я опоздал, наверно все съели уже. Не стучится, не здоровается, сразу садится за стол и начинает есть.

Воспитатель: Здравствуй, Хрюша! Мы тебя ждали, почему ты опоздал?

Хрюша: (С набитым ртом, чавкая). Ну что тут такого, подумаешь, опоздал. Я сначала зашел к Каркуше, а она еще спала. Я ее разбудил, и пока съел все конфеты и торт время и прошло. ( Продолжает есть и чавкать).

Воспитатель: - Мы нВ тебя обиделись, ты ведь даже не поздоровался с нами . не помыл руки, а сразу сел за стол и без приглашения начал есть.

Хрюша: - Подумаешь, без приглашения… И руки мыть не обязательно, ведь я уже мыл на прошлой неделе. Что ж их так часто мыть?

Воспитатель: - Ох, Хрюша, что же ты такой не воспитанный? Совсем не знаешь правило поведения в гостях.

Хрюша:- Хватит болтать, лучше дай мне еще чего-нибудь вкусненького, а то я уже все съел. А если у вас больше нет ничего вкусненького, то я пойду домой.

Воспитатель: - А тебе разве не понравилось угощение? Мы так старались, готовили, хотели , чтобы было вкусно и приятно.

Хрюша: - Подумаешь, я еще лучше могу готовить.

Воспитаель: - Ах, Хрюша, мне тек стыдно за тебя. Ты нас очень огорчаешь, так некрасиво себя ведешь.

- Ребята, вам нравится поведение Хрюши? Объясните как надо вести себя в гостях?

Воспитатель: Давайте научим Хрюшу правилам поведения в гостях.

1 ребенок: Дети читают стихи

Раз пришли вы в гости к другу,

Постучитесь в дверь!

Расспросите: - Как дела?

Вот, мол, к чаю принесла.

2 ребенок: Тут позвали вас за стол

Правильно и аккуратно

Сядьте вы на стул.

Скажет друг: Берите все,

Не стесняйтесь, угощайтесь!

3 ребенок: Не хватайте все подряд!

Не спеша, за разговором

Пейте чай, берите все

Друг вам будет очень рад.

4 ребенок: Уходя домой, скажите:

- Вкусным было угощение!

До свидания, вам спасибо!

Приходите сами в гости!

Воспитатель: Давайте напомним Хрюше какие волшебные слова он должен был сказать.

Друзьям и знакомым

В троллейбусе, парке,

В детсадике, дома.

Слова эти очень важны человеку,

Как воздух нужны.

Без них не возможно

На свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить!

Рефлексия

Хрюша: - Я понял свои ошибки. Спасибо вам, что научили меня. Извините за мое поведение. Мне стало стыдно. Буду теперь хорошим гостем. Еще позовите меня ,пожалуйста! До свидания, ребята!

Читайте также: