Конспект открытие австралии и антарктиды

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сформировать знания об открытии и исследованиях Австралии и Антарктиды и вкладе русского кругосветного плавания в исследование Земли

Задачи урока:

Помочь в осознании и осмыслении нового материала об открытии материков нашей планеты;

Работать над развитием речи учащихся;

Способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;

Способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке.

Оборудование: карта полушарий, слайды с видами Австралии и Антарктиды, слайды с изображениями австралийских и антарктических животных, портреты Д.Кука, А. Тасмана, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Д/з ( 5мин)

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на поиски Южной земли, а настоящие путешественники берут с собой в дорогу багаж знаний.

III. Постановка проблемы.

- В древности люди думали, что суши на Земле гораздо больше, чем океанов и морей. Они решили, что в Южном полушарии должен быть такой же большой материк, как и в Северном, который доходил бы до Южного полюса. Очень долго считали, что это Африка.

- Но Африка – не самый южный материк. Португальский путешественник Васко да Гамма , который проплыл вокруг Африки доказал, что к югу от нее расположен океан.

- Какой же материк самый южный? (проблема!) (5мин)

- Чтобы это узнать, отправимся в путешествие по следам великих путешественников.

Неведомую Южную землю- Терра Аустралис инкогнита- искали и англичане и испанцы и португальцы. И в 1642 году голландец А. Тасман доказал наличие южного материка, пройдя вдоль его северного побережья. Голландцы долгое время держали это открытие в секрете. Раскрыл секрет английский мореплаватель Джеймс Кук.

IV. Совместное “открытие” знаний и решение проблемы. Мультфильм (8 мин)

1. Рассказ учителя (сопровождается показом по карте):

- Теперь мы отправимся в морское путешествие. Двести с лишним лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук обнаружил неизвестную землю и водрузил на ней английский флаг . Материк назвали “Южной землей”, или Австралией. Но и он оказался не самым южным.

2. Работа с картой (в паре). (5 мин)

- Найдите у себя в атласах Австралию и Антарктиду.

Австралия – самый маленький.

Антарктида – самый южный материк.

Но самые удивительные обитатели Антарктиды – это пингвины - птицы, которые не умеют летать, неуклюже передвигаются по берегу, но очень ловко плавают.

V. Физкультминутка

- Давайте покажем, как передвигаются пингвины. (Дети имитируют ходьбу пингвинов под музыку.)

- А кто знает, почему у пингвинов такая походка?

VI. Первичное закрепление.

Работа с учебником тетрадью.

Поиск решения. (10 мин)

Внимательно прочитайте стр. 14-15 ответь на вопросы:

1.1. Абель Тасман совершил 1 экспедиции в 1642 году. Во время первой экспедиции были открыт остров Тасмания _ и исследованы Новой Зеландии , а во время второй 1644 Доказал наличие_Южного материка (Португалии, Испании, Голландии (держали в секрете)).

В 1770 году Д.Кук Австралийский континент

1.2 Внимательно прочитайте стр. 15-16 ответь на вопросы:

Русские путешественники Михаил Лазарев и _ Фадей Беллинсгаузен в 1819-1821 году

На шлюпах Восток и Мирный открыли материк Антарктиды . 28.01.1820

Трудности экспедиции: ледяная стена преградивший дальнейший путь на юг

VII. Итог урока.

1. С какими открытиями мы познакомились? (3мин)

2. Перечислим материки

VIII.. Домашнее задание.№4

1.1. Абель Тасман совершил ___ экспедиции в _______ году. Во время первой экспедиции были открыт_______________ и исследованы __________________________, а во время второй -________________________.

В ___________году Д.Кук _____________________________________________

1.2. Внимательно прочитайте стр. 15-16 ответь на вопросы:

Русские путешественники______________и __________________в______году

На шлюпах_______________и_____________открыли материк_______________.

Трудности экспедиции :_________________________________________________

1.3. Первая кругосветная экспедиция под командованием _____________и_______________состоялась в _________________году.Корабли __________и________________пересекли___________________и вышли в _________.По результатам были составлены________________________и______________________________.

1.1. Абель Тасман совершил ___ экспедиции в_______году. Во время первой экспедиции были открыт_______________ и исследованы __________________________, а во время второй -________________________.

В ___________году Д.Кук _____________________________________________

1.2. Внимательно прочитайте стр. 15-16 ответь на вопросы:

Русские путешественники______________и __________________в______году

На шлюпах_______________и_____________открыли материк_______________.

Трудности экспедиции :_________________________________________________

1.3. Первая кругосветная экспедиция под командованием _____________и_______________состоялась в _________________году.Корабли __________и________________пересекли___________________и вышли в _________.По результатам были составлены________________________и______________________________.

Нажмите, чтобы узнать подробности

а) А. Никитин б) С. Дежнев в) Б.Диаш г) В.Атласов

Взаимопроверка! 1. В 2 . 1-Б 2-Г 3-В 4-А Б А Нет ошибок -5 1 ошибка -4 2 ошибки - 3 3 ошибки- 2

Взаимопроверка!

Нет ошибок -5

2 ошибки - 3

Видео фрагмент Мультфильма

Определяем тему урока

Тема: Открытие Австралии и Антарктиды

Нам предстоит узнать:

1.Кто открыл Австралию и Океанию?

2.Кому принадлежит честь открытия Антарктиды?

3.Как проходило первое русское кругосветное плавание?

Цель: научиться использовать различные источники знаний для получения новой информации

Сравните карту полушарий в атласе и карту изданную во Франции в 1755 году !? Проблема. Какой материк- самый южный?

Сравните карту полушарий в атласе и карту изданную во Франции в 1755 году !?

Какой материк- самый южный?

Работая с текстом ,мы должны узнать: Имя мореплавателя Годы плавания Открытые Земли Работа с материалом учебника, электронным приложением , картами атласа Открытие Австралии голландцами Открытие Австралии англичанами

Работая с текстом ,мы должны узнать:

Имя мореплавателя

Годы плавания

Открытые Земли

Работа с материалом учебника, электронным приложением , картами атласа

Открытие Австралии голландцами

Открытие Австралии англичанами

Открытие Австралии англичанами

Открытие Австралии голландцами

Какой материк самый южный?

Открытие Антарктиды

Имя мореплавателя

Годы плавания

Открытые Земли

Работа в парах с материалом учебника, электронным приложением , картами атласа

Открытие и исследование Антарктиды

Инструктивная карточка

2.Найдите в тексте 9 несоответствий ( ошибок) подчеркните и исправьте их .

3.Ответ сопровождайте показом на карте.

Честь открытия шестого материка выпала

русским мореплавателям .Два имени

Работа в парах с материалом учебника, электронным приложением , картами атласа

Открытие и исследование Антарктиды

Инструктивная карточка

2.Найдите в тексте 10 несоответствий ( ошибок) подчеркните и исправьте их .

3.Ответ сопровождайте показом на карте.

Честь открытия шестого материка выпала

русским мореплавателям .Два имени

Работа с материалом учебника, электронным приложением , картами атласа

4гр. Первое русское кругосветное плавание

Инструктивная карточка

2.Расставьте предложения в правильном порядке , чтобы получился связанный текст.

3.Ответ сопровождайте показом на карте.

1.Первое кругосветное плавание положило начало новой науке – океанологии.

2.Во время плавания составлялось описание и наносились на карту все острова , гавани , проливы, мысы.

4.1806 – 1808 состоялась первая русская кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

5.Естествоиспытатели наблюдали за морскими течениями приливами и отливами , измеряли температуру воды на разных глубинах.

7.Были собраны ценные ботанические и зоологические коллекции.

Рефлексия деятельности 1.Какими источниками географической информации мы пользовались для изучения темы? 2.Какими способами мы работали с этими источниками?

Рефлексия деятельности

1.Какими источниками географической информации мы пользовались для изучения темы?

2.Какими способами мы работали с этими источниками?

Первичное закрепление 1.Кто открыл материк Австралия? 2.В чем значение кругосветных экспедиций Д. Кука? 3.Кто и когда открыл Антарктиду? 4.Какой вклад внесла первая кругосветная экспедиция в исследование Земли?

Первичное закрепление

1.Кто открыл материк Австралия?

2.В чем значение кругосветных экспедиций Д. Кука?

3.Кто и когда открыл Антарктиду?

4.Какой вклад внесла первая кругосветная экспедиция в исследование Земли?

А) Дж. Кук Б) А. Тасман

В) М.П. Лазарев Г) Ф.Ф. Беллинсгаузен

2.Во время первой экспедиции Д.Кук обнаружил:

А) Антарктиду Б) Большой Барьерный риф

В) Америку Г) Марианскую впадину

3.Целью экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева стало:

А) обнаружение Австралии

Б)обнаружение суши у Южного полюса

В)обнаружение места гибели Д.Кука

Г)обнаружение редких видов морских животных.

4.Назовите руководителей первой русской кругосветной экспедиции .

А) Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

Б) Д.Кук и А. Тасман

В) И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский

Г) И.Ф. Беллинсгаузен и Ю.Ф. Лисянский

Домашнее задание Параграф 8 тетрадь – тренажер стр.7 задание3,стр.9 задание6 ,стр.11задание 3.повторить предыдущие параграфы подготовиться к диктанту

Домашнее задание

Параграф 8 тетрадь – тренажер стр.7 задание3,стр.9 задание6 ,стр.11задание 3.повторить предыдущие параграфы подготовиться к диктанту

Рефлексия эмоционального состояния 1. Вспомните, о чем шла речь на уроке и выскажите свое мнение, ответ начинайте с фразы: Мне было интересно… Мне понравилось… Я сегодня понял, что… Для меня стало новым… Мне было трудно… Меня удивило… Я узнал, что… Мне захотелось… Я понял ,что могу… 1.Огорчение 2.Радость 3.Удивление 4. Усталость

Рефлексия эмоционального состояния

Вспомните, о чем шла речь на уроке и выскажите свое мнение, ответ начинайте с фразы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.

.6. Планируемые результаты:

Смогут: Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту

Находить информацию ( в Интернете и других источниках) и

Обсуждать значение открытия Антарктиды и первого русского кругосветного путешествия

Метапредметные:

Регулятивные: Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Познавательные. Создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в таблицу). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные . Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций

Будут сформированы: ответственное отношение к учебе, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; гражданский патриотизм, любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.


В уроке представлены интересные и важные факты об Австралии и Антарктиде: географические объекты, население, животный и растительный мир, крайние точки. Урок наполнен красочными иллюстрациями и наглядными картами.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Австралия и Антарктида"

Во всех странах Южного полушария климатическое лето не совпадает с календарным. Когда в России наступает зима, в Австралии начинается засушливое лето. Но чтобы не было путаницы, в обоих полушариях месяцы идут одинаково. Таким образом получается, что к северу от экватора январь – это середина зимы, а к югу – середина лета.


Австралийское лето идёт с декабря по февраль. В это время года в некоторых районах материка температура воздуха достигает +40 °C в тени. Летом австралийцы празднуют Рождество и Новый год, а ёлки они порой ставят прямо в песок.

А вот в июне температура воздуха в Австралии не поднимается выше +13 °C. Зато в это время года здесь особенно красива дикая природа.

Австралия – одна из самых необычных стран в мире. Она удалена от других государств и находится на своём отдельном материке. И этот материк богат климатическими и природными особенностями.

Свои особенные черты есть и соседнего с Австралией материка – Антарктиды. Далее вы подробнее о них узнаете.

Вопросы занятия – Австралия, Антарктида.

Вся территория материка является основной частью государства Австралийский союз. Материк входит в часть света Австралия и Океания.

Австралия – самый маленький, плоский и старейший материк на нашей планете. Он целиком расположен в Южном и Восточном полушариях.

Вдоль северо-восточного побережья Австралии более чем на две тысячи километров тянется Большой Барьерный риф. Это самый большой на Земле природный объект, образованный живыми организмами. Его можно увидеть из космоса.

Структура этого кораллового рифа образована из миллиардов крошечных организмов, известных науке как коралловые полипы.

Большой Барьерный риф поддерживает жизнь огромного разнообразия живых организмов. Благодаря этому в 1981 году был выбран ЮНЕСКО в качестве объекта Всемирного наследия.


Одна из наиболее характерных черт австралийской природы – широкое распространение пустынь. Они занимают около 44 % поверхности всего материка. Поэтому Австралия ещё и самый засушливый материк Земли.

В её рельефе преобладают равнины. Среднюю часть материка занимает низменность с впадиной, где расположено озеро Эйр. В его западной части находится плоскогорье.

По восточной окраине континента протянулась горная система – Большой Водораздельный хребет.

Интересно, что Австралия – единственный материк на Земле, где нет ни одного вулкана или современного оледенения.

Структурным продолжением Большого Водораздельного хребта является материковый остров Тасмания. От материковой Австралии её отрезал подъём уровня Мирового океана.

По этой же причине от материка был отделён второй по величине остров в мире – Новая Гвинея.

На этом тропическом острове обитает и произрастает много разнообразных видов животных и растений.

А в 2005 году американские учёные обнаружили в лесах горного района Новой Гвинеи изолированную от воздействий окружающего мира местность. Здесь были найдены неизвестные ранее виды животных и растений. Также в этом районе исследователи обнаружили очень редких древесных кенгуру и райскую птицу Берлепша, которая ранее считалась вымершей.


Удивительный животный и растительный мир сохранился и на самом австралийском материке. Большая часть австралийских животных и растений в диком виде не встречаются больше нигде в мире. Это объясняется длительной изоляцией Австралии от других материков.

Среди австралийских животных мало млекопитающих. Но среди них сохранились вымершие на других континентах виды, в том числе сумчатые (кенгуру и коала) и яйцекладущие (утконос и ехидна).


Рыжий кенгуру – общеизвестный символ Австралии. У них большие мощные задние ноги, большие ступни, приспособленные для прыжков, длинный массивный хвост для равновесия и маленькая голова. У самок кенгуру есть мешочек, называемый сумкой, в котором детёныш завершает послеродовое развитие.

Утконос и ехидна также не встречаются в других частях света.

Утконос получил своё название благодаря клюву, который напоминает утиный. Утконос покрыт мехом, откладывает яйца и выкармливает вылупившихся детёнышей молоком. Это уникальное животное также является одним из символов Австралии. Оно изображено на реверсе австралийской монеты в 20 центов.

Ближайшая родственница утконоса – ехидна. Она похожа на дикобраза, но тоже откладывает яйца.

В Австралии есть и птицы, которые больше нигде не обитают. Крупнейшей птицей материка является эму. Это вторая по величине птица после страуса.

Национальными австралийскими птицами считаются лирохвосты. Они примечательны тем, что имеют превосходную способность имитировать природные и искусственные звуки окружающей среды.

Эму и рыжий кенгуру находятся на гербе государства Австралия. Их выбрали благодаря всеобщему поверью, что ни кенгуру, ни эму не могут двигаться назад. Это символизирует продвижение страны только вперёд.

В Австралии водится множество рептилий, включая змей, крокодилов, ящериц и черепах. Только змей здесь почти 170 видов. Самая крупная из ядовитых змей – тайпан.

Примечательна Австралия и своими коренными жителями, которых называют австралийскими аборигенами. Их культура – самая древняя непрерывающаяся культура на Земле.

Ко времени появления европейцев численность аборигенов составляла, по разным оценкам, от 750 тысяч до 3 миллионов человек. Они имели сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы.

Хотя австралийские аборигены не имели письменности, они использовали символические рисунки для передачи информации о древних легендах, а также счётные знаки в виде насечек на палочках.

К сожалению, многое из этой культуры утрачено. К середине 20 века аборигенная культура сохранилась только в отдалённых пустынях. Тогда началось движение за возрождение культурной самобытности аборигенов.

Сегодня среди австралийских аборигенов есть известные политики, актёры, певцы и спортсмены. Например, австралийская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2000 года в беге на 400 метров Кэти Фримен.

А вот суровый климат соседнего с Австралией материка – Антарктиды – препятствует её заселению. Это – самый изолированный и единственный материк, не имеющий коренного населения.

В настоящее время в Антарктиде нет постоянного населения, здесь расположены несколько десятков научных станций. Летом численность временных жителей составляет около 4000 человек, зимой – 1500 человек. Они ведут различные исследования природы Антарктиды.

Давайте подробнее узнаем об этом материке.

Антарктида – пятый по площади материк Земли. По размерам он превосходит только Австралию. Это самый высокий континент на Земле. Его средняя высота составляет 2040 м над уровнем моря.

Антарктида – материк, расположенный в центре южной полярной области Земли – Антарктики. Практически вся суша материка находится южнее Южного полярного круга. В эту область не входит только оконечность Антарктического полуострова.

Центр Антарктиды почти совпадает с Южным географическим полюсом. В настоящее время у берегов Антарктиды находится Южный магнитный полюс – условная точка, в которой магнитное поле Земли направлено вертикально вверх.

Антарктида – самая большая в мире холодная пустыня. Около 97 % её территории покрыто льдом. Здесь сосредоточено около 70 % мировых запасов пресной воды. Средняя толщина антарктического ледникового щита – 1830 метров. Максимальная толщина ледникового покрова – 4776 метров.

Именно благодаря льду Антарктида выглядит как огромный белый купол на Южном полюсе. Если бы лёд вдруг растаял, он бы поднял уровень Мирового океана на 60–70 метров. Из-за этого низко расположенные части материков и острова будут затоплены водой. А сама Антарктида превратится в архипелаг.


Однако примерно 1 % Антарктиды не покрыт льдом. Такие районы называются сухими долинами, или оазисами Антарктики. Они считаются пустынями с самыми суровыми климатическими условиями в мире.

А ведь когда-то Антарктида была тропическим континентом. Трудно поверить, но около 52 млн лет назад концентрация углекислого газа на континенте была вдвое выше, чем сегодня, и Антарктида была тропическим раем.

В настоящее время только у берегов материка, там, где из-под льда выступают немногочисленные скалы, теплится жизнь. Это всего лишь 0,02 % его территории. Здесь живёт много птиц и млекопитающих. Они образуют колонии и выдерживают самые суровые климатические условия. Главное украшение континента – пингвины. В водах морей живут киты, тюлени.

Антарктида не принадлежит никакому государству, там никто не живёт постоянно. Это континент мира и сотрудничества. В её пределах запрещены любые военные приготовления. Ни одна из стран не может объявить её своей территорией. Юридически это закреплено международным договором, который был подписан 1 декабря 1959 года.

Раз в Антарктике практически никто не живёт, там нет часовых поясов. Поэтому на материке нет официально определённого времени. На исследовательских станциях пользуются временем того государства, которому они принадлежат, или временным поясом ближайшей страны.

Несмотря на суровые условия Антарктику ежегодно посещают около 6 тысяч туристов. Большинство туристов направляется на Антарктический полуостров. Там есть туристическая база и аэродром. Посещают путешественники море Росса и некоторые районы к югу от Австралии, также совершают антарктические круизы на кораблях.

Давайте подведём итоги. Австралия – самый маленький, плоский и старейший материк на нашей планете. Он целиком расположена в Южном и Восточном полушариях. Антарктида – самый высокий материк на Земле и пятый по площади после Австралии. Он расположен в центре южной полярной области. Антарктида не принадлежит ни одному государству.

Читайте также: