Конспект вода на земле круговорот воды в природе 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

- обучающие: создать условия для развития самостоятельности мышления учащихся при организации деятельности в парах по изучению водной оболочки Земли – гидросферы.

- развивающие: способствовать развитию умений выделять главное, существенное в учебном материале; обеспечить развитие у школьников переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию умений описывать Мировой круговорот воды – как природное явление;

- воспитательные: способствовать положительной мотивации учебной деятельности; содействовать формированию коммуникативных навыков при работе в группах; способствовать формированию экологического мышления у учащихся.

9. Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение – система заданий, ориентирующая учащихся определить, какие знания по заданной теме известны, а какие нет. Формирование основ экологической культуры. Осознание взаимосвязи явлений и процессов в Мировом круговороте воды в природе.

Ø знать значение воды в природе;

Ø знать состав гидросферы;

Ø умение называть и показывать по карте части гидросферы (океаны, внутренние воды);

Ø знать три состояния воды;

Ø умение приводить примеры перехода воды из одного состояния в другое;

Ø определить условия перехода воды из одного состояния в другое;

Ø объяснять процесс Мирового круговорота воды и его роль в природе;

Ø определить влияние человека на процесс круговорота воды в природе.

Межпредметные:

1) Личностные: экологическая ориентация – работа с текстом, в котором обсуждаются экологические проблемы, связанные с водой.

2) Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, картах атласа; работа со схемами; работа с текстом: поиск нужной информации в тексте; постройка логической цепи рассуждений (Мировой круговорот воды в природе).

3) Регулятивные: направлены на формирование контрольно – оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

4) Коммуникативные: умение объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать свой ответ; умение организовывать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).

10.Тип урока: урок открытия новых знаний.

11.Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

12.Образовательные ресурсы: учебник по географии 6 класс.

1) Процессуально – содержательный этап:

I. Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга, взаимосвязанных, взаимопроникающих геосфер или земных оболочек.

Вспомним оболочки Земли! (вопрос к классу)

Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера

Учитель: - Какую из них вы изучили? (литосфера)

Сегодня будем изучать другую оболочку Земли. А какую, нам поможет ребус (слайд)2

Учитель: Правильно. Слайд 3 Гидросфера.

Что такое гидросфера?

ДЕТИ: гидросфера – это водная оболочка Земли.

Скажите, можем ли мы за один урок познакомиться с этой оболочкой Земли? Почему?

Ø На дворе горой, а в избе водой (снег) (слайд)4

Ø Рассыпался горох на семьдесят дорог

Никто его не подбирает: ни царь, ни царица, ни красна девица. (град) (слайд)5

Ø Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (туман) (слайд)6

Ø Я вода, да по воде и плаваю. (льдина) (слайд)7

Ø Кто сильнее всех на свете, что в руках не удержать?

Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатишь? (вода) (слайд)8

(слайд все картинки на одном слайде)9

Учитель: О каком веществе шла речь в загадках?

Правильно. О воде.

Учитель: Таким образом, значит тема нашего урока:

Учитель: Давайте попробуем определить задачи на урок, то есть, что вы должны вспомнить и узнать нового. (Ответы детей)

1. Состав гидросферы.

2. Значение воды.

3. Состояние воды в гидросфере.

4. Мировой круговорот воды в природе.

I. Учитель: А из чего же состоит гидросфера?

Какие части гидросферы выделили?

Что входит в Мировой океан?

Что относим к воде в атмосфере?

Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере

- Индийский - реки - водяной пар

- Тихий - озёра - кристаллики льда

- Северный Ледовитый - ледники - капельки воды

- Атлантический - грунтовые воды

- Южный океан - болота

Учитель: Давайте проверим, что получилось. (Заслушать одного из ребят)

II. Учитель: (слайд) 12

Экзюпери говорил так о воде. Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь! А вы согласны с этим высказыванием? Почему?

Кому нужна вода? Для чего нужна вода?

Учитель: (слайд)13

1) Вода – как универсальный растворитель: в ней, хотя бы в малой степени, способен раствориться любой из химических элементов.

2) Вода – удивительный и мощный фильтр атмосферы (воздушной оболочки Земли). Капли дождей захватывают пыль и ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу.

III. Состояние воды

Загадка: Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

Я летаю, я бегу и стеклянной быть могу.

В этой загадке скрываются три состояния воды, – какие?

Учитель: Где можно наблюдать эти состояния воды?

- Ребята, а может ли пар сразу превратится в лед? Какие явления с этим связаны.

- Конечно ребята, такое возможно. При быстром падении температура воздуха. Пар не успевает превратиться в воду и превращается сразу в лед. В таком случае на ветках деревьев образуется иней, а окна домов и автомобилей раскрашиваются причудливым узором.

IV. Учитель: Человечество ежедневно потребляет 14 000 000 000 000 литров воды . Еще больше нужно воды для поддержания жизни растений и животных. Откуда она постоянно берется.

(Мировой круговорот воды в природе)

укажите стрелками, в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.

Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она испаряется с поверхности океана и поступает в атмосферу. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (облака). Что дальше? Облака, образующиеся над океаном, воздушными потоками переносится на сушу. Что происходит потом? Из облаков выпадает дождь, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? (стекает в реки и другие водоёмы). Затем всё это возвращается куда? (в Мировой океан). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.

Учитель: откройте учебники на стр. 108 рис. 122. Рассмотрите его внимательно, что вы мне не сказали? (существует 2 круговорота воды в природе: малый и большой)

Учитель: чем они отличаются друг от друга? Слайд17

Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (Мировой круговорот воды)

Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?

А теперь давайте представим, чтобы произошло, если бы круговорот воды исчез? (ответы детей)

Земной шар превратился бы в безжизненную пустыню.

Учитель: Есть ли на Земле такое место, где вообще нет воды?

Дети: Нет, такого места нет.

Учитель: А существует ли такое живое существо, которое не содержит воды?

Вот видите сколько воды в вас содержится!

5. Давайте вернемся к нашим задачам на урок. Все ли мы успели, все ли задачи выполнили? Слайд23

Задание: установите соответствие

1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

2. Замерзание Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

4. Таяние Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.

Задание на дом. Параграф 30. Составить рассказ о капельке. (Слайд)25

Цель: создать условия для формирования представления о составе гидросферы и значении мирового круговорота воды в природе.

Задачи:

  • Сформировать представление о гидросфере, как о непрерывной оболочке, о круговороте воды в природе, основных процессах с ним связанных, о значении гидросферы.
  • Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы, работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Создать условия для формирования познавательно интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Улыбнитесь соседу по парте, в тетради отразите свое настроение с помощью смайлика

Изобразили в тетради смайлик, отражающий настроение в начале урока.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.

- Какая оболочка Земли образована водой?
- Определите тему урока
- Поставьте перед собой задачи

3. Изучение нового материала

- Какие выводы можно сделать из выполненных аналогий
- Сравните планеты Солнечной системы по наличию воды
- Вода – самое необыкновенное вещество в мире.
Она есть во всех уголках вселенной. Среди планет Солнечной системы вода распространена очень неравномерно.
На Венере воды очень мало и она находится в газообразном состоянии.
На Марсе весь небольшой объем воды – лед.
Только на Земле царство – жидкой воды.

- Отгадайте следующие загадки:

В сто морей тот великан,
Он зовется …

Плещут волны на просторе
Берегов не видно в …..

Должен ответить, дружок, без труда:
Что меньше моря, но больше пруда?

С горы пришла,
В море ушла.

Засосёт и бегемота
Это топкое ….

- В каких частях гидросферы сосредоточено больше всего воды?

- Объединить озера, болота и реки и ледники в поверхностные воды суши


- Поставьте проблемный вопрос.

- Ответьте на поставленный вопрос

- Почему пресная вода на Земле не заканчивается?

- Существует круговорот воды в природе

- Нарисуйте схему большого круговорота воды в природе, подпишите составные части
(слова в беспорядке записаны на доске)
- Какие понятия вызвали у вас затруднение с определением?
- Что обозначают понятия испарение? Конденсация?
- При каких условиях происходят эти процессы?

Рисуют схему, подписывают части: испарение, конденсация, облака, перенос, осадки, пополнение водоемов, поверхностный сток.
Испарение - процесс превращения жидкости в пар при любой температуре.
Конденсация - явление превращения пара в жидкость.

4. Закрепление изученного

- Зачитывают по 3 утверждения, остальные должны разгадать, какое утверждение неверное.
Если все разгадали – тот, кто зачитывал утверждения хлопает аплодисменты всем, если все не разгадали неверное утверждение – то хлопают все

1. Запишите 3 самых важных утверждения про гидросферу.
2. Запишите 2 важных процесса, без которых невозможен круговорот воды
3. Нарисуйте Лесенку успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга, взаимосвязанных, взаимопроникающи геосфер или земных оболочек.

Давайте вспомним с вами оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

Какую из них вы изучили? (атмосфера)

Сегодня мы начнем изучать с вами другую оболочку Земли – гидросферу.

Из всех планет солнечной системы, только на Земле большая часть поверхности покрыта водой.

Что же такое гидросфера?

- Обратитесь к стр. 176 и скажите: Что такое гидросфера и из каких частей она состоит?

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Мировой океан ледники подземные воды реки, озера, болота

У меня для вас загадка:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

Я летаю, я бегу и стеклянной быть могу.

В этой загадке скрываются три состояния воды , какие?

Где можно в жизни наблюдать эти состояния воды?

При быстром падении температуры воздуха пар не успевает превратиться в воду и превращается сразу в лед. Так образуется иней на ветках деревьев, а окна домов и автомобилей раскрашиваются причудливыми узорами.

Человечество ежедневно потребляет большое количество воды. Еще очень много нужно воды для поддержания жизни растений и животных. Откуда вода постоянно берется? (Мировой круговорот воды в природе).

Мировой круговорот воды – процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан.

- Обратитесь к стр. 177 и скажите: Как происходит круговорот воды в природе?

Посмотрим на рис. 141 на стр. 178 и проанализируем, как перемещается вода.

А теперь давайте представим, что бы произошло, если бы круговорот воды исчез? Земной шар превратился бы в безжизненную пустыню.

Есть ли на Земле такое место, где вообще нет воды? (нет) А существует ли такое живое существо, которое не содержит воды? (нет) Вода повсюду. Вода играет очень важную роль.

Гидросфера влияет на многие процессы в жизни Земли.

- обратитесь к рис. 142 на стр. 179 и запишите в тетрадь какое значение имеет гидросфера для природы Земли и человека.

1) условие существования живых организмов

2) формирование климата

3) формирование горных пород

4) условие хозяйственной деятельности человека

5) формирование рельефа

4. Этап информации о домашнем задании, выставление оценок учащимся .

Домашнее задание: изучение § 42, стр. 180 ответить на вопросы, письменно ответить на вопрос № 2 стр. 180.

(для человека нужна пресная вода, а ее немного; неравномерность распространения запасов воды; из-за активной хозяйственной деятельности человека вода подвергается загрязнениям)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по географии 6 класс (ФГОС)

Тема: Вода на Земле. Круговорот воды в природе.

Цель: сформировать представление о составе гидросферы и значения мирового круговорота воды в природе.

1. Обучающие: сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды; расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.

3. Воспитательные: сформировать понятия универсальной ценности воды на планете Земля, осознание значения гидросферы, понимать необходимость охраны гидросферы.

Оборудование : Учебник География 5-6 класс. Землеведение В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Глобус, Физическая карта полушарий, презентация.

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Формировать навыки учебного сотрудничества в оде индивидуальной работы работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом.

Формирование познавательно интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

Приветствие, проверка присутствующих

2.Целеполагание и мотивация

О чём пойдёт речь на нашем уроке, Вы догадаетесь сами. А для этого отгадайте следующие загадки:

1. Много меня – пропал бы мир, мало меня – пропал бы мир.

2. Книзу летит капелькой, а кверху – невидимкой.

3. В жаркий день самой желанной бывает она.

-Как вы поняли из загадок мы будем говорить сегодня о воде?

А вот следующая загадка, стихотворение:

"Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтах и меридианам,

Стать снустившимися облаками,

Тупыми, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады."

- О чем здесь идет речь?

Правильно о круговороте воды в природе.

Вот мы с вами определили тему нашего урока. "Вода на Земле. Круговорот воды в природе".

Доска разделина на две половины, ваша задача приклеить стикер в одно из окошек :

И написать интересующий вас вопрос на доске.(Приложение 1)

Так как начинается новый раздел и на прошлом уроке была проверочная работа, домашнего задания не задавалось.

Изучение нового материала.

-Вспомните какие оболочки Земли Вы уже знаете? Что изучали в 5 классе?

Вы узнали литосфере сфере в прошлом году, об атмосфере в этом году.

А сейчас начинаете узнавать водной оболочке Земли- гидросфере.

Запишите себе в тетрадь определение понятия гидросфера.

-А что же входить в состав гидросферы?

Откройте учебник на стр. 177, рис. 140. В своих тетрадях изобразите схематически состав гидросферы, но только не так как в учебнике!

-Вот такой интересный вопрос! Почему космонавты видят Землю из космоса голубой?

Откройте атлас, посмотрите на глобус, на карту висящую на доске, прочитайте текст (приложение2), подумайте и ответьте на поставленный вопрос.

-Используя рисунок на стр. 178 расскажите о кругосветном путешествии капельки воды, запишите в тетрадь. (приложение 3)

- Какие свойства воды позволили капле путешествовать?

- Где начинается мировой круговорот воды?

-Что произойдет если вода будет находится только в жидком состоянии?

- Объясните понятия: испарение, конденсация, таяние, замерзание.

(Испарение- жидкая вода превращается в пар.

Конденсация – вода из пара превращается в жидкость.

Таяние – вода из твердого состояния переходит в жидкое.

Замерзание – вода из жидкого состояния переходит в твердое, это происходит при температуре ниже 0°С.

Эти явления позволяют воде совершать круговорот.

Читайте также: