Learning how to learn конспект

Обновлено: 05.07.2024

Наш мозг работает либо в сфокусированном режиме, либо в рассеянном (как монета)

Сфокусированный режим помогает создавать чанки — фрагменты информации в мозге. Для этого нужно:

  1. Сосредоточиться (выключить телефоны, ютубы).
  2. Понять основную идею материала.
  3. Закрепить практикой.
  4. Понять когда это можно применять, а когда не нужно применять.

В сфокусированном режиме нужно изучать и делать. В рассеянном режиме проводятся параллели между знаниями разных областей и придумываются новые идеи.

Для эффективного усвоения новой информации нужно чередовать режимы работы. Так делал Сальвадор Дали: он держал связку ключей и думал над задачей. Когда засыпал — ключи падали и будили его. Часто так ему приходили новые идеи.

Память и советы

Сон необходим для запоминания. Лучше читать перед сном, чтобы лучше запомнить материал в долговременную память.

Нужно повторять, например, новые слова с интервалом, чтобы их запомнить. (Пн, Вт, Ср, Пт, Вс,). Чтобы запомнить что-то большое, нужно учить по частям. Например, чтобы выучить песню, надо начать с аккордов. Для ребенка — для обучения словам, нужно выучить буквы (звуки).

Среда развивает человека. Если человек работает один, обычно его развитие идет медленнее, чем в развивающимся коллективе. При прочих равных. Доказательством служит эксперимент на крысах.

Перечитывание не помогает запомнить — лучше читать, а потом пересказывать своими словами. Вспоминать выученный материал лучше в разных местах. Мозг может привыкнуть работать только в одном месте.

Пример не помогает понять материал, если его самостоятельно не сделать. Без практики материал вообще не усваивается и проходит мимо ушей. Пример видео по изучению программы — если не повторять, что делает автор ролика, то ничего не запомнится.

Время окончания должно быть запланировано. Это не менее важно, чем планирование времени работы.

Прокрастинация

Из-за неприятных сигналов, мы ищем на что отвлечься (смотрим ютуб). Решение:

  1. Техника помидоро. установить таймер на 25 мин.
  2. Убрать отвлечения
  3. Сфокусированно работать
  4. Вознаградить себя после 25 мин. и передохнуть 5 мин.
    Нужно сформировать привычку работать в таком режиме.

Привычка отвлекаться

При отвлечении на ютуб создаются поведенческие привычки, которые очень легко не заметить.


Чтобы поменять привычку нужно сменить убеждения, поверить в возможность избавления от привычки, найти награду за новое действие. (Если задача сложная сделать мини дедлайны и разобраться почему откладываешь задачу, возможно наградой станет чувство гордости).


В поисках способов повышения своей эффективности мы набрели на курс Learning How to Learn, один из самых популярных на платформе Coursera. В этой статье делимся самыми главными и интересными, на наш взгляд, техниками и инсайтами и рассказываем о том, как все-таки можно научиться учиться.

О курсе из первых рук

Курс Learning How to Learn прошла наш SEO-специалист Зарина. Мы обсудили с ней, насколько курс полезен, а также узнали, сколько времени и какой уровень английского нужен для прохождения.

— Зарина, каковы твои впечатления от курса?

— Он оказался даже гораздо более полезен, чем я думала, так что могу сказать, что курс превзошел мои ожидания. Моей основной задачей было увеличить эффективность своего обучения. Благодаря курсу, я с этой задачей справилась.

— В описании курса сказано, что приблизительное время его прохождения — 12 часов. Это реально?

— Думаю, да, если ты не будешь возвращаться к пройденной информации. Я проходила курс 2 месяца, но это при том, что я перечитывала материалы, пересматривала некоторые видеоинтервью по несколько раз, потому что было интересно и полезно. А еще я пересдавала тесты, когда была недовольна своим результатом.

— Кстати, о тестах. Расскажи, насколько сложными они были?

— Какого уровня английского достаточно для прохождения?

— У меня не очень высокий уровень — Pre-Intermediate. С трудностями перевода, конечно, пришлось столкнуться, но на это у нас есть интернет. Было бы желание, а возможности найдутся.

— Что тебя больше всего впечатлило?

— На курсе есть задание для отличников. Проходить его не обязательно, но оно очень классное. Нужно написать работу о том, зачем тебе этот курс и что важного ты из него выносишь, а также проверить работу сокурсника. Основная задача на этом этапе — коммуникация. Я была поражена широкой географией курса. Одновременно со мной его проходили люди из совершенно разных уголков мира. Больше всего меня впечатлила история парня из Индии. Чтобы проходить курс, ему приходилось ездить за десятки километров от дома в муниципальную библиотеку, просто потому что в его деревне нет интернета. Он писал о том, что хочет, чтобы его семья была сыта, поэтому он повышает свою эффективность, хочет выучить английский, поехать в Дели и стать богатым. Представляешь, насколько у людей может быть сильная мотивация! Это действительно подстегивает и заставляет задуматься.

3 техники, которые вы можете применять без прохождения курса

Мы выбрали несколько основных техник, о которых велась речь на курсе и которые вы сможете освоить самостоятельно, если у вас нет времени или желания проходить курс целиком:

Человеческий мозг работает в двух режимах внимания: сфокусированном и рассеянном. Мы не можем быть сосредоточенными 100 % своего времени, следовательно, большую его часть, примерно 80 %, проводим в рассеянном режиме. Для наибольшей эффективности нам важно распределять задачи таким образом, чтобы максимально полезно задействовать оба режима. Так, для продуктивного запоминания в фоновом, рассеянном режиме рекомендуется использовать технику чередования разных задач. Ее суть заключается в том, что вам не обязательно последовательно изучать части одной темы. Если вы столкнулись с трудностями, вы можете переключить свое внимание на другую тему или вообще другой предмет изучения и вернуться к первому этапу спустя некоторое время.

Применяем лучшие практики digital–продвижения как из вашей тематики, так и из смежных областей бизнеса. Именно это сделает вас на голову выше конкурентов и принесёт лиды и продажи.

Чтобы не забыть, нужно повторять — в этом простом правиле содержится суть такой техники запоминания, как интервальное повторение. Однако наша жизнь настолько насыщенна и тороплива, что мы постоянно рискуем попросту забыть повторить. Здесь на помощь приходит приложение Anki:

  1. Выбрать место: можно представить хорошо знакомое вам помещение или тщательно продумать новое пространство, существующее только в вашей голове. Новичкам рекомендуется выбирать более простой, первый вариант.
  2. Выделить область в выбранном помещении и привязать к ней ассоциацию. Например, представьте: на знакомом вам диване сидит колоритная мамашка. Это семантическое ядро. Вокруг нее столпились 7 деток. Это этапы работы с семантикой. Вот самый старший ребенок — Wordstat. У него рыжий чубчик, он беспокойный и, возможно, страдает синдромом Туретта (SEO-специалисты хорошо знают, сколько пикантных запросов можно увидеть, собирая семантику с Wordstat). А вот второй, Key Collector. Он немного полноват (потому что в программе множество возможностей), а в руках у него счеты (потому что по Key Collector мы считаем частность). Дальше третий.

Чем ярче и подробнее вы визуализируете свои ассоциации, тем сильнее они закрепляются в памяти. А чем более странными и нелепыми они будут, тем быстрее вы запомните нужную информацию.

3 самых ценных инсайта с курса

Зарина поделилась с нами самыми ценными открытиями, которые она сделала для себя во время прохождения курса:

    Многозадачность ведет к иллюзии компетентности.

Многие из нас сталкивались с этим в студенческие годы. Вспомните: на занятии вы смотрели в учебник или монитор, писали конспект, слушали преподавателя и успевали обсудить тему с соседом. При этом вы были уверены в том, что усваиваете и запоминаете всю получаемую информацию? А теперь попытайтесь детально вспомнить хоть что-нибудь из того, что вы тогда проходили. Именно! Это и есть иллюзия компетентности, которую мы бессознательно создаем сами для себя. Самый простой и действенный способ избавиться от самообмана — тестировать себя по предмету изучения. Закрывайте книгу и воспроизводите как можно больше прочитанной информации, а лучше — рассказывайте ее кому-нибудь.

Нас с детства учат: высоких результатов достигает тот, кто много работает. На самом деле, это не совсем так. Чтобы усвоить информацию и решить задачу, нужно не только углубиться в нее и посвятить ей достаточное количество времени. Важно высыпаться, правильно питаться и вести активный образ жизни. В противном случае ни одна техника обучения не будет по-настоящему полезна.

Одно из самых ярких интервью курса — с писателем, программистом и путешественником Скоттом Янгом. Он освоил четырехлетний курс по информатике в Массачусетском технологическом институте за один год, написал книгу о личной эффективности, а сейчас путешествует по миру и одновременно изучает 4 языка: испанский, португальский, китайский и корейский. В интервью он говорит о том, что если во время выполнения задачи вам действительно сложно и вы испытываете дискомфорт, то вы точно запомните, как решать эту задачу. Выход из зоны комфорта через преодоление препятствий — на самом деле и есть путь к развитию. Казалось бы, эти фразы мы слышали десятки раз, но из уст Янга они звучат действительно вдохновляюще.


Я считаю, мы, в действительности, очень-очень плохо пользуемся достижениями науки. Вне зависимости от статуса, знаний, регалий, утверждений об обратном. А время перемен уже наступило, профессии устаревают, появляется масса новых возможностей — использовать их некому. В связи с этим — немного об универсальном навыке — обучаться новому.

1. Сфокусированный режим, диффузный режим

Оказывается, физиологически, любители работать 12 часов в сутки так же неправы, как и любители целый день бездельничать. Удерживать концентрацию без перерыва — контрпродуктивно.

В диффузном режиме вы ни о чём не думаете, но процесс обучения просисходит.

Проще говоря: более того, отдых — это такая разновидность работы. Тот, кто им пренебрегает — теряет своё время и силы, потраченные в сконцентрированном режиме, впустую. Тот же, кто утверждает, что работает 14 часов в сутки — просто лгун. Либо он имеет в виду, что:

отдых — это такая разновидность работы.

2. Разделение по аспектам

Пианист просто садится, и играет — так кажется со стороны. Можно подумать, что игра на пианино — это один навык, которым обладает пианист. В реальности — это целый ряд навыков и знаний.

Пианист, скорее всего, тренировал растяжку пальцев, пока ехал домой в транспорте — и не сидел при этом за пианино. Да и понимание эмоциональных оттенков музыки у него развилось вовсе не в момент освоения нотной грамоты.

К примеру, когда я учил математику на первом курсе ВУЗа, было желание разделить всё на:

  • Формулы — заучивание необходимого набора, который нужен для решения задач и экзамена.
  • Греческий алфавит — как его правильно писать и произносить.
  • Теории — их суть.
  • Теории — чем они полезны и почему важны.
  • Математики, как живые люди — когда и чем они жили, чем мотивировались, и что открыли в итоге.
  • Чем математика помогает мне, как будущему специалисту.
  • Где применить в твоих будущих практических проектах.
  • Попытка оценки важности математики в твоей жизни.

Например, для умения пользоваться формулами необходимо поверхностно знать греческий алфавит. Когда преподаватель начинал вводить странные значки, да ещё и в своей собственной интерпретации написания, лично меня это отвлекало от понимания сути формул и теорий. В такой ситуации неплохо было бы осознать помеху, остановиться, и использовать отдельное время, чтобы запомнить основные буквы греческого алфавита.

Тот же самый принцип: можно отдельно рассмотреть математику в комплексе, полезные задачи которые она решает — и тогда появится естественная мотивация углубляться в сложные формулы.

Публичные выступления.

Для улучшения дикции подойдут отдельные упражнения — и они технически никак не связаны с знанием аудитории или со структурой текста. Структура текста может зависеть от аудитории — но само умение строить структуру под заданную цель — тоже отдельный навык.

Выступления можно разделить на такие аспекты:

Изучать аспекты по отдельности, а затем объединять их — это подход снизу вверх. Рассматривать всю область в комплексе, чтобы понять, как элементы работают вместе, и зачем они нужны, это — подход сверху вниз.

Можно и нужно применять оба подхода — так говорится в курсе. То есть рассматривать проблему на разных уровнях абстракции. Пример такого подхода — шестиуровневая модель в системе GTD Дэвида Аллена, которая гласит, что жизнь нужно организовывать на разных уровнях:

  1. Текущие дела
  2. Проекты (от некольких дней до месяцев)
  3. Направления развития и зоны ответственности
  4. Планы на 1 год
  5. Планы на время от 3 лёт
  6. Вся жизнь в целом.

Дэвид Аллен утверждает: двигаться можно как снизу вверх, от организации текущих дел, так и сверху вниз — от осознания своих ценностей и мировоззрения. Таким образом мы обучаемся понимать самих себя и контролировать свой уникальный набор дел и проектов.

3. Интервальные повторения — физиологически оптимальное обучение


Причина этого проста: память строится на связях между нейронами. При освоении нового материала, только создаются новые, слабые связи. Чтобы вспомнить 100 новых английских слов через год, пять, десять лет, нейронные связи должны стать постоянными.

Оптимальная стратегия будет выглядеть примерно так:


Идея не нова, но что-то я редко замечаю у окружающих людей календари с жёстко расписанной, самостоятельно составленной программой обучения с увеличивающимися интервалами повторений.

4. Интерливинг: самое вкусное


Другое исследование, при обучении алгебры и геометрии показало: тест через один день после конца обучения дал 25% преимущества интерливинга. Тест через месяц показал 76% преимущества интерливинга (источник, статья 2015 года).

Выигрывает тот, кто настроен на долгосрочный результат.

С другой стороны, мы все знаем, как негативно может сказываться на мышлении частое переключение контекста. Интерливинг — это не мультизадачность!

Поэтому, вот такие правила, касающиеся интерливинга, помогут:

  1. Убедись, что навыки, которые ты тренируешь совместно, в какой-то мере связаны.
  2. Совмещай старые знания с новыми знаниями.
  3. Используй интерливинг вместе с остальными стратегиями обучения.
  4. Не жди немедленного результата.

Для меня этот метод выглядит как настоящий шанс использовать творчество в любом деле. Через некоторое время от однообразия интерес притупляется, и тогда переход к другой задаче — как глоток свежего воздуха. А потом — начинаешь видеть пересечения между прочитанными книгами, создаётся целый кластер знаний — это незабываемые ощущения. Можно предположить, что этот метод связан с феноменом синестезии — которая есть у каждого в каком-то количестве.

Список ошибок и правильных решений

Как не надо и как надо — из разных мест курса:

ОшибкаПочему?Эффективный способ
Страх переходить к другим темам, не поняв предыдущую полностью.Возможно уменьшение мотивации. Темы могут быть неявно взаимосвязаны.Поэтапное освоение, интерливинг.
Слишком много и часто повторять.Потеря времени и мотивации, либо создаётся иллюзия компетентности.Внести в календарь график интервальных повторений.
Не повторять. Не использовать интервальное повторение.Нейронные связи после первого освоения слабые, быстро разрушаются.Внести в календарь график интервальных повторений
Предавать слишком большое значение инсайтам, озарениям.Инсайт нужно проработать, повторить - иначе забудется.Проработать озарение, отдохнуть, проработать снова. Использовать интервальные повторения.
Считать, что хорошее знание одного аспекта - это хорошее знание.Один аспект не даёт гибкости.Для гибкости нужно практиковать интерливинг.
Перечитывать книги в том же порядке, подряд.Однообразие + фактическая лёгкость процесса не способствуют углублению понимания.Перечитывать творчески. Те части, что вам особенно нужны или остались непонятны. Читать другие источники. Рисовать майнд-карты.
Линейно перечитывать конспекты, как это делают студенты. Не перечитывать. Писать и рисовать новые конспекты, в свободной форме. Переосмысливать структуру.
Не хотеть то, что вы изучаете. Заставлять себя.Нет мотивации => прокрастинация => нет эффекта.Искать своё, применять везде творческий подход.
Решать только типовые задачи из учебника. Искать проблемы в жизни. Если их нет - прекратить учёбу, пойти поработать, после этого вернуться снова к учёбе.
Учиться только на учёбе. Повторять материал в разной обстановке, в разных ситуациях. Рассказывать разным людям, получая разную реакцию. Писать в блоги. Обучать других.
Думать, что если уделил много времени - значит выучил, освоил. Не думать о времени - с ним не угадаешь. Думать о предмете, углубляться в тему, осваивать усложнённую информацию по теме.
Бояться ошибиться. Учиться не для мамы, которая ругает за двойки в дневнике, а для себя, своих планов, будущего или настоящего. Творческий подход предполагает много ошибок. Заранее обеспечить себе возможность ошибаться.
Заставлять себя работать в условиях постоянного стресса.Сила воли - это похвально, но она расходует массу энергии, загоняя вас глубже в стресс.Отложить учёбу и организовать жизнь лучше.
Заставлять себя при тревожности, депрессии.Часть слотов внимания занято, эффективность обучения снижена.Лучше и оптимально для себя организовать свою жизнь. Глубже освоить принципы обучения.
Работать при отвлекающих факторах."Мультизадачность" приводит к тому, что часть слотов внимания занято, обучение неэффективно.Почитать Лео Бабауту, а также "Мозг Освобождённый" Тео Компернолле, и действительно отключить телефон, соцсети, огорчить тех, кто зависим от общения с вами, уйти туда, где никто не будет мешать. Делать так много и регулярно.
Читая книгу, выделять и подчёркивать текст.Подчеркнуть - не значит понять. Выделение текста может стать механической привычкой.Писать обобщение абзацев, свои креативные мысли - на полях книги. Параллельно писать, а лучше рисовать, свой конспект. Рисовать схемы и майнд-карты.
Пытаться удерживать концентрацию без перерыва.Нужно периодическое восстановление. При диффузном режиме, внешне похожем на "безделие", консолидируется память.Чередовать диффузный и сконцентрированный режим.
Постоянные переработки. Заканчивать свою работу и обучение в одно и то же время. Например, в 5 вечера. Размеренный, долгосрочный подход.

Ещё есть такие вещи, как

В курсе об этом рассказывается подробнее. К тому же, там есть множество ссылок на дополнительную литературу. Курс на английском, но есть русские субтитры.

Траблшутинг

На мой взгляд, главная проблема — та же, что и у любых инноваций. Мы не знали раньше, как на самом деле работает мозг человека, и продолжаем жить среди людей, которые до сих пор этого не знают, или не практикуют.


Поэтому, чтобы внедрить этот метод обучения в вашу жизнь, неплохо было бы:

  • Найти единомышленников.
  • Чередовать концентрированный и диффузный режимы.
  • Делить знания на аспекты, изучать всё сразу и по отдельности (подход снизу вверх и сверху вниз).
  • Планировать интервальные повторения (запишите, когда повторить в следующий раз, в календарь!).
  • Использовать интерливинг — учить одновременно разное, но связное.
  • Избегать мультизадачности, снижать стресс*, и вообще поддерживать хорошее настроение.
  • Делать то, что действительно нравится: различные способы себя заставить дают только временный эффект.

Будущее уже здесь. Просто оно неравномерно распределено.

Уильям Гибсон

Оставляйте ваши комментарии, критику, идеи — ниже!

Литература

    Курс Learning How To Learn на Coursera, от Университета Калифорнии, Сан-Диего.

Система Getting Things Done (GTD) Дэвида Аллена: шестиуровневая модель, как пример рассмотрения задачи на разных уровнях абстракции.

Изображение преподавателя Barbara Oakley

Barbara Oakley и еще 1 преподаватель

Доступна финансовая помощь

Решения для глубокого обучения

Решения для глубокого обучения

Научитесь учиться: мощные умственные инструменты, которые помогут вам овладеть сложными предметами

Об этом курсе

This course gives you easy access to the invaluable learning techniques used by experts in art, music, literature, math, science, sports, and many other disciplines. We’ll learn about how the brain uses two very different learning modes and how it encapsulates (“chunks”) information. We’ll also cover illusions of learning, memory techniques, dealing with procrastination, and best practices shown by research to be most effective in helping you master tough subjects.

Читайте также: