Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе портрет

Обновлено: 07.07.2024

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Закрепить знания детей о жанре портрета .

Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

Развивать образное восприятие, зрительную память.

Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы , передать в рисунке некоторые черты её облика (форму глаз, лица, губ) .

Научить детей выразительной передачи образа мамы . Развитие мелкой моторики. Умение правильно располагать рисунок на листе. Развивать способность определять эмоциональное состояние человека по изображениям.

Репродукции художников, воспевающих образ женщины–матери. Лист бумаги формат А-4, простые карандаши, ластики, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, акварельные краски.

Дети и педагог встают в круг.

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша…

- Ребята, какими бывают мамы?

(милая, добрая, заботливая, нежная, красивая, умная, сердитая, хозяйственная, грустная, веселая, задумчивая)

- Дети сегодня мы будем рисовать наших мам. Скажите, как называется картина, на которой изображен человек? (показать примеры портретов)

- Портреты бывают в полный рост, погрудный (бюст), п ортрет головы, п о пояс, автопортрет. Мы с вами будем рисовать портрет головы.

Давайте вспомним, с чего мы вами начинаем? (со схемы)

Посмотрите на схему.

-Ребята, а как вы думаете с чего нужно начинать рисовать портрет ?

- Сначала мы рисуем овал, который вертикальной линией надо разделить на две равные части.

Нам понадобятся еще две горизонтальные вспомогательные линии, которые делят овал на три части.

- Что мы будем рисовать на верхней линии?

- под вспомогательной линией рисуют глаза.

Между двумя горизонтальными линиями рисуют нос.

- Между двумя горизонтальными линиями, на уровне носа рисую уши.

- Затем рисуют губы. Они располагаются в центре нижней части овала.

И завершают портрет рисованием шеи и волос. При этом вспомогательные линии стерли.

- Ребята, теперь, когда мы вспомнили последовательность рисования портрета, приступим к работе. Пройдите на свои места.

- Ну а теперь пришло время размять на пальцы!

Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку(загибают пальчики)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (разжимают ладошки вверх)

Рисование портрета простым карандашом.

- Расположите перед собой бумагу вертикально. Возьмите в руки простые карандаши. Напоминаю, карандашами мы будем рисовать с легким нажимом.

Итак, лицо имеет форму овала. В центре листа рисуем овал. Делим овал вспомогательной вертикальной линией на две равные части.

- Делим овал двумя вспомогательными горизонтальными линиями на 3 равные части.

- Что мы будем рисовать на верхней линии? Брови рисуют в форме дуг. Они не должны соединяться между собой.

- Что вы будите рисовать ниже бровей?

- Глаза имеют форму овала и состоят из верхнего века и нижнего века.

- В середине глаза рисуем радужку и зрачок.

- Нос располагается на середине лица. Начало носа – переносица – идет от бровей. - Рисуется плавной дугообразной линией, сбоку пририсовываются крылья носа, а внизу маленькими овалами обозначаются ноздри. Что находиться ниже носа?

- Верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две дуги, а на нижней одна.

- У людей еще есть уши. Их мы рисуем дугообразными линиями между двумя горизонтальными линиями.

- Голова держится на шее. Линию шей начнем рисовать чуть ниже ушей.

- У ваших мам разные прически, цвет волос, длина волос. Для того чтобы нарисовать волосы вам необходимо увеличить размер верхней части овала, чтобы придать объем волосам. У всех мам есть или вовсе отсутствует челка. Если есть, то она бывает разной длины. Также и волосы. Они бывают разной длины, прямые или вьющиеся.

Самостоятельная работа детей.

- Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?

Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах.

- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы. Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.

Оборудование: игрушка Незнайка; рисунки,изображающие Незнайку с разным настроением; репродукции картин В. Серова"Мика Морозов","Девочка с персиками",И. Аргунова"Портрет неизвестной крестьянки",портрет А. С Пушкина;зеркала на каждого ребёнка

Предварительная работа:беседа по картине В. Тропинина "Мика Морозов", рассматривание фотографий,дидактическая игра"У кого какое настроение"

Ход занятия:

Ребята,сегодня к нам на занятие пришёл один сказочный герой,вы должны хорошо его знать. Угадайте,кто он?

Мальчик в шапке голубой,любопытный и смешной,

Очень любит он мечтать,сочинять и рисовать

Только ничего не знает,этот маленький. (Незнайка)

Здравствуйте,ребята!Хорошо,что вы меня знаете. Наверное читали про меня?Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты,которые я рисовал никому не нравились,все на меня обижались. Вот я и пришёл к вам,чтобы научиться рисовать,ведь я так люблю искусство. Я даже организовал выставку и хочу пригласить вас на неё.

В мир искусства позови!

(дети вместе с Незнайкой подходят к репродукциям картин, на которых изображены портреты)

Какая интересная выставка!Дети,перед вами портреты разных людей. Кто-нибудь вам знаком? (портрет Мики Морозова,А. С. Пушкина)

Если видишь,что с картины смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина,или Колька-твой сосед,

Обязательно картина называется. (портрет)

Портрет-это изображение того или иного человека. Портреты доносят до нас образы людей разного времени. Мы видим как люди одевались,какие у них были причёски,какие носили украшения, головные уборы. По выражению лиц мы узнаём о чувствах,которые испытывали люди-радость,печаль, задумчивость.

На картине В. Серова "Девочка с персиками" вы видите сидящую за столом девочку.

-Какое у неё лицо?Что оно выражает (спокойствие,хорошее настроение)

А этого мальчика зовут Мика - такое необычное имя. Его портрет также написал художник В. Серов.

-Посмотрите на его лицо. Он такой же спокойный как девочка или он чем-то встревожен?

-Как художник показал нам,что Мика чего-то испугался,чего-то ждёт?

(у него широко раскрыты глаза, взгляд тревожный,рот приоткрыт,он привстал с кресла).Значит художник может передать не только внешность человека-цвет глаз, волос,во что он одет, но и его настроение,что чувствует человек.

-А это портрет самого Незнайки!

-Да,это я!У меня было разное настроение, поэтому выражение лица менялось.

- Как вы думаете, какое лицо у меня на этом портрете (весёлое,радостное,игривое);а на этом (грустное,печальное;а здесь? (сердитое,злое)

Незнайка стать художником мечтал,поэтому он всюду рисовал :

Рукой на листе - вот так,

Кистью на холсте - вот так,

Мелками на асфальте - (присесть)

Сапогами на снегу- (притопы)

Коньками он чертил на льду -(скользящий шаг)

На песочке прутиком - вот так,

На дощечке гвоздиком-тук-тук

Разводил в ведре извёстку-круговые движения рук

Потолок белил он щёткой-руки вверх

Размешал он палкой краску- движения рук

Кистью всё вокруг покрасил -повороты,

Хоть Незнайка не художник, но маляр отличный всё же.

-Сейчас вы тоже попробуете стать художниками, а Незнайка у вас поучится. Садитесь на места.

- Скажите, а где мы можем увидеть своё отражение? (в зеркале, в воде) Посмотрите в зеркало. Обратите внимание, какой формы у вас лицо,нос, какого цвета глаза,волосы,какой они длины.

-Какое у вас выражение лица?Попробуйте его передать. Если брови опущены вниз-значит человек сердится, если приподняты вверх - это говорит о хорошем настроении, удивлении. Портрет должен быть крупным,до пояса. Я предлагаю вам нарисовать свой автопортрет,а Незнайка попробует потом отгадать, кто где нарисован.

Практическая часть. Индивидуальная помощь.

Заканчивается занятие просмотром рисунков, Незнайка узнаёт, кто на них нарисован и прощается с детьми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект организованной образовательной деятельности

Подготовил: старший воспитатель

Тема: Портрет родного человека.

Тип занятия: Занятия по закреплению знаний, умений, навыков

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.

Методы и методические приёмы : игровые, наглядные, словесные, практические.

Продолжительность: 25 минут

Программное содержание

Цель: совершенствовать знания детей о жанре живописи – портрет.

1.Образовательные:

- формировать умение детей правильно располагать части лица, расширять знания детей о пропорциях лица человека;

- учить детей рисовать портрет человека по памяти;

- закрепить этапы создания портрета;

- обобщить представления и знания об изобразительном искусстве;

- совершенствовать знания детей об изменениях мимики лица человека.

2.Развивающие:

- развивать связную речь, память, мышление, воображение, творческие способности, умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую и общую моторику рук.

3.Воспитательные:

- воспитывать чувство любви и уважения к родному человеку через общение с произведениями искусства;

- воспитывать интерес к произведениям искусства.

Предварительная работа:

- рассматривание фотографий, портретов известных художников;

- рисование простым карандашом портретов.

Список используемой литературы:

Хронометраж занятия: Вводная часть – 2 минуты, Основная часть – 20 минут, Заключительная часть – 3 минуты.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в художественную галерею, где мы будем рассматривать картины великих русских художников. А вот какие, вы догадаетесь, ответив на мои вопросы. Воспитатель загадывает детям загадку:

Когда художник, независимо от века,

Изобразил нам на картине человека,

То ту картину назовем, сомнений нет,

Конечно, не иначе как. ( Портрет)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, что же такое портрет?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Портрет – это, прежде всего, лицо, изображенное художником так, как художник его видит. Так же художник может изобразить самого себя, как называется этот вид портрета?

Дети: Ответы детей. (автопортрет)

Воспитатель: А как называется прямой ракурс в портрете? Как называется такое положение лица в портрете?

Дети: Ответы детей. (Анфас)

Воспитатель: А если мы видим лицо человека сбоку?

Дети: Ответы детей. (Профиль)

Воспитатель: Кроме внешнего, сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Рассматривание репродукций картин

Воспитатель: Что художник хотел передать с помощью этих картин?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: С помощью этого жанра мы можем заглянуть в далёкое прошлое и узнать, как выглядели люди раньше, чем жили, чему радовались, что носили. Через портрет можно познакомиться со своими прапрабабушками, ведь раньше не было фотографий. Но с изобретением фотоаппарата люди не перестали рисовать портреты. Ведь в каждой картине присутствует, как бы душа человека, от неё исходит тепло.

Воспитатель: Сначала я вам предлагаю стать художниками и нарисовать портрет родного человека. Это может быть мама, папа, дедушка, бабушка, братишка или сестрёнка. Вспомните, как выглядит ваш близкий человек, чем отличается его внешность и характер. Какие цветом у него глаза, волосы? Волосы прямые или волнистые, длинные или короткие? Лицо весёлое или грустное?

Давайте ещё раз вспомним схему рисования портрета. Возьмите на столах конверты с деталями. Я буду вам показывать схему рисования портрета, а вы будете выкладывать портрет у себя на столе.

Показ приемов изображения

1. Сначала рисуем тонкими линиями лицо – овал. Для облегчения рисования делим его на 3 части: лоб, брови; глаза, нос; рот, подбородок.

2. На верхней линии рисуем дуги-брови. Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Глаза у людей разные по цвету. Вспомните, какого цвета глаза у вашего родного человека? Не забудьте нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем веке.

3. Рисование носа – нос посередине, начало носа – переносица – от бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется, и сбоку пририсовываются крылья носа и ноздри.

4. Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, сверху верхняя губа-две дугообразные линии, снизу нижняя губа – большая дугообразная линия. (Воспитатель просит детей повторить в воздухе форму губы)

5. По сторонам на уровне носа рисуем уши.

6. Рисуем волосы цвет и причёску.

7. Если это папа или дедушка, то нужно нарисовать усы и бороду (если есть).

8. Раскрашивание цветными карандашами.

Воспитатель: Как известно, настроение у людей бывает разное: радость, смех, печаль, грусть, гнев, спокойствие. Разное выражение лица называется мимикой. Подумайте, с каким выражением лица вы бы хотели нарисовать близкого человека. Ребята, рисуйте тонкими линиями, что бы лишни или не точные линии легко было убрать ластиком.

Прежде чем приступить к работе, давайте свои пальчики настроим на рабочий лад.

Пальчиковая гимнастика

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим пальцем)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим пальцем)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим пальцем)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Закрепить технику безопасности работы с карандашом.

К работе с карандашом можно приступать только с разрешения воспитателя.

Внимательно выслушать объяснение воспитателя и проследить за показом приемов, которые он использует при реализации поставленной задачи.

При работе с карандашом строго запрещается: брать их в рот, засовывать в ухо, нос, или соседу, размахивать ими, ломать, выщипывать ворсинки из кисточки, рисовать на одежде, на столе.

Клади карандаши на свое место.

В случае неисправностей (сломан карандаш) обратись за помощью воспитателю.

После работы карандаши помести на место заточенной стороной вверх.

Не забудь вымыть руки, вытереть насухо.

Организация самостоятельной практической деятельности.

Дети рисуют, воспитатель подходит, советует, помогает, присутствует музыкальное сопровождение.

Воспитатель напоминает, как нужно правильно держать карандаш в руке, следит за осанкой.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует ребенок.

Учить держать карандаш свободно: карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца.

Заключительная часть:

Воспитатель: теперь в галереи мы устроим выставку наших портретов. Расскажите ребята, кого вы изобразили? Какой характер вы попытались передать? Нам пора возвращаться в детский садик, берём каждый свою работу и отправляемся в группу.

1.Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования разными материалами.

2. Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства.

4. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос)

5. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;

Методическое обеспечение:

У воспитателя плакаты с последовательностью рисования портретом, мел для рисования. У детей лист бумаги, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.

Предварительная работа:

Материал: Альбомный лист А4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастер, восковые мелкиклей-карандаш, салфетка.

Воспитатель: Ребята, сегодня прекрасный день. Я принесла вам вот такое сердце и хочу, чтоб вы улыбнулись и передали сердечное тепло друг другу, чтобы наши сердца наполнились добротой и любовью (дети улыбаются и передают сердечко, прижимая его к своему). Ваши маленькие сердечки стучат как часики, приложите моё сердце к своему и послушайте его стук. Слышите? (дети прислушиваются) Сердце может чувствовать любовь. Она может быть разной: любовь к семье, любовь к друзьям, любовь к природе, любовь к солнышку, к своей семье любовь к маме. Наше сердце наполнилось добром к людям, которые к нам добры и очень любят нас.

Воспитатель: -А теперь скажите.

Кто Вас дети крепко любит,

Кто вас нежно так голубит.

Не смыкая ночи глаз

Всё заботится о вас?

-Самое прекрасное на свете слово – мама. Это первое слово, которое говорит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно! У мамы самое ласковое и доброе сердце.

Дети: ( отвечают в микрофон )Мамочка, мамуля, маменька, мамуся….

Мама —она дает нам жизнь, заботится и любит нас всю жизнь, какими бы мы не были. Она отдает все свое тепло и доброту, чтобы мы были счастливы.

Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.

От маминой улыбки нам становится тепло и радостно на душе.

Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.
Эти звезды маме
Подарю опять.

И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
"Звездочка моя!"

Воспитатель : Ребята, как вы думаете почему мы сегодня с вами начали говорить о маме?

Воспитатель : Кто то из вас знает когда отмечают этот праздник?-

Дети : Праздник отмечается в последнее воскресенье ноября.

Воспитатель : Молодцы ребята!

Дима : День Матери — праздник особый,

Отметим его в ноябре :

Зимы ожидает природа,

И слякоть ещё на дворе.

-На свете добрых слов

Но всех добрее и важней – одно:

И нету слов роднее, чем оно!

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется …(портрет)

- Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа.

Чтобы нарисовать портрет для мам мы должны пройти в нашу творческую мастерскую

На доске выставка портретов мам.

Показ поэтапного рисования портрета. (РИСУНОК ЭТАПЫ ПОРТРЕТА)

1. Располагаем лист вертикально. Рисовать портрет непросто: сначала делаем наброски, простым карандашом. Все линии выполненные карандашом должны быть еле заметны, чтобы их можно было легко убрать ластиком. Для того, чтобы лицо получилось красивым

Сначала рисуем простым карандашом тонкими линиями лицо - овал.

Вот овальное лицо,оно похоже на яйцо.

(Воспитатель рисует мелом на доске )овал нарисовали и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

Глаза у людей разные по цвету. Например, у меня коричневые, значит, кружок у меня будет коричневый.

Не забудем нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.
3.Что находится над глазами? (брови).

Это дугообразные полосы.

4.Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку пририсовываются
крылья носа и ноздри.
5.Рот находится ниже носа. Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы).

6.По сторонам на уровне глаз и носа рисуем уши.

7Шею удлиняем, на шеи можно украшение нарисовать, если ваша мама любит носит, плечи закругляем.

8. Затем пышные волосы. Волосы бывают длинные и короткие, прямые и длинные. Нарисуйте прическу , которую чаще делает ваша мама. Распущенные волосы скроют уши, их видно не будет. -Какие она любит носить украшения? Осталось портрет раскрасить, можно пожеланию оформить в рамку.

Подумайте и решите ,что вы будете использовать когда начнете раскрашивать портрет своей мамы.

На столах различный материал: восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, используйте по выбору.

Мамин портрет по желанию можно украсить в рамку. Вот и портрет готов.

Чтобы приступить к самостоятельной работе мы свами немножко разомнёмся.

На всей большой планете

(чертим руками невидимый круг)

Куда не посмотри

(голова : влево-прямо -вправо)

И взрослые и дети

(руки на пояс-вытянуться; присесть-руки на коленки)

Мечтают о любви

(обе ладони к сердцу)

Все люди ищут пару,

(обнять друг друга)

Чтобы её любить.

(начертить в воздухе сердце двумя руками)

Дарить друг другу радость

(поднять руки вверх и покружиться)

Тепло и доброту.

(ладонь влево; ладонь вправо)

Приду домой и сразу

(ходьба на месте)

(обнять себя руками)

Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли : (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли : (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (удары кулачками др. о друга).

Воспитатель : Гимнастика для глаз

И погладим руками глазки,

Помечтаем мы с вами

О любимой маме. (Закрыть глаза, погладить веки)

Представьте себе свою маму и начинайте рисовать.

Рисовать портрет не просто, сначала делаем наброски.

Карандаш простой возьмем и тихонечко начнем!

(Дети выполняют портреты под музыку «Мамочка моя, воспитатель оказывает помощь индивидуально.)По окончанию возьмите ластик и сотрите ненужные линии карандаша.

Воспитатель: Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы. Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам. Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.

Расскажите о своей маме . Какая она у вас?

Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах? Предлагаю сделать выставку портретов наших мам ?

Сегодня каждый из вас сделал подарок своей маме – нарисовал ее портрет. Мамы получились очень добрыми и красивыми, потому что вы их очень любите.

Читайте также: