Конспект экскурсия в ботанический сад

Обновлено: 05.07.2024

- Кто из вас любит путешествовать, посеща ть выставки, музеи?

- И как на любой экскурсии берем входные билеты и занимаем свои места.

- Ребята, кто умеет отгадывать загадки? ( Карточки - отгадки вывешиваются на доске )

- Кто из вас п робовал мандарины? ананасы? киви? А кто из вас видел, как они раст у т?

- Оказывается, есть такие места, где собраны многие виды растений со всего света. Там за

ними у хаживают, изучают их. А для всех желающих проводят экскурсии, чтобы люди

могли полюбоваться необычными растениями и больше у з нать о них.

- Кто знает, как называются такие места? (Ботанический сад)

- Я п риглашаю вас на вирт уа ль ную экск урсию в самый дре вний и кр у пнейший в России

Ботанический сад, который находиться в городе Санкт - Петербург. ( Рис. )

- В России по у каз у Петра 1 был создан первый Ботанический сад как Аптекарский

огород. Здесь выращивались лекарственные растения для аптек. (Рис.) А сейчас эт о

- Посмотрите ребята, как выглядят деревья: ма н дариновое и кофейное. Вы наверняка

- Мандарин – это многолетнее вечноз еленое растение родом из южного Китая . Созревают

В настоящее время насчитывается более ста сортов кофе.

Это уникальная оранжерея для пальм высотой 26 метров. (Рис.)

- А можно увидеть 38 - этажный дом? 115,5 метров – это рекорд самого высокого дерева.

- Секвойя - оно растет и вверх и вширь. Родина этого дерева Северная Америка. (Рис.)

- Выходим из оранжереи и отправляемся гулять по дорожкам сада . (Рис.)

Посмотрите, это – Жасмин. Цени тели чая добавляют в напиток лепе стк и цветов этого

- Этот кустарник активно используют в народной медицине, для изготовления

лекарственных препаратов подходят все час ти этого растения.

- Посмотрите, перед вами пришелец из Северной Америки: Пузыреплодник.

- Плоды к устарника напоминают маленькие с теклян ные шарики, которые, как и листья

умеют менять окрас. Вначале пузырьки салатовые, п отом зеленые, красно - розовые и

коричневые. Он быстро растёт, может вырасти до 2 - 3 метров в высоту. Срок жизни куста

- Бамбук . Родина обыкновенного бамбука неизвестна, произрастает в Азии, Европе,

Стебли бамбу ка исполь зуются для строительства, в основном — небольших

временных убежищ, включая пол, крышу, сте ны. Из стеблей также в озможно и зготовлять

мачты, рули, поп еречины для лодок. Помимо этого - плетение корзин, изготовлени е

мебели, флейт, удочек . Это растение цветет один раз в 40 лет и умирает после этого.

- Тюльпан - попугай. Лепестки "поп угаев" по - настоящем у похожи на перья

Самая в ысокая трава – бан ан. С пелые бананы ши роко у п отребляются в пи щу по все м у

миру, их используют при приготовлении боль шого количества блю д. Помимо

употребления в свежем виде, в к ухне некоторых народов бананы могут зажарив аться, или

вариться как в очищенном, так и в неочищенном виде. Их также сушат , и спользуют для

приготовления банановой му ки , мармелада , си ропов . (Рис.)

- В специ альной оранжерее в ыращиваются водные растения: тропические кувшинки,

Время жизни одного цветка — около 4 дней. Он обладают интересной

особенностью закрываться в вечерние или у тренн ие часы, погружаясь в вод у, в

пасмурную погоду может вообще не появиться на поверхности.

Его диаметр у самых кру пных экземпляров достигает 30 см.

Часто ж уки ночуют вну т ри чаши, которая в вечерние часы закрывается и у ходи т под

Листья являют ся самыми боль шими ли стьями в растительн ом мире. Они выдерживают

Коллекция кактус ов старейшая в нашей стране. Многие растения насчитывают 50 - 100 и

более лет. Их родина - влажные и жаркие леса Америки

Кактусы исполь зовались в пищу, в к ачестве медиц инских п репаратов, как источник

красящих веществ, строительный материал, материал живых изгороде й .

неприглядно, однако его цветение всегда я вляется общегородским событием. « Ц арица

ради этого работает всю ночь, чтобы все смогли посмотреть на это ч у д о. Однажды у него

- Сейчас в саду можно видеть образцы более 8 тысяч видов ра стени й (Рис.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Тема методической разработки

Урок-экскурсия

«Экология и разнообразие декоративных растений

Преподаватель Киселева Е.В.

Система практических работ на местности - необходимое условие обучения
профессии. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование профессиональных умений по определению растений, работа с планом озеленения и т.д. Эти работы необходимы для показа обучающимся практической значимости данных растений, раскрытия их роли в повседневной жизни человека.
Цель: расширить представление обучающихся о разнообразии декоративных растений, об их приспособленности к естественной среде обитания.

познакомить с особенностями строения этих растений;

научить определять семейства, к которому принадлежит растение по морфологическим признакам;

привить, развивать эстетический вкус и бережное отношение к растениям.

Оборудование: дневник наблюдений, альбом с видовым разнообразием.

Организационный момент. Инструктаж о правилах поведения в ботаническом саду.

Рассказ экскурсовода о создании и работе Ботанического сада.

Ознакомление с растительностью Ботанического сада.

Задачи: учебная; просветительская, природоохранная, озеленение.

- сохранение и развитие коллекций растений, обмен посадочным материалом и информацией с другими БС;

-сохранение генофонда редких и исчезающих растений;

- выполнение научно-исследовательской работы по по проблемам озеленения крупных промышленных центров;

- проведение учебных занятий со студентами биологического факультета ННГУ и других высших и средних специальных учебных заведений г. Нижнего Новгорода и соседних регионов;

- подготовка и повышение квалификации профессиональных садовников и любителей на курсах по интродукции растений;

- просветительская работа в детских учреждениях и среди населения;

- выращивание посадочного материала открытого и закрытого грунта для реализации озеленителям и населению.

Ботанический сад Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского для человека, далекого от науки — это, прежде всего, возможность погулять по аллеям, попутно ознакомившись с редкими образцами флоры, произрастающими в разных климатических поясах, посетить оранжереи с тропическими растениями.

Особенно сильные незабываемые впечатление посетители Ботанического сада испытывают, когда зимним морозным днем в одно мгновение оказываются в субтропиках Сочи.

Университетский ботанический сад создан, конечно же, не только для прогулок. Это, прежде всего, крупный научно-исследовательский центр, это своеобразное естественное хранилище генофонда растительного мира планеты. Это и лаборатория, в которой проводится селекционная работа.

А еще здесь каждый желающий может приобрести саженцы деревьев, декоративных кустарников, семена редких цветов.

Посещение Ботанического сада, без сомнения, будет полезным, как ученому-ботанику, так и любознательному школьнику.

Урок будет проводиться в Ботаническом саду, что требует соблюдения определенных правил поведения:

- соблюдение чистоты (не мусорить);

- ходить только по проложенным дорожкам;

- не обрывать листья и растения, так как они могут быть занесены в Красную книгу и являться малочисленными.

Рассказ экскурсовода о ботаническом саде и его работе.

Ботанический сад расположен в зоне хвойно-широколиственных лесов, в районе дубравы, которая сохранилась в саду в виде небольших фрагментов и окружает сад с юга и востока. Почвы светло-серые лесные, по механическому составу средние суглинки.
Ботанический сад Нижегородского университета - крупнейший в Поволжье ботанико-экологический научный центр по акклиматизации и интродукции растений, коллекция живых растений которого насчитывает около 3000 видов, разновидностей, форм и сортов.
Ботанический сад ННГУ был основан в 1934 году по инициативе С.С. Станкова. Большой труд в организации сада вложил другой ученый университета - Д.С. Аверкиев. Сад расположен на плато правого берега р. Оки, на юго-восточной окраине Нижнего Новгорода. Под его строительство была отведена часть дубравы на склоне южной экспозиции к речке Рахме. В почвенном покрове преобладают светло-серые лесные почвы, сформировавшиеся на четвертичных лессовидных суглинках, подстилаемых пестроцветными суглинками пермского периода.
Дубрава, на территории которой размещается сад, в 1965 году объявлена памятником природы с названием "Дубрава Ботанического сада".

Площадь оранжерей и теплиц на территории сада составляет 1312 кв. м. В структуре сада четыре отдела: систематический, цветочно-декоративный и плодово-ягодный. В Саду собраны растения из различных флористических областей земного шара и природных зон нашей страны.
В дендрологическом отделе культивируется около 1300 видов, форм и сортов из 137 родов и 54 семейств, представляющих флору Юго-Восточной Азии и Северной Америки, Западного Средиземноморья, Крыма и Кавказа, Европы, Сибири и Средней Азии, Малой Азии и Ирана. Богато представлена коллекция хвойных (78 наименований), среди которых такие редкие интродуценты средней полосы России, тсуга канадская, лжетсуга Мензиса, кипарисовник орехоплодный, тисс ягодный. В коллекции этого отдела многочисленны боярышники (50 видов), березы (36 видов), чубушники (30 видов), клены (18 видов), сирени (30 сортов) и другие древесные и кустарниковые растения. Из числа видов, редких в культуре Европейской России, присутствуют хмелеграб виргинский, каркас западный, каталыга бигнониевидная, форзиция, гортензия и другие виды.
На участке открытого грунта систематического отдела произрастает более 300 видов травянистых растений из 57 семейств, расположенных по системе А.А. Тахтаджана, как наглядная демонстрация филогенетической системы цветковых растений. Коллекция оранжерейных растений этого отдела насчитывает около 800 видов из 80 семейств и 96 родов. В ней представлены тропические и субтропические растения из различных флористических областей и разнообразных фитоценозов. В коллекции оранжереи - казуарина, эвкалипты и гравиллея - из Австралии, гингко и саговник - из Юго-Восточной Азии, кливия, гастерия и гаворция - из Южной Африки; маслина и мирт из Средиземноморья; агава и юкка - из пустыней Мексики; болотный кипарис и секвойя - из Северной Америки. Здесь представлены такие ценные пищевые растения как ананас посевной, кофейное дерево, авокадо, папайя; пряные - ваниль, лавр, коричное дерево; технические - тунг; лекарственные - фейхоа, софора японская, алоэ; декоративные - камелия японская, стрелитция королевская, клеродендрон Том.
В оранжереях очень хорошая коллекция пальм, в составе которой кокосовая и финиковая пальмы, хамеропс, притчардия, хамедорея и другие виды.

Цветочно-декоративный отдел сада выращивает в оранжерее и в открытом грунте большое количество растений высоких декоративных достоинств. Хорошо представлена коллекция гладиолусов (150 сортов). Сорта "Нижегородец" и "Раннее утро" отмечались дипломами 1-ой степени, большой и малой медалями на ВДНХ, а сорт "Волжские огни" получил высокую оценку на выставке цветов в Эрфурте. Весьма разнообразны пионы (37 сортов), много сортов флоксов, ирисов, нарциссов. Из оранжерейных растений интересны коллекции азалии (8 сортов), хризантемы (12 сортов).
Плодово-ягодный отдел располагает большой коллекцией семечковых культур (более 50 сортов) красной и черной смородины, малины, облепихи, земляники. Сотрудниками отдела были выведены 7 перспективных сортов малины ("Обильная", Сормовичка", "Нижегородская" и другие), 6 сортов земляники ("Окская красавица", "Мызинская", "Приокская" и другие). На многие эти сорта получены авторские свидетельства, а некоторые отмечались медалями ВДНХ и получили высокую оценку за рубежом. Наш Ботанический сад поддерживает связи более чем с 200 ботаническими садами мира, а также с садами России и ближнего зарубежья.
В коллекциях Сада около 70 видов редких и реликтовых растений страны и Нижегородской области. В числе травянистых интродуцентов 28 видов, включенных в сводку "Редкие и исчезающие виды флоры СССР" и 10 видов растений "Красной книги СССР" (1984). Сад способствует развитию высококультурного садоводства края, путем пропаганды ценных сортов плодово-ягодных культур и путем непосредственного снабжения садоводов посадочным материалом из коллекции сада.
Ботанический сад является учебной базой биологического факультета ННГУ, других вузов города, школ и других учебных заведений. Он служит научной базой кафедр биологического факультета ННГУ и других вузов. Выполняет культурно-просветительскую функцию в регионе.

Разрешенные виды деятельности и природопользования:

- уборка сухостойных и упавших деревьев, представляющих угрозу для жизни людей, по согласованию с комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды г. Нижнего Новгорода;

- расширение коллекции живых растений открытого грунта, оранжерей и теплиц;

Прогулка по парку и сопутствующий рассказ о произрастающих в ботаническом саду деревьев и растениях.

А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.

Стоит Алёнка – платок зелёный.

Тонкий стан белый сарафан.

Воспитатель. Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

А у меня для вас ещё одна загадка.

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой. (елочки)

Воспитатель. Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод.

Воспитатель. Две больших сосны стояли рядом,

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, расту-щими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цве-та. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.

Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.

Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)

Воспитатель. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята за-кройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно. Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.

В процессе экскурсии имеется возможность наблюдать за птицами, которые находятся в ботаническом саду.

4. Заключительная часть

Экскурсия заканчивается повторением увиденного и ответами детей на вопросы воспитателя. Воспитатель предлагает всем вместе составить рассказ о парке.

ВложениеРазмер
botanicheskiy_sad.docx 15.95 КБ

Предварительный просмотр:

1. Рассказ экскурсовода о Ботаническом саде

2. Прогулка по Ботаническому саду

Прогулка по парку и сопутствующий рассказ о произрастающих в ботаническом саду деревьев и растениях.

А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.

Стоит Алёнка – платок зелёный.

Тонкий стан белый сарафан.

Воспитатель. Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

А у меня для вас ещё одна загадка.

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой. (елочки)

Воспитатель. Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод.

Воспитатель. Две больших сосны стояли рядом,

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, расту-щими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цве-та. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.

Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.

Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)

Воспитатель. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята за-кройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно. Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.

В процессе экскурсии имеется возможность наблюдать за птицами, которые находятся в ботаническом саду.

4. Заключительная часть

Экскурсия заканчивается повторением увиденного и ответами детей на вопросы воспитателя. Воспитатель предлагает всем вместе составить рассказ о парке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: расширение и систематизация представлений детей о профессиях, людей, которые защищают природу Хабаровского края.Задачи:1. Уточнить знания детей о профес.


План-конспект занятия "Экскурсия по родному городу"

Знакомимся с достопримечательностями города.

Данный конспект экскурсии учит детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и к.


Технологическая карта плана-конспекта проведения экскурсии в рамках кружковой работы.

Экскурсия для детей шестого года жизни в стилизованную комнату «Русская изба».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данной экскурсией может воспользоваться воспитатель интернатного учереждения, педагоги и классные руководители. Цель: воспитание у детей любви к природе и ко всему живому и прекрасному.Познакомить детей с редкими видами растений, полюбоваться на животных и покормить их.Данная экскурсия пробуждает интерес к посещению таких мест и воспитывает эстетический вкус у детей.

Выполнила : воспитатель Аманова А.К.

г. Петропавловск 2015

Цели:

1. Познакомить детей с редкими видами растений

2. Полюбоваться на животных и покормить их.

3. Пробуждать интерес к посещению таких мест.

4. Воспитание эстетического вкуса.

Форма проведения: Экскурсия.

Сад был основан в 1912 году и является одним из старейших в Казахстане.

Уникальный комплекс содово-паркрвого искусства находится в городе Петропавловске, где зеленеют пальмы и лимоны.

Экспозиция ботанического сада включает в себя:

- пруд для водоплавающих птиц,

- виварий (зимник) для содержания и разведения птиц и животных

- вольеры с экзотическими видами птиц,

- Аква мир с экзотическими видами рыб.

Достопримечательностью зимнего сада является финиковая пальма, датированная 1795 годом, а также необычной красоты дерево родом из Японии - Сакура. Ботанический сад – особо охраняемая природная территория, основным видам деятельности которого является охрана, воспроизводство и использование редкого растительного мира, проведение учебных обзорных экскурсий, показ растений посетителям, а также осуществление обмена их с другими учреждениями ботанического профиля.

Зимний сад имеет высоту купола – 22м,производственная оранжерея- 7м. Площадь- 1088,

В экспозицию оранжереи входит

- Доисторический лес (большая разновидность папоротника)

- Субтропические плодовые растения (лимоны, гранаты, банановая тропа) растения производство Индостан, тропики Южной Америки.

Читайте также: