Конспект уважение к старшим

Обновлено: 07.07.2024

Почитание – глубокое уважение, любовь к кому-либо.
Семья – группа живущих вместе родственников, чаще всего близких.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовное и душевное качества; выполнение этих правил, поведение.
Поколение – 1) одновременно живущие люди близкого возраста; 2) родственники одной степени родства по отношению к общему предку (из поколения в поколение передается, от отца к детям, от старших к младшим).

Вступительное слово учителя

Традиция почитания старших

Воспитание детей в Древней Руси. (Выступление ученика)

В Древней Руси воспитание детей велось в духе почитания и уважения старших. Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почетное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему свое время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом, хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим. Почитание старших отражалось в мельчайших подробностях быта славян: не садись первым за стол, не бери первым ложку, лучший кусок – отцу-кормильцу, не говори много в присутствии старших,…
Наши предки понимали, что основы личности закладываются в детстве, и старались с раннего детства воспитывать в детях стремление к добру, отвращение к подлости и лицемерию, отличать истину от лжи, добро от зла, приучали к труду и честной жизни.

Учитель: В условиях современности почитание старших могло бы стать для детей внутренним мотивом для того, чтобы не совершать плохие поступки. Живущие в настоящем призваны жить так, чтобы не уронить чести, достоинства, ратной славы предков. Не уронить эту честь, а преумножить.

Беседа

Итак, разговор о старости.
Как вы понимаете, что такое старость? Что ей свойственно? (Старость – это период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма). Всмотритесь внимательно в лица старых людей, изображенных на картинах и фотографиях.
(Обращение к наглядности).
Что вы видите? Что читаете на этих лицах? (Возраст, опыт, ум, знания, доброту, беспомощность, физическую немощь, любовь к детям и внукам, мудрость, …)
А ведь можно вопрос поставить несколько иначе: как вы считаете, чем может обернуться старость для человека? Я предлагаю вам 3 возможных ответа: старость – счастье, покой, беда.
Рассмотрим эти утверждения. (Ответы детей).
А вот как сами дедушки и бабушки считают, чем может обернуться для них старость.
(Видеозапись).
Подведем итоги вышесказанному и услышанному.

1 старость – счастье.

Может ли старость обернуться счастьем? Все хорошо: и любят бабушек и дедушек, и заботятся о них, а здоровья нет. Счастье это?

Это – ласка, любовь; забота и уют; тепло и внимание; уважение и почет; сытность, чистота; у детей все хорошо…
Хорошо, когда в старости человек ощущает подобное к себе отношение.

3 старость – беда. Это равнодушие, забвение, отсутствие любви, нет близких, одиночество (Это прозвучало в ответах бабушек и дедушек).
Слова эти несут холод, тоску. Плохо одному в ночи да еще старому немощному человеку. (В слове одиночество видим смысл: один, ночь)
Значит, старость – это счастье? И очень хочется, чтобы для наших бабушек и дедушек она оборачивалась покоем.

Анализ ситуаций. Чтение рассказов

Учитель:

Мне самою судьбой завещано,
Жизнью всею – и в этом суть –
Поклониться низко бабушкам и дедушкам,
Добрым словом их помянуть.

Многие из нас с радостью, а порой и с грустью вспоминают прекрасные дни, проведенные с дедушками или бабушками, с теми, кто украшал наше детство советами, нежностью, конкретной помощью и поддержкой, когда мы действительно нуждались в них. Какие ваши бабушки и дедушки? Как вы к ним относитесь? Поделитесь, расскажите о них.

Рассказы детей о самых близких и дорогих им людях

Подведение итогов

– Чему вы научились на уроке?
– Чем может обернуться старость? Что нужно делать, чтобы она не обернулась бедой?
– От вас это зависит?

Приложение.

Беседа-диалог о воспитании уважительного отношения к людям старшего возраста.

ВложениеРазмер
2uvazhenie.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

( Для учащихся начальной школы, среднего звена.)

Цель: продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.

  • дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим;
  • развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений, свои собственные, знать, как надо поступать в том или ином случае;
  • воспитывать заботу, любовь, уважение к людям старшего возраста.

Оборудование: мультимедийный проектор, видео- аудио источники, выставка книг, карточки с речевыми ситуациями, тематические иллюстрации.

1. Организационный момент.

( выполнение задания детьми).

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.

( на экране видеоряд правильных действий по отношению к старшим в общественных местах, транспорте, учреждениях культуры, на улице, в домашней обстановке)

2. Основной ход беседы .

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!

За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —

Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить еще кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок.

Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?( ответы детей)

-Правильно ли вел себя мальчик?

Педагог : Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.

Вопрос . Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома, если вы знакомы?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос . Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, если вы не знакомы?

Ответ: Пропустить вперед. Если вы спешите, не толкаясь обойти стороной.

Вопрос. Нужно ли оказывать знаки внимания старшим в транспорте?

Ответ: Нужно. Необходимо уступать места в транспорте людям старшего возраста, женщинам, инвалидам.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, предложить стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? (Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос . Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно .

Вопрос . Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа направленного на оказание помощи.)

Вопрос . К вам домой пришли гости почтенного возраста, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них верхнюю одежду, повесить ее, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.

Педагог : Воспитание уважения к старшим должно начинать в семье с раннего возраста ребенка. Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Каждый из вас наверное знает, что мужчина, папа, отец, в семье является главным и именно он подает пример ребенку авторитетом . Вот некоторые советы, как, например, воспитать уважение к старшим:

  1. Учить помогать старшим, например, донести сумку или перевести через дорогу.
  2. Чаще звонить или ходить в гости к бабушке и дедушке.
  3. Объяснять, что нужно всегда делиться или угощать старших.
  4. Учить, что меньшие всегда должны помогать страшим в работе или хлопотах по хозяйству, например, помыть за собой посуду.
  5. При первых проявлениях грубого отношения, например, в разговоре, следует немедленно это пресечь и объяснить, что такое поведение неприемлемо. Со старшими в семье необходимо разговаривать почтительно и без повышения голоса.

При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.

* нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;

* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;

* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть;

* нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье. Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие — ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;

* нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;

* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам — твое слово, твоя улыбка, твое обращение — бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком,— бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;

* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;

* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;

* нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя ( обсуждение с детьми всех правил.)

3. Заключение. Рефлексия.

Можете ли вы привести примеры из жизни своих друзей или из художественной литературы, просмотренных кинофильмов о нарушении того или иного пункта?

- Интересна ли вам была предложенная тема беседы?

- Что нового вы узнали?

-Пересмотрите ли вы свое поведение и отношение к старшим?

- Сумеете ли вы вместе выработать единое мнение об отношении детей к взрослым и, особенно, к пожилым людям? ( ответы детей )

- Давайте посмотрим на наше солнышко, и поменяем его лучи, с условием, если ваше настроение поменялось, то вы крепите полоски соответствующего цвета. ( работа детей ) Наше солнце улыбается и машет нам желто-золотистыми лучами!

Обучающие: дать понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать.

Развивающие : развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.

Воспитательные: воспитание уважения, чуткости, внимательного отношения к пожилым людям.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

- Я рада видеть вас на нашем очередном занятии.

2. Основная часть.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. А что – же такое уважение?

(Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств).

- Ребята, а как вы назовете человека, который уважает старших, знает и правильно употребляет вежливые слова?

-Как же называют человека, который не умеет себя вести в обществе? (Невежа)

-Верно, человек-невежа не умеет вести себя в обществе. В своей речи невежа употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его отрицательные стороны.

- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас мы это узнаем.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?

(Встать и поздороваться.)

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ. Поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших.

Физкультминутка

Солнце выглянуло рано.

Улыбнитесь, встаньте прямо,

Раз – хлопок и два – хлопок!

А теперь присядь, дружок!

И на месте покружись!

Руки к солнцу протяни и на месте замри!

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту любовь к добру они выражали в пословицах и поговорках.

- Давайте прочитаем одну из них постараемся объяснить её смысл.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Мы знаем, что в казачьей семье было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе. Если в семье спокойствие, мир и лад, то такая семья очень крепкая.

- Семья - это опора любого человека в жизни, это настоящие друзья, которые придут всегда тебе на помощь, это уют и тепло, это то место, куда мы всегда спешим, потому, что здесь нас любят и ждут.

Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше всего проводит с вами времени в детстве? Скорее всего, это дедушка и бабушка.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами две кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она опустила голову.

Вопросы для обсуждения:

— Почему мама и бабушка расстроились?

— Что мальчики сделали неправильно?

- Мальчики проявили равнодушие к маме и бабушке, и им стало обидно. А ведь это самые близкие люди, которые бескорыстно любят своих детей и внуков, заботятся о них.

- Почему нужно бережно относиться к бабушкам?

3. Заключительная часть.

( Работа в парах. У каждой пары на столе лежит листочек, на которых написаны выражения. Дети читают их и размышляют, в какую копилку необходимо поместить это выражение. Парами выходят и размещают.)

Помочь бабушке или маме помыть посуду;

Сказать ласковые слова;

Уступить место в транспорте

При встрече здороваться

Обижать девочку, девушку, маму

Пререкаться с взрослыми

Чтение и обсуждение рассказа.

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Вопросы для обсуждения:

— Что мы можем сделать для наших бабушек?

— Почему внучка работала на бабку?

- Какой вывод мы можем сделать? (Старших надо уважать, заботиться о них. Их опыт и знания помогают в разных ситуациях.)

- А сейчас я раздам вам памятки, которые помогут вам в жизни.

Правила почитания и уважения старших

- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

- бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности;

- смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;

- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

- допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то, что запрещают старшие;

- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

- обижать девочку, девушку, маму.

Правила вежливости

- Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Уважение дорого стоит. Любому человеку уважение нужно, как хлеб и воздух. Без него трудно дышать и жить. Оно позволяет расти и любить и залечивает раны от столкновения с жестоким миром.

Содержимое разработки

- воспитывать в учащихся уважительное отношение к человеческой личности,
- учить давать правильную оценку себе и окружающим,
- развивать нравственные ценностные ориентиры.

- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения и самоуважения;

- формировать собственную позицию к уважению как нравственной категории;

- развивать навыки межличностного взаимодействия;

- выявить различные способы формирования уважения и самоуважения среди учащихся.

Материалы и оборудование: Парты, стулья, компьютер, проектор, презентация, листы бумаги А4, ручки, приложения, памятки.

Ход кл. часа

1. Введение в тему

Кл. час начинается с приветствия. Все участники здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места поделившись на три группы.

Много лет прошло с тех пор, как мир впервые услышал эти слова, однако …..(внимание на экран, просмотр видео) (Слайд 2).
Учитель: Как вы думаете, почему тема уважения была, есть и будет актуальна всегда?
Ориентировочные ответы учеников: (приложение 1)

-вероятно, в межличностном общении уважение играет большую положительную роль;

-наверное, людям очень ценно это чувство и качество; люди стремятся к хорошему и доброму, а уважение можно рассматривать как проявление добра, теплоты, заботы;

-взаимное уважение является гарантией добросердечных отношений между людьми, гарантией эффективной работы в коллективе.

Учитель: Значит, уважение – это важная нравственная категория, и вам, людям, которые еще только учатся строить свои отношения с окружающими, есть, что обсудить сегодня на нашем кл. часе, сформировать свое отношение к уважению как нравственной категории.

(Слайд 3) Настало время определить, что же такое уважение.
Продолжите ассоциативный ряд: Уважение - это…
Учащиеся работают в группах, можно обратиться к приложению 2, затем по очереди представитель каждой из групп продолжает начатый на слайде ряд.

Ориентир. Ответы (приложение 2)

это почтение, преклонение, признание заслуг, указание на достоинства, высокая оценка, желание быть похожим, восхищение, оказание почестей, признание равенства всех людей,
это отношение одного человека к другому, признание его достоинств,

это знак внимания к старшему или младшему, свобода и доверие,

это способность считаться с интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда.

это умение принять без осуждения поступки, поведение, высказывания другого человека, даже если мы не разделяем или не понимаем его мотивов, это человеческие взаимоотношения построенные на добре, сочувствии, заботе.

Совершено верно. И, как мы видим, не случайно многие люди пытаются завоевать уважение других.

Хорошо. Теперь давайте с вами дадим определение, что же такое уважение.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании
чьих-нибудь достоинств.

(Слайд 4) (видеоролик о людях, достойных уважения)

Учитель: Как вы думаете, эти человеческие качества достойны уважения?
Ответы учеников:……

Вы уже в 9 классе. Многие из вас скоро окажется вдали от близких вам людей. Как вы будете вести себя среди чужих, незнакомых вам лиц, они ведь тоже другие?

Учитель: В жизни часто встречаются ситуации, когда человек пытается ставить себя выше других. Тогда нарушаются коммуникативные связи между людьми, то есть с таким человеком тяжело общаться. Важно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности.

Если хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других. Ты достоин уважения, если уважаешь других. Учащиеся работают в группах, затем по очереди представитель каждой из групп продолжает начатый на слайде ряд.

(Слайд 6) Продолжите фразу: МЫ УВАЖАЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЗА ТО, ЧТО ОН…

Ориентир. ответы учащихся (приложение 3)

уважает нас, надежный, отзывчивый, справедливый, решительный,

смелый, позитивный, всегда разговаривает в уважительном, дружелюбном тоне, внимательно выслушивает своих собеседников, умеет сохранять самообладание в любой ситуации, спокоен, непредвзят и открыт ; улыбается, разговаривая с другими; совершает как минимум один добрый поступок ежедневно, не жалуется на неудачи, но извлекает из них уроки; обращается со своим собеседником так, будто это самый важный человек в мире, умеет искренне, без подхалимажа похвалить других,

не притворяется, чтобы понравиться окружающим; нравится другим таким, какой есть на самом деле, постоянно работает над своим поведением и репутацией.

Учитель: Народная мудрость всегда была сосредоточена в пословицах и поговорках. В них простой народ выражал свое отношение к человеческим достоинствам и недостаткам, в том числе к уважению и неуважению.

И сейчас я вам предлагаю поработать с пословицами. Вам нужно собрать пословицу, озвучить и объяснить ее.

Учащиеся работают в группах пословицами (приложение 4)

Поклониться - голова не отвалится. (Русская)

Где есть ум, есть и уважение. (Абхазская)

Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут. (Русская)

Человека уважай, но достоинства не теряй. (Русская)

Бранью уважать себя не заставишь. (Монгольская)

Не дорог обед, дорог привет. (Русская)

Худого человека ничем не уважишь. (Русская)

Добивайся не услужения, а уважения. (Кабардинская)

За фальшивое уважение не жди почтения. (Русская)

Уважение трудно заработать, но легко потерять. (Русская)

Добро приносит богатство и уважение, зло приносит проклятие и унижение. (Лезгинская)

Если народ уважаешь, к себе уважение проявляешь. (Казахская)

Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших. (Абхазская)

Учитель: Какие чувства и мысли выражаются в этих пословицах?

В выступлениях ребят звучит мысль о том, что уважительность во всех культурах почитается как важная добродетель, а презрение, дерзость, непочтительность, пренебрежение осуждаются.

Учитель: Давайте с вами разберем еще одну народную традицию , о которой расскажут ваши одноклассники.

Учащиеся читают с места (приложение 5)

1. Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?

2. Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

3. По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. 4.Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины -поучительного характера. Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку, приносило ребёнку удачу.

5. Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. На сельской сходке – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.
Учитель: Что это за традиция?

Ответы учеников ….

Учитель: А каково отношение к пожилым людям в нашем обществе?

Почти каждый из нас может вспомнить случай, участником или свидетелем которого он был, когда к пожилым людям отнеслись неуважительно, сказали обидное слово или просто о них забыли. Ведь не только физической силой, но и словом и невниманием можно ранить так же больно. Такие проступки – вопиющая жестокость и безнравственность.

Почему же в цивилизованном обществе, возможно, такое и как преодолеть неуважение к окружающим?

Ответы учеников ….

Учитель: Многие молодые люди неуважительно и невнимательно относятся к пожилым людям, не думая, что когда-то и к ним будут относиться также. Будьте внимательны и терпимы к пожилым людям каждый день, ведь они нуждаются в нашей заботе. И помните, что все мы когда-то состаримся, и относиться к окружающим нужно так, как вам бы хотелось, чтобы окружающие относились к вам.

Давайте любить, уважать и ценить пожилых людей, они нуждаются в нас, в нашем тепле и внимании.

4. Словесное портретирование
Учитель: Попробуем составить портрет уважительного человека. Какие нравственные качества лежат в основе такой личности? Что уважительный человек должен делать регулярно и чего не должен делать никогда? Учащиеся работают в группах, затем по очереди представитель каждой из групп озвучивает составленную схему.

Данная беседа очень важно в настоящее время, ведь уважение к старшим должно воспитываться именно с дошкольного возраста. Цель: создать условия для формирования у дошкольников почтительного и уважительного отношения к старшим.
Задачи: разъяснить, кто такие люди старшего поколения, познакомить с пословицами в устном народном творчестве об уважении к старшим, развивать познавательный интерес детей, воспитывать уважительное отношение к старшим.

Оценить 934 1

Цель : создать условия для формирования у дошкольников почтительного и уважительного отношения к старшим.

Задачи : разъяснить, кто такие люди старшего поколения, познакомить с пословицами в устном народном творчестве об уважении к старшим, развивать познавательный интерес детей, воспитывать уважительное отношение к старшим.

I. Введение в тему.

Педагог : Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим об уважении к старшим. Ответьте сначала на мои вопросы :

Дети : Дедушки и бабушки.

Педагог : Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

Педагог : А как вы думаете, имеем ли мы право грубить, людям старше себя?

Педагог : Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?

Педагог : Согласны ли вы, что старикам необходимо помогать, а родителей слушаться во всем?

Педагог : Как вы считаете, почему надо так поступать? Дети отвечают на вопросы педагога, ситуации обсуждаются. Давайте поговорим об этом подробнее.

II. Основная часть.

Правила поведения детей в чеченских семьях:

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.

В чеченской традиции большую роль играла преемственность - накопление опыта и передача его следующим поколениям. Вайнах традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов в обоснование и своих поступков. Старики были главными хранителями обычаев, обрядов, знатоками фольклора и исторических событий, поэтому нормой вайнахской этики было уважение к старику, стремление почтить его возраст и опыт. Пословица - один из важнейших источников, раскрывающих отношение народа к авторитету стариков.

Чеченская народная пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека: Кто старшего не слушается, в большую яму упал.

Народы разных национальностей так же единодушно требуют глубокого уважения к старшим:

Старик — да лучше семерых молодых,

От совета старых людей голова не болит,

Молодой работает, старый — ум дает, считают русские;

Старших уважай, младших воспитывай,- говорят тувинцы;

Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку,- услышишь от узбека;

Слушай, что говорят старики,- посоветует японец;

Молодой красив, старый умен, Старый умен, хотя и не силен, - скажет финн.

Из народных пословиц видно, что нужно учиться у старших, прислушиваться к добрым советам, ценить их опыт, продолжать начатые дела, брать с них пример.

Проявляйте заботу о здоровье и самочувствии людей старшего поколения, об их быте и отдыхе. Каждая морщинка на лице ваших бабушки и деда – след их слез, переживаний, перенесенных бед, тяжелых испытаний.

Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.

III. Итог беседы.

Спасибо, ребята! Вы внимательно сегодня слушали. Я уверена, что теперь вы будете внимательнее и добрее к старым людям. Берегите близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение! Ведь и мы когда-нибудь станем стариками.

Читайте также: