Конспект уроку стародавній китай

Обновлено: 17.05.2024

Тема урока : Древний Китай. Создание объединенного государства. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения.

Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

- Познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древнего Китая, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны, помочь сформировать представления о религиозных верованиях китайцев; подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретения китайцев; продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, навыков соотношения исторических фактов во времени.

- Развивать творческие способности учащихся, монологическую речь, историческое мышление.

- Воспитывать интерес к истории Древнего Китая, уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные : умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение;

Коммуникативные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметные : использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный диалог, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Основные понятия, изучаемые на уроке: империя, император, конфуцианство.

Деятельность учителя

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

2. Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

С историей какого государства мы с вами познакомились на прошлом уроке? (ответ Мы познакомились с историей Индии).

Перед тем как переходить к новой теме мы должны вспомнить ранее изученное.

Расскажите о Древней Индии, когда началось заселение этой территории

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ребята, а вы хотите дальше знакомиться с историей Древнего мира?

Тогда двинемся дальше на восток.

Работа по карте.

В какой стране мы оказались? (Китай)

Создание эмоционального настроя: просмотр музыкального видео про Китай.

Сформулируйте тему урока . Государство Китай.

Древний Китай. Создание объединенного государства.

-А что вы хотите узнать про это древнее государство?

(Ответы учеников: 1. Узнать более точное географическое расположение этого государства, 2. Как управлялось государство, 3. Чем занимались древние китайцы).

Это и будут задачи нашего урока.

Учитель пишет план урока на доске, ученики в свою тетрадь.

По мере решения каждой учебн.задачи, учитель крепит напротив него магнит (журавля).

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Географическое положение Китая.

Для решения первой учебной задачи нам понадобится карта

Работа с исторической картой и учебно-методическим пособием стр. 80

(История. 5 класс. ВПР. 10 тренировочных вариантов:/ О. А.Чернышева. Легион: 2019 г .)

- Опишите, где находится Китай? (Китай это Восточная Азия). Ученик показывает на карте, остальные на местах работают в своей тетради.

- С какими древними государствами он граничит?

- Какими морями омывается Китай? ( Китай омывается водами трех морей – Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского, являющимися окраинными морями Тихого океана. Реки, которые протекают по этой территории Хуанхе и Яндцы. (Дети подписывают и обводят Китай на карте.)

- Какие реки протекают на территории Древнего Китая?

Древнейшие государства в Китае возникли на б ерегах реки Хуанхэ в период бронзы. В VI веке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо. Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек . (Ученики подписывают р.Хуанхэ и Янцзы).

Первую учебную задачу мы решили. Я отмечу это вот таким символом. Учитель крепит журавлика.

Государственной управление.

Давайте посмотрим внимательно на карту Древнего Китая.

Одинаковым ли цветом окрашена территория.

Это говорит о том, что Китай представлял собой совокупность разных царств.

Как вы думаете, это хорошо, что Китай представляет собой разные царства, или не очень. Почему? (Царства могут между собой воевать).

Почему требовалось объединение Китая?

Границы между ними разъединяли людей, препятствовали их ку льтурным и хозяйственным связи .Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов.

Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны.

В VI веке до н.э мудрец по имени Конфуций призывал китайцев человечности и уважению старших. Впоследствии его учение стало очень популярным и было назвал конфуцианством.

Конфуцианство – учение о добродетели .(запись в исторический словарь)

Объединение страны оказалось возможным только с наступлением железного века. Орудия труда усовершенствовались, население увеличилось, государственная власть и армии окрепли. В результате крупные царства подчиняли себе мелкие.

Чтобы защитить себя от врагов нужно было не только объединиться.

- Что ещё поможет государству защитить себя от врагов? (сильная армия)

И такая армия была создана.

Одним из крупных царств было царство - Цинь. Его правители создали сильную армию, вооружённую железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами и арбалётами (самострелами или улучшенными луками). Циньские воины были защищены доспехами, но не имели щитов: им полагалось нападать, а не обороняться. Вместо отрядов колесниц была организован а многочисленная конница, в армии введена строжайшая дисциплина.

Записываем в словарь определение

По его приказу срыли укрепления на границах прежних царств и страну поделили на 36 областей во главе с наместниками. Цинь Шихуан ввёл единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы и одинаковоенаписание иероглифов. Цинь Шихуана люто ненавидела многочисленная знать покорённых царств. Тогда он приказал переселить более 100 тысяч знатных семей в новую столицу — Саньян. Всех, кто выражал недовольство, казнили, а их родственников обратили в рабство. Вместо старой знати, передававшей свои должности по наследству, Цинь Шихуан возвысил чиновников, полностью зависевших от него.

На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Цинь Шихуан выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь, что его убьют. Он умер ещё не старым человеком.

Император Цинь Шихуана известен, не только объединение страны.

Что же археологи обнаружили? (В гробнице обнаружили: тысяч глиняных статуй конных и пе ших воинов в полном вооружении. Непобедимая армия ЦиньШихуана должна была охранять его и после смерти. )

И это ещё не всё!

Чтобы защитить государство император создал необычное сооружение и это была …… стена.

Это самый крупный архитектурный памятник, который когда-либо был возведён человеческими руками.

Вы хотите узнать об этом грандиозном сооружении?

Целевая установка для детей: ответить на вопросы письменно в тетради.

(ответы пишут в тетради)

1 . Какова протяженность укрепления?

2. Сколько метров высота стены?

3. Каким способом китайские воины передавали сигнал об опасности?

4.Сколько всадников и пеших воинов могло пройти по стене вряд?

Вывод: Великую китайскую стену называют ещё и "восьмым чудом света". Этот шедевр архитектуры таит в себе множество загадок. Кто знает, может кто- нибудь из вас отгадает загадку Китайской стены….

Государственные преобразования, содержание большой армии, невиданное по размаху строительство требовали огромных средств. Налоги и повинности возросли во много раз. Не уплативших налоги обращали в рабство. После смерти ЦиньШихуана в Китае начались волнения. династия Цинь была свергнута. Вожди восставших превратились в новую знать, а безродный староста маленькой деревушки стал основателем новой царской династии.

Ну а мы решили ещё одну учебную задачу.

Учитель напротив второго пункта крепит журавлика.

Игра: если утверждение верное – шагаем, неверное - хлопаем

6.Великое защитное сооружение – гробница.

3. 3. Изобретения древних китайцев.

А мы переходим к третьей задаче.

Занятия китайцев:

Давайте подумаем, чем могли заниматься древние китайцы, если они жили по берегам рек?

Изобретения китайцев.

Ни один наш день, не проходит без огромного количества изобретений, созданных много тысячелетий назад. Мы настолько заняты повседневными делами, что в суете не задумываемся о том, что этого могло и не существовать.

Давайте познакомимся с изобретениями древних китайцев. А поможет нам вот эта китайская коробочка.

Существует легенда, что однажды, когда китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца, с ветки тутового дерева, что красиво свисала тут же, в чашку неожиданно упал кокон бабочки. Острым, накрашенным, длинным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех давних пор прошло уже более пяти тысяч лет.

(Что же такое обнаружила императрица- ответ шелк)

Из паутинных мешочков (коконов), которые создают шелковичные черви, китайцы научились изготовлять шёлк , красивую и прочную ткань, которая высоко ценилась во всём древнем мире. Главный торговый путь через Азию, начинавшийся на севере Китая под защитой Великой Китайской стены, получил название Великий шёлковый путь.

В конце I тысячелетия до н.э. в Китае появилось другое замечательное изобретение — бумага. Её изготовляли из волокон бамбука, коры деревьев и тряпья. Их превращали в кашицу и заполняли ими специальную рамку с сетчатым дном. Форму встряхивали, при этом волокна переплетались, а лишняя вода стекала. Полученный лист бумаги сушили и прессовали. Так же Китайцам принадлежит немало выдающихся изобретений. Это компас, фарфор, порох и многое другое. Китайцы первыми в мире стали выращивать чай. Китайцы изобрели первыми бумажные день г и и игральных карт.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;смысловое чтение;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные : формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

5. Первичное закрепление.

Закрепление .

Теперь давайте выполним зад. 6 на стр.80

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древнего Китая?

Каждый ученик работает индивидуально в своей рабочей тетради.

Осуществляется проверка

Давайте посмотрим, ответили ли мы на все вопросы, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что вы запомнили сегодня на уроке?

- Что вас удивило?

- Как вы оцениваете личность императора?

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

7. Рефлексия деятельности

На новый год в Китае принято запускать воздушные фонарики. На столе у вас фонарики разных цветов (по степени сложности материала урока, учащиеся выбирают фонарик нужного цвета) Например: Красный-материал был слишком сложным и непонятным, желтый- у меня остались вопросы, зеленый- я всё понял и узнал много нового.

Ученики крепят фонарики на доску.

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки,

Инструктаж домашнего задание

параграф 20 вопросы устно.

Письменно в тетрадь: Почему Конфуция почитали китайцы?

Поразмышляйте над его высказыванием: Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

Напишите на доске слова и устно объясните их значение:

Перечисли, что из созданного индийцами в древности используется людьми и в наше время:

Познакомить учащихся с Древним Китаем, его обычаями, традициями.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_drevniy_kitay.doc 125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с древним Китаем, традициями и бытом его жителей.
2. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать коллективно, выделять главное.
3. Воспитывать интерес к истории.

Ход урока
I. Организационный момент Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:

Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу,
Следуя одному обету,
Говорите доброе слово!

Давайте скажем друг другу добрые пожелания

Быт древних китайцев.

Каждая семья имела свой храм предков либо небольшой алтарь с куклами, изображавшими предков, или с табличками, на которых были написаны красными иероглифами (письменный знак) по чёрному фону имена предков. О всяком крупном шаге в жизни нужно было спросить у них разрешения и благословения.

Для закрепления: Карточка с предложениями.

Дома древних китайцев были _________________________________. Главная одежда древних китайцев - _________________________________. ________________ и _______________ в Древнем Китае не стригли волос. Мужчинам всегда носили __________________________________________. Каждая семья имела храм __________________________________________.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

Словарная работа.
Великая Китайская стена — оборонительный вал, построенный китайцами от нападений гуннов.

На фоне слайдов - рассказ.

Великая китайская стена – одна из самых главных достопримечательностей Китая , символ Поднебесной, знакомый каждому иностранному туристу. Но, несмотря на то, что очертания Великой стены знакомы по многочисленными буклетам, атласам и путеводителям, историю возникновения этого чуда света знают далеко не все.

Работы, начатые по приказу Ши Хуанди, стали эффективным оборонительным сооружением. Как сказал впоследствии Чингисхан, "сила китайской стены велика настолько, насколько велика храбрость тех, кто обороняет ее".

Однако благодаря своей ширине – по гребню сооружения могли проехать конные всадники – Великая китайская стена выполняла важную функцию скоростной дороги. Часовые же, дежурившие в башнях, дымовыми сигналами передавали в столицу сведения о передвижениях вражеских войск.

Сегодня мнения расходятся: одни называют Великую китайскую стену замечательным достижением древнекитайского инженерного искусства. Другие считают ее постройку причудой тирана. В строительстве принимала участие пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Огромное количество рабочих не выдерживало тяжелых условий и погибало. Их трупы вместе с грунтом и заполняли внутреннюю часть Стены.

Легенда гласит, что если приложить к стене ухо, можно услышать жалобные голоса и стоны тех, кто погиб на постройке.

Если все материалы, использованные при постройке Великой Стены периода династии Мин, сложить в стену толщиной в один и высотой в пять метров, то ее длины хватит, чтобы опоясать Земной Шар. К этому стоит добавить тот факт, что Чан Чэн -- единственное из сотворенных человеком сооружений, которые можно разглядеть с поверхности Луны.

В настоящее время Великая Стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой ее участок около Пекина поддерживался в порядке - он служил своего рода "воротами в столицу".

В 1984 году стартовала программа по реставрации Великой Китайской Стены, финансируемая из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц.

На закрепление - Кроссворд

Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка. Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. Под страхом смертной казни было запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны.

На фоне слайдов - рассказ.

По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Как покровительнице шелководства, ей был посвящен отдельный храм. Каждую весну старшая жена императора собирала листья шелковицы и приносила их в жертву.

Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда. Требуется соблюдать большую осторожность, так как даже шум, сквозняк или дым могут нанести им вред, а также тщательно регулировать температуру и влажность в помещении.

А кормить червей можно только листьями дерева шелковицы, причем совершенно чистыми, исключительно свежими и сухими. Черви - весьма хрупкие создания, подверженные различным заболевания: целая колония может погибнуть буквально за одни сутки при недостаточно внимательном уходе.

В первых числах апреля из яичек вылупляются маленькие гусеницы, которые поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. З а 40 дней он достигают зрелого возраста и уже могут вить коконы.

Длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона путем так называемой размотки. Кокон состоит из шелковой нити и клея, скрепляющего эту нить. Чтобы его размягчить, кокон бросают в горячую воду. Так как нить одного кокона слишком тонка, как правило берут нити 4-18 коконов. Далее нити окрашивали и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения.

Более 2000 лет тому назад император У Ди направил своего посланца на запад, чтобы проложить дорогу, по которой пойдут караваны с шелком. Так появился Великий Шелковый путь.

Шелк был настолько дорогим, что его использовали и в качестве денег при расчетах.

Важнейшими изобретениями китайцев являлись бумага и печатное дело.

По преданию, изобретение бумаги - заслуга служителя императорского гарема Цай Луня, жившего во времена династии Восточная Хань (25-220 гг. н. э.), который впервые получил пригодную для письма и рисования бумагу. В хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь "сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору". С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук, а бумажное производство достигло гигантских масштабов. Изготовлялась как писчая бумага, сырьем для которой служили кора тутового дерева, рами, водоросли, так и различные изысканные сорта бумаги, для изготовления которой использовалась, например, кора сандалового дерева, придававшая ей стойкий аромат. Для бытовых нужд бумага делалась из риса или пшеничной муки (например, бумажные обои или туалетная бумага).

Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. Очень рано узнали они и о его свойстве указывать направление на север и на юг. Предположительно, компас был изобретен еще в III в. до н.э. Тогда компас имел вид магнитной ложки, которая могла вертеться вокруг своей оси и помещалась в центре прибора, являвшего собой деревянную или медную подставку, на которой ряд делений обозначал части света. Направление, которая указывала ложка, всегда было южным. Первоначальное название компаса: "ложка, управляющая миром". В тот период также применялся водяной компас: в чашку с водой помещали намагниченную стальную стрелку в форме рыбки длиной в 5-6 см. Стрелку могли намагничивать посредством сильного нагрева. Голова рыбки всегда указывала на юг. В дальнейшем рыбка претерпела ряд изменений и превратилась в компасную иглу.

К числу самых знаменитых изобретений китайцев относится также и порох. Известно, что уже в первые века нашей эры китайские алхимики умели получать взрывчатую смесь. Во времена династии Сунн был введен строгий запрет на вывоз сырья для приготовления пороха.

Где можно использовать порох?

В военном деле китайцы применяли порох сначала как начинку для зажигательных и взрывного действия.

Порох применялся и в быту. Так, например, порох использовался как дезинфицирующее средство во время эпидемий, при лечении ран и язв, порохом травили вредных насекомых.

Но, пожалуй, богаче всего фантазия китайских мастеров проявилась в создании и развитии ими богатейшей традиции пиротехнического искусства. По древним китайским поверьям, злые духи больше всего боятся громкого звука и яркого света. Поэтому, чтобы отпугнуть их, на Новый год во дворах домов жгли костры из бамбука, который в огне шипит и с треском лопается. Пороховые же заряды по силе производимого звука и света оказались вне конкуренции. Позднее китайцы научились делать разноцветные фейерверки, добавляя в порох различные вещества.

Издавна в Китае различали два стиля фейерверков: "гражданский", со сдержанным, но изысканным подбором цветов, и "военный", с яркими красками и громкими взрывами. Некоторые мастера достигали поистине совершенства в этом искусстве: мели изготавливать такие заряды, из которых при каждом взрыве поочередно возникали различные картины - пейзажи, гуляющие пары, букеты цветов, пожелания счастья, долголетия и благоденствия в виде иероглифов. Начиная с эпохи Сунн, пиротехнические зрелища стали одним из любимых развлечений китайцев в дни больших праздников. Эта традиция жива и поныне, хотя власти и пытаются ограничить использование т. н. "хлопушек" из-за имевших место несчастных случаев.

На закрепление – Задание

П _ _ _ Х Ш _ _ К

Б _ _ _ _ А К _ _ _ _ С

V. Итог урока Вопросы: 1. С какой новой древней цивилизацией сегодня познакомились? 2. Какие великие открытия были сделаны китайцами? 3. Как называется одно из великих чудес света, расположенных в Китае?

Цели урока: дать представление о природно-географических, климатических условиях Китая, хозяйственной и повседневной жизни, раскрыть историческую необходимость и причины возникновения китайских империй, рассмотреть влияние народа на государственность на примере восстаний; развивать навыки работы с текстом учебником, исторической картой, способствовать развитию образного, логического, критического, мышления, зрительной и слуховой памяти; воспитывать уважение и уважительное отношение к истории других народов.

Ожидаемые результаты урока:

После урока учащиеся смогут: называть время возникновения цивилизации в Китае, проявления могучей роли государства в Китае во времена Цинь Шихуанди, называть наиболее известных правителей Китая; определять, как природные условия влияли на жизнь людей в Китае; определять характерные признаки хозяйственной жизни в Китае; определять причины возникновения и упадка государства в Китае.

I. Организационный момент урока

Учитель. Очень хочется, чтобы каждый из вас показал свои знания на уроке.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель. Итак, мы отправляемся в путешествие. Путь впереди нелегкий, но я уверен, что мы его преодолеем.

Во время путешествия нам предстоит выяснить:

1) Где расположен Китай, охарактеризовать его географическое положение;
2) В чем заключались природные и климатические особенности этой страны;
3) Чем занимались китайцы.

Древний Китай возник в V тыс. до н. э., то есть VII тыс. лет назад.
В V-III тыс. до н. э. в Китае возникло несколько держав: Цинь, Чу, Ци, Хань, Вэй, Чжао, Янь. Самые интересные цивилизации Китая образовались в долинах крупных рек.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Мы с вами уже изучили ряд государств. Вспомним их и покажем на карте.

Работа с картой: найдите и покажите на карте Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия, Израиль.

Учитель: А теперь повторим термины и понятия, которые мы будем использовать во время урока.

Основные понятия

Цивилизация – страны и народы, которых объединяет определенный уровень экономического развития, духовная культура и традиции.
Государство – особый способ организации общества, созданного для поддержания внутреннего порядка, защиты от врагов. В неоднородном В неоднородном обществе государство обеспечивает господство одной группы населения на другие. Общество – совокупность людей, объединенных определенными отношениями и общей территорией.
Власть – право и возможность распоряжаться, управлять.
Частная собственность – форма собственности, при которой орудия труда и продукты труда принадлежат частным лицам.
Вельможа – знатный и состоятельный человек, занимающий высокую государственную или придворную должность.
Империя – государство, созданное из стран, покоренных государством-завоевателем, которую возглавляет император.

IV. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня мы начинаем изучение стран Востока. Я приглашаю вас в интересное путешествие во времени. Нас ожидает радость знакомства с новой страной. У меня в руках черный ящик. В ней интересные вещи с незнакомой страны. Ваша задача – быть внимательными на уроке и в конце урока определить, что лежит в этой шкатулке.
К нам пожаловали гости – жители этого государства.

Учитель. Это страна удивительных изобретений, которыми человечество пользуется и поныне, в частности шелка, бумаги, чая, фарфора, зубной щетки.

1-й и 2-й ученик. Из какой страны мы прибыли?

Учитель: А теперь задача господина Плутослова.

Поставьте буквы в правильном порядке и прочитайте слово: ТИКАЙ.

Соотнесите страны и название рек, протекающих по их территории.

1. Нил;
2. Хуанхэ, Янцзы;
3. Тигр, Евфрат.
А.Месопотамия;
Б.Египет;
В.Китай.

Ответ: 1 Б, 2 В, С А.

Работа с картой: найдите эту страну на карте и опишите ее по алгоритму.

1. Страна Китай.
2. Материк – Азия
3. Часть мира – Юго-Восточная Азия.
4. Моря, омывающие ее берега, – Желтое и Восточно-Китайское.
5. Реки Янцзы и Хуанхэ.
6. Надпишите на контурной карте реки и моря Китая.

Учитель. Мы прибыли на место, и на нас ожидают экскурсоводы-географы.

Природные и климатические условия Китая

– Что выращивали? (Рис, просо, сорго, ячмень, пшеницу)

Учитель. Китайцы тщательно скрывали секреты изготовления шелка. Кто пытался его вывезти, того казнили. Шелк использовали вместо денег. Лишь в средние века секрет был раскрыт, и шелк начали производить в Европе.
Также китайцы скотоводствовали: разводили быков, овец, лошадей для колесниц, свиней, домашнюю птицу. Среди ремесленников были медники, косторезы, каменщики, гончары, столяры.

Физкультминутка

  • Ли жу сун: стоим смирно, как сосна, ровно, высоко подняв голову, так стоит честный человек.
  • Цзо жу чхун: сидим как колокол, не облокачиваясь, не откинувшись лениво, как бездельник, а расправив плечи, выпятив грудь, вытянув шею.
  • Во жу гун: лежать как лук, изогнувшись дугой. Сохраняйте подвижность, чтобы в случае необходимости можно было мгновенно вскочить как стрела.
  • Цзоу жу фин: идти как ветер, стремительно и грациозно.

Хозяйство и повседневная жизнь

1. Как вы считаете, какими были основные занятия китайцев? (Оросительное земледелие)

Древнекитайские империи

1. Что такое государство?
2. Когда оно возникает?

Учитель. Как вы считаете, какие особенности природно-климатических условий Китая привели к появлению государства в Китае? (Теплый климат, плодородная почва, вода - источник жизни, залежи железной руды.)
Мы познакомимся на уроке с двумя империями – Цинь и Хань.

Государство Цинь, Хань

1. Годы существования
2. Основатель династии
3. Реформы
4. Причины упадка


Желтый император. Согласно китайской легенде, он стал родоначальником китайской цивилизации, изменил образ жизни древних китайцев. Они перешли от охоты к возведению домов, животноводства и выращивания сельскохозяйственных культур.

Работа с учебником: проработав текст учебника, скажите, кто такой деспот.

Учитель. 221 г. до н. э. в Китае была создана империя Цинь. Первый император династии Цинь – Цинь Шихуанди – провел ряд реформ с целью укрепления страны. Для обороны от кочевых племен было возобновлено строительство Великой Китайской стены. Цинь Шихуанди был жестоким правителем, за что его ненавидели все.
Поэтому после его смерти в 210 году до н. э. против династии Цинь вспыхнуло восстание. В 202 года до н. э. началось правление новой династии – Хань. Время правления этой династии длилось около 400 лет.

Строительство Великой Китайской стены

Китай был хорошо защищен на западе горами, на юге – джунглями, на востоке его территория выходила к океану. Лишь на севере простирались степи нынешней Монголии, где жили кочевые племена гуннов, с которыми всегда воевали китайцы. Чтобы защититься от кочевников, было начато строительство Великой Китайской стены.
Стену строили почти полмиллиона человек. Тысячами гибли здесь люди, тела которых замуровывали в стену. Вместо погибших сгоняли новых работников. Если во время строительства рабочий оставлял в стене щель размером с ноготь, его казнили – вот насколько серьезно относились к прочности и надежности этого сооружения. Из камня, земли, кирпича они построили стену с башнями на северных границах Китая.
Длина стены достигала – 6,5 тыс. км, высота – 7,5 м, ширина – 5,5 м. Ширина стены такая, что на ней могут стоять рядом 5 лошадей. Через каждые 2-3 км было построено 2,5 тыс. башен, с которых можно было увидеть приближение врага. Строительство и ремонт стены продолжался более тысячи лет. Мур частично сохранился и до сих пор. Говорят, что его видно даже из космоса.
В каждой башне держали припасы продовольствия, питьевой воды, инструменты для ремонта, оружие для стражи. Заметив малейшее движение в стане врага, часовые должны были поднять тревогу, передавая сигналы от одного сторожевого поста к другому, размахивая цветным флагом днем и разжигая огонь ночью. Таким образом, сигнал об угрозе преодолевал сотни километров за несколько часов.

V. Обобщение знаний

1. Какие реки протекают в Китае?

А. Инд и Ганг;
Б. Янцзы и Хуанхэ;
В. Тигр и Евфрат.

2. В какой части света расположен Китай?

3. На берегу какой реки возникли первые очаги цивилизации в Китае?

4. Относительно Египта и Месопотамии Китай расположен на.

А. … северо-западе от Египта;
Б. … западе от Ассирии;
В. … к югу от Междуречья;

6. Какой океан омывает восточное побережье Китая?

8. Какую достопримечательность китайской древности даже сегодня видно из космоса?

А. Великую Китайскую стену;
Б. Великие Китайские пирамиды;
В. Великий шелковый путь.

9. Изобретение китайцы скрывали от иноземцев?

10. Какое название получил торговый путь из Китая до Средней Азии на Запад?

А. Великий шелковый путь;
Б. Большой бамбуковый путь
В. Великий бумажный путь.

VI. Итоги урока

1. Что понравилось на уроке?
2. Какую работу выполняли с удовольствием?
3. А что мы привезли из Китая?
4. Что в черном ящике?
5. А что бы вы повезли в Китай из Украины?


Разработка урока познакомит учащихся с открытиями и изобретениями древней цивилизации, отметив, что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством.

Описание разработки

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с открытиями и изобретениями древней цивилизации, отметив, что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством;

2. Продолжить формирование умений счета лет в истории, правильно показывать на карте исторические объекты, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, формулировать несложные выводы.

3. Воспитывать интерес учащихся к культуре стран Древнего Китая.

карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. – 3 в.

Современная политическая карта мира.

Выставка детских рисунков по теме урока.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

А. Подготовка устного развернутого ответа по карточке. «Прочитайте высказывание, принадлежащие Конфуцию. Подчеркните те, с которыми Вы согласны, и обведите те, которые Вам понравились, показались особенно важными.

На основании прочитанного текста и сведений учебника расскажите, каким был Конфуций, в чем состояло его учение, какие высказывания актуальны в наши дни.

Б. Работа по ленте времени. Используя даты, указанные на ленте времени, подсчитайте: (См. Приложение №1)

А). В каком веке в Китае было создано учение Конфуция? Вспомните, какой великий

мудрец проживал в ту же эпоху в Индии?

Б). Сколько примерно столетий конфуцианские книги не могли быть записаны на

бумаге, если известно, что Конфуций жил в 5 - 4 вв. до н. э. , а бумага была изобретена

В. Устный ответ ученика по карточке.

На каждой парте лежит раздаточный материал для учащихся. Для активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать дополнительные вопросы по карте.

- Какие моря омывали Древний Китай?

- Какие реки протекали на территории Древнего Китая?

На разноцветной карте (См. Приложение. Карта №2) Вы, наверное, заметили много новых, но хорошо известных слов: бумага, Великая Китайская стена, воздушный змей, глиняная армия, арбалет многие другие. Ребята! Как Вы думаете, а эти слова относятся к теме нашего урока? (Ответы учащихся с места). Правильно! Трудолюбивый, смекалистый и талантливый китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры, науки и техники. Жители Древнего Китая были большими изобретателями. Они придумали множество вещей – от шелка и бумаги до компаса и пороха. Многие китайские изобретения по великому шелковому пути проникли в Европу. Бумага и книгопечатание улучшили обмен информацией, порох изменил способы ведения войны. А надежные корабли, оснащенные компасом, стали пригодны для дальних морских экспедиций. Бумажные деньги, часовой механизм, фарфор, шелк, тачки, фейерверки и воздушные змеи тоже появились в Китае. Итак, добро пожаловать в Древний Китай! Мы отправляемся в путешествие по Великой Китайской земле! Нас ждет знакомство с первым китайским императором, построившим Великую Китайскую стену, а также путешествие по Великому шелковому пути, интересными древними изобретениями, которые изменили мир.

Задача для учащихся: Какое значение для мировой истории имели изобретения древних китайцев?

4. Изучение новой темы.

А. Исторические личности.

В. Чудо - изобретения.

Г. Закрепление нового материала. Замысловатые китайские ребусы.

А. Исторические личности.

До 221 г. до н. э. Китай был разделен на царства, правители которых постоянно воевали друг с другом. В конце концов их подчинил себе властитель царства Цинь. Он объединил все царства и превратил Китай в империю, став первым императором. Цинь Шихуанди был одним из самых жестоких правителей Китая. Короткое правление Первого императора повлияло на всю китайскую историю.

Но этот безжалостный правитель считал себя великим человеком. Интересные факты из жизни первого китайского императора.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №30 г. Ульяновск

Разработал: учитель истории и обществознания

Щемилкина Людмила Александровна, 1 квалификационная категория


1. Познакомить учащихся с открытиями и изобретениями древней цивилизации, отметив, что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством;

2.Продолжить формирование умений счета лет в истории, правильно показывать на карте исторические объекты, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, формулировать несложные выводы.

3. Воспитывать интерес учащихся к культуре стран Древнего Китая.

Учебное оборудование:

карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – 3 в.

Современная политическая карта мира.

Выставка детских рисунков по теме урока.

1.Организационный момент. Приветствие учащихся.

А. Подготовка устного развернутого ответа по карточке. «Прочитайте высказывание, принадлежащие Конфуцию. Подчеркните те, с которыми Вы согласны, и обведите те, которые Вам понравились, показались особенно важными.

На основании прочитанного текста и сведений учебника расскажите, каким был Конфуций, в чем состояло его учение, какие высказывания актуальны в наши дни.

Б. Работа по ленте времени. Используя даты, указанные на ленте времени, подсчитайте: (См. Приложение №1)

А). В каком веке в Китае было создано учение Конфуция? Вспомните, какой великий

мудрец проживал в ту же эпоху в Индии?

Б). Сколько примерно столетий конфуцианские книги не могли быть записаны на

бумаге, если известно, что Конфуций жил в 5-4 вв. до н.э., а бумага была изобретена

В. Устный ответ ученика по карточке.

На каждой парте лежит раздаточный материал для учащихся. Для активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать дополнительные вопросы по карте.

- Какие моря омывали Древний Китай?

- Какие реки протекали на территории Древнего Китая?

На разноцветной карте (См. Приложение. Карта №2) Вы, наверное, заметили много новых, но хорошо известных слов: бумага, Великая Китайская стена, воздушный змей, глиняная армия, арбалет многие другие. Ребята! Как Вы думаете, а эти слова относятся к теме нашего урока? (Ответы учащихся с места). Правильно! Трудолюбивый, смекалистый и талантливый китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры, науки и техники. Жители Древнего Китая были большими изобретателями. Они придумали множество вещей – от шелка и бумаги до компаса и пороха. Многие китайские изобретения по великому шелковому пути проникли в Европу. Бумага и книгопечатание улучшили обмен информацией, порох изменил способы ведения войны. А надежные корабли, оснащенные компасом, стали пригодны для дальних морских экспедиций. Бумажные деньги, часовой механизм, фарфор, шелк, тачки, фейерверки и воздушные змеи тоже появились в Китае. Итак, добро пожаловать в Древний Китай! Мы отправляемся в путешествие по Великой Китайской земле! Нас ждет знакомство с первым китайским императором, построившим Великую Китайскую стену, а также путешествие по Великому шелковому пути, интересными древними изобретениями, которые изменили мир.

Задача для учащихся: Какое значение для мировой истории имели изобретения древних китайцев?

4. Изучение новой темы.

План урока:

А. Исторические личности.

В. Чудо - изобретения.

Г. Закрепление нового материала. Замысловатые китайские ребусы.

А. Исторические личности.

До 221 г. до н.э. Китай был разделен на царства, правители которых постоянно воевали друг с другом. В конце концов их подчинил себе властитель царства Цинь. Он объединил все царства и превратил Китай в империю, став первым императором. Цинь Шихуанди был одним из самых жестоких правителей Китая. Короткое правление Первого императора повлияло на всю китайскую историю.

Но этот безжалостный правитель считал себя великим человеком. Интересные факты из жизни первого китайского императора.

- символом Первого императора был дракон .

- императором были разработаны законы: письменность, календарь, система мер и весов, деньги – все стало единым для Китая. Даже расстояние между колесами повозок по всей страны было одинаковым.

- император решил, что его подданные не должны быть грамотными, и приказал сжечь все старые книги, в которых рассказывалось об истории властителей Китая. Император казнил более 400 ученых, в огонь даже были брошены сочинения Конфуция. Вопрос учащимся на смекалку и сообразительность. Подумайте, так ли правил властелин объединенного Китая Цинь Шихуанди, как учил Конфуций? Ответы учащихся с места.

- первый император мечтал о бессмертии. Он начал строить собственную гробницу еще до того, как стал императором. 700.000 рабочих возводили это сооружение целых 36 лет. Его гробницу оберегала армия терракотовых солдат, похожая на призраков. Хотя глиняная армия насчитывает более 7.000 воинов, среди них не найти даже двух с одинаковыми лицами. Ни одна фигура не повторяла другую. (См. Приложение №4).

Словарная работа: Записи в тетради. ТЕРРАКОТА - желтая или красная гончарная глина.

- чтобы никто не узнал, что хранилось в гробнице, рабочих умерщвляли и хоронили прямо в ней.

- Гробницу императора Цинь обнаружили только в 1974 г. В ней нашли более 7.000 воинов, которые в руках держали арбалеты, мечи и копья. Тут же хранились глиняные лошади и колесницы.

Словарная работа в тетради: АРБАЛЕТ – старинное метательное оружие в виде стального или деревянного лука.

- Во дворце императора Цинь была 1.000 спален. Каждую ночь он менял спальню, чтобы враги не могли отыскать его. На императора действительно 3 покушались. Император умер в 50 лет. Император скончался далеко от дома. Приближенные держали это в тайне и правили от его имени. Тело императора прятали в телеге с соленой рыбой.

- первый китайский император повелел возвести огромную стену.

Б. Путешествие во времени.

Летят над строением этим столетья,

Оно – не храм, и оно – не дым.

Сто суток, коня погоняя плетью,

Скачи – не объедешь его кругом.

Стоит оно вольно на светлом просторе,

Ни бури не свергли его, ни века.

Подошвой оно опускается в море,

Вершиной уходит под облака.

Воздвигнуто здесь не пустой похвальбою,

Оно укрывает народ за собою.

Подобного мир не видал никогда, -

И все ж это плод людского труда.

Некий мудрец предсказал Цинь, что строительство будет успешным, если под стеной похоронить мужчину по имени Ван. Первый Китайский император приказал разыскать человека с таким именем, умертвить и замуровать в стене.

Интересные цифры и факты.

- Великая Китайская стена – самая длинная стена в мире протяженностью - 3500 км, в высоту достигает 15 м и около 10 м в ширину. От нее отходит множество ответвлений, составляющих вместе еще около 2.800 км.

- рабочие начали строительство не на пустом месте. Они соединяли оставшиеся старые стены в одну, поэтому на возведение грандиозного сооружения ушло всего около 10 лет.

- строительство Великой стены отразилось в сказах, плачах и преданиях. Известно сказание о молодой и красивой Мэн Цзян – нюй, муж которой погиб во время строительства. Но она еще не знала о его гибели и отправилась к мужу сама – с теплой одеждой на зиму. Услыхав о его смерти, она так горько рыдала, что отвалилась та часть стены, под которой был погребен ее муж. Несчастье Мэн Цзян – нюй усугубилось еще и тем, что она понравилась императору, который захотел взять ее к себе. Притворно согласилась она на это предложение, чтобы достойно похоронить мужа, но потом бросилась в реку. Верить этому сказанию или нет, дело каждого, но оно осталось в памяти китайского народа.

- это одно из немногих творений рук человека, которые видны с Луны.

Если бы император Цинь присутствовал на строительстве Великой стены, он наверняка был бы удивлен при виде вещей, явно попавших в Древний Китай из другого времени. Творческое задание: отыщите на этом рисунке 10 исторических ошибок. (См.Приложение №6).

Ошибки: 1. Подъемный кран

2.современная зеленая тележка

5. изображение на флаге Святого Георгия Победоносца

6. красные туфли на каблуках

7. железная дорога

8. банкноты /бумажные деньги появились в Китае в 11 в./

9. игрушечные Эйфелева башня

10. игрушечная машинка

Б. Путешествие во времени. Великий шелковый путь.

Разгадайте ребус шелкопрядов. (См. Приложение №9). Эта картина кишит шелкопрядами. Сможете ли вы сосчитать их? Будьте внимательны. (Ответ: всего на картинке изображено 19 гусениц).

В. Чудо – изобретения.

Лемех плуга, хомут, узда, водяная мельница, тачка, компас, порох, фарфор, часовой механизм…. – все эти полезные вещи китайцы создали и начали применять гораздо раньше европейцев. На протяжении многих столетий технические изобретения китайцев были выше, чем у других народов.

А. Бумага. В 853 г. китайцы напечатали первую в мире книгу. (Считается, что бумагу изобрел императорский чиновник Цай Лунь в 105 г. н.э. Первые бумажные листы были изготовлены из волокон конопли. Позже для производства бумаги использовали кору шелковицы, бамбук, лен, рисовую солому. В Европе книгопечатание появилось лишь в 1455 году.

Б. Фарфор. Китайские мастера начали изготавливать фарфоровую посуду на 400 лет раньше, чем европейцы.

В. Бумажные деньги. Пользоваться бумажными деньгами, которые гораздо легче металлических монет, китайцы стали на 600 лет раньше жителей Европы.

Г. Магнитный компас – древнее китайское изобретение. Сначала компасы использовали при планировании городской застройки для правильного расположения новых домов – считалось, что оно должно гармонировать с природой. Позднее компас использовали в навигации.

Д. Воздушные змеи появились в Китае еще 3.500 лет тому назад. Они служили не только ради забавы. Один китайский полководец запускал воздушного змея, чтобы вычислить расстояние до неприятельского дворца. Строителям воздушные змеи помогали поднимать на крышу черепицу, а рыбакам – ловить рыбу.

Е. Зонт. благодаря китайцам мы можем не бояться дождика! Они изобрели зонтик более 3.000 лет тому назад. Сначала зонты делали из листьев растений или перьев птиц, а затем – из промасленной бумаги, которая не пропускала воду.

Китайский ученый изобрел порох случайно. Он пытался приготовить снадобье, которое давало бы бессмертие. Но смесь вдруг разорвалась и спалила ему бороду. Сначала древние китайцы применяли порох только для фейерверков. Но вскоре поняли, что его можно использовать и в сражениях. Они изобрели ракеты, пролетавшие до 200 м, а также гранаты и мины, которые взрывались, если на них наступали. Они также устраивали фейерверки в честь своих богов, а также на свадьбах /такая традиция сохранилась и в наши дни/ и даже похоронах.

Наше увлекательное путешествие в Древний Китай подходит к концу. А теперь постарайтесь проявить свойственную китайцам изобретательность и смекалку.

Г. Закрепление нового материла. Вопросы к викторине.

1. Китайцы изобрели:

А). шелк и фарфор; Б). ветряные мельницы; В). лимонад.

2. Арабские купцы называли порох:

А). китайским фарфором; Б). китайским снегом; В). китайским пеплом.

3. Первый китайский император был похоронен в гробнице вместе с армией:

А). из стекла; Б). дерева; В) глины.

А). от Китая до Италии; Б). от Китая до Великобритании; В). от Китая до Рима.

5. Великую Китайскую стену построил император:

А). Цинь; Б). Линь; В). Шинь.

6. Какие животные помогали строить Великую Китайскую стену:

А). Слоны; Б). Львы; В). Собаки

Сможете ли Вы отыскать в этом ребусе 12 слов, относящихся к Великой Китайской стене? (См. Приложение №10).

Д. Итог урока. Выставление оценок учащимся.

Е. Домашнее задание: 1. Прочитать №23 учебника Вигасина.

3. Для любознательных: «Представьте, что Вы – большой любитель древности и путешествий решили объехать все места обитания народов и цивилизаций Древнего Востока. Расположите названия этих стран в той последовательности, в которой они встречались бы Вам по дороге с запада на восток.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коммуникативных навыков у учащихся на уроке всемирной истории в 6 классе.

Тема: Древний Китай.

Класс: 6

Цель урока:

- познакомить учащихся с историей возникновения государства в Китае, с открытиями и изобретениями древней цивилизации, отметив, что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством.

Задачи урока:

- изучить историю китайского государства; познакомить с культурным наследием Китая.

- развить навыки самостоятельной работы, работы в группах с использованием материалов учебника и интернет ресурсов.

- воспитывать чувства интернационализма; интерес к предмету истории.

Тип урока: урок-путешествие

Методы урока: самостоятельная работа, работа в группах, ролевая игра.

Учебное оборудование:

*раздаточный материал опрос Д/З, закрепление

Ход урока.

1.Организационный момент.

Раздать авиабилеты с логотипом Турана. (Приложение 1.)

2. Опрос домашнего задания.

Мы находимся на высоте 3000м. Посмотрите в иллюминаторы, мы пролетаем над не менее интересной и загадочной страной Индией, о которой мы говорили на прошлых занятиях. Наш экипаж подготовил вам опросные листы (приложение 2)по истории Индии. Пожалуйста, впишите правильные ответы.

3.Изучению нового материала.

Будьте наготове, самолет идет на посадку.

Итак, добро пожаловать в Древний Китай! Мы начинаем путешествие по Великой Китайской земле! Нас ждет знакомство с первым китайским императором, построившим Великую Китайскую стену, знакомство с ВШП, с интересными древними изобретениями, которые изменили мир.

Нас встречает тур агентство Китая, которое нам в этом поможет.

Группа туристов изъявила желание, самостоятельно ознакомится с некоторыми страницами истории Китая. Они пойдут по своему маршруту.

А. А нам для начала предлагают познакомиться с картой Китая. Раздать карты (приложение 3).

- Какие моря омывали Древний Китай?

- Какие реки протекали на территории Древнего Китая?

В. Отлично, первоначальную информацию мы получили. А дальше сотрудники тур фирмы устроили для вас встречу с представителем конфуцианского монастыря. О чем же монах нам расскажет?

(Опережающее задание: презентация о Конфуции, о его учении.)

С. Вот и вернулись наши туристы, о чем же расскажут они нам?

Опережающее задание, презентации:

  1. Великий Шелковый путь.
  2. Великая китайская стена.

Д. Ребята мы сейчас ознакомились лишь с некоторыми страницами истории Китая. Представителям тур фирмы Китая, мы хотели бы уточнить, что вы еще знаете о Китае. Для этого мы подготовили вам черный ящик, в котором находятся разные предметы. Ваша задача определить, какие из них относятся к Китаю.

Черный ящик:

Бумага. В 853 г. китайцы напечатали первую в мире книгу. (Считается, что бумагу изобрел императорский чиновник Цай Лунь в 105 г. н.э. Первые бумажные листы были изготовлены из волокон конопли. Позже для производства бумаги использовали кору шелковицы, бамбук, лен, рисовую солому. В Европе книгопечатание появилось лишь в 1455 году.

Фарфор. Китайские мастера начали изготавливать фарфоровую посуду на 400 лет раньше, чем европейцы.

Бумажные деньги. Пользоваться бумажными деньгами, которые гораздо легче металлических монет, китайцы стали на 600 лет раньше жителей Европы.

Магнитный компас – древнее китайское изобретение. Сначала компасы использовали при планировании городской застройки для правильного расположения новых домов – считалось, что оно должно гармонировать с природой. Позднее компас использовали в навигации.

Воздушные змеи появились в Китае еще 3.500 лет тому назад. Они служили не только ради забавы. Один китайский полководец запускал воздушного змея, чтобы вычислить расстояние до неприятельского дворца. Строителям воздушные змеи помогали поднимать на крышу черепицу, а рыбакам – ловить рыбу.

Зонт. благодаря китайцам мы можем не бояться дождика! Они изобрели зонтик более 3.000 лет тому назад. Сначала зонты делали из листьев растений или перьев птиц, а затем – из промасленной бумаги, которая не пропускала воду.

Шахматы - Индия

Паровая машина – Англия

Глобус – Германия

Таким образом, мы можем сделать вывод, что трудолюбивый, смекалистый и талантливый китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры, науки и техники. Жители Древнего Китая были большими изобретателями. Они придумали множество вещей, которые по Великому Шелковому пути проникли в Европу.

4. Закрепление изученного материала.

К сожалению, наше путешествие завершается.

Займите свои места в самолете. Взлетаем.

Экипаж вновь подготовил вам опросные листы (приложение 4) по истории Китая. Выполните тестовые задания.

Спасибо, что были с нами. Обычно после зарубежной поездки, хочется увести с собой частичку этого государства, в котором побывал. Поэтому на память мы вам подготовили открытки (приложение 5) с достопримечательностями Китая.

5. Выставление отметок.

- После проверки двух работ, будет выставлена совокупная отметка за урок всем ученикам.

Читайте также: