Конспект урока премудрый пескарь 10 класс

Обновлено: 01.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- систематизировать знания о средствах сатирического заострения образа;

- содействовать развитию навыка текстового анализа сатирического произведения;

- способствовать умению связывать образы и идеи классической литературы с современностью, помочь понять специфику юмора и сатиры;

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности, урок творчества и развития речи.

Основной метод: стимулирование творческой деятельности.

Форма урока: творческая мастерская как часть коммуникативно-творческой работы.

Живость боли и непрерывное ее

ощущение служит источником живых

Жил – дрожал, и умирал – дрожал.

Салтыков-Щедрин.

1.Орг. момент

2. Мотивация

3. Актуализация опорных знаний

1. Тематика сказок.

В сложном идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы. Какие?

сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы;

выявление пороков общества

восхваление поведения и психологии интеллегенции

изображение жизни народных масс в царской России;

изображение благополучной жизни народа;

обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

2. Верно ли
а) В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки. +

б) Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. +
в) В сказках, умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках. +

д) Весь сказочный цикл пронизывает стихия слез -
е) Язык сказок в основном научный, с использованием публицистической -лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

ж) Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины ХIХ в. +

3. В основе сказок С.-Щедрина лежат образы птиц, рыб, животных и отточенная народная мудрость; содержание народных сказок даёт нам представление о медведе, зайце, щуке, вороне как о уже сложившемся характере. Каком? Установите соответствия
Медведь (глупый, неуклюжий)
Лиса (коварная, хитрая)
Заяц (боязливый, трусливый)
Щука (хищная, прожорливая)
Волк ( жадный, жестокий)
Осёл (беспросветно тупой)

4. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха. Какие? Дайте определение этим понятиям:

Установите соответствия
Юмор – ( смех сочувственный, дружеский, добрый)
Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).
Сарказм – ( язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).

5. Почему для своих сатирических обличений писатель избрал форму сказки? Обведите верное утверждение

1) Чтобы в пору реакции, чтобы обмануть цензурую

2) Простому народу сказка понятна и близка.

Кто же эти дети? Не те ли взрослые, которые ещё нуждаются в поучении, кого надо воспитывать, кому надо открыть глаза на жизнь?

3). Ф-ма сказки отвечает задачам писателя, т.к. доступна неискушённому читателю, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность. В борьбе с цензурой Салтыков- Щедрин обращается к эзоповой речи.

4. Целеполагание

Работа с эпиграфами:

- Объясните смысл фраз С-Щедрина.

- Какой эпиграф лишний? А лишний ли? Из какого произведения взяты слова?

Цели: Попытаемся разобраться в замысле С.-Щ.

Определим его гражданскую позицию.

Ответим на вопрос: насколько актуально это произведение на сегодняшний день.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

То есть, к концу урока мы постараемся прийти к выводу: так это или нет. Согласиться или опровергнуть это предположение.

5 . Первичная проверка восприятия

- Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (письменно)

6. Анализ сказки.

2) Работа над заглавием сказки

Как вы понимаете смысл заглавия? Словарная работа

Пескарь – маленькая речная рыбка из семейства карповых.

– Вспомните заветы отцов своим детям в других классических произведениях.

Мне завещал отец, во-первых,
угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

– С какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря? (Чичиковская – приобретательская позиция, молчалинская – позиция карьериста, завет отца Петра Гринёва – это призыв жить по законам чести и нравственности)

5) К какой русской пословице близка обывательская мораль пискаря? (Моя хата с краю. А такая позиция была крайне ненавистна человеку, гражданину, писателю Салтыкову-Щед рину)

7) Какая жизненная программа раскрывается в словах автора, обращённых к умирающему пискарю? (Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему лишает человеческую жизнь всякого смысла. Писатель призывает: живи так, чтобы давать людям свет и тепло, и это сделает тебя счастливым).

8) Каков финал жизни пискаря?

9) Обратимся к названию сказки. Подберите синоним к слову премудрый. (Умный, толковый, разумный, рассудительный)

– В прямом или переносном смысле использует этот эпитет Салтыков-Щедрин? (В устах автора этот эпитет звучит насмешливо, язвительно, иронично)

10) В разных изданиях вы можете встретить пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте? (Подчеркнуть ничтожность существа, которое только и заботится о своей жизни)

4)Составление кластера-ассоциации

hello_html_m135ea207.jpg

5) Подчёркивая связь сказки с действительностью, Щедрин соединяет элементы фольклорной речи и современные понятия. Докажите это (по вариантам)

Итог урока.
-- Какие философские проблемы ставил и решал в этом пр-и автор?

Работа с эпиграфом

Какие были у него радости?

Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?

Кто слышал о нём?

Кто об его существовании вспомнит?


– В чём смысл и назначение человеческой жизни? К каким идеалам он должен стремиться?

-- Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?

Образ мелкой жалкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, как

нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя: молчит, как

рыба; нем, как рыба.

Заполнить слепую схему

Цель: показать, в чем смысл жизни и назначения человека

Цель жизни: Черты:

беречь свою распостылую глупость, трусость,

Прочитайте стихотворение поэта ХХ века А.Прокофьева и ответьте на вопрос: с какой целью поэт использует щедринский образ пескаря?

Премудрый карасик

Плывёшь, премудрый мой карасик?

Плыви, коль плыть тебе дано.

В подготовительном ты классе

Сидишь, дружок, давным-давно.

Чуть-чуть не классик,

А всё сидишь, как на мели,

Плыви, плыви, злодей- карасик,

Чуть плавниками шевели!

Опять лениво заметался,

И что ты там не говори,

Опять воды ты наглотался,

Везде пускаешь пузыри.

Потом лежишь в унылом тлене,

По-прежнему угрюм и зол,

И вдруг узнал я, что от лени

Ты на кроссворды перешёл.

Прошу тебя, карасик милый,

Ты не суди и не судачь,

Опять прудок твой запрудило,

И протолкни скорей беседу,
И если хочешь, повтори –

О встрече с бабкой или дедом,

Чтоб веселились пескари!

Заключительное слово учителя . Опираясь на народную мудрость, используя богатство

Рабочая карта урока

Цели: попытаемся разобраться в______________________________________________________________

Ответим на вопрос: насколько _______________________________________________________________.

Живость боли и непрерывное ее

ощущение служит источником живых

Жил – дрожал, и умирал – дрожал.

Салтыков-Щедрин.

1. Тематика сказок.

В сложном идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы. Какие?

сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы;

выявление пороков общества

восхваление поведения и психологии интеллегенции

изображение жизни народных масс в царской России;

изображение благополучной жизни народа;

обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

2. Верно ли (+ или -)
1) В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.
2) Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях.
3) В сказках, умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.
4) Весь сказочный цикл пронизывает стихия слез
5) Язык сказок в основном научный, с использованием публицистической -лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
6) Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины ХIХ в.

3 . В основе сказок С.-Щедрина лежат образы птиц, рыб, животных и отточенная народная мудрость; содержание народных сказок даёт нам представление о медведе, зайце, щуке, вороне как о уже сложившемся характере. Каком? Установите соответствия
Медведь (хищная, прожорливая)
Лиса (коварная, хитрая)
Заяц (беспросветно тупой)
Щука (глупый, неуклюжий)
Волк ( жадный, жестокий)
Осёл (боязливый, трусливый)

4. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха. Какие? Дайте определение этим понятиям:

Установите соответствия
Юмор – (язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение)
Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).
Сарказм – (смех сочувственный, дружеский, добрый).

5. Почему для своих сатирических обличений писатель избрал форму сказки? Обведите верное утверждение

1) Чтобы в пору реакции, чтобы обмануть цензурую

2) Простому народу сказка понятна и близка.

3) Форма сказки отвечает задачам писателя, т.к. доступна неискушённому читателю, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность. В борьбе с цензурой Салтыков- Щедрин обращается к эзоповой речи.

3. Анализ сказки.

П и скарь –

Премудрый – (синонимы) –

Самостоятельная работа в паре

2) Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделённую обывательскими чертами? – Только ли здесь стремление обмануть цензуру?

– Что значит слово обыватель ?

3) Какой завет оставляет своему сыну старый пискарь?

– Вспомните заветы отцов своим детям в других классических произведениях.

Мне завещал отец, во-первых,
угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

– С какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря?

4) Как следовал завету отца премудрый пискарь?

5) К какой русской пословице близка обывательская мораль пискаря

6) К какой формуле сводится вся биография пискаря?

7) Какая жизненная программа раскрывается в словах автора, обращённых к умирающему пискарю?

8)Каков финал жизни пискаря?

9) Обратимся к названию сказки. Подберите синоним к слову премудрый.

– В прямом или переносном смысле использует этот эпитет Салтыков-Щедрин?

10) В разных изданиях вы можете встретить пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Философский смысл бытия: зачем жить? как жить?

(Учитель русского языка и литературы Жаркая Лариса Анатольевна

Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с.Малета)

Цель урока : показать, в чем смысл жизни и назначение человека.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности.

Методические приемы: поисковый, исследовательский, эвристический, сопоставительный.

Формы работы:ииндивидуальная, коллективная, в паре.

Приветственное слово учителя.

Доброе утро, ребята! Пожелаем друг другу хорошего настроения и рабочего настроя. Я верю, что сегодня на уроке у нас все получится. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Спасибо.

-Как вы думаете, какая самая трудная профессия?

-Скажите, в чем заключается актуальность и злободневность прочитанных вами сказок?

(Ребята высказывают предположения)

-Хорошо. Почти верно. Я прочитаю вам притчу, а вы обдумайте её содержание и содержание сказки и сформулируйте тему урока.

Жизнь мчалась семимильными шагами, а следом семенила Судьба и уговаривала:

- Да не беги ты так, горе ты моё, сил уже нет никаких! Тут за бугром будет поворот, замечательный поворот, такие повороты мало кому достаются. Припасла я для тебя, от других оторвала. Буквально из зубов вырвала. Но жизнь то ли не слышит, то ли о чем-то задумалась и бежит мимо поворота.

- Ты что делаешь?-надрывается Судьба. – Я ж для кого старалась? Такой поворот! Ты учти, такие повороты дважды не даются!

А жизнь чешет дальше, на Судьбу не оглядываясь.

-Поворот! – кричит Судьба.

-Да вот я смотрю, что-то мы с стобой пропустили.

- Пропустили! – подбоченилась Судьба.- Нет, вы только на неё посмотрите! А кому я говорила, кому кричала, кому плакала навзрыд ?

- Что ты имеешь в виду? – спрашивает Жизнь, приходя в себя и собираясь бежать дальше.

- А то. Теперь чего оглядываться? Поздно. Повороты назад у нас не предусмотрены.

Жизнь, как водится, со скандалом. Как, да почему?! Они все такие, жизни, им сразу все подавай. Потом заплакала. Как же это она все пропустила? Стала жаловаться на судьбу. А кому жаловаться. Взяла себя в руки. Утерлась, приободрилась.

- До каких поворотов? Судьба аж сплюнула.- Тьфу на тебя! Ты погляди, на чем ты сидишь: это же могила!

- Прокомментируйте, пожалуйста, смысл притчи.

- Как смысл притчи связан со сказкой?

- Попробуйте сформулировать тему урока?

-Серьезная тема? Запишите в тетрадь.

- Исходя из темы урока. Попробуйте поставить задачи урока, что мы должны узнать, выяснить, определить.

- Итак, ключевое слово в нашей теме – Жизнь. Какие ассоциации, связанные с этим словом, возникают у вас? (Борьба, счастье, семья. )

А если рассматривать с точки зрения пескаря? (страх, тоска, трусость, глупость. )

- А вы чего-то боитесь в жизни? А наш герой боялся?

- Давайте познакомимся с героем сказки и его жизнью детально. Итак, Премудрый пескарь. Почему на роль главного героя писатель берет образ рыбки? (она нема, холодна, изворотлива, скользка)

- Подберите эпитеты к слову премудрый ( умный, мудрый, разумный, толковый, рассудительный, т.е. обладающий здоровым умом)

- А антонимы? (глупый, неумный, несообразительный, бестолковый)

-Почему же автор называет его премудрым? Как называется этот приём в литературе?

(Ирония. В устах писателя это звучит ядовито, насмешливо, язвительно)

- Как в продолжение сказки меняется значение слова премудры й? Какие определения получает пескарь в глазах рыб? (остолоп, дурак, срамец)

- Знаем значения этих слов? Почему его так называют? (наверное, все зависит от характера)

- Какие черты характера пескаря вы определили?

- Как он жил, какие враги у него были?

- Какую роль сыграли в его жизни поучения отца? Что он намотал себе на ус?

- Ваше отношение к этому?

- В каких художественных пролизведениях встречаются заветы отцов своим детям? Есть ли в них что-то общее?

- К какой формуле свелась вся жизнь пескаря? (Жил -дрожал и умирал-дрожал)

-Пескарь умирает. и пред самой смертью вдруг понимает, что для продолжения пескарьего рода нужно было. Что было нужно? (Любовь.. Семья)

- Какая жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря? (Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет дал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел? Кто слышал о нем? кто вспомнит о его существовании?)

- Каков ответ? О чем заставляют задуматься эти вопросы? (о смысле жизни)

- Каких людей высмеивает автор? Какова его позиция? (по тексту)

- Осуждает автор пескаря или жалеет?

Режиссер Валентин Караваев в 1979 г. снял мультфильм по сказке . Я предлагаю посмотреть отрывок и ответить на вопрос:

-Есть ли такая сцена в сказке писателя?

- Зачем режиссер вводит эту сцену в мультфильм? Каких людей он хотел показать? (бойтесь равнодушных людей. Только с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства. Трусость перерастает в подлость и предательство)

- Ребята, есть ли такие пескари в нашей жизни? Что вы о них скажете?

- Какие черты в пескаре вам наиболее неприятны?

Работа в паре. Работа в тетради.

-Прокомментируйте эти ценности.

- В чем смысл и назначение человеческой жизни должны быть по вашему мнению? Та же схема, но уже ваши ценности.

- Чему научила вас эта сказка? Что вы взяли для себя лично?

-Вернемся к теме урока и ответим, знаем ли мы ответы на вопросы?

Каждый из вас творец своей судьбы, своей жизни. Сегодня мы не ставим точку на этой проблеме, так как будем говорить ещё не раз, изучая творчество достоевского, Толстого, Чехова и др.

Я благодарю вас за работу на уроке. Надеюсь, сегодня наш урок что-то заложил в ваших душах и заставил задуматься над такими важными вопросами. Я желаю вам найти свою дорогу жизни, самый счастливый её вариант и идти по ней легко и радостно. А если будут препятствия, поблагодарите их за проверку на стойкость.

Выставление оценок.

Д/З (на выбор)

Лексико-орфографическая работа:

Интеллигенция – социальный слой из работников умственного труда.

1) идеологическое течение, отстаивавшее свободу буржуазии;
2) излишняя снисходительность, попустительство, бездеятельность.

Реакция – политика жёсткого подавления революционного движения и общественного прогресса.

2. Аналитическая беседа с учащимися:

– Вспомните заветы отцов своим детям в других классических произведениях.

Мне завещал отец, во-первых,
угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

– С какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря? (Чичиковская – приобретательская позиция, молчалинская – позиция карьериста, завет отца Петра Гринёва – это призыв жить по законам чести и нравственности)

5) К какой русской пословице близка обывательская мораль пискаря? (Моя хата с краю. А такая позиция была крайне ненавистна человеку, гражданину, писателю Салтыкову-Щед рину)

7) Какая жизненная программа раскрывается в словах автора, обращённых к умирающему пискарю? (Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему лишает человеческую жизнь всякого смысла. Писатель призывает: живи так, чтобы давать людям свет и тепло, и это сделает тебя счастливым).

8) Каков финал жизни пискаря?

9) Обратимся к названию сказки. Подберите синоним к слову премудрый. (Умный, толковый, разумный, рассудительный)

– В прямом или переносном смысле использует этот эпитет Салтыков-Щедрин? (В устах автора этот эпитет звучит насмешливо, язвительно, иронично)

10) В разных изданиях вы можете встретить пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте? (Подчеркнуть ничтожность существа, которое только и заботится о своей жизни)

3. Составление кластера


– Связь с фольклором
– Гипербола и гротеск
– Аллегоричность, иносказательность
– Сочетание достоверного и фантастического
– Политическая острота, резкие социальные контрасты
– Сочетание комического и трагического
– Сатирическая направленность

5. Синквейн

Салтыков-Щедрин
Суровый, беспощадный
Критикует, осмеивает, иронизирует
Писатель обличает общественные пороки
Сатирик

6. Обобщающая беседа

1) Каковы основные причины обращения Салтыкова-Щедрина к жанру сказки?

– Какие возможности открывал перед ним этот жанр?

2) Можно ли сказки Салтыкова-Щедрина назвать баснями в прозе? (Да, действующие лица – животные, содержат мораль)

3)Устарели ли сказки Салтыкова- Щедрина? – В чём вы видите сходство сказок Салтыкова-Щедрина и миниатюр современных сатириков, например Жванецкого и Задорнова? (Критика общественных пороков)

7. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?
– Что было непонятно? Вызвало затруднения?
– Что было интересно?
– Оцените свою деятельность на уроке.
– Довольны ли вы своей работой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование ключевых компетенций: критической, информационной, коммуникативной, речевой через работу с художественным текстом.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тексты сказки; портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, карточки с заданиями по группам, раздаточный материал с пословицами для учащихся

1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы с вами попытаемся проникнуть в творческую лабораторию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, чьё творчество относят к числу особо сложных.

Не секрет, что за именем скрывается противоречие.

(обращение к эпиграфу, размещенному на доске)

Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья. (Н.А. Некрасов)

Итак, сегодня каждый из присутствующих сможет сформировать собственное представление о великом мастере слова.

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Работа с названиями сказок.

• Перечислите название сказок Салтыкова- Щедрина

О чем сказки Щедрина? (Много политических терминов, то есть эти сказки связаны с политикой, жизнью общества, вопросами этики, морали человеческого общежития).

III. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени.

1) Что такое сказка? Что побудило Салтыкова-Щедрина создавать жанр сказки?

Предполагаемый ответ: Сказка была понятна и близка простому народу. К ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры, ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции. Каждая сказка Салтыкова-Щедрина посвящена определенному общественному явлению.

Когда написаны сказки Салтыковым-Щедриным? ( )

4) Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель-сатирик берется напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой.

Эти категории вечны. Разговор о них актуален и в настоящий момент.

IV. Самостоятельный анализ художественного текста сказки

* Смысл заглавия сказки.

- Подберите синонимы к этому слову. (Умный, мудрый, башковитый, толковый и т.п.)

- А какие антонимы? (Глупый, бестолковый, несообразительный, дурак.)

Какие эпизоды сказки вам запомнились, показались интересными?

С текстом сказки вы знакомы, поэтому, думаю, справитесь с заданием

• Нравственные проблемы, поднимаемые Щедриным.

Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить. Вспомним и приведём в соответствие автора, произведение и завет, взятый из этих произведений. (работа в группах, затем озвучиваем)

* Жизненная позиция премудрого пескаря.

А какой наказ дали пескарю?

• Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря?

Задание: прочитайте пословицы, какие их них выражают жизненную позицию пескаря? Отметьте(затем озвучиваем)

(работа в группе)

Пословицы. Карточка №1

Пословицы. Карточка №2

Итак, главный мотив пескариного завета – предостерегающий от массы жизненных опасностей и невзгод, призывающий заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии.

Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? (Безразличных, равнодушных людей.) Каков их главный порок? (Равнодушие.)

Что вы скажете об этой мысли?

- Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте!

V. Итог урока. Рефлексия.

Предполагаемый ответ: Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

Можно ли назвать такое жалкое прозябание жизнью?

Домашнее задание

Повторить изученное, подготовиться к проверочной работе

1. Хочешь жить – умей вертеться.

2. Моя хата с краю.

3. Иди вперед, а оглядывайся назад.

4. Берегись бед, пока их нет.

5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.

6. Осторожность – лучше прибыли. (украинская)

7. Береги себя пуще глазу.

8. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)

9. Жизнь не ждёт – проходит. (марийская)

10. Был, не был, а и след заглох.

1. Береженого и Бог бережет

2. Будь ниже травы, тише воды.

3. Голова не карниз, не приставишь.

4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.

5. Глупец и на родине в плен попадает. (китайская)

6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески. (мордовская)

7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил. (греческая)

8. Уши выше лба не растут.

9. С сильным не борись.

10. По рогожке следует протягивать ножки.

Цель: формирование ключевых компетенций: критической, информационной, коммуникативной, речевой через работу с художественным текстом.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тексты сказки; портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, карточки с заданиями по группам, раздаточный материал с пословицами для учащихся

1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы с вами попытаемся проникнуть в творческую лабораторию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, чьё творчество относят к числу особо сложных.

Не секрет, что за именем скрывается противоречие.

(обращение к эпиграфу, размещенному на доске)

Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья. (Н.А. Некрасов)

Итак, сегодня каждый из присутствующих сможет сформировать собственное представление о великом мастере слова.

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Работа с названиями сказок.

• Перечислите название сказок Салтыкова- Щедрина

О чем сказки Щедрина? (Много политических терминов, то есть эти сказки связаны с политикой, жизнью общества, вопросами этики, морали человеческого общежития).

III. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени.

1) Что такое сказка? Что побудило Салтыкова-Щедрина создавать жанр сказки?

Предполагаемый ответ: Сказка была понятна и близка простому народу. К ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры, ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции. Каждая сказка Салтыкова-Щедрина посвящена определенному общественному явлению.

Когда написаны сказки Салтыковым-Щедриным? ( )

4) Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель-сатирик берется напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой.

Эти категории вечны. Разговор о них актуален и в настоящий момент.

IV. Самостоятельный анализ художественного текста сказки

* Смысл заглавия сказки.

- Подберите синонимы к этому слову. (Умный, мудрый, башковитый, толковый и т.п.)

- А какие антонимы? (Глупый, бестолковый, несообразительный, дурак.)

Какие эпизоды сказки вам запомнились, показались интересными?

С текстом сказки вы знакомы, поэтому, думаю, справитесь с заданием

• Нравственные проблемы, поднимаемые Щедриным.

Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить. Вспомним и приведём в соответствие автора, произведение и завет, взятый из этих произведений. (работа в группах, затем озвучиваем)

* Жизненная позиция премудрого пескаря.

А какой наказ дали пескарю?

• Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря?

Задание: прочитайте пословицы, какие их них выражают жизненную позицию пескаря? Отметьте(затем озвучиваем)

(работа в группе)

Пословицы. Карточка №1

Пословицы. Карточка №2

Итак, главный мотив пескариного завета – предостерегающий от массы жизненных опасностей и невзгод, призывающий заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии.

Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? (Безразличных, равнодушных людей.) Каков их главный порок? (Равнодушие.)

Что вы скажете об этой мысли?

- Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте!

V. Итог урока. Рефлексия.

Предполагаемый ответ: Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

Можно ли назвать такое жалкое прозябание жизнью?

Домашнее задание

Повторить изученное, подготовиться к проверочной работе

1. Хочешь жить – умей вертеться.

2. Моя хата с краю.

3. Иди вперед, а оглядывайся назад.

4. Берегись бед, пока их нет.

5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.

6. Осторожность – лучше прибыли. (украинская)

7. Береги себя пуще глазу.

8. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)

9. Жизнь не ждёт – проходит. (марийская)

10. Был, не был, а и след заглох.

1. Береженого и Бог бережет

2. Будь ниже травы, тише воды.

3. Голова не карниз, не приставишь.

4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.

5. Глупец и на родине в плен попадает. (китайская)

6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески. (мордовская)

7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил. (греческая)

8. Уши выше лба не растут.

9. С сильным не борись.

10. По рогожке следует протягивать ножки.

Читайте также: